48292

Множества. Число элементов множества. Подмножество

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Подмножество. Задачи: образовательные: познакомить детей с понятиями множество элемент множества подмножество; научить определять число элементов множества; учить определять принадлежность элементов к заданному множеству. И сегодня мы познакомимся с понятием множество. Определение понятия множество.

Русский

2013-12-08

3.84 MB

60 чел.

Тема урока: Множества. Число элементов множества. Подмножество.

Цель: формирование у детей представления о множестве, элементах множества.

Задачи:

образовательные:

- познакомить детей с понятиями «множество», «элемент множества», «подмножество»;

- научить определять число элементов множества;

- учить определять принадлежность элементов к заданному множеству.

развивающие:

- развивать познавательный интерес учащихся, расширять их кругозор;

- развивать умение обобщать и делать выводы;

- развивать приемы умственной деятельности, логическое мышление, внимание.

воспитательные:

- воспитывать аккуратность, внимательность.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:

1. Горячев А.В, Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Учебник – тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Баласс, 2010.

2. Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организация детей на работу

II. Сообщение темы урока

Учитель: Ребята, на уроках информатики мы с вами научились описывать состав предметов и существ, описывать их отличительные признаки – отвечать на вопросы «Что это такое?» и «Кто это такой?». Также научились отвечать на вопрос «Как это делается?» с помощью составления алгоритма. Но существуют и другие вопросы, на которые нужно уметь отвечать. Например, почему иногда утверждение «погода хорошая» оказывается правильным, а иногда – нет. Чтобы научиться отвечать на такие трудные вопросы, нужно изучать не только информатику, но и математику. В математике изучаются не только правила вычислений, но и правила рассуждений. Раздел математики, где изучаются эти правила, называется «логика». И сегодня мы познакомимся с понятием «множество».

III. Изучение нового материала

1. Определение понятия «множество».

Учитель: Ребята, как вы понимаете слово «множество»? От какого слова оно происходит? (ответы детей)

Учитель: Сколько элементов в множестве учеников в нашем классе? (30) Множестве пальцев на одной руке? (5) Множестве голов у человека? (1) Множестве тигров в этом классе? (0)

Из приведенных примеров видно, что словом «множество» обозначают необязательно большую группу предметов. Множество может включать в себя совсем немного элементов и даже быть пустым – не иметь ни одного элемента.

Учитель: Как можно назвать множество, представленное на рисунке? Какие элементы в него входят? Какие еще элементы можно включить в это множество?

2. Подсчет элементов в множестве.

Учитель: Сейчас мы с вами будем решать веселые задачи и посчитаем, сколько элементов в каждом множестве. (Дети решают задачи и помещают в каждое множество нужное число элементов.)

- Дарит бабушка лисица

Трём внучатам рукавицы:

«Это вам на зиму, внуки,

рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!» (6)

- У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки - три!

Такие милые, смотри!

Помогите сосчитать,

Сколько будет три и пять? (8)

- Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенёк зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок? (10)

- Подарил утятам ёжик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

3. Составление множеств

а) Учитель: Сейчас мы будем составлять различные множества. Какие предметы можно отнести к множеству живых существ? По каким признакам мы объединили эти предметы? (ответы учащихся). В какое множество мы можем объединить оставшиеся предметы?


б) Учитель: Выберите предметы, которые можно отнести к множеству учебных принадлежностей. Можно ли объединить в какое-нибудь множество оставшиеся предметы?

4. Учитель: Множества могут пересекаться. Догадайтесь, как называются эти множества.

 

Проверка выполнения задания.

5. Игра «Рассели животных»

6. «Исправь ошибки»

Учитель: Какие элементы множеств находятся не на своих местах? Расставьте их правильно.

 

IV. Физминутка

Учитель: Внимательно смотрим на доску и выполняем задания.

- Подпрыгните столько раз, сколько элементов в множестве цветов.(7)

- Наклонитесь столько раз, чтобы наклонов получилось в 2 раза больше, чем элементов в множестве фруктов. (10)

- Потянитесь столько раз, сколько элементов в множестве игрушек. (9)

- Поднимите вверх руки столько раз, сколько элементов в множестве овощей. (8)

 

V. Закрепление изученного. Работа в тетради.

1. Учитель: Откройте тетради на с. 2. В номере 1 нужно указать количество элементов в каждом из множеств.

Все элементы множеств живут на островах разной формы. На прямоугольном острове – элементы множества вагонов. На рисунке три вагона, поэтому на острове нарисовано две точки. Укажите количество элементов на всех островах

Задание иллюстрируется на доске при помощи маркера.

2.  Учитель: На прямоугольном острове живут элементы множества растений. Какие элементы нельзя поселить на этом острове? (бабочка, кукла, ящерица и т.д.) На этом острове с помощью квадрата обозначена страна. Элементы какого множества живут в ней? (Множества деревьев). Все ли деревья живут на острове растений? (Да). Какие еще множества могут быть странами на острове растений? (Кустарники, травы …).

А стране деревьев с помощью круга обозначен город, в котором живут плодовые деревья. Какие еще множества могут быть городами страны плодовых деревьев? (Хвойные деревья, лиственные деревья и др.)

Множество деревьев является подмножеством множества растений. А множество плодовых деревьев является подмножеством множества деревьев.

3. Учитель: Какое множество из представленных на рисунке является самым большим? (Множество людей). Какое множество является его подмножеством? (Множество спортсменов). Какое множество является подмножеством множества спортсменов? (Множество лыжников). Какие еще подмножества могут быть у множества спортсменов? (Множество пловцов, шахматистов, боксёров и др.)

Учащиеся самостоятельно выполняют в тетради задание № 6.

VI. Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся выполняют задания № 4, № 8

VII. Подведение итогов

Учитель: Что нового узнали на уроке? С какими понятиями работали? Что понравилось больше всего?

Литература

1. Горячев А.В, Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Учебник – тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Баласс, 2010

2. Горячев А.В, Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Учебник – тетрадь. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2005


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45328. Референдум – понятие, виды правовое регулирование 25.75 KB
  Форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений осуществляемого посредством голосования граждан РФ обладающих правом на участие в референдуме. Виды референдума в зависимости от территории: 1 всероссийский референдум он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ; 2 референдум субъекта РФ он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ если указанные вопросы не...
45329. Функции Президента Российской Федерации 21 KB
  Назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ других членов Правительства РФ направление его политики и принятие решения об отставке Правительства РФ; 2 представление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Центрального банка РФ постановление перед ней вопроса об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; 3 представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ...
45330. Порядок избрания и освобождения от должности Президента Российской Федерации 23.1 KB
  Порядок избрания и освобождения от должности Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента...
45331. ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ 22.83 KB
  ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ В РФ защитой прав и свобод граждан их соблюдения государственными органами власти органами местного самоуправления и должностными лицами занимается Уполномоченный по правам человека в РФ. В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в РФ: 1 рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; 2 рассматривает жалобы на решения или действия государственных органов органов местного самоуправления должностных лиц...
45332. Государственная Дума Российской Федерации - палата Федерального Собрания Российской Федерации 26.28 KB
  Полномочия местного самоуправления это закрепленные федеральным законодательством а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления за населением соответствующих территорий выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности связанные с реализацией задач и функций местного самоуправления на соответствующей территории. Полномочия местного самоуправления реализуются как непосредственно населением городских и сельских поселений других территорий путем...
45333. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 25.69 KB
  Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы определяется Конституцией РФ ст. О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом. Срок полномочий...
45334. Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации 20.8 KB
  Система законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и ФЗ от 06. Об общих принципах организации законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.Образование формирование деятельность законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации их...
45335. Законодательный процесс в РФ 25.93 KB
  В составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты не имеющие статуса сельских поселений в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и или через выборные и иные органы местного самоуправления. Городской округ городское поселение которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района а также могут...
45336. Подходы к построению систем искусственного интеллекта 33 KB
  Структурный подход Под структурным подходом подразумевается попытки построить искусственный интеллект путём моделирования структуры человеческого мозга. Основной моделируемой структурной единицей в персептронах как и в большинстве других вариантов моделирования мозга является нейрон. Позднее возникли и другие модели которые обычно называют нейронные сети . Эти модели различаются по строению отдельных нейронов по топологии связей между ними и по алгоритмам обучения.