48292

Множества. Число элементов множества. Подмножество

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Подмножество. Задачи: образовательные: познакомить детей с понятиями множество элемент множества подмножество; научить определять число элементов множества; учить определять принадлежность элементов к заданному множеству. И сегодня мы познакомимся с понятием множество. Определение понятия множество.

Русский

2013-12-08

3.84 MB

67 чел.

Тема урока: Множества. Число элементов множества. Подмножество.

Цель: формирование у детей представления о множестве, элементах множества.

Задачи:

образовательные:

- познакомить детей с понятиями «множество», «элемент множества», «подмножество»;

- научить определять число элементов множества;

- учить определять принадлежность элементов к заданному множеству.

развивающие:

- развивать познавательный интерес учащихся, расширять их кругозор;

- развивать умение обобщать и делать выводы;

- развивать приемы умственной деятельности, логическое мышление, внимание.

воспитательные:

- воспитывать аккуратность, внимательность.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:

1. Горячев А.В, Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Учебник – тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Баласс, 2010.

2. Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организация детей на работу

II. Сообщение темы урока

Учитель: Ребята, на уроках информатики мы с вами научились описывать состав предметов и существ, описывать их отличительные признаки – отвечать на вопросы «Что это такое?» и «Кто это такой?». Также научились отвечать на вопрос «Как это делается?» с помощью составления алгоритма. Но существуют и другие вопросы, на которые нужно уметь отвечать. Например, почему иногда утверждение «погода хорошая» оказывается правильным, а иногда – нет. Чтобы научиться отвечать на такие трудные вопросы, нужно изучать не только информатику, но и математику. В математике изучаются не только правила вычислений, но и правила рассуждений. Раздел математики, где изучаются эти правила, называется «логика». И сегодня мы познакомимся с понятием «множество».

III. Изучение нового материала

1. Определение понятия «множество».

Учитель: Ребята, как вы понимаете слово «множество»? От какого слова оно происходит? (ответы детей)

Учитель: Сколько элементов в множестве учеников в нашем классе? (30) Множестве пальцев на одной руке? (5) Множестве голов у человека? (1) Множестве тигров в этом классе? (0)

Из приведенных примеров видно, что словом «множество» обозначают необязательно большую группу предметов. Множество может включать в себя совсем немного элементов и даже быть пустым – не иметь ни одного элемента.

Учитель: Как можно назвать множество, представленное на рисунке? Какие элементы в него входят? Какие еще элементы можно включить в это множество?

2. Подсчет элементов в множестве.

Учитель: Сейчас мы с вами будем решать веселые задачи и посчитаем, сколько элементов в каждом множестве. (Дети решают задачи и помещают в каждое множество нужное число элементов.)

- Дарит бабушка лисица

Трём внучатам рукавицы:

«Это вам на зиму, внуки,

рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!» (6)

- У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки - три!

Такие милые, смотри!

Помогите сосчитать,

Сколько будет три и пять? (8)

- Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенёк зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок? (10)

- Подарил утятам ёжик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

3. Составление множеств

а) Учитель: Сейчас мы будем составлять различные множества. Какие предметы можно отнести к множеству живых существ? По каким признакам мы объединили эти предметы? (ответы учащихся). В какое множество мы можем объединить оставшиеся предметы?


б) Учитель: Выберите предметы, которые можно отнести к множеству учебных принадлежностей. Можно ли объединить в какое-нибудь множество оставшиеся предметы?

4. Учитель: Множества могут пересекаться. Догадайтесь, как называются эти множества.

 

Проверка выполнения задания.

5. Игра «Рассели животных»

6. «Исправь ошибки»

Учитель: Какие элементы множеств находятся не на своих местах? Расставьте их правильно.

 

IV. Физминутка

Учитель: Внимательно смотрим на доску и выполняем задания.

- Подпрыгните столько раз, сколько элементов в множестве цветов.(7)

- Наклонитесь столько раз, чтобы наклонов получилось в 2 раза больше, чем элементов в множестве фруктов. (10)

- Потянитесь столько раз, сколько элементов в множестве игрушек. (9)

- Поднимите вверх руки столько раз, сколько элементов в множестве овощей. (8)

 

V. Закрепление изученного. Работа в тетради.

1. Учитель: Откройте тетради на с. 2. В номере 1 нужно указать количество элементов в каждом из множеств.

Все элементы множеств живут на островах разной формы. На прямоугольном острове – элементы множества вагонов. На рисунке три вагона, поэтому на острове нарисовано две точки. Укажите количество элементов на всех островах

Задание иллюстрируется на доске при помощи маркера.

2.  Учитель: На прямоугольном острове живут элементы множества растений. Какие элементы нельзя поселить на этом острове? (бабочка, кукла, ящерица и т.д.) На этом острове с помощью квадрата обозначена страна. Элементы какого множества живут в ней? (Множества деревьев). Все ли деревья живут на острове растений? (Да). Какие еще множества могут быть странами на острове растений? (Кустарники, травы …).

А стране деревьев с помощью круга обозначен город, в котором живут плодовые деревья. Какие еще множества могут быть городами страны плодовых деревьев? (Хвойные деревья, лиственные деревья и др.)

Множество деревьев является подмножеством множества растений. А множество плодовых деревьев является подмножеством множества деревьев.

3. Учитель: Какое множество из представленных на рисунке является самым большим? (Множество людей). Какое множество является его подмножеством? (Множество спортсменов). Какое множество является подмножеством множества спортсменов? (Множество лыжников). Какие еще подмножества могут быть у множества спортсменов? (Множество пловцов, шахматистов, боксёров и др.)

Учащиеся самостоятельно выполняют в тетради задание № 6.

VI. Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся выполняют задания № 4, № 8

VII. Подведение итогов

Учитель: Что нового узнали на уроке? С какими понятиями работали? Что понравилось больше всего?

Литература

1. Горячев А.В, Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Учебник – тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Баласс, 2010

2. Горячев А.В, Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Учебник – тетрадь. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2005


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77395. Ветровая энергия и методы ее преобразования 66 KB
  Наиболее важным параметром, характеризующим энергетический потенциал ветра, является его скорость. Кинетическая энергия потока воздуха рассчитывается по формуле, Дж
77396. Ветровая энергия и методы ее преобразования 83.5 KB
  Энергия ветра есть результат тепловых процессов происходящих в атмосфере планеты первоисточником которых является Солнце. Кинетическая энергия ветра зависит от массы воздуха и его скорости. Сила и направление ветра изменяются в зависимости от высоты над поверхностью Земли. Вблизи земной поверхности расположена зона с относительно небольшими скоростями ветра.
77397. Геотермальная энергия и методы ее преобразования 94 KB
  Одна скважина в зависимости от параметров пара или воды может обеспечить электрическую мощность от 2 до 7 МВт. Основным условием существования водяных геотермальных источников является наличие непроницаемого для воды слоя горных пород который передает тепло от мантии или магмы к формациям содержащим в больших количествах воду. Температура воды или пара в гидротермальных источниках может составлять от 30 до 300350 С и зависит от их расстояния до мантии Земли а также от близости к раскаленной или расплавленной магме. Температуры...
77398. Энергия биомассы и методы ее преобразования 102.5 KB
  Энергия биомассы и методы ее преобразования Биомасса как источник энергии. Энергетическое использование биомассы реализуется по трем основным направлениям: непосредственное сжигание биомассы древесины водорослей растений в атмосфере воздуха; извлечение из биомассы таких энергоносителей как биогаз и спирты; использование теплоты выделяемой при брожении органическими отходами навоз помет опилки и...
77399. Актуальность использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии 103 KB
  Актуальность использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии Понятие традиционной энергетики. Традиционная энергетика совокупность технических устройств использующих хорошо освоенные в технологическом отношении энергетические источники и способы преобразования получаемой от них энергии в первую очередь в электрическую. Их отличительные особенности: значительная единичная мощность; работа в общей электросети возможна работа и в тепловой сети; единый...
77400. Определение токсичных выбросов в атмосферу от объектов традиционной энергетики 142 KB
  Определяется полное количество тепла полезно использованное в паровом котле кВт 1. Значения удельной энтальпии энергоносителя определяется при известных его параметрах по таблицам теплофизических свойств воды и водяного пара. Определяется расход топлива на каждый котел установленный в тепловом источнике г с 1. Определяется расход топлива на все котлы установленные в тепловом источнике г с 1.
77401. Признание брака недействительным 44 KB
  Понятие и основания признания брака недействительным. Под признанием брака недействительным понимается аннулирование брака и всех его правовых последствий с момента его заключения. Признание брака недействительным по правовой природе санкция за нарушение требований установленных семейным законодательством.
77402. Правоотношения супругов 135.5 KB
  Личные неимущественные права и обязанности супругов. Каждый из супругов вправе выбирать место жительства место пребывания профессию и род занятий. СК не обязывает супругов проживать совместно но это более благоприятно устанавливая свободу в выборе место пребывания и места жительства предоставляет выбор и свободу жить раздельно может быть даже и весь период супружеской жизни.