48499

Курс молодого избирателя

Конспект

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

И в первую очередь с помощью продвижения идей местного самоуправления в среде старшеклассников. Идея формирование опыта самоуправления деятельности человека. Основное предназначение ученического самоуправления удовлетворять потребности учащихся направленные прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов участие в решении реальных проблем школы. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе в обучении их управлять собой...

Русский

2013-12-10

128.5 KB

0 чел.

ГБОУДОД Областной центр дополнительного образования детей

Заочная областная школа молодого парламентария

Модуль «Курс молодого избирателя»

2 год обучения, I сессия

Тема: Понятие гражданского общества

Одной из актуальных проблем современной России является проблема становления гражданского общества – общества независимых, самоорганизующихся граждан, которое может противостоять попыткам государства сузить сферу естественных прав человека, в тоже время общества, которое без вмешательства государства решает свои первостепенные задачи. Понятие гражданского общества имеет долгую и сложную историю. Оно вошло в употребление в 17-18 вв., и главный его смысл заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства. Основная проблема при попытках дать определение гражданского общества возникает из-за того, что оно имеет два разных аспекта – социальный и политический. В 19-20вв под гражданским обществом многие стали понимать просто человеческое сообщество; другие усматривали в нем элемент политической организации. Интересно, что одни видели в гражданском обществе источник поддержки существующего политического строя, а другие средоточие оппозиции. Так, в англосаксонском мире гражданское общество и государство обычно считались дополняющими, а не враждебными силами, отчего понятие гражданского общества утратило там свое специфическое значение. Во многих же европейских странах гражданское общество понималось как источник противостояния государству, поскольку там деятельность государства сводилась к вмешательству последнего в частную и корпоративную жизнь граждан. В обоих случаях для гражданских обществ характерны три особенности. Во-первых, наличие множество ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти. В этом смысле гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной. Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти. В силу своей способности к самоорганизации эти центры власти противятся контролю со стороны государства. И в-третьих, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция – все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.

Важным элементом формирования гражданского общества является развитие молодежного парламентаризма. Подключение к процессу выработки политических решений молодежи не только позволяет сформировать у нее определенные нужные навыки, но и дает возможность выявить потребности и актуализировать проблемы, которые без молодежи определить и решить невозможно.

Школа, как и другие социальные институты, в состоянии сделать многое для формирования у молодежи представлений о гражданском обществе. И в первую очередь с помощью продвижения идей местного самоуправления в среде старшеклассников.

Открытое общество и демократия являются, в сущности, всего лишь формами. Они представляют возможность свободы, но сами не создают межличностной солидарности или чувства принадлежности к общему делу. Свободные общества нуждаются в институциональной базе, которая позволила бы осуществлять необходимые социальные реформы, не прибегая к насилию; но им необходимо также чувство сплоченности, формирующее фундаментальные общие ценности. Открытое общество является формой свободы; гражданское общество наполняет его содержанием, порождая атмосферу общественной солидарности. Это не просто сплоченность ради нее самой, которую мог бы породить, например, национализм или тоталитарное государство. Это сплоченность вокруг бескорыстной, добровольной, подлинно демократической гражданской деятельности. Чтобы приблизиться к свободе открытое общество должно стать гражданским.

Тема: Школьное самоуправление

Ученическое самоуправление - составная часть управленческо-педагогического школьного процесса, представляющая собой деятельность обучающихся, способствующая успешной жизни школы и саморазвитию личности в ней.

Идея - формирование опыта самоуправления деятельности человека.

Цель- формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.

Организация школьного дела имеет много граней, сторон, сущностных и исторических моментов. Без освещения целого каждая часть этого целого будет видна лишь ограниченно.

Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять потребности учащихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.

Самоуправление - это и планирование всех дел, и организация работы, а затем анализ и подведение итогов. Здесь важна роль актива, наиболее деятельных ребят.

Принципы:

  •  Личностная и социальная значимость;
  •  Гармоничное сочетание коллективных и личных интересов в работе;
  •  Добровольность участия;
  •  Гласность в работе;
  •  Развитие способностей.

Содержание деятельности:

  •  учеба;
  •  труд;
  •  досуг;
  •  здоровый образ жизни;
  •  правопорядок;
  •  информационная деятельность;
  •  социализация.

Этапы:

  •  Информированность о возможностях;
  •  Формирование мотивации;
  •  Организация деятельности;
  •  Осуществление деятельности;
  •  Анализ;
  •  Подведение итогов.

Методы:

  •  вовлечение;
  •  организация деятельности;
  •  анализ.
  •  сотрудничество;

Школьный совет имеет право:

  •  Проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, и иные мероприятия не реже 1 раза в неделю;
  •  Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах (на стенде) и в школьных средствах информации;
  •  Знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить свои предложения;
  •  Проводить среди учащихся различные опросы;
  •  Принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать учащихся, Администрацию школы, городской Школьный Совет и другие органы о принятых решениях;
  •  Вносить в Администрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательной работы; поощрении и наказании учащихся;
  •  Опротестовывать принятые Администрацией школы решения;
  •  Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, педагогами и родителями;
  •  Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы
  •  Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
  •  Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

          Принципы  построения и развития самоуправления.

  •      Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей.
  •      Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.
  •     Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.
  •      Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности на основе специфических условий школы.
  •      Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.
  •       Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления.
  •      Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.
  •       Гуманность к каждому отдельному человеку. Приоритетность интересов учащихся.

Рекомендации для создания школьного самоуправления

1. Создание нормативно-правовой базы.

Основа: закон РФ «об образовании». Изучить и написать свой устав. Перечитать Устав своего общеобразовательного учреждения, постараться найти в нем положения о системе школьного самоуправления, в том числе и ученического самоуправления. Если в Уставе этого нет - добейтесь принятия соответствующих положений. Иначе ваша система ученического самоуправления будет «вне закона». Поработайте над принятием дополнительных локальных актов, которые могут регулировать различные стороны школьного, в том числе и ученического, самоуправления. Как минимум, в вашей школе должно появиться специальное Положение об ученическом самоуправлении (разумеется, если его нет до сих пор), а также перспективный (стратегический) и годовой (тактический) планы действий по развитию ученического самоуправления.

В нормативный локальный акт, регулирующий деятельность ученического самоуправления в вашей школе, необходимо включить положения не только о правах учащихся (на дополнительную дискотеку), но и об их обязанностях (например, участвовать в мероприятиях по благоустройству школы и т.д.), ответственности за процесс и результаты этой деятельности.

2. Преобразовать «закрытый» характер ученического самоуправления, сделать его прозрачным и открытым для всех учеников школы независимо от оценок в журнале и членства в детской общественной организации.

Более широко используйте принцип «периодической отчетности» выборных органов перед школьниками.

3. Создать широкое информационное поле, оповещать через наглядные средства, школьные СМИ о деятельности органов ученического самоуправления. Разработайте систему преемственности «поколений активистов», чтобы в случае ухода из школы ребят, которые несколько лет возглавляли эту работу, у вас была равноценная замена, готовая продолжить традиции ученического самоуправления.

4. Постоянно обновляйте программы и методы подготовки школьного ученического актива. Создайте институт советников из числа педагогов, которые будут обучать школьный актив.

5. Ищите партнеров, которые могут заинтересоваться вашей программой развития ученического самоуправления.

6. Согласовать график использования кабинета, который вы предполагаете оборудовать для работы того или иного органа ученического самоуправления.

Выделить в расписании внеклассной и внешкольной работы специальные часы для работы органов ученического самоуправления. Причем это должно быть конкретное время для каждого органа самоуправления.

7.Всегда согласовывать с администрацией планы ученического самоуправления и их изменения.

Название: Неверное толкование (использование) юридических терминов.

Это вполне допустимо, когда вы называете органы ученического самоуправления «штабом», «советом дела» и т.д., но тогда не стоит называть органы ученического самоуправления «школьным парламентом» и «правительством». За этими словами стоит вполне конкретный смысл и принцип «разделения властей». Парламент - это всегда представительный законодательный орган власти, а правительство - исполнительный орган власти, основная задача которого исполнять конкретные программы по реализации положений законов, принятых парламентом.

Пример № 1: «В нашей школе функционирует такая система самоуправления: 1. Президент - директор школы. 2. Парламент, включающий в себя министерство по труду, министерство по организации досуга, министерство по экологии и т.д.».

Но позвольте спросить: «Что такое «парламент», который состоит из министерств? Это же структура другого важнейшего органа государственной власти - правительства

Пример № 2. «В нашей школе был разработан административно-хозяйственный кодекс (конституция) школы, который действует уже 4 года».

Коллеги, давайте уважать Конституцию. Она не может быть административно-хозяйственным кодексом!!! Между прочим, за этим стоит очень серьезная проблема эффективности всей системы гражданского воспитания, если педагог не видит разницы между конституцией и административным (и тем более хозяйственным) кодексом.

Направления деятельности (примеры):

  •  информационное (информирование о работе школьной думы, выпуск газеты и информационных листков и т.д.);
  •  правовое (защита прав учеников гимназии, разработка документов органов ученического самоуправления);
  •  досуговое (организация культмассовых мероприятий, общественных акций и т.д.);
  •  учебное (организация образовательных мероприятий, кружков, помощь неуспевающим ученикам и т.д.);
  •  патриотическое (воспитание гражданственности, патриотизма и т.д.);
  •  шефское (ведение шефской работы в младших классах, тьюторство);
  •  социальное (организация помощи малообеспеченным ученикам и т.д.)».

Контрольная работа:

  1.  Узнать есть ли в школе самоуправление. Рассмотреть план мероприятий и предложить свои идеи. (Обязательно)

НА ВЫБОР:

  1.  Сделать исторический очерк по ученическому самоуправлению.
  2.  Подготовить работу с возражениями (как вы будете защищать свою идею перед критикой).

СДАТЬ ДО 1 ДЕКАБРЯ

Тема: Студенческое самоуправление

Определения студенческого самоуправления:

1. Студенческое самоуправление как целенаправленная деятельность студентов. Этот процесс расположен к студенчеству ближе всего, так как зарождается внутри студенчества, по его инициативе (с исключениями), им же реализуется. В этом ракурсе очень часто в уставах, конвенциях, резолюциях, положениях и других документах ССУ рассматривают как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.

2. Студенческое самоуправление как форма воспитательной работы в ВУЗе. Студенческое самоуправление — одна из форм воспитательной работы вуза, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.

Для справки: Россия вступила в Болонский процесс, и теперь обязательным условием аккредитации и аттестации вуза становится наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления.

3. Студенческое самоуправление — есть одна из форм молодёжной политики РФ, проводимая в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем.

Цель студенческого самоуправления: создание условий, способствующих самореализации студентов в творческой и профессиональной сфере и решению вопросов в различных областях студенческой жизни.

Задачи, возникающие в процессе достижения цели:

  •  всесторонняя поддержка студенческих коллективов;
  •  совершенствование механизма студенческого и аспирантского самоуправления;
  •  правовая, информационная, методическая и иная ресурсная поддержка органов студенческого самоуправления;
  •  формирование и развитие общественного мнения по проблемам воспитания молодёжи;
  •  подготовка предложений администрации вузов, государственным органам и общественным объединениям по проблемам, затрагивающим интересы молодёжи и контроль их реализации;
  •  выступление с инициативами, внесение предложений в администрацию университета, органы государственной власти по студенческой (аспирантской) и молодёжной проблематике;
  •  организация сотрудничества с молодёжными и другими общественными объединениями городов РФ, а также с международными организациями и межгосударственными объединениями.

Признаки студенческого самоуправления:

  •  Системность — совокупность элементов, находящихся в определённых взаимоотношениях и связях между собой и образующих определённое единство.
  •  Автономность — относительная независимость студенческого самоуправления в постановке целей и задач деятельности коллектива, разработке её основных направлений; возможность формировать позицию, характеризующуюся независимостью и самостоятельностью в выборе мотивации деятельности, её целей, средств достижения, стиля осуществления.
  •  Иерархичность, которая отображается в упорядоченности деятельности ОССУ, структурных подразделений вуза, общественных студенческих формирований, установления между ними взаимосвязей, разделения полномочий, степени ответственности и т. д.
  •  Связи с внешней средой, выражающиеся во взаимодействии с органами управления вуза, преподавательским корпусом, хозяйственными службами, с другими образовательными учреждениями, общественными и государственными организациями. В качестве внешней среды могут выступать различные формы студенческой самодеятельности, клубы по интересам, общественные студенческие организации, спортивные секции и другие, общественные и структурные формирования вуза, не имеющие системных связей с органами студенческого самоуправления.
  •  Наличие органов самоуправления, выражающееся в создании на каждом уровне иерархии студенческого самоуправления его органов.
  •  Самодеятельность, которая предполагает творческую активность в осуществлении управленческих функций (планировании деятельности, организации, мотивировании участников, контроле и руководстве), доведении до исполнения принятых решений.
  •  Целенаправленность, которая предполагает способность органа студенческого самоуправления ставить цели собственной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями образовательного учреждения, государственной молодёжной политики; чёткое осознание желаемых результатов, умение видеть оптимальные пути достижения целей.
  •  Независимость — финансовая и юридическая независимость ОССУ от администрации вуза
  •  Участие в управлении вузом — участие в работе ученого совета вуза
  •  Представляется, что в данную систему необходимо добавить ещё один элемент — выборность. Наличие принципа выборности демократизирует этот институт и только в этом случае позволяет говорить о достижении такой «стратегической цели» как «подготовка гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения, реализовывать в полной мере своё право избирать и быть избранным в органы государственного управления и МСУ».

Субъекты студенческого самоуправления:

1 точка зрения — только студенты могут быть субъектами, что обусловлено самим названием «студенческое».

2 точка зрения — субъектами ССУ являются не только студенты, но и аспиранты (очевидно, схожесть статусов).

Аспиранты остались единственной категорией молодёжи, которая государством не была организована в качестве «автономного движения».

3 точка зрения — субъектами являются не только студенты, но и преподаватели. (международный день студентов)

4 точка зрения — субъектами являются студенты и администрация вуза, так как студенческое самоуправление включает в себя такой компонент как соуправление.

Тема: Ювенальная юстиция

Ювенальная юстиция (лат. juvenālis — юношеский; лат. jūstitia  правосудие) — правовая основа западной модели системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними.

До 2010 года включительно в России велась работа по созданию новой специализированной судебно-правовой системы защиты прав несовершеннолетних, которая, как предполагалось, должна была представлена как государственными органами, осуществляющими правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, так и государственными и негосударственными структурами, проводящими контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних.

В России различают ювенальную юстицию в широком и узком смысле слова:

в узком смысле — это специализированная ветвь судебной системы;

в широком смысле — это совокупность правовых механизмов (медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных и др. процедур и программ), предназначенных для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций.

В 2008 году Верховным судом Российской Федерации в правовой оборот введён новый термин «ювенальные технологии», под которым понимается комплекс мер, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и содействующих раскрытию их индивидуального потенциала для свободного развития в обществе и самостоятельного отказа от асоциального поведения.

Предпосылки для судебно-правовой реформы:

Судья Ростовского областного суда Воронова Е. Л. отмечает, что существующая в России система органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, не даёт желаемых результатов, поскольку за последние годы:

  •  ослабли устои семьи;
  •  снизилась ответственность родителей за воспитание и образование детей;
  •  увеличилось число родителей жестоко обращающихся с детьми и не выполняющих свои обязанности по заботе о детях и их воспитании;
  •  снизились воспитательные функции школы;
  •  плохо налажен учёт детей, оставшихся без попечения родителей;
  •  национальным бедствием стало употребление молодёжью наркотиков, алкоголя, пива;
  •  неудовлетворительно ведётся работа с несовершеннолетними, употребляющими вредные вещества;
  •  растёт количество детей, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.

Позиции по вопросу формированию в России системы ювенальной юстиции:

В литературе встречаются следующие различные позиции по вопросу внедрения в России ювенальной юстиции:

  •  Внедрять в таком виде, как она представлена на Западе. Вместе с тем «предлагается немедленно отказаться от существующей системы исполнения наказаний несовершеннолетних, разрушить её до основания, а затем строить совершенно новую правовую конструкцию»
  •  Внедрять постепенно с учётом российской действительности. Поскольку перспектива простого заимствования системы ювенальной юстиции западной модели неоправданна, необходим поиск синтеза методов ресоциализации, оказавшихся эффективными в российских условиях и подходов, характерных для европейской системы восстановительного правосудия.
  •  Отказаться от внедрения ювенальной юстиции, поскольку она является избыточной системой мер. Органы опеки, суды и другие структуры, действующие на территории России со времен СССР, вполне эффективны для разрешения конфликтов с участием несовершеннолетних и без системы ювенальной юстиции. Необходимо приложить усилия для совершенствования существующей системы детских исправительных учреждений или «создать совершенно другую систему».
  •  Ювенальная юстиция бесполезна по своей сути, поскольку она не устраняет проблему злонравного воспитания подрастающего поколения, а лишь усугубляет её. Необходима просветительская работа о методах и способах воспитания, а также о последствиях воспитания в том или ином направлении. Когда родители будут в любви растить своих детей, подростковая преступность просто не будет иметь места в этом мире

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (сокращённо КДН) — российский специализированный государственный орган, призванный координировать деятельность всех государственных органов и общественных организаций, занимающихся защитой прав несовершеннолетних, целью которого является обеспечение правовых, процессуальных, организационных и иных условий и гарантий для социального становления, адаптации и реабилитации, освобождённых от уголовной ответственности, несовершеннолетних, эффективного функционирования социальной службы и социальной инфраструктуры для несовершеннолетних.

Деятельность комиссий основана на нормах и принципах международного права: Конвенция ООН о правах ребёнка, Федеральный Закон РФ № 120-ФЗ

Считается, что комиссии по делам несовершеннолетних являются ключевым звеном ювенальной юстиции: «локомотивом» ювенальных технологий.

Критика вопроса:

Внедрение принципов ювенальной юстиции в России встретило существенное сопротивление со стороны общественности. По мнению противников ювенальной юстиции, её нормы вступают в противоречие с национальной российской ментальностью, духовностью и традиционной культурой, поскольку уравнивание в правах родителей и детей, предлагаемое ювенальной юстицией, ведёт к дестабилизации (разрушению) не только семьи и школы, но и всей системы общественных отношений.

Ювенальная юстиция подвергнута критике, в том числе следующими известными общественными деятелями: актриса Екатерина Васильева, политконсультант Анатолий Вассерман, тележурналист Михаил Леонтьев.

Некоторые российские СМИ полагают, что ювенальные технологии западного образца раскололи россиян на два лагеря.

Ряд СМИ отмечает, что наибольшее сопротивление в России ювенальная юстиция встречает со стороны православной общественности.

Причины:

1. Негативные результаты деятельности ювенальной юстиции

По словам адвоката Ларисы Павловой результаты деятельности ювенальной юстиции в странах запада, опыт работы пилотных проектов в РФ демонстрируют повсеместно крайне отрицательные результаты:

  •  возрастание преступности среди несовершеннолетних;
  •  распад семейных связей;
  •  попирание прав родителей;
  •  распространение порочных привычек среди молодёжи;
  •  активный протест родителей;
  •  увеличение количества дел по лишению родительских прав.

Другие противники введения в России ювенальной юстиции обращают внимание на частые случаи самоубийств среди родителей, у которых были изъяты дети.

2. Безответственность работников ювенальных служб

Считается, что с введением ювенальной юстиции социальные работники ювенальных служб будут наделены широкими полномочиями на вмешательство в процесс воспитания и образования любого ребёнка, однако при этом не будут нести должностной ответственности за свои действия.

3. Чрезмерно широкие полномочия ювенальных служб

Считается, что в результате существенного расширения полномочий работников ювенальных структур (судов и социальных служб), а также весьма широкой трактовки прав ребёнка возрастает вероятность неконтролируемого вмешательства данных структур в дела отдельных семей. В результате этого наделённые широкими полномочиями ювенальные органы способны изъять, в том числе, по мнению некоторых СМИ, грубо нарушая при этом законодательство (случаи с российскими гражданами в Финляндии, Ирина М. из Балашихи), любого ребёнка из любой семьи по любому, самому абсурдному поводу, а также диктовать родителям, как следует воспитывать детей, поскольку принципы ювенальной юстиции предполагают воспитание детей главным образом социумом (психологи, врачи, учителя), а не родителями. Показательно «дело семьи Агеевых»

4. Неверное понимание принципов ювенальной системы

Существует также мнение, что неприятие ювенальной юстиции в России связано с ошибочным использованием некоторыми общественными, политическими и религиозными деятелями данного термина для обозначения норм семейного права и охраны прав детей, регламентирующих действия государственных органов в случаях угрозы жизни и здоровью ребёнка. Отдельные случаи лишения родительских прав и изъятия детей из семей были объявлены реализацией в России принципов ювенальной юстиции. Речь идёт о мероприятиях по реализации Конвенции о правах ребёнка, которая предусматривает как создание системы ювенальной юстиции, так и другие меры по защите и реализации прав детей.

5. Появление презумпции виновности родителей

Считается, что в основе ювенальной юстиции лежит презумпция виновности родителей. Понятие, противоположное презумпции невиновности, основной принцип которой гласит: «Человек не виновен, пока не доказано обратное».

6. Неопределённость терминологии в ювенальном законодательстве

Существующая неопределённость терминологии в ювенальном законодательстве вызывает много споров, в то время как законодательные инициативы, направленные на устранение неопределённостей, к примеру, в некоторых положениях Семейного кодекса, по словам Е. Б. Мизулиной, «автоматически получают отрицательные отзывы». Так, например, в российское законодательство внесено понятие «ребёнок в опасной ситуации», широкая трактовка которого позволяет подогнать под него практически всех российских детей.

На рабочей встрече президента России Дмитрия Медведева правозащитник Павел Астахов (также именуемый омбудсмен), касаясь вопросов жесткого обращения с детьми, отметил следующее:

«в Семейном кодексе…сама по себе формула непосредственной угрозы жизни и здоровью слишком лаконична. Надо, конечно, более детально прописывать этот механизм.»

Кандидат юридических наук Тимошина Е. М. отмечает, что введение в правовой оборот в ювенальной сфере субъективных и оценочных понятий, например, таких как «психологический» и «моральный» вред, встречающихся в современных документах, способно поставить российское право на более низкую ступень, поскольку эти понятия не являются правовыми и не способствуют единообразию понимания закона, а, следовательно, и его единообразному применению. Касаясь вопросов социального патроната* над семьёй, она задаётся вопросом: «Можно ли чиновникам — самым обыкновенным людям, предоставлять такой широкий круг прав: оценивать суть таких сложных понятий, как "нормальное воспитание и развитие ребёнка“, „отрицательное влияние на поведение детей“?». Она полагает, что подобное будет способствовать распространению неосторожных или умышленных злоупотреблений полномочиями со стороны чиновников и росту коррупции.

*Патронат — одна из разновидностей возмездной опеки над несовершеннолетним в соответствии с п 1. Статьи 14. «Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства» Федерального закона об опеке и попечительстве от 24 апреля 2008 г. № 48.

Этот вид опеки устанавливается региональным законодательством и сейчас существует в ряде регионов РФ как форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя на возмездную опеку с заключением специального договора. Патронатный воспитатель (с 1 сентября 2008 года — с момента вступления в силу Федерального закона № 48) является опекуном ребенка, то есть его законным представителем.

В отличие от усыновления, ребёнок, как и при любой другой форме опеки, не приобретает родственных прав и обязанностей по отношению к патронатному воспитателю, сохраняет все льготы и выплаты, причитающиеся ему как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в том числе: ежемесячная выплата на содержание, право внеконкурсного поступления в учебное заведение, закрепление жилья, а при его отсутствии — получение жилья по достижении совершеннолетия. При прекращении патроната все правоотношения между ребенком и патронатным воспитателем прекращаются.

В отличие от простой опеки, патронатный воспитатель оказывает свои услуги по воспитанию ребенка возмездно. Патронатный воспитатель заключает с органом опеки и попечительства специальный договор, близкий по характеру к гражданско-правовым (регулируемых гражданским, а не трудовым законодательством). По такому договору патронатный воспитатель получает ежемесячное вознаграждение в порядке и объеме, определяемом региональным законодательством.

7. Простор для злоупотреблений с имуществом неблагополучной семьи

Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации поручено в срок до 1 августа 2011 года подготовить рабочий проект накопительных счётов для воспитанников детских домов, имеющих родителей, и взыскания с этих родителей средств, используемых для формирования таких счётов.

Вызывает серьёзное опасение открывающаяся для ювенальных чиновников возможность финансовых злоупотреблений. Если по какой-либо причине (в том числе под надуманными предлогами) органами опеки из семьи изымается ребёнок как более не подлежащий воспитанию в ненадлежащих условиях, то государство открывает ему «накопительный счёт», на который родители будут вынуждены ежемесячно перечислять определённую сумму. Сегодня содержание ребёнка в детском доме в среднем оценивается в 20 000 рублей ежемесячно. Судебные споры по поводу незаконности изъятия ребёнка могут длиться годами. А тем временем сумма задолженности перед государством со стороны родителей, ставших невольными плательщиками, может вырасти до критической величины. Что, в свою очередь, позволит чиновникам на законных основаниях изымать объекты недвижимости и прочие ликвидные активы, находящимися в собственности родителей.

Уполномоченный по правам ребёнка в России Павел Астахов предлагает «если люди не платят деньги на содержание собственного ребёнка, они подлежат уголовной ответственности по 157-й статье Уголовного кодекса. Там за это предусмотрено наказание до двух лет исправительных работ. То есть такого уклониста можно осудить на два года исправительных работ. По крайней мере, два года ребёнок будет получать гарантированные алименты. Государство будет удерживать эти деньги с нерадивого родителя, и отправлять их ребёнку в детское учреждение»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64724. Статистическая обработка результатов измерений 307.5 KB
  Статистическая обработка используется для повышения точности измерений с многократными наблюдениями а также определения статистических характеристик случайной погрешности. Характеристикой этого рассеяния является средний квадрат отклонения среднего арифметического...
64725. Физические основы микросисемной техники. Специальные вопросы микросистемной техники 4.58 MB
  Температуры: масла охлаждающей жидкости топлива воздуха в всасываюшем насосе воздуха в подкапотном пространстве. Наиболее быстро прогрессируют в области МСТ датчики измерения параметров движения химического состава давления и температуры.
64726. УКРАЇНСЬКА ТА СВІТОВА КУЛЬТУРА 232 KB
  Справа не в тім скількох представників України ощасливили своєю працею інші народи чи скільки представники інших народів збагатили своїм доробком українців. І тому шановний юний друже моя мета не намалювати цілісну картину висмоктування інтелекту з України це дуже важко або й неможливо зробити одній людині.
64727. Архитектура ЭВМ. Порядок отчетности. Историческое развитие или доэлектрическая эпоха 155 KB
  Машина включала пять устройств арифметическое АУ запоминающее ЗУ управления ввода вывода как и первые ЭВМ появившиеся 100 лет спустя. когда появилась информация об ЭВМ ЭНИАК электронный цифровой интегратор и компьютер созданной...
64728. Извлечение информации 58 KB
  Соответствие между информационными работами информационными органами и информационными документами вторичными документами рассмотренными на прошлых лекциях можно изобразить следующей таблицей.
64729. Пособие для электромонтеров по обслуживанию и ремонту грузоподъемных машин 3.88 MB
  Механизма подъема грузозахватного органа (кроме электрических талей, оснащенных муфтой предельного момента) в его крайних верхнем и нижнем положениях. Ограничитель нижнего положения грузозахватного органа может не устанавливаться...
64730. СТАТУС И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 1.91 MB
  Рациональный способ формирования философского мировоззрения сближал содержание философии с представлениями зарождающейся науки. На этом пути философия может вступать в контакт с содержанием практически любой конкретной науки.
64731. Управление банковскими депозитами (на примере Среднерусского сберегательного банка(ОАО)) 820.5 KB
  Организация работы с депозитными счетами на материалах Сберегательного банка. Организационно-экономическое устройство Сберегательного банка. Анализ финансового состояния Сберегательного банка.
64732. Українська та зарубіжна культура 437.5 KB
  Сьогодні в Україні існує релігійна течія яка пропагує повернення до язичества РУНвіра рідна українська народна віра засуджує хрещення Русі князем Володимиром Великим і власне є одною з численних спроб затримати історичний поступ і увіковічити відсталість нації.