4867

Массивы символов. Работа со строками

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Массивы символов. Работа со строками. Несмотря на то, что в состав стандартной библиотеки С++ входит специализированный тип данных для работы со строками string, очень часто для работы со строками используются массивы символов (char). Считается, что...

Русский

2012-11-28

47 KB

9 чел.

Массивы символов. Работа со строками.

Несмотря на то, что в состав стандартной библиотеки С++ входит специализированный тип данных для работы со строками string, очень часто для работы со строками используются массивы символов (char). Считается, что строка хранится в массиве, начиная с его первого элемента (имеющего индекс 0), а для того, чтобы определить, где заканчиваются элементы массива, хранящие символы строки, после последнего символа добавляют специальный элемент «конец строки», имеющий численное значение равное 0. Строки, организованные таким способом, часто называют си-строками (C-string) или нуль-строками (null-terminated string). Таким образом, С-строка представляет собой смысловую «надстройку» над простым массивом char: всякая С-строка хранится в массиве char, и значит, с ней можно работать как с массивом, однако не всякий массив char можно назвать С-строкой. В следующем примере s1 не является С-строкой, т.к. не оканчивается символом «конец строки»:

 // s1 не является си-строкой

 char s1[] = { 'a', 'b', 'c', 'd' };

 // s2 является строкой ("abc")

 char s2[] = { 'a', 'b', 'c', 0 };

 // s3 является строкой ("abc")

 char s3[] = { 'a', 'b', 'c', '\0' };

 // s4 является строкой ("a")

 char s4[] = { 'a', 0, 'b', 'c' };

 // s5 является строкой (пустая строка, "")

 char s5[] = { 0, 'a', 'b', 'c', 'd' };

Таким образом, для хранения С-строки длиной в N символов необходим массив размером не меньше чем N+1 байт. Инициализировать строку можно используя строковые литералы (последовательность символов, ограниченная двойными кавычками), при этом null-символ «конец строки» будет автоматически добавлен в массив компилятором:

 char s1[] = "abcd"; // Заметим, что sizeof( s1 ) == 5 !

 

 Следующий пример реализует подсчет количества символов в С-строке (длину строки):

 

 char s[] = "abcde";

 int slen = 0;

 for ( int i = 0; s[i] != 0; ++i )

 ++slen;

 Заметим, что такая реализация вычисления длины строки имеет недостаток: в случае, если массив s окажется некорректной си-строкой, т.е. если в массиве отсутствует элемент «конец строки», то индекс в цикле может выйти за пределы массива s, что может привести к непредсказуемым последствиям. В следующем примере показана более безопасная реализация вычисления длины строки вместе с использованием метода getline для считывания строки из стандартного потока ввода.

#include <iostream>

int main()

{

setlocale( 0, "Rus" );

 

 const int MAX_SIZE = 128;

 char s[MAX_SIZE];

 // getline считывает строку, не большую MAX_SIZE-1 символов

 std::cin.getline( s, MAX_SIZE );

 

 int slen = 0;

 for ( int i = 0; ( i < MAX_SIZE ) && ( s[i] != 0 ); ++i )

 ++slen;

 

std::cout << "Длина строки \"" << s << "\" равна " << slen << std::endl;

 system( "pause" );

 return 0;

}

Разумеется, С-строки нельзя присваивать или сравнивать с помощью обычных операторов =, <, >, == и т.п. Для выполнения этих задач нужно применять соответствующие операции поочередно к каждому элементу массива:

char s1[] = "one";

if ( s1 == "one" ) // ошибка!

  // ...

Функция сравнения строк на равенство может выглядеть так:

bool strIsEqual( const char * s1, const char * s2 )

{

   for( int i = 0; s1[i] == s2[i]; ++i )

   {

      if ( s1[i] == '\0' )

         return true;

   }

   return false;

}

В стандартной библиотеке С++ имеется ряд функций, реализующих элементарные операции с С-строками (string.h). Ниже перечислены несколько наиболее часто используемых:

  •  int strcmp( char * s1, char * s2 ) – сравнивает две строки в соответствии с алфавитом. Если в соответствии с алфавитом строка s1 оказывается перед строкой s2, функция возвращает отрицательное целое. Если обе строки в соответствии с алфавитом идентичны, функция возвращает 0. Если в соответствии с алфавитом строка s1 оказывается после строки s2, функция возвращает положительное целое.
  •  int stricmp( char * s1, char * s2 ) – сравнивает две строки  в соответствии с алфавитом, аналогично strcmp, но без учета регистра.
  •  char * strcpy( char * dest, char * source )  – копирует строку source  в строку dest. В качестве результата возвращает указатель на строку dest.
  •  char * strcat( char * dest, char * source ) добавляет строку source в конец строки dest. Возвращает указатель на строку dest.
  •  int strlen( char * s ) – вычисляет длину строки.

Преобразование символов в числа.

Каждая цифра 0~9 может быть представлена соответствующим символом, поэтому любое число, хранящееся в компьютере может быть переведено в символьное представление (например, для вывода в файл или на экран) и наоборот. Поскольку символы, соответствующие цифрам, расположены в талице ASCII последовательно, чтобы получить символ, соответствующий цифре i, достаточно просто выполнить арифметическую операцию '0'+ i. Соответственно, перевод числа в символьное представление можно реализовать, разбив его на цифры и последовательно переведя их в символьное представление. Подобные операции также реализованы в стандартной библиотеке (stdlib.h):

  •  int atoi( char * s ) – преобразование символьного массива s в целое. В случае, если массив s невозможно преобразовать или он содержит недопустимые символы, функция возвращает 0.
  •  float atof( char * s ) – преобразование символьного массива s в число с плавающей точкой. Если массив s невозможно преобразовать или он содержит недопустимые символы, функция возвращает 0.
  •  char * itoa( int value, char * s, int base ) – преобразование целого value в символьную строку s в системе счисления с основанием base.

Заметим, что все перечисленные функции не выполняют проверок корректности передаваемых в них С-строк и достаточности памяти, адресуемой соответствующими указателями. Вся ответственность за это возлагается на их пользователя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66985. День Вчителя 56.5 KB
  На вулиці знову осінь А літо пропало в імлі. Ведучий: Красуня-осінь Справжня чарівниця. Ведучий: Такосінь це не тільки пора рокуосінь це свято. Звучить пісня Осінь Ведучий: У осені свят багато це знають тут усі Та два шкільних є свята в усій її красі...
66986. Цінність держави визначається цінністю її громадян 33.5 KB
  Найщасливіша та людина яка потрібна всім 2 група: Щастя у праці 3група: Щастя за гроші не купиш 4 група: Щастя у коханні 5 група: Щастя у подоланні себе у самовдосконаленні 6 група: Якщо хочеш бути щасливим будь ним Ви майбутнє України. Додаток Надпис на дошці: Щастяце вічна дорога земна Щастяце літо зима і весна...
66987. «Права та свободи твої, дитино» 54 KB
  Мета: познайомити учнів із правами дитини, показати важливість юридичного закріплення права дітей на особливе піклування та допомогу з боку суспільства та держави. Виховувати в учнів розуміння цінності особистості кожної дитини, необхідності дотримання її прав.
66988. ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДНЕПРУ 56 KB
  Днепр - украинское название Дніпро, древнегреческое название Борисфен. Вторая после Волги река восточной Европы. Берет начало на Валдайской возвышенности и протекает по территории России, Беларуси, Украины. Делится натри часті, верхнее течение - от истока до Киева, среднее течение от Киева до Запорожья, и нижчеє течение - от Запорожья до устья.
66989. Образ Добрыни Никитича (былинский сказ). Иллюстрация к былине (портрет богатыря) 28 KB
  Цели: создать у детей целостный литературно-художественный образ былинного героя; показать его в творчестве художников; представить самим и воплотить представленное в рисунке; сформировать понятие о былине виде устного народного творчества; развивать интеллект логическое мышление учащихся...
66990. Морально-етична година 64.5 KB
  Обладнання: на дошці записана тема заняття прихована паперовою смужкою; оформлені висловлювання про добро: Раз добром нагріте серце вік не охолоне.Шевченко Добра людина із доброї скарбниці серця добре виносить а лиха із лихої виносить лихе. Життя таке коротке: поспішайте робити добро.
66991. Ми прийшли у цей світ, щоб творити добро 101.5 KB
  Допомогти учням зрозуміти зміст людського життя визначити своє місце в ньому навчити відрізняти добро від зла; сприяти вихованню в них людяності чесності працьовитості відповідальності любові до людей до рідної землі. На фоні музики читець декламує духовні заповіді Матері Терези Життя це можливість...
66992. «НЕМАЄ ВИЩОЇ СВЯТИНІ НІЖ ЧИСТЕ СЯЙВО ДОБРОТИ» 61.5 KB
  Людяність, милосердя, добро. Такі знайомі нам ці слова. Все частіше ми говоримо про них, а чи кожна людина відкрита для добра? Чомусь сьогдні наше суспільство заражене вірусом егоїзму, зла і жорстокості. Зачерствілі людські серця заросли ряскою байдужості до чужого горя, чужої біди, яких у нашому житті дуже багато.