48292

Множества. Число элементов множества. Подмножество

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Подмножество. Задачи: образовательные: познакомить детей с понятиями множество элемент множества подмножество; научить определять число элементов множества; учить определять принадлежность элементов к заданному множеству. И сегодня мы познакомимся с понятием множество. Определение понятия множество.

Русский

2013-12-08

3.84 MB

60 чел.

Тема урока: Множества. Число элементов множества. Подмножество.

Цель: формирование у детей представления о множестве, элементах множества.

Задачи:

образовательные:

- познакомить детей с понятиями «множество», «элемент множества», «подмножество»;

- научить определять число элементов множества;

- учить определять принадлежность элементов к заданному множеству.

развивающие:

- развивать познавательный интерес учащихся, расширять их кругозор;

- развивать умение обобщать и делать выводы;

- развивать приемы умственной деятельности, логическое мышление, внимание.

воспитательные:

- воспитывать аккуратность, внимательность.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:

1. Горячев А.В, Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Учебник – тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Баласс, 2010.

2. Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организация детей на работу

II. Сообщение темы урока

Учитель: Ребята, на уроках информатики мы с вами научились описывать состав предметов и существ, описывать их отличительные признаки – отвечать на вопросы «Что это такое?» и «Кто это такой?». Также научились отвечать на вопрос «Как это делается?» с помощью составления алгоритма. Но существуют и другие вопросы, на которые нужно уметь отвечать. Например, почему иногда утверждение «погода хорошая» оказывается правильным, а иногда – нет. Чтобы научиться отвечать на такие трудные вопросы, нужно изучать не только информатику, но и математику. В математике изучаются не только правила вычислений, но и правила рассуждений. Раздел математики, где изучаются эти правила, называется «логика». И сегодня мы познакомимся с понятием «множество».

III. Изучение нового материала

1. Определение понятия «множество».

Учитель: Ребята, как вы понимаете слово «множество»? От какого слова оно происходит? (ответы детей)

Учитель: Сколько элементов в множестве учеников в нашем классе? (30) Множестве пальцев на одной руке? (5) Множестве голов у человека? (1) Множестве тигров в этом классе? (0)

Из приведенных примеров видно, что словом «множество» обозначают необязательно большую группу предметов. Множество может включать в себя совсем немного элементов и даже быть пустым – не иметь ни одного элемента.

Учитель: Как можно назвать множество, представленное на рисунке? Какие элементы в него входят? Какие еще элементы можно включить в это множество?

2. Подсчет элементов в множестве.

Учитель: Сейчас мы с вами будем решать веселые задачи и посчитаем, сколько элементов в каждом множестве. (Дети решают задачи и помещают в каждое множество нужное число элементов.)

- Дарит бабушка лисица

Трём внучатам рукавицы:

«Это вам на зиму, внуки,

рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!» (6)

- У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки - три!

Такие милые, смотри!

Помогите сосчитать,

Сколько будет три и пять? (8)

- Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенёк зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок? (10)

- Подарил утятам ёжик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

3. Составление множеств

а) Учитель: Сейчас мы будем составлять различные множества. Какие предметы можно отнести к множеству живых существ? По каким признакам мы объединили эти предметы? (ответы учащихся). В какое множество мы можем объединить оставшиеся предметы?


б) Учитель: Выберите предметы, которые можно отнести к множеству учебных принадлежностей. Можно ли объединить в какое-нибудь множество оставшиеся предметы?

4. Учитель: Множества могут пересекаться. Догадайтесь, как называются эти множества.

 

Проверка выполнения задания.

5. Игра «Рассели животных»

6. «Исправь ошибки»

Учитель: Какие элементы множеств находятся не на своих местах? Расставьте их правильно.

 

IV. Физминутка

Учитель: Внимательно смотрим на доску и выполняем задания.

- Подпрыгните столько раз, сколько элементов в множестве цветов.(7)

- Наклонитесь столько раз, чтобы наклонов получилось в 2 раза больше, чем элементов в множестве фруктов. (10)

- Потянитесь столько раз, сколько элементов в множестве игрушек. (9)

- Поднимите вверх руки столько раз, сколько элементов в множестве овощей. (8)

 

V. Закрепление изученного. Работа в тетради.

1. Учитель: Откройте тетради на с. 2. В номере 1 нужно указать количество элементов в каждом из множеств.

Все элементы множеств живут на островах разной формы. На прямоугольном острове – элементы множества вагонов. На рисунке три вагона, поэтому на острове нарисовано две точки. Укажите количество элементов на всех островах

Задание иллюстрируется на доске при помощи маркера.

2.  Учитель: На прямоугольном острове живут элементы множества растений. Какие элементы нельзя поселить на этом острове? (бабочка, кукла, ящерица и т.д.) На этом острове с помощью квадрата обозначена страна. Элементы какого множества живут в ней? (Множества деревьев). Все ли деревья живут на острове растений? (Да). Какие еще множества могут быть странами на острове растений? (Кустарники, травы …).

А стране деревьев с помощью круга обозначен город, в котором живут плодовые деревья. Какие еще множества могут быть городами страны плодовых деревьев? (Хвойные деревья, лиственные деревья и др.)

Множество деревьев является подмножеством множества растений. А множество плодовых деревьев является подмножеством множества деревьев.

3. Учитель: Какое множество из представленных на рисунке является самым большим? (Множество людей). Какое множество является его подмножеством? (Множество спортсменов). Какое множество является подмножеством множества спортсменов? (Множество лыжников). Какие еще подмножества могут быть у множества спортсменов? (Множество пловцов, шахматистов, боксёров и др.)

Учащиеся самостоятельно выполняют в тетради задание № 6.

VI. Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся выполняют задания № 4, № 8

VII. Подведение итогов

Учитель: Что нового узнали на уроке? С какими понятиями работали? Что понравилось больше всего?

Литература

1. Горячев А.В, Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Учебник – тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Баласс, 2010

2. Горячев А.В, Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Учебник – тетрадь. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2005


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54959. Пусть всегда будет солнце 62.5 KB
  Вид урока Комбинированный Тип урока Комплексный урок Государственный социальный заказ Во исполнение Закона Российской Федерации Об образовании; Закона О развитии образования в городе Москве; Конвенции о правах ребенка;...
54960. ВЫРЕЗАНИЕ ИЗ БУМАГИ 69 KB
  Цели: Обучающая: Способствовать формированию представления о таком виде декоративно прикладного искусства как вырезание из бумаги. Слайды 18 Сейчас вы можете назвать мне тему нашего урока ответы детей Правильно вырезание из бумаги слайд 9 Но давайте нашему уроку придумаем красивое название...
54961. Материки и океаны 65.5 KB
  План урока Этапы урока Задачи этапов Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы и приемы Формы работы Средства обучения Самоопределение в деятельности Настрой учащихся на работу активизация познавательных мотивов учащихся создание психологического комфорта в классе...
54962. Конспект урока на тему баскетбол 41.5 KB
  Прыжки и их разновидности: на двух ногах на правой ноге на левой ноге 1мин 5 мин 3мин 2мин Обратить внимание на внешний вид занимающихся Плечи чуть наклонены вперед Темп движения быстрый руки согнуты ноги не соединять Руки на поясе...
54963. Национальный и религиозный состав населения России 60.1 KB
  Цели: познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России. Задачи: образовательные: изучить особенности национального и религиозного состава населения страны языковые семьи и группы; познакомить с национальным составом населения Республики Коми; развивающие: продолжить работу над развитием умения анализировать статистический материал работать с дополнительными источниками; воспитательные: воспитывать гражданственность...
54964. Разработки уроков по информатике 2.39 MB
  Планконспект урока Презентация к уроку Дополнительный материал 2 2 Информация Теория Практика Понятие информации свойства информации единицы измерения объема информации. Планконспект урока Презентация к уроку Дополнительный материал 3 3 Кодирование информации в компьютере Теория Практика Кодирование и декодирование. Планконспект урока Презентация к уроку Дополнительный материал 4 4 Информационная деятельность человека Теория Практика Сбор обработка передача хранение поиск и защита информации. Планконспект урока Презентация к уроку...
54965. Алфавит 64.5 KB
  Буквы значки как бойцы на парад в строгом порядке построены в ряд. Подумайте почему мы прописали именно эти две буквы Первая и последняя буквы алфавита С новой строки пишем соединения букв ал лф фа ав ви ит. С новой строки с маленькой буквы пишем слово алфавит. Беседа Алфавит или азбука это все буквы расположенные в определенном строгом порядке.
54966. Поделка из бумаги. Летящая бабочка 50 KB
  Ход урока Описание урока Комментарии 1 этап Организационный момент Учитель: Долгожданный дан звонок начинается урок. 2 этап Постановка учебной задачи Учитель: Какой праздник приближается 8 марта Что принято совершать в этот день Дарить подарки Кто может предположить что мы будем делать сегодня на уроке...
54967. Учимся лепить из пластелина 39.5 KB
  Итак начнём. И также не забывайте что он горячий и одно неосторожное обращение приведёт к ожогу. самостоятельная работа учащихся при работе звучит тихая лёгкая музыка У: Молодцы Вы очень постарались получилось очень красиво а давайте мы сделаем так зверюшек которых сделали в начале урока...