48437

Политология в системе наук об обществе

Конспект

Политология и государственное регулирование

Обобщая различные характеристики можно констатировать что политика это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами классами нациями государствами по поводу обретения организации использования политической власти и управления социальными процессами в интересах реализации их общественнозначимых запросов и потребностей. Из этого определения вытекает и структура политики основными компонентами которой являются: политический интерес представляющий собой внутренний осознанный источник политического поведения...

Русский

2013-12-10

41.71 KB

4 чел.

Тема 1. Политология в системе наук об обществе

1.1. Политика как общественное явление.

Слово политика в переводе с древнегреческого (politick) - государственные или общественные дела, искусство управления государством.

Для понимания политики необходимо ознакомиться с ее научными трактовками, которые отличаются друг от друга строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией и не исключают некоторой противоречивости мнений. Эти трактовки политики можно подразделить на несколько групп в соответствии с общими исследовательскими подходами: социологическим, субстанциальным и делающим упор на важнейшие качества и функции политики в обществе.

1. Социологические определения политики характеризуют ее через другие общественные явления - экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с этим их подразделяют на экономические, социальные, правовые и этические.

Экономические - характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов (К.Маркс и Ф.Энгельс). При этом политика как специфическая область общественной жизни утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь ограниченную автономию.

Социальные - трактуют ее как соперничество определенных общественных групп - классов и наций и заинтересованных групп за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли и Д. Трумэн)

Правовые концепции политики считают политику, государство производными от права, прежде всего, от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства (концепции, основанные на теориях общественного договора, разработанные в учениях Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Канта).

Этические (нормативные) дефиниции политики рассматривают ее, исходя из идеалов, ценностей и норм, которые она должна реализовать. С этой точки зрения политика - это деятельность, направленная на достижение общего блага, включающего такие частные ценности как справедливость, мир, свобода и др.

2. Субстанциальные от лат. substantia - сущность, то, что лежит в основе) определения политики ориентируются на раскрытие той первоосновы, из которой состоит политика. Они подразделяются на властные, институциональные, антропологические и конфликтно-консенсусные.

Властные дефиниции определяют политику как действия, направленные на власть: ее обретение, удержание и использование (М.Вебер).

Институциональные дефиниции характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализуется власть, прежде всего через важнейший институт - государство.

Антропологические определения политики отражают ее более глубокий источник, коренящийся в природе человека. С этой точки зрения, политика рассматривается как форма цивилизованного общения людей на основе права, способ коллективного существования человека. Нормальная жизнь человека, удовлетворение его потребностей возможна только при общении с другими людьми. Политика - высшая форма такого общения (Аристотель).

Конфликтно-консенсусные дефиниции политики делают акцент на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. Политика рассматривается как деятельность по насильственному или мирному разрешению конфликтов. Хотя общую окраску политике придает конфликт, однако она невозможна без найденного консенсуса, основанного на их общей заинтересованности в общественном порядке, на признании правомерности власти и необходимости подчинения закону.

3. Группу научных, конструкций в трактовке политики составляют деятельностные, телеологические и системные определения.

Деятельностные дефиниции характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации, обязательных для всего общества решений.

Телеологические трактовки политики рассматривают ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей.

Системное определение политики представляет ее как относительно самостоятельную систему, сложный социальный организм, отграниченный от окружающей среды - остальных областей общества - и находящийся с ней в непрерывном взаимодействии (Д. Истон, Г. Алмонд).

Обобщая различные характеристики, можно констатировать, что политика - это деятельность в сфере отношений между большими  социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу обретения, организации, использования политической власти и управления социальными процессами в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.

Из этого определения вытекает и структура политики, основными компонентами которой являются:

  1.  политический интерес, представляющий собой внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению;
  2.  политическая организация, отражающая роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами;
  3.  политическая деятельность, выступающая разновидностью социальной активности субъектов, реализующих свои политические интересы;
  4.  политическое сознание, характеризующее зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно значимым интересам;
  5.  политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязи общественных групп между собой и с институтами власти.

Политика дифференцируется по видам и направлениям. Так, выделяют внутреннюю и внешнюю политику – курс государства, партии, социальных групп, индивидов внутри государства или в международных делах. По направлениям политика подразделяется в зависимости от сферы или субъекта приложения: экономическая, социальная, национальная, демографическая, молодежная, студенческая, аграрная, образовательная, техническая, научная, правовая, экологическая, военная и др.

Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, которые выступают в качестве источника политической активности. Субъект в политике – источник целенаправленной, предметной политической деятельности, направленной на объект политики. К субъектам в политике относятся индивиды (рядовые или политические лидеры); социальные группы (классы, массы, социальные слои, гражданское общество, народы, нации, цивилизации, этносы, конфессиональные и демографические группы и т.д.); политические институты (государство, политические партии, общественно-политические движения).

Первичным субъектом политики является индивид, личность, гражданин. С развитием демократических тенденций в обществе проблема личности и гражданина выходит в политике на первый план. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы им стать, человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать свою позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. С другой стороны, принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности.

Объект в политике – та часть политической реальности, на которую направлена деятельность субъекта в политике. Объектами в политике могут выступать политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, включенные в политический процесс.

Субъект и объект в политике – взаимозаменяемые величины: один и тот же институт или социальная группа могут быть одновременно и субъектом, и объектом и могут меняться местами.

Сущность политики можно выразить через ее функции, к которым можно отнести:

1) выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества;

2) управление и руководство общественными процессами;

3) рационализация возникающих противоречий и конфликтов в обществе, направление их в русло цивилизованного диалога власти и общества;

4) интеграция различных групп и слоев общества в единое целое;

5) обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка в обществе;

6) обеспечение инновационности социального развития общества и человека (политика призвана создавать новые формы социальной организации жизни, формировать предпосылки для расширения отношений между народами, человеком и природой);

7) политика представляет собой специфическую среду социализации личности, включая ее в сложный мир социальных отношений. По этим причинам она выполняет своеобразную функцию, позволяя личности конструировать себя как самостоятельное социально активное существо.

1.2. Политология как наука о политике

Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: politike – государственные, общественные дела и logos – слово, смысл, учение. Сочетание этих двух понятий означает, что политология – это учение, наука о политике.

Происхождение термина «politike» связано с древнегреческим городом-государством, который именовался полисом. Полис – это сложившаяся в Древней Греции форма общественного устройства, ставшая прототипом современного государства. Полисная организация опиралась на экономический и государственный суверенитет общины свободных собственников и производителей – граждан полиса. Этот суверенитет предполагал для каждого гражданина возможность, а часто и обязанность, в той или иной форме – прежде всего в форме голосования в народном собрании – участвовать в решении вопросов жизнедеятельности полисного сообщества. Особая деятельность, связанная с участием людей в решении вопросов полисной жизни (сегодня - государственного управления), привела к необходимости обозначения этой деятельности кратким понятием - «политика», который утвердился после написания Аристотелем одноименного трактата о государстве, правлении и правительстве.

Таким образом, определение «политология» восходит к древнегреческому полису и означает учение о политике, т.е. совокупность знаний об управлении государством.

Политика как специфическая деятельность людей очень рано стала предметом научного исследования. Уже в древности философами создаются специальные трактаты, посвященные анализу политической деятельности: Платоном (427–347 гг. до н.э.) - «Законы» и «Государство», Аристотелем (384–322 гг. до н.э.) - «Политика».

Большую роль в становлении политологии как науки сыграло творчество итальянского мыслителя эпохи Возрождения Н. Макиавелли (1469–1527). В отличие от мыслителей античности, которые не выделяли политологию из этики и философии, исследователь рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания, уподобляя политические явления естественным, природным фактам, подчиняющимся объективным закономерностям. В центр своего политического учения он ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследования решению практических задач государственной жизни.

Исследовательский характер политической действительности был приобретен в ХIХв. В этот период ученые стали изучать поведение людей в связи с их участием в государственном управлении, используя научные методы. Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине ХIХ в. правовой школы в Германии, другие (преимущественно американские авторы) датируют ее возникновение второй половиной ХIХ в.

К середине ХХ в. политология полностью сформировалась как самостоятельная наука, и ныне она – одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. Принятие политических решений – процесс сложный, многоплановый, предполагающий наличие самых разнообразных сведений о социальной действительности. То, что сегодня называется политикой как область практической деятельности – это результат аналитических усилий разветвленной сети исследовательских институтов, кафедр и групп, следствие коллективного творческого труда многих людей.

В качестве самостоятельной учебной дисциплины политология стала складываться с конца ХIХ – начала ХХ вв., когда в Западной Европе и в США появились первые кафедры. Начало преподавания этой дисциплины относится к 1857г., когда в Колумбийском колледже США немецким ученым-эмигрантом Ф. Либером была создана кафедра истории и политической науки. Там же в 1880г. была открыта Школа политической науки. В 1871г. в Париже начала работу Свободная школа политических наук. В конце ХIХ в. в Лондонской школе экономики и политической науки была создана кафедра политической теории.

В системе высшего образования политология стала широко преподаваться со второй половины ХХ столетия. В 1948г. ЮНЕСКО рекомендовало курс политологии для изучения в высших учебных заведениях своих стран-членов. Большинство государств Запада и стран Восточной Европы прислушались к этой рекомендации. Сегодня политология стала общеобязательным курсом во всем европейском регионе.

В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Современный облик политические исследования приобретают в конце ХIХ – начале ХХ вв. Важный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и марксистские теоретики Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и другие. Однако бурное развитие политической науки было фактически прервано после Октябрьской революции 1917г. Политология стала трактоваться как «лженаука», «буржуазная наука» и т.п. Отдельные политические проблемы анализировались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права и некоторых других идеологизированных дисциплин. В вузах нашей страны первые кафедры политологии появились только в конце 80-х годов ХХв. Сегодня политология читается во всех высших учебных заведениях Российской Федерации.

Определяя содержание и назначение политологии, можно выделить ее два качественных направления.

1. Политология как академическая наука, с одной стороны, занимается исследованием истории мировой политической мысли и политических систем, вклада ученых разных стран в ее развитие; с другой стороны, изучает политическую теорию и практику, глобальные проблемы современности. Она проводит фундаментальные и прикладные исследования, вырабатывает политические концепции и практические рекомендации.

2. Политология как учебная дисциплина высшей школы, является одним из важных средств формирования политической культуры граждан, студентов. Она дает представление о политической сфере общества, о природе институтов власти и управления, о политико-правовом положении личности, о современных политических конфликтах и возможностях их разрешения. Она помогает осознавать свое место в жизни общества, успешнее включаться в самостоятельную профессиональную и политическую деятельность.

К основным функциям политологии, как науки, выполняющей важную роль в развитии государства и общества, относятся:

  1.  теоретико-познавательная функция - позволяет получить новую информацию о социально-политическом и экономическом развитии государства и общества, объяснить сущность изучаемых проблем, познать теорию и практику мирового развития, роль государства, политической системы общества, партий в этом процессе; овладеть искусством политологического анализа;
  2.  мировоззренческая, или идейно-воспитательная функция - помогает определить политический идеал и нравственные ценности общества, сопоставить достижения разных форм человеческого общежития в прошлом и настоящем, а также выявить механизм достижения всеобщего прогресса;
  3.  прогностическая функция политологии не только обусловливает решение задач сегодняшнего дня, но и стремится заглянуть в будущее, опередить практику. Научившись объективному анализу политического процесса, мы можем предвидеть ход событий, исход замыслов и решений.
  4.  регулятивная, или прагматическая функция - помогает обеспечивать воздействие людей и организаций на политический процесс, их участие в политических событиях;
  5.  функция рационализации общественной жизни - позволяет обосновать необходимость создания одних и ликвидацию других политических институтов, разработать оптимальные модели управления государством, технологию успешного разрешения социально-политических конфликтов;
  6.  нормативно-ценностная функция призвана вырабатывать в обществе определенные ценности и идеалы политической жизни, ориентировать политическую деятельность на реализацию этих ценностей, достижение тех или иных социальных идеалов. Это могут быть ценности свободы, социальной справедливости, братства и т.п.;
  7.  оценочная (аксеологическая) функция позволяет осуществить анализ, дать оценку результатов деятельности государства, партий, других элементов политической организации государства;
  8.  политическая социализация как функция политологии оказывает существенное влияние на формирование гражданственности, политической культуры личности.

1.3. Объект, предмет и методы политологии

Политология как самостоятельная наука имеет свой объект, предмет и методы исследования.

Объектом изучения политологии (на что направлено познание), является политическая сфера, которая включает: политические взгляды, идеи, концепции, теории; политическое сознание; политические интересы, связи, действия, взаимодействия, отношения; политические ценности, нормы, установки; политическая культура; политические группы и объединения; политические институты и организации; политические процессы и пр.

Предмет политологии. Ответ на вопрос остается открытым. Научные споры продолжаются до сих пор.

Одни ученые исследуют политическую сферу в традиционном контексте властных отношений. Они придерживаются мнения, что содержанием политики являются отношения между социальными группами, партиями и движениями по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. Другие ученые видят предмет политологии значительно шире и глубже: преимущественно через призму проблем формулирования, согласования и предъявления государству и его структурам общественных интересов через партии, общественные движения, организации и другие институты общества.

Для правильного ответа, на наш взгляд, необходимо рассмотреть основные составные элементы любой сферы познания: 1) научное сообщество; 2) тематическую сферу дисциплины (совокупность категорий и предметов, которые она изучает); 3) теории, призванные объяснить природу этих предметов; 4) формы и методы, при помощи которых добываются, расширяются и воспроизводятся необходимые знания.

Итак, предметом политологии является политическая действительность как политический процесс, политическая жизнь в целом. А это целое состоит из отдельных частей и элементов: власть, государство, партии и организации, политические системы, политическое лидерство, системы управления и т.д. Стало быть, предмет политологии - это целый комплекс знаний о политике и политической деятельности.

Наиболее важные и часто используемые в политологии методы можно разделить на три группы: общие методы анализа политики; общенаучные (общелогические) методы, относящиеся к процедуре познавательного процесса как такового; методы эмпирических исследований.

А. Общие методы (подходы) политологии.

Социологический подход предполагает выяснение уровня зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияние на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

Нормативно-ценностный подход позволяет установить значение политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т.п. Этот подход требует исходить из этических ценностей и норм, и в соответствии с ними строить политическое поведение и институты.

Структурно-функциональный анализ обусловливает изучение политики в качестве целостной системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий.

Системный подход рассматривает политику как целостный, сложно организованный, саморегулирующийся механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через «вход» (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и «выход» (принятые политические решения и действия) системы.

Институциональный метод ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность, то есть государства, партий, других организаций и объединений, права.

Антропологический подход изучает обусловленность политики природой человека как родового существа, имеющего неизменный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии).

Психологический подход подвергает анализу конкретного индивида. Этот подход изучает субъективные механизмы политического поведения, индивидуальные качества, черты характера, бессознательные психические процессы, а также типичные способы психологических мотиваций.

Деятельностный подход предполагает рассмотрение политики как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего последовательные стадии, этапы: определение целей деятельности, принятие решений, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление, регулирование мотивированной деятельности, учет и контроль за реализацией принятых решений, анализ полученных результатов и постановка новых целей.

Критически-диалектический метод ориентирует на критическое осмысление политики, выявление общественных противоречий как источника ее самодвижения и социально-политических изменений. Этот метод является ведущим в такой важной научной сфере как конфликтология.

Сравнительный подход полагает сопоставление однотипных политических явлений (политических систем, партий) с целью выявления их общих черт и специфики.

Субстанциальный (онтологический) подход требует выявления и исследования той первоосновы, которая составляет специфическую качественную определенность политики. Такой первоосновой обычно считают власть, отношения господства и подчинения в их многообразных проявлениях.

Исторический метод предполагает изучение политических явлений в их последовательном временном развитии, раскрытия прошлого, выявление состояния настоящего и прогнозирование будущего.

Б. Общелогические методы политологии

Общелогические методы относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. Учитывая, что эти познавательные средства не дают специфической картины политики и принадлежат не только политологии, а всей науке в целом, можно ограничиться их кратким перечислением. К ним относятся: анализ и синтез; индукция и дедукция; абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному; сочетание исторического и логического анализа; мыслительный эксперимент; моделирование; математические, кибернетические, прогностические и другие подобные методы.

В. Методы эмпирических исследований. Данные методы как и общелогические, не отражают специфики политологии и в основном заимствованы ею из конкретной социологии, кибернетики и некоторых других наук. К этим методам относятся использование статистики, прежде всего электоральной; анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; теория игр; наблюдение и другие. Наиболее широкое применение эмпирические методы находят в прикладной политологии.

Анализируя эмпирические методы в политологии, особое внимание следует обратить на роль бихевиоризма в их развитии. Термин бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – одно из ведущих направлений в американской психологии ХIХ – начала ХХ вв, буквально – наука о поведении. Бихевиоризм возник под влиянием позитивизма и быстро распространился на все общественные науки. Кредо бихевиоризма – политология должна изучать непосредственно наблюдаемое (вербальное, словесное, практическое, осознанное и мотивируемое подсознанием) политическое поведение людей с помощью строго научных, эмпирических методов. Бихевиористский подход способствовал превращению политологии в строгую научную дисциплину. Он стимулировал широкое применение методов конкретной социологии: наблюдения, изучения статистических материалов и документов, анкетного исследования, опроса и т.д. Все это создало предпосылки для развития прикладной политологии.

1.4. Взаимосвязь политологии с другими общественными науками

Являясь единой по своей сути наукой, политология внутренне дифференцирована и включает целый ряд более частных дисциплин, отражающих отдельные аспекты, стороны политики и ее взаимоотношение с обществом.

Политическая философия - отрасль философского знания, исследующая фундаментальные основы, явления и законы политики. В сферу ее исследования входят три группы явлений:

Во-первых, политические ценности, критерии оценки реальной политики с точки зрения морали, интересов крупных общественных групп или всего человечества. В этой области исследований создаются нормативные теории, даются этические оценки политическим институтам и процессам, разрабатываются идеалы и цели, а также важнейшие пути их достижения;

Во-вторых, наиболее глубокие основы политики. В отличие от эмпирических наук политико-философские знания основываются на теоретических рациональных изысканиях, обобщениях глобального исторического опыта, логических рассуждениях;

В-третьих, способы и средства познания политики, смысл политических категорий, таких как власть, свобода, равенство, справедливость, государство, права человека, политическое поведение и т.д.

Таким образом, политическая философия служит общей методологической базой политологических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти.

Политэкономия вооружает людей знанием фундаментальных законов производства, распределения, обмена и потребления. Постигая суть этих законов, особенно с учетом радикальных перемен во взглядах на собственность, землю, кооперативную деятельность, политическая экономия сегодня способна послужить мощной опорой и союзником политологии.

Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты, события в их хронологической последовательности и связях друг с другом.

Политическая социология выясняет влияние неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на всю окружающую социальную среду. В центре внимания этой науки находятся проблемы социальной обусловленности политической власти, отражения в ней интересов различных социальных групп, политических отношений в связи с социальным статусом, ролью и сознанием индивидуальной и коллективной личности, влияния социальных конфликтов на политическую жизнь и пути достижения социально-политического согласия и порядка и т.д.

Политическая география – раскрывает роль географических условий, влияющих на государственную жизнь, благосостояние и нравственный облик народа. По мнению Макиавелли, люди должны отказаться от мысли найти страну, которая удовлетворяла бы всем требованиям общежития, а трудом и энергией создавать условия, которые не уготовила им природа.

Геополитика - сфера знания о географической обусловленности политических явлений, о связи между землей и политикой. В наши дни она ориентирует политических деятелей на рациональное использование пространств и природных ресурсов, приоритетные источники национального богатства, недопущение конфликтов, попыток передела территорий и границ.

Праксиология - область социологических исследований, которая изучает индивидуальную и общественную деятельность (в том числе и политическую) с точки зрения выяснения их эффективности. Она помогает выявлять субъективные факторы политической деятельности и политических процессов.

Из науки о государстве и праве политология использует все, что касается формальных организационных структур государственной власти, правовых аспектов политической организации и ее деятельности, т.к. специфика политического движения заключается в стремлении превратить интерес социальной группы или класса в закон.

Политическая психология дает представление о субъективных механизмах политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок. Политико-психологические исследования широко применяются при анализе электорального поведения, политического лидерства, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества.

Политическая антропология учит видеть зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных, а также обратное влияние политического строя на личность. Эта наука уделяет большое внимание исследованию элементов политики в примитивных этнических сообществах с родоплеменным строем.

Очевидно, что конкретные политологические исследования невозможно «уложить» в рамки одной из политических наук. Так, анализируя деятельность определенной политической партии, мы должны изучить её социальный и демографический состав, в аналогичном аспекте и ее электорат (политическая социология), формальные организационные структуры, их устройство и функционирование (теория политических институтов), психологию её политических лидеров и типичных рядовых членов (политическая психология), историю возникновения и партийные традиции (политическая история).

1.5. Политическая жизнь и ее основные характеристики

Понятие «политическая жизнь» введено в научную терминологию Дэвидом Лэйном в середине 50-х годов ХХ в. Сущность понятия политической жизни определяется как сфера политического бытия, где реализуется политическая деятельность человека. Эта сфера – весьма сложное, многослойное и вместе с тем целостное структурное образование. В ней фиксируется то общее, что характеризует всю совокупность политических институтов, политических отношений, процессов, явлений в их взаимосвязи и образует целостность.

Понятие политической жизни аналогично понятиям общественной, экономической, культурной, духовной, материальной, религиозной жизни и другим ее видам. Оно используется для обобщенной оценки политической и социальной обстановки конкретных эпох, стран, обществ, деятельности и политического поведения классов, социальных слоев, групп и отдельного человека. Характеристика же самой политической жизни позволяет оценивать условия, в которых она существует, и детерминирующие ее социальные, политические, экономические и культурно-исторические факторы: тип государства, политический строй общества, его политическую организацию и культуру, структуру власти, формы общения и многое другое. Таким образом, появляются обобщающие представления о политической жизни той или иной эпохи, страны, региона мира, нации, класса и т.п. (например, политическая жизнь современной Англии, Нью-Йорка, Западной Европы или Юго-Восточной Азии, арабских стран Ближнего Востока, столичной правящей элиты Москвы и т.п.).

Политическую жизнь непосредственным образом определяют основные социальные и политические институциональные структуры власти, ее аппарата и органов, тип политической системы, партийных систем, политической организации общества, образ правления, тип государственного устройства и политического режима, состояние общественного порядка, наличие и уровень гражданского общества, отношения полов и поколений, семейные отношения.

Большое влияние на условия и проявления политической жизни оказывают массовые эмоциональные настроения – ожидания, протесты, тревоги, убеждения и увлечения, общественные движения, политические манифестации, публичность (доступность и понятность) социальной и политической деятельности, аудиовизуальная информация о политических событиях, пресса, поведение лидеров, вся совокупность чувственных и рациональных факторов, создающих политическую атмосферу, политический климат страны и эпохи.

Политическая жизнь формируется культурно-историческими традициями, национальными особенностями народа (например, сохраняющимися племенными, кровнородственными, общинными, земляческими и семейными отношениями, которые проникают в политический быт государственных, общественных структур или в самоуправление и т.д.). Общественной средой, в которой складывается политическая жизнь человека и общества, служат экономические, идеологические, культурные, правовые, религиозные формы совместной жизни людей и общественных отношений. Политическая жизнь непосредственно обусловлена состоянием гражданских и политических прав и свобод и, в свою очередь, существенно влияет на их формирование и защиту.

Будучи многомерным явлением, политическая жизнь общества различается:

а) по политическим убеждениям;

б) по уровню политической культуры общества и регионов;

в) по особенностям политической жизни в центре и на периферии.

По критерию общности можно выделить два уровня политической жизни:

  1.  индивидуальный;
  2.  общественный.

По критерию участия в политике явно просматриваются три уровня:

  1.  активное;
  2.  пассивное;
  3.  безразличное (нейтральное).

В политической жизни можно выделить ее важнейшие элементы:

  1.  субъекты и объекты политической деятельности;
  2.  направления политической деятельности;
  3.  средства политической деятельности;
  4.  политическое поведение;
  5.  политические процессы;
  6.  политические конфликты;
  7.  политические ситуации;
  8.  политические отношения.

Ядро политической жизни составляют политическая деятельность и политические отношения.

С институциональной и функциональной точек зрения можно выделить основные формы политической жизни общества. Критерием для их выделения является наличие автономности и специфичности функций, связанных с властными отношениями. В таком случае структурными компонентами политической жизни общества выступают:

  1.  государство (представительные и исполнительные органы власти, суд, прокуратура и т.д.);
  2.  политические партии и политические движения;
  3.  общественные организации и иные ассоциации и объединения людей в той мере, в какой они вовлечены в политические отношения, в том числе и международные;
  4.  средства массовой информации;
  5.  политические и правовые нормы, принципы и традиции, регулирующие политические процессы и отношения в обществе;
  6.  политическое сознание, идеология, общественное мнение;
  7.  политика и политическое руководство, лидерство;
  8.  политическая культура как совокупность политических ценностей, образцов политического поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти;
  9.  политическая деятельность.

Все формы политической жизни тесно связаны между собой и находятся в постоянном движении, изменении. Причем одни формы политической жизни развиваются быстрее, другие слабо поддаются изменениям, как бы застывают в своем развитии. Есть и такие формы политической жизни, которые значительно опережают устаревшие. В связи с этим в обществе возникает политическая напряженность, способная перерасти в открытый политический конфликт, вызвать в обществе политическую нестабильность.

Политическая жизнь как устойчивая целостность имеет свои закономерности развития, выступающие в качестве тенденций. К ним можно отнести:

  1.  постоянное воспроизводство и развитие политических потребностей и интересов;
  2.  соблюдение преемственности в функционировании и развитии;
  3.  взаимодействие субъектов политической жизни в осознании и реализации политических интересов, в формировании компетентного общественного мнения;
  4.  расширение сферы общенационального согласия на основе приоритета общечеловеческих ценностей;
  5.  сближение субъектов профессиональной политической деятельности с неорганизованными носителями политических интересов;
  6.  расширение взаимосвязи с экономической и духовной сферами жизни общества.

Следует заметить, что внутренне упорядоченная политическая жизнь способна к саморегулированию и самообновлению.

Неотъемлемыми атрибутами политической жизни являются политическое пространство и политическое время. Политическое пространство – это сфера действия политики, власти, политических организаций, идей, теорий, лозунгов, обращений, процессов. Политическое время – это время протяжения политического процесса, события, время жизни политической идеи, теории, политической деятельности лидера. Это одно из основных измерений политики наряду с содержательными и пространственными измерениями.

Политической жизни присуща противоречивость. Это обусловлено многообразием политических интересов и сложностью политических отношений, время от времени приходящих в столкновение и порождающих политические конфликты, при отсутствии должного механизма регулирования которых, возникает кризис, обострение коего может привести к социальному взрыву.

Постоянное возникновение и разрешение противоречий в политической сфере является источником ее саморазвития, создающим необходимые условия и предпосылки для продвижения политических процессов вперед. Данные противоречия имеют многоуровневый характер и могут быть классифицированы по разным основаниям. С точки зрения структурно-функционального подхода их можно расположить на четырех уровнях:

Первый уровень – это противоречия, характеризующие взаимосвязи и взаимозависимости между политической сферой и экономической, социальной, духовной системами жизнедеятельности общества. Политические процессы могут либо отставать от соответствующих изменений, происходящих в остальных сферах общества, либо опережать их.

Второй уровень – это противоречия и тенденции, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости между различными структурными элементами и подсистемами внутри политической сферы жизни общества. Динамика этих изменений не всегда находит адекватное отражение в политическом сознании, политической культуре, политических и правовых нормах, в политике, деятельности политических институтов.

Третий уровень – совокупность противоречий и тенденций, характеризующих взаимосвязи внутри каждого структурного элемента и подсистемы политической сферы, а также противоречия, отражающие взаимосвязи отдельного элемента, подсистемы с другими сферами общества, их структурными компонентами и подсистемами.

Четвертый уровень – комплекс противоречий, отражающий отношения и взаимосвязи политической сферы жизни одного государства с политической сферой другого государства (других государств).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33067. Філософія Середньовіччя, її особливості 19.96 KB
  Фома Аквінський спрямовує свої зусилля на розмежування суті того у що віримо і що знаємо. Фома описує Бога як першопричину і конечну мету сущого як “чисту форму†“чисту актуальність†або буття. Фома називає таке буття субстанцією. У своїх працях Фома розділяє догмати віри на такі що осягаються розумом Бог існує Бог єдиний душа людини безсмертна і такі що розумом не можуть бути осягнені творення світу трійця першородний гріх тощо.
33068. Основні напрями в середньовічній філософії /номіналізм та реалізм/ 15.02 KB
  Однією з особливостей середньовічної філософії є боротьба між реалістами та номіналістами. Слід зазначити, що реалізм у його середньовічному розумінні не має нічого спільного з сучасним значенням цього терміна. Реалізм - це вчення, згідно з яким об'єктивна реальність
33069. Гуманізм 14.01 KB
  Гуманізм епохи Відродження – це сукупність навчань що представляють людини мислячої що вміє не тільки плисти за течією але і здатного пручатися і діяти самостійно. Саме гуманізм епохи Відродження проголосив інші принципи формування особистості. Гуманізм епохи Відродження прочинив цю завісу.
33070. Філософія Нового часу 17.08 KB
  Як і більшість мислителів Нового часу він вважав що завдання філософії створити новий метод наукового пізнання переосмислити завдання науки. Він вказував що правильно знати це знати опосередковано причинами і закликав застосовувати такі нові методи пізнання як індукція дедукція експеримент. Такий метод на думку Бекона мало придатний до пізнання. Усяке пізнання і усякий винахід повинні спиратися на досвід тобто повинні рухатися від вивчення поодиноких фактів до загальних положень.
33071. Рене Декарт 13.65 KB
  У теорії пізнання він розвиває раціоналізм тобто вчення згідно з яким розум думка визнаються найвищою цінністю. Метод наукового пізнання який Декарт розглядає в своїх працях Міркування про метод Правила для керівництва розумом називається аналітичним. Цей метод вимагає ясності і чіткості пізнання розчленування об'єкту на складові частини і вивчення їх руху думки від простого до складного. У теорії пізнання Спіноза розвиває раціоналізм.
33072. Просвітництво 13.8 KB
  Класичним філософом французького Просвітництва був Вольтер 16941778 головні ідеї якого викладені у працях: Філософські листи 1734 Метафізичний трактат 1734 Роздуми про людину 1737 Філософський словник 1764 Філософія історії 1765 та ін. Головне завдання своєї філософії Вольтер вбачає в розвінчуванні релігійної догматики що заважає людям будувати щасливе життя культивуючи неуцтво неосвіченість фанатизм брехню. У філософії природи Вольтер послідовник Ньютона. У теорії пізнання Вольтер прагнув поєднати сенсуалістичний...
33073. Класична німецька філософія 14.81 KB
  Німецька класична філософія охоплює порівняно короткий період який обмежений 80ми роками XVIII століття з одного боку і 1831 роком роком смерті Гегеля з іншою або пізнішою антропологічною матеріалістичною філософією Фейєрбаха який проте увійшов до протиріччя з основним характером німецької філософії цього періоду її ідеалізмом. Основними представниками цієї філософії були основоположник її Иммануил Кант його послідовник Фихте Шеллинг супротивник кантіанської філософії Георг Вільгельм Фрідріх Гегель. Що стосується загальної...
33074. Родоначальником німецької класичної філософії є Іммануїл Кант 13.37 KB
  До Канта вважали що пізнання є результатом дій на людину зовнішніх чинників. Кант перевернув це співвідношення: він проголосив що пізнання і знання є результатом людської насамперед розумової активності. Аналогія з коперниканським переворотом тут цілком очевидна: Коперник зрушив Землю яку до того розглядали нерухомим центром Всесвіту а Кант зрушив людину поклавши край її пасивності.
33075. Система і метод філософії Гегеля 13.77 KB
  Вихідним пунктом філософської концепції Гегеля є тотожність буття та мислення. Мислення з точки зору Гегеля є не лише суб'єктною людською діяльністю а й незалежною від людини об'єктивною сутністю першоосновою всього сущого. Мислення стверджує Гегель відчужує своє буття у формі матерії природи яка є інобуттям цього об'єктивно існуючого мислення або абсолютної ідеї. При цьому Гегель розглядає мислення абсолютну ідею не як нерухому незмінну першосутність а як процес неперервного розвитку пізнання як процес сходження від нижчого до...