4868

Указатели. Адресная арифметика. Ссылки

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Указатели. Адресная арифметика. Ссылки. Указатели – особый тип данных. Указатель хранит адрес, по которому в памяти располагается некоторый объект (переменная, массив, функция). Можно упрощенно представить память компьютера в виде массива после...

Русский

2012-11-28

41 KB

8 чел.

Указатели. Адресная арифметика. Ссылки.

Указатели – особый тип данных. Указатель хранит адрес, по которому в памяти располагается некоторый объект (переменная, массив, функция). Можно упрощенно представить память компьютера в виде массива последовательно пронумерованных (адресованных) ячеек (байт). Любой переменной соответствует определенный участок памяти, представляющий собой непрерывную «цепочку» байт необходимого размера. Размер зависит от типа переменной. Например, переменная типа char всегда занимает ровно 1 байт, а переменная типа int может занимать 2 и больше байта (в зависимости от архитектуры компьютера и используемого компилятора). Соответственно, зная адрес начала участка памяти, выделенного для некоторой переменной, а также её тип, можно обеспечить чтение и запись этой переменной косвенным образом, через её адрес. Возможность такой косвенной работы с переменными (а также с массивами и функциями) осуществляется с помощью указателей.

Объявления указателя на переменную выглядит так:

 тип_переменной * имя_указателя;

Адрес переменной можно получить с помощью оператора &, в следующем примере указатель p инициализируется адресом переменной i:

int i = 10; 

int * p = & i;

Указателю любого типа можно присвоить значение 0, что означает, что указатель не адресует никакой переменной.

Косвенное обращение к переменной, адрес которой хранит указатель, осуществляется с помощью оператора разыменовывания (dereferencing) *, в приведенном ниже примере значение переменной d изменяется косвенным образом через указатель pd:

double d = 10;

 double * pd = & d;

*pd = 20;

std::cout << "d: " << d << std::endl;

Попытка косвенного обращения через указатель, имеющий нулевое значение, приведет к ошибке времени выполнения (run-time).

Указатели одного типа можно присваивать друг другу, при этом оба указателя будут ссылаться на один и тот же объект:

 

 float f = 1.0;

 float * pf1 = & f; // pf1 хранит адрес переменной f

 float * pf2 = pf1; // pf2 тоже хранит адрес переменной f

* pf2 = 2.0;       // теперь f == 2.0

 float g = * pf1;   // теперь g == f (2.0)

Указатель не может адресовать объект другого типа. Такие операции запрещены, потому что интерпретация компилятором объектов, адресуемых указателем, зависит от типа указателя:

 

 int i = 10;

   float * pf = & i; // ошибка

Иногда возникают ситуации, когда нужно только само значение адреса, а не объект, на который он указывает (например, нужно сравнить адрес с каким-то другим). Для этого существует специальный указатель void, который может адресовать любой тип данных. Однако, поскольку тип объекта, адресуемого таким указателем, неизвестен, никакие манипуляции с объектом через этот указатель не допустимы. Все, что можно сделать – присвоить его значение другому указателю или сравнить его с какой-либо адресной величиной.

  int i = 10;

  float f = 5.0;

  void * pv = & i; // допустимо

  pv = & f; // допустимо

  *p v = 1; // ошибка!

Применение оператора взятия адреса & к объекту типа int возвращает результат типа int*. Если ту же операцию применить к объекту типа int * (указатель на int), получим указатель на указатель на int, т.е. int**. int** – это адрес переменной, которая содержит адрес переменной типа int. В следующем примере, разыменовав ppi, мы получим переменную типа int*, содержащую адрес переменной i. Чтобы получить значение переменной i, операцию разыменовывания к ppi надо применить дважды:

 

      int i = 10;

  int * pi1 = & i; // pi1 получает адрес i

  int ** ppi = & pi1; // ppi получает адрес pi1

  int * pi2 = * ppi;  // pi2 получает значение pi1 косвенно,

                      // через указатель ppi. Фактически,

                      // теперь pi2 тоже содержит адрес i

  

  int j = **ppi; // j получает значение i косвенно,

                 // используя двойную адресацию

Адресная арифметика.

 Указатели могут быть использованы в арифметических выражениях. К указателю можно прибавлять или вычитать целое значение. Прибавление к указателю 1 увеличивает хранящееся в нем значение адреса на размер области памяти, используемый переменной соответствующего типа. Это позволяет использовать указатели при работе с массивами: поскольку в массивах все элементы располагаются в памяти последовательно, прибавление к указателю 1 означает «перевод» его на следующий элемент массива:

      int A[10];

  int * it = & A[0]; // Указатель на начало массива

  int * end = & A[10]; // Указатель на конец массива,

                       // фактически, это адрес участка памяти,

                       // расположенного сразу после последнего

                       // элемента массива

  while ( it != end ) // пока не дошли до конца массива

  {

     *it = rand(); // записываем в текущий элемент случайное число

     ++it; // увеличиваем указатель на 1,

           // т.е. переходим к следующему элементу массива

  }

 Ссылки.

Ссылочный тип служит для задания переменной дополнительного имени (синонима). Ссылка позволяет косвенно манипулировать переменной, аналогично указателю. Чаще всего ссылки используются в качестве формальных параметров функций. Ссылочный тип описывается указанием оператора взятия адреса & перед именем переменной. Ссылка обязательно должна быть инициализирована. Определив ссылку, невозможно изменить её так, чтобы работать с другим объектом.

  int i = 10 , j = 5;

  int & ri = i; // ri - синоним переменной i

  int & ri2; // Ошибка - ссылка не инициализирована

Все операции со ссылкой относятся к адресуемой ей переменной, в том числе присваивание и взятие адреса:

  ri = j; // i получает значение j через ссылку ri

  ri++; // i увеличивается на 1 через ссылку ri

     int * pi = & ri; // указатель pi получает значение

                   // адреса i через ссылку ri


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66458. Разработка и оценка действующего механизма управления прибылью в условиях малого предприятия ООО «Флер де Элен» 347.5 KB
  Целью данной работы является изучение теоретических основ управления прибылью анализ разработка и оценка действующего механизма управления прибылью в условиях малого предприятия ООО Флер де Элен планирование финансовых результатов определение направлений их совершенствования и поиск путей увеличения чистой прибыли.
66459. Анализ эффективности управления кредитными операциями коммерческого банка (на примере АБ Капитал) 772 KB
  Анализ эффективности управления кредитными операциями коммерческого банка на примере АБ Капитал Поэтому перед российскими коммерческими банками при увеличении конкурентной борьбы за потенциальных заемщиков возникла необходимость планирования своей кредитной деятельности.
66461. Структурно-семантичні та прагматичні особливості парантезу в оповіданнях У.Фолкнера 209 KB
  Робоча гіпотеза, яка висувається в дослідженні полягає в тому, що експресивна функція парантетичних внесень, експресивний характер є результатом нашарування текстових характеристик на статичну природу речення. Тому парантези — це не тільки, навіть не стільки належність речення, скільки належність тексту.
66462. Розробка рекомендацій щодо підвищення дохідності КБ «Фінанси та кредит» 5.49 MB
  Метою нашої роботи є вивчення і аналіз роботи по проведенню валютно-розрахункових операцій на прикладі КБ Фінанси та кредит здійснення розрахунків по експортно-імпортних операціях залучення клієнтів та збільшення прибутків банку. Національна мережа банківського обслуговування банку...
66463. Шляхи покращення банківського кредитування фізичних осіб 713.5 KB
  Об'єктивні відхилення фактичної потреби господарюючих суб'єктів у фінансуванні їх господарської діяльності від наявності (надлишку або нестачі) вільних ресурсів залежать від багатьох факторів, серед яких: капіталомісткість виробничої діяльності; сезонність виробництва...
66465. Повышение эффективности базового обучения информатике за счет предоставления её теоретических образующих 1.19 MB
  Соответствующая программная среда позволила вести разработки так называемых интеллектуальных обучающих систем (ИОС). Если традиционные АУК считаются порождением бихевиористической теории обучения, то ИОС связывают с более глубокими психологическими теориями...
66466. Ефективність інфузійної терапії при дегідратації у собак в умовах приватної ветеринарної клініки «Доктор - Вет» м. Дніпропетровська» 3.86 MB
  Дослідити клінічний статус та визначити найбільш інформативні морфологічні показники крові собак за дегідратації; експериментально обґрунтувати ефективні схеми використання комбінованої інфузійної терапії у собак за дегідратації;