48146

Литературоведение как наука. Методология литературоведения

Конспект

Литература и библиотековедение

Психоанализ в литературоведении и примеры психоаналитической интерпретации литературного произведения. Принципы анализа интерпретации и описания текста художественного произведения. Анализ литературного произведения. Художественный образ и целостность литературного произведения.

Русский

2013-12-07

107.5 KB

31 чел.

Планы-конспекты содержания лекционных занятий

для студентов дневной формы обучения

I. Литературоведение как наука.

Методология литературоведения.

  1.  Предмет и задачи литературоведения. Науки литературоведческого цикла (лекция -2 часа)

Литературоведение как филологическая наука. Филология – «служба понимания» (С.Аверинцев). Общественное предназначение литературоведения. «Языки» культуры и проблема их адекватного освоения.

Предмет литературоведения. Оценка современных определений предмета литературоведения с точки зрения их адекватности самому предмету («литература», «художественная литература», «словесность, имеющая эстетическое значение», «художественная словесность» и др.). Эстетическое и художественное. Значения термина «художественность». Исторический характер границ и критериев художественности.

Литературоведение и негуманитарные науки (социология, точные науки). Литературоведение и гражданская история. Литературоведение и лингвистика. Литературоведение и искусствознание. Специфика литературоведения.

Науки литературоведческого цикла. Теория литературы, ее состав и задачи. Значения термина «поэтика». Историческая поэтика в кругу других наук и литературоведческих дисциплин. История литературы. Литературоведение и литературная критика. Задачи литературной критики. История литературы. Вспомогательные дисциплины. «Базовый» характер вспомогательных дисциплин. Текстология, ее задачи и понятийно-терминологический аппарат («атрибуция», «редакция текста» и пр.). Академическое издание, его принципы. Значения термина «эвристика». Понятие литературной мистификации. Палеография. Стилистика. Библиография.

  1.  Основные направления и школы отечественного и зарубежного литературоведения (лекция – 2 часа)

Методология литературоведения. Академические школы в литературоведении. Мифологическая школа в европейском и российском литературоведении, ее традиции в ритуально-мифологической критике XX века. Культурно-историческая школа, ее способы описания и объяснения фактов словесного творчества. Биографический метод в литературоведении. Образцы подхода к литературному произведению и творчеству писателя с позиций биографического метода. Психологическая школа и ее трактовка произведений словесности. Литературоведение ХХ века. Психоанализ в литературоведении и примеры психоаналитической интерпретации литературного произведения. Формальная школа в России. Центральные понятия в категориальном аппарате русских формалистов. Искусство как «деланье вещи» (В.Б. Шкловский) в работах формалистов. Социологический метод в литературоведении и критике. Структурализм в европейском и российском литературоведении. Понятие структуры. Рецептивная эстетика. Ю.М. Лотман о приоритете внелитературного фактора для академического литературоведения в анализе словесного творчества и «возвращении» литературоведения XX века к идее самостоятельной ценности произведений искусства.

  1.  Принципы анализа и описания произведений художественной словесности. Вводное (установочное) занятие (практ. занятие – 2 часа)

Содержание и формы работы. Принципы анализа, интерпретации и описания текста художественного произведения. Оценка и понимание произведений художественной словесности. «Точное» и «неточное» знание. Диалектика субъективного и объективного в «непосредственном» и аналитическом восприятии словесного творчества. Критерий «глубины понимания» (М.Бахтин). Анализ литературного произведения.

II. Словесное художественное творчество как вид искусства

  1.  Искусство как форма общественного сознания (лекция – 2 часа)

Искусство в кругу других форм общественного сознания (наука, религия, право, мораль и т. д.) и форм жизнедеятельности (игра, труд, язык). Пути определения функций искусства в философской эстетике. Концепция искусства-«мимесиса». Идея творческой (преобразовательной) функции искусства в эстетике романтизма. Концепции искусства-«познания». Примеры объяснения специфики и назначения искусства через воспитательную, гедонистическую, коммуникативную, аксиологическую функции. Концепции искусства-«игры» (И.Кант, Ф.Шиллер, Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга). Идея несамостоятельного, «прикладного» характера искусства (Платон), попытки ее реализации в художественной культуре (Маяковский и проч.). Полифункциональность искусства в сопоставлении со «специализацией» других форм общественного сознания и форм жизнедеятельности. Происхождение искусства. Искусство и миф. «Семантическое тождество при различии форм» (О.М. Фрейденберг) как закон мифологического мышления. Понятие синкретизма. Значения термина «синкретизм» в работах А.Н. Веселовского. «Синкретичность» поэтической образности на ранних этапах развития словесного творчества. Образный параллелизм и сравнение. «Субъектный синкретизм» (С.Н. Бройтман) в фольклоре. Предмет искусства – «идея всеобщей жизни» (Гегель). Искусство как «целостное духовное самоопределение» (Г.Н. Поспелов).

  1.  Художественный образ в словесном творчестве (лекция – 2 часа)

Искусство и наука. Художественный образ и понятие (конкретное, индивидуальное и общее в художественном образе и понятии). Определение художественного образа. Структура художественного образа и его объем (границы художественного образа в произведении). Художественный образ и целостность литературного произведения. «Часть» и «целое» в произведениях искусства. «Механический» и «органический» типы целостности в сравнении с произведением искусства.

Теория поэтического образа в работах А.А. Потебни. Понятие «внутренней формы». «Образные» и «безобразные» слова. Тропы. Содержание понятия «поэтическая образность» у А.А. Потебни. «Внутренняя форма» произведения словесного творчества как условие его восприятия.

Произведение как средство общения. Знаковый характер идеологического творчества. Понятие знака и знаковой системы. Типы знаков (индексальные или условные, знаки-символы, иконические) и знаковых систем. Национальные языки как знаковые системы. Семиотика (семиология) – наука о знаковых системах. Отношения внутри знаковых систем. Понятие текста. Знак и художественный образ. Контекстуальность смысла художественного образа. Текст и художественное произведение.

  1.  Категория художественного образа в анализе произведений

художественной словесности (практ. занятие – 2 часа)

Художественный образ и речевая образность. Нетождественность содержания понятий «троп» и «художественный образ». Слово-образ и слово-знак. Преодоление в художественном словесном образе знаковой природы слова.

Способ описания «координат» целостности литературного произведения через его фрагмент. Образ мира, образ персонажа, образ события, образ времени и пространства, «образ языка» (М.М. Бахтин) в литературном произведении. «Звукообраз» в образной системе произведения. Анализ литературного произведения.

III. Литературное произведение

  1.  Художественное время и художественное пространство

в словесном творчестве (лекция – 2 часа)

Понятия художественного времени и художественного пространства. Художественное время и художественное пространство как «важнейшие характеристики художественного образа» (И. Роднянская). «Внутренний мир» литературного произведения. Герой и мир в произведении. Специфика художественного времени и художественного пространства в искусстве, их отличие от физического пространства и времени. Типы и формы времени и пространства в словесном творчестве. Символико-аллегорические, эмблематические образы времени и пространства в художественной культуре. Категория события. Проблема определения границ «событийности» в литературном произведении. Гегель о целеполагающем характере события. Значение термина «событие» в работах Ю.М. Лотмана. Событие как «динамическое начало сюжета» (Н.Д. Тамарченко). Событие и ситуация в сюжете литературного произведения. Понятие хронотопа в исследованиях М.М. Бахтина. Хронотоп героев и хронотоп автора. Субъектная и объектная сферы в произведении. «Изображенный» и «изображающий» хронотопы. Сюжетное и жанровое значение хронотопа.

  1.  Художественное время и художественное пространство в анализе

литературного произведения (практ. занятие – 2 часа)

Описание в предложенном тексте литературного произведения типов и форм художественного времени и художественного пространства как смысловых «координат» художественного образа. «Картина» изображенного в произведении миропорядка и ее разнокачественные сферы, «семантические поля» (Ю.М. Лотман). «Хронотопичность» героев литературного произведения, деталей предметного мира, ситуаций и событий. Анализ литературного произведения.

  1.  Содержание, форма и материал в художественной словесности

(лекция – 2 часа)

Специфика искусства и проблема содержания формы и материала в словесном художественном творчестве. Соотносительность категорий «форма» и «содержание». Общее представление о «внешней» и «внутренней» сторонах литературного произведения. Гегель о содержании и форме в искусстве. Форма произведения как комбинация «приемов» в работах русских формалистов. Художественное произведение как «система» функциональных единиц в работах Ю.Н. Тынянова. Полемика М.М. Бахтина с традициями «материальной» эстетики. Форма как «граница, обработанная эстетически» (М.М. Бахтин). Форма в ее отношении к содержанию и материалу. Этические и познавательные ценности в действительности и в произведениях искусства. Художественная форма и творческая активность автора. «Изолирующая» («изоляционная») функция художественной формы. Архитектонические и композиционные формы. «Телеологический» характер композиционных форм.

  1.   Категории формы, содержания и материала в анализе литературного произведения. Типы «художественности» (практ. занятие – 4 часа)

Сравнение содержания понятий «художественная идея», «пафос» (Гегель), «господствующий строй чувств» (Ф.Шиллер), «форма эстетического объекта», «архитектоническая форма», «форма эстетического завершения» (М.М. Бахтин), «тип /модус/ художественности» (В.И. Тюпа). Стадиально-индивидуальные и историко-типологические «модификации художественности» (В.И. Тюпа). Пространственно-временные характеристики как семантические параметры идиллической, элегической, героической и др. форм художественной патетики в анализе литературного произведения. Идиллический и элегический «модусы художественности». Трагическое и драматическое. Героика. Комическое и его разновидности. Человек-«вещь» и человек-«животное» в сатире. Анализ литературного произведения.

  1.   Литература и другие виды искусства (лекция – 1час)

Искусства пространственные и временные, изобразительные и экспрессивные (выразительные). Сопоставление видов искусств в аспекте их архитектоники (напр.: драматизм в живописи, в музыке, в литературе и т.д.). Разграничение видов искусства по материалу. Лессинг о границах словесного творчества и живописи. Действия как объект и способ «опосредованного» изображения «тел» и «предметов» в поэзии. Полемика Гердера с Лессингом. Ю.Н. Тынянов о специфической природе «изобразительности» в литературе.

  1.  Сюжет и фабула в литературном произведении (лекция – 3 часа)

Категории сюжета и фабулы. Способы разграничения сюжета и фабулы. Mythos и «обработка» mythos в «Поэтике» Аристотеля. Сюжет как «обработка» фабулы в трудах русских формалистов. Способы художественного «распределения» событий («прямой» порядок событий, «задержанный», «обратный», «удвоенный» и т.д.) в художественной литературе. Фабула как «связанная и структурированная схема действия» (В.Кайзер). Сюжет как «действие в его полноте» и его «простейшая», минимальная единица. «Точечная» фабула в лирическом произведении. Сюжет, фабула, «композиция сюжета» в работах Г.Н. Поспелова. Сюжет и фабула в концепции П.Медведева (М.М. Бахтина). «Изображенное событие» и «событие рассказывания». Обусловленность представлений о «сюжетных» и «несюжетных» произведениях выбором традиции истолкования понятия «сюжет». Сюжет в лирическом произведении как этапы развертывания «события переживания» (М.М. Бахтин). Понятия сюжета и мотива у А.Н. Веселовского. «Функция» как сюжетообразующий компонент в исследованиях В.Я. Проппа. Типы сюжетов. Кумулятивная и циклическая сюжетные схемы в произведениях коллективного и индивидуального творчества. Проблема использования понятия сюжета как комплекса «мотивов» (или «функций» и «ситуаций») в описании произведений искусства Нового и Новейшего времени (исследования Ж .Польти, Э. Сурио и др.), и ее решение в современном литературоведении. Сюжетные схемы в «массовом» искусстве. Хроникальные и концентрические сюжеты. Сюжет и жанр.

  1.   Основные понятия сюжетологии в анализе литературного произведения

(практ. занятие – 4 часа)

Оценка эффективности и возможности использования в анализе предложенного текста наиболее распространенных в литературоведении способов описания фабульной и сюжетной сторон литературного произведения. «Событие рассказывания» (М.М. Бахтин) в литературном произведении и приемы его описания. Смысловые параметры статуса мира и героя в сюжете литературного произведения. Анализ литературного произведения.

  1.   Автор и герой. Субъектная организация литературного произведения (лекция – 2 часа)

Герой как субъект и как объект. Исторические и жанрово-родовые варианты эстетически оформленных границ между автором и героев в литературе. Значения термина «автор» в современном литературоведении. Автор как «эстетически деятельный субъект» (М.М. Бахтин) и «биографический» автор. Формы «присутствия» автора в литературном произведении. Повествователь и рассказчик в их соотношении с персонажами и автором-творцом. «Личный повествователь» (Б.О. Корман). Термин «образ автора» и проблема его терминологической оправданности. Концепция «смерти автора» Р. Барта. Субъект речи и субъект сознания в литературном произведении. Понятие «точки зрения» (Ю.М. Лотман, Б.О. Корман,  Б.А. Успенский, Н.Д. Тамарченко). Классификации «точек зрения» (Б.О. Корман, Б.А. Успенский). Субъектная организация и ее аспекты: «формально-субъектная» и «содержательно-субъектная» (Б.О. Корман). Субъектная организация как форма выражения авторской позиции.

  1.   Композиция в литературном произведении ( лекция – 2 часа )

Значения термина «композиция». Композиция эпического произведения. Проблема минимальной композиционной единицы в эпическом произведении. Образцы композиционных форм в эпическом произведении. Описание и повествование. «Внешняя» композиция и структура художественного содержания. Композиция драматического произведения. Разграничение сюжетного и композиционного «уровней» в эпическом произведении. Жанрово-композиционные «каноны» (роман в письмах, роман-дневник, роман-монтаж и пр.). «Твердые» формы в европейской и восточной поэзии (сонет, рондо, газелла и пр.).

  1.   Понятия «автор», «субъектная организация», «композиция» в анализе эпического произведения  (практ. занятие – 4 часа)

Закономерность организации композиционно-речевых форм («ракурсов», способов литературного изображения) в сопоставлении с логикой и фазами сюжетного развертывания произведения. Прямо-оценочные точки зрения и косвенно-оценочные точки зрения (пространственная, временная, фразеологическая или речевая), закономерность их смены и общая логика «распределения» в соотнесенности как с ситуационными и событийными фазами сюжета, так и с «внешним» композиционным делением текста литературного произведения на части, главы, строфы и т.д. Приемы адекватного описания авторской позиции, в анализе эпического произведения. Анализ эпического произведения.

  1.  Субъектная организация лирического произведения

(практ. занятие – 2 часа)

Сравнение содержания понятий «субъект переживания», «лирический субъект», «лирический герой», «лирическое Я», «автор», «собственно автор» (Б.О. Корман) с точки зрения их а) семантической тавтологичности; б) разного смыслового объема. Понятие «лирический герой» (Ю.Н. Тынянов) и его последующая деформация в литературоведении. Специфика субъектной организации лирического произведения. «Интерсубъектность» организации лирического произведения и «межличностная природа лирического субъекта» (С.Н. Бройтман). Исторические типы лирического субъекта («синкретический», «жанровый», «лично-творческий»). «Неосинкретический» лирический субъект лирики (С.Н. Бройтман). Разграничение автора-творца и субъектов переживания в лирике. Анализ лирического произведения.

  1.   Композиция лирического произведения (лекция – 2 часа)

Ю.М. Лотман о парадигматике и синтагматике как принципах композиционной организации лирического стихотворного произведения. Композиционные «уровни» лирического произведения и их компоненты. Понятие «словесной темы» (В.М. Жирмунский). Основные композиционно-речевые приемы в лирическом стихотворном произведении. Повтор как фундаментальный структурообразующий прием лирики. Параллелизм как композиционный прием и варианты его  определения в литературоведении. (Ю.М. Лотман, В.Е. Холшевников, М.Л. Гаспаров). Анафора и ее виды. Эпифора (тавтологическая рифма и редиф). Акромонограмма (композиционный стык, анадиплосис, подхват). Проблема классификации композиционных типов лирического произведения (В.М. Жирмунский, А.П. Квятковский, В.Е. Холшевников). Композиционные типы лирических произведений (кольцевой, анафорический, основанный на параллелизме, амебейный и т.д.). Примеры разновидностей т.н. «смешанной» композиционной формы в лирике.

  1.   Анализ композиции лирического стихотворного произведения

(практ. занятие – 2 часа)

Разграничение сюжетных и композиционных «сторон» и их составляющих в анализе лирического произведения. Описание «инструментального», служебного характера композиционных приемов и форм лирического произведения, репрезентирующих, фиксирующих «узловые» смысловые параметры лирических ситуаций, этапы и динамику «события переживания» (М.М. Бахтин). «Круговое движение сюжета» (В.М. Жирмунский) и композиционное «кольцо» в лирике. «Концентрация» лирического переживания и прием анафорического параллелизма. Динамика развертывания лирического переживания и приемы композиционной «градации» (В.Е. Холшевников). Анализ лирического произведения.

  1.   Слово в литературном произведении (лекция – 2 часа)

Слово как объект литературоведческого исследования. Лингвистические и литературоведческие методы изучения слова. Общее и индивидуальное в слове. Понятие «контекст общения» («социальный контекст») в соотношении с лингвистическим контекстом. Традиционные лингвистические модели коммуникации в сравнении с моделью коммуникативного события в работах М. Бахтина. Значение и смысл слова. Проза и поэзия. Изменение семантического объема понятия «поэзия» в истории мировой художественной культуры. Проза XIX-XX вв. как «образ языка» действительности. Типы прозаического слова, основания их классификации. «Изображенное» слово сказа. «Двуголосое» слово (М. Бахтин). Пародия и стилизация. Слово в лирике. Слово в драматическом произведении.

  1.   Слово в поэтическом языке (практ. занятие- 2 часа)

Слово в «синонимических» и «антонимических» образных рядах поэтического контекста. «Чужое» слово в поэтическом языке. Специфика диалога в лирическом произведении и «внутренняя» диалогичность романного слова. Анализ литературного произведения.

  1.  Литературные роды и жанры. Критерии разграничения литературных

родов (лекция – 2 часа)

Литературные роды и жанры как типы произведений художественной словесности. Понятие «жанрового состава» (жанровый состав эпохи, литературного направления). Пути определения специфики литературных родов и критерии разграничения литературных родов в философской эстетике (Платон, Аристотель, Шеллинг, Гегель). Лингвистические и психологические трактовки категории литературного рода. «Родовые» свойства, черты литературного произведения. Попытки выделения наряду с лирикой, эпосом, драмой других литературных родов. «Межродовые» и «внеродовые» формы произведений словесного творчества. Теория происхождения литературных родов А.Н. Веселовского.

  1.   Эпос как литературный род (лекция - 2 часа)

Значения термина «эпос». Гегель об эпическом произведении. Предмет эпоса. Целостность и многообразие бытия в эпосе. Примеры пространственного, временного, «языкового» многообразия в эпосе. Герой в эпическом произведении. Действие в эпическом произведении. Понятие ретардации. «Случайность внешних обстоятельств» (Гегель) в действии эпического произведения. «Противоречивое единство мира» (Н.Д. Тамарченко) в событии эпического произведения. Ситуация и коллизия. Ситуация и событие в эпопее и романе. «Удвоение главного события и обратно-симметрическое строение сюжета» (Н.Д. Тамарченко) в поэтике эпического произведения. Границы эпического сюжета.

  1.   Эпические жанры и их историческое развитие (лекция – 1 час)

Эпические жанры. Критерии классификаций эпических жанров в литературоведении. Закономерности исторического развития эпических жанров. Статья М.М. Бахтина «Эпос и роман». Различие жанров эпопеи и романа, их место в жанровых системах древнего словесного творчества и литературы Нового времени. Понятия «абсолютного эпического прошлого» и «абсолютной эпической дистанции», «стилистической трехмерности» (М.М. Бахтин). «Единственный язык эпопеи» и «многоязычие» романа. Эпические жанры Нового и Новейшего времени. Повесть, новелла, рассказ.

  1.   Анализ эпического произведения (практ. занятие – 2 часа)

Ключевые понятия теории эпического произведения в литературоведческом анализе (ситуация, ретардация и т. д.). Анализ эпического произведения.

  1.   Драма как литературный род (лекция – 2 часа)

Значение термина «драма». Пространство и время драматического произведения в сравнении с пространством и временем эпоса. Особенности изображения человека в драматическом произведении. Гегель о «единстве характера» героя драматического произведения. Действие в драме. Коллизия – источник действия драматического произведения. Типы коллизии в драматическом произведении. Коллизия и конфликт. Драматические жанры. Трагедия и комедия. Закономерности исторического развития драматических жанров. Драма как жанр, ее возникновение и историческое развитие. Д. Дидро о «среднем» драматическом жанре. Судьбы комедии и трагедии в XIX-XX вв. Изменение характера конфликта и действия в новой драме.

  1.   Анализ драматического произведения (практ. занятие – 2 часа)

Выделение и описание в процессе анализа текста характерных для драматического произведения типов коллизий («противоречие внутри характера», «противоречие между характерами», «противоречие характеров и обстоятельств»). Определение жанровой модификации драматического произведения в связи с типом коллизии, лежащей в основе развития действия в драме. Анализ структуры драматического действия.

  1.   Лирическое произведение (лекция – 1 час)

Предмет лирики. Гегель о лирическом произведении. Лирическое и стихотворное произведение. Индивидуальное и «хоровое» (общезначимое) в лирическом субъекте. «Случайность содержания и предметов» (Гегель) в лирике. Описательная и повествовательная лирика. Медитативная лирика. «Ролевая» лирика. Лирические жанры. Особенности лирического слова в его отношении к адресату. Семантическая структура лирического произведения  (Т. Сильман). Лирические жанры. Лирическая баллада в сравнении с лиро-эпической балладой.

  1.   Анализ лирического произведения (практ. занятие – 2 часа)

Основные понятия поэтики лирического произведения в анализе текста лирического стихотворения.

IV. Основы стиховедения

  1.   Основы стиховедения. Первое занятие: Метр и ритм. Системы стихосложения. Русская силлабо-тоника (практ. занятие – 2 часа)

Отличие стихотворной речи от прозаической. Закономерности первичного и вторичного порядка упорядочивания звуковой формы в различных национально-исторических типах стихотворной речи. Рифма. Аллитерация. Широкое и узкое понимание аллитерации. Аллитерационный стих в западноевропейской и русской поэзии. Понятие метра и ритма. Различие ударной и сильной позиции в стихе. Икт. Стопа. Понятие стихотворного размера. Клаузула и анакруза. Строгие формы метрического единства в классической поэтике и образцы их нарушения (неточная рифма, перенос, свободный стих, раешный стих и т.д.). Системы стихосложения. Метрическая система стихосложения. Принципы античного метрического стиха. Мора. Размеры античного стиха. Тоническая система стихосложения. Образцы тоники в народной поэзии (былинный стих, говорной стих). Силлабическая система стихосложения. «Слогочислительный» стих в России XVI-XVII и 1/3 XVIII века. Вирши. Силлабические размеры. Силлабо-тоническое стихосложение. Реформа В.К. Тредиаковского – М.В. Ломоносова и формирование русского силлабо-тонического стиха. Примеры двухсложных и трехсложных размеров (метров). Русский гекзаметр. Приемы определения стихотворных размеров (метров) русского классического стиха.

  1.   Основы стиховедения. Второе занятие: Русская тоника. Разновидности современного тонического стиха (практ. занятие – 2 часа)

Переход в русском стихе от силлабо–тоники к тоническому стихосложению. Дольник (паузник). Типы дольников. Тактовик и его варианты. Акцентный стих (ударник). Особенности современного русского стиха. Примеры определения размеров (метров) современного тонического стиха.

  1.   Целостный анализ литературного произведения (практ. занятие – 2 часа)

V. Литературный процесс

  1.   Понятие литературного процесса. Основные аспекты

изучения исторического развития словесного творчества (лекция – 2 часа)

Понятие литературного процесса. Стадиальность развития словесного художественного творчества. Критерии выделения и описания этапов развития художественной словесности. Концепции стадиальности литературного процесса. Гегель об исторических закономерностях и стадиях развития искусства. А.Н. Веселовский о «коллективном» и «индивидуальном» периодах развития словесного творчества. Современные представления о стадиальности литературного процесса (С.С. Аверинцев, П.Б. Гринцер). Каузальное и имманентное развитие форм словесного творчества. Культурно-историческая школа, социологический метод в литературоведении о причинной обусловленности факторами внелитературного ряда явлений форм словесного творчества, их исторического развития. Повторяющееся и неповторимое в литературном процессе. Применение принципа единства развития к судьбам отдельных национальных литератур в работах Н.И. Конрада. Проблема использования понятия «прогресс» в понимании исторического развития словесного творчества. Вопрос о приоритете стиля, литературного направления или жанра как определяющих литературный процесс «компонентах». М.М. Бахтин о жанре как главном «герое» исторического развития художественной словесности.

  1.   Метод, стиль, направление (лекция -2 часа)

Понятие художественного метода в литературоведении. Соотношение понятий «художественный метод» и «тип творчества». Концепции «вневременных» типов творчества. Ф.Шиллер о «наивной» и «сентиментальной» поэзии. В.Белинский о «реальной» и «идеальной» поэзии. Литературоведение XX века о реалистическом и романтическом типах творчества. Художественный метод как принцип организации содержания, «стадиально-индивидуальная модификация художественности» (В.И. Тюпа). Методы в литературе Нового и Новейшего времени и исторические типы коллизий. Значение термина «стиль». Многозначность понятия «стиль» (стиль эпохи, писателя, литературного произведения, направления). Стиль как единство конструктивных элементов художественной формы. Индивидуальные и коллективные стили. Стиль и стилизация. Художественный стиль и функциональные стили речи. Разграничение сфер применения понятий стиля и метода. Литературное направление как единства метода и стиля, исторические причины возникновения и смены литературных направлений. Понятие литературной школы. Сравнение исторических типов коллизий и способов их разрешения в классицизме и романтизме (противоречия частного и общего, природы и цивилизации, чувства и долга, страсти и разума и т.д.). Критерии художественности в манифестах классицизма и романтизма. Нормативность художественного творчества в классицизме. Реализм как художественный метод и как литературное направление.

Планы-конспекты содержания лекционных занятий

для студентов заочной формы обучения

(лекции - 16 часов)

1. Литературоведение как наука.

Предмет и задачи литературоведения как науки. Литературоведение и филология. Главные (теория литературы, история литературы, литературная критика) отрасли литературоведения. Значения термина «поэтика». Общая (теоретическая), частная (описательная) и историческая поэтика. Вспомогательные отрасли литературоведения (текстология, эвристика, источниковедение, библиография, палеография). «Базовый» характер вспомогательных дисциплин литературоведения. Литературоведение и лингвистика.

2. Художественный образ в литературном произведении.

Определения художественного образа (М. Эпштейн, И. Роднянская), их отличия друг от друга. Художественный образ и понятие. Теория поэтической образности в работах А. А. Потебни. Структура художественного образа. Сравнение как элементарная модель художественного образа (П. Палиевский). Свойства художественного образа. Художественный образ и целостность литературного произведения. Объем и границы художественного образа в литературном произведении. Соотношение понятий «художественный образ» и «поэтическая образность». Художественный образ и знак.

3. Литературное произведение. Текст и внутренний мир литературного произведения (тема изучается самостоятельно).

М. М. Бахтин о «сложнособытийной» природе литературного произведения. Текст и внутренний мир литературного произведения. Событие, о котором рассказывается, и событие самого рассказывания – два аспекта «событийной полноты» литературного произведения. Субъектная и объектная сферы литературного произведения.

4. Художественное время и художественное пространство в литературном произведении. Событие в литературном произведении.

Художественное время и художественное пространство как важнейшие характеристики художественного образа. Определение художественного времени и художественного пространства. Отличие художественного времени и пространства от реального (физического) времени и пространства. Различие между художественным временем и грамматическим временем. Многообразие типов и форм художественного времени и художественного пространства в литературном произведении. Понятие хронотопа (М. М. Бахтин). Сюжетное, жанровое, изобразительное значение хронотопа. Изображенный хронотоп и хронотоп рассказывания (изображающий хронотоп). Событие в литературном произведении (определения Г. Ф. Гегеля, Ю. М. Лотмана, Н. Д. Тамарченко). Взаимосвязь события с художественным временем и художественным пространством. Соотношение понятий «ситуация» и «событие». «Частная» ситуация и «общая ситуация» произведения. Сюжет литературного произведения как смена «событий и разделяющих эти события «частных» ситуаций» (Н. Д. Тамарченко).

5. Проблема содержания, материала и формы в словесно-художественном творчестве.

Критика основ «материальной эстетики» (полемика с формалистами) в работе М. М. Бахтина «Проблема содержания, материала и формы в словесно-художественном творчестве». «Форма по отношению к материалу» и «форма по отношению к содержанию». Содержание литературного произведения. Художественная форма как «выражение активно ценностного отношения автора к содержанию» (М. М. Бахтин). Форма как «граница, обработанная эстетически» (изолирующая функция художественной формы). Различение архитектонических и композиционных форм. Понятие типа («модуса») художественности. Характеристика основных типов («модусов») художественности.

6. Сюжет и фабула в литературном произведении.

Способы разграничения сюжета и фабулы (Аристотель, формалисты, В. Кайзер и В. В. Кожинов, М. М. Бахтин). Продуктивность использования этих концепций при анализе произведений разных литературных родов. Специфика сюжета и фабулы в лирическом произведении (понятия «объект переживания», «событие переживания»).

7. Категория автора в современном литературоведении.

Значения термина «автор» в литературоведении. Автор как «эстетически деятельный субъект» (М. М. Бахтин), как «носитель концепции художественного целого» (Б. О. Корман). Способы выражения авторского сознания в литературном произведении.

М. М. Бахтин о специфике отношений между автором и героем в литературном произведении. Понятие «эстетического завершения». «Образ автора» в литературном произведении.

8. Композиция литературного произведения. Субъектно-объектная организация литературного произведения.

Общее определение композиции, значения этого термина в современном литературоведении. Понятие «внешней» композиции. «Внешняя» композиция и структура художественного содержания. Понятие «ракурса» (способа) литературного изображения. Описание и повествование как основные способы литературного изображения в эпическом произведении. Соотношение участков текста с разными ракурсами литературного изображения с сюжетным уровнем произведения. Понятие «точки зрения» (Б. О. Корман, Б. М. Успенский). Субъектно-объектная организация литературного произведения. Основные понятия (субъект, объект, субъект речи, субъект сознания, первичный и вторичный субъект речи, точка зрения, разновидности точек зрения в литературном произведении). Композиция и субъектная организация литературного произведения. Автор и субъектная организация литературного произведения. Субъектная организация эпического произведения. Субъектная организация лирического произведения Субъектная организация драматического произведения.

Композиция лирического произведения. Проблема минимальной единицы композиции в лирическом произведении. Композиционные уровни и композиционные приёмы в лирическом произведении. Композиционные типы лирических произведений.

9. Литературные роды.

Индивидуальное и типическое в литературном произведении. Понятие литературного рода. Критерии выделения литературных родов (Аристотель, Г. Ф. Гегель, Ф. Шеллинг, В. В. Кожинов, С. Н. Бройтман). Межродовые и внеродовые формы. Соотношение понятий «литературный род» и «жанр».

Значения термина «эпос» в литературоведении. Эпос как род литературы. Г. Ф. Гегель о предмете эпоса как литературного рода. Эпический тип ситуации и события и структура эпического сюжета (основные особенности: удвоение центрального события, закон эпической ретардации, равноправие и равноценность случая и необходимости, случайность и условность границ сюжета). Речевая структура эпического произведения. Фрагментарность текста эпического произведения.

Лирика как род литературы. Г. Ф. Гегель о предмете лирики. Субъектная структура лирического произведения. Понятие субъектного синкретизма. М. М. Бахтин о соотношении индивидуального и «хорового» в лирическом субъекте. Специфика лирического события и лирического сюжета в трактовке Н. Д. Тамарченко. Семантическая структура лирического произведения (по концепции Т. И. Сильман). Слово в лирике. Суггестивность лирического произведения.

Драма как род литературы. Художественное время и художественное пространство и характер развития действия в драме. Герой в драматическом произведении (в сравнении с эпическим произведением). Конфликт как источник развития действия в драме. Соотношение понятий «конфликт» и «коллизия», «конфликт» и «ситуация». Статус слова в драматическом произведении.

Эпические, лирические и драматические жанры.

10. Основные понятия стиховедения.

Понятия: метр, ритм, размер, цезура, клаузула, анакруза, стопа, пиррихий, спондей, сдвиг метрически обязательного ударения, белый стих, вольный стих, свободный стих. Основные системы стихосложения. Метрическое, силлабическое, тоническое и силлабо-тоническое стихосложение. Основные размеры силлабо-тонического стихосложения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6945. Философия. Предмет философии и ее категории. Шпаргалка 832 KB
  1.Мировоззрение, его сущность, структура и исторические виды. Основа мировозрения дана нам при рождении, далее развитие идет по спирали, и, если заботливые руки тебя держали, зрение открывало горизонты и дали, раскрывая смысл последующих знаний. Сущ...
6946. Философия, ее предмет, предназначение и функции 912 KB
  Философия, ее предмет, предназначение и функции. Функции философии: Регулятивные и организующие(методология)-определение способов достижения какой-либо цели (фундаментальные методы, например, исторический метод–всегда есть резон ...
6947. Философия. Ответы на экзаменационные билеты 860 KB
  Мировоззрение и его структура. Миф, религия и философия как исторические типы мировоззрения. Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные поз...
6948. Шпаргалка по философии. Предмет и методы философского знания 837.5 KB
  Предмет философии. Предмет философии не соответствует обыденному пониманию этого слова. В обыденном смысле философия - рассуждения проводимые на досуге за чашкой чая, или стаканом (обязательно граненым) водки о предметах составляющих объе...
6949. Предмет философии и ее функции 28 KB
  Предмет философии и ее функции Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения ос...
6950. Философия Платона: сущность объективного идеализма, учение о государстве 69 KB
  Философия Платона: сущность объективного идеализма, учение о государстве Платон - великое явление в истории мировой культуры. И хотя он жил в древнегреческом обществе, как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему челове...
6951. Учение Аристотеля 119.5 KB
  Аристотель понимал, что без изучения движения не может быть познания естественных процессов, не может быть понята природа в ее жизни и стремлении. Так как природа есть начало движения и изменения, - писал он, - а предметом нашего...
6952. Учение Блаженного Августина 51.5 KB
  Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благ...
6953. Синтез богословия, философии и науки в трудах св. Августина и Фомы Аквинского 40.5 KB
  Синтез богословия, философии и науки в трудах св. Августина и Фомы Аквинского Для древних народов, как известно, было характерно единство двух путей познания окружающего мира - пути сердца и пути разума, которое исключало  расчлененность богосл...