48566

ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица как субъекты предпринимательства выступают в этом качестве, как правило, путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд.

Русский

2014-03-25

75.5 KB

3 чел.

ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ.

1. Суть и содержание понятий «предпринимательство» и «бизнес».

2. Среда и функции бизнеса.

3. Классификация фирм.

4. Типы объединений предприятий.

5. Методика изучения фирм.

6. Правовое регулирование образования и деятельности фирм

1. Суть и содержание понятий «предпринимательство» и «бизнес».

Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли.

Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица как субъекты предпринимательства выступают в этом качестве, как правило, путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд.

Объединения партнеров как субъекты предпринимательства могут выступать в форме различных товариществ, арендных коллективов, акционерных обществ и др.

К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:

- самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, но в рамках правовых норм;

- экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства - получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получение высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

- хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.

Предпринимательство всегда связано с нововведениями. Сущность предпринимательства - поиск и изучение новых экономических возможностей. Чтобы выдержать конкуренцию, предприниматель непрерывно совершенствует технологию своего производства, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в рыночной среде.

Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и другие.

Экономические условия - это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах эти потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды.

Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Это в первую очередь наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с зарубежными странами. Сюда входит и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

В сегодняшних условиях понятия "предприниматель" и "менеджер" нередко совпадают, хотя один из них - собственник, а другой - управляющий. Вместе с тем, отождествлять предпринимателя с менеджером не следует. Основное качество менеджера - способность "внести организованность в неструктурированную организацию" - далеко не всегда свойственно даже преуспевающему предпринимателю. Вот почему нередко на новом предприятии, особенно крупном, на смену предпринимателю-новатору приходит хороший управляющий - менеджер.

Понятие бизнеса рассматривается в узком и широком смысле этого явления. В узком смысле бизнес связывают с условиями рыночной экономики, с действиями ее субъектов. В широком смысле бизнес-явление, присущее человеческому обществу. В рыночной экономике бизнес получает наиболее полное свое развитие, обусловленное эволюцией товарно-денежных отношений.

2. Среда и функции бизнеса.

Контрагенты (продавец/покупатель; работодатель/наемный работник; кредитор/заемщик) не прибывают в условиях изоляции, они функционируют в определенной среде, которая определяет их позиции.

Экономическая обстановка обуславливает большие или меньшие объемы денежных средств, которые могут истратить покупатели, она также определяет виды приобретаемых ими товаров, ту сумму, которую они готовы уплатить. Также экономическая обстановка определяет наличие свободных рабочих мест и соответственно избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работника при заключении трудового соглашения и т.д.

На экономическую обстановку, в свою очередь, оказывает влияние политическая ситуация.

Бизнес, его участники действуют в рамках соответствующей правовой Среды (бизнес может регулироваться положениями законов о компаниях, в части продажи товаров и услуг – законом о продаже товаров и т.д. Виды законов, которые принимает парламент, могут являться следствием политической обстановки (к примеру повышенный интерес к защите окружающей среды привел к созданию партии “зеленых”).

Социально-культурная среда определяет товары, которые люди стремятся покупать, в частности отвечающие определенным вкусам и моде.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство (чем больше торгово-промышленных операций автоматизировано, тем меньше спроса на рабочую силу. Это влияет на уровень занятости и заработную плату.).

Физическая или географическая среда характеризует природные условия, в которых осуществляется предпринимательство. Здесь имеется ввиду доступность сырья, энергоресурсов, климатические, сезонные условия, наличие железных дорог, автомобильных магистралей и т.д. Это все влияет на размещение предприятий и на расходы по доставке сырья, распределения продукции и т.д.

Институциональная организационно-техническая среда, характеризуемая наличием и разнообразием институтов, с помощью которых бизнес может устанавливать деловые взаимоотношения или вести коммерческие операции. Эти институты включают в себя:

  1.  банки (оказание финансовых услуг);
  2.  оптовых и розничных продавцов (предоставление услуг по распределению товаров);
  3.  специализированные фирмы и учреждения (предоставление профессиональных услуг);
  4.  учебные заведения (обучение рабочих и служащих);
  5.  агентства по изучению рынка (предоставление информации о рынке);
  6.  рекламные агентства (рекламная деятельность);
  7.  конторы по трудоустройству;
  8.  транспортные агентства (доставка товаров);
  9.  страховые компании;
  10.  коммунальные услуги;
  11.  поставщиков (снабжение сырьем, запчастями и т.д.);
  12.  средства связи и передача информации (размещение рекламы и другой информации для широкого оповещения).

В общем институциональная система образует микросреду.

А все вышеперечисленные системы – макросреду. Соответственно модель бизнеса состоит из двух блоков: макро и микросреды.
Это осуществление деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем и другими элементами хозяйственной среды.

Бизнес предполагает следующие функции:

  1.  ведение финансов и учета, мобилизация капитала за счет средств инвестора и кредитора, доходы от продаж и т.д.;
  2.  кадровая (отбор и прием на работу в соответствии с потребностями бизнеса);
  3.  материально-техническое обеспечение (приобретение сырья, машин, оборудования и т.д.);
  4.  производственная (превращение сырья в такой вид продукции, который необходим для продажи);
  5.  маркетинг (определение нужд потребителей и управление процессом обмена между предприятием и его контрагентами);
  6.  поддержка предпринимательства (распространение предпринимательских идей, инициативы, опыта управления);
  7.  научно-исследовательские и проектные работы.

3. Классификация фирм.

Классификация фирм по различным принципам дает возможность получить в результате изучения конкретной фирмы полное представление об организационно-правовом положении фирмы, характере и масштабах ее деятельности, позициях фирмы на мировых товарных рынках, внутрифирменных отношениях в крупных фирмах.
1. По виду и характеру хозяйственной деятельности различают следующие виды фирм: промышленные, торговые, транспортные, страховые, транспортно-экспедиторские, туристские, инжиниринговые, арендные и др.
Торговые фирмы занимаются осуществлением операций по купле-продаже товаров.
Транспортные фирмы осуществляют международную перевозку грузов и пассажиров
Страховые фирмы – фирмы, осуществляющие страхование грузов при международных морских, авиационных, автомобильных и др. перевозках. Подавляющая часть страховых операций сосредоточена в руках страховых компаний-гигантов, господствующее положение среди которых занимают компании США (более 60% объема страховых операций на мировом рынке).
Транспортно-экспедиторские фирмы специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и др. фирм. В их функции входят проверка состояния тары и упаковки, маркировки, оформление товарораспорядительных документов, хранение, страхование и т.д..
2 . По характеру собственности различают следующие виды фирм: частные, государственные, кооперативные.
Частные фирмы, существующие в виде самостоятельных независимых компаний.
Кооперативные фирмы представляют собой паевые объединения потребителей, фермеров или мелких производителей для осуществления хозяйственной деятельности, преследующей коммерческие цели.
Государственные предприятия делятся на три группы: бюджетные предприятия, государственные корпорации и смешанные акционерные общества.
Смешанные компании. Они образуются в форме акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, акции которых принадлежат государству и частным вкладчикам. Смешанные компании действуют в соответствии с законом об акционерных обществах и являются юридическими лицами, участвуя в хозяйственном обороте на коммерческой основе наравне с частными фирмами.

  1.  По правовому положению.. В данном аспекте выделяют: государственные предприятия, частные предприятия (индивидуальные), товарищества: с полной ответственностью (полное товарищество), с ограниченной ответственностью (ограниченное товарищество), акционерные общества: открытого типа и закрытого типов.

Частное (индивидуальное) – это предприятие, имеющее в одном лице и учредителя, и собственника. Все остальные в нем являются наемными работниками.
Полное товарищество – такое объединение физических и юридических лиц, для осуществления предпринимательской деятельности, с целью извлечения прибыли, члены которого отвечают по обязательствам товарищества всем движимым и недвижимым имуществом. Модифицированной формой полного товарищества является смешанное (коммандитное) товарищество. Основная его особенность заключается в том, что наряду с одним или несколькими участниками, отвечающими перед кредиторами товарищества всем своим имуществом, имеется один или несколько участников, ответственность которых ограничивается их вкладами в общество
Ограниченное товарищество – это такое объединение, которое формируется на основе заранее определенных вкладов пайщиков. Его члены не несут ответственности за выполнение обязательств общества, а рискуют лишь в пределах своих вкладов. В том и состоит смысл понятия “ограниченная ответственность”.
Акционерное общество представляет собой уставное общество с правом юридического лица, создается в разрешительном порядке и обладает уставным капиталом, разделенным на определенное число долей – акций. Ответственность членов общества, которые называются акционерами, ограничивается нарицательной стоимостью приобретенных ими акций. Акционерами могут быть как физические, так и юридические лица..
В развитых странах с рыночной экономикой существуют три формы организации предпринимательства: единоличное хозяйство, партнерство, корпорация.
4По принадлежности капитала и контролю различают национальные, иностранные и смешанные фирмы.
Национальные – это фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется местоположением и регистрацией общества.
Иностранными называются фирмы, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части, обеспечивающей им контроль. Они регистрируются в стране местонахождения.
Смешанные по капиталу фирмы – это фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация осуществляется в стране одного их учредителей. А на основе действующего в ней законодательства. Их называют СП.
5. Сфера деятельности.
К числу международных относятся фирмы, сфера производственной и коммерческой деятельности которых распространяется на зарубежные страны. По принадлежности капитала и контролю большинство из них – национальные. Отличительной особенностью международной фирмы является:

  •  наличие сети подконтрольных производственных филиалов и дочерних компаний в других странах с ориентацией либо на выпуск определенных видов продукции для сбыта на заранее известных внешних рынках, либо на снабжение материнской компании компонентами или сырьевыми и материальными ресурсами;
    •  использование технологического кооперирования и специализации подконтрольных предприятий;
    •  контроль и координация деятельности филиалов и дочерних компаний из одного центра.

Филиал не имеет юридической самостоятельности и не может вести дела от своего имени (заключать сделки, вести бухучет, отчитываться перед аудиторами). Он занимается выпуском тех видов продукции, в которой заинтересована материнская компания.
Дочерние компании обладают юридической самостоятельностью, выступают на рынке от своего имени и за свой счет.
Материнская компания не несет никакой ответственности за выполнение обязательств дочерних компаний.

4. Типы объединений предприятий.

В зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий, различают: картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги и финансовые группы.
Картель – это объединение фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности – регулирования сбыта. Для картели характерно наличие следующих признаков:

  •  договорной характер объединения;
  •  сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
  •  совместная деятельность по реализации продукции.

Соглашение об образовании картеля не всегда бывает оформлено договором.
Синдикат – это разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции и его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме АО или ООО. Функции централизованного сбыта продукции участников синдиката могут быть также поручены одному из его участников. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающая, химическая и т.д.
К объединениям картельного типа относятся также
пулы – объединения предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибылей его участников. Прибыли участников пула поступают в общий котел, а затем распределяются между ними в заранее установленной пропорции.
Трест – это объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. Все входящие в трест предприятия подчиняются одной головной компании. Различают два способа объединения разнородных предприятий в тресты:
1) непосредственные слияния активов отдельных компаний с активами материнской компании;
2) приобретение головной компанией треста долей акционерного капитала предприятий.
Концерн – это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества. Объединенные в концерне предприятия остаются юридическими лицами в форме АО или другого Общества. Концерн полностью контролирует деятельность входящих в него компаний.
Так как в концерн входят предприятия различных отраслей, то в зависимости от этого, концерны носят характер “вертикальных” и “горизонтальных” объединений.
Вертикальный охватывает предприятия различных отраслей промышленности, производственный процесс которого взаимосвязан (горнодобывающие, металлургические и машиностроительные).
Горизонтальные охватывают предприятия разных отраслей, не связанных между собой.
Промышленные холдинги – предприятия, которые сами не занимаются производственной деятельностью, а только осуществляют путем системы участия контроль за деятельностью входящих в них предприятий.
Компании, входящие в холдинг, являются юридически и хозяйственно самостоятельными и заключают международные коммерческие сделки от своего имени. Но холдинговой компании принадлежит главная роль в решении основных хозяйственных вопросов.
Финансовая группа объединяет юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия различных отраслей хозяйства, промышленности, торговые, транспортные и др. В отличие от концерна, во главе финансовой группы стоит банк или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координирует все сферы их деятельности.

5. Методика изучения фирм.

Изучаемые фирмы подразделяются на три группы:

  •  действующая клиентура (контрагенты);
    •  предполагаемая (потенциальная) клиентура;
    •  фирмы- конкуренты.

1) Каждая интересующая фирма заносится в банк данных ЭВМ (реестр) или в соответствующий раздел картотеки либо досье. По каждой интересующей фирме собираются следующие сведения:

  1.  общие сведения о фирме, которые дают представление о характере и масштабах деятельности фирмы, ее месте и роли на мировом рынке, об организации управления, хозяйственных и финансовых связях фирмы, адрес фирмы, страна регистрации, номер регистрации, телефона и телеграфа;
  2.  показатели, характеризующие экономическое и финансовое положение фирмы: величина акционерного капитала, активов, продаж, число занятых, место в списке ведущих компаний своей страны и среди компаний мира;
  3.  вид хозяйственной деятельности фирмы: промышленность, торговля и т.д;
  4.  правовое положение;
  5.  принадлежность фирмы по капиталу и контролю (национальная, смешанная, иностранная);
  6.  история образования и особенности развития фирмы: год создания и т.д.;
  7.  тип объединения, в которое входит фирма и ее положение в нем: материнская компания, филиал, дочерняя;
  8.  номенклатура производимой и реализуемой продукции;
  9.  место фирмы на мировом рынке;
  10.  значение и характер внешней деятельности фирмы (число заграничных дочерних компаний, в том числе производственных, их местоположение и т.д.;
  11.  производственная и материально-техническая база фирмы (число и местоположение производственных предприятий и их мощность, число сбытовых предприятий, складов и станций технического обслуживания и т.д.;
  12.  контрагенты фирмы, конкуренты по основным видам выпускаемой или реализуемой продукции;
  13.  структура аппарата управления фирмы;
  14.  акционерный капитал (распределение между собственниками акций, контрольный пакет акций, его принадлежность и владение);
  15.  связи фирмы с банками и характер этих связей

6. Правовое регулирование образования и деятельности фирм

Образование фирмы осуществляется лицами, именуемыми учредителями, с соблюдением условий национального законодательства о компаниях. На учредителей возлагается имущественная и уголовная ответственность за надлежащее проведение процесса учреждения: выработку и представление учредительных документов, формирование капитала, организацию органов управления, регистрацию фирмы.

Следует различать учредителей фирмы и акционеров. В качестве учредителей могут выступать юридические и физические лица, создающие фирму. Признание лица учредителем имеет большое практическое значение, так как на учредителей возлагается ответственность за надлежащее проведение процесса учреждения. В некоторых странах к учредителю предъявляется требование о подписке на определенное число акций. Акционерами являются все юридические и физические лица, владеющие акциями фирмы.

Учредительные документы

Пакет учредительных документов обычно состоит из договора (соглашения), в котором отражаются вопросы, связанные с деятельностью учредителей в процессе создания и функционирования предприятия, и устава, определяющего принципы деятельности и внутреннюю организацию фирмы.

Учредительский договор регулирует права и обязанности только учредителей общества, а устав - всех акционеров.

Устав является важнейшим учредительным документом. В нем определены:

фирменное наименование;

предмет и цели деятельности;

местонахождение;

состав участников; представительство;

размер уставного (акционерного или оплаченного) капитала;

размер долей участников (состав вклада);

виды акций, их номинальная цена и количество;

порядок формирования уставного капитала (внесение вклада каждым участником);

число акционеров;

структура, состав и компетенция органов управления;

порядок принятия решений и круг вопросов, решение которых требует единогласия;

способ публикации информации о фирме;

порядок ликвидации фирмы.

В устав фирмы могут включаться и следующие дополнительные условия:

права и обязанности участников;

содержание правоспособности и имущественный режим фирмы;

компетенция некоторых органов фирмы;

общая и исключительная компетенция высшего органа, периодичность и порядок его созыва;

состав и компетенция исполнительного органа;

срок полномочий и состав контрольного органа;

порядок отчетности фирмы;

порядок формирования и расходования финансовых фондов фирмы;

основные принципы финансирования деятельности фирмы;

направления использования финансового фонда;

порядок распределения прибыли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72071. Специфика этапов расследования краж 355.5 KB
  Кражи чужого имущества являются самым распространенным деянием из всех преступлений известных уголовному кодексу РФ и уже в силу одного этого факта представляют повышенную степень общественной опасности для экономических интересов граждан государства.
72073. Дослідження існуючих моделей для прогнозування та аналізу кредитних ризиків 2.2 MB
  В умовах сучасної світової економічної кризи і конкуренції ефективне функціонування підприємств, фінансових установ, банків неможливе без всебічного аналізу їх внутрішньої і зовнішньої діяльності, маркетингового аналізу, прогнозування, тощо.
72074. Оценка рыночной стоимости офисного помещения класса А 286 KB
  Для этого вся совокупность объектов рынка например совокупность офисных помещений предлагаемых в аренду в определенном городе в течение определенного периода должна быть разделена на группы типы классы по качеству размеру местоположению а иногда и по другим типологическим признакам...
72077. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг 98.15 KB
  О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг дополнил Основы статьями регулирующими размер оплаты жилья и коммунальных услуг...
72078. Оцінка фінансової стійкості підприємства і заходи по її підвищенню (з досвіду ЗАТ ’’Центральна районна аптека № 81’’) 930.5 KB
  Мета дослідження. Полягає в аналізі системи показників, що характеризують внутрішній фінансовий стан підприємства, необхідних для розробки програми, прийняття ділових виробничо - господарських і управлінських рішень по підвищенню фінансової стійкості та розробка пропозицій, щодо покращення фінансового стану підприємства.