48688

Исследование и анализ линейных динамических цепей

Курсовая

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Полоса частот, в которой ослабление мало, называется полосой пропускания. Полоса частот, в которой ослабление велико, называется полосой непропускания (задерживания). Между этими полосами находится переходная область.

Русский

2013-12-22

423.5 KB

2 чел.

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Южно - Уральский государственный Университет

Пояснительная записка

к курсовой работе по курсу «Основы теории цепей»

ЮУрГУ – К.2007.32.000.ПЗ

Нормоконтроль:          Руководитель:

В.М. Коровин         В.М. Коровин

_____________         ____________

“__”_______2004         “__”______2004

Автор проекта:  

студент гр.ПС-206

Рождественский А.В.

Курсовая работа  

защищена с оценкой

______________  

“__”_______2004  

Челябинск

2004

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Южно - Уральский государственный Университет

факультет ПС

кафедра ЦРТС

ЗАДАНИЕ

по курсовой работе

студенту группы ПС-206 Рождественскому А.В.

1.Тема работы: «Исследование и анализ линейных динамических цепей»

2.Срок сдачи работы ____________________________

3.Исходные данные к работе: вариант №32

4.Содержание расчетно-пояснительной записки:

    составление схемы цепи, нахождение комплексной функции передачи,

    составление карты полюсов и нолей, расчет крутизны среза Sср и времени

    задержки tз ,исследование во временной области h(t), g(t)

5.Перечень графического материала

6.Дата выдачи задания___________________________

ПС-2007.32.000.ПЗ

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Разработал

Рождественский

Исследование и анализ линейной динамической цепи

Литер

Лист

Листов

Проверил

Коровин В.М.

К

2

19

Т.контроль

ЮУрГУ

Кафедра ЦРТС

Н.контроль

Утвердил

                                                         Руководитель:

                                                                В.М. Коровин

                                                        Задание принял к

                                                        исполнению:                                                           подпись студента:

                                                         _______________

Аннотация

              Порядок, объем, и содержание выполненной работы определены в учебном пособии к курсовой работе. В данной работе проведено комплексное исследование параметров полосозадерживающего фильтра второго порядка,      составлена схема цепи, вычислена комплексная функция передачи, составлена карта полюсов и нолей, рассчитана крутизна среза Sср и время задержки tз, также проведено исследование во временной области h(t), g(t).

              В ходе расчета использовались следующие программные продукты: Matlab 6.0, Micro-Cap 7.0.

ПС-2007.32.000.ПЗ

Лист

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

3

Содержание:

Введение.............................................................................................................

  1.  Составление схемы цепи.........................................................................
  2.  Нахождение комплексной функции передачи  ........................
  3.  Составление карты полюсов и нолей ....................................................
  4.  Расчет параметров схемы........................................................................

4.1   Построение графических зависимостей ЛАЧХ и ФЧХ...............

    4.2   Расчет крутизны среза Sср и времени задержки tз.........................

5.  Исследование во временной области h(t), g(t)......................................

Заключение........................................................................................................

Приложение 1. Задание на работу...................................................................

Список литературы...........................................................................................

5

6

7

8

9

9

13

14

17

18

19

ПС-2007.32.000.ПЗ

Лист

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

4

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе мы изучаем свойства электрических фильтров. Они применяются для выделения или подавления определенных колебаний, разделения каналов, формирования спектра сигналов. Электрические фильтры входят в состав многоканальных и радиорелейных систем передачи, измерительной аппаратуры, в каскады радиопередатчиков и радиоприемников и т. п.

Электрическим фильтром называется четырехполюсник, пропускающий без ослабления или с малым ослаблением колебания определенных частот и пропускающий с большим ослаблением колебания других частот.

Полоса частот, в которой ослабление мало, называется полосой пропускания. Полоса частот, в которой ослабление велико, называется полосой непропускания (задерживания). Между этими полосами находится переходная область.

По расположению на шкале частот полосы пропускания различают следующие фильтры:

- нижних частот (ФНЧ), в которых полоса пропускания располагается на шкале частот от ω = 0 до некоторой граничной частоты ω = ωп , а полоса непропускания (задерживания) — от частоты ω = ωз до бесконечно больших частот (рис.1,а);

- верхних частот (ФВЧ) с полосой пропускания от частоты ω = ωп до бесконечно больших частот и полосой непропускания от частоты ω = 0 до ω = ωз (рис. 1,б);

- полосовые (ПФ), в которые полоса пропускания (ωп1...ωп2 располагается между полосами непропускания 0... ωз1 и ωз2... (рис. 1,в);

- заграждающие (режекторные) (ЗФ или РФ), в которых между полосами пропускания 0... ωп1 и ωп2... находится полоса непропускания ωз1...ωз2 (рис.1, г);

- многополосные, имеющие несколько полос пропускания.

В соответствии с используемой элементной базой к настоящему моменту выделились несколько классов фильтров:

- резистивно-емкостные RC – фильтры;

- реактивные LC – фильтры;   

- активные А – фильтры;

- цифровые фильтры.

Рис 1. Разновидности фильтров

ПС-2007.32.000.ПЗ

Лист

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

5

1.СТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ ЦЕПИ

Руководствуясь данными из табл. 1 (см. приложение 1. Задание на работу),

составляем схему фильтра, принимая в ней узел «0» за базисный.

Рис.2 Схема фильтра

По схеме составим систему уравнений по методу узловых напряжений:

а) составим матрицу проводимостей:

 б) составим вектор узловых задающих токов источников:

 г) запишем уравнение узловых напряжений Gyuy = iy   (1),

где

ПС-2007.32.000.ПЗ

Лист

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

6

2. НАХОЖДЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ФУНКЦИИ ПЕРЕДАЧИ

Комплексную функцию передачи   найдем с помощью метода узловых напряжений. При указанной на рисунке 2 нумерации узлов передаточная функция выражается как:

Напряжение  определим из уравнения узловых напряжений (1).

Разрешая систему узловых уравнений относительно , найдём представление для передаточной функции:

Подставим  в последнее выражение комплексные проводимости элементов, явно выраженные в виде функции :

Упростим запись по средствам замены:

Тогда функция передачи   примет вид:

ПС-2007.32.000.ПЗ

Лист

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

7

3.СОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ ПОЛЮСОВ И НОЛЕЙ.

а) ноли функции  получаются путем решения полинома числителя:

б) полюса функции получаются путем решения полинома знаменателя:

В силу сложности полиномов полюсов и нолей их решение производим в среде MATLAB 6.0.

По полученным значениям построим карту полюсов и нулей при нормированном значении частоты :

Рис 3. Карта полюсов и нолей.

ПС-2007.32.000.ПЗ

Лист

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

8

4. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ СХЕМЫ

4.1 ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ ЛАЧХ И ФЧХ

а) Построение ЛАЧХ

Таблица 2. Данные ЛАЧХ

3,0

0,833

-1,58

5,6

0,806

-1,88

3,1

0,833

-1,58

5,7

0,780

-2,16

3,2

0,833

-1,58

5,8

0,712

-2,95

3,3

0,833

-1,58

5,9

0,481

-6,35

3,4

0,833

-1,58

6,0

1,248E-07

-138,08

3,5

0,833

-1,58

6,1

0,481

-6,36

3,6

0,833

-1,58

6,2

0,712

-2,95

3,7

0,833

-1,58

6,3

0,780

-2,16

3,8

0,833

-1,58

6,4

0,806

-1,88

3,9

0,833

-1,58

6,5

0,818

-1,75

4,0

0,833

-1,58

6,6

0,824

-1,68

4,1

0,833

-1,58

6,7

0,828

-1,64

4,2

0,833

-1,58

6,8

0,830

-1,62

4,3

0,833

-1,58

6,9

0,831

-1,61

4,4

0,833

-1,58

7,0

0,832

-1,60

4,5

0,833

-1,58

7,1

0,833

-1,59

4,6

0,833

-1,59

7,2

0,833

-1,59

4,7

0,833

-1,59

7,3

0,833

-1,59

4,8

0,833

-1,59

7,4

0,833

-1,59

4,9

0,833

-1,59

7,5

0,833

-1,58

5,0

0,832

-1,60

7,6

0,833

-1,58

5,1

0,831

-1,61

7,7

0,833

-1,58

5,2

0,830

-1,62

7,8

0,833

-1,58

5,3

0,828

-1,64

7,9

0,833

-1,58

5,4

0,824

-1,68

8,0

0,833

-1,58

5,5

0,818

-1,75

График ЛАЧХ строим при изменении   см. Рис.4 График ЛАЧХ

ПС-2007.32.000.ПЗ

Лист

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

9

Рис.4 график ЛАЧХ

б) Построение ФЧХ:

Таблица 3. Данные ФЧХ

3,0

-0,05

4,0

-0,46

5,0

-4,61

6,0

-179,96

7,0

4,61

3,1

-0,06

4,1

-0,57

5,1

-5,84

6,1

82,19

7,1

3,65

3,2

-0,07

4,2

-0,72

5,2

-7,41

6,2

45,59

7,2

2,89

3,3

-0,09

4,3

-0,91

5,3

-9,47

6,3

29,95

7,3

2,29

3,4

-0,11

4,4

-1,15

5,4

-12,20

6,4

21,38

7,4

1,82

3,5

-0,14

4,5

-1,45

5,5

-15,95

6,5

15,95

7,5

1,45

3,6

-0,18

4,6

-1,82

5,6

-21,38

6,6

12,20

7,6

1,15

3,7

-0,23

4,7

-2,29

5,7

-29,93

6,7

9,47

7,7

0,91

3,8

-0,29

4,8

-2,89

5,8

-45,56

6,8

7,42

7,8

0,72

3,9

-0,36

4,9

-3,65

5,9

-82,13

6,9

5,84

7,9

0,58

График ФЧХ строим при изменении   см. Рис.5 График ФЧХ. Построение графиков проводилось в среде MATLAB 6.0.

ПС-2007.32.000.ПЗ

Лист

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

10

Рис.5 График ФЧХ

Разрывность графика объясняется тем, что на резонансной частоте происходит изменение реакции цепи с индуктивной на емкостную.

ПС-2007.32.000.ПЗ

Лист

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

11

4.2  РАСЧЕТ КРУТИЗНЫ СРЕЗА Sср И ВРЕМЕНИ ЗАДЕРЖКИ tз.

4.2.1  РАСЧЕТ КРУТИЗНЫ РЕЗА.

Расчет крутизны среза проведем графическим способом:

Рис.5 График расчет крутизны среза

построим  график ЛАЧХ в среде Micro Cap в диапазоне  значение  выберем в таком диапазоне, чтобы функция апроксимировалась линейной зависимостью и проведем измерения средствами Micro Cap. Функция в точке  имеет бесконечное ослабление коэффициента передачи. Изменение частоты в 1,0053 раза   соответствует затухание в 10 Дб, следовательно:

ПС-2007.32.000.ПЗ

Лист

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

12

4.2.2 РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ ЗАДЕРЖКИ tз.

Время задержки   находится как производная от функции , где

по . Нахождение аналитического выражения tз затруднено вследствие большого числа математических выкладок.  Найдем tз численным методом в среде MATLAB 6.0.

100

200

300

400

500

600

700

800

900

950

tз,мс

0,05

0,05

0,06

0,07

0,10

0,13

0,20

0,33

0,50

0,10

ПС-2007.32.000.ПЗ

Лист

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

13

5.ИССЛЕДОВАНИЕ ВО ВРЕМЕННОЙ ОБЛАСТИ h(t), g(t)

Переходная характеристика h(t) – реакция цепи на воздействие единичной ступенчатой функции  определение переходной характеристики сводится к анализу цепи с нулевыми начальными условиями при подключении к источнику постоянного напряжения.

Импульсная характеристика g(t) – реакция цепи на воздействие единичной импульсной функции.

Определим в данной работе переходную и импульсную характеристику методом обратного преобразования Лапласа.

Запишем операторное изображение реакции цепи на внешнее воздействие:

Запишем характеристики h(t), g(t) при t0 = 0:

По известной функции передачи с помощью обратного преобразования Лапласа найдем переходную и импульсную характеристику:

,

ПС-2007.32.000.ПЗ

Лист

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

14

где  и

Взятие интегралов h(t), g(t) затруднено в следствии того что корни цепи являются комплексно-сопряженными, поэтому воспользуемся теоремой разложения

Тогда воздействие от единичной ступенчатой функции h(t) без начальных условий опишется следующей зависимостью:

,

где  корни знаменателя  и вычеты в соответствующих точках . График зависимости h(t) см. на Рис.6 График переходной характеристики h(t).

Воздействие от импульсной функции g(t) без начальных условий опишется следующей зависимостью: ,

где  корни знаменателя  и вычеты в соответствующих точках. График зависимости g(t) см. на Рис.7 График импульсной характеристики g(t).

ПС-2007.32.000.ПЗ

Лист

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

15

Рис.6 График переходной характеристики h(t)

Рис.7 График импульсной характеристики g(t)

ПС-2007.32.000.ПЗ

Лист

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполнив данную работу мы провели комплексное исследование полосозадерживающего фильтра второго порядка и определили его основные характеристики: по данным карты полюсов и нулей функция цепи является асимптотически устойчивой. Данный фильтр обладает высокой избирательностью и большой крутизной среза в полосе задержания  . Фаза на частоте  инвертируется вследствие того, что на резонансной частоте происходит изменение реакции цепи с индуктивной на емкостную. Определили вид и время протекания (около 0,4 мс.) переходных процессов, вызванные воздействием единичной ступенчатой функции h(t) и импульсной функции g(t)  без начальных условий.

ПС-2007.32.000.ПЗ

Лист

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

17

ПС-2007.32.000.ПЗ

Лист

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бакалов В.П. Основы теории электрических цепей и электроники. – М.: Радио и связь, 1989.

2.Лунц Г.Л Функции комплексного переменного. Операционное исчисление. – М.: Наука, 1964  

3.Матханов П.Н. Основы анализа электрических цепей. Линейные цепи. – М.: Высш. шк., 1990.

4.Новгородцев А.Б. Расчет электрических цепей в Matlab 6.0. – СПб.: Питер, 2004.

5.Попов В.П. Основы теории цепей. – М.: Высш. шк., 1985.

6.Разевиг В.Д. Схемотехническое моделирование с помощью MC 7.0. – М.: Горячая линия – Телеком, 2003.

ПС-2007.32.000.ПЗ

Лист

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

19

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59273. Структура (Розробка) проведення уроку у добукварний період. Буква Р 27 KB
  Звуковий та звукобуквенний аналіз слів. Вдосконалювати навички звуко-буквенного аналізу слів творити різні форми слова складати речення з власними назвами моделювати ці речення.
59274. Сценарій урочистої шкільної лінійки 48.5 KB
  Що велике це свято, велике, бо ж глянь скільки народу зібралося. А радісне яке... Що й в двох словах не передаси. Як згадаю ті недоспані ночі, важкенні контрольні, незрозумілі приклади і задачі, каверзні формули і диктанти...
59275. СЦЕНАРІЙ ШКІЛЬНОГО СВЯТА БУКВАРЯ 64 KB
  Є святкових днів багато На листках календаря А між ними й наше свято Вшанування Букваря. Дівчинка: День вітання і прощання Свято перших букварів Перша сходинка зростання Для найменших школярів.
59276. Тарас Шевченко 49 KB
  Діти чому Шевченка називають Кобзарем Колись у сиву давнину ходили по Україні старі люди часто вони були сліпі співали про тяжке життя про героїчні подвиги козаків. Діти багато віршів Тараса Шевченка покладено на музику.
59277. Ілюзії і дійсність (на прикладі жіночих образів у творах Стендаля, О. де Бальзака, Г.Флобера) 78 KB
  Чому кохання Анастазі де Ресто, Емми Боварі, пані де Реналь виявилося трагічним; чи сумісні мрії і дійсність у житті героїнь, чим обумовлені їхні дії та прагнення; як втілюються творчі принципи письменника, які уроки можна здобути, перегорнувши сторінки прочитаних творів.
59278. Розвиток мовлення. Художній опис синички 32.5 KB
  Діти скажіть що любить синичка з їжі Сало. А снігур Ягоди горобини А що ви можете взагалі сказати про синичку які яскраві слова використаєте Синичка невеличка жовтогрудочка трудівниця знищує комах тулиться ближче до житла людей.
59279. Будь уважний на дорозі 111.5 KB
  Рекомендована для проведення під час місячника з безпеки дорожнього руху на сцені, на виховних годинах. Дійові особи: Шибеник, хлопець і дівчина, дідусь з паличкою, Іра (хвора), футболіст.
59280. Ой на Івана на Купала 50.5 KB
  Діточки сьогодні прийшло до нас давнє чарівне повне магічного значення свято Івана Купала. В день на свято Івана Купала люди збираються біля річки навколо вогнища коли зійшла на небі перша зірочка і веселяться щоб прогнати все зле набратися сил перед жнивами бо вважалося що вода...
59281. Сценарій випускного вечора. Прощальний вальс 111.5 KB
  Подаємо лише пісенна-поетичний матеріал для урочистої частини вечора. Виступи директора школи, учителів, батьків, вручення свідоцтв, нагород, танцювально-розважальна програма балу передбачаються творчо в кожному учнівсько-педагогічному колективі.