48476

ДОКУМЕНТАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Конспект

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Первичные документы Для непрерывного отражения объектов бухгалтерского учета необходимо фиксировать каждую хозяйственную операцию. Затем осуществляются регистрация и экономическая группировка их данных в системе синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов РФ органами которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета или федеральными органами исполнительной власти.

Русский

2013-12-10

130 KB

1 чел.

Тема 1 ДОКУМЕНТАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Движение информации в бухгалтерском учете

Вопрос 1. Первичные документы

Для непрерывного отражения объектов бухгалтерского учета необходимо фиксировать каждую хозяйственную операцию. С этой целью применяется первичная документация. Она служит основанием для последующих бухгалтерских записей и обеспечивает точность, достоверность бесспорность учетных показателей, а также возможность их контроля.

Первичные документы составляются в момент совершения операции, либо непосредственно по ее окончании. На их основании ведется бухгалтерский учет. Для оформления большинства операций используются типовые формы документов. Оформляются документы как правило в нескольких экземплярах.

Для обобщения информации по однородным операциям могут использоваться сводные документы.

Каждый документ должен иметь следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- дата составления;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции;

- должности лиц ответственных за операцию;

- подписи.

В первичные документы внесение поправок, не подтвержденных участниками хозяйственной операции не допускаются. При этом в денежных, кассовых, банковских документов не должно быть никаких исправлений.

Классификация документов

1. По назначению:

Распорядительные - содержат приказ (распоряжение) на совершение хозяйственной операции. (например, платежное поручение банку на перечисление налогов, различные наряды, приказы).  Основанием для совершения бухгалтерской проводки они не служат. Имеют большое значение для контроля над правильностью, т.е. юридической и экономической обоснованностью совершения операции.

Оправдательные — подтверждают факт совершения хозяйственной операции. (Например, счета, подтверждающие произведенные расходы, приходные и расходные накладные, различные акты, кассовые чеки) – на их основании ведется бухгалтерский учет

Документы бухгалтерского оформления — составляются работниками бухгалтерии. (Например, разные виды справок и расчетов, служат основанием для дальнейших учетных записей). Например расчетная ведомость на з/п, расчет амортизационных отчислений.

Комбинированные документы — одновременно выполняют функции нескольких из указанных выше: распорядительных, оправдательных, бухгалтерского оформления. (Например, расходный кассовый ордер –вначале содержит распоряжение о выдаче наличных денег из кассы, после совершения этой операции становится оправдательным документом) Распорядительное и оправдательное значение имеют товарно-транспортные накладные, требования на получение материалов со склада.

Расчетно-платежная ведомость на з/п сначала является документом бухгалтерского оформления, потом при передаче ее в кассу играет роль распорядительного документа и после выплаты денег является оправдательным документом.

2. По порядку составления:

Первичные — составляются на каждую отдельную операцию в момент ее совершения. (Например, кассовые ордера, платежные поручения, накладные)

Сводные — оформляются на основе ранее составленных первичных документов. (Например, кассовый отчет, авансовый отчет)

3. По способу отражения операций:

 Разовые - применяются лишь однажды для отражения операции или нескольких одновременно совершаемых операций. (Например, чек, кассовый ордер)

Накопительные - составляются в течение определенного периода (неделя, декада, месяц) для отражения однородных повторяющихся операций, которые записываются в них по мере совершения. (Например, лимитно-заборные карты – используются для оформления расходования материалов)

4. По месту составления:

Внутренние - составляются для отражения внутренних операций в организациях. (Например, накладные – документы по отпуску и приему материально-производственных запасов)

Внешние - заполняются вне пределов данной организации, поступают в оформленном виде. (Например, счет-фактура – счет выписываемый продавцом на имя покупателя и удостоверяющий фактическую поставку товара и его стоимость)

Документооборот – движение документов от момента составления или получения до сдачи в архив.

Порядок документооборота регулируется графиком, который составляет главный бухгалтер и утверждает руководитель организации. Ответственность за его соблюдение, а также своевременное и доброкачественное создание и его передачу несут лица, составившие документ.

Основные этапы документооборота:

1. Составление и оформление документов

2. Движение документа по рабочим местам

3. Прием документа в бухгалтерии

Все составные документы, служащие основанием для записей в бухгалтерские регистры, должны быть представлены в бухгалтерию в порядке и сроки, установленные главным бухгалтером. Здесь они подвергаются всесторонней проверке: по существу, по форме, арифметически.

При проверке документов по существу устанавливается законность, правильность, целесообразность совершенной хозяйственной операции. В противном случае документы к исполнению не должны приниматься, о чем должен быть поставлен в известность руководитель организации. Проверка документов по существу является продолжением предварительного контроля, который предшествует совершению операции. Предварительный контроль осуществляет бухгалтерия при составлении документов. Он важен потому, что большинство документов составляют материально ответственные лица, а не работники бухгалтерии.

Проверка по форме позволяет убедиться, что для оформления конкретной хозяйственной операции был использован бланк соответствующей формы, все цифры четко вписаны, содержание операции и все реквизиты отражены.

Арифметическая проверка сводится к проверке правильности арифметических вычислений и подсчетов, таксировке документов. Таксировка выполняется путем умножения количества на цену. Арифметическая проверка контролирует подсчет итогов, правильность подсчета количественных и стоимостных показателей.

4. Обработка

После проверки бухгалтер обрабатывает документы. Обработка заключается в определении счетов, на которые следует записать по дебету и кредиту оформленные в документах хозяйственные цели.

5. Сдача в архив

Обработанные документы хранят в бухгалтерском архиве, а по истечении установленного срока  передают в общий архив предприятия.

Все папки, находящиеся в бухгалтерии, образуют номенклатуру дел бухгалтерии. В списке дел указывается:

• индекс дела (номера папок); номер состоит из двух частей — присвоенного подразделению номера и номера по порядку в бухгалтерии;

• наименование дела (заголовок);

• количество дел в папке; эта графа заполняется в конце года;

• срок хранения и номер папки по перечню;

• примечание, где указывается, на основании какого из перечней устанавливается срок хранения документов.

Вопрос 2. Понятие учетных регистров и их классификация

Поступившие в бухгалтерию первичные документы обязательно подвергаются проверке.. Затем осуществляются регистрация и экономическая группировка их данных в системе синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета. С этой целью сведения об остатках имущества, хозяйственных средств и источниках их формирования, а также данные о хозяйственных операциях из соответствующих первичных или сводных документов записываются в учетные регистры.

 Учетные регистры — таблицы специальной формы, предназначенные для регистрации характерных операций.

Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов РФ, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти.

Учесть хозяйственную операцию значит отразить в бухгалтерском учете факт ее совершения. Совершение хозяйственной операции подтверждается наличием документов, ее оформляющих.

Последовательность текущего учета хозяйственных операций следующая:

  1.  регистрация хозяйственных операций по документам согласно календарной очередности их оформления или поступления;
  2.  разноска хозяйственных операций – запись тех же хозяйственных операций в учетные регистры по дебету одного и кредиту другого счета в определенном порядке

Классификация регистров бухгалтерского учета

1) По внешней форме:

1. Бухгалтерские книги - представляют собой сброшюрованные и пронумерованные одноформатные листы бумаги, заверенные подписью главного бухгалтера имеющие двустороннее строение: одна сторона для дебетовых, другая - для кредитовых записей.

2. Карточки - отдельные листы (бланки), разграфленные для нужд учета, изготовленные из картона или бумаги определенного размера, что дает возможность организовать картотеки. При этом разделителями карточки разбиваются на разделы с соответствующими указателями  для обеспечения быстроты нахождения в картотеке требующейся карточки. В карточках обычно ведут аналитический учет. Они очень удобны для копировальных записей и группировок учетных данных. В зависимости от формы и назначения карточки бывают контокоррентные (предназначены для учета таких объектов, показатели которых дают в общей сумме, например, о состоянии дебиторской задолженности, расчетов с подотчетными лицами и других расчетов), многографные (применяются для учета объектов, где требуется детализация показателя по дебету или кредиту счета, например, производственных расходов статьям и т. д.), инвентарные (для учета объектов основных средств, складские – для учета объектов на складе).

3. Свободные листы – изготовлены из тонкой бумаги большого формата, разграфленной определенным образом. Журнал-ордер, ведомость и т.д.

2) По степени обобщения в них информации:

1. Синтетические. В них записи ведутся только в денежном выражении с указанием, кроме бухгалтерской проводки, также даты, номера документа, но без пояснительного текста. К ним относятся главная книга и журналы ордера.

2. Аналитические регистры. Используются для записей по аналитическим счетам. В них указывают номер, дату документа, краткое содержание хозяйственной операции. При этом для учета товарно-материальных ценностей используются денежные и натуральные измерители. (карточки, книги, ведомости).

3) По признаку последовательности регистрации:

1 Хронологические регистры используют для записей хозяйственных операций по мере их совершения и поступления документов в бухгалтерию без определенной группировки по счетам. Такие регистры обеспечивают контроль за полнотой бухгалтерских записей и сохранностью поступающих документов: (книга учета хозяйственных операций, книга покупок и продаж);

2. Систематические регистры - регистры, в которых документы регистрируются в определенной системе; они используются для отражения однородных по экономическому содержанию хозяйственных операций (инвентаризационная опись ценностей).

4) По строению:

1. Односторонние регистры - это регистры с объединением отдельных граф дебетовых и кредитовых записей (карточки для учета расчетов, материальных ценностей и других операций).

Учет ведется на одном листе в денежных, натуральных или одновременно в обоих измерителях. Односторонние регистры применяются в синтетическом и аналитическом учете.

2. Двусторонние регистры - регистры, в которых счет открывается на двух развернутых страницах книги (на левой странице - дебет, на правой - кредит); Используются только при ручном способе учета в синтетическом и аналитическом учете. двусторонние регистры применяются в основном ведении учета в книгах. В них записывается текст операций.

3. Монографные  регистры используются для отражения дополнительных показателей внутри аналитического учета. Учет движения материалов отражается в целом по предприятию а также в разрезе отдельных материально-ответственных лиц, регистрируются затраты по предприятию, подразделениям и в разрезе статей затрат.

4. Линейные регистры являются разновидностью многографных регистров. Каждый аналитический счет отражается только на одной строке, что дает возможность разделить синтетический счет на неограниченное количество аналитических счетов.

5. Шахматные регистры используются для одновременного отражения суммы  по дебету одного счета и кредиту другого. Каждая сумма записывается на пересечении строки и колонки.

Сочетание различных учетных регистров и технических средств образуют различные формы бухгалтерского учета, которые выбираются предприятием самостоятельно, и в течение отчетного периода принятая форма учета не должна изменятся.

В настоящее время на предприятиях используются следующие формы бухгалтерского учета:

1. Мемориально-ордерная форма

2.  Журнально – ордерная форма бухгалтерского учета

3. Форма «Журнал – главная

4 Упрощенная форма с использованием ведомостей

5. Простая форма бухгалтерского учета

6. Автоматизированная форма учета

Вопрос 3. Сущность и значение бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Составление отчетности это заключительный этап учетных работ. Данные бухгалтерской отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности работы предприятия, а также внутри предприятия для целей экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Формы отчетности разрабатываются министерством финансов РФ. При необходимости предприятие может вводить дополнительные показатели в данных формах.

Состав, содержание, требования и методологию составления бухгалтерской отчетности определяет ПБУ 4/99 – бухгалтерская отчетность организации.

Промежуточная бухгалтерская отчетность (квартальная) включает следующие формы:

  •  бухгалтерский баланс (форма №1)
  •  отчет о прибылях и убытках (форма№2)

Годовая бухгалтерская отчетность включает следующие формы:

  •  бухгалтерский баланс (форма №1)
  •  отчет о прибылях и убытках (форма№2)
  •  отчет об изменении капитала (форма №3)
  •  отчет о движении денежных средств ( форма №4)
  •  приложение к бухгалтерскому балансу (форма№5)
  •  отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) (только для некоммерческих организаций)
  •  пояснительная записка
  •  аудиторское заключение (если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательной аудиторской проверке)

Характеристика форм отчетности

Форма №1 Бухгалтерский баланс (см. тему “Бухгалтерский баланс”)

Форма №2 Отчет о прибылях и убытках - одна из основных форм бухгалтерской отчетности, которая характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

В форме № 2 отражается величина балансовой прибыли или убытка и отдельные слагаемые этого показателя:

прибыль/убытки от реализации продукции; операционные доходы и расходы (положительные и отрицательные курсовые разницы); доходы и расходы от прочей внереализационной деятельности (штрафы, безнадежные долги); затраты предприятия на производство реализованной продукции, коммерческие расходы, управленческие расходы, выручка нетто от реализации продукции, сумма налога на прибыль, отложенные налоговые обязательства (ОНО), активы (ОНА) и постоянные налоговые обязательства (активы) (ПНО(А)), чистая прибыль.

Форма №3 Отчет об изменении капитала  - это отчёт, в котором раскрывается информация о движении уставного капитала, резервного капитала, и других составляющих капитала предприятия, а также информация об изменениях величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации. Кроме того, в этой форме указывают суммы резервов, которые были сформированы и (или) использованы организацией.

Форма №4 Отчет о движении денежных средств, в нем формируются сведения о движении денежных средств организации в валюте России и в иностранной валюте. Отчет построен по балансовому принципу. Поступление и направление денежных средств приводятся в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

 

Форма№5 Приложение к бухгалтерскому балансу, в нем приводят данные о наличии и движении в течение отчетного периода некоторых активов, расходов и обязательств, стоимость которых отражена в бухгалтерском балансе.

Пояснительная записка. В ней указывают существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности. Помимо этого, в нее может быть включена дополнительная информация, характеризующая финансовое положение организации и не нашедшие отражения в установленных формах бухгалтерской отчетности, интересная возможным пользователям отчетности.

 

Правила представления бухгалтерской отчетности пользователям

Все организации, за исключением бюджетных,  представляют  годовую  бухгалтерскую   отчетность:  

- учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества,

- территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации

- государственной налоговой службе.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия  представляют   бухгалтерскую   отчетность  органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Все предприятия и организации обязаны  представлять  квартальную  бухгалтерскую   отчетность  в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.

Тема 2 СУЩНОСТЬ АУДИТА. НОРМАТИВНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА

Вопрос 1. Понятие аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).

Цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

При этом достоверность – это степень точности показателей этой отчетности, которая позволяет ее пользователю на основании данных отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать на основе этих выводов обоснованные решения.

Помимо проведения аудита аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут заниматься оказанием сопутствующих аудиту услуг:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Вопрос 2. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц

 

Права аудиторских организаций:

  1.  Самостоятельно определять формы/методы аудита
  2.  Проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации
  3.  Получать у должностных лиц проверяемого предприятия разъяснения в устной/письменной форме по возникшим в ходе проверки вопросами
  4.  
  •   отказаться от проведения проверки выражения своего мнения в ходе проверки в случаях непредставления лицом всех необходимых документов
  •  выявление в ходе проверки обстоятельств, оказавшие существенное влияние на мнение аудиторов о достоверности отчетности

Обязанности аудиторских организаций

  1.  Осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ
  2.  Предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о нормативно-правовых актах, касающихся проведения проверки, а также актах, на которых основывается замечания и выводы аудиторы
  3.  В срок, установленный договором на проведение аудита, передать аудируемому лицу аудиторское заключение
  4.  Обеспечивать сохранность документов, получаемых/составляемых в ходе проверки, не разглашать их содержание без соглашения аудируемого лица, кроме случаев по законодательству РФ

Права аудируемых лиц:

  1.  Получать от аудиторской организации информацию о нормативно-правовых актах, на которых основываются выводы аудитора
  2.  Получать аудиторские заключения в срок проведения аудита

Обязанности аудируемых лиц:

  1.  Заключать договоры на проведение обязательного аудита в сроки, установленные законодательством РФ (только с аудиторскими фирмами)
  2.  Создавать условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки; осуществлять содействие в осуществлении проверки; предоставлять документацию и информацию по осуществлению проверки; давать по письменному запросу аудиторов исчерпывающее объяснение в устной/письменной форме
  3.  Не предпринимать каких-либо действий по ограничению круга вопросов, подлежащих выяснению  в ходе проверки
  4.  Оперативно устранять выявление аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения б/у
  5.  Своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций в соответствии с договором, даже если выводы аудиторского заключения идут в разрез с позицией аудируемой компанией, в случае невыполнения/неполного выполнения работы по независящим от них причинам.

Вопрос 3. Виды аудита

  1.  Обязательный и инициативный:
  •  Обязательный аудит – обязательная ежегодная проверка ведения б/у организации/индивидуального предприятия.

Предприятия и организации обязаны проводить аудит только аудиторскими организациями (определено законом «Об аудите»).

Осуществляется, если:

  1.  Организация имеет организационно-правовую форму ОАО
  2.  Организация является кредитной, страховой, товарной, фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, средства которого формируются за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; фондом, средства которого являются добровольными отчислениями юридических и физических лиц.
  3.  Объем выручки организации или индивидуального предпринимателя больше 500 000 МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 200 000 МРОТ. Организации, в УК которых доля госсобственности или собственности субъекта РФ составляет не менее (25%) заключений договоров на проведение обязательного аудита должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.

  •  Инициативный аудит – по решению руководства/собственников организации.

Может быть:

  •  Комлексный (в целом предприятие)
  •  Тематический (подразделения, стороны деятельности).
  1.  Внешний и внутренний:
  •  Внешний аудит осуществляется внешней фирмой/аудитором на основе договора с экономическим субъектом. Его цели определены законом. При проведении инициативного аудита возможны требования разработки рекомендаций по улучшению финансового состояния, повышению эффективности работ, поиски неиспользованных возможностей и резервов.
  •  Внутренний аудит – составная часть системы внутрихозяйственного контроля. Осуществляется штатными сотрудниками.

Цель: повышение эффективности работы предприятия.

Отличия внутреннего и внешнего аудита:

  1.  Постановка задачи для внешнего аудита определяется договором, а также нормативно-правовыми актами РФ. Для внутреннего аудита – исходя из потребностей управления (экономического субъекта).
  2.  Цель внешнего аудита – достоверность отчетности, соблюдение законодательства; для внутреннего – исполнительская
  3.  Организация внешнего аудита определяется внешней фирмой; внутреннего – зависит от поставленных задач руководства
  4.  Взаимоотношения аудиторов с руководством экономического субъекта при внешнем аудите – независимость и равноправие; при внутреннем – зависимость от руководства предприятия
  5.  Оплата внешнего аудита – по договору; внутреннего – начисление з/п по штатному расписанию
  6.  Служба внутреннего аудита подчиняется Совету Директоров предприятия, руководству (теряется независимость внутренних аудиторов от структурных подразделений).

Вопрос 4 . Методология аудита и аудиторские стандарты

При проведении проверки аудиторы используют определенные методики проверки, они разрабатываются специалистами аудиторских организаций и являются их коммерческой тайной.

В настоящее время можно выделить четыре основных подхода к созданию методик аудита: бухгалтерский, юридический, специальный, отраслевой.

Бухгалтерский подход является традиционным. Он заключается в разработке методик проверки по различным разделам бухгалтерского учета, например аудит кассовых операций, аудит расчетов с персоналом по оплате труда, аудит расчетов с подотчетными лицами и т.д. Методики аудиторской проверки по счетам бухгалтерского учета в том или ином наборе выступают составными частями каждой аудиторской проверки. В правилах (стандартах) аудиторской деятельности они называются методиками проверки оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета (см. подробнее разд. Гц).

Юридический подход включает в себя разработку методик проверки различных вопросов с юридической точки зрения. В некоторых аспектах такие методики пересекаются с бухгалтерскими, но подразумевают более глубокое изучение правовой стороны отражения хозяйственной деятельности экономического субъекта в учете. К таким методикам можно отнести методику аудита уставного капитала, включающую в себя экспертизу правильности и полноты формирования уставного капитала, а также порядок проверки правильности отражения в учете расчетов с учредителями. Экспертиза заключенных экономическим субъектом хозяйственных договоров на соответствие применимому законодательству и экспертиза соблюдения экономическим субъектом трудового законодательства также относятся к этому типу методик аудита. В правилах (стандартах) аудиторской деятельности такие методики называют методиками проверки средств системы контроля.

Специальный подход включает в себя разработку методик проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками (структурой управления, структурой капитала, численностью работников, организационно-правовой формой, налоговым режимом и др.). Например, методики аудита предприятий с иностранными инвестициями, представительств иностранных юридических лиц, действующих на территории РФ, субъектов малого предпринимательства. К специальным относятся также методики проверки предприятий, работающих в условиях специальных налоговых режимов по: упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства; системе налогообложения в свободных экономических зонах; системе налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях; системе налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции (ст. 18 Налогового кодекса РФ).

При отраслевом подходе разрабатываются методики аудита экономических субъектов в зависимости от вида их деятельности и отраслевой принадлежности. К таким методикам можно отнести методики аудита: предприятий торговли, сельскохозяйственных предприятий, строительных организаций, банков, страховых организаций, инвестиционных институтов. В этих методиках учтены особенности проверки состава затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), организации управленческого учета и др.

Применяя все перечисленные методики, необходимо использовать современные инструментальные средства — тесты, таблицы, анкеты, опросные листы — облегчающие работу аудиторов и ассистентов. При этом при проведении аудита и сопутствующих услуг все более важную роль играют компьютерные информационные технологии.

Аудиторский подход (совокупность приемов и методологий используемых аудитором) определяется на этапе планирования аудита аудитором самостоятельно исходя из требований стандартов аудиторской деятельности.

Стандарты аудиторской деятельности разрабатываются с целью унификации аудиторского подхода в международном и (или) национальном масштабе. Применяются в любых случаях проведения независимого аудита и сопутствующих ему работ и услуг.

Стандарты аудиторской деятельности предусматривают собой систему документов, устанавливающих единые требования к проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, порядку составления и представления аудиторских заключений и отчетов аудитора, контролю качества аудита, подготовке аудиторов и оценке их квалификации.

Существуют стандарты аудиторской деятельности — международные и национальные.

В Российской Федерации аудиторская деятельность регламентируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными правительством Российской Федерации. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторской организации, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Наряду с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» предусматривает внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторской организации и индивидуальных аудиторов.

При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, принимаемых профессиональными аудиторскими объединениями, аудиторскими организациями, не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторсой деятельности.

Вопрос 5. Независимость аудитора

1. Аудит не может осуществляться:

1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении этих лиц.

2. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита

Вопрос 6. Аудиторская тайна

1. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

2. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (далее - уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.

4. В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

Вопрос 7 . Аудиторское заключение

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Заведомо ложное аудиторское заключение

1. Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

2. Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12808. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ЛОГИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ 532.5 KB
  Лабораторная работа № 9 ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ЛОГИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ Цель работы: Изучить работу мультиплексоров демультиплексоров. Краткие теоретические сведения Мультиплексором называется логическое устройство которое позволяет выбирать только один из наб
12809. Исследование однофазного трансформатора малой мощности 753.5 KB
  Лабораторная работа №1 €œИсследование однофазного трансформатора малой мощности€ 1. Цель работы Целью работы является изучение принципа действия и устройства однофазного трансформатора малой мощности путём определения его основных параметров. Для изучен...
12810. Иccледование трёхфазного трансформатора 1.74 MB
  Лабораторная работа № 2 Иccледование трёхфазного трансформатора 1. Цель работы Цель работы заключается в изучении особенностей устройства и работы трёхфазного трансформатора освоении методов разметки фаз трёхфазного трансформатора определения начала и конца ...
12811. Исследование однофазных схем выпрямления 1.35 MB
  Лабораторная работа №3 Исследование однофазных схем выпрямления 1. Цель работы Работа посвящена изучению принципа действия однофазных схем выпрямления: однополупериодной двухполупериодной со средней точкой мостовой Греца и удвоения напряжения Латура. В работе ...
12812. Исследование однофазной мостовой схемы выпрямления на полупроводниковых диодах 657.5 KB
  Лабораторная работа №4 Исследование однофазной мостовой схемы выпрямления на полупроводниковых диодах 1. Цель работы. Изучение принципа действия однофазной мостовой схемы выпрямления схемы Греца исследование основных её характеристик и особенностей работы. ...
12813. Исследование трёхфазных схем выпрямления 798 KB
  Лабораторная работа №5 Исследование трёхфазных схем выпрямления 1. Цель работы. Изучение принципа действия трёхфазных однотактной и мостовой схем выпрямления. Экспериментальное исследование их характеристик и особенностей схемотехнических реализаций. 2. Под
12814. Исследование сглаживающих фильтров 1.06 MB
  Лабораторная работа №6 Исследование сглаживающих фильтров 1. Цель работы. Целью работы является определение коэффициентов сглаживания различных схем фильтров зависимостей коэффициентов сглаживания фильтров от величины тока нагрузки коэффициентов полезного...
12815. Исследования импульсного преобразователя с усилителем мощности 270 KB
  Лабораторная работа №7 Исследования импульсного преобразователя с усилителем мощности 1.Цель работы Изучение принципа действия транзисторных преобразователей электрической энергии постоянного напряжения исследование их характеристик и особенностей схем
12816. Исследования транзисторных преобразователей постоянного напряжения 3.31 MB
  Лабораторная работа №8 Исследования транзисторных преобразователей постоянного напряжения 1.Цель работы Изучение схем и принципа действия транзисторных преобразователей постоянного тока. Исследование экспериментальных характеристик и показателей транзис