4864

Условные операторы и операторы цикла

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Условные операторы и операторы цикла. Условные операторы. Язык С++ располагает несколькими условными операторами, позволяющими организовать ветвление в программе. Оператор if реализует простое ветвление, относительно выполнения условия: if ( условие...

Русский

2012-11-28

40.5 KB

6 чел.

Условные операторы и операторы цикла.

Условные операторы.

Язык С++ располагает несколькими условными операторами, позволяющими организовать ветвление в программе.

Оператор if реализует простое ветвление, относительно выполнения условия:

if ( условие )

 оператор

Здесь условие представляет собой некоторое выражение, если его значение отлично от нуля, оператор выполняется. В качестве оператора может выступать как простое выражение, так и составной оператор, например:

if ( x > 0 )

 x++;

 if ( x < 0 )

{

 x--;

 y++;

}

Кроме того, существует расширенный вариант условного оператора:

if ( условие )

 оператор_1

 else

 оператор_2

 

Если условие истинно (т.е значение выражения условие отлично от 0), выполняется оператор_1, в противном случае  оператор_2. Следующий пример демонстрирует использование условного оператора в программе, реализующей отыскание действительных корней квадратного уравнения:

#include <iostream>

int main()

{

setlocale( 0, "Rus" );

 double a, b, c;

std::cout << "Коэффициенты полинома:" << std::endl;

std::cin >> a >> b >> c;

 double D = b*b - 4*a*c;

 if ( D > 0.0 )

{

 double x1 = ( -b + std::sqrt( D ) ) / ( 2*a );

 double x2 = ( -b - std::sqrt( D ) ) / ( 2*a );

 std::cout << "Два простых корня: " << x1 << " " << x2 << std::endl;

 }

 else if ( D == 0.0 )

{

 double x = -b / ( 2*a );

 std::cout << "Один корень кратности 2: " << x << std::endl;

}

 else

 std::cout << "Действительных корней нет" << std::endl;

system( "pause" );

 return 0;

}

В тех случаях, когда оба оператора в контексте условного оператора представляются простыми выражениями, можно использовать компактный тернарный оператор:

условие ? выражение_1 : выражение_2;

В такой форме его действие аналогично оператору ifelse, однако, в отличие от последнего, тернарный оператор возвращает значение. В следующем примере переменная x получит значение a+b или a-b в зависимости от четности переменной y:

double x = ( y % 2 ) ? ( a + b ) : ( a - b );

В случае необходимости реализации множественного ветвления, удобно использовать оператор switch:

switch ( выражение )

{

 case ( выражение_1 ):

 блок_из_одного_или_нескольких_операторов_1;

 break;

 case ( выражение_2 ):

 блок_из_одного_или_нескольких_операторов_2;

 break;

 default:

 блок_из_одного_или_нескольких_операторов_n;

 break;

}

Принцип его действия следующий: значение выражение поочередно сравнивается (на равенство) с каждым из значений выражение_i, в случае совпадения с одним из них выполняется соответствующий блок операторов, в противном случае выполняется блок операторов секции default (если она присутствует).

 Операторы цикла.

Циклы позволяют организовать повторное выполнение однотипных действий.

Цикл for имеет следующий синтаксис:

 for ( выражение_1; выражение_2; выражение_3 )

 оператор

Здесь выражение_1 выполняется один раз непосредственно перед входом в цикл, как правило, оно имеет смысл инициализирующего выражения цикла. выражение_2 определяет условие выполнения цикла и проверяется на истинность перед каждой итерацией. выражение_3 выполняется сразу после каждой итерации и обычно имеет смысл действия перехода к следующей итерации. Оператор определяет тело цикла, т.е. действия, выполняемые на каждой итерации. Любое из выражений может быть пустым.

В следующем примере цикл for реализует простейший алгоритм разложения числа на множители прямым перебором всех его делителей.

 int N = 1234321; // Заданное число

 

 for ( int T = N, i = 2; i <= T; )

 {

 if ( T % i == 0 ) // i - делитель

 {

  std::cout << i << " ";

  T /= i; // Делим T на i

 }

 else  // i не является делителем

  ++i; // переходим к следующему i

}

Цикл while описывается следующим образом:

while ( условие )

 оператор

условие проверяется перед каждой итерацией цикла и оператор (тело цикла) выполняется только в том случае, если условие истинно. В следующем примере с помощью цикла while реализован повторный запрос ввода, пока не будет введена буква:

char c = 0;

while( ! isalpha( c )  )

{

 std::cout << "Введите c: ";

 std::cin >> c;

}

Цикл dowhile выглядит так:

do

 оператор

 while ( условие );

и действует подобно while, разница заключается в том, что здесь проверка выражения условие выполняется после каждой итерации цикла, поэтому оператор (тело цикла) dowhile в любом случае будет выполнено, по крайней мере, один раз.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5100. Создание консольных приложений в среде Visual C++ 52.5 KB
  Цель работы: закрепление основных теоретических положений, изложенных в лекциях по курсу Программирование на языках высокого уровня, отработка навыков практического программирования в среде VisualC++ при создании консольных программ, в...
5101. Системное программирование. Конспект лекций 1.79 MB
  Конспект лекций Системное программирование Лекция. Об ассемблере Интересно проследить, начиная со времени появления первых компьютеров и заканчивая сегодняшним днем, за трансформациями представлений о языке ассемблера у программистов. Когд...
5102. Історія України курс лекцій. Україна в 20–30-ті роки ХХ ст. 60.17 KB
  Історія України курс лекцій Україна в 20-ті роки ХХ ст. Політичне і соціально-економічне становище України після завершення революції та громадянської війни Після завершення революції і громадянської війни політичне і соціально – ...
5103. Галицько-Волинське князівство 72 KB
  Галицько-Волинське князівство. Галицько-Волинське князівство – загальна характеристика. Перші князі. Данило Галицький. Боротьба за князівство. Боротьба з татарськими людьми. Спадкоємці Данила Галицького Під ударам...
5104. Методика преподавания математики в средней школе 41.86 KB
  Методика преподавания математики в средней школе. Основные требования к уроку математики. Анализ структуры урока показывает, что ведущую роль в ней играет цель урока: именно цель урока определяет его структуру, задает отношение между этапами урока, ...
5105. Генетика бактерий. Рекомбинации у бактерий и их особенности 52 KB
  Генетика бактерий Особенности организации ядерного аппарата бактерий: морфологические биохимические. Состав бактериального генома: хромосома, плазмиды подвижные генетические элементы (IS-элементы, транспозоны, и...
5106. Методика розвитку рухових якостей у дітей шкільного віку 69 KB
  Методика розвитку рухових якостей у дітей шкільного віку. Фізичні якості – це розвинуті у процесі виховання і цілеспрямованої підготовки рухові задатки людини, які визначають її можливості успішно виконувати певну рухову дію. Стосовно роз...
5107. Особливості планування процесу фізичного виховання школярів 47.5 KB
  Особливості планування процесу фізичного виховання школярів. Діяльність фахівців у сфері фізичної культури характеризується різноманітним і складним змістом. Для досягнення бажаної результативності такий зміст повинен бути певним чином систематизова...
5108. Методика навчання техніки фізичних вправ школярів 35 KB
  Методика навчання техніки фізичних вправ школярів. Навчання рухових дій у шкільному віці спрямоване перш за все на формування, поглиблення і розширення спеціальних знань у вигляді уявлень, узагальнень і понять, закономірностей, принципів і правил ру...