48187

Регионализация международных отношений

Лекция

Международные отношения

Современный мир не ограничивается реальным географическим пространством он стал многомерным. Политологи делают упор на распространение демократических институтов. Формирование единого мирового пространства на принципах европейского Просвещения оказалось в качестве основной приманки для бездумной советской интеллигенции сыгравшей роль разрушителя отечественного социокультурного пространства. В реальной действительности процесс глобализации идет по пути интернационализации элит формирования мирового клуба избранных преимущественно из...

Русский

2013-12-07

100 KB

51 чел.

Лекция 3. Регионализация международных отношений

1. Регионализация как субъект глобализации.

2. Региональная трансформация.

Глобализация привела к поискам противовесов и попыткам создания геополитического равновесия с помощью регионализации международных отношений. Современный мир не ограничивается реальным географическим пространством, он стал многомерным. Попытаемся понять природу его регионализации. После падения «железного занавеса» государства оказались как бы между молотом и наковальней глобализации и регионализации международных отношений. Здесь побеждает тот, кто способен наиболее эффективно использовать геополитический, геоэкономический и цивилизационный код в данном месте и социальном времени в интересах национальной безопасности и для ускорения оборачиваемости финансового, промышленного и торгового капитала.

1. Регионализация как субъект глобализации

Регионализацию международных отношений необходимо рассматривать в контексте глобализации. В подходах к анализу этих двух процессов нет единства. Одни считают регионализацию составной частью глобализации, другие — как альтернативу.

Глобализация — объективный процесс в современных международных отношениях, высший этап интернационализации, основанный на развитии информационно-коммуникационных технологий.

Взгляды на истоки возникновения глобализации являются дискуссионными.

  1.  Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма.
  2.  Экономисты ведут отсчет от транснационализации финансовых рынков.
  3.  Политологи делают упор на распространение демократических институтов.
  4.  Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры,включая американскую экспансию.
  5.  Имеются информационно-технологические и
  6.  экологические подходы к объяснению процессов глобализации.
  7.  Различается политическая и
  8.  экономическая глобализация.

В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых геоэкономических полюсов.

Глобализация трансформирует представления о государственном суверенитете.

Запад во главе с США выступает за глобализацию в области политики, экономики, финансов, информации и культуры, сопровождающуюся ограничением национальных суверенитетов.

Одновременно американская администрация консервативных демократов отказывается ограничить суверенитет Соединенных Штатов по важнейшим мировым проблемам международного сообщества (стратегическая стабильность, противоракетная оборона, дальнейшая либерализация торговли, глобальная экология и др.).

Необходимо различать

  •  неолиберальную,
  •  экономическую,
  •  криминальную и
  •  этническую глобализацию.

  1.  Неолиберальная глобализацияинтернационализация
  •  экономической,
  •  политической,
  •  культурной жизни человечества,

сопровождаемая игнорированием многих цивилизационных императивов.

Это учение западных фундаменталистов о всесильном рынке и мировой справедливости. Вера в неолиберализм оказалась опасной иллюзией, представляющей угрозу для национальной безопасности.

В отличие от пропагандируемого в 90-е годы глобализма просвещенческого реальное содержание современных процессов интернационализации на основе американских ценностей в интересах капитала США привели к монопольному (американскому) глобализму.

Формирование единого мирового пространства на принципах европейского Просвещения оказалось в качестве основной приманки для «бездумной» советской интеллигенции, сыгравшей роль разрушителя отечественного социокультурного пространства.

В реальной действительности процесс глобализации идет по пути

  •  интернационализации элит,
  •  формирования мирового клуба избранных преимущественно из стран «золотого миллиарда».

Этим Запад поманил посткоммунистические элиты, получившие за продажу своих стран гарантии их собственности, приватизированной в особо крупных размерах. После выполнения этих функций национальные элиты, превратившиеся в элиту «в законе», были отвергнуты Западом как представляющие угрозу идеалам демократического гражданского общества.

  1.  Экономическая глобализация — процесс формирования и развития единого мирового экономического (преимущественно финансового) и информационного пространства, обеспечивающий ускорение оборачиваемости капитала и внедрения новых идей.

  1.  Переплетение этого процесса с мафиозными субкультурами приводит к образованию криминального (мафиозного) глобализма, формированию единого мирового пространства криминальной экономики. Здесь в качестве своеобразных транснациональных корпораций выступают этнические группировки.

  1.  Возрастает роль этнического глобализма за счет влияния крупных диаспор и этнического предпринимательства на формирование единого пространства. Здесь выделяются еврейская и китайская диаспоры.

Еврейская диаспора выступила в качестве носителя преимущественно американских неолиберальных ценностей «открытого общества».

В отличие от евреев, ассоциирующих «землю обетованную» с Америкой, китайская диаспора является носителем традиций Великого китайского порядка.

В результате противоречивых процессов, по мнению известного немецкого социолога Ульриха Бека, начало формироваться «глобальное общество риска» — общество, в котором, как правило, «взрывается» ответственность государственных институтов, оказывающихся беспомощными при соприкосновении с действительностью.

Технологические достижения человечества создают глобальные проблемы и угрозы, противоречащие институционализированному языку существующего контроля, например, Чернобыль, атака террористов против США.

Глобальные вызовы обострили существующие или породили новые проблемы.

Они являются следствием новых факторов в мировом развитии, нарушающих 

  •  стабильность нормального функционирования механизмов воспроизводства общественной жизни,
  •  межцивилизационных отношений,
  •  международных политических и экономических отношений в границах существующего мирового порядка.

Появились конкретные военно-политические, экономические и другие угрозы, вызывающие необходимость незамедлительных действий по их устранению.

К мировым угрозам относятся

  •  терроризм,
  •  религиозный экстремизм,
  •  этническая вражда,
  •  неконтролируемая миграция,
  •  незаконная торговля оружием и др.

Крупнейшей международной организацией государств, созданной в целях поддержания мира и безопасности, развития международного сотрудничества является Организация Объединенных Наций (ООН). Основы деятельности ООН разрабатывались ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

После Ялтинской конференции, определившей послевоенное устройство мира, 26 июня 1945 г. на учредительной конференции в Сан-Франциско представители 50 государств подписали устав ООН.

В состав Организации входят 190 из 210 государств мира.

Главные органы ООН:

  •  Генеральная Ассамблея ООН,
  •  Совет Безопасности ООН и
  •  Секретариат ООН.

Главная задача ООН заключается в создании системы международной безопасности.

Пятую часть финансовых поступлений обеспечивают Соединенные Штаты, имеющие практически контрольный пакет акций в большинстве международных финансовых институтов.

Глобализация свидетельствует о противоречивых процессах, происходящих в мире. Наиболее радикальные прогнозы предрекают век торжества американской общественной модели во всем мире.

Наступившее столетие называют и веком Китая. Сторонники неолиберальной глобализации, казалось бы, в конце XX в. уже увидели контуры всемирной экономической гармонии, достигнутой благодаря соблюдению прав человека и высокой эффективности рыночных отношений. Финансовый кризис в Азиатско-Тихоокеанском регионе показал, что еще рано говорить об интегрированной экономике, когда одни страны проигрывают, а другие благодаря кризису испытывают экономический бум. В результате азиатского кризиса произошел массовый отток капитала из Азиатско-Тихоокеанского региона в Соединенные Штаты. Над американской экономикой, находящейся на подъеме, вновь появился призрак вечного процветания. Но новый мировой экономический порядок, основанный на принципах соблюдения прав человека и либеральной экономики, пока не состоялся.

В конце XX в. попытки универсализации глобального сообщества в неоднородном социальном времени стали сопровождаться усилением тенденций регионализации.

Это вызвало повышенный интерес к геополитическим (геоэкономическим) концепциям «больших пространств».

Для многих стало очевидным, что успешный поэтапный переход страны к рыночным отношениям и открытой экономике возможен на основе государственного контроля реформ, создания региональных таможенных и других союзов.

Все больше приходит осознание того, что только создание надгосударственных «больших пространств» является оптимальной моделью, способной эффективно реагировать на внешние и внутренние вызовы.

В прошлом такими образованиями были империи, теперь — «государства-цивилизации».


2.2. Региональная трансформация

Регионализм в постбиполярном мире становится важным фактором внешней и внутренней политики, он обусловлен возрастанием роли функций места и социального времени, сочетанием геополитики, геоэкономики и социокультурных особенностей территории.

Выработка геостратегии или технологии реализации приоритетов регионального развития в многомерном коммуникационном пространстве особенно актуальна в условиях либерализации международных экономических отношений:

  •  совместное предпринимательство,
  •  внешнеэкономические связи,
  •  свободные экономические зоны,
  •  приграничное сотрудничество,
  •  транспортные коридоры
  •  и др.

Регионализация внутренних и международных отношений осуществляется на различных уровнях территориальной иерархии, среди которых выделяются

  •  внутригосударственный,
  •  государственный и
  •  надгосударственный,
  •  континентальный и
  •  трансконтинентальный.

Для постсоветских стран с переходной экономикой актуальна проблема использования зарубежного опыта регионального развития и местного самоуправления с учетом особенностей их социокультурного пространства. Это обусловлено рядом обстоятельств:

1)здесь сохранилось политико-административное устройство уже несуществующего государства, где была неограниченная власть партии и сверхцентрализованная экономика, а в основу районирования положены партийный и производственный принципы.

В региональной политике отсутствовал социальный приоритет, здесь на первом месте был не человек, а производство.

Жесткое централизованное планирование и управление приводило к диспропорциям в региональном развитии, особенно в решении местных социально-экономических проблем.

2) в условиях современного кризиса эти диспропорции еще больше углубились, а попытки некритического использования зарубежного опыта не дают позитивных результатов.

В постбиполярном мире усиление регионализма сопровождается возрастанием роли рубежных государств, расположенных на «краю» различных экономических пространств.

Здесь выделяется группа стран, эффективно использующая рубежные функции между постсоветскими странами и Западной Европой (Польша, Литва, Финляндия, Турция, Кипр и др.).

Турция и Кипр, расположенные на европейской периферии, оказались особенно привлекательными соответственно, для челночного бизнеса и в качестве налоговой гавани.

Усиливается поляризация мирового экономического пространства, где доминируют две сверхдержавы (США и Япония).

«Большая семерка Севера» включает

  1.  США,
  2.  Японию,
  3.  Германию,
  4.  Францию,
  5.  Англию,
  6.  Италию,
  7.  Канаду.

Формируется «Большая семерка Юга» в составе

  1.  Китая,
  2.  Индии,
  3.  Бразилии,
  4.  Индонезии,
  5.  Мексики,
  6.  Южной Кореи,
  7.  Таиланда.

Это деление исключительно условно.

Так, например, Китай может с полным правом претендовать на присоединение к «семерке Севера», тогда как Россия номинально участвует в этом политическом институте, именуемом иногда «восьмеркой». По основным макроэкономическим показателям Россия уступает даже «семерке Юга». После мирового финансового кризиса Индонезию можно лишь символически относить к ведущим странам Юга.


К
 развитым постиндустриальным странам Запада относятся

  1.  США,
  2.  Япония,
  3.  Западная Европа,
  4.  Канада,
  5.  Австралия,
  6.  Новая Зеландия,
  7.  Израиль.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) включает кроме вышеперечисленных стран

  1.  Мексику,
  2.  Чехию,
  3.  Венгрию,
  4.  Польшу.

В 90-е гг. страны ОЭСР доминировали в структуре мирового экспорта (свыше 72%).

Среди развивающихся стран выделяются

  •  восточноазиатские,
  •  латиноамериканские и
  •  ближневосточные новые индустриальные страны (НИС).

Особое место занимают страны Черной Африки, где доминирует социальный хаос.

В межстрановых сопоставлениях после распада СССР выделяются группы стран

  •  Центрально-Восточной Европы.
  •  Содружества Независимых Государств (СНГ).

В 80-е и 90-е гг. двадцатого столетия западные страны не увеличили своей доли ни в мировом валовом продукте, ни в промышленном производстве и международной торговле. Япония утратила былую стабильность, а Соединенные Штаты сохранили невысокие темпы роста.

Наибольшим динамизмом были отмечены восточно-азиатские страны, в первую очередь Китай и НИС.


Если сопоставить группы стран по их
доли в мировой промышленной индустрии в последнем десятилетии XX в., то отмечается сокращение доли развитых стран с 53 до 46%.

Массовое производство массовых изделий постепенно перемещается из североатлантического региона в

  1.  Азиатско-Тихоокеанский регион (за исключением Японии),
  2.  Индостан,
  3.  Латинскую Америку.

Доля развивающихся стран увеличилась с 35 до 48%, в том числе «Большой семерки Юга» — с 19 до 28%.

Доля США сохранилась примерно на уровне 17%.

Доля Китая увеличилась с 8 до 15%.

Наиболее катастрофическое сокращение доли стран в мировой промышленной индустрии характерно для СНГ — с 7 до 2,5%.

Прогнозируется мировое хозяйство с тремя полюсами экономического и технологического развития в Западной Европе, Северной Америке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Как результат глобализации и регионализации современного мира формируются интерполисы рубежной коммуникативности или мировые города. Эти международные центры-метрополии с реальным преференциальным режимом являются носителями ускоренной оборачиваемости финансового, промышленного и торгового капитала (Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур, Стамбул, Москва и др.). На основе использования самых современных информационных и коммуникационных технологий интерполисы сконцентрировали огромные капиталы и ноу-хау, здесь принимаются важнейшие экономические решения. В XXI в. интерполисы по аналогии со средневековыми вольными городами, возможно, будут управлять миром.

Крайним проявлением регионализации является криминальная маргинализация экономики. Транснациональные полюса криминальной экономики, состоящие из географических «треугольников» наркокартелей, дают оборот, примерно, в 400—500 млрд долл.

Наряду с полюсами экономического и технологического развития существуют обширные зоны с низким уровнем жизни населения.

Принятый в международных финансовых организациях показатель

«один доллар на человека в день» является пороговым для категории нищего населения.

Мировой полюс бедности сформировался в Центральной Африке.


Современное общественное производство рассматривается как совокупность четырех — основных секторов.

К первичному сектору относятся

  •  добывающие отрасли,
  •  сельское хозяйство,

вторичный включает обрабатывающую промышленность,

третий сектор — сферу услуг,

четвертыйинформационный сектор.

На протяжении двух веков менялась экономическая модель развития мирового хозяйства следующим образом.

Если в прошлом значительная часть валового внутреннего продукта (ВВП) создавалась в аграрном секторе, то в 30-е гг. XX в. индустриализация стала доминировать в экономическом развитии.

Так, например, за период 1870—1920 гг. доля сельского хозяйства в создаваемом ВВП сократилась в США с 40 до 1,4%.

В начале XXI в. в аграрном секторе США занято менее 2% населения, тогда как эта доля в 1945 г. составляла 20%.

На начальном этапе индустриализации успехов добились страны открытой экономики, выступающие против промышленного самообеспечения.

Выход на мировой рынок сочетался с эффективными преобразованиями в сельском хозяйстве, что способствовало развитию внутреннего рынка. Активное участие в международном разделении труда основывалось на частном предпринимательстве и активной роли государства в этом процессе.

Соревнование за лидерство в индустриализации развернулось между Латинской Америкой и Юго-Восточной Азией.

Казалось бы, стартовые позиции Латинской Америки были наиболее благоприятными. Регион раньше Азии и Африки вступил в фазу промышленного развития. Великая депрессия 30-х гг. и застой международной торговли во время мировых войн породил мощные стимулы к импортозамещению, ставшему руководящей доктриной. Историческая связь с Соединенными Штатами, разнообразные сырьевые ресурсы и квалифицированные кадры способствовали индустриальному развитию.

Время показало, что реальным геоэкономическим лидером стала Юго-Восточная Азия, формирующаяся как зона преимущественно японского влияния.

Япония была ближе в социокультурном отношении к другим азиатским странам и сама прошла путь догоняющей страны.

На Востоке не принято руководствоваться чужими советами, они могут носить преимущественно рекомендательный характер. Кроме социокультурных традиций и трудовой этики, дополнительным фактором успеха стала многочисленная и дешевая рабочая сила.

Преобразования в Латинской Америке осуществлялись под патронажем международных финансовых институтов, не всегда владевших местной спецификой.

В стратегии импортозамещения предпочтение отдавалось созданию предприятий текстильной, швейной, кожевенной, обувной и других отраслей промышленности, производящим потребительские товары кратко- и среднесрочного пользования. При этом экспорт продукции обрабатывающей промышленности сдерживался ее низкой конкурентоспособностью. Возникший хронический дефицит иностранной конвертируемой валюты превратился в главный тормоз экономического развития.

К началу 90-х гг. новый полюс экономического и технологического развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) достиг самых высоких темпов экономического роста. Здесь на экспорт направлялось две трети производимых промышленных товаров, широкое развитие получили наиболее высокотехнологичные из массовых производств. Инвестиции из постиндустриальных стран превратили АТР в главный «сборочный цех» мировой экономики.

Новые индустриальные страны сосредоточили самые передовые и конкурентоспособные производства в многочисленных специальных экспортно-промышленных (технологических) зонах, где были созданы условия для импорта технологий и экспорта готовой продукции (преимущественно в США), произведенной на сверхэксплуатации местных трудовых ресурсов.

Разница в оплате труда между странами Запада и АТР достигла, соответственно, 30 долл. в час и 1 долл. за удлиненный рабочий день.

Узость местных национальных рынков, признаки перепроизводства, достигнутый предел снижения цен на выпускаемую продукцию привел к экономической катастрофе в странах Юго-Восточной Азии, наиболее пострадавшей от финансового кризиса (Таиланд, Индонезия, Филиппины, Малайзия). Экономика Японии и Южной Кореи оказалась относительно устойчивой, а наибольшую стабильность обнаружили Гонконг, Сингапур и Тайвань.


Заимствовать опыт новых индустриальных стран необходимо с учетом геоэкономических реалий современного общественного производства.

Модели национального развития должны основываться на

  1.  информационных технологиях,
  2.  знаниях,

которые становятся главным стратегическим товаром.

Поэтому в основе региональных полюсов роста должны находиться

  •  образовательные.
  •  научно-исследовательские центры,

где осуществляются:

  1.  учебная,
  2.  научно-исследовательская,
  3.  культурно-воспитательная,
  4.  информационно-консультативная деятельность,

направленные, прежде всего на приоритетное развитие региона.

В условиях глобализации и углубления стратификации многомерного пространства различия в энергетике мировых полюсов и периферии определяют готовность стран и регионов к освоению технологических инноваций, структурным преобразованиям экономики и к широкой мирохозяйственной интеграции.

Меняются представления о периферии, она не обязательно должна быть связана с географической удаленностью, а может определяться понятием «информационная периферия».

Страна может иметь выгодное географическое положение и занимать при авторитарной власти, стремящейся к самосохранению, мировую периферию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22774. Українське питання на Ялтинський конференції (1945р.) 46 KB
  Національні інтереси України та механізми їх забезпечення. Позиція України щодо ЄЕП в контексті інтеграційних процесів на пострадянському просторі. Зрештою глави урядів трьох держав СРСР США й Великої Британії схвалили рішення що східний кордон Польщі проходитиме вздовж лінії Керзона з відхиленням від неї в деяких районах від п'яти до восьми кілометрів на користь Польщі Це було досягнення й України попри те що частина земель населених українцями залишалася під польською владою.Стеттініус який зазначив що радянський приклад можуть...
22775. Ініціативи дипломатії УРСР в 00Н 41 KB
  Концепції нейтралітету та позаблоковості в зовнішній політиці України. Відносини України з країнами Африки. Концепція нейтралітету та позаблоковостів в зовнішній політиці України. зазначається про намір України стати нейтральною однак в цьому документі крім положень що фіксують оборонний характер військової доктрини можна зустріти тезу про те що У дотримується свого позаблокового статусу.
22776. Створення та розгортання діяльності Наркомату закордонних справ УРСР 39.5 KB
  Механізм формування та реалізації зовнішньої політики України. Правда дещо несподіваною виявилася кандидатура наркома закордонних справ України. Механізм формування та реалізації зовнішньої політики України. Під керівництвом Президента України практична реалізація зовнішньополітичної діяльності забезпечується Кабінетом Міністрів України і здійснюється Міністерством закордонних справ іншими центральними органами державної виконавчої влади на основі Конституції і законів України.
22777. Українське питання на завершальному етапі Другої світової війни 42 KB
  Засади та основні напрямки зовнішньої політики України. Під кінець війни міжнародний авторитет України зріс збільшувалась увага в світі до життя й долі українського народу. Правда дещо несподіваною виявилася кандидатура наркома закордонних справ України. Засади та основні напрямки зовнішньої політики України З погляду концептуальної визначеності зовнішньополітичного курсу України особливо велике значення мав документ схвалений Верховною Радою України 2 липня 1993 р.
22778. УРСР на міжнародній арені 1944-1949 рр 56 KB
  Національні інтереси України зовнішній аспект. Співробітництво України в Чорноморському регіоні. Про значний міжнародний авторитет України свідчило обрання Д. Національні інтереси України зовнішній аспект.
22779. Зовнішньополітична діяльність закордонних українських громадсько-політичних організацій в повоєнній добі 45 KB
  Концепція стратегічного партнерства в зовнішній політиці України. Розбудова відносин України з країнами Африки. Концепції стратегічного партнерства в зовнішній політиці України Стратегічне партнерство являє собою стан відносин що характеризуються наявністю комплексних стратегічних інтересів в сіх сферах діяльності двох сторін з огляду на певну політичну взаємозалежність та готовність до застосування компромісних механізмів узгодження спільних інтересів. Але у випадку з нашою державою така взаємозалежність є асиметричною і як правило...
22780. Двосторонні договори та угоди УРСР 1944-1949 рр.: зміст, значення, наслідки 51 KB
  Проте дослідники звертали увагу на три справжні причини такого ставлення приховану надію на повернення західноукраїнських земель очікування можливої війни між союзниками СРСР та Великою Британією й США невдоволення поляків характером і діяльністю ПКНВ. Україну як незалежну державу США визнали 26 грудня 1991р. Кравчука до США. В ході візиту було підписано низку документів зокрема політичну декларацію та меморандум про взаєморозуміння між урядами України та США.
22781. Проблема множинного представництва на завершальному етапі II світової війни 83.5 KB
  Етапи відносин України та Російської Федерації. Передбачалося що на початку роботи конференції делегати Великобританії й США підтримають пропозицію про допуск до первісного членства двох радянських республік України та Білорусії. Етапи відносин України та Російської Федерації. розстрілу Білого дому та зміцнення позицій реформаторів у Кремлі курс щодо України став жорсткішим що виявилось у намаганнях на дострокових виборах 1994 р.
22782. Участь делегації УРСР в роботі Паризької мирної конференції 67.5 KB
  Відносини ЄССШАУ країна. міністри закордонних справ Англії США Франції й СРСР опублікували Декларацію про колишні італійські колоніальні володіння в Африці яка стала основою для Спільної декларації з цього питання і була підписана разом із мирними угодами. Відносини ЄС Україна США. Геополітичний простір України передбачає визначення таких пріоритетних зовнішньополітичних напрямків як ЄС перспективна мета на інтеграцію до європейського політичного економічного правового простору РФ найбільший впливовий сусід відносини з...