48146

Литературоведение как наука. Методология литературоведения

Конспект

Литература и библиотековедение

Психоанализ в литературоведении и примеры психоаналитической интерпретации литературного произведения. Принципы анализа интерпретации и описания текста художественного произведения. Анализ литературного произведения. Художественный образ и целостность литературного произведения.

Русский

2013-12-07

107.5 KB

32 чел.

Планы-конспекты содержания лекционных занятий

для студентов дневной формы обучения

I. Литературоведение как наука.

Методология литературоведения.

  1.  Предмет и задачи литературоведения. Науки литературоведческого цикла (лекция -2 часа)

Литературоведение как филологическая наука. Филология – «служба понимания» (С.Аверинцев). Общественное предназначение литературоведения. «Языки» культуры и проблема их адекватного освоения.

Предмет литературоведения. Оценка современных определений предмета литературоведения с точки зрения их адекватности самому предмету («литература», «художественная литература», «словесность, имеющая эстетическое значение», «художественная словесность» и др.). Эстетическое и художественное. Значения термина «художественность». Исторический характер границ и критериев художественности.

Литературоведение и негуманитарные науки (социология, точные науки). Литературоведение и гражданская история. Литературоведение и лингвистика. Литературоведение и искусствознание. Специфика литературоведения.

Науки литературоведческого цикла. Теория литературы, ее состав и задачи. Значения термина «поэтика». Историческая поэтика в кругу других наук и литературоведческих дисциплин. История литературы. Литературоведение и литературная критика. Задачи литературной критики. История литературы. Вспомогательные дисциплины. «Базовый» характер вспомогательных дисциплин. Текстология, ее задачи и понятийно-терминологический аппарат («атрибуция», «редакция текста» и пр.). Академическое издание, его принципы. Значения термина «эвристика». Понятие литературной мистификации. Палеография. Стилистика. Библиография.

  1.  Основные направления и школы отечественного и зарубежного литературоведения (лекция – 2 часа)

Методология литературоведения. Академические школы в литературоведении. Мифологическая школа в европейском и российском литературоведении, ее традиции в ритуально-мифологической критике XX века. Культурно-историческая школа, ее способы описания и объяснения фактов словесного творчества. Биографический метод в литературоведении. Образцы подхода к литературному произведению и творчеству писателя с позиций биографического метода. Психологическая школа и ее трактовка произведений словесности. Литературоведение ХХ века. Психоанализ в литературоведении и примеры психоаналитической интерпретации литературного произведения. Формальная школа в России. Центральные понятия в категориальном аппарате русских формалистов. Искусство как «деланье вещи» (В.Б. Шкловский) в работах формалистов. Социологический метод в литературоведении и критике. Структурализм в европейском и российском литературоведении. Понятие структуры. Рецептивная эстетика. Ю.М. Лотман о приоритете внелитературного фактора для академического литературоведения в анализе словесного творчества и «возвращении» литературоведения XX века к идее самостоятельной ценности произведений искусства.

  1.  Принципы анализа и описания произведений художественной словесности. Вводное (установочное) занятие (практ. занятие – 2 часа)

Содержание и формы работы. Принципы анализа, интерпретации и описания текста художественного произведения. Оценка и понимание произведений художественной словесности. «Точное» и «неточное» знание. Диалектика субъективного и объективного в «непосредственном» и аналитическом восприятии словесного творчества. Критерий «глубины понимания» (М.Бахтин). Анализ литературного произведения.

II. Словесное художественное творчество как вид искусства

  1.  Искусство как форма общественного сознания (лекция – 2 часа)

Искусство в кругу других форм общественного сознания (наука, религия, право, мораль и т. д.) и форм жизнедеятельности (игра, труд, язык). Пути определения функций искусства в философской эстетике. Концепция искусства-«мимесиса». Идея творческой (преобразовательной) функции искусства в эстетике романтизма. Концепции искусства-«познания». Примеры объяснения специфики и назначения искусства через воспитательную, гедонистическую, коммуникативную, аксиологическую функции. Концепции искусства-«игры» (И.Кант, Ф.Шиллер, Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга). Идея несамостоятельного, «прикладного» характера искусства (Платон), попытки ее реализации в художественной культуре (Маяковский и проч.). Полифункциональность искусства в сопоставлении со «специализацией» других форм общественного сознания и форм жизнедеятельности. Происхождение искусства. Искусство и миф. «Семантическое тождество при различии форм» (О.М. Фрейденберг) как закон мифологического мышления. Понятие синкретизма. Значения термина «синкретизм» в работах А.Н. Веселовского. «Синкретичность» поэтической образности на ранних этапах развития словесного творчества. Образный параллелизм и сравнение. «Субъектный синкретизм» (С.Н. Бройтман) в фольклоре. Предмет искусства – «идея всеобщей жизни» (Гегель). Искусство как «целостное духовное самоопределение» (Г.Н. Поспелов).

  1.  Художественный образ в словесном творчестве (лекция – 2 часа)

Искусство и наука. Художественный образ и понятие (конкретное, индивидуальное и общее в художественном образе и понятии). Определение художественного образа. Структура художественного образа и его объем (границы художественного образа в произведении). Художественный образ и целостность литературного произведения. «Часть» и «целое» в произведениях искусства. «Механический» и «органический» типы целостности в сравнении с произведением искусства.

Теория поэтического образа в работах А.А. Потебни. Понятие «внутренней формы». «Образные» и «безобразные» слова. Тропы. Содержание понятия «поэтическая образность» у А.А. Потебни. «Внутренняя форма» произведения словесного творчества как условие его восприятия.

Произведение как средство общения. Знаковый характер идеологического творчества. Понятие знака и знаковой системы. Типы знаков (индексальные или условные, знаки-символы, иконические) и знаковых систем. Национальные языки как знаковые системы. Семиотика (семиология) – наука о знаковых системах. Отношения внутри знаковых систем. Понятие текста. Знак и художественный образ. Контекстуальность смысла художественного образа. Текст и художественное произведение.

  1.  Категория художественного образа в анализе произведений

художественной словесности (практ. занятие – 2 часа)

Художественный образ и речевая образность. Нетождественность содержания понятий «троп» и «художественный образ». Слово-образ и слово-знак. Преодоление в художественном словесном образе знаковой природы слова.

Способ описания «координат» целостности литературного произведения через его фрагмент. Образ мира, образ персонажа, образ события, образ времени и пространства, «образ языка» (М.М. Бахтин) в литературном произведении. «Звукообраз» в образной системе произведения. Анализ литературного произведения.

III. Литературное произведение

  1.  Художественное время и художественное пространство

в словесном творчестве (лекция – 2 часа)

Понятия художественного времени и художественного пространства. Художественное время и художественное пространство как «важнейшие характеристики художественного образа» (И. Роднянская). «Внутренний мир» литературного произведения. Герой и мир в произведении. Специфика художественного времени и художественного пространства в искусстве, их отличие от физического пространства и времени. Типы и формы времени и пространства в словесном творчестве. Символико-аллегорические, эмблематические образы времени и пространства в художественной культуре. Категория события. Проблема определения границ «событийности» в литературном произведении. Гегель о целеполагающем характере события. Значение термина «событие» в работах Ю.М. Лотмана. Событие как «динамическое начало сюжета» (Н.Д. Тамарченко). Событие и ситуация в сюжете литературного произведения. Понятие хронотопа в исследованиях М.М. Бахтина. Хронотоп героев и хронотоп автора. Субъектная и объектная сферы в произведении. «Изображенный» и «изображающий» хронотопы. Сюжетное и жанровое значение хронотопа.

  1.  Художественное время и художественное пространство в анализе

литературного произведения (практ. занятие – 2 часа)

Описание в предложенном тексте литературного произведения типов и форм художественного времени и художественного пространства как смысловых «координат» художественного образа. «Картина» изображенного в произведении миропорядка и ее разнокачественные сферы, «семантические поля» (Ю.М. Лотман). «Хронотопичность» героев литературного произведения, деталей предметного мира, ситуаций и событий. Анализ литературного произведения.

  1.  Содержание, форма и материал в художественной словесности

(лекция – 2 часа)

Специфика искусства и проблема содержания формы и материала в словесном художественном творчестве. Соотносительность категорий «форма» и «содержание». Общее представление о «внешней» и «внутренней» сторонах литературного произведения. Гегель о содержании и форме в искусстве. Форма произведения как комбинация «приемов» в работах русских формалистов. Художественное произведение как «система» функциональных единиц в работах Ю.Н. Тынянова. Полемика М.М. Бахтина с традициями «материальной» эстетики. Форма как «граница, обработанная эстетически» (М.М. Бахтин). Форма в ее отношении к содержанию и материалу. Этические и познавательные ценности в действительности и в произведениях искусства. Художественная форма и творческая активность автора. «Изолирующая» («изоляционная») функция художественной формы. Архитектонические и композиционные формы. «Телеологический» характер композиционных форм.

  1.   Категории формы, содержания и материала в анализе литературного произведения. Типы «художественности» (практ. занятие – 4 часа)

Сравнение содержания понятий «художественная идея», «пафос» (Гегель), «господствующий строй чувств» (Ф.Шиллер), «форма эстетического объекта», «архитектоническая форма», «форма эстетического завершения» (М.М. Бахтин), «тип /модус/ художественности» (В.И. Тюпа). Стадиально-индивидуальные и историко-типологические «модификации художественности» (В.И. Тюпа). Пространственно-временные характеристики как семантические параметры идиллической, элегической, героической и др. форм художественной патетики в анализе литературного произведения. Идиллический и элегический «модусы художественности». Трагическое и драматическое. Героика. Комическое и его разновидности. Человек-«вещь» и человек-«животное» в сатире. Анализ литературного произведения.

  1.   Литература и другие виды искусства (лекция – 1час)

Искусства пространственные и временные, изобразительные и экспрессивные (выразительные). Сопоставление видов искусств в аспекте их архитектоники (напр.: драматизм в живописи, в музыке, в литературе и т.д.). Разграничение видов искусства по материалу. Лессинг о границах словесного творчества и живописи. Действия как объект и способ «опосредованного» изображения «тел» и «предметов» в поэзии. Полемика Гердера с Лессингом. Ю.Н. Тынянов о специфической природе «изобразительности» в литературе.

  1.  Сюжет и фабула в литературном произведении (лекция – 3 часа)

Категории сюжета и фабулы. Способы разграничения сюжета и фабулы. Mythos и «обработка» mythos в «Поэтике» Аристотеля. Сюжет как «обработка» фабулы в трудах русских формалистов. Способы художественного «распределения» событий («прямой» порядок событий, «задержанный», «обратный», «удвоенный» и т.д.) в художественной литературе. Фабула как «связанная и структурированная схема действия» (В.Кайзер). Сюжет как «действие в его полноте» и его «простейшая», минимальная единица. «Точечная» фабула в лирическом произведении. Сюжет, фабула, «композиция сюжета» в работах Г.Н. Поспелова. Сюжет и фабула в концепции П.Медведева (М.М. Бахтина). «Изображенное событие» и «событие рассказывания». Обусловленность представлений о «сюжетных» и «несюжетных» произведениях выбором традиции истолкования понятия «сюжет». Сюжет в лирическом произведении как этапы развертывания «события переживания» (М.М. Бахтин). Понятия сюжета и мотива у А.Н. Веселовского. «Функция» как сюжетообразующий компонент в исследованиях В.Я. Проппа. Типы сюжетов. Кумулятивная и циклическая сюжетные схемы в произведениях коллективного и индивидуального творчества. Проблема использования понятия сюжета как комплекса «мотивов» (или «функций» и «ситуаций») в описании произведений искусства Нового и Новейшего времени (исследования Ж .Польти, Э. Сурио и др.), и ее решение в современном литературоведении. Сюжетные схемы в «массовом» искусстве. Хроникальные и концентрические сюжеты. Сюжет и жанр.

  1.   Основные понятия сюжетологии в анализе литературного произведения

(практ. занятие – 4 часа)

Оценка эффективности и возможности использования в анализе предложенного текста наиболее распространенных в литературоведении способов описания фабульной и сюжетной сторон литературного произведения. «Событие рассказывания» (М.М. Бахтин) в литературном произведении и приемы его описания. Смысловые параметры статуса мира и героя в сюжете литературного произведения. Анализ литературного произведения.

  1.   Автор и герой. Субъектная организация литературного произведения (лекция – 2 часа)

Герой как субъект и как объект. Исторические и жанрово-родовые варианты эстетически оформленных границ между автором и героев в литературе. Значения термина «автор» в современном литературоведении. Автор как «эстетически деятельный субъект» (М.М. Бахтин) и «биографический» автор. Формы «присутствия» автора в литературном произведении. Повествователь и рассказчик в их соотношении с персонажами и автором-творцом. «Личный повествователь» (Б.О. Корман). Термин «образ автора» и проблема его терминологической оправданности. Концепция «смерти автора» Р. Барта. Субъект речи и субъект сознания в литературном произведении. Понятие «точки зрения» (Ю.М. Лотман, Б.О. Корман,  Б.А. Успенский, Н.Д. Тамарченко). Классификации «точек зрения» (Б.О. Корман, Б.А. Успенский). Субъектная организация и ее аспекты: «формально-субъектная» и «содержательно-субъектная» (Б.О. Корман). Субъектная организация как форма выражения авторской позиции.

  1.   Композиция в литературном произведении ( лекция – 2 часа )

Значения термина «композиция». Композиция эпического произведения. Проблема минимальной композиционной единицы в эпическом произведении. Образцы композиционных форм в эпическом произведении. Описание и повествование. «Внешняя» композиция и структура художественного содержания. Композиция драматического произведения. Разграничение сюжетного и композиционного «уровней» в эпическом произведении. Жанрово-композиционные «каноны» (роман в письмах, роман-дневник, роман-монтаж и пр.). «Твердые» формы в европейской и восточной поэзии (сонет, рондо, газелла и пр.).

  1.   Понятия «автор», «субъектная организация», «композиция» в анализе эпического произведения  (практ. занятие – 4 часа)

Закономерность организации композиционно-речевых форм («ракурсов», способов литературного изображения) в сопоставлении с логикой и фазами сюжетного развертывания произведения. Прямо-оценочные точки зрения и косвенно-оценочные точки зрения (пространственная, временная, фразеологическая или речевая), закономерность их смены и общая логика «распределения» в соотнесенности как с ситуационными и событийными фазами сюжета, так и с «внешним» композиционным делением текста литературного произведения на части, главы, строфы и т.д. Приемы адекватного описания авторской позиции, в анализе эпического произведения. Анализ эпического произведения.

  1.  Субъектная организация лирического произведения

(практ. занятие – 2 часа)

Сравнение содержания понятий «субъект переживания», «лирический субъект», «лирический герой», «лирическое Я», «автор», «собственно автор» (Б.О. Корман) с точки зрения их а) семантической тавтологичности; б) разного смыслового объема. Понятие «лирический герой» (Ю.Н. Тынянов) и его последующая деформация в литературоведении. Специфика субъектной организации лирического произведения. «Интерсубъектность» организации лирического произведения и «межличностная природа лирического субъекта» (С.Н. Бройтман). Исторические типы лирического субъекта («синкретический», «жанровый», «лично-творческий»). «Неосинкретический» лирический субъект лирики (С.Н. Бройтман). Разграничение автора-творца и субъектов переживания в лирике. Анализ лирического произведения.

  1.   Композиция лирического произведения (лекция – 2 часа)

Ю.М. Лотман о парадигматике и синтагматике как принципах композиционной организации лирического стихотворного произведения. Композиционные «уровни» лирического произведения и их компоненты. Понятие «словесной темы» (В.М. Жирмунский). Основные композиционно-речевые приемы в лирическом стихотворном произведении. Повтор как фундаментальный структурообразующий прием лирики. Параллелизм как композиционный прием и варианты его  определения в литературоведении. (Ю.М. Лотман, В.Е. Холшевников, М.Л. Гаспаров). Анафора и ее виды. Эпифора (тавтологическая рифма и редиф). Акромонограмма (композиционный стык, анадиплосис, подхват). Проблема классификации композиционных типов лирического произведения (В.М. Жирмунский, А.П. Квятковский, В.Е. Холшевников). Композиционные типы лирических произведений (кольцевой, анафорический, основанный на параллелизме, амебейный и т.д.). Примеры разновидностей т.н. «смешанной» композиционной формы в лирике.

  1.   Анализ композиции лирического стихотворного произведения

(практ. занятие – 2 часа)

Разграничение сюжетных и композиционных «сторон» и их составляющих в анализе лирического произведения. Описание «инструментального», служебного характера композиционных приемов и форм лирического произведения, репрезентирующих, фиксирующих «узловые» смысловые параметры лирических ситуаций, этапы и динамику «события переживания» (М.М. Бахтин). «Круговое движение сюжета» (В.М. Жирмунский) и композиционное «кольцо» в лирике. «Концентрация» лирического переживания и прием анафорического параллелизма. Динамика развертывания лирического переживания и приемы композиционной «градации» (В.Е. Холшевников). Анализ лирического произведения.

  1.   Слово в литературном произведении (лекция – 2 часа)

Слово как объект литературоведческого исследования. Лингвистические и литературоведческие методы изучения слова. Общее и индивидуальное в слове. Понятие «контекст общения» («социальный контекст») в соотношении с лингвистическим контекстом. Традиционные лингвистические модели коммуникации в сравнении с моделью коммуникативного события в работах М. Бахтина. Значение и смысл слова. Проза и поэзия. Изменение семантического объема понятия «поэзия» в истории мировой художественной культуры. Проза XIX-XX вв. как «образ языка» действительности. Типы прозаического слова, основания их классификации. «Изображенное» слово сказа. «Двуголосое» слово (М. Бахтин). Пародия и стилизация. Слово в лирике. Слово в драматическом произведении.

  1.   Слово в поэтическом языке (практ. занятие- 2 часа)

Слово в «синонимических» и «антонимических» образных рядах поэтического контекста. «Чужое» слово в поэтическом языке. Специфика диалога в лирическом произведении и «внутренняя» диалогичность романного слова. Анализ литературного произведения.

  1.  Литературные роды и жанры. Критерии разграничения литературных

родов (лекция – 2 часа)

Литературные роды и жанры как типы произведений художественной словесности. Понятие «жанрового состава» (жанровый состав эпохи, литературного направления). Пути определения специфики литературных родов и критерии разграничения литературных родов в философской эстетике (Платон, Аристотель, Шеллинг, Гегель). Лингвистические и психологические трактовки категории литературного рода. «Родовые» свойства, черты литературного произведения. Попытки выделения наряду с лирикой, эпосом, драмой других литературных родов. «Межродовые» и «внеродовые» формы произведений словесного творчества. Теория происхождения литературных родов А.Н. Веселовского.

  1.   Эпос как литературный род (лекция - 2 часа)

Значения термина «эпос». Гегель об эпическом произведении. Предмет эпоса. Целостность и многообразие бытия в эпосе. Примеры пространственного, временного, «языкового» многообразия в эпосе. Герой в эпическом произведении. Действие в эпическом произведении. Понятие ретардации. «Случайность внешних обстоятельств» (Гегель) в действии эпического произведения. «Противоречивое единство мира» (Н.Д. Тамарченко) в событии эпического произведения. Ситуация и коллизия. Ситуация и событие в эпопее и романе. «Удвоение главного события и обратно-симметрическое строение сюжета» (Н.Д. Тамарченко) в поэтике эпического произведения. Границы эпического сюжета.

  1.   Эпические жанры и их историческое развитие (лекция – 1 час)

Эпические жанры. Критерии классификаций эпических жанров в литературоведении. Закономерности исторического развития эпических жанров. Статья М.М. Бахтина «Эпос и роман». Различие жанров эпопеи и романа, их место в жанровых системах древнего словесного творчества и литературы Нового времени. Понятия «абсолютного эпического прошлого» и «абсолютной эпической дистанции», «стилистической трехмерности» (М.М. Бахтин). «Единственный язык эпопеи» и «многоязычие» романа. Эпические жанры Нового и Новейшего времени. Повесть, новелла, рассказ.

  1.   Анализ эпического произведения (практ. занятие – 2 часа)

Ключевые понятия теории эпического произведения в литературоведческом анализе (ситуация, ретардация и т. д.). Анализ эпического произведения.

  1.   Драма как литературный род (лекция – 2 часа)

Значение термина «драма». Пространство и время драматического произведения в сравнении с пространством и временем эпоса. Особенности изображения человека в драматическом произведении. Гегель о «единстве характера» героя драматического произведения. Действие в драме. Коллизия – источник действия драматического произведения. Типы коллизии в драматическом произведении. Коллизия и конфликт. Драматические жанры. Трагедия и комедия. Закономерности исторического развития драматических жанров. Драма как жанр, ее возникновение и историческое развитие. Д. Дидро о «среднем» драматическом жанре. Судьбы комедии и трагедии в XIX-XX вв. Изменение характера конфликта и действия в новой драме.

  1.   Анализ драматического произведения (практ. занятие – 2 часа)

Выделение и описание в процессе анализа текста характерных для драматического произведения типов коллизий («противоречие внутри характера», «противоречие между характерами», «противоречие характеров и обстоятельств»). Определение жанровой модификации драматического произведения в связи с типом коллизии, лежащей в основе развития действия в драме. Анализ структуры драматического действия.

  1.   Лирическое произведение (лекция – 1 час)

Предмет лирики. Гегель о лирическом произведении. Лирическое и стихотворное произведение. Индивидуальное и «хоровое» (общезначимое) в лирическом субъекте. «Случайность содержания и предметов» (Гегель) в лирике. Описательная и повествовательная лирика. Медитативная лирика. «Ролевая» лирика. Лирические жанры. Особенности лирического слова в его отношении к адресату. Семантическая структура лирического произведения  (Т. Сильман). Лирические жанры. Лирическая баллада в сравнении с лиро-эпической балладой.

  1.   Анализ лирического произведения (практ. занятие – 2 часа)

Основные понятия поэтики лирического произведения в анализе текста лирического стихотворения.

IV. Основы стиховедения

  1.   Основы стиховедения. Первое занятие: Метр и ритм. Системы стихосложения. Русская силлабо-тоника (практ. занятие – 2 часа)

Отличие стихотворной речи от прозаической. Закономерности первичного и вторичного порядка упорядочивания звуковой формы в различных национально-исторических типах стихотворной речи. Рифма. Аллитерация. Широкое и узкое понимание аллитерации. Аллитерационный стих в западноевропейской и русской поэзии. Понятие метра и ритма. Различие ударной и сильной позиции в стихе. Икт. Стопа. Понятие стихотворного размера. Клаузула и анакруза. Строгие формы метрического единства в классической поэтике и образцы их нарушения (неточная рифма, перенос, свободный стих, раешный стих и т.д.). Системы стихосложения. Метрическая система стихосложения. Принципы античного метрического стиха. Мора. Размеры античного стиха. Тоническая система стихосложения. Образцы тоники в народной поэзии (былинный стих, говорной стих). Силлабическая система стихосложения. «Слогочислительный» стих в России XVI-XVII и 1/3 XVIII века. Вирши. Силлабические размеры. Силлабо-тоническое стихосложение. Реформа В.К. Тредиаковского – М.В. Ломоносова и формирование русского силлабо-тонического стиха. Примеры двухсложных и трехсложных размеров (метров). Русский гекзаметр. Приемы определения стихотворных размеров (метров) русского классического стиха.

  1.   Основы стиховедения. Второе занятие: Русская тоника. Разновидности современного тонического стиха (практ. занятие – 2 часа)

Переход в русском стихе от силлабо–тоники к тоническому стихосложению. Дольник (паузник). Типы дольников. Тактовик и его варианты. Акцентный стих (ударник). Особенности современного русского стиха. Примеры определения размеров (метров) современного тонического стиха.

  1.   Целостный анализ литературного произведения (практ. занятие – 2 часа)

V. Литературный процесс

  1.   Понятие литературного процесса. Основные аспекты

изучения исторического развития словесного творчества (лекция – 2 часа)

Понятие литературного процесса. Стадиальность развития словесного художественного творчества. Критерии выделения и описания этапов развития художественной словесности. Концепции стадиальности литературного процесса. Гегель об исторических закономерностях и стадиях развития искусства. А.Н. Веселовский о «коллективном» и «индивидуальном» периодах развития словесного творчества. Современные представления о стадиальности литературного процесса (С.С. Аверинцев, П.Б. Гринцер). Каузальное и имманентное развитие форм словесного творчества. Культурно-историческая школа, социологический метод в литературоведении о причинной обусловленности факторами внелитературного ряда явлений форм словесного творчества, их исторического развития. Повторяющееся и неповторимое в литературном процессе. Применение принципа единства развития к судьбам отдельных национальных литератур в работах Н.И. Конрада. Проблема использования понятия «прогресс» в понимании исторического развития словесного творчества. Вопрос о приоритете стиля, литературного направления или жанра как определяющих литературный процесс «компонентах». М.М. Бахтин о жанре как главном «герое» исторического развития художественной словесности.

  1.   Метод, стиль, направление (лекция -2 часа)

Понятие художественного метода в литературоведении. Соотношение понятий «художественный метод» и «тип творчества». Концепции «вневременных» типов творчества. Ф.Шиллер о «наивной» и «сентиментальной» поэзии. В.Белинский о «реальной» и «идеальной» поэзии. Литературоведение XX века о реалистическом и романтическом типах творчества. Художественный метод как принцип организации содержания, «стадиально-индивидуальная модификация художественности» (В.И. Тюпа). Методы в литературе Нового и Новейшего времени и исторические типы коллизий. Значение термина «стиль». Многозначность понятия «стиль» (стиль эпохи, писателя, литературного произведения, направления). Стиль как единство конструктивных элементов художественной формы. Индивидуальные и коллективные стили. Стиль и стилизация. Художественный стиль и функциональные стили речи. Разграничение сфер применения понятий стиля и метода. Литературное направление как единства метода и стиля, исторические причины возникновения и смены литературных направлений. Понятие литературной школы. Сравнение исторических типов коллизий и способов их разрешения в классицизме и романтизме (противоречия частного и общего, природы и цивилизации, чувства и долга, страсти и разума и т.д.). Критерии художественности в манифестах классицизма и романтизма. Нормативность художественного творчества в классицизме. Реализм как художественный метод и как литературное направление.

Планы-конспекты содержания лекционных занятий

для студентов заочной формы обучения

(лекции - 16 часов)

1. Литературоведение как наука.

Предмет и задачи литературоведения как науки. Литературоведение и филология. Главные (теория литературы, история литературы, литературная критика) отрасли литературоведения. Значения термина «поэтика». Общая (теоретическая), частная (описательная) и историческая поэтика. Вспомогательные отрасли литературоведения (текстология, эвристика, источниковедение, библиография, палеография). «Базовый» характер вспомогательных дисциплин литературоведения. Литературоведение и лингвистика.

2. Художественный образ в литературном произведении.

Определения художественного образа (М. Эпштейн, И. Роднянская), их отличия друг от друга. Художественный образ и понятие. Теория поэтической образности в работах А. А. Потебни. Структура художественного образа. Сравнение как элементарная модель художественного образа (П. Палиевский). Свойства художественного образа. Художественный образ и целостность литературного произведения. Объем и границы художественного образа в литературном произведении. Соотношение понятий «художественный образ» и «поэтическая образность». Художественный образ и знак.

3. Литературное произведение. Текст и внутренний мир литературного произведения (тема изучается самостоятельно).

М. М. Бахтин о «сложнособытийной» природе литературного произведения. Текст и внутренний мир литературного произведения. Событие, о котором рассказывается, и событие самого рассказывания – два аспекта «событийной полноты» литературного произведения. Субъектная и объектная сферы литературного произведения.

4. Художественное время и художественное пространство в литературном произведении. Событие в литературном произведении.

Художественное время и художественное пространство как важнейшие характеристики художественного образа. Определение художественного времени и художественного пространства. Отличие художественного времени и пространства от реального (физического) времени и пространства. Различие между художественным временем и грамматическим временем. Многообразие типов и форм художественного времени и художественного пространства в литературном произведении. Понятие хронотопа (М. М. Бахтин). Сюжетное, жанровое, изобразительное значение хронотопа. Изображенный хронотоп и хронотоп рассказывания (изображающий хронотоп). Событие в литературном произведении (определения Г. Ф. Гегеля, Ю. М. Лотмана, Н. Д. Тамарченко). Взаимосвязь события с художественным временем и художественным пространством. Соотношение понятий «ситуация» и «событие». «Частная» ситуация и «общая ситуация» произведения. Сюжет литературного произведения как смена «событий и разделяющих эти события «частных» ситуаций» (Н. Д. Тамарченко).

5. Проблема содержания, материала и формы в словесно-художественном творчестве.

Критика основ «материальной эстетики» (полемика с формалистами) в работе М. М. Бахтина «Проблема содержания, материала и формы в словесно-художественном творчестве». «Форма по отношению к материалу» и «форма по отношению к содержанию». Содержание литературного произведения. Художественная форма как «выражение активно ценностного отношения автора к содержанию» (М. М. Бахтин). Форма как «граница, обработанная эстетически» (изолирующая функция художественной формы). Различение архитектонических и композиционных форм. Понятие типа («модуса») художественности. Характеристика основных типов («модусов») художественности.

6. Сюжет и фабула в литературном произведении.

Способы разграничения сюжета и фабулы (Аристотель, формалисты, В. Кайзер и В. В. Кожинов, М. М. Бахтин). Продуктивность использования этих концепций при анализе произведений разных литературных родов. Специфика сюжета и фабулы в лирическом произведении (понятия «объект переживания», «событие переживания»).

7. Категория автора в современном литературоведении.

Значения термина «автор» в литературоведении. Автор как «эстетически деятельный субъект» (М. М. Бахтин), как «носитель концепции художественного целого» (Б. О. Корман). Способы выражения авторского сознания в литературном произведении.

М. М. Бахтин о специфике отношений между автором и героем в литературном произведении. Понятие «эстетического завершения». «Образ автора» в литературном произведении.

8. Композиция литературного произведения. Субъектно-объектная организация литературного произведения.

Общее определение композиции, значения этого термина в современном литературоведении. Понятие «внешней» композиции. «Внешняя» композиция и структура художественного содержания. Понятие «ракурса» (способа) литературного изображения. Описание и повествование как основные способы литературного изображения в эпическом произведении. Соотношение участков текста с разными ракурсами литературного изображения с сюжетным уровнем произведения. Понятие «точки зрения» (Б. О. Корман, Б. М. Успенский). Субъектно-объектная организация литературного произведения. Основные понятия (субъект, объект, субъект речи, субъект сознания, первичный и вторичный субъект речи, точка зрения, разновидности точек зрения в литературном произведении). Композиция и субъектная организация литературного произведения. Автор и субъектная организация литературного произведения. Субъектная организация эпического произведения. Субъектная организация лирического произведения Субъектная организация драматического произведения.

Композиция лирического произведения. Проблема минимальной единицы композиции в лирическом произведении. Композиционные уровни и композиционные приёмы в лирическом произведении. Композиционные типы лирических произведений.

9. Литературные роды.

Индивидуальное и типическое в литературном произведении. Понятие литературного рода. Критерии выделения литературных родов (Аристотель, Г. Ф. Гегель, Ф. Шеллинг, В. В. Кожинов, С. Н. Бройтман). Межродовые и внеродовые формы. Соотношение понятий «литературный род» и «жанр».

Значения термина «эпос» в литературоведении. Эпос как род литературы. Г. Ф. Гегель о предмете эпоса как литературного рода. Эпический тип ситуации и события и структура эпического сюжета (основные особенности: удвоение центрального события, закон эпической ретардации, равноправие и равноценность случая и необходимости, случайность и условность границ сюжета). Речевая структура эпического произведения. Фрагментарность текста эпического произведения.

Лирика как род литературы. Г. Ф. Гегель о предмете лирики. Субъектная структура лирического произведения. Понятие субъектного синкретизма. М. М. Бахтин о соотношении индивидуального и «хорового» в лирическом субъекте. Специфика лирического события и лирического сюжета в трактовке Н. Д. Тамарченко. Семантическая структура лирического произведения (по концепции Т. И. Сильман). Слово в лирике. Суггестивность лирического произведения.

Драма как род литературы. Художественное время и художественное пространство и характер развития действия в драме. Герой в драматическом произведении (в сравнении с эпическим произведением). Конфликт как источник развития действия в драме. Соотношение понятий «конфликт» и «коллизия», «конфликт» и «ситуация». Статус слова в драматическом произведении.

Эпические, лирические и драматические жанры.

10. Основные понятия стиховедения.

Понятия: метр, ритм, размер, цезура, клаузула, анакруза, стопа, пиррихий, спондей, сдвиг метрически обязательного ударения, белый стих, вольный стих, свободный стих. Основные системы стихосложения. Метрическое, силлабическое, тоническое и силлабо-тоническое стихосложение. Основные размеры силлабо-тонического стихосложения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30796. Материалы и компоненты штукатурных растворов. Свойства 15.56 KB
  Остальные пески для получения качественного штукатурного раствора необходимо предварительно промывать. Например для обычного раствора среднезернистый песок для отделочных слоев мелкозернистый для декоративной штукатурки крупнозернистые пески. Добавки это такие вещества которые повышают качество раствора усиливают вяжущие свойства и дают штукатурке определенные свойства. При длительном хранении такого раствора вода выступает на его поверхности.
30797. Штукатурный намёт и его состав для различных видов штукатурки 14.39 KB
  Состав обычной штукатурки: Однослойная для подсобных помещений Многослойная в 3 слоя :стена обрызг грунт накрывка Обрызг для сцепления штукатурного намёта с поверхностью не разравнивается. Простая штукатурка 2 слоя обрызгнаркывка 12 мм Улучшенная 3 слоя обрызггрунтнакрывка1520мм Высококачественная 4 слоя обрызггрунтгрунтнакрывка2025 мм Удобоукладываемость: обрызг ОК 1012 грунт ОК 910.
30798. Подготовка к оштукатуриванию. Провешивание. Инструмент 14.9 KB
  Провешивание: Первый маякгвоздь вбивают слева сверху стены оставляя шляпку на толщину штукатурки Отвес. 3 и 4 маяки с другой стороны стены аналогично. Натягиваем нить не должна касаться стены. Если касается стены вынимаем маяки и провешиваем заново.
30799. Технологическая последовательность устройства монолитной штукатурки механизированным способом и вручную 14.28 KB
  Нанесение растворов при механизированном оштукатуривании выполняют форсунками с пневматическим или механическим раздроблением раствора. При пневматическом распылении раствора к форсунке дополнительно подводится по шлангу и сжатый воздух от компрессора. Это делают для лучшего сцепления раствора с поверхностью. Во время нанесения раствора форсунку держат правой рукой у места присоединения к шлангу одновременно поддерживая ее снизу левой рукой.
30800. Применение бетона и железобетона в строительстве. Состав комплексного процесса бетонирования строительных конструкций 15.66 KB
  Состав комплексного процесса бетонирования строительных конструкций. Железобетон и бетон материалы без которых не обходится строительство ни одного объекта. Бетон искусственный каменный строительный материал получаемый в результате формования и затвердевания рационально подобранной и уплотненной смеси состоящей из вяжущего вещества крупных и мелких заполнителей воды.
30801. Приготовление бетонной смеси. Требования к составляющим 17.72 KB
  Приготовление бетонной смеси. Бетонная смесь состоит из вяжущего заполнителя и воды подобранных в требуемом количестве и тщательно перемешанных в бетоносмесителе. В результате формования уплотнения и последующего твердения бетонной смеси получается искусственный каменный материал называемый бетоном. Крупность заполнителей в смесях применяемых для бетонирования армированных конструкций должна быть не больше 150 мм так как щебень более крупных размеров при укладке смеси может повредить арматуру.
30802. Основные способы транспортирования бетонной смеси. Требования 14.25 KB
  Основные способы транспортирования бетонной смеси. Содержание операций по транспортированию бетонной смеси и подаче ее к месту укладки зависит от дальности перевозок положения в пространстве бетонируемого участка свойств бетонной смеси наличия тех или иных транспортных средств климатических и других местных условий. В общем виде этот технологический процесс заключается в приеме бетонной смеси из бункера бетоносмесительной установки доставке перемещении ее различными транспортными средствами к площадке последующей подаче смеси к месту...
30803. Подача Б-смеси в конструкции. Способы подачи 13.91 KB
  Способы подачи бетонной смеси. Подача бет. бетон. при бетонировании подземных сооружений бет.
30804. Способы укладки Б-смеси. Требования при укладке Б-смеси в конструкции с уплотнением 16.62 KB
  Способы укладки Бсмеси. Требования при укладке Бсмеси в конструкции с уплотнением. Основные требования к укладке бетонной смеси: Ограничение высоты падения бетонной смеси плиты до 1м колонны 5 м остальное 2м Послойная укладка с уплотнением каждого слоя; Для обеспечен. Задача процесса уплотнения бетонной смеси состоит в предельной упаковке различных по форме и величине частиц составляющих многокомпонентный конгломерат бетонной смеси.