4825

Создание первой программы в языке Turbo Pascal

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Создание первой программы. Цель: Показать студентам управление программой при помощи меню. Задачи: Воспитательная: повторение уже изученного языка программирования TurboPascal. Учебная: научить создавать программы. Развивающая: развитие внимат...

Русский

2012-11-27

94.5 KB

2 чел.

Создание первой программы.

Цель:

Показать студентам управление программой при помощи меню.

Задачи:

Воспитательная: повторение уже изученного языка программирования Turbo Pascal.

Учебная: научить создавать программы.

Развивающая: развитие внимательности.

План занятия.

  1.  Организационный момент.
  2.  Изучение нового материала.
  3.  Контрольные вопросы.
  4.  Резюме.
  5.  Домашнее задание.

Изучение нового материала.

   Продолжим создание программ на основе уже знакомой программы. Для этого используем не визуальные компоненты TMainMenu и TPopupMenu. Измененная форма с этими компонентами показана на рисунке.

   Как видно из рисунка, на форме добавились еще два компонента. Причем эти компоненты можно располагать где угодно, так как они при компиляции и запуске программы будут не видны.

   Компонент TMainMenu предназначен для добавления к программе главного меню, без которого не обходится практически ни одно из приложений. Чтобы добавить к программе меню, надо выбрать на вкладке Standard компонент TMainMenu. Меню создается с помощью специального редактора. Редактор меню вызывается двойным щелчком на объекте MainMenu1. Первоначально меню пустое. В Инспекторе объектов надо открыть категорию Localizable (настраиваемые) и в свойстве Caption (заголовок) ввести название первого пункта, например &Файл и нажать кнопку Enter. Редактор меню переключится обратно в проектируемое меню, где появится первый пункт. Теперь опять нажать на клавишу Enter, и система переключится к заголовку Caption для нового пункта. В него вводится очередное название (&Вычислить)и нажать кнопку Enter. То же самое сделаем для кнопки Завершить. Когда меню подготовлено, редактор можно закрыть.  

   Чтобы выполнить вычисление, выберем пункт меню Вычислить. При щелчке на нем в Проектировщике форм будет создан соответствующий обработчик. Повторно писать ранее созданный код (метод Button1Click) не имеет смысла. Проще и правильнее вызвать метод Button1Click напрямую, передав ему параметр Sender.

   Обработчик события выглядит следующим образом.

   procedure TForm1.N2Click(Sender: TObject);

   begin

       Button1Click(Sender)

   end;

   То же самое сделаем и для кнопки Завершить.

   procedure TForm1.N3Click(Sender: TObject);

   begin

       Button2Click(Sender)

   end;

   Теперь создадим обработчик щелчка мыши на объекте. Такая возможность используется, когда важно просто среагировать на щелчок, не анализируя координаты указателя. Для этого обрабатывают событие OnClick, которое  чаще всего используют в таких объектах, как кнопка или переключатель, где знание точных координат указателя мыши не обязательно. Такой подход не всегда устраивает разработчика, поэтому в системе имеются еще два события: OnMouseDown (При нажатии кнопки мыши) и OnMouseUp (При отпускании кнопки мыши). Они содержат подробную информацию о параметрах щелчка: координаты указателя в рамках клиентской области объекта, на котором выполнен щелчок, тип щелчка (одинарный или двойной), какая кнопка мыши была нажата/отпущена и состояние системных клавиш SHIFT, ALT, CTRL.

   Контекстное меню, вызываемое в сделанном приложении по щелчку правой клавишей мыши, является удобной и стандартной возможностью программ. Компонент TPopupMenu (всплывающее меню) предназначен для создания контекстных меню. После того как компонент TPopupMenu размещен на форме, структура меню формируется таким же способом, как и основное меню. Единственное отличие состоит в том, что в контекстном меню не может быть нескольких раздело верхнего уровня, так как все пункты располагаются в одном вертикальном столбце.

   Дважды щелкнув на пункта Завершить, в обработчик события можно скопировать раннее созданный оператор завершения работы или ссылку на него.

   procedure TForm1.N5Click(Sender: TObject);

   begin

       Button2Click(Sender)

   end;

   То же самое сделаем для пункта Вычислить

   procedure TForm1.N4Click(Sender: TObject);

   begin

       Button1Click(Sender)

   end;

   Теперь осталось вызвать созданное меню из программы. Чтобы добавить в программу обработчик такого события, надо в Проектировщике форм выделить главную форму и в Инспекторе объектов на вкладке Events дважды щелкнуть в строке с надписью OnMouseUp. В теле данной процедуры необходимо активизировать контекстное меню PopupMenu1. Это осуществляется с помощью метода Popup() с двумя параметрами – координатами верхнего левого угла меню. Только указываются эти координаты в экранной системе отсчета, а не в границах клиентской части программы. Чтобы указать корректное значение координат, надо добавить к ним смещение, определяющее начало клиентской части формы. Пересчитать экранные координаты точки щелчка в координаты клиентской области можно с помощью метода GetClientOrigin. Эта функция обращается к стандартным функциям Windows и возвращает корректное значение смещения. Результирующее значение имеет тип TPoint (Координатная точка), представляющий собой запись из двух элементов; X и Y.

   procedure TForm1.FormMouseUp(Sender: TObject; Button: TMouseButton;

                     Shift: TShiftState; X, Y: Integer);

   var P:TPoint;

   begin

       P:=GetClientOrigin;

       IF Button = mbRight then PopupMenu1.Popup(P.X+X,P/Y+Y);

   end;

   Тип TMouseButton является перечислимым типом и содержит значения mbLeft, mbRight, mbMiddle (признаки использования левой, правой и средней кнопок мыши). Тип TShiftState представляет собой множество: так как можно выполнить, например, двойной щелчок, одновременно удерживая нажатыми клавиши ALT и SHIFT, необходимо проверять комбинации допустимых значений.

   Полный листинг программы приведен

unit vrun1;

interface

uses

 Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

 Dialogs, StdCtrls, Menus;

type

 TForm1 = class(TForm)

   Edit1: TEdit;

   Edit2: TEdit;

   Label1: TLabel;

   Label2: TLabel;

   Label3: TLabel;

   Label4: TLabel;

   Button1: TButton;

   Button2: TButton;

   MainMenu1: TMainMenu;

   PopupMenu1: TPopupMenu;

   N1: TMenuItem;

   N2: TMenuItem;

   N3: TMenuItem;

   N4: TMenuItem;

   N5: TMenuItem;

   procedure Button1Click(Sender: TObject);

   procedure Button2Click(Sender: TObject);

   procedure N2Click(Sender: TObject);

   procedure N3Click(Sender: TObject);

   procedure N5Click(Sender: TObject);

   procedure N4Click(Sender: TObject);

   procedure FormMouseUp(Sender: TObject; Button: TMouseButton;

     Shift: TShiftState; X, Y: Integer);

 private

   { Private declarations }

 public

   { Public declarations }

 end;

var

 Form1: TForm1;

implementation

{$R *.dfm}

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

   dist : integer;

   t:     real;    

   min : integer;  

   sek : integer;   

   v: real;        

begin

   dist := StrToInt(Edit1.Text);

   t := StrToFloat(Edit2.Text);

   min := Trunc(t);  

   sek := Trunc(t*100) mod 100;

   v := (dist/1000) / ((min*60 + sek)/3600);

   label4.Caption := 'Дистанция: '+ Edit1.Text + ' м' + #13 +

                                'Время: ' + IntToStr(min) + ' мин ' +

                                IntToStr(sek) + ' сек ' + #13 +

                               'Скорость: ' + FloatToStrF(v,ffFixed,4,2) + ' км/ч';

end;

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin

       Form1.Close;

end;

procedure TForm1.N2Click(Sender: TObject);

begin

Button1Click(Sender)

end;

procedure TForm1.N3Click(Sender: TObject);

begin

Button2Click(Sender)

end;

procedure TForm1.N5Click(Sender: TObject);

begin

Button2Click(Sender)

end;

procedure TForm1.N4Click(Sender: TObject);

begin

Button1Click(Sender)

end;

procedure TForm1.FormMouseUp(Sender: TObject; Button: TMouseButton;

                 Shift: TShiftState; X, Y: Integer);

var P:TPoint;

begin

P:=GetClientOrigin;

IF Button = mbRight then PopupMenu1.Popup(P.X+X,P/Y+Y);

end;

end.

Контрольные вопросы

  1.  Для чего предназначен компонент TMainMenu? Как создается данное меню?
  2.  Для чего предназначен компонент TPopupMenu? Как создается данное меню?
  3.  Вызов контекстного меню. Метод вызова.

Резюме

  1.  Компонент TMainMenu предназначен для добавления к программе главного меню, без которого не обходится практически ни одно из приложений. Меню создается с помощью специального редактора
  2.  Компонент TPopupMenu (всплывающее меню) предназначен для создания контекстных меню. После того как компонент TPopupMenu размещен на форме, структура меню формируется таким же способом, как и основное меню.
  3.  Теперь осталось вызвать созданное меню из программы. Чтобы добавить в программу обработчик такого события, надо в Проектировщике форм выделить главную форму и в Инспекторе объектов на вкладке Events дважды щелкнуть в строке с надписью OnMouseUp. В теле данной процедуры необходимо активизировать контекстное меню PopupMenu1. Это осуществляется с помощью метода Popup() с двумя параметрами – координатами верхнего левого угла меню.

Домашнее задание

   Написать собственную программу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55788. Які правила визначають гармонію людини із собою та найближчим оточенням 245 KB
  Стежка Правдивості Команди слухають визначення понять Додаток 3 які вивчали на попередніх уроках етики потім радяться 30 секунд і записують кожне слово на окремому аркуші паперу.
55789. Розвиток розумових здібностей учнів засобами математики 4.37 MB
  Система роботи вчителя на уроці Документи які відображають офіційну оцінку роботи вчителя. З певністю можу сказати що наукове товариство дає навички роботи з науковою літературою ресурсами Інтернету вчить учнів формулювати свої думки планувати роботу. Організація науководослідної роботи учнів та вчителів Положення про роботу наукового товариства Інтелект Загальні положення Наукове товариство Інтелект обєднує учнів школи зацікавлених у підвищенні свого інтелектуального та культурного рівня які...
55790. Розвиток здібностей школярів до словесної творчості на уроках української літератури в 5 класі 101 KB
  Як запалити у дитини вогник творчого розповідання У педагогічній науці і практиці постійно ведеться інтенсивний пошук дієвих і цікавих дітям методів і прийомів навчання спрямованих на розвиток їхньої словесної творчості.
55791. Развитие творчества и художественных способностей детей средствами изобразительной деятельности 44.5 KB
  На все руки мастер Если краска есть у вас Кисть не обязательна: Можно пальцем рисовать Просто замечательно Пальцем я зеленой краской Нарисую огурец Помидорку красной краской Вот какой я молодец...
55792. Розвиток критичного мислення школярів на уроках української літератури. Як вчити добувати необхідну інформацію з друкованого джерела та критично її осмислювати 56.5 KB
  Метод Читання тексту з позначками. Метод Читання в парах Узагальнення в парах. Ця стратегія розрахована на читання тексту в парах і є ефективною при роботі з художніми творами.
55793. Розвиток процесів сприймання у молодших школярів на уроках природознавства 58 KB
  Для розвитку процесів сприймання варто використовувати спеціальні прийоми вправи завдання. Для розвитку такої чутливості необхідно привчати школярів насамперед прислухатися й розрізняти...
55794. Розвиток розумових та творчих здібностей учнів шляхом використання методів розвиваючого навчання 106 KB
  Головне щоб вони відповідали змісту матеріалу та віку учнів збагачували знання розвивали науковий світогляд мислення практичні вміння а отже й активність.
55795. Розвиток творчих здібностей учнів на уроках інформатики через організацію проектної діяльності 53 KB
  Проектний метод дозволяє реалізувати проблемне навчання що активізує і поглиблююче пізнання дозволяє навчати самостійного мислення і діяльності системному підходу в самоорганізації...
55796. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка 81 KB
  Дети тему урока не знают. Ирис нежный расцветает фикус листья расправляет Есть любовь цветы и дети что всего важней на свете. Или при изучении частиц: Что порадовало б вас...