4825

Создание первой программы в языке Turbo Pascal

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Создание первой программы. Цель: Показать студентам управление программой при помощи меню. Задачи: Воспитательная: повторение уже изученного языка программирования TurboPascal. Учебная: научить создавать программы. Развивающая: развитие внимат...

Русский

2012-11-27

94.5 KB

2 чел.

Создание первой программы.

Цель:

Показать студентам управление программой при помощи меню.

Задачи:

Воспитательная: повторение уже изученного языка программирования Turbo Pascal.

Учебная: научить создавать программы.

Развивающая: развитие внимательности.

План занятия.

  1.  Организационный момент.
  2.  Изучение нового материала.
  3.  Контрольные вопросы.
  4.  Резюме.
  5.  Домашнее задание.

Изучение нового материала.

   Продолжим создание программ на основе уже знакомой программы. Для этого используем не визуальные компоненты TMainMenu и TPopupMenu. Измененная форма с этими компонентами показана на рисунке.

   Как видно из рисунка, на форме добавились еще два компонента. Причем эти компоненты можно располагать где угодно, так как они при компиляции и запуске программы будут не видны.

   Компонент TMainMenu предназначен для добавления к программе главного меню, без которого не обходится практически ни одно из приложений. Чтобы добавить к программе меню, надо выбрать на вкладке Standard компонент TMainMenu. Меню создается с помощью специального редактора. Редактор меню вызывается двойным щелчком на объекте MainMenu1. Первоначально меню пустое. В Инспекторе объектов надо открыть категорию Localizable (настраиваемые) и в свойстве Caption (заголовок) ввести название первого пункта, например &Файл и нажать кнопку Enter. Редактор меню переключится обратно в проектируемое меню, где появится первый пункт. Теперь опять нажать на клавишу Enter, и система переключится к заголовку Caption для нового пункта. В него вводится очередное название (&Вычислить)и нажать кнопку Enter. То же самое сделаем для кнопки Завершить. Когда меню подготовлено, редактор можно закрыть.  

   Чтобы выполнить вычисление, выберем пункт меню Вычислить. При щелчке на нем в Проектировщике форм будет создан соответствующий обработчик. Повторно писать ранее созданный код (метод Button1Click) не имеет смысла. Проще и правильнее вызвать метод Button1Click напрямую, передав ему параметр Sender.

   Обработчик события выглядит следующим образом.

   procedure TForm1.N2Click(Sender: TObject);

   begin

       Button1Click(Sender)

   end;

   То же самое сделаем и для кнопки Завершить.

   procedure TForm1.N3Click(Sender: TObject);

   begin

       Button2Click(Sender)

   end;

   Теперь создадим обработчик щелчка мыши на объекте. Такая возможность используется, когда важно просто среагировать на щелчок, не анализируя координаты указателя. Для этого обрабатывают событие OnClick, которое  чаще всего используют в таких объектах, как кнопка или переключатель, где знание точных координат указателя мыши не обязательно. Такой подход не всегда устраивает разработчика, поэтому в системе имеются еще два события: OnMouseDown (При нажатии кнопки мыши) и OnMouseUp (При отпускании кнопки мыши). Они содержат подробную информацию о параметрах щелчка: координаты указателя в рамках клиентской области объекта, на котором выполнен щелчок, тип щелчка (одинарный или двойной), какая кнопка мыши была нажата/отпущена и состояние системных клавиш SHIFT, ALT, CTRL.

   Контекстное меню, вызываемое в сделанном приложении по щелчку правой клавишей мыши, является удобной и стандартной возможностью программ. Компонент TPopupMenu (всплывающее меню) предназначен для создания контекстных меню. После того как компонент TPopupMenu размещен на форме, структура меню формируется таким же способом, как и основное меню. Единственное отличие состоит в том, что в контекстном меню не может быть нескольких раздело верхнего уровня, так как все пункты располагаются в одном вертикальном столбце.

   Дважды щелкнув на пункта Завершить, в обработчик события можно скопировать раннее созданный оператор завершения работы или ссылку на него.

   procedure TForm1.N5Click(Sender: TObject);

   begin

       Button2Click(Sender)

   end;

   То же самое сделаем для пункта Вычислить

   procedure TForm1.N4Click(Sender: TObject);

   begin

       Button1Click(Sender)

   end;

   Теперь осталось вызвать созданное меню из программы. Чтобы добавить в программу обработчик такого события, надо в Проектировщике форм выделить главную форму и в Инспекторе объектов на вкладке Events дважды щелкнуть в строке с надписью OnMouseUp. В теле данной процедуры необходимо активизировать контекстное меню PopupMenu1. Это осуществляется с помощью метода Popup() с двумя параметрами – координатами верхнего левого угла меню. Только указываются эти координаты в экранной системе отсчета, а не в границах клиентской части программы. Чтобы указать корректное значение координат, надо добавить к ним смещение, определяющее начало клиентской части формы. Пересчитать экранные координаты точки щелчка в координаты клиентской области можно с помощью метода GetClientOrigin. Эта функция обращается к стандартным функциям Windows и возвращает корректное значение смещения. Результирующее значение имеет тип TPoint (Координатная точка), представляющий собой запись из двух элементов; X и Y.

   procedure TForm1.FormMouseUp(Sender: TObject; Button: TMouseButton;

                     Shift: TShiftState; X, Y: Integer);

   var P:TPoint;

   begin

       P:=GetClientOrigin;

       IF Button = mbRight then PopupMenu1.Popup(P.X+X,P/Y+Y);

   end;

   Тип TMouseButton является перечислимым типом и содержит значения mbLeft, mbRight, mbMiddle (признаки использования левой, правой и средней кнопок мыши). Тип TShiftState представляет собой множество: так как можно выполнить, например, двойной щелчок, одновременно удерживая нажатыми клавиши ALT и SHIFT, необходимо проверять комбинации допустимых значений.

   Полный листинг программы приведен

unit vrun1;

interface

uses

 Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

 Dialogs, StdCtrls, Menus;

type

 TForm1 = class(TForm)

   Edit1: TEdit;

   Edit2: TEdit;

   Label1: TLabel;

   Label2: TLabel;

   Label3: TLabel;

   Label4: TLabel;

   Button1: TButton;

   Button2: TButton;

   MainMenu1: TMainMenu;

   PopupMenu1: TPopupMenu;

   N1: TMenuItem;

   N2: TMenuItem;

   N3: TMenuItem;

   N4: TMenuItem;

   N5: TMenuItem;

   procedure Button1Click(Sender: TObject);

   procedure Button2Click(Sender: TObject);

   procedure N2Click(Sender: TObject);

   procedure N3Click(Sender: TObject);

   procedure N5Click(Sender: TObject);

   procedure N4Click(Sender: TObject);

   procedure FormMouseUp(Sender: TObject; Button: TMouseButton;

     Shift: TShiftState; X, Y: Integer);

 private

   { Private declarations }

 public

   { Public declarations }

 end;

var

 Form1: TForm1;

implementation

{$R *.dfm}

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

   dist : integer;

   t:     real;    

   min : integer;  

   sek : integer;   

   v: real;        

begin

   dist := StrToInt(Edit1.Text);

   t := StrToFloat(Edit2.Text);

   min := Trunc(t);  

   sek := Trunc(t*100) mod 100;

   v := (dist/1000) / ((min*60 + sek)/3600);

   label4.Caption := 'Дистанция: '+ Edit1.Text + ' м' + #13 +

                                'Время: ' + IntToStr(min) + ' мин ' +

                                IntToStr(sek) + ' сек ' + #13 +

                               'Скорость: ' + FloatToStrF(v,ffFixed,4,2) + ' км/ч';

end;

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin

       Form1.Close;

end;

procedure TForm1.N2Click(Sender: TObject);

begin

Button1Click(Sender)

end;

procedure TForm1.N3Click(Sender: TObject);

begin

Button2Click(Sender)

end;

procedure TForm1.N5Click(Sender: TObject);

begin

Button2Click(Sender)

end;

procedure TForm1.N4Click(Sender: TObject);

begin

Button1Click(Sender)

end;

procedure TForm1.FormMouseUp(Sender: TObject; Button: TMouseButton;

                 Shift: TShiftState; X, Y: Integer);

var P:TPoint;

begin

P:=GetClientOrigin;

IF Button = mbRight then PopupMenu1.Popup(P.X+X,P/Y+Y);

end;

end.

Контрольные вопросы

  1.  Для чего предназначен компонент TMainMenu? Как создается данное меню?
  2.  Для чего предназначен компонент TPopupMenu? Как создается данное меню?
  3.  Вызов контекстного меню. Метод вызова.

Резюме

  1.  Компонент TMainMenu предназначен для добавления к программе главного меню, без которого не обходится практически ни одно из приложений. Меню создается с помощью специального редактора
  2.  Компонент TPopupMenu (всплывающее меню) предназначен для создания контекстных меню. После того как компонент TPopupMenu размещен на форме, структура меню формируется таким же способом, как и основное меню.
  3.  Теперь осталось вызвать созданное меню из программы. Чтобы добавить в программу обработчик такого события, надо в Проектировщике форм выделить главную форму и в Инспекторе объектов на вкладке Events дважды щелкнуть в строке с надписью OnMouseUp. В теле данной процедуры необходимо активизировать контекстное меню PopupMenu1. Это осуществляется с помощью метода Popup() с двумя параметрами – координатами верхнего левого угла меню.

Домашнее задание

   Написать собственную программу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67075. Як працювати з програмами на розвиток логічного мислення 2.13 MB
  Мета. Ознайомити учнів з видами логічних задач: ребусами, пазлами, танграмами, формувати уміння роботи з комп’ютером, користування мишею, розгадувати ребуси, працювати з головоломками «Пазл» і «Танграм». Розвиток уваги, логічного мислення, просторової уяви, пам’яті.
67076. Основні правила Інтернет-безпеки і Інтернет-етики 38 KB
  Протягом певного часу необхідно згадати якомога більше термінів, пов’язаних з роботою в Інтернеті; терміни записуються на аркушах фломастерами. По команді вчителя капітани вивішують аркуші на дошку. Далі проводиться обговорення термінів із наведенням командами їх означень. Балами оцінюються кількість згаданих термінів і їх чітке пояснення.
67077. Українські народні музичні інструменти 224.5 KB
  Добрий день! Сьогодні ми з вами поговоримо про українські народні музичні інструменти. Ми живемо в час, коли відроджуються національні традиції, а побудова суверенної України неможлива без виховання національної гідності, любові до народних святинь. Ви маєте можливість не тільки почути розповідь про музичні інструменти...
67078. Дерева, кущі, трав’янисті рослини. Якими бувають рослини. Запис і читання трицифрових чисел. Випадки додавання і віднімання пов’язані з нумерацією чисел. Задача на три дії 60 KB
  Сьогодні ми дізнаємося на які групи поділяються рослини. А також будемо вправлятися у записуванні трицифрових чисел, у додаванні та відніманні розрядних чисел, будемо розв’язувати задачу на три дії. III. Перевірка домашнього завдання. Біля входу в царство нас зустрічає принцеса.
67079. Змінювання іменників за зразком: один - багато 53 KB
  Мета: удосконалювати уміння розпізнавати слова, які означають назви предметів; вчити змінювати слова-назви предметів за зразком: один-багато; сприяти усвідомленню того факту, що всі люди мають рівні права; розвивати уміння працювати в парі та групі; виховувати почуття власної гідності, повагу до інших.
67080. Конспект уроку з міжпредметними зв’язками (Я і Україна, рідна мова) «У царстві тварин» 170 KB
  Мета: ознайомити учнів з різноманітним світом тварин; формувати поняття комахи птахи звірі навчати їх розпізнавати за істотними зовнішніми ознаками; розвивати логічне мислення через завдання на порівняння доведення вилучення зайвого встановлення взаємозвязку між рослинами і тваринами між самими тваринами...
67081. Зима щедра святами. Інтегрований урок з курсу «Я і України» та позакласного читання 98 KB
  Сьогодні ми з вами більш детальніше зупинимося на дні Святого Миколая, Новому році та Різдві Христовому. У кожного з вас є картка із зображенням або ялинкових прикрас, або зірочок, або чобітків. Я пропоную вам пересісти за той стіл, де назва свята пов'язана, на вашу думку, із зображенням на картці.
67082. Я і Україна та математика. У царстві тварин 150.5 KB
  Продовжити знайомство учнів з різноманітним світом тварин; формувати поняття комахи птахи звірі навчати їх розпізнавати за істотними зовнішніми ознаками;продовжити формувати навички та вміння розпізнавати серед чотирикутників прямокутники розв'язування складених задач на знаходження невідомого доданку; знаходити значення буквених виразів...