48379

Конспект воспитательного мероприятия в форме праздника «Масленица»

Конспект

Педагогика и дидактика

Ребята а что такое масленица Масленица народный праздничный цикл сохранившийся на Руси с языческих времён. Масленица получила свое название оттого что в этот период времени последнюю неделю перед Великим постом разрешается употребление в пищу сливочного масла молочных продуктов и рыбы.

Русский

2013-12-09

3.04 MB

4 чел.

Конспект воспитательного мероприятия в форме праздника «Масленица»,

проведенного во 2 «А» классе 24 февраля 2012года

студенткой 3 курса факультета образовательных технологий

Андреевой Яны.

Цели:

1. Расширить представления учащихся о народных праздниках (на примере «Масленицы»);

2. Развивать творческое воображение у учащихся, умение анализировать наглядно и вербально представленную информацию (в частности, при просмотре мультфильма).

3. Воспитывать уважение к народным традициям и обычаям.

4. Пробудить эмоционально активную жизненную позицию.

Наглядные пособия:

Презентация, мультфильм, музыкальное оформление, медальки за активность.

Оборудование и принадлежности: доска,видеозапись, картинки, музыкальное оформление.

Подготовительная работа: выпекание блинов, изготовление медалей, подбор картинок, музыки.

Ход урока-праздника:

1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

2. Новый материал.

У.:- Ребята, а что такое масленица?

у.:- Это народный праздник.

Учитель демонстрирует картинку масленицы и рассказывает о празднике.

                               

Масленица— народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.

Масленица получила свое название оттого, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом- разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Блины обычно едят с маслом. Существует много видов блинов: ржаные, гречневые, гречнево- пшеничные, пшеничные, пшенные, манные,но в Масленицу едят рисовые блины.

У.:- А когда она начинается?

У.:- Весной, когда начинается Великий пост.

У.:- Действительно, этот праздник отмечают весной. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины , гулянья,катания на санях.Покровителем Масленицы считается бог – Белес.

    -А как по-другому называется этот праздник?

у.:- Блинная неделя.

У.:- Молодцы! Еще она носит другие названия- Маслена, Масленая, Масленая неделя, Всемирный праздник, Блинница, Блинщина, Блинная неделя, Блиноедка, Прожорная неделя, Широкая масленица, честная, весёлая, Кривошейка, Боярыня Масленица, Молочная неделя.

В народе каждый день Масленицы имеет свое название. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. Все дни в Масленице называются разгулом. Затейником в народных гуляниях считается царь Петр.

* Понедельник — встреча Начало Узкой Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.

* Вторник — заигрыш. В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству , для того, чтобы после Великого поста, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».

* Среда — лакомки. В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

* Четверг — разгул (другие названия: Разгуляй , Широкий разгул, Перелом, Широкий четверг, Разгульный четверток). С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.

* Пятница — тёщины вечёрки. В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким. 

* Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

* Воскресенье — проводы. Также называется Целовальник, Прощёный день, последний день Масленицы — Прощёное воскресенье. Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. На следующую неделю иногда проводились «тужилки по Масленице»

У.:- А как проходят проводы масленицы?

У.:- Масленицу сжигают.

У.:- Правильно, молодцы!

Последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (Марены), так и в его символических похоронах. Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В Поволжье, в частности в Татарстане, также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды.

У.:- Какие вы знаете поговорки?

У.:- Первый блин комом.

    -Без блина не масляна.

У.- А давайте узнаем какие еще есть поговорки. Детям раздаются тексты  и они читают в слух.

* Без масла каша не вкусна.

* Где блины, тут и мы; где с маслом каша — тут и место наше.

* Блин не клин, брюха не расколет.

* Без блина не масляна.

* На горках покататься, в блинах поваляться.

* Масленица — семикова племянница.

* Масленица объедуха, деньгам приберуха..

* Отдадим почтенье на сырной в воскресенье (то есть напроказим, перерядимся и пр.)..

* Боится Маслена горькой редьки да пареной репы.

* «Не женився єси, то колодку носи!» (укр.).

* Зять на двор — пирог на стол.

* Придёт зять, где сметанки взять?

* Первый блин комом.

* «Масляная — белый сыр, чаму не жанывся, сукин сын» (полесье).

А сейчас мы посмотрим в каких странах и как отмечают масленицу.

Русская масленица.

                              

Празднование масленицы в Австралии.

Немецкая масленица.

                                                    

Чешская масленица.

         

Греческая масленица.

                            

У.:- Ребята, подумайте, что общего на этих картинках?

у.:- На них везде символ праздника масленица.

У.:- А в чем различие?

у.:- Что у каждой страны она разная.

У.:- Правильно, вы у меня сегодня большие молодцы.

3. Заключительный этап.

Просмотр мультфильма «Ишь ты, Масленица»

У.:- Ребята. о чем этот мультфильм?

у.:- О празднике масленицы, как она пришла в гости, как ее встречали, угощали блинами.

У.:- Вам понравился мультфильм?

у.:-  Да.

4. Подведение итогов.

 Дети отгадывают кроссворд на доске.

 

           1                                       М . . . .

           2                                     . А .

           3                                       С . . .

           4                               . . . . Л .

           5                                     . Е . . .

           6                                 . . . Н .

           7                                     . И . . . . .

           8                                       Ц . . .   . . . .

           9                                     . А . . . .

 

1. С чем подают блины?  (масло)

2. Горячий напиток.  (чай)

3. Катание с гор на ……  (сани)

4. Что сжигают на Масленицу?  (чучело)

5. Языческий бог плодородия и скотоводства.  (Белес)

6. Главное угощение на Масленицу (блины)

7. Вид блина. (рисовые)

8. Кто был затейником в народных гуляньях?  (царь Пётр)

9. Название дня недели Масленицы. (разгул)

Учитель вручает медальки с символом праздника.

Дети угощаются блинами под музыкальное оформление.

                                                     Литература

  1.  Масленица // Российский Этнографический музей
  2.  Всё о Масленице
  3.  Грачёва И. История Масленицы
  4.  Праздники России: Масленица
  5.  Как провести Масленицу на сайте Православие и мир


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62379. Государственная власть. Государственная власть в Республике Беларусь 92.3 KB
  Цели занятия: Учебная: формирование знаний о структуре органов государственной власти в Республики Беларусь их функциях и полномочиях роли в управлении обществом и государством Воспитательные формирование высокой гражданской позиции стремления активно участвовать в делах...
62383. Повторение изученного материала. Игра «Информация и мы». «Обо всём понемногу» 49.92 KB
  Цели и задачи урока: закрепление представления учащихся о понятии «информация, развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания; развитие познавательного интереса учеников; формирование активности и самостоятельности учащихся...
62384. I AM A STUDENT 97.63 KB
  To ask repeatedly; to ease suffering; to gain firsthand experience; to be a volunteer; to deliver to the emergency room; to intend to become a doctor; obliging and grateful patients; a glamorous job; infirm patients; the cause of his death...
62386. Articles (definite, indefinite), nouns (singular, plural), possessives, pronouns 23.88 KB
  Множественное число существительных Основным способом образования множественного числа имён существительных является прибавление окончания s или es к форме существительного в единственном числе. Ряд существительных образуют форму множественного числа особым образом.