4828

Символы и строки в среде разработки Object Pascal

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Символы и строки. Цель: Повторение со студентами записи символов и строк. Задачи: Воспитательная: необходимость повторения. Учебная: повторение записи символов и строк в среде разработки ObjectPascal. Развивающая: развитие внимательности. План...

Русский

2012-11-27

80 KB

5 чел.

Символы и строки.

Цель:

Повторение со студентами записи символов и строк.

Задачи:

Воспитательная: необходимость повторения.

Учебная: повторение записи символов и строк в среде разработки Object Pascal.

Развивающая: развитие внимательности.

План занятия.

  1.  Организационный момент.
  2.  Изучение нового материала.
  3.  Контрольные вопросы.
  4.  Резюме.
  5.  Домашнее задание.

Изучение нового материала.

   Компьютер может обрабатывать не только числовую информацию, но и символьную. Язык Delphi оперирует с символьной информацией, которая может быть представлена как отдельными символами, так и строками (поcледовательностью символов).

Символы

   Для хранения и обработки символов используются переменные типа Ansichar и wideChar. Тип Ansichar представляет собой набор ANSI-символов, в котором каждый символ кодируется восьмиразрядным двоичным числом (байтом). Тип wideChar представляет собой набор символов в кодировке Unicode, в которой каждый символ кодируется двумя байтами. Для обеспечения совместимости с предыдущими версиями поддерживается тип Char, эквивалентный AnsiChar. Значением переменной символьного типа может быть любой отображаемый символ:

  •  буква русского или латинского алфавитов;
  •  цифра;
  •  знак препинания;
  •  специальный символ, например, "новая строка".

   Переменная символьного типа должна быть объявлена в разделе объявления переменных. Инструкция объявления символьной переменной в общем виде выглядит так:

   Имя: char;

где:

  •  имя — имя переменной символьного типа;
  •  char — ключевое слово обозначения символьного типа.

   Примеры:

   otv: char;

   ch: char;

   Переменная типа char может получить значение в результате выполнения инструкции присваивания. Если переменная типа char получает значение в результате выполнения операции присваивания, то справа от знака := должно стоять выражение типа char, например, переменная типа char или символьная константа — символ, заключенный в кавычки. В результате выполнения инструкций

   c1 : = '*';

   с2 : = c1;

переменная c1 получает значение присваиванием значения константы, а переменная с2 – присваиванием значения переменной c1 (предполагается, что переменные c1 и с2 являются переменными символьного типа).

   Переменную типа char можно сравнить с другой переменной типа char или с символьной константой. Сравнение основано на том, что каждому символу поставлено в соответствие число, причем символу 'о' соответствует число меньшее, чем символу 9, символу 'А' — меньшее, чем 'в', символу 'z' — меньшее, чем а. Таким образом, можно записать:

'0'<'1'<..<'9'<..<'A'<'B'<..<'Z'<'a'<'b'<..<'z'

   Символам русского алфавита соответствуют числа большие, чем символам латинского алфавита, при этом справедливо следующее:

'А'<'Б'<'В'<..<'Ю'<'Я'<'а'<'б'<'в'<...<'э'<'ю'<'я'

   В тексте программы вместо символа можно указать его код, поставив перед числом оператор #. Например, вместо константы 'в' можно записать #193. Такой способ записи, как правило, используют для записи служебных символов или символов, которые во время набора программы нельзя ввести с клавиатуры. К примеру, часто используемый при записи сообщений символ "новая строка" записывается так: #13.

   В программах обработки символьной информации часто используют функции chr и Ord. Значением функции chr является символ, код которого указан в качестве параметра. Например, в результате выполнения инструкции c:=chr(32) переменной с будет присвоено значение пробел. Функция ord позволяет определить код символа, который передается ей в качестве параметра. Например, в результате выполнения инструкции k:=ord('*') переменная k будет содержать число 42 – код символа *.

   Рассмотрим программу вывода кодировки букв русского алфавита. Вид окна программы и вид окна приложения во время работы приведен на рис.

         

   Основную работу выполняет процедура обработки события OnActivate, которая формирует и выводит в поле метки (Label1) таблицу. Событие OnActivate происходит при активизации формы приложения, и поэтому процедура TForm1.FormActivate выполняется автоматически, сразу после появления формы на экране.

unit tablsim_;

interface

uses

 Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;

type

 TForm1 = class(TForm)

   Label1: TLabel;

   procedure FormActivate(Sender: TObject);

 private

   { Private declarations }

 public

   { Public declarations }

 end;

var

 Form1: TForm1;

implementation

{$R *.DFM}

procedure TForm1.FormActivate(Sender: TObject);

var

  st:string;   // таблица формируется как строка символов

  dec: byte;   // код символа

  i,j:integer; // номер строки и колонки таблицы

begin

  st:=' ';

  dec:=192;

  for i:=0 to 15 do // шестнадцать строк

  begin

    dec:=i + 192;

    for j:=1 to 4 do // четыре колонки

    begin

      st:=st+chr(dec)+'-'+IntToStr(dec)+'  ';

      dec:=dec + 16;

    end;

    st:=st + #13;   // переход к новой строке экрана

  end;

  Label1.caption:=st;

end;

end.

   Форма приложения Таблица символов содержит только один компонент – поле метки (Label1). Для того чтобы колонки таблицы имели одинаковую ширину, свойству Label1.Font.Name следует присвоить имя шрифта, у которого все символы имеют одинаковую ширину, например, courier New cyr.

Строки

   Строки могут быть представлены следующими типами: shortstring, Longstring и widestring. Различаются эти типы предельно допустимой длиной строки, способом выделения памяти для переменных и методом кодировки символов. Переменной типа shortstring память выделяется статически, т. е. до начала выполнения программы, и количество символов такой строки не может превышать 255. Переменным типа Longstring и widestring память выделяется динамически – во время работы программы, поэтому длина таких строк практически не ограничена. Помимо перечисленных выше типов можно применять универсальный cтроковый тип String. Тип String эквивалентен типу Shortstring. Переменная строкового типа должна быть объявлена в разделе объявления переменных. Инструкция объявления в общем виде выглядит так:

   Имя: String;

или

   Имя: String [длина]

где:

  •  имя — имя переменной;
  •  string — ключевое слово обозначения строкового типа;
  •  длина — константа целого типа, которая задает максимально допустимую длину строки.

   Пример объявления переменных строкового типа:

   name: string[30];

   buff: string;

   Если в объявлении строковой переменной длина строки не указана, то ее длина задается равной 255 символам, т. е. объявления

   stroka: string [255];

   stroka: string;

эквивалентны.

   В тексте программы последовательность символов, являющаяся строкой (строковой константой), заключается в одинарные кавычки. Например, чтобы присвоить строковой переменной parol значение, нужно записать:

   parol:= 'Большой секрет';

или

   parol:= '2001';

   Следует обратить внимание, что инструкция parol:=2001; неверная, т.к. тип константы не соответствует типу переменной. Во время компиляции этой инструкции будет выведено сообщение: incompatible types: 'Char' and 'Integer' (типы Char и Integer несовместимы).

   Используя операции =, <, >, <=, >= и <>, переменную типа string можно сравнить с другой переменной типа string или со строковой константой. Строки сравниваются посимвольно, начиная с первого символа. Если все символы сравниваемых строк одинаковые, то такие строки считаются равными. Если в одинаковых позициях строк находятся разные символы, большей считается та строка, у которой в этой позиции находится символ с большим кодом. В табл. приведены примеры сравнения строк.

Таблица. Сравнение строк

Строка 1

Строка 2

Результат сравнения

Иванов

Иванов

Строки равны

васильев

Васильев

Строка 1 больше строки 2

Алексеев

Петров

Строка 1 меньше строки 2

Иванова

Иванов

Строка 1 больше строки 2

   Кроме операции сравнения, к строковым переменным и константам можно применить операцию сложения, в результате выполнения которой получается новая строка. Например, в результате выполнения инструкций

   f irst__name: ='Иван' ;

   last_name:='Иванов';

   ful_name:=first_name+last_name;

переменная fui_name получит значение 'Иван Иванов'.

Операции со строками

   В языке Delphi есть несколько полезных при работе со строками функций и процедур. Ниже приведено их краткое описание и примеры использования.

Функция length

   Функция length возвращает длину строки. У этой функции один параметр – выражение строкового типа. Значением функции length (целое число) является количество символов, из которых состоит строка. Например, в результате выполнения инструкций

   n:=length('Иванов');

   m:=length(' Невский проспект ');

значение переменных n и m будет равно 6 и 20.

Процедура delete

   Процедура delete позволяет удалить часть строки. В общем виде обращение к этой процедуре выглядит так:

delete(Строка, p, n)

где:

  •  Строка — переменная или константа строкового типа;
  •  p — номер символа, с которого начинается удаляемая подстрока;
  •  n — длина удаляемой подстроки.

   Например, в результате выполнения инструкций

   p:='Город Санкт-Петербург';

   delete(s,7,6);

значением переменной s будет строка ' город Петербург'.

Функция роs

   Функция роs позволяет определить положение подстроки в строке. В общем виде обращение к функции выглядит так:

   pos (Подстрока,Строка) ;

   где Подстрока — строковая константа или переменная, которую надо найти в строковой константе или переменной строка.

   Например, в результате выполнения инструкции

   р := pos('Пе','Санкт-Петербург');

значение переменной р будет равно 7. Если в строке нет искомой подстроки, то значение функции роз будет равно нулю.

   Ниже приведена инструкция while, в результате выполнения которой удаляются начальные пробелы из строки st.

   while(pos(' ',st) = 1) and(length(st) > 0) do 

      delete (st,1,1);

   Пробелы удаляет инструкция delete (st, 1, 1), которая выполняется в цикле до тех пор, пока первым символом строки является пробел (в этом случае значение роs (' ',st) равно единице). Необходимость проверки условия length (st) > 0 объясняется возможностью того, что введенная строка состоит только из пробелов.

Функция сору

   Функция сору позволяет выделить фрагмент строки. В общем виде обращение к функции сору выглядит так:

   сору( Строка, p, n )

где:

  •  строка — выражение строкового типа, содержащее строку, фрагмент которой надо получить;
  •  р — номер первого символа, с которого начинается выделяемая подстрока;
  •  n — длина выделяемой подстроки. Например, в результате выполнения инструкций

   st:= 'Инженер Иванов';

   fam:=copy(st, 9, 6) ;

значением переменной fam будет строка 'Иванов'.

Контрольные вопросы

  1.  Какие переменные используются для хранения и обработки символов?
  2.  Как выглядит инструкция объявления символьной переменной?
  3.  Какими типами представлены строки? В чем их различие?
  4.  Как выглядит запись переменной строкового типа?
  5.  Какую роль выполняет функция length?
  6.  Какую роль выполняет процедура delete?
  7.  Какую роль выполняет функция pos?
  8.  Какую роль выполняет функция сору?

Резюме

  1.  Для хранения и обработки символов используются переменные типа Ansichar и wideChar.
  2.  Инструкция объявления символьной переменной в общем виде выглядит так:

            Имя: char;

  1.  Строки могут быть представлены следующими типами: shortstring, Longstring и widestring. Различаются эти типы предельно допустимой длиной строки, способом выделения памяти для переменных и методом кодировки символов.
  2.  Переменная строкового типа должна быть объявлена в разделе объявления переменных. Инструкция объявления в общем виде выглядит так: Имя: String;                или Имя: String [длина]
  3.  Функция length возвращает длину строки.
  4.  Процедура delete позволяет удалить часть строки. В общем виде обращение к этой процедуре выглядит так: delete(Строка, р, п)
  5.  Функция роз позволяет определить положение подстроки в строке. В общем виде обращение к функции выглядит так:  pos (Подстрока,Строка) ;
  6.  Функция сору позволяет выделить фрагмент строки. В общем виде обращение к функции сору выглядит так: сору( Строка, р, п )

Домашнее задание

   Создать собственную программу, использующую запись символов и строк.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52753. Розробка і виготовлення композицій за творами О.Довженка на уроках трудового навчання з теми «Художня обробка деревини» 2.71 MB
  Із творчістю одного з таких митців – письменника, художника, кінемотографіста, дуже талановитої людини - Олександра Петровича Довженка, діти продовжують знайомство на уроках праці, розробляючи і виготовляючи композиції за його творами. Батьківщина Олександра Петровича – це золотаві соняшники, жовтогарячі колоски пшениці, синє волошкове поле, мальовничі луки, Біла круча на Десні, пісня солов’я...Саме про це й говоримо на уроках. Зачитуємо епізоди з творів письменника, а потім виконуємо завдання: створити композицію за уривками
52754. ХОЧЕШЬ СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ? DO YOU WANT TO BE A MILLIONAIRE? 142.81 KB
  Начало викторины. Организационный момент. Игра дает шанс поиграть каждому из 7 участников по очереди. Они сидят на стульях перед сценой, спиной к зрительному залу. Ведущий задает вопросы в порядке увеличения трудности вопроса и его стоимости. У участников есть 1 подсказка - помощь друга. В случае ошибки ему выдается стоимость предыдущего вопроса (в евромонетах), а затем принимается следующий игрок. Правильные ответы приветствуются аплодисментами. В конце игры объявляются победители. Great Britain is divided into ... (10 «евро») a) three parts; b) five parts; c) four parts; d) two parts. 2. What is a Picadilly Circus? (20 «евро») a) a circus; b) a square; c) a street; d) a house. 3. What is the Tower of London now? (50 «евро») a) a prison; b) a museum; c) a house; d) a fortress.
52755. Інтегрований урок. Українська література + фізична культура. 5 клас 195.5 KB
  Завдання: прочитати речення з певними інтонаціями: Спочатку із захопленням потім з осудом Ну і богатир Із захватом із розчаруванням Оце так козак Зачудовано із зневагою Яка красуня Домашнє завдання 3хв. Перевірка домашнього завдання Що ви знаєте про речення Як ви розумієте епіграф до нашого уроку Мотивація навчання школярів 45хв. Завдання: створити словесний образ слова здоровя або 2. Завдання: Скласти 5 речень з ключовими словами: Діти Небезпека Правила Здоровя Оголошення теми і мети уроку 1хв.
52756. Drama Techniques for Teaching English 37 KB
  Using drama to teach English results in real communication involving ideas, emotions, feelings appropriateness and adaptability; in short an opportunity to use language in operation which is absent in a conventional language class. Such activities add to the teachers repertoire of pedagogic strategies giving them a wider option of learner-centered activities to chose from for classroom teaching, thereby augmenting their efficiency in teaching English
52757. Древнеруский языкъ. Этимология. 91 KB
  Корень ров н суффикс ая окончание потому что ровную. А что Если корень ров к примеру. Ров это понятие что это яма канава. Поэтому я вам начало положу а дальше будем уже Я не хочу чтобы вы как в школе механически всё воспринимали.
52758. Множення звичайних дробів 258.5 KB
  Мета уроку: закріпити навички та вміння учнів виконувати множення звичаних дробів та розвязувати задачі на множення звичайних дробів; розвивати творчу та розумову активність увагу інтерес до математики використовуючи історичний матеріал виховувати культуру математичних знань. Подивимось може й у нас є особливий спосіб множення звичайних дробів. Пропоную Вам спосіб швидкого усного множення на та .
52759. Множення і ділення дробів 221 KB
  Дату народження якого українського письменника ви отримали Отже Іван Франко народився 27. Учень: Видатний український письменник Іван Якович Франко народився в селі Нагуєвичі Дрогобицького повіту на Львівщині в родині сільського коваля. Потім Іван Франко перейшов до школи при монастирі в Дрогобичі а згодом до дрогобицької гімназії. Розвязавши задачу ми зясуємо скільки мов знав Іван Франко і скількома мовами перекладені його твори.
52760. Додавання і віднімання десяткових дробів (5 клас) 45 KB
  Вчити застосовувати правила додавання та віднімання десяткових дробів до розвязування прикладів рівнянь задач спрощення виразів. Розвивати навички логічного мислення математичну мову навички зручного обчислення прикладів. Виконуючи вправи ми побачимо що нам потрібно вміти додавати та віднімати десяткові дроби для спрощення виразів розвязування рівнянь розвязування задач в одній системі вимірюваннякм год. Розвязування вправ.