48508

РИМСКОЕ ПРАВО

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие римского частного права. Отличие частного права от публичного. Исторические значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции.

Русский

2013-12-11

96.5 KB

3 чел.

PAGE  18

Содержание лекционных занятий дисциплины

                 «РИМСКОЕ ПРАВО»

Тема 1. Введение в римское частное право

Вопросы: 1. Понятие римского частного права. Отличие частного права             от публичного.

Ius civile и  ius gentium. Взаимное  влияние Ius civile и  ius gentium.

2. Исторические значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции.

3. Отечественная литература по вопросам римского права.

1.Под термином «римского права» понимается правовой порядок,

существовавший в римском государстве от основания Рима (753 или 754 гг до н.э.) до смерти императора Юстиниана (565 г. н.э.).

Мы с вами будем говорить о римском частном праве, и поэтому необходимо выяснить, что понималось в Риме под частным правом.

В Риме еще в древние времена различались две отрасли права – публичное и частное право, ius publicum и ius privatum. Тит Ливий (I в. н.э.), очевидно, пользуясь уже сложившейся терминологией, говорит, что Законы XII таблиц являются источником всего публичного и частного права.

Классическое разграничение публичного и частного права дает Ульпиан:

«Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное – которое относится к пользе отдельных лиц»

С точки зрения этого определения, кладущего в основу  деления содержание нормы, т.е. различие в охраняемых правом интересах, под публичным правом следует понимать те нормы, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют правовое положение государства и его органов  (термин ius наряду со своим основным значением «право», «правомочие» часто употребляется в смысле «нормы права»). Сюда относятся: строй государственных органов, компетенция учреждений и должностных лиц, акты, выражающие властвование государства (наказание преступников, взимание налогов и т.п.). В ряде случаев «публичное право» понималось римскими юристами и в смысле вообще норм, имеющих безусловную обязательную силу и не могущих быть измененными путем соглашений частных лиц. Частное же право – это нормы права, защищающие интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми. В область частного права входят семейные отношения, собственность, наследование, обязательства и т.п.

Частное право противополагается публичному праву и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулирующей деятельности государства является ограниченным. Оно представляет известный простор автономии отдельных лиц, т.е. глав семейств, товаропроизводителей, выступающих на рынке, и подобным им частных собственников, представителей класса рабовладельцев: человек волен защищать или не защищать свою собственность, волен предъявить иск или не предъявлять иска; содержание договора определяется соглашением сторон, - и договор защищается органами государства лишь в случае предъявления иска лицом, потерпевшим от неисполнения договора.

Но эта частная автономия имеет свои пределы, определяемыми публичным правом. Нормы публичного права должны быть соблюдаемы при всех условиях и не могут быть изменены отдельными лицами. Вообще характер норм публичного права имели нормы, защищавшие интересы класса рабовладельцев в целом.

Рим не знал термина «гражданское право». Римский термин ius civile имел ряд значений. В особенности он означал6 а) древнейшее право римских граждан (цивильное право), и в этом смысле цивильное право противополагалось преторскому праву; б) всю совокупность юридических норм, действующих в данном государстве  (civitas) и выраженных в законах этого государства.

Рим был государством рабовладельческим. Классу рабовладельцев противостоял класс рабов. Раб был вещью, находившейся в собственности господина, и никаких прав не имел. Права предоставлялись лишь свободным людям, и одной из основных задач римского частного права являлось закрепление за рабовладельцами неограниченной возможности эксплуатировать рабов. Коренное противопоставление свободных и рабов, бесправие рабов являлось важнейшим принципом римского частного права, проходящим через всю его историю.

Но не все и свободные люди являлись, в особенности в древнейший период Рима, субъектами частного права. Первоначально полноправными людьми признавались лишь римские граждане. Все, не входившие в римскую общину рассматривались в принципе как бесправные. Они считались врагами, которые не пользовались никакой защитой, которые могли быть уничтожены или обращены в рабство. Такое положение характерно для замкнутого хозяйства древней общины. Лишь развитие производства и обмена, расширение торговли с соседними государствами влекло за собой, и притом весьма постепенно, расширение круга лиц, являвшихся субъектами частного права в римском государстве.

Этот процесс шел двумя путями. С одной стороны по мере роста территории римской державы и завоевания соседних государств, происходило включение в римское  государство ряда чужеземных общин; тем самым непрерывно увеличивалось количество римских граждан. К началу нашей эры римская империя включала в свой состав самые разнообразные муниципии, колонии, общины, провинции. Римское гражданство потеряло свои прежние, узко национальные черты. С другой стороны, развитие торговли с другими народами вызывало необходимость признания и за купцами других стран основных частных прав, которые необходимы для торгового оборота: право собственности, право вступать в договоры и требовать исполнения договора путем судебного иска и т.п. Это предоставление прав чужакам достигалось главным образом не путем распространения на неримлян норм, исконно регламентировавших частные права римских граждан, но путем выработки претором для взаимоотношений римлян и неримлян (перегринов)  и неримлян между собой, особой системы частного права – «права народов» (ius gentium).

Ius gentium являлось неоднородным по своему составу: оно включало в себя как нормы, взятые из иконного римского права, так и нормы, заимствованные из права других народов (в частности – из греческого права).Так создавался дуализм исконного римского права (цивильного права) и права народов, кончившийся победой  ius gentium над исконным национальным римским правом(это произошло в первые века н.э.)

Изложенные обстоятельства привели к выработке юридического принципа, лежавшего в основе римского частного права и являвшегося в свое время огромным шагом вперед: появилось (хотя и с рядом ограничений) начало формального равенства в области частного права всех свободных лиц.

2. Историческое значение римского частного права

Римское частное право оказало могущественное влияние на все дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного на частной собственности. Оно представляет собой одно из важнейших исторических явлений права. Римское право стало одним из факторов развития гражданского права.

3. Отечественная и зарубежная литература по вопросам римского права

Русская и иностранная литература в этой области – необъятна. Разработка римского частного права в Западной Европе началась  начиная с XIIXIII веков и шла по двум основным направлениям: а) исследование истории римского частного права, б) приспособление его  к современным потребностям.

Многовековая разработка римского частного права имеет ряд серьезных достижений. Все огромное правовое наследство Рима приведено в ясность, проверено и сист6матизировано трудом ряда поколений ученых.

По истории римского частного права можно указать учебники И.А. Покровского (1917 г), В.М. Хвостова (1919 г.)

Тема 2. Источники римского права

  1.  Состав источников римского права к началу 1 века н.э.
  2.  Право цивильное и право преторское. Римские магистраты и значение их эдиктов для выработки новой системы права. Процесс взаимодействия права цивильного и преторского. Кодификация эдиктов.
  3.  Деятельность юристов. Формы их деятельности. Значение римской юриспруденции для формирования и развития права.

Римские юристы на службе у императоров. Виды литературных произведений римских юристов. Сабинянская и прокульянская школы юристов. Виднейшие классические юристы. Упадок римской юриспруденции. Закон о цитировании.

Кодификация юстиниана; причины и процесс кодификации. Конституции, их содержание и система. Дигесты. Их состав и содержание. Кодекс Юстиниана. Новеллы.

1.

2.

Изучению подлежат источники права периода принципата и домината (I-VI вв. н.э.). Для понимания их необходимо предварительно охарактеризовать в основных чертах состояние источников римского права к концу республики.

В силу особенностей исторического развития к этому времени в составе римского права можно различать отдельные системы, которые возникли не одновременно, а складывались одна за другой.

Древнейшее римское право называлось квиритским по имени древнейшего племени квиритов (ius Quiritium). Это название оставило свой след в древнейших сделках, в формальных оборотах языка, особенно там, где дело шло о праве собственника на вещи. Именно эта система права и получила позднее название цивильного права, подчеркивающее строго национальный характер права римских граждан, права государства-города. Законодательство XII таблиц и последующие законы определяли подробно порядки охраны, а также прижизненных и посмертных распоряжений важнейшими объектами квиритской собственности.

Наряду с этой системой цивильного права постепенно сложилась другая система права – право преторское (ius praettorium или  honorarium, от слова «honores» - почетная должность).

Эта система права была вызвана к жизни развитием экономики, ростом рабовладения, сосредоточением в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности. Рост групп ростовщиков и землевладельцев сопровождался обострением классовых противоречий. Все эти новые социально-экономические условия делали старые постановления цивильного права недостаточными и с количественной стороны и с качественной  стороны. Эти постановления нужно было пополнять и даже исправлять. Эта работа легла на судебных магистратов, главным образом – преторов. Она совершалась постепенно. В результате получился ряд институтов, разработанных преторами преимущественно путем эдиктов и снабженных созданными ими новыми средствами защиты. Параллельно цивильному праву создалась система преторского права.

Цивильное права противополагалось не только преторскому праву, но также еще одной системе – праву народов. Эта система представляет собой самое оригинальное явление в римском праве.

Цивильное право применялось только к римским гражданам. С развитием производства и обмена, с расширением торгового оборота, стало необходимым признать основные черты права (право собственности, право заключения договоров и т.д.) и за не-римлянами. На этой почве и сложилась система права, получившая название ius gentium.

В итоге исторического развития эта система включила в себя разные элементы. К понятию права народов относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного вступления в брак и права торговли (commercium). Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений и имевшее общий характер благодаря племенному родству и тесным экономическим связям членов латинского союза, например, свободные от формализма сделки обмена. Наконец, с распространением римского господства на провинции право народов заимствовало торговые институты различных частей империи.

Ius gentium становится синонимом универсального права. Претор применяет нормы  ius gentium к спорам между гражданами, если они возникли из коммерческих отношений. Когда претор признавал данное притязание подлежащим защите, но это притязание не могло быть обосновано нормами цивильного права, преторы давали формулы исков, основанные на фактах, в которых основные моменты заимствовались из обычаев международной торговли и оборота. Так образовалось право, всецело приноровленное к жизни; оно разрабатывалось практикой  судебных магистратов и нередко выражалось в торговых обычаях. Ius centium является правом универсальным в том смысле, что оно применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от их гражданства.

Дуализм противоположных укладов – цивильного права и права народов – не мог не привести к их взаимному слиянию. Этому процессу способствовал, прежде всего, собственный интерес господствующего класса в развитии гражданского и торгового оборота и укреплении торговых отношений во всех областях покоренного мира. Преторское право, судебный обычай, неиссякаемая активность юриспруденции привели к тому, что ius civile и ius gentium стали постепенно сливаться. Преторское право, поддерживая и развивая  ius civile, реально проводило принципы ius gentium. В этом же направлении двигалось новое обычное право, слагавшееся в недрах торгового оборота. Особенно сильно содействовало развитию  ius gentium новое толкование права – nova interpretatio iuris. За 50 лет до н.э. оно выдвинуло значение воли, как существенного элемента совершения сделок.

Строгость и формализм цивильного права особенно долго держались в области семейных и наследственных отношений, на которых почти не отражалось действие ius gentium. Наоборот, обширная область оборота движимостей, едва намеченная в цивильном праве, развивалась под влиянием ius gentium.  С особенной силой и быстротой сказалось влияние ius gentium на область договорных отношений. Под этим влияние создавались новые типы договоров, которые, в отличие от цивильного права, строились на основе соглашения сторон, независимо от каких-либо торжественных обрядов и вообще формальностей. Такое влияние права народов на цивильное право было взаимным, так как институты права народов быстро поглащались цивильным правом, и одновременно шел процесс включения (и усовершенствования) старых цивильных норм в право народов. Этот процесс все усиливался с развитием римской экономики, так что сами римляне приравнивали ius gentium к ius civile.

На теоретическую выработку представлений о праве народов оказали большое влияние доктрины греческой философии, перенесенные и усвоенные римскими юристами. Для них право народов всегда оставалось правом чисто римским, а не правом иностранным. Теоретически право разделялось юристами на две области права: цивильного и права народов. Тут обнаруживалось влияние Аристотеля, разделявшего право на естественное  и законное.

Так пришла новая теория, разделявшее три порядка. Она противопоставляла право народов не праву цивильному, а праву естественному, которое устанавливало, что «по праву природы все люди являются равными».

Изложенное противопоставление права народов цивильному праву дополнялось в эпоху принципата противоположением справедливого права aequitas – строгому праву, ius strictum. Практикой юристов был введен в обиход принцип справедливости. Закрывая глаза на такое вопиющее неравенство как рабство, римские юристы говорят о справедливости, как начале равенства всех в области права и перед законом. В области частного права принцип справедливости долго понимался юристами чисто эмпирически и практически, как стремление идти навстречу нарождавшимся требованиям морали и справедливости. В конце республики и право собственности возводили к естественной справедливости.

Считалось несовместимым с принципом справедливости, что кто-нибудь путем обмана извлекал какую-либо выгоду. Противоположность обману составляла добрая совесть. Принцип справедливости находил особо широкое применение в преторской эдикте и, таким образом, право справедливости проникало многие положения эдикта и преторского права. Комментаторы эдикта очень часто объясняли постановления преторского права принципом справедливости.

Указанное выше понимание права народов было римлянами еще расширено и сблизилось с возникшим в конце республики представлением о ius naturale (естественного права). Цицерон первый определил его как требование морали и утверждал, что право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям.

Ульпиан считал в некоторых отношениях и право собственности основанном на естественном праве: «Право собственности над некоторыми вещами мы приобретаем по праву народов, которое в силу естественного разума одинаково соблюдается между всеми людьми». Представление Ульпиана о естественном праве является вообще чрезвычайно широким. Он признавал, что естественное право распространяется даже на животных, тогда как право народов ограничивает свое действие только людьми.

Виды источников права

Институции Гая дают такое перечисление источников права: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов. Этот перечень должен быть дополнен еще одним источником, а именно, обычным правом.

Обычное право. Институции Юстиниана разделяли все право по признаку письменной и устной формы источников. В последнюю категорию источников входил древнейший источник права – обычай, осуществлявшийся, когда не было ни определенного закона, ни определенного права. Существовали только обычаи и религиозные предписания. Позднее обычное право было кодифицировано в XII таблицах (V в. до н.э.) (самые законы XII таблиц в большей части были закреплением обычаев). Сюда относились нормы, укрепившие полноту отцовской власти, регулировавшие отношения между супругами, порядки опеки и наследования. Опубликование XII таблиц государственной властью превратили этот сборник обычаев и новых распоряжений в свод законов цивильного права, который стал исходным пунктом дальнейшего развития римского права.

С усилением законодательной деятельности государства обычай (ius non scriptum) в значительной мере потерял свое значение.

С установлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи – именно, функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского права.

Наряду с прежним обычаем появляется новый – судебный, и судебная практика.

Если ранее считалось, что «Установившийся издревле обычай заслуженно соблюдается как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами. Ведь самые законы связывают нас не по какой-либо другой причине, как по той, что они приняты по решению народа. Заслуженно соблюдается и то, что народ без всякой записи выражает свою волю на самом деле и фактами. Поэтому совершенно правильно принято даже такое правило, что законы отменяются не только по решению законодателя, но также  и в силу молчаливого согласия всех, путем непримерения.

Но позднее, в 319 г. н.э. последовало распоряжения, согласно которому «авторитет обычая и долговременного применения представляетя не малым, однако его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум или закон». При издании этой конституции имелось в виду ограничить местные обычаи (Египта, Сирии и других провинций). С другой стороны, конституция выдвигает на вид общие смысл и цели закона – носителя права. Его не могут изменять местные пережитки и состояние права, иногда в его первобытной форме.

Закон. В древнем Риме (республика) законом являлось решение комиций – народного собрания (populus) того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:

  1.  Магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона, испрошение закона.
  2.  Народ, собранный магистратом в комиции, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа («как просишь» или «стою на старом законе»).
  3.  Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената. Испрошенным законам противопоставлялись к концу республики законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя полководцами в завоеванных провинциях.

Виды законов по их санкции. Формулировка принятых законов распадалась на три части: 1)надпись, указывавшая имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона;

2) содержание самого закона и 3) санкция. Последняя содержала гарантии соблюдения закона. Со стороны этих гарантий различались три вида законов: 1) законы, воспрещавшие какой-либо юридический акт и объявлявшие его ничтожным, 2) законы, которые боролись с нежелательными актами угрозой невыгодных последствий, не объявляя ничтожными самих актов; 3) законы, содержащие только воспрещение актов, без угрозы невыгодными последствиями.

К концу  I в. н.э.  народные собрания перестали проводить  законы, хотя их законодательная власть не была упразднена. Последнее упоминание о народных собраниях находится в аграрном законе конца I в  н.э.

Эдикты магистратов.

Третий чисто римский источник права представляли эдикты магистратов (претора, курульного эдила, правителя провинции).

При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время своей деятельности. Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита).

Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского (или гонорарного) права. В эпоху принципата за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. По-прежнему эдикт ставиться наравне с цивильным правом. Однако независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовались больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами своих эдиктов формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью. Подчиненные сенату преторы потеряли всякую инициативу. Сенат обычно подписывал преторам проводить свои постановления (выносившиеся под сильным влиянием императоров), и те послушно предоставляли специальные иски. Вводилось уже мало нового в эдикты предшественников, а новые статьи добавлялись только по предложениям сената или особо влиятельных юристов.

Кодификация преторского права. Дальнейшее развитие преторской деятельности формально потеряло свое основание, когда при Адриане, в целях закрепления отдельных постановлений преторского права, юристу Сальвию Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок накопившиеся к тому времени материалы постоянного эдикта – edictum perpetuum (125 – 138 гг. н.э.). Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано. Другими словами, была произведена кодификация преторского права. Правда, постоянный эдикт не был признан законом, но, по предложению инператора, особый сенатусконсульт объявил его неизменяемым; право делать прибавления и дополнения было оставлено лишь за императором. Преторы продолжали выставлять эдикт в Риме и в провинциях

Э но только в окончательной редакции Юлиана. Юлиановская редакция эдикта не сохранилась, однако, благодаря вызванным кодификацией эдикта и в основном дошедшим до нас обширным комментариям Гая, Ульпиана и Павла стало возсожным восстановить текст и расположение содержавшихся в эдикте постановлений и формул. Кодифицированный эдикт распадался на определенное число титулов небольшого объема с заглавиями и охватывал две части. В главной части были опубликованы отдельные  моменты и пункты исков, в дополнительной – приведены типовые формуляры исков. В эдикте не соблюдалось особой системы, т.к. содержание его складывалось исторически, в течение веков, и обусловливалось практическими соображениями и историческими случайностями. Содержание эдикта вытекало при теспублике из компетенции (officium) судебных магистратов и устанавливалось ими по соображениям современной политики правящего класса.

Отношения между цивильным и преторским правом. Некоторые правила ius civile воспроизводились в эдикте, и обратно, достижения преторского права переходили в область цивильного права. Императорские конституции и рескрипты, развивая цивильное право, шли иногда путем заимствования из эдикта. Процесс такого взаимодействия охватывал различные институты права.

Уже говорили о процессе слияния.

Сенатусконсульты. В начале принципата превратились в законодательные акты постановления сената (редкие при республике). С I до серединыIII вв. н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует. В сенатусконсультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенатские законы назывались также, как и законы в юридическом обиходе, по имени или прозванию тех лиц, кто их предложил. Сенат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись лишь оформлением предложений императора, которые тот в силу своей власти мог вносить в сенат письменно или устно.

Юриспруденция

Деятельность старых республиканских юристов. Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Развивавшаяся экономика и т.п.  предъявляли новые запросы, требовавшие новой формулировки прав рабовладельцев. Юристы, являвшиеся представителячми класса рабвладельцев, с exgt[jv hрарешали ставившиеся им жизнью задачи: закрепление прав собственника, выработку форм договоров и т.п.

В республиканский период их деятельность имела практический характер и выражалась в редактировании формальных актов, в руководстве ведением судебных дел, в даче советов.

Деятельность старых республиканских юристоввыражалась, прежде всего, в толковании права. Так, путем толкования развилась большая часть институтов цивильного права.

Литературная деятельность старых юристов. В соответствии с практическим характером деятельности старых республиканских юристов их литературная деятельность выражалась в комментариях к 12 таблицам.  Боле поздние произведения дают обобщение практики, ряд юридических правил. Наконец, появились систематические комментарии по отдельным системам цивильного и преторского права. Кв. М. Сцевола (I в  до н.э.) был составителем первого подробного изложения цивильного права в 18 книгах. Сервий Сульпиций Руф (I в. до н.э.) дал первый комментарий преторского эдикта. Его ученик Алфен Вар комментировал обе системы (цивильного и преторского) права в 40 книгах дигест.

Из других республиканских юристов нужно назвать Марка Манилия, Марка Юния Брута и Публия Муция Сцеволу (II в. до н.э.), о которых позднейшие юристы говорили, что «они основали цивильное право». Выдающимся юристом был также Цицерон.

Деятельность классических юристов. Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (IIII вв. н.э.), признаваемый за классический. В эту эпоху достигло своего наивысшего развития право частной собственности, частное право.

Задачи, стоящие перед юристами классической эпохи, отдличались большой сложностью. Классовые противоречия все больше обострялись, восстания рабов приняли такие формы и размеры, что весь рабовладельческий строй оказался в опасности, и требовались чрезвычайные меры для обеспечения господства верхушки рабовладельческого класса. Беспрерывно росли противоречия между различными группировками свободного населения. Необходимо было проявить гибкость и разрешать вновь возникшие воросы в интересах господствующего класса, в первую очередь – в целях закрепления неограниченного права собственности рабовладельцев на рабов и права собственности на землю.

Классич. Юристы успешно справились с этой задачей. Верные своему практическому направлению, они в своих кратких и весьмиа четких решениях отдельных казусов удовлетворяли новые запросы жизни в соответствии с интересами господствующего класса. При этом, нередко наблюдалось, что, устанавливая по существу новые принципы, римские юристы приурочивали их к старым понятиям и подкрепляли ссылкой на авторитет старых юристов.

Отходя от старого, строго цивильного права, новое толкование направилось в сторону искания справедливого и доброго. Это новое толкование опиралось на зачатки тогдашней науки. Реторическая теория толкования права к концу республики вошла в систему обучения, достигла зрелости и оказала глубокое влияние на римскую юриспруденцию. Она ставила себе целью научить своих учеников возможно логичному толкованию. Риторическая теория протестовала против старого формализма и буквального толкования. В спорных случаях теория рекомендовала искать настоящей воли законодателя, выявлять те цели, которые преследовал законодатель, в юридических же сделках цели, которые ставили себе договаривающиеся стороны.

В республиканскую эпоху не существовало юрисконсультов и заинтересованные лица обычно обращались к тем, к кому имели доверие. Август и его преемники, в целях привлечения на свою сторону авторитетного сословия юристов, предоставили некоторым наиболее выдающимся юристам право давать официальные консультации по поручению императора. Ответы таких привилегированных юристов имели такую же силу, как и собственные императорские толкования, и были обязательны для судей.

Кодификация Юстиниана.

Задачи и процесс кодификационных  работ при Юстиниане.

В первой половине VI в. встала задача из двух потоков памятников прошлого – императорских законов (leges) и работ классических юристов (ius) – создать свод законов, пригодных для применения в новых политических условиях. (восстановление единства Римской  Империи).  Для того, чтобы старые источники превратить в живые источники нового  права, нужно было создать из хаоса текстов, законов, конституций одно целое. Перед юристами еще была поставлена задача использовать все, что дало развитие пава за три столетия, т.е. отразить изменения, которое претерпело римское право под греческими, восточными и христианскими влияниями. Клодификация Юстиниана отличается от предыдущих кодификаций большим размахом ит более высоким творчеством.

Предыдущие сборники были только  leges, предварительные сборники и хрестоматии по ius были плодом работ и знаний беритской и константинопольской правовых школ, где еще в V в. н.э. укрепилось изучение римского права. Эти труды были использованы в клдификации Юстиниана. Кодификация имеет много недостатков, особенно в самой технике законодательства, но имеются и положительные стороны, в частности, в области некоторых нововведений.

Характерно было стремление соединить разнообразные ветви римского права (напр., цивильного и преторского) и удалить отжившие институты. Новый законодательный труд стремился быть продолжением  развития классического права и устранить его недостатки.

Появившееся к 534 г. окончательное собрание является основным источником для изучения римского права. В {II в. оно получило сохранившееся до нашего времени название – corpus iuris civilis – свод гражданского права. Состоит оно из  четырех основных частей:

  1.  Institutiones – в четырех книгах (институции – учебники по римскому частному праву);
  2.  Digesta (сборник сочинений 39 римских юристов) в составе  7 частей и 50 книг; 432 титулов и 9123 отдельных фрагментов;
  3.  Codex – в 12 книгах, представляющий свод важнейших императорских указов (конституций) от Адриана до Юстиниана;
  4.  Новеллы – 168 новелл (новых законов), изданных Юстинианом после второй редакции кодекса.

Иные памятники

Памятники литературы.  Произведения римских историков (Тит Ливий – конец I в. до н.э.), начало I в. н.э.; Тацит I-II вв. н.э.), римских грамматиков, а также произведения римских землемеров.

Писатели II  и III вв. до н.э. Плавта ит Теренция, предающих в своих комедиях быт с многочисл. Ссылками на состояние римского права. Произведение римских ораторов ( от Катона до Цицерона- римс. Суд. Практика), Сенека (филисофско- юр. познание).

Надписи. На могилах, камнях, дереве, коже, посуже, постройках.

Ппапирусы. Относятся к публичному и частному праву, административному и фин. Порядкам (акты гражд. Состояния и т.д.).

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9471. Преступления против семьи и несовершеннолетних 42 KB
  Тема №9. Преступления против семьи и несовершеннолетних. Постановление Пленума ВС РФ от 14.02.2000г. О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних. Общая характеристика. Гл.20 представляет собой комплекс норм, направлен...
9472. Преступления против собственности 55 KB
  Преступления против собственности. НПА: Постановление пленума ВС СССР № 4 от 11 июля 1927 о судебной практике по делам о хищении государственного и общественного имущества Постановление пленума ВС РФ...
9473. Преступления против собственности 38.5 KB
  Преступления против собственности 1 вопрос. ст. 161 УК. Грабеж Грабеж - открытое хищение чужого имущества, т.е. открытый способ завладения имуществом. Открытое - которое совершается в присутствии собственника или иного владельца, либо на в...
9474. Преступления в сфере экономической деятельности 108 KB
  Преступления в сфере экономической деятельности общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности. Преступления в сфере экономической деятельности - предусмотренные уголовным законом умышленное общественно опасное деяни...
9475. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях 39 KB
  Тема 13: Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях. ПП ВС РФ от 10.02.2000 в ред. От 6.02.2007 о судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» ПП ВС РФ от 16 октября ...
9476. Преступления против общественной безопасности 103 KB
  Тема № 14: Преступления против общественной безопасности. 1 вопрос. Глава 24 подверглась существенным изменениям. Содержит 28 составов преступлений. Из них все тяжкие и особо тяжкие. Видовой объект: общественная безопасность согласно ФЗ о без...
9477. Незаконный оборот оружия 28.5 KB
  Тема № 15: Незаконный оборот оружия. 1. ФЗ Об оружии 1996 г. 2. ПП ВС РФ от 12.03.2002 О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств с измен. От 6.0...
9478. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности. 70.5 KB
  Преступления против здоровья населения и общественной нравственности. Тема № 16: преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Нормативная база: Закон РФ от 8 января 1998 о наркотических средствах и психотропных веществах с измен...
9479. Экологические преступления 55 KB
  Экологические преступления. ПП ВС РФ Объект видовой: экологическая безопасность, т.е. состояние защищенности природной среды от негативного воздействия на нее человека. Непосредственный объект: стабильность окружающей среды природно-ресу...