48380

Основы бухгалтерского учета

Книга

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Цель нашего курса - познакомить Вас с основами системы ведения бухгалтерского учета которая ежедневно используется на предприятии. Вы овладеете основами бухгалтерского учета и научитесь практически применять полученные знания. Материалы курса выходят за рамки только бухгалтерского учета.

Русский

2013-12-09

252.67 KB

1 чел.

         Основы бухгалтерского учета

Введение

Довольно широко распространено мнение, что финансовый (бухгалтерский) учет на предприятии – очень сложная проблема, которая требует основательного знания   законодательства, и ее решение доступно только специалистам самой высокой квалификации. Эту точку зрения можно сравнить со взглядами древних на умение считать. Раньше оно было привилегией избранных, которые пользовались специальной техникой записи. В наше время умение считать избавлено от мистического ореола, который ему когда-то приписывали. Каждый ребенок может записывать цифры и выполнять арифметические действия. В повседневной жизни нам достаточно тех знаний математики, которые мы получили в школе. Специальной же математической подготовки требуют лишь некоторые задачи, с которыми мы сталкиваемся только при особых обстоятельствах, например в деятельности предприятия или учреждения. Аналогичная ситуация наблюдается и в бухучете, и очень скоро Вы убедитесь в этом.

Цель нашего курса – познакомить Вас с основами системы ведения бухгалтерского учета, которая ежедневно используется на предприятии.

Вы овладеете основами бухгалтерского учета и научитесь практически применять полученные знания. И при изложении теоретического материала, и в практических примерах и упражнениях основной акцент делается на реальную ежедневную деятельность предприятий. Материалы курса выходят за рамки только бухгалтерского учета. Занимаясь учетом финансовых данных, нельзя упускать из виду более широкого контекста взаимоза-висимости предприятия и окружающей экономической среды. Бухгалтерские данные представляют собой источник важной информации, необходимой для принятия различных хозяйственных решений, особенно тех, которые относятся к финансированию развития предприятия

Освоению дисциплины будет способствовать систематическое повторение и выполнение заданий уроков. Результаты не заставят себя ждать!

Желаем успехов!

Специальные обозначения, которые, помогут Вам ориентироваться в материалах  лекций и будут способствовать эффективному усвоению новых знаний.

Текст, размещенный в рамке, содержит новое понятие или определение, на которое необходимо обратить особое внимание.

Важная информация.

Задание практического характера

ПРИМЕР

                                           

Конкретная ситуация, иллюстрирующая тематический фрагмент материала.

Программа дисциплины Основы бухгалтерского учета

Раздел 1. Бухгалтерский учет: сущность и значение

Введение

Тема 1.1. Понятие и характеристика бухгалтерского учета.

Тема 1.2 Роль бухгалтерского учета в управлении организацией

Раздел 2. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Тема 2.1. Национальная система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Тема 2.2. Международные стандарты финансовой отчетности

Тема 2.3 Требования к ведению бухгалтерского учета

Раздел 3. Предмет и метод бухгалтерского учета

Тема 3.1. Предмет бухгалтерского учета

Тема 3.2. Методы бухгалтерского учета

Раздел 4. Формы бухгалтерского учета

Тема 4.1 Понятие и характеристика учетных регистров

Тема 4.2.Формы бухгалтерского учета и их характеристика

Раздел 5. Краткая история развития бухгалтерского учета

Тема 5.1. Этапы развития учета в мире

Тема 5.2 Этапы формирования российской системы бухгалтерского учета

Рассмотрим некоторые фрагменты данных тем.

Управление организацией

Под управлением понимается направленное воздействие администрации на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли за счет повышения эффективности производства, улучшения качества продукции и обеспечения на этой основе экономического, социального и культурного развития коллектива организации.

Управление – деятельность организации, направленная на реализацию целей объекта управления при условии рационального использования имеющихся ресурсов.

Управление – деятельность организации, направленная на

Собственно управление сводится к постановке конкретных задач, принятию оптимальных решений и организации контроля, оперативного регулирования и оценки полученных результатов.

Независимо от своих размеров любой бизнес может быть описан как система финансовых отношений и движения денежных средств, при-водимая в действие управленческими решениями.

Бухгалтерский учет

Сущность и значение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Процесс сбора информации о хозяйственной деятельности организации подразумевает определение, классификацию, оценку и измерение хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью последующего их отражения в системе управленческого учета. Под регистрацией понимают упорядоченное и последовательное отражение хозяйственных операций и других экономически значимых событий в первичных документах и учетных регистрах. Обобщение информации означает анализ, подготовку и интерпретацию информации. В процессе анализа информации о предоставляют состав информации, предоставляемой пользователям, круг пользователей, взаимосвязь между различными показателями деятельности организации, зависимость показателей от экономически значимых событий и ситуаций. Процесс подготовки и интерпретации информации предусматривает предоставление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей, по необходимости, аналитические и прогнозные заключения.

Подготовленная информация предоставляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и текстового формата.

Главная цель бухгалтерского учета - формирование полной и достоверной информации, обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, а также анализ, интерпретация и использование информации для выявления тенденций развития организации, выбора различных альтернатив, принятия управленческих решений. Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, находящиеся на территории страны.

Оперативный учет

Статистический учет

Бухгалтерский учет

Ведется в рамках организации и фиксирует все события, действия и их послед-

ствия в виде устной информации, записей, телефонных

и телефаксных сообщений и т.п.

Изучает массовые явления и является как бы обобщающим и прогнозирующим

процессом, давая возможность предвидеть последствия того или иного действия.

Детальный экономический

учет всех событий и операций в организации, проводящийся непрерывно и по определенной установленной в организации методике,

использующий различные

измерители и разнообразны формы документов.

 «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций» Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» № 129 –ФЗ от 21.11.1996

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных

 «Бухгалтерский учет - создание документированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности» Проект нового закона о бухгалтерском учете

Объектами бухгалтерского учета являются:

· Имущество организации – нематериальные активы, основные средства, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства;

· Права требования к сторонним организациям и физическим лицам (дебиторская задолженность);

· Обязанности по отношению к сторонним организациям и физическим лицам (кредиторская задолженность);

· Хозяйственные операции, вызывающие изменения в имуществе и обязательствах организации. Хозяйственные операции могут совершаться 1) между объектами учета внутри организации, 2) между организацией и сторонними организациями и физическими лицами;

· Собственные источники формирования средств организации – уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонды, прибыль.

К основным задачам, решаемым в процессе бухгалтерского учета, относятся следующие:

· формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

· обеспечение информацией пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразности, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учет является одной из важнейших функций управления (рис. 5).

Бухгалтерский учет содержит в себе две составляющие: 1) финансовый учет, 2) управленческий учет.

Финансовым учетом является учет, направленный на формирование отчетной информации для сторонних пользователей, правила ведение финансового учета строго регламентированы законодательными и нормативными актами, формы отчетности и порядок ее представления также установлены нормативными актами.

Управленческий учет – это учет, который организация устанавливает для своих внутренних целей, для формирования учетной информации, требуемой при принятии управленческих решений.

Отличительными свойствами бухгалтерского учета являются:

  непрерывность, т.е. постоянство наблюдения и фиксации в документах фактов хозяйственной жизни (хозяйственных операций);

  взаимосвязанность, при которой все события (хозяйственные операции) вызывают к жизни следующие операции, требующие бухгалтерского оформления;

  общность – ни одно явление или предмет в хозяйственной жизни организации не остается без учета и контроля, ведется сплошной процесс их регистрации.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

Перечислите все возможные виды организаций, а затем вычеркните те

из них, которым бухгалтерский учет не нужен.

Правовая основа бухгалтерского учета

Уровень регулирования

Органы регулирования

Документы, регулирующие бухгалтерский учет

Область воздействия

1-й уровень – законодательный

Государственная Дума, Правительство РФ, Президент РФ

Федеральные законы, постановления, указы

Устанавливают единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета

2-й уровень – нормативный

Минфин России, Банк России

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Регулируют общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, представления отчетности и порядок учета отдельных объектов наблюдения

3-й уровень – методический

Минфин России, федеральные органы исполнительной власти

Нормативные акты, методические указания, типовые и отраслевые рекомендации

Определяют схему регистрации и группировки объектов наблюдения, регулируют методы оценки имущества, порядок проведения инвентаризаций и т.п.

4-й уровень – учетная политика организации

Руководство организации, консалтинговые фирмы, административно-управленческий персонал

Организационно-распорядительная документация

Определяют выбор форм и методов ведения учета и отчетности исходя из специфики деятельности, уровня автоматизации учета, подготовки счетных работников организации

Первый уровень – законы Российской Федерации и указы президента РФ, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. К документам данного уровня относятся:
- Конституция РФ – обеспечивает ведение бухгалтерского учета с применением единых правил всеми хозяйствующими субъектами;
- Гражданский кодекс РФ – организует важнейшие положения учетной работы. Так например Гражданским кодексом РФ регламентируются такие положения: наличия самостоятельного баланса, обязательность утверждения годового отчета, определены случаи обязательного проведения аудита, установлен порядок регистрации, ликвидации, реорганизации юридических лиц, прописаны основные виды сделок и обязательств.
- Налоговый кодекс РФ – определяет основы бухгалтерского учета для всех юридических лиц и устанавливает порядок представления информации заинтересованным пользователям;
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 №129ФЗ – устанавливает основные и методологические основы ведения бухгалтерского учета в РФ. Данный документ определяет порядок регулирования бухгалтерского учета, сформулированы основные правила его ведения, правила составления и представления бухгалтерской отчетности и основные требования к ней.
- Указы президента РФ;
- Постановления Правительства РФ;
- Прочие федеральные законы, такие как: Федеральный закон «О государственной поддержки малого предпринимательства РФ» от 14.06.1995г. №88-ФЗ, Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности и для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.1995г. №222-ФЗ, Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ.
Второй уровень – система национальных бухгалтерских стандартов – положений по бухгалтерскому учету, устанавливающих принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках. На этом уровне регулирующим органом выступает Министерство финансов РФ.
К документам второго уровня относят:
1. «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. – определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления отчетности хозяйствующими субъектами. Данное положение определяет:
- порядок взаимоотношения организаций с внешними пользователями;
- обязанности Минфина по своевременной разработке положений по бухгалтерскому учету;
- ответственность руководителя за ведение бухгалтерского учета в организации;
- возможность выбора организационной формы осуществления учета;
- требования к учетной политике;
- требования к ведению бухгалтерского учета;
- порядок проведения инвентаризации имущества организации и источников его образования (обязательств);
-порядок хранения первичной информации.
2. Установленные нормы (стандарты) – определенный комплекс документально оформленных правил ведения бухгалтерского учета, которые определяют способы, методы отражения тех или иных явлений.
Любой стандарт должен содержать цель и область применения стандарта, основные термины и понятия, принципы, нормы учета и варианты их применения. 

Для ведения учета применяются три вида стандартов:
- международные стандарты – разрабатываются Комитетом международных стандартов учета на основе действующих национальных стандартов и практики их использования в различных странах. Данные стандарты носят рекомендательный характер.
- региональные стандарты – разрабатываются для групп стран региона, например для стран Европейского союза;
- национальные стандарты – разрабатываются для использования внутри государства, учитываемые особенности экономического развития, налоговой политики. Национальные стандарты обязательны для применения на территории страны. К национальным стандартам РФ относят положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они носят обязательный характер и предусматривают многовариантность ведения бухгалтерского учета по отдельным объектам. В настоящее время действуют 20 положений по бухгалтерскому учету.
Третий уровень – методические указания по ведению бухгалтерского учета. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных актов первого и второго уровня. К важнейшим документам этого уровня относят:
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н;
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. №49;
-Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.10.2003г. №91н;
- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28.12.2001г. №119н и др.

Четвертый уровень – внутренние рабочие документы предприятия, в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемым заинтересованным пользователям. При этом состав и содержание рабочих документов предприятия зависит от особенностей организации.

К документам данного уровня относят:
- учетную политику предприятия;
- рабочий план счетов;
- отдельные формы первичных документов;
- график документооборота;
-формы внутренней отчетности;
- учетные регистры.


                              Терминология 

Вы уже познакомились со многими бухгалтерскими терминами. Вы также знаете, что понятия: счет, журнал, мемориал, баланс, Главная книга, Журнал-Главная (нужно повторить эти термины!!!) и др. – пришли к нам из средневековья.

В ходе изучения дисциплины Вы научитесь свободно оперировать  профессиональной бухгалтерской лексикой, а пока познакомьтесь еще с несколькими терминами, которые понадобятся нам в самое ближайшее время.

Вместо слов сделать пометки в бухгалтерии говорят учесть или отразить хозяйственную операцию.

Оплаты или поступления могут происходить разными способами:

  наличными, если оплата производится через кассу;

  с помощью  платежного поручения; обязанностью банка при этом является перечисление данной суммы в пользу указанного в платежном поручении клиента, имеющего счет в данном (или другом) банке; при этом мы говорим об оплате через банк.

Хозяйственная операция – одно из основных понятий бухгалтерского учета.

Каждый факт хозяйственной деятельности, имевший место на предприятии и оформленный документально, называется хозяйственной операцией.

Часто мы встречаемся, например, с выражением учтите эти операции в журнале. Это просто означает, что финансово-хозяйственные операции надо записать в соответствующую книгу.

Как  уже отмечалось, бухгалтерский учет сопровождается оформлением учетных записей – документов.

Бухгалтерский учет предприятия начинается в момент поступления первых финансовых документов от других предприятий или организаций.

На самом предприятии также создаются различные документы. Они обычно связаны с какой-либо финансовой стороной деятельности предприятия.

Движение учетной информации в системе – это процесс отражения учетных записей в бухгалтерских учетных регистрах (журналах) с целью трансформации первичных входных данных в результатную информацию, оформленную в виде внутренней отчетности текущего управления и финансовой отчетности, поставляемой внешним пользователям.

Рассмотрим примеры таких документов.

Каждое поступление денег в кассу предприятия или их расход должны быть подтверждены документом.

Для оформления движения денег в кассе используют  ПРИХОДНЫЙ

КАССОВЫЙ ОРДЕР (при поступлении денег в кассу) и РАСХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР (при выдаче денег из кассы), которые обязательно регистрируются в Кассовой книге.

Кассовые документы

Нумерация, регистрация и хранение документов

Финансово-хозяйственные операции всегда записываются на основании документов. Эти документы определенным образом нумеруются, регистрируются и хранятся.

 Кассовым документам и счетам-фактурам, выписываемым нашим клиентам, присваиваются номера в момент их регистрации в книгах.

 Кассовые ордера получают номера начиная с 1 в начале учетного года (которым обычно является начало календарного года). Нумерация приходных и расходных кассовых ордеров ведется раздельно.

 Банковские документы (обычно) нумеруются в банке, в порядке этих номеров они могут регистрироваться и храниться.

 Платежные поручения нумеруются владельцем банковского счета по порядку.

 Счета, высылаемые клиентам, обычно имеют сквозную нумерацию. Номера их напечатаны на бланках.

 Счета, получаемые от поставщиков, обычно имеют свои собственные номера, но их нельзя использовать для регистрации этих документов в нашей бухгалтерии, так как они для нас носят совершенно случайный характер. Эти номера можно упоминать в графе «описание хозяйственной операции». Покупатель присваивает номера счетам-фактурам, выставленным продавцом, в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (работ, услуг).

Каждый тип документов регистрируется в определенных бухгалтерских регистрах.

 Все кассовые документы регистрируются в КАССОВОЙ КНИГЕ и записываются в Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов.

 Все банковские документы регистрируются в БАНКОВСКОЙ КНИГЕ. Если у нас есть счета в разных банках, то для каждого счета ведется отдельная Банковская книга.

 Все документы, проходящие через предприятие, в т. ч. кассовые и банковские документы, регистрируются в КНИГЕ УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ.

 Покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами.

 Продавцы ведут  книгу продаж  для регистрации счетов-фактур, выписываемых покупателю.

Регистрация в журналах происходит согласно определенной процедуре:

1) все хозяйственные операции записываются под очередной датой и порядковым номером в соответствующем журнале;

2) каждое событие, относящееся к финансово-хозяйственной деятельности предприятия, описывается с помощью дополнительных данных, как это показано в нашем примере, который Вы найдете ниже.

При использовании журнальной формы к каждому журналу прилагается папка, в которую складывают документы согласно порядку номеров из журнала. Каждый документ при этом легко найти, если мы знаем, в каком журнале и под каким номером он зарегистрирован.

Документы могут также храниться в скоросшивателях, раздельно по видам.

Сроки хранения отдельных первичных документов, ведомостей, отчетов и других материалов определены «Перечнем типовых управлен-ческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения» от 06.10.2000 г.

Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечата-

на сургучной или мастичной печатью. Количество листов в ней долж-

но быть заверено подписями руководителя организации и главного

бухгалтера. Записи в Кассовой книге ведут шариковой ручкой через копировальную бумагу на двух листах. Один лист книги отрывной, его сдают в конце дня в бухгалтерию со всеми приходными и расходными документами

в качестве отчета по кассовым операциям. При автоматизированном варианте ведения  кассовой распечатывается два экземпляра: один – лист кассовой книги, второй – отчет кассира.

ПРИМЕР

Представьте, что в магазине в первую неделю февраля были совершены и

отражены в соответствующих документах следующие хозяйственные опе-

рации:

1 февраля – дневная выручка согласно кассовому реестру 10 000,00 руб.  

 (приходный кассовый ордер (ПКО) № 1).

1 февраля – оплата из кассы за аренду помещения магазина 7 500,00 руб.  

 (расходный кассовый ордер (РКО) № 1).

2 февраля – дневная выручка согласно кассовому реестру (ПКО № 2)

 7 500,00 руб.

2 февраля – закуплен за наличный расчет товар у поставщика (РКО № 2)

 10 000,00 руб.

3 февраля – дневная выручка согласно кассовому реестру (ПКО № 3)

 6 500,00 руб.

3 февраля – выдано из кассы Ивановой И.И. за мытье окон (РКО № 3)

 1 000,00 руб.

4 февраля – дневная выручка согласно кассовому реестру (ПКО № 4)

 11 250,00 руб.

4 февраля – выручка сдана на расчетный счет в банк (РКО № 4) -16000 ,00 руб.

Владелец магазина ежедневно должен вносить записи в Кассовую книгу, т. е. регистрировать приходные и расходные кассовые документы.

КАССОВАЯ КНИГА

Дата

Описание

Приход

Расход

Касса за 1 февраля

Лист 1

1.02

ПКО № 1

Дневная выручка

10 000,00

1.02

РКО № 1

Арендная плата за февраль

7 500,00

Оборот

10 000,00

7 500,00

Остаток на конец дня

2 500,00

Касса за 2 февраля

Лист 2

2.02

ПКО № 2

Дневная выручка

7 500,00

2.02

РКО № 2

Закупка товара за наличные

10 000,00

Оборот

7 500,00

10 000,00

Остаток на конец дня

0,00

Касса за 3 февраля

Лист 3

3.02

ПКО № 3

Дневная выручка

6 500,00

3.02

РКО № 3

Ивановой И.И. за мытье окон

1 000,00

Оборот

6 500,00

1 000,00

Остаток на конец дня

5 500,00

Касса за 4 февраля

Лист 4

4.02

ПКО № 4

Дневная выручка

11 250,00

4.02

РКО № 4

Сдана выручка в банк

16 000,00

Оборот

11 250,00

16 000,00

Остаток на конец дня

750,00

ПОЯСНЕНИЯ

На основании приходных кассовых ордеров мы с Вами оприходовали выручку от реализации товаров в магазине, поэтому суммы полученной выручки мы записали в колонку «Приход».  Оплата аренды помещения предполагает выдачу денежных средств из кассы, поэтому выданные из кассы суммы денежных средств мы записали в колонку «Расход».Как видно из нашего примера, хозяин магазина, регистрируя приходные и расходные документы в Кассовой книге, ежедневно имеет информацию о наличии де-нег в кассе.

Каждое предприятие регулярно составляет баланс для оценки финансовой ситуации. По бухгалтерскому балансу можно определить, сумеет ли предприятие оправдать взятые на себя обязательства перед кредиторами, инвесторами, покупателями, продавцами или его ожидают финансовые затруднения.

взвешиваемый груз     гири, разновесы

Баланс – особого рода таблица, в которой представлено все, чем владеет предприятие, и все его задолженности на определенный момент. Его характерная черта – две части: левая (актив) и правая (пассив).

«Баланс» – слово латинского происхождения, обозначающее весы с двумя чашами. Взвешивая что-либо, на одну чашу мы укладываем предметы, которые надо взвесить, на другую чашу — столько разновесов, сколько необходимо для достижения равновесия. Таким образом, вес интересующего нас груза равен суммарному весу разновесов, установленных на противоположной чаше. В бухгалтерии речь идет о том же самом, т.е. баланс организации отражает ее финансовое положение на определенный момент времени, финансовое равновесие. Прежде чем взяться за составление баланса, следует обратить внимание на то, откуда организация берет деньги и на что она их тратит. Для осуществления хозяйственной деятельности организация должна получить определенные средства, затратив на них деньги, а значит, сначала должна занять деньги у сторонних лиц, т.е. образовать долги, или обязательства.

При составлении баланса используются определенный порядок позиций и постоянная терминология. Познакомьтесь с этой важной информацией.

АКТИВ

ПАССИВ

  1. Внеоборотные активы

Нематериальные активы Основные средства Прочие внеоборотные активы

  1. Оборотные активы

Запасы

Дебиторская задолженность Финансовые вложения Денежные средства Прочие оборотные активы

  1. Капитал и резервы

Уставный капитал Прибыль/убыток

  1. Долгосрочные обязательства

Долгосрочные кредиты и займы

  1. Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты Кредиторская задолженность Доходы будущих периодов Прочие краткосрочные обязательства

БАЛАНС:

БАЛАНС:

Вы заходите в магазин. У Вас имеется 200 рублей. Вы приобретаете 2

книги по 100 рублей каждая. Как Вы думаете, что в данном случае будет

в активе (книги или деньги), а что в пассиве?

Порядок составления баланса

Как видно из таблицы, актив баланса состоит из двух   разделов:

 внеоборотные активы;

 оборотные активы.

Нематериальные активы (НМА) — это исключительное право на результаты  интеллектуальной деятельности (программное обеспечение, патенты, торговые марки, товарные знаки).

                      Главными составляющими внеоборотных активов являются нематериальные активы и основные средства.

Основные средства (ОС) — часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг в течение периода, превышающего 12 месяцев, и посте-

пенно переносящая свою стоимость на изготавливаемую продукцию в

виде износа.

Оборотные активы — это такие составляющие части собственности,

которые в ходе хозяйственного процесса полностью переносят свою

стоимость на изготавливаемую продукцию или полностью реализуются в течение 12 месяцев.

Второй раздел активов – оборотные активы (средства).

В составе оборотных средств можно выделить следующие подгруппы:

 запасы (товары, материалы, сырье, готовая продукция и т.п.);

 дебиторская задолженность (суммы, причитающиеся от покупателей) и прочие дебиторы;

 финансовые вложения;

 денежные средства.

К позиции прочие дебиторы можно отнести, в том числе, оплаченные нами авансы или суммы, которые нам должны.

   Актив = Пассив

Пассивы состоят из собственных источников финансирования:

- уставный капитал;

- добавочный капитал;

- резервный капитал;

- нераспределенная прибыль;

- целевое финансирование.   

К заемным источникам относятся:

- кредиты и займы;

- кредиторская задолженность.

Все хозяйственные операции предприятия регистрируются на протяжении всего учетного года на конкретных счетах Главной книги.

Главная книга представляет собой набор бухгалтерских счетов, которые служат для записи финансовых операций, имеющих отношение к каждому из этих счетов.

Записи в Главной книге выполняются согласно определенным правилам. Для их объяснения вернемся к нашему примеру. Все финансовые события в магазине предпринимателя Попова на протяжении первой недели января 20XY года запишем теперь на соответствующих счетах Главной книги.

1. 3 января на счет в банке поступили денежные средства в счет погашения дебиторской задолженности от Г. Земского в сумме 4 350,00 руб.

В результате этой операции:

 увеличился остаток денежных средств на банковском счете (запись производится в дебет счета «Банковский счет»);

 уменьшилась сумма дебиторской задолженности (запись производится в кредит счета «Дебиторы»).

А теперь сделаем записи на счетах Главной книги:

ГЛАВНАЯ КНИГА

Дата

Журнал или вид документа

Описание хозяйственной операции

Счет «Дебиторы»

Счет «Банковский счет»

Дт

Кт

Дт

Кт

1.01

Начальный баланс

Сальдо начальное

12 235,00

8 500,00

3.01

Банковская выписка

Г. Земский

4 350,00

4 350,00

Колонка «Дата» -  дата записи.

Колонка «Журнал или вид документа» - сокращенное название книги, в которой учтен документ, являющийся основанием для данной  операции, или группы документов, к которой отнесен данный первичный документ.

Колонка «Описание»  - краткое описание хозяйственной операции, отраженной в первичном документе.

Колонка «Счет» -  наименование бухгалтерского счета (счета Главной книги).

Колонка «Дт» - сумма по дебету счета.

ПРАВИЛО 1

Главная книга всегда остается в равновесии, так как каждая операция

учитывается дважды. Каждая финансовая операция как минимум один

раз дебетуется на одном из счетов Главной книги и как минимум один

раз кредитуется на другом счете этой книги.

Колонка «Кт» -  сумма по кредиту счета.

Это правило называется правилом ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ.

Перейдем к другому финансовому событию в магазине предпринимателя Попова:

2. 4 января с банковского счета Попова была оплачена кредиторская задолженность фирме «Батавус» на сумму 12 500,00 руб.

Это привело к:

 уменьшению денежных средств на банковском счете (запись производится в кредит счета «Банковский счет»);

 уменьшению кредиторской задолженности (запись производится в дебет счета «Кредиторы»).

Записываем изменения на соответствующих счетах Главной книги:

                                           ГЛАВНАЯ КНИГА

Дата

Журнал или вид документа

Описание хозяйственной операции

Счет «Банковский счет»

Счет «Кредиторы»

Дт

Кт

Дт

Кт

1.01

Начальный баланс

Сальдо начальное

8 500,00

561 754,00

3.01

Банковская выписка

Г. Земский

4 350,00

4.01

Банковская выписка

Фирма «Батавус»

12 500,00

12 500,00

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

На основании данных Главной книги составьте баланс магазина Попова

по состоянию на 5.01.

Уже после этих двух записей Вы должны были обратить внимание на тот факт, что:

 один раз на дебетовой стороне записывается приход (см: изменения

на счете «Банковский счет»), другой раз на дебетовой стороне записывается расход (см. изменения на счете «Кредиторы»).

Это логично: один счет относится к нашей собственности (например, сальдо банковского счета), а другой к нашим задолженностям (например, к состоянию задолженностей по отношению к поставщикам или кредиторам).

Когда мы оплатили счет фирмы «Батавус», то уменьшилось сальдо нашего банковского счета (кредитование счета «Банковский счет»), при этом уменьшилась также наша сумма задолженностей перед поставщиками (дебетование счета «Кредиторы»).Здесь мы имеем дело со счетами, отражающими нашу собственность и наши задолженности, то есть со счетами хозяйственных средств и со счетами источников их происхождения.

  Все счета, которые произошли от левосторонних позиций баланса,  называются счетами собственности или счетами активов. Все счета, которые связаны с правосторонними позициями баланса, называются счетами задолженностей или счетами пассивов.

ПРАВИЛО 2

Бухгалтерский счет актива дебетуется при каждом увеличении нашей

собственности и кредитуется при каждом ее уменьшении.

ПРАВИЛО 3

Бухгалтерский счет пассива кредитуется при каждом увеличении задолженности и дебетуется при каждом ее уменьшении.

Это определение позволяет нам сформулировать следующие два правила выполнения записей в Главной книге:

Для счетов собственного капитала характерно еще одно правило:

ПРАВИЛО 4

Бухгалтерские счета собственного капитала кредитуются при каждом

их увеличении и дебетуются при каждом их уменьшении.

 Для каждого предпринимателя важно, чтобы он периодически мог проверять состояние своего собственного капитала и мог разобраться, по каким причинам собственный капитал уменьшался или возрастал по сравнению с предыдущим периодом. Для получения этой информации используется расчет финансовых результатов.

1) Для упрощения составления расчета финансовых результатов все финансовые операции учитываются на счетах Главной книги.

  1.  Учет операций в Главной книге происходит с помощью так называемой двойной записи.
  2.  Главная книга начинается открытием счета для каждой позиции баланса.
  3.  Главная книга ведется согласно определенным правилам:

а) все финансовые операции учитываются дважды: происходит дебетование одного счета и кредитование другого противоположного (корреспондирующего) счета;

б) счета активов дебетуются при каждом увеличении нашей собственности и кредитуются при каждом ее уменьшении;

в) счета пассивов кредитуются при каждом увеличении задолженности и дебетуются при каждом ее уменьшении;

г) счета собственного капитала кредитуются при каждом увеличении суммы собственного капитала и дебетуются при каждом ее уменьшении.

  1.  Главная книга всегда остается в равновесии. Это означает, что сумма всех сальдо в левых колонках счетов равна сумме всех сальдо в правых колонках счетов.
  2.  С помощью конечных сальдо всех счетов Главной книги можно очень просто в любой момент составить баланс.

Оборотный баланс

 Как Вы уже знаете, оборотные ведомости по синтетическим счетам используют для проверки правильности записей по счетам, однако они не могут вскрыть все возможные ошибки если, например, операция вообще не проходит по счетам или записана дважды, если неправильно составлена бухгалтерская проводка. Такого рода ошибки выявляют посредством сравнения записи с первичными учетными документами. Оборотная ведомость по синтетическим счетам используется не только для контроля за правильностью бухгалтерских записей, но и для составления бухгалтерского оборотного баланса. Оборотная ведомость является способом обобщения показателей счетов: она регистрирует обороты и остатки по всем работающим счетам. Оборотная ведомость по синтетическим счетам Главной

Оборотная ведомость является способом обобщения показателей счетов: она регистрирует обороты и остатки по всем работающим

счетам.

книги (оборотный баланс) имеет следующий вид:

Оборотная ведомость (оборотный баланс) за отчетный период

Наименование счета

Сальдо на начало отчетного периода

Обороты за отчетный период

Сальдо на конец отчетного периода

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

Шахматный оборотный баланс

На малых предприятиях и фирмах, работающих с небольшим количеством счетов бухгалтерского учета (рабочим планом счетов), используется так называемая шахматная ведомость (шахматный баланс).

Шахматная ведомость является регистром только синтетического учета.

Она представляет собой таблицу, по вертикали и горизонтали которой расположены счета бухгалтерского учета: по горизонтали указаны счета по кредиту, а по вертикали - счета по дебету.

На пересечении строк и столбцов помещается сумма, участвующая в бухгалтерской проводке, а сама бухгалтерская проводка сформирована записями на дебете и кредите счетов на пересечении строки и столбца.

Количество строк и столбцов в шахматной ведомости (шахматном балансе) определяется количеством счетов в рабочем плане счетов и принципиально не ограничено.

Шахматная ведомость очень похожа на таблицу шахматного турнира, отсюда ее такое «небухгалтерское» название. Она удобна и наглядна при небольшом количестве счетов, предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности записей по счетам бухгалтерского учета - ведь в ней видна каждая бухгалтерская проводка и вместе с тем выведен общий итог.


Шахматный оборотный баланс торгового предприятия за март

Кредит счета

Дебет

счета ^ч

Актив на 1.03.

Основные средства

Товары

Дебиторы

Банковский счет

Касса

Расходы торгового предприятия

Себестоимость продаж

Уставный капитал

Прибыль

Ипотечный кредит

Кредиторы

Выручка от продаж

Оборот по дебету счетов

Актив на 1.04

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Пассив на 1.03.

10 388 208

X

X

X

X

X

X

X

100 000

480 290

9 295 000

512 918

0

X

X

Основные средства

10 350 000

10 350 000

Товары

28 859

48 000 80 000

128 000

86 359

Дебиторы

535

41 700 56 400

98 100

535

Банковский счет

3 700

41 700

30 000

71 700

22 840

Касса

850

56 400

56 400

12 250

Расходы торгового предприятия

4 264

15 000

15 000

19 264

Себестоимость продаж

0

30 000 40 500

70 500

70 500

Уставный капитал

X

0

X

Прибыль

X

0

X

Ипотечный кредит

X

0

X

Кредиторы

X

  1. 670 48 000
  2. 890

52 560

Выручка от продаж

X

0

X

Оборот по кредиту счетов

X

70 500

98 100

52 560

45 000

0

0

0

0

0

128 000

98 100

492 260

X


Расчет финансовых результатов

Как Вы узнали из предыдущего урока, вспомогательные счета доходов и расходов помогают нам в течение отчетного периода учитывать раздельно произведенные нами расходы и полученные нами доходы. При этом в конце отчетного периода нам с Вами необходимо определить финансовый результат (прибыль или убыток). Если наши доходы будут превышать наши расходы, то мы с Вами получили прибыль (доход), а если наши расходы будут превышать наши доходы, то мы получили убыток. Если же доходы окажутся равны расходам, то мы получили нулевой финансовый результат, т.е. работали без прибылей и убытков.

Остатки по вспомогательным счетам торгового предприятия г-на Попова на конец марта составили:

  Счет «Выручка от продаж» (сальдо кредитовое) 98 100,00 руб.

  Счет «Себестоимость продаж» (сальдо дебетовое)  70 500,00 руб.

 Счет «Расходы торгового предприятия» (сальдо дебетовое) 19 264,00 руб.

Сравнив их, узнаем, что торговое предприятие получило прибыль в сумме 8 336,00 руб. (98 100,00 - 70 500,00 - 19 264,00).

Работа в бухгалтерии требует большой аккуратности и скрупулезного выполнения обязанностей. Тщательно прорабатывать каждую хозяйственную операцию может позволить себе бухгалтер небольшого предприятия. На крупных предприятиях бухгалтерия отслеживает финансовую ситуацию в целом, а обработкой конкретных данных занимаются другие административные отделы.

Требования к организации бухгалтерского учета

 При организации и ведении бухгалтерского учета должны соблюдаться следующие требования:

 бухгалтерский учет ведется организацией с момента ее регистрации в качестве юридического лица до момента реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ;

 учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организацией осуществляется в валюте РФ (в рублях);

 имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;

 учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

 все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевре- менному отражению на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

 соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики отражения хозяйственных операций и оценки имущества;

 правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

 разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений.

Бухгалтерский учет на малом предприятии

ПРИМЕР

Предположим, что Вы собираетесь открыть предприятие, которое будет выпускать небольшую деталь для более крупного производителя. Для осуществления своей деятельности Вы решили выбрать небольшую мастерскую рядом с Вашим домом. Необходим только один станок и немного инструментов. Нет необходимости нанимать рабочих, всю работу Вы выполняете самостоятельно. Согласно договору, заключенному в начале года, Вы должны производить определенное количество деталей ежемесячно и раз в месяц предоставлять счет за выполненную работу. Сырье для своего производства Вы закупаете у одного поставщика. Нетрудно догадаться, что такое предприятие требует очень простой организации бухгалтерского учета. Предприниматель имеет дело с одним дебитором (получателем готовой продукции) и ограниченным количеством кредиторов (поставщиков сырья, электроэнергии и т.п.). Количество операций тоже будет довольно ограниченным, а операции – однотипными.

В такой ситуации достаточно завести следующие журналы:

  Кассовую книгу для регистрации сумм, проходящих через кассу;

  Банковскую книгу для контроля сумм, проходящих через банковский счет;

  Книгу учета хозяйственных операций для регистрации счетов закупок, высылаемых счетов на продажу и других операций, происходящих на предприятии.

Бухгалтерский учет крупного предприятия

Круг обязанностей бухгалтерии большого предприятия огромен. Работа распределена между многими сотрудниками, каждый из которых отвечает за определенную ее часть. Ежедневное количество хозяйственных операций исчисляется сотнями, а иногда даже тысячами. Из-за большого количества и разнородности функций большой бухгалтерии очень важно равномерно и правильно распределить обязанности между конкретными работниками. При этом следует принимать во внимание необходимость избежать дублирования конкретных действий, а также установить конкретную ответственность каждого из сотрудников за доверенный ему участок финансового учета. Общая ответственность за ход финансовых дел больших предприятий лежит обычно на финансовом директоре. Его непосредственным подчиненным является главный  бухгалтер, который отвечает за правильность регистрации всех первичных бухгалтерских документов (финансовых документов), записей на счетах и составление баланса. Он не выполняет непосредственно учетных операций на счетах, а поручает эту работу ответственным работникам с помощью Мемориальной книги или бухгалтерских декретов на документах. Часто в практике бухгалтерии крупного предприятия создают отделы аналитического учета и назначают дополнительных работников, ответственных за работу этих отделов. Такие отделы ведут соответствующие участки учета, а именно:

 учета дебиторов (причитающихся сумм от покупателей);

 учета кредиторов (обязательств перед поставщиками);

 учета заработной платы;

 учета запасов.

Сочетание синтетического и аналитического учета позволяет вести работу с обобщенными бухгалтерскими записями, что, в свою очередь, способствует оптимизации бухгалтерского учета и сокращению количества операций. В десятом уроке мы познакомимся с порядком ведения аналитического и синтетического учета на предприятии.

Аналитический учет

Управление предприятием невозможно без наличия конкретной учетно-финансовой информации. Предпринимателю важно, например, в любой момент знать, какие суммы должен ему один из покупателей. Контроль состояния оплат таких сумм часто определяют названием «контроль за состоянием поступления причитающихся сумм».Цель этого контроля – проверить, как долго счета на продажу остаются «открытыми», то есть неоплаченными покупателем, и не прошел ли срок напоминания о просроченном долге. Конкретную информацию такого вида хранят с помощью регистрации расчетов с дебиторами (то есть получателями товаров и услуг, предлагаемых предприятием). Регистрация этих расчетов относится к обязанностям одного из аналитических отделов финансового учета. Учет дебиторов (причитающихся сумм от покупателей) ставит перед собой цель детальной («позиция за позицией») текущей регистрации расчетов с каждым дебитором отдельно. Для этого служит система аналитических счетов в виде картотек. Каждый счет на продажу и каждая оплата его покупателем учитываются на именной карточке конкретного покупателя.

Для ведения учета на аналитических счетах дебиторов (кредиторов) необходимы:

  1.  данные о суммах начальных сальдо учетного периода;
  2.  Книга учета хозяйственных операций (по всем счетам);
  3.  Кассовая книга и Банковская книга для отслеживания поступающих причитающихся сумм (и, соответственно, урегулированных обязательств).

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19890. Підсудність. Попередній розгляд справи суддею 25.78 KB
  ТЕМА 16: Підсудність. Попередній розгляд справи суддею План 1. Поняття і значення підсудності. 2. Види підсудності. 3. Процесуальний порядок попереднього розгляду справи суддею. 1. Поняття і значення підсудності Правосуддя в Україні здійснюється виключно судами.
19891. Судовий розгляд кримінальної справи 49.77 KB
  ТЕМА 17: Судовий розгляд кримінальної справи 1. Загальні положення судового розгляду. 2. Підготовча частина судового засідання. 3. Судове слідство 4. Судові дебати та останнє слово підсудного. 5. Постановлення вироку. 1. Загальні положення судового розгляду Судови...
19892. Провадження справ у апеляційній інстанції 48.86 KB
  ТЕМА 18: Провадження справ у апеляційній інстанції План 1. Суть завдання та основні риси апеляційного провадження. 2. Суб'єкти процесуальний порядок і строки розгляду в суді кримінальних справ у апеляційному провадженні. 3. Скасування зміна вироку ухвали постанови ...
19893. Застосування примусових заходів медичного характеру 28.32 KB
  ТЕМА 19: Застосування примусових заходів медичного характеру План 1. Поняття примусових заходів медичного характеру та їх види 2. Процесуальний порядок провадження досудового слідства в справах про діяння неосудних або обмежено осудних осіб 3. Особливості судового
19894. Протокольна форма досудової підготовки матеріалів 27.85 KB
  ТЕМА 20: Протокольна форма досудової підготовки матеріалів План 1. Сутність протокольної форми досудової підготовки матеріалів. 2. Порядок оформлення протокольної форми досудової підготовки матеріалів органами внутрішніх справ. 3. Процесуальний порядок провадження...
19895. Провадження у справах про злочини неповнолітніх 41.7 KB
  ТЕМА 21: Провадження у справах про злочини неповнолітніх План 1. Особливості провадження у кримінальних справах про злочини неповнолітніх. 2. Предмет доказування у справах про злочини неповнолітніх. 3. Особливості провадження досудового і судового слідства у справах ...
19896. Поняття і система інвестиційного права 78 KB
  Лекція № 1. Тема : Поняття і система інвестиційного права. Мета: Ознайомлення студентів з поняттям функціями та системою інвестиційного права місцем інвестиційного права в системі права України. План 1. Місце інвестиційного права в системі права України. 2. По...
19897. Поняття інвестиційної діяльності 104.5 KB
  Лекція № 2. Тема 2: Поняття інвестиційної діяльності Мета: ознайомлення студентів з основами інвестиційної діяльності структурою інвестиційної діяльності поняттям інвестиційного клімату держави План 1. Поняття та класифікація інвестицій. Поняття інвестицій
19898. Правове регулювання фінансових інвестицій 97 KB
  Лекція № 3. Тема : Правове регулювання фінансових інвестицій. Мета: ознайомлення студентів з поняттям фінансові інвестиції основними цінними паперами основами управління інвестиційним портфелем План 1. Загальна характеристика фондового ринку в Україні. 2. Пра