48292

Множества. Число элементов множества. Подмножество

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Подмножество. Задачи: образовательные: познакомить детей с понятиями множество элемент множества подмножество; научить определять число элементов множества; учить определять принадлежность элементов к заданному множеству. И сегодня мы познакомимся с понятием множество. Определение понятия множество.

Русский

2013-12-08

3.84 MB

52 чел.

Тема урока: Множества. Число элементов множества. Подмножество.

Цель: формирование у детей представления о множестве, элементах множества.

Задачи:

образовательные:

- познакомить детей с понятиями «множество», «элемент множества», «подмножество»;

- научить определять число элементов множества;

- учить определять принадлежность элементов к заданному множеству.

развивающие:

- развивать познавательный интерес учащихся, расширять их кругозор;

- развивать умение обобщать и делать выводы;

- развивать приемы умственной деятельности, логическое мышление, внимание.

воспитательные:

- воспитывать аккуратность, внимательность.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:

1. Горячев А.В, Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Учебник – тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Баласс, 2010.

2. Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организация детей на работу

II. Сообщение темы урока

Учитель: Ребята, на уроках информатики мы с вами научились описывать состав предметов и существ, описывать их отличительные признаки – отвечать на вопросы «Что это такое?» и «Кто это такой?». Также научились отвечать на вопрос «Как это делается?» с помощью составления алгоритма. Но существуют и другие вопросы, на которые нужно уметь отвечать. Например, почему иногда утверждение «погода хорошая» оказывается правильным, а иногда – нет. Чтобы научиться отвечать на такие трудные вопросы, нужно изучать не только информатику, но и математику. В математике изучаются не только правила вычислений, но и правила рассуждений. Раздел математики, где изучаются эти правила, называется «логика». И сегодня мы познакомимся с понятием «множество».

III. Изучение нового материала

1. Определение понятия «множество».

Учитель: Ребята, как вы понимаете слово «множество»? От какого слова оно происходит? (ответы детей)

Учитель: Сколько элементов в множестве учеников в нашем классе? (30) Множестве пальцев на одной руке? (5) Множестве голов у человека? (1) Множестве тигров в этом классе? (0)

Из приведенных примеров видно, что словом «множество» обозначают необязательно большую группу предметов. Множество может включать в себя совсем немного элементов и даже быть пустым – не иметь ни одного элемента.

Учитель: Как можно назвать множество, представленное на рисунке? Какие элементы в него входят? Какие еще элементы можно включить в это множество?

2. Подсчет элементов в множестве.

Учитель: Сейчас мы с вами будем решать веселые задачи и посчитаем, сколько элементов в каждом множестве. (Дети решают задачи и помещают в каждое множество нужное число элементов.)

- Дарит бабушка лисица

Трём внучатам рукавицы:

«Это вам на зиму, внуки,

рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!» (6)

- У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки - три!

Такие милые, смотри!

Помогите сосчитать,

Сколько будет три и пять? (8)

- Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенёк зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок? (10)

- Подарил утятам ёжик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

3. Составление множеств

а) Учитель: Сейчас мы будем составлять различные множества. Какие предметы можно отнести к множеству живых существ? По каким признакам мы объединили эти предметы? (ответы учащихся). В какое множество мы можем объединить оставшиеся предметы?


б) Учитель: Выберите предметы, которые можно отнести к множеству учебных принадлежностей. Можно ли объединить в какое-нибудь множество оставшиеся предметы?

4. Учитель: Множества могут пересекаться. Догадайтесь, как называются эти множества.

 

Проверка выполнения задания.

5. Игра «Рассели животных»

6. «Исправь ошибки»

Учитель: Какие элементы множеств находятся не на своих местах? Расставьте их правильно.

 

IV. Физминутка

Учитель: Внимательно смотрим на доску и выполняем задания.

- Подпрыгните столько раз, сколько элементов в множестве цветов.(7)

- Наклонитесь столько раз, чтобы наклонов получилось в 2 раза больше, чем элементов в множестве фруктов. (10)

- Потянитесь столько раз, сколько элементов в множестве игрушек. (9)

- Поднимите вверх руки столько раз, сколько элементов в множестве овощей. (8)

 

V. Закрепление изученного. Работа в тетради.

1. Учитель: Откройте тетради на с. 2. В номере 1 нужно указать количество элементов в каждом из множеств.

Все элементы множеств живут на островах разной формы. На прямоугольном острове – элементы множества вагонов. На рисунке три вагона, поэтому на острове нарисовано две точки. Укажите количество элементов на всех островах

Задание иллюстрируется на доске при помощи маркера.

2.  Учитель: На прямоугольном острове живут элементы множества растений. Какие элементы нельзя поселить на этом острове? (бабочка, кукла, ящерица и т.д.) На этом острове с помощью квадрата обозначена страна. Элементы какого множества живут в ней? (Множества деревьев). Все ли деревья живут на острове растений? (Да). Какие еще множества могут быть странами на острове растений? (Кустарники, травы …).

А стране деревьев с помощью круга обозначен город, в котором живут плодовые деревья. Какие еще множества могут быть городами страны плодовых деревьев? (Хвойные деревья, лиственные деревья и др.)

Множество деревьев является подмножеством множества растений. А множество плодовых деревьев является подмножеством множества деревьев.

3. Учитель: Какое множество из представленных на рисунке является самым большим? (Множество людей). Какое множество является его подмножеством? (Множество спортсменов). Какое множество является подмножеством множества спортсменов? (Множество лыжников). Какие еще подмножества могут быть у множества спортсменов? (Множество пловцов, шахматистов, боксёров и др.)

Учащиеся самостоятельно выполняют в тетради задание № 6.

VI. Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся выполняют задания № 4, № 8

VII. Подведение итогов

Учитель: Что нового узнали на уроке? С какими понятиями работали? Что понравилось больше всего?

Литература

1. Горячев А.В, Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Учебник – тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Баласс, 2010

2. Горячев А.В, Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Учебник – тетрадь. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2005


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84121. Теории происхождения государства в прошлой и современной науке о государстве 27.12 KB
  Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая объясняющая их возникновение божественной волей. В то же время она отстаивает идеи незыблемости вечности государства необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога но вместе о тем и зависимости самого государства от божественной воли которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Глава этой семьи становится главой государства монархом.
84122. Признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытного общества 18.75 KB
  Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом который отделен от остального общества.
84123. Государственная власть как особая разновидность социальной власти и методы ее осуществления 21.25 KB
  В литературе поразному понимается соотношение категорий государственная власть и политическая власть . Согласно одной точке зрения государственная власть более узкая категория чем политическая власть ибо последняя осуществляется не только государством но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления партиями политическими движениями общественными организациями и т. Так в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной...
84124. Признаки государства, отличающие его от других политических организаций общества 18.91 KB
  Государство единственная организация власти в масштабе всей страны. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством становясь его гражданином или подданным и обретает с одной стороны обязанность подчиняться государственновластным велениям а с другой право на покровительство и защиту государства. Государство обладает суверенитетом как внешним т. Только государство включает такие структуры как суд прокуратура органы внутренних дел и т.
84125. Сущность и социальное назначение государства. Классовое и общесоциальное в государстве 22.97 KB
  Классовое и общесоциальное в государстве Сущность государства смысл главное в нём что определяет его содержание назначение и функционирование. Вопрос о сущности государства это вопрос о том кому принадлежит государственная власть кто её осуществляет и в чьих интересах. Теории государства и права известно множество теорий по вопросу о принадлежности государственной власти определённой массе: Так сторонники теории элит получившей распространение в XX в.
84126. Понятие «тип государства» и его значение 17.98 KB
  В отечественной науке понятие тип государства длительное время понималось как исторический тип государства. При таком подходе смена одних типов государства другими рассматривалась как историческая закономерность в силу которой социалистическое государство возникает как последний и высший тип. Категория тип государства в советской науке использовалась для выявления классовой сущности государства: все государства подразделялись на эксплуататорские и антиэксплуататорские.
84127. Классификация государств, её основания и значение. Место и роль типологии государств в системе классификации государств 23.92 KB
  Ленина и других решающим фактором общественного развития который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами которые были собственностью свободных граждан. Феодальное государство это диктатура класса феодалов земельных...
84128. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. и Е. Трубецкие) 36.64 KB
  Эта характерная черта русской религиозной философии была задана философской СИСТЕМОЙ ВСЕЕДИНСТВА ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА. По Соловьеву всеединство – это органическое единство всего мира которое осуществляется в двух видах: 1. Следовательно у всего мира есть нечто внешнее ему некое Всеединство общее для всех его частей которое своим действием образует из множества отдельных и не причастных друг к другу частей единый мир. Следовательно Всеединство образуя из множества частей единое давая всем частям мира истинное и полноценное совместное...
84129. Русская идея как основная проблема отечественной философии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин) 36.2 KB
  Помимо святости как государствастолпа истинного христианства исключительность России Николай БЕРДЯЕВ обосновывал особенностями русского национального характера особенностями русской души. Это сняло с русского человека чувство личной ответственности за вопросы государственного характера и определило такие стороны его характера как: слабое осознание личных прав и личных интересов; равнодушие к политике и к политическим идеям; беспечность и лень; недостаток инициативы и самодисциплины. Восточный византийский склад характера устремляет...