48524

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

Конспект

Финансы и кредитные отношения

Понятие финансового рынка и его структура Финансовый рынок это совокупность экономических отношений связанных с распределением финансовых ресурсов куплейпродажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Итак финансовый рынок это отношения между населением производителями и государством по поводу перераспределения свободных денежных средств на основе полной экономической самостоятельности механизма саморегуляции рыночной экономики внутрии межотраслевого движения финансовых ресурсов. Как экономическая категория...

Русский

2013-12-11

163.5 KB

19 чел.

PAGE  20

ЛЕКЦИИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК


ТЕМА 1

РОЛЬ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В ЭКОНОМИКЕ

1.1. Понятие финансового рынка и его структура.

1.2. Субъекты финансового рынка.

1.3. Характеристика объектов финансового рынка.

1.4. Законодательное регулирование финансового рынка.

  1.  Понятие финансового рынка и его структура

Финансовый рынок - это совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг.

Итак, финансовый рынок - это отношения между населением, производителями и государством по поводу перераспределения свободных денежных средств на основе полной экономической самостоятельности, механизма саморегуляции рыночной экономики, внутри-и межотраслевого движения финансовых ресурсов.

Как экономическая категория финансовый рынок выражает экономические отношения между субъектами экономики по поводу реализации стоимости и потребительской стоимости, заключенной в финансовых активах. Эти экономические отношения определяются объективными экономическими законами и финансовой политикой государства, влиянием политических партий, формирующих в конечном итоге сущность финансового рынка, то есть связи и отношения как на самом рынке, так и в его взаимосвязи с другими экономическими категориями. Экономические отношения и взаимосвязи, которые возникают на финансовом рынке, определяются объективными экономическими законами, финансовой политикой государства и реальной потребностью субъектов экономики осуществлять сбережения и инвестиции, оказывать и принимать денежные средства в долг.

Понятие «финансовый рынок» - это саморегулирующаяся система рынков, где концентрируется спрос и предложение на различные финансовые активы и услуги, связанные с приобретением активов; это сфера экономических отношений между субъектами рынка в процессе формирования и реализации спроса и предложения финансовых активов. С организационной точки зрения, финансовый рынок является системой самостоятельных отдельных рынков (сегментов), в каждом из которых выделяются рынки конкретных видов финансовых активов (сегменты).

Государство несет ответственность за создание среды, которая будет способствовать эффективному развитию финансовых систем. Это предполагает необходимость решения проблем, связанных с:

- Экономическими стимулами и макроэкономическим средой;

- Политикой финансового сектора;

- Юридическим и регулятивной инфраструктурой;

- Установлением границ сферы услуг финансового сектора;

- Надежностью и конкурентоспособностью финансовых институтов.

Функции финансового рынка

Сущность и роль финансового рынка в экономике государства наиболее полно раскрывается в его функциях, основными из которых являются:

1) мотивированное мобилизация сбережений физических и юридических лиц, государственных органов, зарубежных инвесторов и трансформация аккумулированных денежных средств в ссудный и инвестиционный капитал;

2) реализация стоимости, воплощенной в финансовых активах, и организация процесса их доведения до потребителей (покупателей, вкладчиков). Проявляется через создание сети различных институтов по реализации финансовых активов (банков, бирж, брокерских контор, инвестиционных фондов, фондовых магазинов, страховых компаний и др.).. Ее задача заключается в создании нормальных условий для реализации денежных средств (сбережений) потребителей (покупателей, вкладчиков) в обмен на финансовые активы, которые их интересуют;

3) перераспределение на взаимовыгодных условиях денежных средств предприятий с целью их эффективного использования;

4) финансовое обслуживание участников экономического кругооборота и финансовое обеспечение процессов инвестирования в производство, расширение производства и долевого участия на основе определения наиболее эффективных направлений использования капитала в инвестиционной сфере;

5) влияние на денежное обращение и ускорение оборота капитала, что способствует активизации экономических процессов. Эта функция сводится к созданию финансовым рынком условий для непрерывного перемещения денег в процессе осуществления различных платежей и регулирования объема денежной массы в обращении. Через данную функцию осуществляется реализация на финансовом рынке денежной политики государства;

6) формирование рыночных цен на отдельные виды финансовых активов. Удовлетворяя значительный объем и широкий круг инвестиционных потребностей субъектов, механизм финансового рынка через систему ценообразования на отдельные инвестиционные инструменты выявляет наиболее эффективные сферы и направления инвестиционных потоков с позиций обеспечения высокого уровня доходности капитала, используемый с этой целью;

7) страховая деятельность и формирование условий для минимизации финансовых и коммерческих рисков;

8) операции, связанные с экспортом-импортом финансовых активов и других финансовых операциях, связанных с внешнеэкономической деятельностью;

9) кредитование правительства, местных органов самоуправления путем размещения правительственных и муниципальных ценных бумаг;

10) распределение государственных кредитных ресурсов и размещение их среди участников экономического кругооборота;

11) финансового обеспечения процессов инвестирования - состоит в создании финансовым рынком условий для привлечения (концентрации) предпринимателем финансовых ресурсов, необходимых для развития производственно-торгового процесса. Процесс привлечения финансовых ресурсов содержит как накопление капитала, так и постановки его в долг (заем), в аренду (селенг);

12) обеспечение условий для минимизации финансовых рисков.

В организационном плане финансовый рынок - это совокупность рыночных финансовых институтов, сопровождающих поток средств от владельцев финансовых ресурсов к заемщикам. К ним относятся коммерческие банки, валютные и фондовые биржи, инвестиционные фонды компаний, лизинговые организации, пенсионные и страховые фонды, национальный банк, внебиржевые торговые системы, расчетно-клиринговые организации, депозитарии, инвестиционные управляющие, регистраторы, другие финансовые институты, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять операции на финансовом рынке.

Развитые финансовые рынки отражают устойчивый экономический рост, относительно однородный развитие отраслей и регионов, низкие темпы инфляции, разумные режимы налогообложения, стабильную законодательную базу, благоприятный политический климат в стране и определенный баланс финансово-экономических интересов в обществе.

Среди наиболее значимых предпосылок формирования финансового рынка в Украине следует выделить следующие: развитие альтернативного сектора экономики, формирование рыночной инфраструктуры, коммерциализация банковской сферы, отмена монополии внешней торговли, льготный порядок налогообложения доходов по ценным бумагам, отсутствие силового государственного регулирования операций с ценными бумагами. Все это позволяет усилить платежеспособный спрос, который уже сейчас формируется на рыночной основе.

Торговля финансовыми ресурсами может осуществляться в различных формах и различными методами, определяющий разветвленность и разнообразие рынка. Его структуризация осуществляется по двум основным признакам: форме ресурсов и организацией торговли ими (табл. 1.1).

Валютный рынок выполняет следующие функции:

- Своевременное осуществление международных расчетов;

- Регулирование валютных курсов;

- Диверсификация валютных резервов;

- Страхование валютных рисков;

- Получение прибыли участниками валютного рынка в виде разницы курсов валют;

- Проведение валютной политики, основанной на государственном регулировании национальной экономики и реализации согласованной политики в рамках мирового хозяйства.

В основу функционирования валютного рынка возложены валютный курс - соотношение, по которому происходит обмен одной валюты на другую, то есть "цена" денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Курсы иностранных валют устанавливаются путем их котировки в соответствии с действующими законодательными нормами и практикой, которая сложилась.

При другом подходе в структуре финансового рынка выделяют:

- Страховой рынок, на котором объектом купли-продажи выступает страховая защита в форме разнообразных страховых продуктов;

- Рынок золота (и других драгоценных металлов: серебра, платины), на котором объектом купли-продажи выступают драгоценные металлы. В Украине рынок золота является наименее развитым сегментом финансового рынка за отсутствия его правового регламентирования;

- Рынок финансовых услуг - это сфера многообразных услуг, предоставляемых субъектам финансовых отношений - предпринимательским структурам, государству и гражданам - в процессе их финансовой деятельности. Ключевыми субъектами этого рынка являются различные финансовые институты и организации, предоставляющие соответствующие услуги.

  1.  Субъекты финансового рынка

На рынках действуют субъекты рынка, участвующих в торговых операциях инструментов финансового рынка.

Субъекты финансового рынка классифицируются по форме и функциям (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Классификация субъектов финансового рынка

Главными субъектами рынка являются домашние хозяйства, фирмы, предприятия, финансовые институты, государство.

Через финансовые институты (банки, страховые компании, целевые фонды) сбережения домашних хозяйств, фирм и предприятий позволяют другим хозяйствующим субъектам удовлетворить необходимость в средствах для расширения своей деятельности.

Домохозяйство - это экономическая единица, состоящая из одного и более человек, ведущих общее хозяйство, обеспечивающее экономику факторами производства и использует заработанные на этом средства для текущего потребления товаров и услуг и сбережения с целью удовлетворения своих будущих потребностей.

Домохозяйству принадлежит чрезвычайно важная роль в системе рынка финансовых услуг. Оно является одним из его субъектов, так как часть дохода, которая не используется домохозяйством протяжении текущего периода, превращается в сбережения и может, при наличии соответствующего финансового механизма, стать мощным источником экономического роста страны.

Сфера финансов домашних хозяйств является составной частью финансовой системы страны. Это денежные фонды, формируемые у жителей страны с доходов, полученных на основе трудовой, хозяйственной и других видов деятельности. Основной целью финансов этой сферы является формирование доходной части общесемейных бюджетов (бюджетов отдельных граждан) и использование этих доходов на цели текущего потребления и накопления.

Сбережения населения - это та часть дохода семейных хозяйств, не идет на покупку товаров и услуг, а также на уплату налогов. При этом средства, предназначенные для накопления, могут быть инвестированы гражданами в различные виды доходных финансовых инструментов.

Сфера финансов домашних хозяйств обеспечивает поступление денежных средств в общегосударственный и региональные (местные) бюджеты в форме налогов, сборов и других обязательных платежей, а также инвестиции в различные ценные бумаги (другие финансовые активы), эмитированные различными государственными органами и отдельными предприятиями.

Домохозяйство выполняет в экономике три основные функции: потребление, поставки факторов производства, сбережения.

Наиболее распространенной формой сбережений является использование части дохода для создания накоплений в виде наличных денег или вкладов в сберегательных банках или для приобретения ценных бумаг.

Если домашние хозяйства в среднем тратят в течение года меньше, чем зарабатывают, то предприятия и фирмы в среднем ежегодно тратят чуть больше, чем получают от продажи своей продукции.

Государство, предоставляя кредит и получая займы, играет решающую роль на финансовом рынке. Свое влияние он осуществляет через управление процентом, денежной массой, кредитам, валютным курсом.

Государственный сектор связан со всей экономической системой через налоги, государственные закупки и займы.

Влияние государства на процесс кругооборота финансовых активов на финансовом рынке отражается через такой источник, как фискальная политика. От степени совершенства налоговой системы во многом зависит эффективность мер по выходу экономики из системного кризиса. В Украине непродуманная фискальная политика привела к усилению сокрытия национальным производителем своих доходов и перекачки денег на внешние финансовые рынки.

Увеличивая прямые налоги, правительство может увеличить и объем денежных средств, которые изымаются из домашних хозяйств. Домашние хозяйства вынуждены урезать или сбережения, или расходы на потребление, результатом чего является уменьшение национального продукта. Это может произойти как из-за сокращения доходов, которые получают фирмы от продажи потребительских товаров, так и косвенно, ввиду уменьшения объемов сбережений, а следовательно, и объемов инвестиционных средств, которые фирмы могут потратить на приобретение капитальных благ. Снижение прямых налогов стимулирует как рост сбережений, так и рост потребления, положительно влияя на рост национального продукта.

Основные типы финансовых посредников представлены в табл. 1.3.

Таблица 1.3. Типы финансовых посредников

№ з/п

Типи фінансових посередників

Види діяльності з цінними паперами

1

Торговці цінними паперами

А, Б, В, Г (Ж)

2

Инвестиционные фонды

А, Д (А)

3

Доверительные товарищества

А, Б, В, Г, Е (А, Е, Ж)

4

Страховые компании

(Ж)

5

Товарищества покупателей

(Ж)

6

Банки

А, Б, В, Г

  •  Виды деятельности с ценными бумагами: А - коммерческая; Б - комиссионная; В - выпуск; Г - консультирование; Д - совместное инвестирование с помощью эмиссии инвестиционных сертификатов; Е - представительная; Ж - посредническая.

Основная функция финансовых посредников - это помощь в передаче средств от потенциальных сберегателей к потенциальным заемщикам и наоборот, их деятельность выгодна и для сберегателей (инвесторов), и для заемщиков, а именно:

- Отпадает необходимость в поисках друг друга;

- Снижается риск невозврата займа или неэффективных капиталовложений;

- Из предыдущего вытекает рост процентного дохода заощаджувана;

- Снижаются суммарные затраты заемщика на получение займа за счет уменьшения моральных, физических потерь и затрат времени на привлечение капитала нескольких сберегателей для получения нужной суммы займа;

- Мелкие заощаджувани получают возможность участвовать в бизнесе, который дает высокие доходы (по сравнению с предоставлением в долг небольшой суммы), но который был недостижим для них из-за необходимости значительных инвестиций;

- Часто для сберегателей привлекательной является возможность получения гарантированного дохода на свой капитал (например, в виде банковского процента, дохода по облигациям, получение пенсионных прав), чем риск участия в не всегда надежных проектах (например, покупка акций) и др.

1.3. Характеристика объектов финансового рынка

Товарами финансового рынка являются денежные средства и ценные бумаги, которые выступают объектами купли-продажи на рынке.

С экономической точки зрения денежные средства являются наиболее ликвидными активами.

- Основным товаром рынка, своеобразным предметом купли-продажи этого рынка являются ценные бумаги. Они, как инструменты финансового рынка, являются документами-свидетельством о долговое обязательство или право собственности.

По многим своим функциям ценные бумаги тождественны деньгам, что является экономической характеристикой. Так, эмитент многих ценных бумаг и денег то же - государство и уполномоченные им органы. Выпуск тех и других регулируется Правительством, Министерством финансов, Центральным банком, некоторыми другими органами. И деньги, и ценные бумаги временем выпускаются для покрытия дефицита государственного бюджета, они являются строго стандартизированными, имеют определенную степень защиты от подделок.

1.4. Законодательное регулирование финансового рынка

В Украине постепенно формируются правовые нормы финансового рынка. Законы, регулирующие рынок и устанавливают над ним контроль, создаются постепенно, по мере развития рыночных отношений в целом и финансовых отношений в частности.

Законами Украины устанавливаются основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков, порядок создания и погашения государственного внутреннего и внешнего долга, порядке выпуска и обращения государственных ценных бумаг. Основными из них являются

1. Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже».

2. Закон Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине».

3. Закон Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине».

4. Постановление ВР Украины "О Концепции функционирования и развития фондового рынка Украины».

5. Указ Президента Украины «Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях».

Кроме законов, кодифицированных Верховной Радой, обязательными к исполнению являются нормативно-правовые акты исполнительной власти. Министерства, ведомства, комитеты, НБУ,. ГКЦБФР и другие органы также ежегодно издают приказы, решения, объяснения, постановления, инструкции с целью регулирования корпоративной деятельности, регистрации ценных бумаг, организации депозитарной деятельности, регулирование деятельности совместного инвестирования и др..

Финансовые отношения между участниками рынка должны быть оформлены юридическими документами - договорами или договорами, каждый из которых имеет соответствующие обязательные реквизиты. Споры, возникающие при невыполнении обязательств по соглашению одной из сторон, решаются в арбитражном суде.


ТЕМА 2

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

2.1. Понятие и типы финансовой политики.

2.2. Характеристика современной финансовой политики Украины.

2.3. Финансовый механизм.

2.4. Управление финансами в условиях рыночной экономики.

2.1. Понятие и типы финансовой политики

Составной частью экономической политики государства является финансовая политика. Финансовая политика - комплекс действий и мероприятий, осуществляемых государством в пределах предоставленных ему функций и полномочий в сфере финансовой деятельности субъектов хозяйствования и финансовых институтов, граждан и непосредственно государства с целью решения определенных задач и достижения поставленных целей.

В финансовой политике конкретизируются главные направления развития экономики; определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники, пути использования; разрабатываются механизмы регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.

Задача финансовой политики можно сформулировать следующим образом:

- Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

- Установление рационального с точки зрения государства, механизма распределения и использования финансовых ресурсов;

- Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

- Формирование финансового механизма и его развитие в соответствии с целями и стратегий, которые постоянно меняются;

- Создание эффективной и максимально действенной системы управления финансами.

В основу оценки результатов финансовой политики государства положены ее соответствие интересам общества, большинства социальных групп, а также степень достижения поставленных задач.

Тип финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики, социальной сферы, интересами правящих партий, а также теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.

Выделяют три типа финансовой политики: классический, регулирующий, планово-директивный.

Классический тип финансовой политики царил в 20-х годов XX в. У ее истоков стояли классики политической экономии Адам Смит и Давид Рикардо.

Основа классической финансовой политики - невмешательства государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Такая политика привела к ограничению государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Государственные расходы выступали, в основном, в виде военных расходов, выплат процентов по государственному долгу, его погашением. Система налогов включала наиболее простые и эффективные с точки зрения взимания косвенных и имущественных налогах. Управление финансовой деятельностью в государстве сосредоточивалась в Министерстве финансов (Казначействе).

Переход к регулирующей финансовой политики связан с обострением экономических, политических, социальных проблем в 20-х годах XX в. Она позволила в течение 30-х-60-х годов обеспечить стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, достаточное финансирование социальных расходов в большинстве европейских государств.

В основу регулирующей финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса о необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. В конечном счете обеспечивается оживление предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест, рост национального дохода и сокращения безработицы.

В отличие от классической финансовой политики главным механизмом регулирования становится налоге с доходов физических лиц. Он обеспечивает изъятие у субъектов хозяйствования доходов в виде сбережений. Такой подход позволяет обеспечить сбалансированность государственного бюджета при высоком уровне доходов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Возрастает роль рынка ссудных капиталов как источника доходов бюджета. Проводится широкомасштабная политика дефицитного финансирования, когда государство активно использует средне-и долгосрочные займы.

Управлением финансами занимаются самостоятельные специализированные службы. Они осуществляют планирование бюджета, контроль за поступлением налогов, управления государственным долгом.

В 70-е годы XX в. на основе неоклассического направления экономической теории регулирующая финансовая политика получила дальнейшее развитие. В результате этого регулирования экономики становится многоцелевым, т.е. помимо экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальную сферу, структурной перестройке хозяйства.

Главной целью становится сокращение объема национального дохода, который перераспределяется через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста объемов сбережений, снижение налогового давления.

В странах с административно-командной системой применяется планово-директивная финансовая политика.

Ярким примером проведения такой политики был СССР. Планово-директивная финансовая политика показала свою высокую эффективность в годы Второй Мировой войны, послевоенного восстановления народного хозяйства. В этот период была нужна максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства.

Плановая система управления, основанная на государственной форме собственности, позволяла осуществлять прямое директивное управление всей экономикой, в том числе и финансами. Главная цель такой финансовой политики - достижение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства в лице центральных органов власти. Дальнейшее перераспределение осуществлялось в соответствии с основными направлениями государственного плана. Характерным было непродуктивное использование средств государственного бюджета. Значительные ресурсы шли на финансирование оборонных отраслей экономики, военные расходы. Имел место остаточный принцип финансирования социальной сферы. Государство вполне регулировала финансовой деятельности предприятий за удаления чистого дохода за счет налога с оборота и последующих индивидуальных отчислений от прибыли.

Определялся предельный размер всех расходов и излишки прибыли изымались в бюджет. Иногда в бюджет поступало до 80% чистого дохода предприятия.

Использование средств населения регулировалось с помощью подоходного налога и часто принудительных государственных займов.

Бюджеты местных органов власти находились в зависимости от объемов, которые выделялись им из более высоких бюджетов в порядке бюджетного регулирования. Самостоятельные источники наполнения местных бюджетов ограничивались и, как правило, не превышали 10-15% от общей суммы доходов.

Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов.

Использование планово-директивной финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики приводит к негативным последствиям. Как показывает опыт практически всех бывших социалистических стран, результатами проведения такой политики было снижение эффективности производства, замедлению развития социальной сферы, резкое ухудшение финансового положения государства.

Финансовая политика отражает все стороны функционирования финансов и охватывает:

1. Монетарную (денежно-кредитную) политику 

2. Фискальную политику - характеризует

Бюджетная политика - это деятельность по формированию бюджета государства, его сбалансирования, распределение бюджетных средств и тому подобное.

Финансовую политику можно классифицировать по ряду признаков:

1. Финансовая политика в зависимости от продолжительности периода, на который она рассчитана, и характера задач, решаемых, включает финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - это политика, рассчитанная на долгосрочную перспективу и решение глобальных задач социально-экономического развития. Направленность финансовой стратегии определяется конкретными задачами развития общества на определенном историческом этапе развития. В условиях экономического кризиса главной задачей является финансовое обеспечение макроэкономической стабилизации, в условиях экономического развития - достижение оптимальных темпов роста ВВП. Одновременно при любых условиях основой финансовой стратегии является надежное обеспечение потребностей экономики финансовыми ресурсами и создание достаточных стимулов для эффективной деятельности субъектов хозяйствования.

Финансовая тактика - это текущая политика, направленная на решение конкретных задач соответствующего периода, вытекающие из разработанной финансовой стратегии. Она осуществляется через переориентацию финансовых ресурсов и изменений в организации финансовой деятельности. Финансовая тактика более мобильна, поскольку заключается в своевременном реагировании на экономические проблемы и диспропорции, ее главная задача - достижение стратегических целей развития.

Финансовая политика реализуется по двум направлениям: регламентирование финансовых отношений в обществе и осуществление текущей финансовой деятельности. Регламентирования финансовых отношений характеризует стратегию финансовой политики, а текущая финансовая деятельность - ее тактику. Базовым элементом является регламентирование финансовых отношений, которое может осуществляться государством в законодательной и административной формах.

Законодательное регламентирование состоит в принятии соответствующих законодательных актов, которые устанавливают субъектов финансовых отношений, их права и обязательства, порядок и методы осуществления финансовой деятельности и т.п.. Административное регламентирование предусматривает предоставление прав регулирования финансовых отношений органам государственного управления. Главной формой выработки финансовой политики является законодательное регламентирование финансовых отношений, поскольку оно ставит финансовую деятельность на стабильную правовую основу, которая делает устойчивой и финансовой политике.

2. В зависимости от степени законодательного или административного регламентирования финансовых отношений, который характеризуется той долей дохода, который распределяется и потребляется соответствии с действующими законами или административных решений, различают три типа финансовой политики:

1. Жесткая регламентация 

2. Умеренная регламентация 

3. Политика минимальных ограничений 

3. В зависимости от задач, на решение которых направлена финансовая политика, она делится на следующие виды:

1. Политика стабилизации направлена на поддержание макроэкономического равновесия на основе постоянных объемов производства при стабильности цен. Ее реализация основывается на обеспечении стабильных объемов финансовых ресурсов при постоянных пропорциях распределения и перераспределения полученных доходов. Разновидностями этой политики является политика стабилизации после экономического спада (имеет стимулирующий характер) и политика стабилизации в период экономического подъема (имеет ограничительное направление).

2. Политика экономического роста направлена на достижение необходимого для страны уровня ежегодного увеличения объемов ВВП с учетом ее потенциала. Она нацелена на расширение объема финансовых ресурсов и обеспечение их доступности как по ценам, так и по условиям привлечения. Финансовая политика экономического роста может быть реализована через рост государственных расходов, снижение уровня налогообложения и проведения политики "дешевых денег".

3. Политика сдерживания деловой активности используется для регулирования экономического цикла с целью предотвращения кризиса перепроизводства или недопущения истощения экономики вследствие чрезмерных темпов экономического роста. Способами осуществления такой политики является сокращение государственных расходов, повышение уровня налогообложения, установления высоких процентных ставок по кредитам.

4. По характеру реализации финансовая политика подразделяется на:

1. Дискреционную политика предусматривает осуществление государством определенных мер, направленных на реализацию финансовой стратегии и тактики. Конкретные меры, стимулирующие или сдерживающие, применяются в соответствии с ситуацией, складывающейся в настоящее время в экономике и финансах.

2. Недискреционная политика заключается в использовании определенных финансовых инструментов - "встроенных стабилизаторов", которые автоматически регулируют ситуацию в экономике.

Функции "встроенных стабилизаторов" выполняют налоги, а также социальные государственные выплаты, различные субсидии.

Дееспособность финансовой политики зависит от эффективности деятельности государства на каждом этапе и правильности принимаемых решений, ее формирование начинается с четкого определения целей и постановки обоснованных задач.

На основе сформированной политики осуществляются конкретные мероприятия в сфере финансов. При этом очень важно обеспечить действенность финансовых инструментов, ведь результативность финансовой политики зависит как от ее обоснованности, так и от того, как реализуются механизмы ее осуществления. В этой связи крайне важен контроль за ходом реализации произведенной финансовой политики.

Не менее важным является обеспечение рационального распределения средств между отраслями и сферами экономики, концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития.

2.2. Характеристика современной финансовой политики Украины

С 1991 года начала проводиться принципиально новая финансовая политика. На первом этапе она была направлена на выход из глубокого кризиса. Это требовало сбалансирования производства, наращивание его объемов и значительного роста национального дохода, создания научно обоснованных отношений в расчетах с зарубежными партнерами, формирования и эффективного использования валютных ресурсов. В области бюджетной политики необходима была сбалансированность государственного и бюджетов местного самоуправления, создание фондов стабилизации, дотаций для эффективного влияния на состояние развития материальной и нематериальной сфер, обеспечения потребностей государства в проведении эффективной социально-экономической политики.

Инвестиционная политика предусматривала стимулирование инвестиционной деятельности за счет собственных средств, государственных органов, бюджетных вложений, вложений иностранных инвесторов в экономику Украины, кредитных средств. В налоговой системе финансовая политика должна была создать не фискальную, а регулирующую, стимулирующую длительно-действующую систему налогообложения, а также системы эффективных связей органов хозяйствования с бюджетами.

На втором этапе финансовая политика должна концентрироваться на достижении макроэкономической стабильности, а также на эффективности распределения финансовых ресурсов. Финансы, которые играют контролирующую и стимулирующую роль, направленные на формирование эффективной структуры производства, стимулирования научно-технического прогресса, ресурсосбережения и повышения эффективности труда. При этом бюджетная политика органически связана с функционированием других инструментов и играет роль их координатора на общегосударственном уровне. Бюджетный дефицит не финансируется за счет инфляционного налога, не превышает ожидаемого реального роста и экономические субъекты должны быть уверены в стабильности налоговой системы.

Таким образом, в условиях формирования рыночной экономики финансовая политика - это совокупность мероприятий государства по мобилизации и распределения финансовых ресурсов в целях достижения роста ВВП и преодоления экономических проблем развития. Финансовая политика Украины должна учитывать реальные финансовые ресурсы, основным источником которых является ВВП. Значительное место в нем занимают прибыль, платежи и отчисления, относимые на себестоимость продукции. Поэтому необходимо сочетание государственной поддержки отраслей экономики с требованиями рынка. Государство делает экономически целесообразный выбор приоритетных отраслей, которые в основном формируют доходную часть государственного бюджета. Необходимо определить критерии финансовой помощи субъектам хозяйствования, учитывая социально-экономические особенности отдельных регионов. Также стоит учитывать, что успех финансовой политики зависит и от планирования, которое не может быть прекращено и в условиях наличия различных форм собственности. Планирование нужно использовать в тесной взаимосвязи с требованиями объективных экономических законов.

Финансовая политика должна учитывать состояние украинской экономики, ее потенциальные возможности, реальные источники финансирования.

Государство через фискальную, налоговую, денежно-кредитную политику осуществляет управление экономикой, обеспечивает финансовую стабильность. Кабинет Министров, как высший орган исполнительной власти, формирует бюджет, основные макроэкономические показатели экономического и социального развития, и осуществляет финансовую политику. Министерство финансов Украины, согласно Закону Украины "О бюджетной системе Украины", определяет параметры государственного бюджета, предоставляет обоснование и разъяснение относительно объемов затрат.

Верховная Рада ежегодно разрабатывает Бюджетную резолюцию, определяет главные направления бюджетной политики. Национальный банк Украины разрабатывает основные основы денежно-кредитной политики, а также осуществляет контроль, последовательно проводит политику обеспечения стабильности гривни.

2.3. Финансовый механизм

Реализация финансовой политики осуществляется с помощью довольно сложной системы воздействия на различные стороны финансовой деятельности отдельных субъектов - финансового механизма.

Основой этого влияния являются взаимоотношения государства, которая производит и реализует финансовую политику, с субъектами хозяйствования, которые обеспечивают производство ВВП.

Финансовый механизм - это совокупность финансовых методов и форм, инструментов и рычагов влияния на социально-экономическое развитие общества, с помощью которых обеспечивается осуществление системы распределения, перераспределения, контроля как функции финансов, создание, мобилизация и использование децентрализованных и централизованных денежных доходов, фондов и резервов . Он обеспечивает организацию, планирование и стимулирование использования финансовых ресурсов.

Финансовый механизм это, по сути, методические, организационные и правовые положения и меры, которые определяют функционирование финансов в экономике государства, их практическое использование для достижения определенных соответствующими программами целей и задач.

В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Элементы структуры финансового механизма

№з/п

Вид элемента

Сущность элемента

1

Финансовые методы

Способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Это влияние осуществляется через управление движением финансовых ресурсов, соизмерения затрат и результатов, материальное стимулирование и ответственность за эффективное использование денежных фондов. К финансовым методам относят: планирование и прогнозирование, инвестирование, кредитование и самокредитування, налогообложение, материальное стимулирование и ответственность, страхование, залоговые, трансфертные, трастовые операции, аренду, лизинг, факторинг и др.. 

2

Финансовый рычаг

Прием действия финансового метода. К ним относятся: ​​прибыль, доход, амортизационные отчисления, финансовые санкции, цены, арендная плата, дивиденды, процентные ставки по займам, депозитам и облигациям, инвестиции, валютные курсы и др.

3

Правовое обеспечение

Включает законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы органов управления

4

Нормативное обеспечение

Образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения

5

Інформационное обеспечение

Состоит из различного рода финансово-экономической информации, к которой относят данные о финансовом состоянии субъектов хозяйствования, финансовые процессы на внутреннем и международном рынках. Наличие надежной деловой информации позволяет быстро принимать финансовые и коммерческие решения, обеспечивающие максимизацию прибыли

Исходя из того, что государство через финансовый механизм осуществляет свою деятельность в области финансов, можно выделить директивный финансовый механизм и регулирующий.

Директивный финансовый механизм 

Регулирующий финансовый механизм 

2.4. Управление финансами в условиях рыночной экономики

Практическое использование финансового механизма непосредственно связано с целенаправленной деятельностью государства по управлению финансами.

 Управления содержит ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Они обеспечивают проведение финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических и физических лиц.

Объектами управления выступают:

- Денежное обращение как движение общественных фондов в денежной форме в процессе воспроизводства;

- Кругооборот капитала, охватывающий его авансирование, применение в производстве, реализацию произведенного товара и возвращение капитала к исходной форме;

- Финансовые ресурсы и их источники в виде денежных фондов, используемых для обеспечения непрерывного функционирования и развития производства, социально-культурной сферы;

- Финансовые отношения, возникающие между предприятиями и государственными учреждениями, а также отношения между торговыми, коммерческими и другими структурами.

Управление финансами на уровне государства осуществляется системами законодательной и исполнительной власти. В Украине это Верховная Рада, Президент и Кабинет Министров Украины. Непосредственно оперативное управление финансами возложено на Министерство финансов и подотчетные ему региональные и местные органы. Высший орган законодательной власти - Верховная Рада утверждает государственный бюджет и регулирует важнейшие отношения в финансовой деятельности. Это осуществляется путем принятия законов по финансовым вопросам.

Задачами финансовых служб являются:

- Создание финансовых ресурсов для производственного и социального развития, обеспечение роста прибыли, повышения рентабельности;
- Выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, банками, работниками, поставщиками;

- Содействие наиболее эффективному использованию производственных фондов и инвестиций;

- Разработка и реализация финансовых планов;

- Осуществление мероприятий по эффективному использованию производственных фондов, оборотных средств, контроль за правильным использованием финансовых ресурсов.

В целях обеспечения достижения целей управления задачами финансового планирования являются:

а) обоснование объемов и поиск децентрализованных и централизованных средств, необходимых для решения производственных, непроизводственных, территориальных и общегосударственных проблем;

б) обеспечение необходимых условий эффективного функционирования финансов;

в) достижение новых доходов, фондов, резервов.

Финансовое планирование охватывает три основных вида:

- прогнозирование финансовой деятельности (3-5 лет);

- текущее планирование финансовой деятельности (1 год);

- оперативное планирование финансовой деятельности (месяц, квартал).

Определяет задачи текущего планирования прогнозирования финансовой деятельности - генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами, охватывающая вопросы планирования и формирования финансов, решает задачи по обеспечению финансовой устойчивости предприятия в рыночных условиях хозяйствования.

Текущее планирование финансовой деятельности заключается в разработке системы финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия на предстоящий год с разбивкой по кварталам. Это планирование позволяет определить на предстоящий период все источники финансирования, сформировать систему доходов и расходов, обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, определить структуру его активов на конец планового периода.

Текущее планирование предусматривает разработку следующих видов финансовых планов:

- План доходов и расходов по производственно-коммерческой операционной деятельностью, целью разработки которого является определение суммы чистой прибыли в плановом периоде. К основным показателям такого плана относятся: объем производства продукции; сумма и уровень доходов от реализации продукции; сумма постоянных и переменных издержек; ставки и сумма основных налоговых платежей; прибыль предприятия;

- План поступления и расходования средств, целью разработки которого является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия на всех этапах планового периода. Учитывая высокую финансовую ответственность за просрочку платежей, при планировании необходимо предусматривать не только соответствие поступления и расходования денежных средств, но и наличие определенных резервов в форме остатка свободных средств;

- Балансовый план - содержит прогноз состава его активов и пассивов. Целью составления этого плана является определение возможности прироста отдельных активов и формирование оптимальной финансовой структуры капитала предприятия, что обеспечивает финансовую устойчивость его развития. При планировании активов оптимизируется соотношение оборотных и внеоборотных активов, а в составе оборотных - отдельных их групп по уровню ликвидности. При планировании пассивов оптимизируется соотношение собственных и заемных средств, а в составе заемных - кратко-и долгосрочных обязательств;

- План формирования и использования финансовых ресурсов, целью разработки которого является аккумулирование и целенаправленное расходование финансовых ресурсов, обеспечивающих финансовое развитие предприятия в плановом периоде.

На практике используют два вида бюджетов:

1. Капитальный бюджет или бюджет капитальных расходов и денежных средств разрабатывается на этапе осуществления реального инвестирования и отражает расходы на приобретение долгосрочных внеоборотных активов и плановые финансовые средства из различных источников.

2. Текущий бюджет или бюджет текущих денежных расходов и доходов разрабатывается по отдельным хозяйственным операциям или в целом за хозяйственной деятельностью предприятия, но в краткосрочном периоде и отражает текущие расходы и доходы от хозяйственной деятельности.

Наряду с финансовым планированием важную роль в управление финансами играет финансовый контроль.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19207. Движение в неоднородном магнитном поле 333 KB
  Лекция № 3. Движение в неоднородном магнитном поле. Дрейфовое приближение условия применимости дрейфовая скорость. Дрейфы в неоднородном магнитном поле. Адиабатический инвариант. Движение в скрещенных электрическом и магнитном полях. Общий случай скрещенных поля л...
19208. Аналогия световой и электронной оптики. Электронная оптика параксиальных пучков 735 KB
  Лекция № 4. Аналогия световой и электронной оптики. Электронная оптика параксиальных пучков. Движение заряженных частиц в аксиальносимметричном электрическом поле. Основные типы электростатических линз. IV. Электронная оптика. 4.1. Аналогия световой и электрон
19209. Движение заряженных частиц в аксиально-симметричном магнитном поле. Магнитные линзы 412.5 KB
  Лекция № 5. Движение заряженных частиц в аксиальносимметричном магнитном поле. Магнитные линзы. Фокусировка короткой катушкой. Магнитные квадрупольные линзы жесткая фокусировка. Магнитные электронные микроскопы. Аберрация электронных линз. V. Магнитные линзы. ...
19210. Ограничение тока пространственным зарядом в диоде. Формула Ленгмюра и Богуславского для плоских и цилиндрических электродов 325.5 KB
  Лекция № 6. Ограничение тока пространственным зарядом в диоде. Формула Ленгмюра и Богуславского для плоских и цилиндрических электродов. Учет начальных скоростей частиц. Образование виртуального катода. Предельная плотность тока пучка частиц в пролетном промежутке
19211. Расхождение пучков заряженных частиц под действием собственного объемного заряда 421.5 KB
  Лекция № 7. Расхождение пучков заряженных частиц под действием собственного объемного заряда. Прямолинейные пучки электронных лучей электронные пушки Пирса. VII. Формирование электронных и ионных пучков. 7.1. Расплывание пучков заряженных частиц под действи
19212. Электромагнитные ускорители плазмы. МГД приближение для описания динамики 269 KB
  Лекция 8 VIII. Плазменные ускорители. Электромагнитные ускорители плазмы. МГД приближение для описания динамики. Одножидкостная модель. Магнитное давление. Равновесие плазменной границы. Рельсотрон. 8.1. МГД приближение. Для описания ускорения плазмы магни...
19213. Термоэлектронная эмиссия. Статистический и термодинамические вывод формулы плотности тока термоэлектронной эмиссии 557.5 KB
  Лекция № 9. Термоэлектронная эмиссия. Статистический и термодинамические вывод формулы плотности тока термоэлектронной эмиссии. Влияние внешнего электрического поля Эффект Шоттки. Распределение термоэлектронов по энергиям. Средняя энергия термоэлектронов. Эксп
19214. Влияние поверхностной неоднородности материала катода на термоэмиссию 557 KB
  Лекция № 10. Влияние поверхностной неоднородности материала катода на термоэмиссию. Пленочные катоды. Оксидные катоды. Автоэлектронная эмиссия. Изменение температуры эмиттера при термо и автоэлектронной эмиссии. 9.7. Влияние поверхностной неоднородности материала...
19215. Фотоэлектронная эмиссия. Законы Столетова и Эйнштейна. Теория фотоэмиссии 476 KB
  Лекция № 11. Фотоэлектронная эмиссия. Законы Столетова и Эйнштейна. Теория фотоэмиссии. Кривая Фаулера. Применение фотоэмиссии в технике. Фотокатоды. XI. ФОТОэлектронная эмиссия. 11.1. Законы фотоэффекта. В широком смысле фотоэффект – это возникновение или измене