48504

Методика профессионального обучения как наука и учебная дисциплина

Конспект

Педагогика и дидактика

Методика профессионального обучения как наука и учебная дисциплина. обучения как научной области педагогических знаний. обучения и методической терминологии. обучения с другими науками и перспективы ее развития.

Русский

2013-12-11

416.77 KB

114 чел.

Методика проф. обучения как наука  и учебная дисциплина.

  1.  Специфика методики проф. обучения как научной области педагогических знаний.
  2.  Основные понятия методики проф. обучения и методической терминологии.
  3.  Связь методики проф. обучения с другими науками и перспективы ее развития.

Наука: объект, предмет, понятийный аппарат, методы исследования.

Объектом познания методики проф. обучения является процесс обучения определенному предмету в учебном заведении (цели изучения этого предмета, содержание программы, методы и формы организаций учебно-познавательной деятельности и результаты формы обучения).

Процесс обучения является также объектом изучения педагогики проф. обучения.

Общность объектов познания методики и педагогики указывает на единую природу методических и педагогических знаний. Различия кроются в предмете познания.

Предметом познания методики является относительно-самостоятельные ветвь педагогических знаний и умений по конструированию применению и развитию спец. средств обучения. С помощью, которых осуществляется взаимодействие и регуляция деятельности преподавателя и учащихся, формирование проф. знаний и умений, и развитие обучаемых.

Содержание

Преподавание                                                         Умение

Методы

В центре педагогики дидактическое единство, взаимосвязь,  интеграция структурных элементов  процесса обучения.

В методике доминируют вопросы, как обучать, с помощью каких средств обучения трансформировать содержание учебного материала в знания и умения учащихся.

Немаловажную роль в развитии практики педагога и особенно его теоретического осмысления,  обоснование играет систему понятий и соотносимых с ними терминов.

Понятия –это форма мышления, отражающая существенные свойства и связи явлений (это единица мышления).

Термин –это слово или словосочетания, точно обозначающие какое-либо научное понятие.

В МПО основные понятия служат фундаментом процесса обучения по предмету и в тоже время показателем уровня ее развития.

В МПО понятия классифицируются по источнику формирования и выделяются три группы понятий терминов.

  1.  Дидактико-методические понятия (ДМП) –дидактика.
  2.  Технико-методические понятия (ТМП) –техника.
  3.  Методические понятия (МП).
  4.  методические понятия и термины являются результатом деления конкретизации общих дидактических или дидактико-методических понятий.
  5.  Название методов, метод приемов характерных не для всей дидактики в целом, а для обучения техническим дисциплинам (инструкция, карта, дидактический диктант).
  6.  Название различающих средств обучения по техническим предметам –это название планшетов, плакатов и других.
  7.  Понятия и термины из истории методического проф. обучения.

Методы исследования.

Основным методом исследований в МПО является педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, хронометраж, анализ.

Связь методики с другими науками.

  1.  С педагогикой, с разделом дидактики.
  2.  С психологией.
  3.  С физиологией.
  4.  С философией.
  5.  С техническими дисциплинами.

Перспективы развития.

Методическая деятельность инженера-педагога.

1. Сущность.

. Уровни и формы осуществления методической деятельности.

Методика профессионального обучения –это предмет познания, выполняющий регуляцию, взаимосвязь двух видов деятельности.

Насущность методической деятельности имеется три типа зрения:

  1.  Методическая деятельность педагога –конкретизация деятельности педагога по предмету.
  2.  Методическая деятельность связана с самообразованием педагога, повышением классификации.
  3.  Самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога, это точка зрения шире. Имеет свою специфику и закономерности осуществления.

Цель методической деятельности –обслуживание практики обучения.

Функции методической деятельности:

  1.  аналитическая (результат обучения и т.д.) –важная функция.
  2.  Проектировочная. (предложение новой образовательной программы, планирование системы уроков, план-конспект урока и т.д.).
  3.  Конструирования (включает разработку конкретных ситуаций на уроке, формы предъявления учебной информации).
  4.  Нормативная (выполняемая педагогом образовательных стандартов, норм учебного процесса. Чтобы выполнить требования стандарта, необходимо и разработать методики  и технологии обучения.).
  5.  Исследовательская (в ходе следования педагог определяет какой из приемов наиболее эффективен.)

Объектом методической деятельности является процесс обучения к конкретному предмету.

Предметом методической деятельности являются приемы, методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания.

Результаты методической деятельности:

  1.  методики обучения;
  2.  документация;
  3.  опорный конспект;
  4.  демонстрационное оборудование.

Методическая деятельность –самостоятельный вид профессиональной деятельности инженера-педагога по проектированию разработки, конструированию и исследованию средств обучения, осуществляющих регуляцию обучения и учебной деятельности по предмету.

Уровни и формы осуществления методической деятельности.

Преподаватель предлагает средства обучения и обобщает педагогический опыт, выступает с лекциями по обобщению педагогического опыта.

Значимость методик значительно возрастает в последнее время, т.к. от них в значительной степени зависят результаты обучения.

Педагог-технолог   - специалист выполняющий методическую деятельность на профессиональном уровне.

Выделяющие профессионалов, работающих над разработкой методик обучения, обозначилось с появлением компьютерных программ, аудио - видео-обучающих комплексов.   

Средства обучения в деятельности  инженера педагога.

  1.  Понятия средства обучения.
  2.  Классификация средств обучения.
  3.  Логические регулятивы деятельности инженера-педагога.

1. Обучение –это взаимосвязь двух субъектов.

Средства обучения –это то, что необходимо для реализации обучения  и когнетивных целей, это вспомогательные инструменты деятельности. Служат посредником деятельности педагога и учащихся.

Классификация средств обучения по способу их представления:

1. Материально-технический объект;

  1.  Учебное оборудование, инструменты, технологическое оборудование. ТСО, демонстрационное оборудование и различное вспомогательное оборудование, ИВТ.

2. Предметно-знаковые системы;

  1.  Учебники, учебные пособия.
  2.  Дидактический материал (обучающая цель).
  3.  Учеб. техники –рабочие тетради, опорные конспекты, карточки-задания, учебные пакеты (когнетивная цель).

3. Логические  регулятивы деятельности педагога.

  1.  Мыслительный аппарат педагога. Его анализ, планирование опредмечивается в логических регулятивах педагогической деятельности. Опредмечиваемый характер создает схожесть с предметно-знаковыми системами. Опредмечивают в различных формах  предписания к деятельности (в тексте).
  2.  Эмпирический уровень.
  3.  Теоретический уровень.

По техническим дисциплинам нет одного единого учебника, поэтому преподавателю приходится просматривать 3-4 учебника, следовательно необходимо учащемуся вести рабочую тетрадь, конспекты.

Эмпирический уровень –операции и приемы на практике.

Теоретический уровень –подход к обучению, модель обучения, принцип обучения, правила обучения, метод обучения, методики и технологии обучения.

Первая тенденция  в представлении средств обучения: Будущее за комплексами средств обучения, например, учебный пакет (учебник, рабочая тетрадь, метод, методика).

Вторая тенденция: Будущее за интегративными средствами обучения, т.е. средства обучения, которые объединяют несколько групп (например, компьютер, рабочая тетрадь, методика).

Третья тенденция: Нельзя абсолютизировать одно какое-то средство обучения.

Эмпирический уровень.

Операция –простейшие структуры действия педагога.

Приемы –показ, инструктаж. Эмпирическому уровню характерна передача опыта н/з показ.

Рефлексия –самоанализ собственной деятельности, оценка приемов.

Теоретический уровень.

Подход к обучению выражает общий план и схему характера взаимодействия преподавателя и учащихся в обучении. В подходе определяется общая последовательность этапов обучения и характеристика ожидаемых результатов.

Принципы обучения: дидактические, методические –важная форма регуляции, однако они имеют двойную функцию:

  1.  Отражает объективность связи, взаимодействие обучающей  и когнективной деятельности. Принцип наглядности, доступности, последовательности –дидактические принципы.
  2.  Отражение конструктивного аспекта взаимодействия деятельности преподавателя и учащихся с учетом специфики содержания предмета –методические принципы.
  •  Принцип операциональности в определений технических понятий.
  •  Принцип целостности записи преподавателя технического объекта, в содержании технической дисциплины.

Правила обучения –простейшие методические структуры содержащие указания на ряд необходимых операций по достижению целей обучения.

Методы реализуются н/з ряд правил наиболее распространенной формой регуляции явл. метод обучения.

Метод –логический регулятив обуч. деятельности по формированию новых знаний ведущий к достижению поставленной цели обучения.

Несколько методов обучения, которые обобщаются в различные системы методов обучения.

Методы выражающие через правила обучения.

Методики обучения –это наиболее сложная форма логических регулятивов. Конкретизированы условия, формы реализации методов (проблемное изучение физики).

Методика –наиболее развитая, совершенная форма опредмечивающая  процесс взаимодействия обучения   и познавательной деятельности конкретного предмета.

Может рассматриваться три типа регуляции процесса взаимодействия :

  •  жесткий тип
  •  мягкий тип
  •  интерактивный тип.

Наиболее распространенный тип –жесткий тип . Он определяет ряд указаний, нормирующих процесс обучения по предмету.

Мягкий тип  дает возможность выбора методики из нескольких вариантов.

Интерактивный тип –диалог.

Он реализуется в системе обучения двумя подходами:

  •  дискуссия
  •  компьютеризированный подход ….

Цикл жизни  методики обучения.

  1.  Методика тесно связана с содержанием. Она меняется в процессе изменения содержания.
  2.  Смена преподователя.

Происходит смена преподавателя или уход преподавателя из активной деятельности.

Характеристика систем проф. обучения

1.Система теоретического обучения.

.Система производственного обучения.

Общая характеристика производственного обучения на современном этапе..

На проф. обучение действуют системы факторов и дают толчок в  развитии системы проф. обучения

  1.  Экономические и технологические факторы.  Смена собственности на средства труда и средства производства, внедрение современных технологий производства
  2.  Фактор рынка. Сегодня сложился рынок образовательных услуг, в которых действуют несколько типов учебных учреждений. Функционируют традиционные образовательные программы, новые программы и инновационные программы( традиционные программы включают в свое содержание инновации). В инновационной программе появляются новые формы обучения.

В настоящее время сложились механизмы конкуренции образовательных программ на рынке образовательных услуг.

  1.  Фактор стандартизации. Любые программы должны пройти экспертизу на выполнение образовательного стандарта.

Стандартизация структурировала образовательное пространство. Один из видов стандартизации - ступень квалификации.

Ступень - этап проф. подготовки, в котором определены объемы общего и проф. Образования, после прохождения которой дается соответствующий документ.

Ступень допроф. подготовки осуществляется учебными заведениями дополнительного образования - учебно-производственными комбинатами (УПК).

  1.  начальное  профобразование.
  2.  ступень среднего профобразования.
  3.  ступень высшего профобразования (ступень повышения квалификации)
  4.  Большую роль играет фактор мотивации, фактор свободного выбора, причем., выбор предоставлен и внутри самой ступени.

Ступени реализуются различными типами учебных заведений.

  1.  Фактор интеграции. ( объединение нескольких учебных заведений в образовательные комплексы).
  2.  Фактор поэтапности подготовки внутри одной ступени ( бакалавр, специалист, магистр).

Структура 1 ступени.

1 этап - базовое начальное профобразование длится 2 года. Получает простейшие виды проф. деятельности.

2 этап - полное начальное профобразование 3 года ( сложная профессия- станочник широкого профиля).

Проф. характеристика специалиста - описательная модель основных видов деятельности специалиста с определенными требованиями и его личными качествами.

Этот документ указывает профессию, шифр, назначение, область применения специалиста, основные виды проф. деятельности, перечень предметных областей, обслуживающих виды проф. деятельности, требования к личностным качествам и спец. требования.

Качества: умение работать в коллективе, способность к творчеству, самосовершенствование, физическая подготовка.

Учебный план - нормативный документ, который определяет основные компоненты содержания подготовки, объемы изучения каждого предмета и последовательность их прохождения.

В современных учебных планах имеется несколько циклов подготовки:

  •  гуманитарный
  •  естественнонаучный
  •  общеотраслевой цикл
  •  специальноотраслевая подготовка

Система производственного обучения

Объективной основой к отбору содержания производственного обучения (ПО) составляет трудовой процесс, который тесно связан с производственным процессом.

В производственном процессе участвуют объекты, средства труда, человек, результат.

Трудовой процесс - целесообразная человеческая деятельность, в результате которой происходит выпуск готовой продукции.

Трудовой процесс исследуется для каждого вида проф. Деятельности.

Труд можно структуировать на определенные части:

  •  операция
  •  прием
  •  действие
  •  движение.

В наиболее сложных профессиях доля трудовых процессов невелика.

Системы производственного обучения - принципы отбора, структурирования, содержание учебного материала по производственному обучению.

Систему производственного обучения –его содержание определяет учебный план.

Производственное  обучение –дисциплина в учебном плане, формирующая профессиональное умение.

В объективной основе программы ПО лежат различные виды трудовой деятельности.

Объективная структура каждого вида деятельности: операции, приемы, методы.

В настоящее время существуют около 20  различных систем производственного обучения (СПО). В России существует первая научно-обоснованная система профессионального обучения (СПО).

Более 300 лет назад была первая СПО, называлась предметной.  

Предметная система система предметов труда.

Основы методики проф. обучения.

Операционная системарусская методика ПО ( Марков, Советкин). Исследовали трудовую деятельность специалистов по наиболее массовым профессиям –столяр,  токарь, фрезеровщик и вычленяли части (операции) к этим частям разрабатывали комплекс упражнений на отработку тех или иных операций и формировали умение отдельной части группировались в программу ПО.

Операциичасть трудовой деятельности.

Предметно-операционная система (ПОС) –год автор Владимирский. Отработка операций, формирование умений на основании выпуска изделий. Совокупность нескольких предметов, изготовление каждого предмета требует отработки операций.

Моторно-тренировочная система1930 год., автор А.К. Гастев (ЦИТ). В России после гражданской войны, аграрная страна. Открылось 500 различных центров подготовки специалистов. Стали изучать более тщательно трудовой процесс, разбивая его на более мелкие части (фотосъемка операций, движений).

Обучение операции –совокупность движений в получении операций.

Моторно-тренировочная –есть обучение движением.

Стал разрабатываться письменный инструктаж, разработали тренажеры ПО для отработки операций. За 2-3 года выпустил 1,5 миллиона инструкторов ПО. Его институт, система является прототипом модульной системы ПО.

Операционно-комплексная система

Учащийся овладевает отдельными операциями, а потом выполняют комплексные контрольные работы.

В 60-70 годы в методике проф. обучения появилось несколько новых систем ПО:

-технологическая

-предметно-технологическая

-проблемно-аналитическая и др.

В основе каждой из этих систем спроектирована часть определенной технологии. Вид технологии определяет тот или иной вид деятельности специалиста, вид производственной деятельности определяет ряд профессиональных знаний и умений.

В будущем имеет перспективу проблемно-аналитическая система: отбор содержания, программы ПО по проблемам, связанных с диагностикой тех или иных устройств или с проектированием той или иной технологии.

Модульная система ПО

Часть трудовой деятельности специалиста, содержание этой части оснащается инструкциями или картами, прикладывается перечень упражнений, которые должны выполнять учащиеся в освоении навыков, перечень тестов, контрольных заданий, методика выполнения заданий более подробно расписывается в пед. технол.

Система теоретического обучения

Теоретическое обучение (ТО) –составляет различные циклы дисциплин, входящих в учебные планы подготовки специалистов. Содержание предметов разнообразно. Одни дисциплины имеют устойчивые жесткие связи  между дисциплинами внутри циклов, другие имеют устойчивые связи между циклами, другие имеют опосредственные связи ( ПО и электротехника, ПО и математика). Каждый предмет имеет специфику содержания, который отражается в его объективной основе. Объективную основу любого учебного предмета составляет та или иная область научного знания, совокупность нескольких наук (спец технология).

Специфика содержания технический наук состоит в том, что предметом ее рассмотрения являются объекты  технической практики:

  •  электрические цепи
  •  электрические машины
  •  конденсаторы
  •  катушки индуктивности
  •  амперметры
  •  вольтметры
  •  ваттметры
  •  магнитные цепи

Каждый объект теории науки описывается системой  понятий. В электротехнике изучают обобщенные технические объекты.

основные системы подсознания:

  1.  функциональное назначение
  2.  физическое производство
  3.  инструкционные подпонятия

Каждый блок представляет собой самостоятельную теорию:

  •  теория электрических цепей (теория линейных эл.цепей, теория нелинейных эл.цепей)
  •  теория электрических машин и т.д.

Каждая теория имеет свою структуру, которая состоит из следующих основных компонентов:

-факты(технические объекты: эл. цепи, измерительные приборы, резисторы, конденсаторы)

Факты обобщаются в понятие :

  •  электрическая цепь –это….
  •  емкость –это
  •  конденсатор –это…

Совокупность понятий образуется в законы Ома, закон сохранения энергии.

Из законов выводится следствие.

Вывод – в системе содержание подготовки специалиста доминируют теоретические дисциплины –% времени объема содержания –фундаментальные теоретические предметы.

% объема отводится дисциплинам операционного плана, в которых изучаются технологии трудовой деятельности специалиста.

% - изучение сырья и материалов.

% - экономика.

% - уделяется фактологическому материалу (общеобразовательные предметы).

 

Формирование содержания предмета “электротехника”

Содержание учебного предмета формируется на системе знаний сопутствующей науки.

Особенности электротехники как науки является то, что это первая в истории отрасль научных знаний, которая возникла в результате практического применения открытия теоретической науки физики.

В своем развитии электротехника прошла 4 этапа:

  1.  1860-1880 годы разработка простейших электрических устройств и опытное исследование(электрическая лампа, телеграф ) теория цепей постоянного тока определила основные понятия.
  2.  1880-1900 годы разработка системы электротехнических устройств была изобретена электрическая машина (Д. Добровольский) теория электрических цепей, машин, передача электроэнергии на расстоянии.
  3.  1900-1917 годы период экспансии электротехники  во все отрасли промышленности. Были окончательно сформулированы электрические теории: теория электрических машин, электрических цепей, вращающихся магнитных полей. Интенсивно развивается категорийный аппарат.
  4.  1917 год и до нашего времени. От электротехники отпарковываются самостоятельные науки: электрические машины, промышленная электроника, материаловедение. Были открыты кафедры теоретических основ электротехники.

История развития содержания учебного предмета  “электротехника” отражает историю развития базисной науки.

  1.  1944 год –программа по электротехнике:
  •  электротехника
  •  электрическое сопротивление
  •  закон Ома
  •  законы Кирхгофа
  •  источники постоянного тока
  •  мощность и работа эл.ток
  •  тепловое действие
  •  магнетизм
  •  электромагнетизм
  •  электромагнитная индукция
  •  однофазный переменный ток
  •  трехфазный ток.

2.  1956 год.

  •  вводное занятие
  •  электростатика
  •  постоянный ток
  •  электромагнетизм и магнитная индукция
  •  однофазный переменный ток
  •  трехфазный переменный ток.

3.  1962 год.

  •  введение
  •  электрическое поле
  •  постоянный ток
  •  электромагнетизм и электромагнитная индукция
  •  переменный ток.

4.  1978год,1984год

  •  основные понятия об электрических и магнитных полях
  •  электрические цепи постоянного тока
  •  магнитные цепи
  •  электрические цепи переменного тока.

При формировании содержания учебного предмета необходимо учитывать следующее:

  1.  Учебный предмет не должен копировать историю развития базисной науки
  2.  Содержание учебного предмета должно быть логически связано. Без этого формирование системы понятий невозможно.
  3.  Учебный предмет должен быть определенным образом сконцентрирован исходя из целей обучения, психолого-педагогических требований к учебному процессу и с учетом структуры базовой науки.

Цели обучения электротехники

Цели должны учитывать:

  •  социальный заказ на специалиста
  •  состояние электротехнической науки

Цель обучения электротехнике : сформировать у учащихся систему электрических знаний и умений являющихся компонентом технических знаний по электрическим устройствам.

При подготовке специалиста радиотехнического, электротехнического профиля специфика целей требует:

  1.  Понимать особенности применения электрической теории к объектам электронной практики. Представить основные этапы истории развития электрических устройств.
  2.  Знать сущность применяемых электротехнических методов при решении практических задач.
  3.  Иметь достаточную научно-техническую подготовку для изучения спец. Технологии и для выполнения учебно-производственных работ.

Структура  содержания электротехники в настоящее время:

В настоящее время действует 4 программы по электротехнике рассчитанные на 139-155 часов,   100-120 часов, 80-100 часов, 55-80 часов.

Структуры программ одинаковы.

1 раздел: электрические и магнитные цепи

раздел: электротехнические устройства

раздел: производство, распределение и потребление электроэнергии.

При построении всей программы используются принципы индукции (от простого к сложному).

Внутри раздела, содержание строится с учетом принципа дедукции (от общего к частному).

Методический анализ в профессиональном обучении.

1.Сущность методического анализа.

.Структура методического анализа.

.Метод-ая редукция.

Метод. анализведущий вид метод деятельности педагога. Анализу педагог подвергает все компоненты педагогического процесса: цели, содержание, методы, формы, результат.

Наибольшее количество времени отводится анализу содержания, в том числе анализу учебно-программной документации.

Больше всего времени у педагога занимает анализ и подготовка к учебному материалу урока.

Учебным материалом называется  часть соц. опыта, подлежащий усвоению за единицу учебного времени, который воплощен в тексте учебника, речи учителя или других средствах.

Функции метод анализа.

Выявление и преодоление трудностей понимания и усвоения учащимися новых знаний и умений.

Трудности:

1.Техническая терминология

2.Слабая наглядность содержания.

3.Непродумана логика учебного материала неадекватна познавательной.

Цель метод.анализа.

Состоит в определении приемов, способов и форм, презентации содержания учебного материала.

Объектом метод.анализа является содержание учебного материала, методы, методики.

Предметом метод.анализа являются приемы, способы, редуцирование содержания учебного материала с учетом психологических особенностей учащихся к пониманию и освоению информации.

Редуцирование –трансформация, преобразование понятия, логики, структуры содержания учебного материала.

Результатом мед.анализа является конспект, схемы, плакаты, алгоритмы.

Метод.анализ учебного материала  это мыследеятельность преподавателя по выявлению понятейного состава, структуры и логики учебного материала и выполнению метод. пеработки с учетом специфики формируемых технических понятий психологических закономерностей познавательной деятельности учащихся.

Структура метод.анализа

  •  подбор, знакомство с учебным материалом
  •  структурно-логический анализ
  •  метод редукции
  •  состав предметно-познавательных действий
  •  выбор методов обучения, средств
  •  конкретизация цели: обучающая (педагог), когнетивная (учащийся)
  •  рефлексия метод.деятельности.

Подбор и ознакомление с учебным материалом.

С выбором, подбором учебного материал преподаватель встречает 3 сложности:

  •  По вновь вводимым учебным дисциплинам нет учебников. В этом случае преподаватель пользуется учебниками для ВУЗов. Уровень теоретического обобщения и матем-ий аппарат этого материала достаточно сложный, поэтому его нужно редуктировать и адаптировать материал познавательной возможности учащихся.
  •  В учебнике отсутствует информация по изучаемой теме. В этом случае преподаватель осуществляет поиск информации по статьям, методически его перерабатывает в структуру, логику усвоения его учащимися.
  •  Когда нет единого учебника, но есть знания ученика по теме и представить свой материал, свою логику изложения учебного материала.

Структурно-логический анализ.

-это выделение элементов знаний (учебных элементов), их классификация, а также установление связей (отношений между ними).

Существует несколько классиф. понятий :

  1.  По времени изучения понятий в учебном процессе

-новое понятие (понятие впервые изучаемое на данном уроке)

-опорное понятие (понятие на основе которого идет формирование новых понятий)

  1.  Разграничение понятий по уровню усвоения.

-знакомство

-воспроизведение

-умение

-трансформация.

Знакомство –уровень для понятий второстепенного характера, который учащийся должен определить, классифицировать.

Воспроизведение –уровень для понятий, который используется для объяснения характеристик и конструкции электротехнических объектов, решение задач, алгоритм которых вытекает из известных формул.

Умениеуровень для понятий, используемых при решении практических задач, алгоритм которых не дается в готовом виде.

Трансформацияуровень для понятий, используемых при решении творческих задач, изучение смежных дисциплин.

3.Метод редукция –трансформация абстрактных теоретических положений в научной области знаний уровню понимания учащихся.

В методике применяют 6 приемов метод. редукции :

-Лингвистическая трансформация учебного материала

-Вербальность и метафоричность формулировок

-Элиминация  менее важных аспектов.

-Мнемотехника.

-Операциональное определение технических понятий.

-Остенсивное определение технических понятий.

Лингвистическая трансформацияпреобразование конструкций слов, словосочетаний, предложений в другие близкие для понимания учащегося.

Вербальность -  знаково-символьная информация, например информация, выраженная в формулах, поясняют вербально, т.е. на словах.

Элиминация –опущение менее важных аспектов содержания учебного материала.

Мнемотехника –облегчение понимания содержания путем образования искусственных ассоциаций.

Операциональное определение –установление однозначного соответствия между термином и понятием через указания операционного состава действий с объектом изучения.

Остенсивное определение понятий –способ соответствия между знаком или словом и объектом изучения, в результате чего знак приобретает для учащегося значение.

Использование метода редукции не должно  нарушаться научность, объективность, правильность изучаемого.

  1.  Определение состава предметно-познавательной деятельности.

Состав предметно-познавательной деятельности действительно позволяет спроектировать модель учебной деятельности учащегося, приводящую к полному усвоению материала в содержании данной темы.

На этом этапе преподаватель планирует действия учащихся.

  1.  Выбор методов обучения .

Для осуществления выбора необходимо знать дидактические условия, которые объективно влияют на процесс обучения:

А) Структура и логика изложения учебного материала по конкретной теме урока.

Б) Учебно-познавательные возможности учащихся.

В) Профессиональная подготовка педагога, возможности преподавателя.

Г) Материально-техническое оснащение лабораторий, кабинетов, мастерских.

  1.  Конкретизация обучающейся когнитивной цели.

В структуре метод. анализа процедура вживления конкретизации и формулировки целей, учение и обучение строится на заключительном этапе. В отечественной педагогике наиболее распространена точка зрения, что цель должна определить отбор содержания. Этому соответствует общая цель обучения.

Формулирование общей цели определяется требованиями профессиональной характеристики, задачами образовательной системы. Отобранное и сконструированное в ходе метод .анализа  содержание позволяет выявить и сформулировать конкретные (частные) достижимых для учащихся и преподавателя целей урока.

Различают:

1.Обучающуюся цель. Цель, которая формулируется для преподавателя и описывает планируемый результат его педагогической деятельности на уроке.

2. Учебная цель –описывает достигаемый результат, которым учащийся должен располагать в конце изучения темы выражен в психологических новообразованиях у учащихся, новых знаниях и умениях, приемах познавательной практической деятельности.

3.Когнитивная цель –познавательная,  которая формулируется преподавателем для учащихся и описывает планируемом на заданном когнитивном уровне результат и учебно-познавательной деятельности на уроке.

Существует 6 когнитивных целей (уровней):

-знания

-понимание

-применение

-анализ

-синтез

-оценка.

Таксономия целей, автор Блум (1956г.)

I уровень : Знания. Характеризуется запоминанием  и воспроизведение изученного материала (конкретные определения, целые теории).Учащийся на этом уровне знают употребляемые термины, знают факты, методы процедуры.

П уровень : Понимание.  Характеризуется преобразованием материала из одной формы в другой. Учащихся понимает факты, правила и принципы, интерпритирует словесный материал, графический, математический.

Ш. Применение. Характеризуется умением применения изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Учащиеся используют термины и понятия в новых ситуациях, законы и теории применяют конкретно в практической деятельности.

IV. Анализ. Характеризуется умением разбивать материал на составляющие части, чтобы наблюдалась его структура. Учащиеся видят ошибки в логических рассуждениях, оценивают значимость фактов, выявляют скрытые неявные положения, предположения.

V. Синтез. Характеризуется умением комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной ( например, написание рефератов). Учащийся пишет небольшие творческие сочинения, предлагает план проведения эксперимента и использует знания из различных областей.

VI. Оценка. Характеризуется умением оценивать значение того или иного материала. Учащийся может оценить логику построения, оценить соответствие выводов имеющихся данных, значимость того или иного продукта деятельности.

7. Рефлексия методической деятельности. Анализ собственной мыследеятельности педагога в ходе урока. Это заключительный этап методического анализа и является особым видом деятельности педагога с собственным сознанием, со структурами обучающей методической  деятельности, с мыследеятельностью. Рефлексия по сути есть оценка и контроль человеком собственных действий.

Приемы рефлексии:

-уточнение

-сомнение

-вопрос

-утверждение

-предположение

-установление причинно-следственных связей

-анализ результатов.

Методическое конструирование предметно-знаковых систем обучения.

  1.  Конструирование спецификаций учебных элементов и графов учебной информации.
  2.  Технология разработки опорного конспекта.
  3.  Разработка листов рабочей тетради.

Значение предметно-знаковых средств обучения  является опредмечивание в различных формах информации об объекте изучения.

К предметно-знаковым системам относится:

  •  учебники
  •  учебно-справочные пособия
  •  наглядные пособия ( плакаты, опорные конспекты)
  •  дидактический материал (карточки заданий, тесты, листы рабочей тетради, спецификации, графы и т.д.).

Спецификация  является табличной формой представления отобранных учебных элементов или понятий . Содержит название учебных элементов, их символы и группировку понятий по различным основаниям : по времени формирования понятий (опорные и новые),уровни усвоения.

Имея спецификацию, преподаватель определяет понятия, которые необходимо актуализировать (вспомнить), конкретизировать цели обучения, уточнить их в соответствии с уровнями усвоения, отобрать задачи и учебные задания в соответствии с уровнем усвоения.

Граф учебной информации.

Графом называется графическая наглядно представленная связь между понятиями и учебными элементами.

В методике применяется плоский граф-дерево. Вершины графа –учебные элементы ( УЭ) или понятия. Ребрами или дугами показываем связь между ними.

Если вместо ребер графа используем ориентирование в пространстве вектора, то получаем структурно-логическую схему. Структурно-логическая схема – отображает не только логику формирования понятий, но и последовательность ( динамику) формирования понятий.

Структурно-логическая схема строится для части графа (понятие, описывающие физические процессы, явления).

Все понятия в графе группируются на соответствующих горизонталях или порядках. На порядках помещаются понятия, объединенные некой содержательной сущностью, например, 1-ый порядок –конструкция, 2-ой порядок –принцип действия, 3-ий порядок –параметры и т.д.

Последовательность порядков определяет общую логику познавательной деятельности учащихся. Любая  деятельность,  в том числе и учебная ,определяется следующей структурой:

УД = ООД + ИД + Контр.Д + Корр.Д, где :

ООД –ориентировочные действия

ИД –исполнительные действия

Контр.Д –контролирующие действия

Корр.Д  - корректировочные действия

УД –учебная деятельность.

Технология разработки учебных конспектов.

Основатель В.Ф.Шаталов.

Опорный конспект  представляет собой условно-логическую схему информации, составленную с использованием символов, ключевых слов, условных обозначений. Опорные конспекты должны содержать не более 400 знаков.

С точки зрения методической деятельности опорный конспект –это наглядное представление основного содержания учебного материала в логике познавательной деятельности учащихся.

Ориентировочными действиями в опорном конспекте являются различные средства описывающие познавательный образ изучаемого технического объекта ( определения, чертежи, блок-схемы, принципиальные схемы).

Исполнительские действия задаются приемами :

1.математическое описание параметров сигналов, протекающих в техническом объекте.

2.знаковое представление сущности физических процессов в виде символической записи, отражающей причинно-следственные связи (логические цепочки).

3.графическое представление параметров сигналов, протекающих в техническом объекте (векторные, временные диаграммы).

Контролирующие и корректирующие действия в опорном конспекте в явном виде не присутствуют, но так как опорный конспект дает целостную картину знаний и этапы его формирования, то преподаватель может скорректировать деятельность учащихся на любом из его этапов.

Приемы составления опорного конспекта.

При разработке опорных конспектов используют следующие приемы кодирования информации :

  1.  Опорные сигналы (опорные слова, условные обозначения, различные контурные рамки, шрифты, словосочетания, и т.д.)
  2.  Мнеманические приемы –система приемов, позволяющая облегчить запоминание, путем создания смысловых ассоциативных , структурных связей.
  3.  Аббревиатура.
  4.  Логические цепочки.
  5.  Ассоциации: жизненные, аналогии.
  6.  Цветовое кодирование –применяется не более 4-х цветов. Яркими цветами –основная информация, зелеными, синими –вспомогательная информация.
  7.  Символика:

При разработке опорных конспектов по техническим дисциплинам наряду с общими приемами применяются приемы, взятые из структуры технического знания ( схемы, блок-схемы), а так же чертежи, рисунки, эскизы, диаграммы.

Разработка листов рабочей тетради

Назначение рабочей тетради (РТ)

В наше время среди разнообразия средств обучения отсутствуют специально разработанные средства, организующие деятельность учащихся. Единственное средство  управления деятельностью учащимися является метод, но это очень слабое средство. На метод обучения отводится 20% успеха. Поэтому деятельность учащихся складывается стихийно.

Молодой педагог плохо ориентируется в системе учебных действий учащихся. Даже опытный преподаватель не всегда знает систему складывающихся действий учащихся (система знаний , умений, навыков).

Нет мощного инструментария, который бы конструировал действия деятельности учащихся. Типичные учебные действия осуществляются учащимися при изучении “электротехники”:

  •  действий с формулами, преобразование их
  •  зарисовка принципиальных схем и блок-схем
  •  запись определений
  •  расчет и анализ параметров
  •  построение векторных диаграмм, потенциальных временных графиков
  •  описание принципов действия устройства.

Это наиболее крупные учебные действия, в основу которых положены различные методы электротехники.

Контроль знаний у  учащихся:

  •  опрос: не всех опрашиваешь, затрачивается много времени, есть случайность, эпизодичность
  •  контрольная работа: проводится для всего класса, можно определить типичные ошибки в деятельности учащихся, но причину ошибки преподаватель не всегда может определить анализируя результаты контрольной работы.

В качестве оптимального средства обучения предлагаются листы рабочей тетради.

Лист рабочей тетради это разновидность предметно-знаковых систем обучения, с помощью которых специальным образом конструируется учебная деятельность учащихся по овладению, усвоению учебного материала по предмету.

Спец.средства, с помощью которых в листах РТ определена учебная деятельность учащегося:

  •  пропуск, многоточие (вписать смысловую единицу, ключевое слово)
  •  дана схема: требуется перечислить элементы конструкции электрической цепи
  •  или представлено начало схемы и надо дочертить рассматривающее устройство
  •  даны окошечки в формулах, т.е. вписать символы
  •  дается опорный график колебания тока или напряжения, необходимо достроить другие параметры сигналов
  •  представлен график сигнала, требуется определить параметры сигнала
  •  даны оси координат, требуется построить график
  •  дано условие задачи, начало расчета, требуется закончить решение задачи
  •  дана схема устройства, требуется определить направление движения сигналов.

Таким образом, лист рабочей тетради –это мощное средство в руках преподавателя по формированию учебной деятельности учащихся на уроке и усвоению учебного материала на уроке.

Рабочая тетрадь может служить и средством контроля (тест), с помощью которого преподаватель за небольшой промежуток времени может протестировать и оценить деятельность всего класса и каждого учащегося.

Р –действия учащегося в листе РТ

Q –количество правильных действий

К –коэффициент усвоения учащихся

Кодовая инструкционная карта –(КИК)

КИК применяют в производственном обучении. Они опредмечивают практические операции и последовательность выполнения этих практических операций.

Технология разработки КИК.

1.Проанализировать изучаемый трудовой процесс и составить основные операции трудового процесса.

.Вычислить наиболее сложные операции, в состав которых входят несколько приемов.

.Определить логику, последовательность выполнения операций.

  1.  Каждую операцию и прием закодировать. Как правило операции кодируются аббревеатурой выражения.
  2.  Каждой операции и приему присваивается символ

             - операции

                 - приемы

  1.  Выстраивается последовательность выполнения операций. Внутри каждой операции своя аббревиатура.

Таким образом, учащийся видит последовательность операций и приемов.

Контроль в проф. обучении.

 Контроль –проверка знаний, предусматривающая оценку по результатам учебной деятельности.

Цели контроля :

  1.  Корректировка подготовки и проведения занятий
  2.  Мотивация, стимулирование.

Задачи:

  1.  Проверка уровня знаний учащихся, качество преподавания.
  2.  Закрепление ранее усвоенных знаний, умений, систематизация, обобщение.
  3.  Воздействие на учебно-воспитательный процесс.
  4.  Выявление лучшего опыта работы, обобщение и распространение его в пед.коллективе.
  5.  Организация работы преподавателя по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Требование к контролю:

  1.  Планомерность.
  2.  Систематичность.
  3.  Объективность.
  4.  Экономичность.
  5.  Обозримость.
  6.  Простота.

Дидактические принципы контроля:

  1.  Принцип действенности, т.е. Контроль должен приносить положительный результат.
  2.  Принцип систематичности –плановая, непрерывная, с постоянным усложнением проверка.
  3.  Принцип индивидуальности –индивидуальный подход контроля к каждому учащемуся.
  4.  Принцип дифференцирования  - расчленение итоговой оценки на несколько степеней.
  5.  Принцип объективности –подразумевает личность педагога.
  6.  Принцип единства требований –единство требований всех преподавателей по всем предметам.

Функции контроля:

  1.  контролирующая
  2.  обучающая
  3.  воспитывающая
  4.  развивающая
  5.  организующая

Классификация методов контроля:

  1.  По месту проведения контроля в процессе изучения курса (предварительный, текущий, периодичный, итоговый).
  2.  По охвату учащихся в единовременном акте проверки (индивидуальный, групповой, фронтальный).
  3.  По форме предъявления (устный, письменный).

Положительные стороны устного ответа:

  1.  наводящие вопросы
  2.  темы изложения, память

Отрицательные стороны устного ответа:

  1.  не возможно охватить всех.
  2.  Большая затрата времени
  3.  Потеря внимания всей группы.

Достоинства письменного ответа:

  1.  массовость
  2.  временная характеристика
  3.  возможность анализа.

Недостатки письменного ответа:

  1.  проверка контрольных работ.
  2.  Невозможность индивидуального подхода.

Формы контроля:

  1.  Тесты
  2.  Задачи
  3.  Листы рабочей тетради
  4.  Экзамен
  5.  Контрольная работа
  6.  Самостоятельная работа
  7.  Диктанты
  8.  Зачет
  9.  Карточки-задания.

Объективный метод –тесты.  

Используются специальные контролирующие процедуры, называемые тестом. Результаты поддаются однозначному и воспроизвод. измерению (эталону).

Субъективный метод –подразумевает личность педагога.

Тесты классифицируются:

  1.  по уровню усвоения. (1 уровня, 2 уровня, 3 уровня). 4 уровня нет
  2.  по включению теста в процесс обучения (входящий, текущий, рубежный, итоговый).

Методические советы при конструировании тестов.

  1.  Составление спецификации, графа.
  2.  Определение объектов контроля и выделение понятий.
  3.  Разработка тестов.
  4.  Проверка логики и корректировка тестов.
  5.  Размножение тестов.

Требования к разработке тестов 1 уровня.

1. Соответствие содержанию и объему полученной информации.

  1.  Простота. Задание должно требовать от учащихся только одного вопроса или параметра.
  2.  Однозначность задания.
  3.  Подробность вопроса и лаконичность ответа.
  4.  Идентичность всех ответов по форме, содержанию, объему.
  5.  Оптимальное количество ответов.
  6.  Грамматическое и логическое соответствие ответов вопросу.

Требования к разработке тестов П, Ш уровня.

1.Соответствие содержанию и объему полученной информации.

.Простота заданий.

.Соответствие к контролир. уровню усвоения.

.Однозначность задания.

………………….

Методы проф. обучения.

Методы формирования электротехнических знаний.

  1.  Общая характеристика методов обучения.
  2.  Выбор методов обучения.
  3.  Правила организации и реализации проблемно-развивающего обучения.

Методы

Обучения                                         Воспитания

(дидактика, методика)                                  (педагогика)

Метод –способ взаимодействия преподавателя и учащегося.

Метод –основное понятие методики профессионального обучения.

Метод -  логический регулятив, отражающий совокупность правил подходов, принципов и определяющий способ взаимодействия между преподавателем и учащимися по реализации поставленной цели.

Классификация методов обучения:

  1.  По источнику информации.
  2.  По субъекту деятельности.
  3.  По основным дидактическим задачам.
  4.  В последнее время применяется моно классификация. В ее основу положен характер учебно-познавательной деятельности (УРД учащихся).

Все методы обледенены в 3 группы:

  1.  Методы организации и управления УПД учащихся.
  2.  Методы мотивации и стимуляции.
  3.  Методы контроля и самоконтроля.

Мотивация позволяет скорректировать действия учащегося, подготовить их к усвоению материала.

В 1 группу методов входят методы, отражающие или описывающие источник информации, описывающие логику изложения (дедукция), методы, характеризующие степень самостоятельности познавательной деятельности учащихся.

Методы проблемно - развивающего обучения получили широкое распространение, т.к.:

1.Данная система методов реализует проблемный подход и к обучению. Это объясняется тем, что проблемность отражает наличие объектных противоречий в изучаемый технических дисциплинах.

2.Система методов отражает характер и взаимосвязь деятельности преподавателя и деятельности учащегося и тем самым реализует деятельностную основу обучения.

.Прооблемно-развивающее обучение строится на основе принципа целесообразности.

Проблемно - развивающее обучение использует методы:

  1.  Монологический (рассказ)
  2.  Показательный
  3.  Диалогический (беседа)
  4.  Эвристический (новые знания усваиваются в коллективном обсуждении)
  5.  Исследовательский
  6.  Алгоритмический
  7.  Программированный.

В методике проблемного обучения очень важна постановка проблемных вопросов перед учащимися. Можно выделить 3 группы противоречий из которых объективно вытекают учебные проблемы:

.Связана с об-того функционирования электротехнических устройств и отдельных элементов электрических систем.

.Вытекает из физики явлений процессов, протекающих в электротехнических устройствах.

.Связана с конструкционными параметрами объектов.

Монологичесий метод.

Признаки: материал излагается преподавателями в сложной форме, у учащихся доминирует испол-ая деятельность или деятельность по образцу.

Деятельность преподавателя

Деятельность учащегося

  1.  Сообщить тему урока и план объяснения.
  2.  Сформулировать основные проблемы в создании учебного материала.
  3.  Поставить демонстрационный эксперимент.
  4.  Объяснить принципы действия устройства.
  5.  Показывает основные математические уравнения, описывающие связь параметров.
  6.  Приводит пример расчета типового устройства.

Учащиеся записывают тему и план урока.

.Уяснить основные проблемы.

3.Учащиеся наблюдают за демонстрационным экспериментом.

4.Записывают основные пояснения.

.Запись основной математической зависимости.

.Уясняют алгоритм расчета.

Показательный метод.

Признаки:

  •  осмысление
  •  решение проблем, которые возникают в истории развития электротехники
  •  активная постановка демонстрационного эксперимента.

Деятельность учащихся –репродуктивная, направленная на осмысление логики изложения учебного материала.

Деятельность педагога.

Деятельность учащегося.

1.Сообщить тему урока.

.Сформулировать основные проблемы в создании учебного материала

.Проиллюстрировать содержание проблемы примерами из истории науки

.Постановка демонстрационного эксперимента с целью усиления наглядности и доступности понимания проблемы учащимися.

.Продемонстрировать все этапы эксперимента, измерив параметры.

  1.  а) графики функции зависимости

б) вывод основных формул математической зависимости.

8.Формирует основные выводы.

  1.  Записывают тему и план урока
  2.  Уясняют основные проблемы
  3.  Небольшие сообщения, осмысление проблемы в истории развития науки.
  4.  Осознание проблемы.
  5.  Учащиеся наблюдают, записывают в таблицу измеренные параметры.
  6.  а) то же самое, но под руководством преподавателя

б) запись основных формул.

7.Повторяют вместе с преподавателем

.Запись и осмысление основных выводов.

Методы формирования электротехнических умений.

Проблема методов ПО относительно нова в методике ПО. Педагогические исследования велись в области общеобразовательных дисциплин, а затем выявленные закономерности переносились на ПО.

Предполагается, что методы формирования электротехнических умений можно применять при формировании производственных умений, т.к. эти процессы сходны.

Другие исследователи предполагают, что деятельность учащихся при формировании производственных умений репродуктивно и носит повторяющийся характер, следовательно методы применяют при формировании практических умений –практические (учебная, лабораторно-практическая работа, упражнения, учебные задания и др.)

Для объяснения сущности методов ПО необходимо проанализировать связь содержания обучения с характером обуч. Деятельности. Как правило при формировании электротехнических знаний деятельность учащихся носит познавательный характер. Результатом ее является формирование системы понятий. Все знания представлены в предметно-знаковой форме.

При формировании производственных умений деятельность учащихся связана с объектами труда и различными средствами труда.

Учебная деятельность носит преобразующий характер, результатом ее является материальные объекты. На каждом этапе учащийся самостоятельно решает большое количество производственных задач.

Деятельность учащихся продуктивна, т.к. при решении производственных задач он руководствуется собственным профессиональным опытом , знаниями и выбирает один из нескольких путей ведущих к результату.

Организации этой деятельности способствуют методы ПО, к которым относятся методы формирования электротехнических знаний (отдельные) , специфические методы, отражающие суть ПО.

Наиболее эффективно применяют словесный, наглядный, диалогический методы.

Из специфических методов:

  •  показ трудовых действий
  •  тренировочный метод
  •  алгоритмический и эвристический методы

Применяются в том случае, когда мастеру необходимо объяснить учащимся правильность и последовательность трудовых операций и показать их учащимся.

Тренировочный метод.  В условиях когда в учебных мастерских не возможен полностью  трудовой процесс или  аварийные режимы работы электрооборудования широко применяются тренажеры, имитирующие все стадии производственного процесса.

В этом случае используется тренировочный метод, организующий процесс формирования производственных умений с помощью непроизводственных упражнений.

Алгоритмический метод. Необходим для формирования у учащихся навыков технической диагностики, помогает решить задачу обучения устранения неисправностей того или иного технического объекта.

Эвристический метод. Представляется в виде трех упражнений:

  •  проектировочного, предполагает задачи на построение технологический процессов
  •  регулировочные, задание на устранение условного или заданного на тренажере отклонения технологического процесса и установления нормального режима работы
  •  диагностика, поиск причины неисправности устройств.

Организационные формы ПО.

  1.  Технология урока теоретического обучения.
  2.  Проблема урока  в методике обучения
  3.  Особенности построения дидактических и методических подструктур урока.
  4.  Планирование и проведение лабораторных работ.
  5.  Технология урока ПО.

Урок –комплексная составляющая педагогического процесса, включающая в себя все компоненты педагогического процесса и характеризующаяся:

  1.  Постоянным составом учащихся.
  2.  Временными рамками.
  3.  Целью урока.

Структура урока.

А). Традиционный урок.

  •  организационный момент
  •  опрос учащихся по домашнему заданию
  •  изложение нового материала
  •  закрепление нового материала
  •  домашнее задание.

При такой структуре ведущую деятельность выполняет преподаватель, который реализует объяснительно-иллюстрационный подход к обучению. Деятельность учащихся носит репродуктивный характер.

Б). Проблемно-развивающий или современный.

  •  организационный момент
  •  актуализация опорных знаний (воспроизведение в памяти учащихся опорных понятий, обеспечивающих фундамент для формирования новых электротехнических понятий)
  •  формирование новых понятий и способов деятельности
  •  применение новых знаний и способов деятельности
  •  домашнее задание должно носить творческий характер ( не просто заучивание учебного материала, а его систематизацию и обобщение).

Не только решить дидактические задачи, но и смоделировать деятельность учащихся в ходе урока.

Рассмотренные этапы урока представляют дидактическую структуру урока, который является общим алгоритмом планирования деятельности преподавателя.

Методическая подструктура урока позволяет смоделировать по следующим направлениям:

1.Сформирование установки.

.Отбор и структурирование учебного материала.

3.Планирование и руководство самостоятельной деятельностью учащихся в ходе решения учебно-познавательных задач.

Методическая подструктура характеризуется сочетанием методов наиболее оптимальных для каждого конкретного урока и преподавателя.

  1.  Выделение цели и задач урока.

Составляет первый этап деятельности преподавателя, который осуществляется с помощью анализа учебной программы.

Цель –результат, который преподаватель должен предвидеть в конкретных действиях учащихся. Цель отражает систему изучаемых структур электротехнических понятий и уровня усвоения изучаемого материала.

Задачи –программа действий преподавателя по обучению, воспитанию, развитию учащихся..

Для формулировок целей используют:

  •  сформулировать понятия на уровне знакомства
  •  объяснить принципы действия
  •  сформулировать умение по расчету. Обобщить знания.
  •  систематизировать знания по расчету…..
  •  дать представления….

  1.  Организация начала урока.

Направлена на решение воспитательных задач. На этом этапе необходимо сформировать интерес к изучаемому материалу.

  1.  Актуализация –деятельность преподавателя.
  •  опрос учащихся по опорным конспектам
  •  решение задач с применением опорных знаний
  •  постановка демонстрационного эксперимента
  •  организация беседы по опорным понятиям.

Деятельность учащихся должна обеспечивать готовность к усвоению новых знаний.

  1.  Формирование новых знаний и способов деятельности.

В зависимости от поставленных целей преподаватель продумывает организацию деятельности учащихся в соответствии с планируемым уровнем усвоения учебного материала. Раскрытие сущности новых понятий.

Методика уроков ПО.

1.Структура и организация традиционного урока ПО.

2.Совмещенный (бинарный) урок спецтехнологии и ПО.

3.Анализ уроков.

Урок –форма организации учебной деятельности.

Отличие урока ПО от теоретического урока:

  •  целевая установка, формирование практических или профессиональных умений и навыков.
  •  отличие в характере деятельности учащихся, деятельность практическая, преобразующая, деятельность с объектами труда и т.д.
  •  разное материально-техническое обеспечение урока
  •  временной фактор. Длительность 6 часов.

Структура урока.

№ этапа

Содержание этапа

Время этапа

1.

Организационный момент. Дается целевая установка на весь день.

15 мин.

2.

Вводный инструктаж. Цель: сформировать у учащихся состояние готовности выполнить планированные учебно-производственные задания. Актуализация опорных понятий. Показ технологии выполнения учебно-производственного задания по частям. Техника безопасности. Работа с инструкционной картой. Метод: показ трудовых действий в сочетании с диалогическим методом. Групповой инструктаж.

45 мин.

3.

Распределение учащихся по рабочим местам и подготовка рабочего места.

20 мин.

4.

Текущий инструктаж по работе.

Цель: выполнение учебно-производственного задания. Конкретные целевые обходы мастера по рабочим местам учащихся. В соответствии с логикой производственного процесса или по основным крупным операциям. Показ практических действий. Алгоритмический метод. Диалогический метод. Метод диагностики хода выполнения учебно-производственного задания. Предотвращение травм, порчи оборудования, брака, индивидуальный инструктаж.

3,5 часа

5.

Уборка рабочих мест учащимися.

20 мин.

6.

Заключительный инструктаж. Цель: подведение итогов урока. Содержание: анализ выполненных работ учащимися. Определение положительных сторон деятельности учащихся и недостатков. Оценка деятельности учащихся.

25 мин.

Бинарный урок.

Впервые стали применяться в 1985 году в учебных заведениях проф.образования. Стала очень распространенной формой урока.

Анализ тематического плана спец.тех. и ПО показал, что смежные темы того или иного курса изучаются не синхронно. Нет оптимальных межпредметных связей.

Тема по спецтех. Изучалась раньше, а тема ПО изучалась значительно позднее. В связи с этим опорные знания забываются.

Мастер вынужден вновь рассматривать теоретический материал, который давно пройден.

Идет дублирование учебного материала.

Переконструирование логики синхронного изучения. Технические знания –достаточно сложны, понятия, которые обладают высшим уровнем теоретического обобщения.

Это не просто совмещение, а интеграция 2-х видов деятельности учащихся.

Ф0 –создание целевой установки на уроке, формирование этапов всей технологии выполнения учебно-производственного задания, создание ориентировочной деятельности.

ФЗАК –подведение итогов, оценка знаний, умений, навыков учащихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23714. Запись, чтение и составление выражений 40.5 KB
  Цели урока: формировать представление о математических выражениях как о словах математического языка повторить понятия числового и буквенного выражения учить делать перевод текстов с русского языка на математический и наоборот повторить и закрепить приёмы устных вычислений нумерацию натуральных чисел смысл сложения и вычитания взаимосвязь между ними сложение и вычитание многозначных чисел решение задач понятие периметра многоугольника развивать внимание логическое мышление способности к обобщению исследовательские умения...
23715. Запись, чтение и составление выражений 58 KB
  Запишите выражения для ответа на вопрос задачи: а Площадь прямоугольника с см2 а ширина – 7см. – Почему в классе разные ответы а часть ребят совсем не справилась с заданием Что необходимо знать что бы с заданием справились все Для решения первой задачи надо знать как найти ширину прямоугольника по его площади и длине а для решения второй задачи формулу площади прямоугольника. – Поднимите руку те кто не знает формулу нахождения площади прямоугольника К решению этой задачи учащиеся были подготовлены на этапе актуализации по этому...
23716. ХУДОЖНЄ ВИХОВАННЯ В УМОВАХ НОВОЇ ЕСТЕТИЧНОЇ СОЦІАЛЬНОЇ РЕАЛЬНОСТІ В УКРАЇНІ 71 KB
  На основі аналізу феномена „масова культура” з’ясувати проблему його впливу на поведінку людей та необхідність прищеплення естетичного смаку особистості...
23717. Значение выражения, урок рефлексии 59 KB
  Повторить и закрепить понятия буквенного и числового выражения взаимосвязь между арифметическими действиями решение уравнений на сложение и вычитание алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел. Здравствуйте ребята Чему мы учились на прошлых уроках Составлять читать и записывать математические выражения. В каком виде мы записывали ответ В виде числового или буквенного выражения.
23718. Значение выражения 66 KB
  – Какие выражения ещё мы учились составлять и записывать Буквенные выражения. – Сегодня на уроке мы продолжим работать с буквенными выражениями. – Как вы думаете что можно делать с буквенными выражениями Находить их значения.
23719. Метод весов 52.5 KB
  – Решите уравнение: а методом проб и ошибок; б методом перебора: 3. Решите уравнение: 3а 33 = 8а 8 3. – Чем отличается это уравнение от уравнений которые решали раньше В этом уравнении переменная стоит в обеих частях уравнения. – Как же быть Надо найти способ который позволит решить такое уравнение.
23720. Метод перебора 76.5 KB
  – Установите закономерность и продолжите ряд на три числа. – Что вы можете сказать о множителях в произведении Они являются делителями числа 252 252 делится на x и на y. x – 1y 6 = 252 – Что вы можете сказать о втором уравнении Множители во втором уравнении являются делителями числа 252. – Что вы можете сказать о корнях первого и второго уравнения Одни и те же числа.
23721. Метод весов 45.5 KB
  – Что интересного вы можете рассказать о полученном ряде чисел – Назовите самое большое число из данного ряда. 109 – Назовите самое маленькое число из этого ряда. – Замените число 25 суммой разрядных слагаемых разными способами. Вспомните как была построена математическая модель 10х y = xy 52 для задачи 5: Задумано двузначное число которое на 52 больше суммы своих цифр.
23722. Метод проб и ошибок 61 KB
  – Какие уравнения мы учились решать на прошлом уроке Уравнения вида x аx = b – Что мы использовали при решении уравнений Свойства чисел. – Какие уравнения мы ещё получали при переводе текста задачи на математический язык Уравнения вида: x x а = b. – Подберите корень уравнения: – Объясните способ решения который вы использовали. – А есть ли у этого уравнения другие корни 3.