487

Особенности национального менеджмента в России

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Влияние национальных факторов на развитие менеджмента в России. Инфраструктура и характерные черты современного российского менеджмента, сравнительный анализ и сопоставление с Западной моделью. Роль российской культуры в системе современного менеджмента.

Русский

2013-01-06

170.5 KB

473 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА  ИМ. В. И. УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА

В Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

Специальность: 080507. 65 «Менеджмент организации»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы менеджмента» на тему : «Особенности национальности менеджмента в России»

Выполнил:

студент 2 курса дневного                            

отделения группы 20901

Галикеев Руслан Рамильевич

Научный руководитель:

канд.экон.наук., доцент

Ашрапова Л.Ф.

Набережные Челны

2010

Содержание

Введение 2

1.Влияние национальных факторов на развитие менеджмента в России. 5

1.1.Особенности национальной деловой культуры и ее роль в системе современного менеджмента 5

1.2. Инфраструктура и характерные черты современного российского менеджмента 10

2. Российская модель современного менеджмента. Сравнительный анализ и сопоставление с Западной моделью. 13

2.1. Российская модель менеджмента. 13

2.2.Сопоставление российской и западной моделей менеджмента 18

2.3. Роль российской культуры в системе современного менеджмента 27

Заключение 31

Список литературы: 33

Введение

       Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты.    Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах.  Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской (национальной) модели менеджмента.

       Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

Главная цель курсовой работы – комплексный анализ и изучение национальных особенностей современного менеджмента в России.

Исходя из главной цели курсовой работы, нужно решить следующие задачи:

  1.  Рассмотреть особенности национальной деловой культуры современного менеджмента;
  2.   Изучить инфраструктуру и характерные черты современного российского менеджмента;
  3.   Проанализировать российскую модель менеджмента;
  4.  Провести сопоставление российской и западной моделей менеджмента.

Теоритической и методологической основой исследования являются  публикации в прессе, социологические исследования. При написании курсовой работы использовалась периодическая и учебная литература таких авторов, как :

Тимошина Т.М., Валовой Д.В., . Мескон М.Х., Альберт М., также использовались научные журналы такие, как: «Менеджмент в России и за рубежом», « Корпоративные финансы».

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

1.Влияние национальных факторов на развитие менеджмента в России.

1.1.Особенности национальной деловой культуры и ее роль в системе современного менеджмента

Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования экономической среды хозяйствования в России пробудили активный интерес к менеджменту.

Едва ли найдется в России менеджер или предприниматель, который не примерил бы на себя управленческие «одежки» из американского, реже — из японского гардероба. Глобализация бизнеса отчетливо показала, что на его эффективность влияют не только так называемые жесткие факторы: земля, климат, оборудование, но и мягкие, которые нельзя осязать или измерить, но влияние которых весьма ощутимо. Одним из них является отношение к работе, формирование деловой культуры. В совокупности мягкие факторы образуют присущую жителям данной страны культуру, понимаемую как наработанный веками набор образцов поведения и привычек. Руководителей интересует прежде всего деловая культура. До сих пор не известно ни одного исследования, из которого можно было бы узнать об особенностях, преимуществах и недостатках российской деловой культуры. Между тем знание особенностей национальной деловой культуры позволяет руководителю осознать причины и вероятные последствия многих собственных решений, решений и поступков коллег и подчиненных, своего начальства или акционеров.

Российским менеджерам необходимо изучать деловую культуру своей страны, поскольку Россия позже других начала строить современные рыночные отношения.

Осознать это необходимо, потому что как бы мы ни пытались копировать западные и восточные образцы или чувствовать себя русскими предпринимателями досоветского периода, существуют реальные условия, и очень полезно их знать. Нужно попытаться понять, что уже сформировалось в российской деловой культуре и какие черты ей присущи. Разобравшись в этом, легче предвидеть, каковы реальные шансы внедрения разных моделей менеджмента в России.

Существуют три уровня культуры в бизнесе: первый — это национальная культура; второй — организационная культура, культура данной деловой организации; третий, нижний, уровень — это управленческая культура. У нас ее еще называют стилем руководителя: как руководитель реализуется в своих действиях.

Национальная культура сильно влияет на организационную, которая в свою очередь влияет на управленческую. Но при сильном, волевом руководителе управленческая культура может определить организационную, а в совокупности организационные системы могут менять национальную культуру.

Предпринимательство в нашей стране не может развиваться без такого важного элемента, как контрактная культура. Если контракт подписан, его надо выполнять. Он может стать частью национальной культуры. В настоящий момент контрактная культура у нас весьма низкая.

В России существуют две основные проблемы: проблема власти, поскольку руководитель в системе без власти — не руководитель, и проблема отношения к работе. В большинстве российских деловых организаций власть построена по принципу виноградной грозди: во-первых, сверху вниз, а во-вторых, кластерами — замкнутыми группами. И хотя между ними существуют какие-то информационные и иные связи, ярко выражена обособленность каждой группы. Стоит ли сохранять такое положение, эффективно ли это для предпринимательской экономики, нужно проверить каждой организации.

Кластерная форма характерна и для западных бизнес-структур, но на Западе такая группа — это сплоченная команда. Значит, можно поставить вопрос: русские — коллективисты или индивидуалисты? Как показали социологические исследования, россияне — большие индивидуалисты. Однако власть считается больше с группой, чем с индивидом. Нам еще предстоит, если мы хотим видеть каждого отдельного человека в системе, менять образцы поведения как руководителя, так и подчиненного.

Однако даже при экстремальном индивидуализме русские уживаются друг с другом в коллективе, группе, считая, что группа является наиболее важной частью социально-экономической системы, т.е. понимая, что с группой считаются, что она может заставить руководителя что-то изменить. Для россиянина группа — это защита.

Когда человек устраивается на работу, важно понять, видит он в группе защиту или идет в нее как в команду единомышленников. Это должен проанализировать руководитель, чтобы у него с группой не возникло конфликта.

В отличие от Запада у нас работа в группе плохо структурирована, плохо расписаны обязанности и функции каждого работника. При групповой работе русские опасаются, что кто-то «прокатится зайцем» за их счет, хотя, в принципе, любят работать вместе.

На Западе при работе группах все-таки используется индивидуальное задание и индивидуальная ответственность. Поэтому работа в группе более эффективна. В России же в группу «бросили» задание, и там начинают между собой разбираться, что нужного эффекта не дает, хотя работа в группе сегодня эффективнее, чем при любой другой организации труда.

Многое зависит от руководителя. Он должен уметь делиться своим успехом, и чем лучше он умеет это делать, тем больше шанс, что люди будут работать лучше, пойдут за ним.

Участие в управлении невозможно без принятия на себя определенных обязательств и ответственности отдельными работниками. И это работа прежде всего в интересах системы, а не в своих личных. В России же под участием в управлении понимают другое: человек пытается пролезть наверх и дать какие-то предложения, чтобы заявить о себе, не собираясь при этом брать на себя ответственность за реализацию предложений или хотя бы их части.

Очень важно создать в системе такую среду, в которой безответственный человек чувствовал бы себя неуютно. Предприниматель, тот, кто создавал фирму (а создать ее нельзя, если не взять на себя ответственность), знает, как это делается, у него есть практический опыт. Так вот, он должен помочь своим подчиненным научиться созидать. Обучение происходит в основном на работе. Нормальный руководитель до 40% времени тратит на работу с людьми, на обучение подчиненных. Ведь ответственность возможна только тогда, когда вы обучены, компетентны и не боитесь принимать решения.

Для того чтобы решить вопрос о том, что является стимулирующим фактором в российских условиях, надо разобраться, чем мотивирована нация.

Принято выделять четыре основных вида мотивации, которые соответствуют той или иной группе стран либо культур.

Первый вид — достижение цели, где деньги играют большую роль, например, желание стать лидером на рынке, первым выйти с новинкой.

Второй вид — защитная мотивация, т.е. стремление к тому, чтобы никто не вмешивался в дела, желание создать свой мир (этому соответствует кластерная структура). Эта группа стран больше всего ценит стабильность.

Третий вид — это группа социальной мотивации, где зачастую действует уравнительный подход. В странах третьей группы люди хотя и ценят качество жизни, но считают, что лучше ничего не менять, чтобы не стало хуже.

Четвертый вид — это тоже в основном страны с социальной мотивацией, однако они, желая повысить качество жизни, согласны идти на риск.

По результатам исследований «новые русские» по своей мотивации примыкают ко второй группе, которая больше всего ценит стабильность. Это очень важный результат, так как он показывает, что россияне предпочитают мотивацию на достижение и отказались от мысли ничего не менять. Правда, наши руководители в бизнесе по-прежнему считают, что изменения не должны влиять на стабильность их положения, т.е. достижение для них не играет большой роли, но сдвиг все равно наметился.

Будут ли русские в дальнейшем больше мотивированы на достижение, т.е. двигаться в сторону первой группы мотивации? Для того чтобы спрогнозировать это, нужны исследования экономики России.

Сейчас говорят, что есть русская специфика в бизнесе. Этому способствует новый уровень культуры — так называемая институциональная культура: бизнес и предпринимательство являются одним из институтов общества, который занимается созданием дополнительной потребительной стоимости, развивая свою культуру. И в этой культуре есть некая доля интернациональности. Поскольку политика протекционизма широко распространена в мире, ею приходится пользоваться и в системе менеджмента. Опыт показывает, что свой, или третий, путь не всегда оказывается самым лучшим, а институциональная культура бизнеса, привнесенная с Запада, доказывает свою эффективность всегда, в том числе и в России. Отсюда следует вопрос: можно ли привить в стране иностранную бизнес-культуру? Создание предприятий с участием иностранного капитала показывает, что такое возможно.

Однако исследования показали, что есть возрастные границы усвоения человеком другой культуры, по достижении которых изменить что-либо довольно сложно. Значит, теперешнему поколению в бизнесе не стоит рассчитывать на серьезные изменения в поведении отечественных партнеров. Новое поколение российских предпринимателей и менеджеров должно обучаться образцам поведения с детства, тогда будет возможен успешный результат.

В бизнесе важна моральная среда, для предприятия важна мораль нанимаемых работников, а формируется мораль религией, другого института человечество пока не придумало. Поэтому, когда мы говорим о низкой морали, мы имеем в виду невысокое влияние религиозного и светского образования на воспитание людей.

Для бизнеса самое трудное — это менять людей, а не систему, но при помощи хорошей системы можно заставить людей поменять свои привычки.

Знание истории национальной культуры, ее ценностей и образцов поведения людей в различных хозяйственных ситуациях позволяет профессионально готовить и воспитывать будущих менеджеров. Без знания особенностей национальной деловой культуры невозможно решать на высоком профессиональном уровне сложные и комплексные задачи, особенно в системе предприятий с иностранными инвестициями.

1.2. Инфраструктура и характерные черты современного российского менеджмента

Современный менеджмент, в зависимости от того где он развивается и формируется, имеет ряд общих и специфических особенностей.

Общие черты отражают этап цивилизации, общественно-экономическую формацию, модель экономики, социально-экономические потребности управления, уровень развития научно-технического прогресса и ряд подобных факторов.

К специфическим чертам относятся: национальные особенности общества, исторические особенности его развития, географические условия, культура и другие подобные факторы.

Реальный менеджмент, который сформировался в каждом конкретном обществе имеет в своем составе всегда общие и особенные черты в различных сочетаниях.

Очевидно, что правомерно по аналогии говорить и о российском менеджменте. Понимание такого подхода имеет большое значение и поэтому нельзя механически переносить особенные черты менеджмента из одной культуры в другую. Это означает, что знать, понимать и учитывать специфику России при использовании опыта и концепций зарубежного управления, это значит создать условия для более полной реализации идеи менеджмента. Состояние развития российского общества, сложившиеся производственные отношения, менталитет и другие факторы позволяют выделить 4 основных особенности российского менеджмента:

1. приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий.

Наиболее актуальными проблемами управления в России становятся конверсионные процессы. Антикризисное управление, управление занятостью людей, информационные технологии, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Однако главная проблема состоит в том, чтобы выявить их, а в том, чтобы выстроить ранжированные приоритеты. Именно здесь зародились наибольшие трудности в понимании менеджмента и его роли в России.

2. инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его существования.

Здесь важно понять и сформулировать понятие собственно инфраструктуры. Она представляет собой совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой формируется российский менеджмент.

Здесь можно выделить 3 основных группы факторов:

а) факторы менталитета (ценности, национальные традиции и культура),
б) факторы общественного сознания, т.е. осознание практики зарубежного и отечественного направления (система подготовки менеджеров),
в) факторы уровня научного мышления, методологической культуры, развитие социально-экономических знаний.

3. комплекс факторов затрудняющих или благоприятствующих укреплению менеджмента в России: факторы уровня научного мышления, методологической структуры, развитие социально-экономических знаний;

4. культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и которые, как показывает исторический опыт развития, и не нужно изменять.

Можно выделить 2 отношения к менеджменту в России:
а) полное отрицание необходимости внедрения менеджмента.
б) довольно разговоров о российской специфике.

Особенности российского менеджмента определяются:

  •  чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;
  •  комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;
  •  культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

Воздействие факторов внешней и внутренней среды придало российскому менеджменту специфические черты. Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.

Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

2. Российская модель современного менеджмента. Сравнительный анализ и сопоставление с Западной моделью.

2.1. Российская модель менеджмента.

В современных условиях особую актуальность приобретает необходимость формирования российской модели менеджмента, приспособленной к рынку и способной решать кризисные ситуации. Отечественный бизнес все еще в основном повернут внутрь самого себя, в общем, не очень-то склонен к росту и развитию (прибыль капитализации направляется в личное пользование), он оценивает свои возможности не как средство творческой самореализации, а как инструмент насилия над ближними, ненавидит конкуренцию, велико его стремление действовать в обход закона. Копируют цивилизованный бизнес, но не его фундаментальные основы, а внешние признаки.

Российская модель менеджмента должна формироваться исходя из современной концепции менеджмента, которая заключается в том, что:

1. Успех организации определяется не рациональной организацией производства, как считали представители школы научного управления и классической школы, а ее способностью адаптироваться к изменениям (школа науки управления).

2. Организация рассматривается как открытая система, на |которую оказывает влияние большое количество внешних факторов (международное положение, политические и социокультурные факторы, состояние экономики в стране, законы, поставщики, потребители, конкуренты и др.).

3. Процесс управления организацией — это непрерывный, целенаправленный, постоянно повторяющийся процесс, на который оказывают воздействие факторы внешней и внутренней среды. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

4. Применение к процессу управления организацией ситуационного подхода позволяет принимать управленческие решения в зависимости от сложившейся ситуации и достигать поставленных целей.

5. Ориентация на человека и его возможности, поэтому основное внимание уделяется демократизации управления, проблемам руководства и лидерства, поведению человека, изучению организационной культуры, мотивации и т.п.

Представляется, что эти основополагающие положения менеджмента будут не только сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям:

• рациональное сочетание рынка и государственного регулирования;
• широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций;
• постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды;
• достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации;
• разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды;
• резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией;
• использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы;
• совершенствование структур управления за счет большей централизации функций;
• постоянная забота о повышении квалификации работников организации;
• максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ;
• развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.);
• привлечение сотрудников к управлению организацией.

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительный опыт в области теории и практики управления, создали собственные модели управления с учетом своих специфических особенностей.

Но какая модель для нас приемлема?

Ответ на него затрудняется и тем обстоятельством, что не только в целом страна, но и отдельные ее регионы предрасположены к различным экономическим моделям, применяемым в странах с рыночной экономикой. Выяснилось, что шведская модель подходит для Северо-Западного региона (включая Санкт-Петербург, Новгород, Псков), для Восточной Сибири, центра Урала и Московской области – американская модель. Многие считают наиболее привлекательной для отечественных предприятий японскую модель, поскольку-де она в большей степени отвечает особенностям российских культурных традиций и национальной психологии (приоритет группы над личностью, подчинение авторитету власти и др.)

Но практика показывает, что набор достоинств успешных моделей менеджмента разных стран и регионов – еще не гарантия построения эффективной модели для своей организации.

Вместе с тем базовыми принципами построения российской модели менеджмента можно считать:

- использование в управлении концепции государственного регулирования экономики. Немаловажную роль в этом процессе должно сыграть стратегическое управление. Эту стратегию отличает гибкость и способность к адаптации. Она требует государственного воздействия и регулирования сверху, которое выполняет роль стратегического ориентира. Государственное регулирование предполагает наличие жесткой конкуренции в экономике, исключающей возможность роста монополий. В результате между государством и частным бизнесом устанавливаются паритетные отношения, направленные на повышение международной конкурентоспособности страны.

- свобода выбора концепций для создания оптимальной модели управления в России, не отвергая при этом сложившихся традиционных методов управления.

- управление на основе постоянных нововведений. Важнейшей составной частью менеджмента становятся инновации. Они включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, способствующие улучшению деятельности фирмы.

- отказ от чрезмерной централизации власти в отечественных фирмах и приобретение возможностей менеджеров высшего уровня гибко реагировать на быстро меняющуюся внешнюю ситуацию. Конечно, маловероятно, что большинство наших крупных предприятий сможет быстро внедрить западный опыт управления независимыми подразделениями. Во многом это связано с неготовностью высшего менеджмента предприятий к децентрализации управления и отсутствием необходимого количества подготовленных менеджеров среднего звена, удовлетворяющих этим требованиям.

- выработка стратегии управления, ориентированной на постоянные изменения как в внешней среде, так и внутри фирмы; выделение в качестве основного ресурса выживания человеческих ресурсов, их интеллектуального потенциала и постоянно развивающихся технологий.

- введение индикативного планирования, предусматривающего разработку долгосрочных прогнозов, среднесрочных планов социально-экономического развития страны, планов использования госбюджета.

- совершенствование методов мотивации и управления персоналом, которые остаются в настоящее время самой актуальной и неразрешенной проблемой. Снижение эффективности управленческих работников происходит под воздействием недооценки их роли со стороны государственных органов управления. За последнее время обострилась проблема кадрового потенциала менеджеров-профессионалов, способных управлять организациями и экономикой страны в рыночных условиях. Одной из причин сложившегося положения является неэффективная система мотивации, действующая на предприятиях и в организациях.

- повышение конкурентоспособности продукции и организаций на рынке, что является главным критерием оценки эффективности системы управления. Конкурентоспособность компании на мировом уровне обеспечивается, прежде всего, конкурентоспособностью ее продукции на внутреннем рынке.

Сформулированные базовые принципы управления находятся в русле общемировых тенденций развития и могут быть положены в основу формирования российской модели менеджмента.

2.2.Сопоставление российской и западной моделей менеджмента

Американский менеджмент.

Говоря об американском менеджменте, нельзя, хотя бы вскользь не коснуться и

истории менеджмента как науки вообще.

Менеджмент появился в США  в конце прошлого века, и с тех пор эта страна по

праву считается родиной менеджмента. Первый научный курс управления

появился 1881 году. Он был разработан Джозефом Вартоном и вначале не нашел

широкого практического применения. Лишь спустя тридцать пять лет начал

использоваться как учебная дисциплина. В 1886 г. бизнесмен Г. Таун в своем

докладе на собрании американского общества инженеров-механиков впервые

поставил вопрос о необходимости менеджмента как профессионального вида

управленческой деятельности. В 1910 г. Луис Брандейс ввел в обиход понятие

«научное управление», а в 1911 году в свет вышла работа Ф.У.Тейлора

«Принципы научного управления».

Дальнейшее развитие наук в целом значительно влияло и на менеджмент. Так

развитие  кибернетики, экономико-математических методов, компьютеризация

управления способствовали активному внедрению в управление системного

подхода, не концентрирующегося на одной грани интересующей проблемы.

Эволюция менеджмента приводят к окончательному решению спора между

различными школами управления. К 70-м годам нашего века широкую

популярность завоёвывают идеи ситуационного подхода, подтверждающие

правомочность различных систем управления. В 80-е годы к основным

направлениям: ратующем за изменение и совершенствование техники и

технологии производства и  уверенном в примате четкой организации

деятельности индивида и всего коллектива прибавляется направление

«организационной культуры», придающее значение системным и поведенческим

особенностям предприятия.

Что же является наиболее характерным признаком американского менеджмента в

сегодняшнее время? Прежде всего интернационализация менеджмента,

обусловленное самой историей образования Соединенных Штатов,  объединение

теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное

творчество в этой области познания.

Современный деловой мир США сейчас вступает уже в третью фазу формирования

менеджмента, базирующуюся на системе информационного обеспечения и

переработки информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов

различных отраслей знаний. В настоящее время одна из самых существенных

проблем в американских корпорациях это определение оптимального соотношения

факторов централизации и децентрализации. Очевидно, что жестко

централизованная структура с четкими разграничениями между отделами и их

функциями предоставляет менеджеру возможность взять на себя дополнительную

ответственность. Децентрализованная организационная структура управления

способствует созданию среды, в которой каждый её член принимает на себя

ответственность, имеет возможность реализации своего потенциала, внедряя в

производство свои идеи и замыслы, что в итоге способствует процветанию

фирмы.

Несколько десятилетий назад такая функция, как  «организация производства»,

была определена как главная в обеспечении роста производительности труда в

США. В настоящее время именно существующие организационные формы корпораций

составляют трудности этой страны. На примере небольших и простых в

организационном плане промышленных компаний наглядно видны использование

управляющими потенциала фирмы, всех видов ресурсов, высокая степень

принятия качественных и своевременных решений и т.д., что приводит к

процветанию и росту предприятия. По мере экстенсивного развития фирмы эти

преимущества исчезают. С появлением трудностей в координации действий

вырастает численность управленческого аппарата. Эксперты в сфере бизнеса

считают, что развитие централизованной власти снижает конкурентные

преимущества больших компаний.

Исследую опыт управления, американские социологи заключают, что

экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту,

так же как и капиталу. «Менеджмент и капитал – вот две составляющие,

которые необходимы для экономического развития Америки.

В целом, подводя итог краткому анализу американского менеджмента, следует

отметить, что он отличается упором на личность менеджера, как одну из

составляющих успеха всего дела, узкую специализацию и индивидуальную

ответственность каждого, жесткой и формальной структурой управления

производством и персоналом.

Японский менеджмент.

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические

особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан

с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в

корне отличны от европейских и американских. В бедной естественными

ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство –

человеческие ресурсы».

По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть

характерных признаков японского управления.

Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии

ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров.

Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство

корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с

руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную

возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для

укрепления чувства общности с компанией. Стабильность  так же способствует

улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и

рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для

улучшения   деятельности компании. Стабильность дает возможность

количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны,  и

сознательного направления вектора их  активности на цели более значимые,

чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает

система  пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для

европейского образа мысли.

Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие

начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности

фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает

взаимодействие   и повышает производительность. В этом отношении встречи и

совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации,

дают существенные результаты. Японская система управления старается также

создать общую для всех работников фирмы базу понимания  корпоративных

ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для

потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и

взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и

поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

Управление, основанное на информации. Сбору данных  и их систематическому

использованию для повышения экономической эффективности производства и

качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих

фирмах, собирающих телевизоры,  применяют систему сбора информации, при

которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто  отвечал за

исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только

виновные за неисправность, но, главным образом,  причины неисправности, и

принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители

ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую

выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы

увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие

компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости

контроля  качества. При управлении производственным процессом их главная

забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя

заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в

работе порученного ему участка производства с  наивысшим качеством.

Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится

с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения,

японцы зачастую  размещают управляющий персонал прямо в производственных

помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие

нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии

для содействия дополнительным нововведениям широко используется система

новаторских предложений и кружки качества.

Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого

качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве.

Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок,

который может служить гарантией  качества продукции  и способен повысить

производительность благодаря чистоте и порядку.

В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих

отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества

служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и

управляющими.

Одной из отличительных особенностей японского управления является

управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими

служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно.

Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую

технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной

платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и

другие. Но существует и большая разница между американским и японским

управлением. Японские корпорации больше используют преданность своих

служащих компаниям. Отожествление служащих с корпорацией создает крепкую

мораль и ведет к высокой эффективности. Японская система управления

стремится усиливать это отожествление, доводя его до жертвенности интересам

фирмы.

Существуют также особенности японской системы управления качеством,

отличающая ее от западной системы:

управление качеством на уровне фирмы - участие всех звеньев в управлении

качеством.

подготовка кадров и обучение методам управления качеством.

деятельность кружков качества.

инспектирование деятельности по управлении качеством (премии Деминга

предприятию и проверка деятельности руководства.)

использование статистических методов.

общенациональные программы по контролю качества.

Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг.

Следовательно, не всегда руководитель является компетентным человеком. Он

часто не может объяснить тонкости своего бизнеса - настоящая работа

осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он

должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь вызвать и

сохранить любовь и преданность своего персонала.

В целом японская система управления опирается на коллективное решение

проблем и ставит приматом над индивидуумом корпоративные ценности,

отличается гибкостью управления и четкой обратной связью.

Российские традиции управления

     Рассматривая российские традиции управления, следует отметить, что в

результате отсутствия частной собственности в советский период российской

истории (1917-1991 г.г.), когда наука управления получила основной всплеск

развития по всему миру, мы будем рассматривать только традиции

государственного управления в России.

Основные традиции русского менеджмента с Петровских времен и до наших дней,

на мой взгляд остались неизменными. Прежде всего, стоит отметить большую

роль государства в экономическом развитии страны. Это обуславливается тем,

что ещё со времен создания Петром Первым государственных мануфактур весьма

значительная часть крупного производства принадлежала государству.

Вследствие этого возникала жесткая иерархическая система управления,

неразрывно связанная с государством; протекционистская политика многих

правителей России снижала конкуренцию на внутреннем рынке, что тоже не

способствовало развитию новых идей в управлении.

Октябрьская Революция 1917 года только обострила все эти условия развития

национальной школы управления. Экономический кризис и разруха, царившие в

молодой Советской республике, требовали от руководства страны, в которой не

осталось больше частной собственности, по военному четких мер по

реорганизации всех видов производства. Вкупе с однопартийной системой все

это сделало систему государственного и промышленного управления жесткой и

строго иерархичной. Экстренные темпы развития промышленности требовали

экстренных дисциплинарных мер, что привело к жесточайшей индивидуальной

ответственности руководителей за возглавляемое дело. По военному четкое

распределение обязанностей; узкая специализация государственных органов

управления промышленностью.

     Новая экономическая политика государства несколько «ослабила

гайки», но крупная собственность так и осталась в руках государства, этот

период «послабления» был короток  и мало что изменил в традициях

управления. Последующие периоды индустриализации и Великой отечественной

войны и ликвидации военной разрухи вернули все в прежнее, весьма жесткое,

русло.

     Естественно, что всякое действие вызывает противодействие, поэтому

некоторое «ослабление гаек» в период правления Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева,

сопровождавшееся не меньшим спросом с партийных и хозяйственных

руководителей всех уровней, приводит отрыву высших слоев управления от

действительности. Нереальные планы производства, спускаемые сверху вызывают

волну приписок и искажения результатов хозяйственной деятельности.

Неимоверно разросшийся управленческий аппарат в этих условиях полностью

теряет смысл, занимаясь созданием ненужных бумаг и обработкой отчетов,

основанных на недостоверных и сознательно искаженных данных. Все это в

условиях полного зажима гласности и демократии приводит страну в

глубочайшему экономическому кризису.

     Распад Советского Союза ставит проблемы борьбы с кризисом перед

правительством России. Основным девизом первого этапа возрождения экономики

становится  такое знакомое: «… весь мир … мы разрушим…».

     Для развития экономики применяется способ, весьма похожий на

предыдущий исторический опыт: жесткий контроль государства за экономикой,

протекционизм правительства   по отношению к отечественной промышленности,

ориентация в руководстве на Лидера – сильную личность и т.п.

     В целом складывается такой облик русского менеджмента:

Индивидуальная ответственность и направленность руководства и  четкое

распределение обязанностей;

Примат корпоративных (в советские времена – государственных) интересов над

личностью;

Жесткая структура управления, медленная обратная связь.

      Рассмотрев особенности национальных типов управления, для большей

наглядности я  собрал основные тезисы национального менеджмента в

таблицу:

|Объект сравнения     |США            |Япония      |Россия        |

|Характер решений     |Индивидуальный |Коллективный|Индивидуальный|

|Преодладающие цели   |Тактические    |Стратегическ|Тактические   |

|                     |               |ие          |              |

|Разграничение        |Четкое         |Расплывчатое|Четкое        |

|обязанностей и       |               |            |              |

|полномочий           |               |            |              |

|Специализация        |Узкая          |Широкая     |Узкая         |

|работников           |               |            |              |

|Ответственность      |Индивидуальная |Коллективная|Коллективная  |

|Приверженность       |К профессии    |К фирме     |К профессии   |

|работника            |               |            |              |

|Оценка и карьерный   |Быстрый        |Медленный   |Медленный     |

|рост                 |               |            |              |

|Разделяемые ценности |Индивидуальные |Коллективные|Коллективные  |

|Направленность       |На человека    |На коллектив|На коллектив  |

|руководства          |               |            |              |

|Идеал менеджера      |Лидер-сильная  |Координатор-|Лидер-сильная |

|                     |личность       |мозговой    |личность      |

|                     |               |центр       |              |

|Способ контроля      |По индивид.    |По          |По коллектив. |

|                     |показателям    |коллектив.  |показателям   |

|                     |               |показателям |              |

|Отношение к          |Формальное     |Неформальное|Формальное    |

|подчинённым          |               |            |              |

|Обусловленность      |Личные качества|Возраст,    |Возраст, стаж,|

|карьеры              |               |стаж,       |коллективные  |

|                     |               |коллективные|достижения    |

|                     |               |достижения  |              |

|Структура управления |Жесткая        |Гибкая      |Жесткая       |

|Оплата труда         |По индивид.    |По коллект. |По            |

|                     |результатам    |результатам,|коллективным  |

|                     |               |от возраста |результатам   |

|                     |               |и стажа     |              |

|Расходы на обучение  |Низкие         |Высокие     |Высокие       |

|персонала            |               |            |              |

|Найм на работу       |Красткосрочный |Пожизненный |Краткосрочный |

     Таким образом, из этой таблицы хорошо видно, как тесно переплелись

качества американского и японского менеджмента в российских управленческих

традициях. И хотя следует признать, что такие основные черты российского

менеджмента являются пережитками Советского строя, что в новых коммерческих структурах применяются совсем иные принципы управления, привнесенные в основном из Америки и Западной Европы, основная масса промышленного потенциала все ещё не включилась в перестройку моделей управления производством.

     Все вышеизложенное ещё раз доказывает сложность и неоднозначность

применения «готовых» экономических решений для «лечения» экономики ношей страны.

2.3. Роль российской культуры в системе современного менеджмента

В России участие в управлении является долговременной традицией: власть обращается к людям в тех случаях, когда чувствует свою слабость. Брать на себя ответственность люди не привыкли, поскольку это не стало элементом организационной культуры. Успехи и неудачи связывались подчиненными с работой руководителей. Россия является евроазиатской страной, поэтому российским менеджерам необходимо знать суть западной и восточной культур.

Западная

Восточная

Преимущественно партисипативная модель участия

Преимущественно подданническая политическая культура

Индивид – основной элемент политики

Общность (семейная, клановая, профессиональная)

Устойчивые традиции политической демократии

Устойчивые традиции авторитаризма

Индивид пресыщен политикой, но воспринимает правила участия в ней

Индивид давно насытился политикой, но не приобщился к ней

Западные религии формируют открытый тип участия в политике

Восточные религии формируют тип скрытого участия в политике, иногда фанатичного в экстремальных условиях

Преобладание общенациональных интересов

Первостепенная роль национально-этнического фактора

Преобладание модернизма в общей и политической культуре

Устойчивость традиционной и политической культуры

Возрастание роли политических лидеров в силу личностных факторов и усложнение политического развития

Возрастание роли политических лидеров в силу харизмы, повышение роли партий и общественных движений

Наличие солидного среднего класса и соответствующего его интересам политического менталитета

Резкий разрыв между элитами и массами и соответствующий политический менталитет

Основные характеристики статуса группы в системе менеджмента и их использование в различных культурах:

Япония

Россия

США

Работа в группе как цель

Работа в группе как средство

Работа в группе как средство

Способ жизни

Защитный элемент

Путь к рационализации

Естественное поведение

Необходимое поведение

Рациональное поведение

Привычка

Принуждение

Сознательность

Эффективность

Выживание

Производительность

Качество и способ сделать лучше

Масштаб или способ сделать лучше

Способ делать дешевле

Различия в характеристиках работы в США и России

Россияне

Американцы

Работать больше, чтобы сделать больше

Работать усерднее, чтобы сделать лучше

В работе и отдыхе больше ориентированы на количество

Больше ориентированы на качество в работе и отдыхе

Экстенсивность как главный принцип, поглощающий свободное время

Интенсивность как главный принцип, сохраняющий свободное время

Низкая структурированность работы имеет своим продолжением низкую структурированность свободного времени

Высокая структурированность работы имеет своим продолжением высокую структурированность свободного времени.

Вывод: принципиальные различия между трудовыми ценностями России и США состоят в том, что российский менеджмент находится на стадии количественного роста, поэтому качественная сторона дела пока недооценивается. Установлено, что руководители системы государственного управления и российские менеджеры работают в среднем на 1,5-2 часа больше, чем их американские коллеги. Отдых у американских менеджеров планируется на предсказуемой основе.

Исторические пути реформирования системы управления можно свести к двум главам:

  •  эволюционный путь, основой которого является мирное постепенное и последовательное преобразование с предварительной проработкой концепций, направлений, этапов и последовательности преобразований;
  •  революционный путь реформирования, когда реформаторы, опираясь на массовые симпатии противников прежнего режима действуют в интересах большинства.

Заключение

Менеджмент России  пока далек от  заданных  глобализацией параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с  новыми  взглядами  и установками.  Они  умеют  учреждать  и  организовывать  бизнес,  заключать сделки, рационально хозяйствовать, знают,  как  удешевить  производство  и объем товаров, найти поставщика и потребителя. Они заботятся о собственной

репутации  и  имидже.  Они  благополучны,  занимаются  меценатством.   Как

правило,  это  высокообразованный  класс,  где  не  редкость  два   высших образования, кандидатские и  докторские  степени.  Многие  из  них  прошли

обучение  в   престижных   зарубежных   университетах   и   стажировку   в

преуспевающих  компаниях.  Этот  класс  имеет  свои  объединения,   союзы,

ассоциации и даже политические организации и через них инициирует  решение

важных местных, региональных и  национальных  задач.  Государство  обязано

считаться с этим новым классом, а общество осмысливать это  новое  явление

российской  жизни.  Их   деловая   философия,   высокая   профессиональная

образованность и ярко  выраженная  интеллектуальная  и  волюнтаристическая

одаренность,   помноженная   на   патриотические   помыслы    и    высокую

ответственность за судьбу отечества, - залог высокой конкурентоспособности

российского бизнеса и быстрой адаптации к условиям глобализации.

    Специфической чертой российского менеджмента должна стать опора на трудолюбие

работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Эти заложенные в

народе качества необходимо всячески поощрять. При воспитании данных качеств,

в процессе становления национальной системы управления, мы можем осуществить

постепенный переход от жестких управленческих решений к гибким. Сегодня

жесткость является необходимой, но вынужденной мерой. Стратегическая

перспектива русского менеджмента – движение к более мягкому по форме, но и

более эффективному по содержанию управлению.

Российский менеджмент должен учитывать христианские традиции. Бердяев

отмечал, что «душа русского народа была сформирована православной церковью,

она получила чисто религиозную формацию. Религиозная формация выработала

некоторые устойчивые свойства, догматизм, аскетизм, способность нести

страдание и жертвование во имя веры, устремленность к трансцендентному,

которое относится то к вечности и иному миру, то к будущему, то к этому

миру». Стремление к богатству все больше пронизывает различные слои общества

и является определяющим стимулом деятельности. Христианство в своей сущности

нежелательно относится к жадности, власти «желтого дьявола». Отсюда еще одна

черта русского менталитета: люди могут работать не столько ради денег, а для

осуществления какой-либо общественной, политической или религиозной идеи.

Энтузиазмом русского народа пользовались многие поколения советских

руководителей. В то же время энтузиазм, возникший на основе какой-либо

объединяющей национальной идеи, мог бы стать важнейшей составляющей выхода

России из кризисной ситуации, дав толчок ее социально-экономическому развитию

и в наши дни.

Осторожный, длительный подход к формированию российского менеджмента,

учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие и широту

российских условий, – важнейшая стратегическая задача общества. От нее во

многом зависит не только переход к рыночной экономике, но и место России в

мировом сообществе. Это движение к современным формам и методам управления,

которые будут формироваться не слепо, а на основе научно обоснованных мер.

Последнее приобретает чрезвычайно важное значение в условиях стихийного

формирования рынка и внесет в этот процесс элемент сознательности.

Целесообразно вспомнить слова Тейлора: «Искусство научного управления это

эволюция, а не изобретение». Однако и эволюция предполагает сознательный отбор.

Поэтому мы можем добавить к высказыванию Тейлора следующее: «...искусство

научного управления это эволюция и отбор оптимальных форм и методов

менеджмента, отражающего в себе важнейшие специфические особенности

национального менталитета»[9]

.

Список литературы:



«История менеджмента» под редакцией Д.В. Валового, Москва, ИНФРА-М, 1997


Пшенников В.В., «Японский менеджмент. 27 уроков для нас», Москва, «Япония


сегодня» – 1997


Тимошина Т.М. «Экономическая история России», Москва, «Филинъ», 1998


Электронный журнал «Офис-Курьер»  http://main.gss.ru/press/ok/


Электронный журнал «Корпоративные Финансы»


http://cfin.ru/management/index.shtml

1. Бахур А.Б. Особенности национального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, № 5, 2005.

2. Белокопытов Ю.Н., Панасенко Г.В. История и культура менеджмента: учебник для учащихся средних школ, учебно-производственных центров, лицеев, школ менеджеров. – Красноярск: Кн. Изд-во, 1994.

3. Гедди К., Айкс Б. Нужна ли помощь «виртуальной» экономике // ЭКО. 1999. № 1. С. 70—88.

4. Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Экономика, 1991.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000.

7. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Издательско-торговая копорация «Дашков и К°», 2003.

8. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000.

9. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

10. Хартавый М.А., Некашин А.Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, №3, 1999.

11. http://www.sic-inteltech.ru/

12. http://www.dpgazeta.ru/article/15701


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83085. Технології та методи проектування компонентів комп’ютерних систем на прикладі створення модуля розширення для промислового комп’ютеру формфактору PC/104 1.41 MB
  Промисловий комп’ютер - це універсальний комп’ютер, призначений для промислового застосування. Він відрізняється від звичайного комп’ютеру конструкцією, яка враховує вимоги до обладнання, що працює, як правило, в несприятливих умовах (підвищена вібрація, забруднена атмосфера, підвищена вологість, підвищені або понижені температури).
83086. Розвиток прогресивних технологій у торгівлі в умовах перехідної економіки 72.88 KB
  Інновації в оптовій торгівлі в основному обумовлені тенденціями розвитку оптового ринку такими як: глобалізація міжнародного бізнесу і ресурсні обмеження; висока швидкість матеріальних фінансових і інформаційних потоків; великі обсяги операцій; асортимент товарів що розширюється...
83087. Проектування і розрахунок полігонометрії згущення 372.58 KB
  Вимоги до положення пунктів полігонометрії: пункти повинні знаходитись в місцях довготривалого зберігання (обочини доріг, лінії передачі енергії, на межах землекористувань та ін.) сторони полігонометрії ходи повинні бути приблизно однакової довжини; повинна бути забспечена видимість між пунктами із землі...
83088. ОРГАНІЗАЦІЯ ЗАЛІЗНИЧНИХ ПАСАЖИРСЬКИХ ПЕРЕВЕЗЕНЬ 89.95 KB
  Основними завданнями транспорту є повне забезпечення потреб вантажовласників і лише населення перевезеннях. Порівняно з іншими видами пасажирського транспорту залізниці мають низку переваг з яких найбільш важливими є: регулярність перевезень незалежно від пори року часу доби та погоди...
83089. Анализ методов интенсификации на Актанышском месторождении 2.34 MB
  Другой особенностью является интенсификация добычи нефти за счет все более широкого применения методов повышения нефтеотдачи пластов и использования повышенной депрессии на и част. На ряде месторождений добыча нефти сопровождается отложением солей парафинов и гидратов выносом песка.