48060

Методика подготовки к семинарским занятиям

Научная статья

Педагогика и дидактика

Приступая к подготовке к семинару по конкретной теме студент должен подробно изучить соответствующий раздел программы курса где в самом сжатом виде определены основные вопросы дана их последовательность а также указана рекомендованная учебная литература основная и дополнительная. Завершающий этап подготовки к семинарам – это ответы на проверочные вопросы и выполнение тестовых заданий которые помогут правильно осмыслить изученный материал и проверить приобретенные знания. Если пройдены все этапы самостоятельной работы то на семинаре Вы...

Русский

2013-12-15

37.5 KB

5 чел.

Методика подготовки к семинарским занятиям

В процессе самостоятельной подготовки к семинарам студент может пользоваться различными источниками. К главным из них относятся: учебная программа, лекции по соответствующей теме, учебники и учебные пособия, планы семинарских занятий.

Начало самостоятельной работы – это ознакомление с учебной программой. Приступая к подготовке к семинару по конкретной теме, студент должен подробно изучить соответствующий раздел программы курса, где в самом сжатом виде определены основные вопросы, дана их последовательность, а также указана рекомендованная учебная литература (основная и дополнительная). После подготовительной работы следует повторить материал лекции и прочитать планы семинарских занятий.

Продолжение самостоятельной работы – это изучение темы семинара по учебникам и учебным пособиям. Студент обязательно должен пользоваться наряду с лекционным материалом учебниками и учебными пособиями. Это важно и необходимо, так как в них ряд вопросов раскрыт более подробно, чем на лекции. Кроме того, лекция – это не пересказ учебника, поэтому эти два источника расширяют кругозор, пополняют базу знаний.

При изучении конкретной темы по учебнику (или учебному пособию) принципиальное значение имеет умение правильно читать текст. В процессе чтения необходимо вырабатывать самостоятельные суждения, принимая или отвергая те идеи, которые изложены в учебниках. Остерегайтесь при этом пустых отрицаний, приводите аргументы, демонстрируйте на семинарах умение подтверждать свою позицию фактами, авторитетными соображениями специалистов. Порой попытка отвергнуть те или иные положения учебника ведет к их более глубокому пониманию и принятию их как истинных.

Наряду с основным материалом при подготовке к семинару можно пользоваться дополнительными источниками: специальной научной, научно-популярной, справочной, публицистической литературой, а также материалами, размещенными в глобальной сети Интернет. Это определяющий этап самостоятельной работы, он очень сложен и важен так как самостоятельные суждения по изучаемой проблеме формируются именно здесь, в том числе в Вашем умении работать с научной литературой.

Вам предстоит также поиск по каждой теме статей в научных журналах, например, в таких, как «Мировая экономика и международные экономические отношения».

Публикуемые в периодической печати статьи и сообщения содержат четко и профессионально скомпонованный теоретический материал, отличаются оперативностью информации, обилием новых фактов и цифровых данных. При изучении материалов периодики обратите внимание на последние события, используйте актуальные фактические данные и статистические обзоры.

Выбор статьи, относящейся к исследуемой теме, лучше делать по последним в году номерам, где дан весь перечень статей, изданных за год. Если такая статья найдена, целесообразно сделать ее аннотацию, т.е. краткое (в шести - десяти строках) изложение, выделив только самое существенное в статье. Аннотация имеет двоякую цель:

1) помогает изучить тему;

2) обеспечивает подготовку к работе на семинаре, в том числе и к докладу.

После изучения основной и дополнительной литературы по конкретной теме наступает самый творческий этап подготовки к семинарским занятиям – самостоятельное обдумывание материала. На этом этапе окончательно осваивается материал, информация приобретает форму знаний, а продолжение этого процесса приводит к вызреванию и формированию выводов. Если по какому-либо вопросу существуют различные точки зрения, вы должны выбрать наиболее приемлемую и аргументировано отстаивать ее при обсуждении на семинаре.

Завершающий этап подготовки к семинарам – это ответы на проверочные вопросы и выполнение тестовых заданий, которые помогут правильно осмыслить изученный материал и проверить приобретенные знания.

Если пройдены все этапы самостоятельной работы, то на семинаре Вы сможете углубить понимание темы, задавая содержательные вопросы, отвечая на контрольные вопросы и вопросы других студентов, участвуя в дискуссии по различным научным проблемам, решая задачи и выполняя упражнения, готовя доклады и принимая в них участие.

Одной из форм самостоятельной работы при подготовке к семинару является написание докладов. В докладе рассматриваются вопросы, выходящие за рамки учебного плана и представляющие не только учебный, но и научный интерес.

Нужно иметь в виду, что время доклада на семинаре, как правило, ограниченно до 10 минут.

Для доклада общепринятой является следующая форма: вступление, где обосновывается актуальность темы, формулируется цель сообщения; основная часть, включающая постановку проблемы и раскрытие путей ее исследования; и заключение, в котором формулируются выводы. Вполне уместно при подготовке доклада высказывание своего мнения, показ особенностей своего подхода к анализу излагаемой проблемы.

Если же после семинарского занятия у студента остаются невыясненные вопросы, то следует пойти на консультацию к преподавателю, чтобы уточнить данные вопросы. Сделать это нужно до экзамена. Но вопрос тоже нужно подготовить и задать правильно.

К общим подходам формулировки вопроса относятся умение построить вопрос четко в соответствии с темой, сосредоточить и выразить главную мысль в вопросе и построить вопрос в определенной композиционной (структурной) форме. Эти подходы призваны обеспечить содержательность, стройность, грамотность и глубину вопроса.

Правильно формулировать вопросы Вас научат учебники и учебные пособия, где в конце каждой главы есть вопросы для самопроверки.

доцент                                                  С. Акентьев