4807

Проблемы и перспективы правового обеспечения страхования жизни в Украине

Реферат

Налоговое регулирование и страхование

Данный реферат посвящен теме правовое обеспечение страхования в Украине. Данная тема является актуальной, поскольку правовое обеспечение страхования Украины необходимо знать каждому гражданину, так это непосредственно касается каждого. Прав...

Русский

2012-11-27

73 KB

8 чел.

Введение

Данный реферат посвящен теме правовое обеспечение страхования в Украине. Данная тема является актуальной, поскольку правовое обеспечение страхования Украины необходимо знать каждому гражданину, так это непосредственно касается каждого.

Правовое обеспечение страхования составляют принимаемые законодательные и нормативные акты, регулирующие страховую деятельность, как в целом, так и по отдельным ее направлениям.

Закон Украины «О страховании» имеет 5 основных разделов:

- в первом разделе устанавливается главный понятийно-терминологический аппарат;

- второй раздел Закона регулирует порядок проведения страхования;

- третий раздел определяет условия обеспечения платежеспособности страховщиков и имеет важное значение;

- четвертый раздел определяет принципы государственного надзора за страховой деятельностью;

- пятый раздел предусматривает регулирование таких общих моментов, как учета международного права, порядок и этапы применения определенных норм и т.д.

Целью данной работы является изучение сущности правового обеспечения страхования в Украине. В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить правовое обеспечение страхования;

- раскрыть проблемы и перспективы правового обеспечения страхования жизни в Украине.


1 Правовое обеспечение страхования в Украине.

Система правового регулирования страховой деятельности содержит нормы, определенные:

- Конституцией Украины;

- Международными соглашениями, которые подписала и ратифицировала Украина;

- Гражданским кодексом Украины;

- Законами и постановлениями Верховной Рады Украины;

- Указами и распоряжениями Президента Украины;

- Декретами, постановлениями и распоряжениями Правительства Украины;

- Нормативными актами (инструкции, методики, положения, приказы), которые принято министерствами, ведомствами, центральными органами исполнительной власти и зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины;

- Нормативными актами органа, который согласно законодательству Украины осуществляет надзор за страховой деятельностью;

- Нормативными актами органов местной исполнительной власти в случаях, когда отдельные вопросы регулирования страховой деятельности были делегированы этим органам по решению Президента или Правительства Украины;

- Отдельными нормативными актами бывшего СССР и УССР, которые не были отменены законодательством независимой Украины.

Конституция Украины, принятая 28 июня 1996, определила, что исключительно законами Украины устанавливаются принципы создания и функционирования финансового рынка (статья 92), а Кабинет Министров Украины обеспечивает осуществление финансовой политики (статья 116). Итак, Конституция Украины установила общие нормы правового регулирования финансовой политики, одной из составляющих которого является обеспечение расчета страхового дела.

Законодательное регулирование страховой деятельности в Украине имеет определенную историческую специфику, которая ощутимо сказывается на всей системе правового обеспечения.
В бывшем Советском Союзе не было базового закона, который регулировал бы порядок осуществления страховой деятельности. Поскольку страховую деятельность осуществляли исключительно учреждения Госстраха и Индержстраху, не имевших полностью самостоятельного статуса, то не было необходимости определять законодательные нормы в отношении прав и обязанностей этих субъектов. Отдельные аспекты страховой деятельности регулировались постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР, нормативными документами Госстраха СССР и Укргосстраха.

В течение 1992-1993 годов в большинстве независимых государств, образовавшихся после распада бывшего СССР, были приняты законодательные акты по вопросам страхования.
Летом 1992 Укргосстрах с участием ведущих страховых компаний, образованных в период 1990-1992 годов, подал в Кабинет Министров Украины первый проект Закона «О страховании», направленный на согласование позиций нескольких причастных к страхового дела министерств и ведомств. В декабре 1992 года этот проект после согласования повторно был внесен на рассмотрение Кабинета Министров Украины. Поскольку согласно решению Верховной Рады Украины в этот период Правительство получил право издавать декреты, которые имели статус законов, данный проект был принят как декрет в мае 1993 года.

Декрет Кабинета Министров Украины «О страховании» стал фактически первым базовым законодательным актом, который обеспечил системное правовое регулирование страховой деятельности. Этот Декрет определил базовые термины и понятия, связанные со страховой деятельностью (рынком страховых услуг).

Декрет "О страховании" мог рассматриваться лишь как промежуточный законодательный акт. Главный его недостаток состоял в том, что здесь была сделана попытка совместить противоречивые положения: с одной стороны, «Госстраха» принципы осуществления страховой деятельности, базировавшихся на планово-административной экономике, а с другой - принципы страхования в условиях рынка. Например, Декрет предусматривал осуществление страховых выплат за счет страховых резервов, что соответствовало рыночным принципам, не определяя финансового механизма формирования этих резервов, и чисто административно ограничивал Пересчеты в резервы 50% страховых платежей. Кроме того, Декрет надлиберально запрещал государству вмешиваться в деятельность страховых организаций и одновременно определял государственный орган, ответственный за состояние развития страхового рынка. И таких противоречий было немало.

Итак, с развитием рыночной экономики в Украине появилась потребность принять новый законодательный акт, который полностью регулировал бы понятийный аппарат, а так же и порядок осуществления страховой деятельности (давно применяемый в развитых странах).

6 марта 1996 Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О страховании» (далее - Закон), в который 4.10.2001 г. Верховной Радой внесены изменения и дополнения. Он является главным законодательным актом в этой области в нашем государстве.
Закон Украины «О страховании» имеет 5 основных разделов.

В первом разделе устанавливается главный понятийно-терминологический аппарат: определяются такие базовые понятия, как страхование, страховщики, страхователи, объекты и виды страхования, формы страхования, страховые риски и страховые случаи, страховая сумма, страховое возмещение, страховые платежи и тарифы, соцстрахования, перестрахование, объединение страховщиков, страховые агенты и страховые брокеры и некоторые другие.
Центральное место в этом разделе занимают нормы, определяющие требования к страховщику при его создании и регистрации, а также порядок осуществления обязательного страхования. В частности, этим Законом в Украине устанавливается особый механизм, когда виды обязательного страхования могут определяться только этим Законом, а не другими законодательными актами. При этом Кабинету Министров Украины предоставляется право регулировать порядок проведения каждого вида обязательного страхования при условии, что этот вид предусмотрено Законом.

Второй раздел Закона регулирует порядок проведения страхования: определяет требования к договорам и правилам страхования и соответствующей валюты, устанавливает обязанности страховщиков и страхователей в каждой конкретной ситуации. Важность законодательных норм, предусмотренных настоящим разделом, заключается в том, что они с максимальной полнотой отражают особенности договорных отношений, прав и обязанностей сторон в сфере страхования. Фактически конкретизируются общие нормы гражданского права в этой сфере.

Третий раздел определяет условия обеспечения платежеспособности страховщиков и имеет очень важное значение. Именно здесь подается финансовый механизм осуществления страховой деятельности, устанавливаются определенные ограничения относительно возможности принятия обязательств и определяются общие принципы аудита страховщика. Важными статьями этого раздела есть те, где говорится о порядке формирования и виды страховых резервов как технических, так и по страхованию жизни. Ряд статей регулирует вопросы, касающиеся создания гарантийных фондов, порядка учета и отчетности.

Четвертый раздел определяет принципы государственного надзора за страховой деятельностью. Этим разделом определен орган, который осуществляет государственный надзор за страховой деятельностью (сейчас эту работу выполняет Министерство финансов Украины), и установлена его права и функции. В этом разделе приведен порядок лицензирования страховой деятельности, обеспечивающий правовое регулирование работы страховщиков на страховом рынке. Закон конкретизирует, в частности, особенности ликвидации, реорганизации и санации страховщиков, что позволяет контролировать их после того, как они прекратят свою деятельность.

Заключительный, пятый раздел предусматривает регулирование таких общих моментов, как учета международного права, порядок и этапы применения определенных норм и т.д.
Когда Закон был принят, Правительство внедрил ряд подзаконных актов, в частности постановлений и распоряжений, регулирующих отдельные вопросы осуществления страховой деятельности.

Так, отдельным постановлением Правительства определен порядок регулирования системы перестрахования в Украине. В частности, предусматривается, что страховщик, перестраховывая у нерезидента свои обязательства, должна учитывать определенные ограничения, а именно: он может осуществлять такое перестрахование только при наличии у нерезидента лицензии от своего отечественного органа страхового надзора, при отсутствии нарушений в течение определенного времени и в случае выполнения ряда других требований.

Принято также постановление правительства относительно правового регулирования деятельности посредников - брокеров и агентов на страховом рынке. Прежде предусматриваются определенные требования по регистрации брокеров, ограничения деятельности посредников, в частности относительно возможности приема средств страхователя на собственный счет, сроков заключения договора страхования со стороны посредников, некоторых других моментов.
Отдельным постановлением Правительства определены особенности функционирования обществ взаимного страхования.

Постановлениями Правительства регулируется порядок осуществления каждого вида обязательного страхования. Отдельным постановлением определяются предельные размеры расходов на ведение дела при осуществлении обязательного страхования, а также регулируются вопросы создания государственных и национальных страховых компаний и обязательных объединений страховщиков.

Распоряжениями Правительства подаются отдельные поручения по проведению экспериментов в области страхования. С помощью распоряжений могут решаться и отдельные вопросы регулирования тарифов, условий договоров и т.п., когда это не противоречит законам Украины.

Нормативными актами министерств и ведомств - инструкциями, положениями, методиками, приказами, которые регистрируются в Министерстве юстиции, детализируются те или иные законодательные нормы. Это, прежде всего, касается тех вопросов, которые относятся к сфере регулирования нескольких ведомств. Например, такими актами регулируется порядок ведения бухгалтерской и статистической отчетности страховщиков, осуществление со стороны таможенных или правоохранительных органов общего финансового и страхового надзора. Иногда такими актами утверждаются методики расчета страховых тарифов. Совместными актами устанавливается и порядок регистрации страховщиков в системе различных ведомств.
Нормативные акты, их выдает орган, уполномоченный осуществлять контроль над страховой деятельностью, являются обязательными для страховщиков. Этими актами (приказами, распоряжениями, решениями коллегии) устанавливаются:

- во-первых, инструкции и методики по осуществлению отдельных видов деятельности;

- во-вторых, меры воздействия на страховщиков за выявленные нарушения - предписания, остановки, ограничения и отзыва лицензии;

- в-третьих, требования к отчетности и учета;

- в-четвертых, порядок регистрации, лицензирования, исключение из реестра, ликвидации и реорганизации;

- в-пятых, порядок осуществления обучения, подготовки и переподготовки кадров для страхового рынка.

Так, к важнейшим действующих нормативных актов бывшего Укрстрахнадзора принадлежат:

- методика расчета резервов в случае страхования жизни;

- инструкция по лицензированию страховщиков, положения о филиалах и обособленные представительства страховщиков;

- положения по регулированию размещения страховых резервов и некоторые другие документы.

Нормативные акты местных органов исполнительной власти, как правило, имеют предписывающий характер, очерчивая, в рамках определенных административных единиц особенности выполнения мероприятий, определенных правительственными или ведомственными документами. Это могут быть разъяснения относительно проведения любых экспериментов, особенностей муниципального страхования. В связи с отнесением большинству вопросов по регулированию страховой деятельности на общегосударственный уровень роль правовых актов местной власти в страховой отрасли незначительная.

2 Проблемы и перспективы правового обеспечения страхования жизни в Украине

Рассмотрим особенности страхования жизни:

- страховые выплаты по договорам личного страхования осуществляются независимо от суммы, которую может получить застрахованное лицо по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению, и суммы, которая может быть ему уплаченная как возмещение убытков;

- страховщики, которые осуществляют страхование жизни, обязаны вести персонифицированный учет договоров страхования жизни;

- страховая сумма не устанавливается для страхового случая, если предусмотрены регулярные, последовательные страховые выплаты в виде аннуитета;

-  указанная в договоре страхования жизни величина гарантированного инвестиционного дохода не должна превышать 4% годовых;

- обязательства сторон по договорам страхования жизни могут быть определены как в национальной валюте Украины, так и в свободно конвертируемой валюте или расчетных единицах, которые определяют фактический размер обязательств страховщика на дату возникновения или выполнения этих обязательств;

- в случае досрочного прекращения действия договора страхования жизни страховщик выплачивает страхователю выкупную сумму;

- страховщик имеет возможность предоставления кредитов страхователям в размере выкупной суммы.

Далее рассмотрим требования к страховщикам жизни:

- минимальный уставный фонд–1,5 млн. EURO;

- сертификация актуариев;

- методика формирования резервов;

- перечень активов в структуре резервов установлен законом;

- резервы по страхованию жизни не являются собственностью страховщика и не входят в ликвидационную массу;

- компания по страхованию жизни не может заниматься рисковыми видами страхования;

- ограничения по инвестированию средств в уставные фонды других страховщиков.

Статистикастрахования жизни за 2004 г.

Суммасобранных премий

186,9 млн. грн.

Суммастраховых выплат

11,8 млн. грн.

Общаясумма активов СК жизни

749,8 млн. грн.

Общаясумма резервов по страхованию жизни

161,9 млн. грн.

Количествозастрахованных граждан

3,1 млн. чел.

Доляпремий собранных первой тройкой страховщиков

56,3%

Проблемы правового обеспечения страхования жизни в Украине:

- неопределено разделение между видами страхования жизни, а соответственно и резервами по страхованию;

- не определено четко участие страховых компаний в пенсионной реформе и пенсионном обеспечении;

- требуется определение договора страхования жизни, а соответственно и определение его существенных условий – срок действия, условия наследования и перехода прав собственности;

- требует четкого определения в законодательном поле такое понятие как коллективное (групповое) страхование жизни.

Перспективы правового обеспечения страхования жизни в Украине:

- новая редакция Закона “О страховании” – с учетом требований рынка и развития национальной экономической системы;

- внесение изменений в законодательные акты для определения условий участия страховых компаний в реформировании пенсионной системы Украины (II-йуровень пенсионной системы);

- создание условий для равноправного участия страховых компаний в пенсионном страховании (III-йуровень пенсионной системы);

- определения дополнительных требований к договорам страхования жизни и и установление требований к методике расчета выкупных сумм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный реферат был посвящен теме правового обеспечения страхования в Украине. В нем были решены следующие поставленные задачи:

- изучено правовое обеспечение страхования;

- раскрыты проблемы и перспективы правового обеспечения страхования жизни в Украине.

Конституция Украины, принятая 28 июня 1996, определила, что исключительно законами Украины устанавливаются принципы создания и функционирования финансового рынка.

Законодательное регулирование страховой деятельности в Украине имеет определенную историческую специфику, которая ощутимо сказывается на всей системе правового обеспечения, которую мы и рассмотрели в данном реферате.

Система правового регулирования страховой деятельности содержит нормы, определенные: Конституцией Украины, Международными соглашениями, которые подписала и ратифицировала Украина, Гражданским кодексом Украины, Законами и постановлениями Верховной Рады Украины, Указами и распоряжениями Президента Украины, Декретами, Нормативными актами и т. д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Закон Украины «О страховании» от 07.03.1996г.
  2.  Гражданский кодекс Украины
  3.  Положение КМУ «Об осуществлении операций перестрахования»
  4.  Балакирева В. Страхование ренты и пенсии. Финансы, №6, 1998
  5.  Оганесян М. Долгосрочное страхование жизни. Денежки, №2, 1998
  6.  Основы страховой деятельности: Учебник/Отв. ред. проф. Т.А.Федорова. – М.: Издательство БЕК, 2001. – 768 с.
  7.  Страхование: Учебное пособие/ В.А. Сплетухов, Е.Ф.Дюжиков. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 312 с.
  8.  Страхование: Учебник для вузов / В.В. Шахов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 311 с.
  9.  Страхование / под ред В.В. Шахова - М: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997"
  10.  Страхування: Підручник. 2-ге видання" / Керівник авт. колективу і наук, ред. С. С. Осадець, 2002
  11.  Янчишен В.// Нормативное регулирование дельности страховых организаций в Украине // Підприємництво, господарство і право. -1997. -№2, с.12-17


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40407. Предыстория объединения 77.04 KB
  под эгидой Пруссии был заключенТаможенный союз куда вошли Пруссия Бавария Саксония и другие государства. Королевство Пруссия Ядром Пруссии стало Маркграфство Бранденбург которое образовалось в XII веке на славянских землях бодричей и лютичей между Эльбой и Одером в результате экспансии немецких рыцарей на восток. В 1618 году в результате династического брака сына маркграфа Бранденбурга и дочери герцога Пруссии из другой ветви Гогенцоллернов образовалось наследственное владение БранденбургПруссия. ВТридцатилетней войне относительно...
40408. Австро-венгерское соглашение 1867 года (Австро-венгерский компромисс) 34.97 KB
  kiegyezés договор заключённый 15 марта 1867 годамежду австрийским императором ФранцемИосифом I и представителями венгерского национального движения во главе с Ференцем Деаком в соответствии с которым Австрийская империя преобразовывалась в дуалистическую монархию АвстроВенгрия. Создание АвстроВенгрии было способом преодоления затяжного кризиса империи вызванного подъёмом национальных движений народов страны укреплением национальных элит военными поражениями в австроиталофранцузской 1859 года и австропрусской 1866 года войнах...
40409. Зависимость от Испании 1580—1640 456.5 KB
  Иберийская или пиренейская уния современное обозначение династической унии корон Испании и Португалии в 1580 1640 годах. Приход к власти Габсбургов в Португалии После того как в 1578 году молодой португальский король Себастьян I сложил голову при ЭльКсарэльКебире правящая Ависская династия оказалась на грани угасания. Он обеспечил португальское представительство в управлении единым государством позволил Португалии сохранить собственные законы и денежную единицу; одно время даже обсуждалась идея переноса столицы в Лиссабон. Династия...
40410. Венский конгресс 1814—1815 гг. 24.67 KB
  Гумбольдт Францию Шарль Морис де ТалейранПеригор Португалию Педро де Соуза Гольштейн де Палмела Решения Европа после Венского конгресса Все решения Венского Конгресса были собраны в Заключительном акте Венского Конгресса. В результате конгресса сложилась Венская система международных отношений и был создан Священный союз европейских государств имевший целью обеспечение незыблемости европейских монархий.
40411. Вестфальская система международных отношений 51.36 KB
  Назревание войны Аугсбургский религиозный мир 1555 на время завершил открытое соперничество лютеран и католиков в Германии. Периоды войны. Ход войны Чешский период 1618 1625 23 мая 1618 оппозиционные дворяне во главе с графом Турном выбросили из окон Чешской канцелярии в ров королевских наместниковВильгельма Славату Мартиницу и их секретаря Фабриция Вторая пражская дефенестрация.
40412. Война́ за незави́симость США 38.68 KB
  В том же 1765 году в НьюЙорке собрался Конгресс против штемпельного сбора представлявший собою большую часть колоний; он выработал Декларацию прав колоний. В 1767 году Англия обложила таможенными пошлинами ввозимые в американские колонии стекло свинец бумагу краски и чай; затем когда ньюйоркское законодательное собрание отказало в субсидии английскому гарнизону английский парламент ответил отказом в утверждении каких бы то ни было постановлений ньюйоркского законодательного собрания пока оно не смирится; в то же время министерство...
40413. Война́ за австри́йское насле́дство 115.2 KB
  Претензии сторон После смерти императора Карла VI 20 октября 1740 года его старшая дочь Мария Терезия вступила согласно постановлениюПрагматической санкции во владение всеми землями австрийской монархии но её наследственные права стали оспариваться с разных сторон а одновременно с тем заявлены были и разные другие притязания. Прусский король Фридрих II Великий прежде всех воспользовался этим случаем чтобы заявить древние права своего дома на силезские герцогства Лигниц Волау Бриг и Егерндорф и в декабре 1740 годавступил в Силезию....
40414. Английская революция XVII века 262.06 KB
  Гражданская война Начало войны Большое число роялистов присоединилось к армии короля. Один из офицеров парламентской армии Оливер Кромвель обратил внимание на вражескую кавалерию. Солдаты Армии нового образца получали должную военную подготовку и в бою вели себя очень дисциплинированно. Раньше офицерами становились солдаты из благополучных и знатных семей но в Армии нового образца они выдвигались по службе по мере своих заслуг на поле боя и боевых качеств.
40415. Буржуазные революции и национально-освободительные движения в 20-е годы XIX века в Европе 58.93 KB
  Буржуазные революции в Испании Португалии и Италии были вызваны притязаниями буржуазии на власть и ее борьбой против абсолютизма восстановленного после краха наполеоновской империи. Хотя обстановка в этих странах в годы Реставрации существенно различалась в Италии антифеодальные преобразования революционного и наполеоновского периода в основном остались в силе тогда как в Испании и Португалии феодальные устои общества не были поколеблены вспыхнувшие здесь буржуазные революции имели некоторые общие специфические черты. Революции в...