48292

Множества. Число элементов множества. Подмножество

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Подмножество. Задачи: образовательные: познакомить детей с понятиями множество элемент множества подмножество; научить определять число элементов множества; учить определять принадлежность элементов к заданному множеству. И сегодня мы познакомимся с понятием множество. Определение понятия множество.

Русский

2013-12-08

3.84 MB

73 чел.

Тема урока: Множества. Число элементов множества. Подмножество.

Цель: формирование у детей представления о множестве, элементах множества.

Задачи:

образовательные:

- познакомить детей с понятиями «множество», «элемент множества», «подмножество»;

- научить определять число элементов множества;

- учить определять принадлежность элементов к заданному множеству.

развивающие:

- развивать познавательный интерес учащихся, расширять их кругозор;

- развивать умение обобщать и делать выводы;

- развивать приемы умственной деятельности, логическое мышление, внимание.

воспитательные:

- воспитывать аккуратность, внимательность.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:

1. Горячев А.В, Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Учебник – тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Баласс, 2010.

2. Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организация детей на работу

II. Сообщение темы урока

Учитель: Ребята, на уроках информатики мы с вами научились описывать состав предметов и существ, описывать их отличительные признаки – отвечать на вопросы «Что это такое?» и «Кто это такой?». Также научились отвечать на вопрос «Как это делается?» с помощью составления алгоритма. Но существуют и другие вопросы, на которые нужно уметь отвечать. Например, почему иногда утверждение «погода хорошая» оказывается правильным, а иногда – нет. Чтобы научиться отвечать на такие трудные вопросы, нужно изучать не только информатику, но и математику. В математике изучаются не только правила вычислений, но и правила рассуждений. Раздел математики, где изучаются эти правила, называется «логика». И сегодня мы познакомимся с понятием «множество».

III. Изучение нового материала

1. Определение понятия «множество».

Учитель: Ребята, как вы понимаете слово «множество»? От какого слова оно происходит? (ответы детей)

Учитель: Сколько элементов в множестве учеников в нашем классе? (30) Множестве пальцев на одной руке? (5) Множестве голов у человека? (1) Множестве тигров в этом классе? (0)

Из приведенных примеров видно, что словом «множество» обозначают необязательно большую группу предметов. Множество может включать в себя совсем немного элементов и даже быть пустым – не иметь ни одного элемента.

Учитель: Как можно назвать множество, представленное на рисунке? Какие элементы в него входят? Какие еще элементы можно включить в это множество?

2. Подсчет элементов в множестве.

Учитель: Сейчас мы с вами будем решать веселые задачи и посчитаем, сколько элементов в каждом множестве. (Дети решают задачи и помещают в каждое множество нужное число элементов.)

- Дарит бабушка лисица

Трём внучатам рукавицы:

«Это вам на зиму, внуки,

рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!» (6)

- У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки - три!

Такие милые, смотри!

Помогите сосчитать,

Сколько будет три и пять? (8)

- Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенёк зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок? (10)

- Подарил утятам ёжик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

3. Составление множеств

а) Учитель: Сейчас мы будем составлять различные множества. Какие предметы можно отнести к множеству живых существ? По каким признакам мы объединили эти предметы? (ответы учащихся). В какое множество мы можем объединить оставшиеся предметы?


б) Учитель: Выберите предметы, которые можно отнести к множеству учебных принадлежностей. Можно ли объединить в какое-нибудь множество оставшиеся предметы?

4. Учитель: Множества могут пересекаться. Догадайтесь, как называются эти множества.

 

Проверка выполнения задания.

5. Игра «Рассели животных»

6. «Исправь ошибки»

Учитель: Какие элементы множеств находятся не на своих местах? Расставьте их правильно.

 

IV. Физминутка

Учитель: Внимательно смотрим на доску и выполняем задания.

- Подпрыгните столько раз, сколько элементов в множестве цветов.(7)

- Наклонитесь столько раз, чтобы наклонов получилось в 2 раза больше, чем элементов в множестве фруктов. (10)

- Потянитесь столько раз, сколько элементов в множестве игрушек. (9)

- Поднимите вверх руки столько раз, сколько элементов в множестве овощей. (8)

 

V. Закрепление изученного. Работа в тетради.

1. Учитель: Откройте тетради на с. 2. В номере 1 нужно указать количество элементов в каждом из множеств.

Все элементы множеств живут на островах разной формы. На прямоугольном острове – элементы множества вагонов. На рисунке три вагона, поэтому на острове нарисовано две точки. Укажите количество элементов на всех островах

Задание иллюстрируется на доске при помощи маркера.

2.  Учитель: На прямоугольном острове живут элементы множества растений. Какие элементы нельзя поселить на этом острове? (бабочка, кукла, ящерица и т.д.) На этом острове с помощью квадрата обозначена страна. Элементы какого множества живут в ней? (Множества деревьев). Все ли деревья живут на острове растений? (Да). Какие еще множества могут быть странами на острове растений? (Кустарники, травы …).

А стране деревьев с помощью круга обозначен город, в котором живут плодовые деревья. Какие еще множества могут быть городами страны плодовых деревьев? (Хвойные деревья, лиственные деревья и др.)

Множество деревьев является подмножеством множества растений. А множество плодовых деревьев является подмножеством множества деревьев.

3. Учитель: Какое множество из представленных на рисунке является самым большим? (Множество людей). Какое множество является его подмножеством? (Множество спортсменов). Какое множество является подмножеством множества спортсменов? (Множество лыжников). Какие еще подмножества могут быть у множества спортсменов? (Множество пловцов, шахматистов, боксёров и др.)

Учащиеся самостоятельно выполняют в тетради задание № 6.

VI. Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся выполняют задания № 4, № 8

VII. Подведение итогов

Учитель: Что нового узнали на уроке? С какими понятиями работали? Что понравилось больше всего?

Литература

1. Горячев А.В, Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Учебник – тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Баласс, 2010

2. Горячев А.В, Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Учебник – тетрадь. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2005


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58534. Повторення. Пропорції. (Застосування “Золотого перерізу”) 98.5 KB
  Мета: Повторення і узагальнення матеріалу з теми Пропорції. Познайомити учнів із застосуванням відношення золотого перерізу. Сьогодні на уроці ми будемо розвязувати вправи та задачі на відношення та пропорції а також познайомимося із застосуванням...
58535. Міри довжини Кілометр. Порівняння величин 56 KB
  Мета: ознайомити учнів з кілометром та співвідношення між метром і кілометром, формувати уміння перетворювати іменовані числа; розвивати память, логічне мислення; виховувати почуття відповідальності, охайності, старанності.
58536. Узагальнення і систематизація знань учнів вміння додавання і віднімання чисел в межах 20. Розвязування задач 57.5 KB
  Щоб дізнатись про що і про кого піде мова на сьогоднішньому уроці треба виконати наступні завдання. Ми птахи хочемо знати як ви вмієте рахувати і кожний з нас приніс завдання яке є на листівках. Що впораєтесь ви із завданням чи ні Тоді поспішаймо...
58538. УРОК МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 33 KB
  В зависимости от основной дидактической цели урока выделяются следующие типы уроков: Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний умений навыков. Наиболее распространённым типом урока математики являются комбинированные уроки. Направленность курса математики на развитие ребёнка вносит существенные изменения во внутреннюю структуру урока. Этап закрепления не ограничивается рамками одного урока.
58539. Повторение таблицы деления на 9 36 KB
  Цель: повторение навыка умножения на 9, закрепление навыка деления на 9. Задачи: Образовательные: повторить и отработать навык деления на 9. Коррекционные: корректировать логическое мышление на основе упражнений в течении урока, развивать память, внимание, умение сравнивать.
58540. Сценка «Урок математики» 26.5 KB
  Что никто не сделал Все: Мы не поняли Учитель: Да что тут понимать Каждое частное решение дифференциального уравнения является некоторой функцией одной переменной которой в системе координат соответствует некоторая линия называемая интегральной кривой данного дифференциального уравнения. Понятно Все: с готовностью Ага Учитель: Так теперь вопрос на засыпку: Как возвести число в квадрат Ученица 1 выпаливает: Чтобы возвести число в квадрат...
58541. Читання, запис, порівняння чисел. Одноцифрові та двоцифрові числа. Попереднє і наступне число до даного числа. Додавання і віднімання одиниці 55.5 KB
  Мета: продовжувати ознайомлювати учнів з одноцифровим та двоцифровими числами, їх записом, утворенням і читанням; формувати вміння утворювати числа шляхом додавання одиниці до наступного числа і віднімання одиниці від наступного; формувати вміння правильно називати попереднє та наступне число до даного...
58542. Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел. Знак умножения 93.5 KB
  Сколько цветов растет на 3 клумбах при помощи графической модели решим эту задачу. Сколько было клумб 3 Сколько цветов было на каждой клумбе. Сколько групп по 5 точек получилось 3 Сколько всего точек...