48706

Сохранение и укрепление здоровья обслуживаемого населения

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Номер – тип: int Тип стрипа – тип: int 8луночные и 12луночные Режим измерения – тип: chr измерение оптической плотности Единицы измерения – тип: chr бел Выходные значения анализатора Объект представляет собой строку байт. Тип – тип: byte Преобразованные значения Объект представляет собой данные строкового формата. Тип – тип: chr Документы предметной области также представлены в виде классов. Номер – тип: int Дата – тип: dte ФИО – тип: chr Возраст – тип: int Учреждение – тип: chr Отделение – тип: chr Исследовать – тип: chr Диагноз...

Русский

2013-12-14

903.5 KB

30 чел.

Оглавление

[1] Оглавление

[2]
Анализ условий предприятия

[2.1] Краткая характеристика  предприятия

[2.2] Цели и задачи функционирования клинико-диагностической лаборатории

[2.3] Организационная структура предприятия

[2.4] Состав бизнес-процессов

[2.5] Описание бизнес-процессов

[2.6]  Объекты бизнес-процессов

[2.7] Элементы бизнес-процессы, требующие автоматизации

[3]
Формирование требований

[3.1] Состав требований

[3.2] Определение состава сценариев, реализующих требования

[3.3]
Разработка содержания сценариев

[3.4] Определение требований к пользовательскому интерфейсу

[4]
Анализ и проектирование

[4.1] Классы граничных объектов и сущностей

[4.2] Определение методов объектов

[4.3] Методы классов граничных объектов

[4.4]
Методы классов сущностей

[4.5] Выбор технологии реализации

[4.6]
Проектирование хранилища данных

[5]
Разработка программного кода

[6]
Развертывание

[7]
Идентификация рисков

[8]
Список используемой литературы

[1] Оглавление

[2]
Анализ условий предприятия

[2.1] Краткая характеристика  предприятия

[2.2] Цели и задачи функционирования клинико-диагностической лаборатории

[2.3] Организационная структура предприятия

[2.4] Состав бизнес-процессов

[2.5] Описание бизнес-процессов

[2.6]  Объекты бизнес-процессов

[2.7] Элементы бизнес-процессы, требующие автоматизации

[3]
Формирование требований

[3.1] Состав требований

[3.2] Определение состава сценариев, реализующих требования

[3.3]
Разработка содержания сценариев

[3.4] Определение требований к пользовательскому интерфейсу

[4]
Анализ и проектирование

[4.1] Классы граничных объектов и сущностей

[4.2] Определение методов объектов

[4.3] Методы классов граничных объектов

[4.4]
Методы классов сущностей

[4.5] Выбор технологии реализации

[4.6]
Проектирование хранилища данных

[5]
Разработка программного кода

[6]
Развертывание

[7]
Идентификация рисков

[8]
Список используемой литературы

  1.  
    Анализ условий предприятия
    1.  Краткая характеристика  предприятия

МУЗ «Городская больница №1 им. М. Н. Горбуновой»

Адрес: г. Кемерово, ул. Весенняя, 9, тел 36-72-74,

Руководитель: заслуженный врач РФ Кочкина Тамара Васильевна, организатор здравоохранения высшей категории.

Учреждение основано 30 июня 1987г.

С 1995г. больница носит имя Марии Нестеровны Горбуновой, заслуженного врача РФ, ветерана войны и труда.

Цель работы учреждения – сохранение и укрепление здоровья обслуживаемого населения.

Основные задачи МУЗ «ГБ№1»:

  •  Оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению.
  •  Оказание первой и неотложной помощи.
  •  Проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости.
  •  Раннее выявление больных.
  •  Диспансеризация здоровых и больных.
  •  Проведение активной работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения.

Основные виды  деятельности МУЗ «ГБ№1»:

  •  Амбулаторно-поликлиническая помощь взрослому населению;
  •  Восстановительное лечение больных неврологического и травматологического профиля;
  •  Специализированная помощь на базе Центров:
  •  Центра амбулаторной хирургии,
  •  Центра здоровья мужчины и женщины,
  •  Противоболевого Центра.
    1.  Цели и задачи функционирования клинико-диагностической лаборатории

Клинико-диагностическая лаборатория (КДЛ) является диагностическим подразделением лечебно-профилактического учреждения МУЗ «ГБ№1» и создана на правах отделения.

Клиническая лабораторная диагностика занимает важное место среди диагностических служб, так как дает практическому здравоохранению около 80 % объема объективной диагностической информации, необходимой для своевременной постановки диагноза и контроля эффективности проводимого лечения.

Цель функционирования подразделения – наиболее объективные и достоверные результаты исследований. Основная цель разбивается на более мелкие цели. Диаграмма, отражающая цели функционирования изображена на рисунке 1 .

Основными задачами КДЛ являются:

  •  проведение клинических лабораторных исследований в соответствии с профилем ЛПУ (общеклинических, гематологических, иммунологических, цитологических, биохимических, микробиологических и других, имеющих высокую аналитическую и диагностическую надежность) в объеме согласно заявленной номенклатуре исследований при аккредитации КДЛ в соответствии с лицензией ЛПУ;
  •  объем выполняемых исследований не должен быть ниже минимального объема, рекомендуемого для ЛПУ данной мощности;
  •  внедрение прогрессивных форм работы, новых методов исследований, имеющих высокую аналитическую точность и диагностическую надежность;
  •  повышение качества лабораторных исследований путем систематического проведения внутрилабораторного контроля качества лабораторных исследований и участия в программе Федеральной системы внешней оценки качества (ФСВОК);
  •  оказание консультативной помощи врачам лечебных отделений в выборе наиболее диагностически информативных лабораторных тестов и трактовке данных лабораторного обследования больных;
  •  обеспечение клинического персонала, занимающегося сбором биологического материала, детальными инструкциями о правилах взятия, хранения и транспортировки биоматериала, обеспечивающими стабильность образцов и надежность результатов. Ответственность за точное соблюдение этих правил клиническим персоналом несут руководители клинических подразделений;
  •  повышение квалификации персонала лаборатории;
  •  проведение мероприятий по охране труда персонала, соблюдение техники безопасности, производственной санитарии, противоэпидемического режима в КДЛ;
  •  ведение учетно-отчетной документации в соответствии с утвержденными формами.

В соответствии с указанными задачами КДЛ осуществляет:

  •  освоение и внедрение в практику методов клинической лабораторной диагностики, соответствующих профилю и уровню лечебно-профилактического учреждения;
  •  проведение клинических лабораторных исследований и выдачу по их результатам заключений.

Функционирование подразделения  позволяет реализовать основную цель МУЗ «ГБ №1» – оказание качественной и доступной диагностическо-лечебной и реабилитационной помощи населению.

Рисунок 1. Цели клинико-диагностической лаборатории.

  1.  Организационная структура предприятия

Организационная структура предприятия отражает взаимное расположение отдельных частей организации, объединенных общей целью. Она налаживает и упорядочивает деятельность отдельных частей организации и в итоге помогает организации достигать поставленных перед ней целей. Организационная структура МУЗ «ГБ№1» представлена на рисунке 2 .

Рисунок 2. Состав подразделений предприятия.

Каждое подразделение организации отличает профилем деятельности и соответственно – выполняемыми функциями. В таблице 1 представлены функции основных подразделений больницы.

Таблица 1.

Подразделение

Функции

Больница восстановительного лечения

Восстановительное лечение больных неврологического и травматологического профиля.

Поликлиника №3

Обследование  и лечение пациентов, прикрепленных к поликлинике №3.

Обследования также проводятся  в отделениях БВЛ:  рентгенологическом, клинико-диагностической лаборатории, отделениях ФТО, ЛФК.

Поликлиника №10

Профилактическое направление работы: диспансерное наблюдение молодежи, лечение выявленной патологии на ранних стадиях заболевания; проведение  профилактических прививок, изучение причин заболеваемости молодежи и пути их снижения при совместной работе администрации учебных заведений и медицинских  работников.

Травматологическое отделение

Оказание экстренной помощи и последующее лечение больных с повреждениями опорно-двигательного аппарата, а также больных с последствиями травм и заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Женская консультация №1

Оказание квалифицированной акушерско-гинекологической помощи населению прикрепленной территории;

проведение лечебно-профилактических мероприятий, оказание женщинам социально-правовой помощи в соответствии с законодательством об охране здоровья материи ребенка

Функции подразделений реализуются посредством ресурсов материальных, финансовых и самое главное – людских. В таблице 2 представлены должности и функции персонала клинико-диагностической лаборатории (КДЛ).

Таблица 2.

Должность

Выполняемые функции

Главврач

Осуществляет руководство учреждением здравоохранения в соответствии с действующим законодательством, определяющим деятельность органов и учреждений здравоохранения.

Заведующий отделением

Осуществляет организацию работы отделения в целях формирования полноценного лечебно-диагностического процесса на самом современном уровне, а также организации учебного процесса и исследований в области медицины.

Заведующий лабораторией

1. Организует и обеспечивает своевременное проведение исследований в лаборатории на уровне современных достижений медицинской науки и практики.

2. Распределяет работу между сотрудниками лаборатории, сам проводит положенное количество исследований. 3. Осуществляет систематический контроль  работы сотрудников лаборатории, в том числе контроль качества проводимых исследований.

Старшая медсестра лаборатории

1. Организует труд среднего и младшего медицинского персонала, контролирует выполнение им своих обязанностей.

2. Обеспечивает условия для нормальной работы лаборантов, путем поддержания в порядке рабочих мест и общего порядка в лаборатории.

3. Обеспечивает правильность расстановки кадров среднего и младшего медицинского персонала.

4. Составляет заявки на оборудование, медикаменты, реактивы, лабораторную посуду, мягкий и твердый инвентарь, подписывает заявки у заведующего лабораторией и получает выписанные материалы из аптеки и со склада.

5. Составляет и ведет табель рабочего времени сотрудников лаборатории.

6. Составляет график отпусков сотрудников лаборатории на год,

представляет его на согласование заведующему лабораторией.

7. Обеспечивает ремонт неисправной аппаратуры.

8. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию.

9. Участвует в подготовке годового отчета лаборатории.

10. Докладывает заведующему лабораторией обо всех чрезвычайных происшествиях в лаборатории.

Лаборант

1. Подготавливает к работе рабочее место, аппаратуру, реактивы, химическую посуду, питательные среды, краски и дезинфицирующие растворы.

2. Проводит исследование поступающего в лабораторию материала, в соответствии с уровнем своей квалификации.

3. Проводит стерилизацию лабораторного инструментария, посуды и материала, в соответствии с действующими инструкциями и правилами, обеззараживает отработанный материал.

4. Следит за условиями эксплуатации термостатов и стерилизационной аппаратуры.

5. Принимает и регистрирует материал, поступающий в лабораторию на исследование.

6. Проверяет пригодность поступившего для исследования материала, правильность его упаковки, своевременность доставки, правильность оформления сопроводительных документов.

7. Под руководством врача-лаборанта и с разрешения заведующего лабораторией, самостоятельно выполняет установленные  виды анализов.

8. Представляет результаты проведенных исследований врачу-лаборанту.

9. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию.

Фельдшер-лаборант

1. Выполняет лабораторные исследования в соответствии с установленными нормами нагрузки и квалификационными требованиями.

2. Осуществляет подготовку реактивов, химической посуды, аппаратуры, дезинфицирующих растворов.

3. Осуществляет регистрацию поступающего в лабораторию биологического материала для исследования, в том числе с использованием компьютера, обработка материала и подготовка к исследованию.

4. Осуществляет взятие крови из пальца.

5.Осуществляет стерилизацию лабораторного инструментария.

6. Осуществляет ведение необходимой документации (регистрация, записи в журналах, бланках результатов анализа и т. д.).

Санитар

1. Проводит уборку помещения лаборатории в соответствии с установленными правилами.

2. Помогает старшему лаборанту при получении реактивов, питательных сред, дезинфицирующих растворов, оборудования и доставке их в отделение.

3. Получает у старшего лаборанта и обеспечивает правильное хранение и использование хозяйственного инвентаря и моющих средств.

4. Производит мытье, дезинфекцию и сушку лабораторной посуды.

5. Выполняет функции курьера.

6. Участвует в занятиях по сантехминимуму.

Врач клинической лабораторной диагностики

1. Осуществляет постоянный контроль качества исследований, проводимых лаборантами.

2. Проводит исследование всех видов биологического материала; чтение результатов биохимических исследований; приготовление специальных стандартов и реактивов и их проверку.

3. Участвует в освоении и апробации новых методик.

4. Консультирует врачей отделений по вопросам лабораторной диагностики.

5. Оформляет бланки исследований и подписывает результаты исследований.

6. Готовит ежемесячные отчеты заведующему лабораторией о проделанной работе и участвует в составлении годового отчета о работе лаборатории.

7. Систематически проводит мероприятия по повышению квалификации лаборантов.

8. Контролирует выполнение средним и младшим медицинским персоналом лаборатории инструкции по технике безопасности.

9. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка и следит за его соблюдением средним и младшим медицинским персоналом лаборатории.

Отношения сотрудников строится по принципу иерархии подчинения. На рисунке  3 представлена иерархическая модель в рамках всей организации. Исходя из неё, главврачу подчиняются заведующие отделениями, а заведующим отделениями подчиняются управляющие более низких уровней – отделов.

Рисунок 3. Модель организационной структуры МУЗ «ГБ№1».

На рисунке  4 представлена организационная модель в рамках лаборатории. Наивысшим уровнем является – заведующий отделением, средний уровень представлен старшей медсестрой лаборатории, следующий более низкий уровень составляют фельдшера-лаборанты, лаборанты,  врачи и санитары.

Рисунок 4. Модель организационной структуры КДЛ.

  1.  Состав бизнес-процессов
    1.  Бизнес-процессы предприятия

Бизнес-процесс (БП)  «Первичная диагностика» заключается в опросе пациента, предварительном установлении диагноза и выдаче направления на проведение клинико-диагностических исследований (КДИ).

БП «Проведение КД исследований» заключается в освоении и внедрении в практику методов клинической лабораторной диагностики, соответствующих профилю и уровню лечебно-профилактического учреждения, а также проведение клинических лабораторных исследований и выдачу по их результатам заключений.

БП «Диагностика» заключается в установлении точного диагноза на основе проведенных КДИ.

БП «Лечение» заключается в облегчении, снятии или устранении симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализации нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровлении, восстановление здоровья.

БП «Обязательная профилактика» заключается в обязательной вакцинации населения.

БП «Отчётность» заключается в создании пакета документов о работе лаборатории, кВ который входят: дневники, журналы, бланки, ежедневные, ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные отчеты.

Рисунок 5. Состав бизнес-процессов предприятия.

  1.  
    Бизнес-процессы базового подразделения

БП «Регистрация биоматериала и бланка направления» заключается во внесении номера образца и данных пациента в дневники учета работы и журналы по видам исследований.

БП «Заполнение дневника учета работы» представляет собой внесение в журнал данных проведенных исследований.

БП «Обработка биоматериала в анализаторе» представляет собой помещение человеком образцов в анализатор, его включение и действия производимые анализатором.

БП «Фиксирование показаний анализатора» представляет собой считывание значений, выдаваемых анализатором, с дисплея оборудования или их распечатка.

БП «Заполнение журнала учета оборудования» представляет собой внесение данных в журнал о наличии и состоянии оборудования лаборатория, его инвентаризация.

БП «Ведение журналов по видам исследований» представляет собой внесение в журнал данных результатов исследований.

БП «Уничтожение остатков биоматериалов и реактивов» представляет собой физическое удаление остаточных материалов и реактивов.

БП «Формирование ежемесячного отчета» представляет собой создание документа, содержащего данные о работе КДЛ за прошедший месяц.

БП «Формирование ежегодного отчета» представляет собой создание документа, содержащего данные о работе КДЛ за прошедший год.

БП «Прогнозирование работы лаборатории» представляет собой проведение расчетов для закупки реактивов и расходуемых материалов на квартал вперед.

Рисунок 6. Диаграмма деятельности бизнес-процесса «Автоматическое фиксирование, сохранение и учет показаний анализатора».

  1.  Описание бизнес-процессов

Бизнес-процесс «Фиксирование показаний анализатора»  состоит из пошагового выполнения действий:

  •  Фиксирование показаний анализатора
  •  Математическое преобразование данных
  •  Внесение значений в дневники работы
  •  Внесение значений в журналы по видам исследований
  •  Внесение значений в бланки исследований
  •  Статистический подсчет исследований, формирование отчетов

«Фиксирование показаний анализатора» представляет собой считывание значений, выдаваемых анализатором, с дисплея оборудования или с распечатанного документа.

«Математическое преобразование данных» представляет собой перевод значений в другие единицы измерения по математическим формулам.

«Внесение значений в дневники работы» представляет собой заполнение вручную дневников выходными значениями анализатора.

«Внесение значений в журналы по видам исследований» представляет собой заполнение вручную журналов выходными значениями анализатора.

«Статистический подсчет исследований, формирование отчетов» представляет собой параллельное ведение статистики о количестве и качестве исследований.

Это действие может быть выделено и как отдельный процесс, но в рамках данной работы рассматривается как составляющая процесса фиксирования результатов.

Рисунок 7. Диаграмма деятельности бизнес-процесса «Автоматическое фиксирование, сохранение и учет показаний анализатора».

  1.   Объекты бизнес-процессов

Объекты бизнес-процесса «Автоматическое фиксирование, сохранение и учет показаний анализатора» подразделены  на две категории:

  •  Объекты
  •  Документы

Виды  объектов приведены на рисунке 8.

Рисунок 8. Виды объектов процесса «Автоматическое фиксирование, сохранение и учет показаний анализатора».

Предметная область представлена объектами-классами, диаграмма классов изображена на рисунке 9.

Рисунок 9. Диаграмма классов объектов.

Классам объектов соответствуют – числовая информация, до того момента как она была зафиксирована в электронные или бумажные формы, и образцы анализов пациентов. Описание и атрибуты объектов приведены в таблице 3

Таблица 3.

Объекты

Название объекта

Описание

Атрибуты

Биологический материал

Объект представляет собой микротитрационный  планшет с образцами сыворотки пациентов.

Номер – тип: int

Тип стрипа – тип: int  (8-луночные и 12-луночные)

Режим измерения – тип: char (измерение оптической плотности)

Единицы измерения – тип: char (бел)

Выходные значения анализатора

Объект представляет собой строку байт.

Тип  – тип: byte

Преобразованные значения

Объект представляет собой данные строкового формата.

Тип  – тип: char

Документы предметной области также представлены в виде классов. Диаграмма классов представлена на рисунке 10.

Рисунок 10. Диаграмма классов объектов.

Описание классов представлено в таблице 4.

Таблица 4.

Документы

Название документа

Описание

Атрибуты

Бланк-направление

Направление на анализ, ф. N 200/у, бланк.

Номер – тип: int

Дата – тип: date

ФИО – тип: char

Возраст – тип: int

Учреждение – тип: char

Отделение – тип: char

Исследовать – тип: char

Диагноз – тип: char

Дневник учета работы

Рабочий журнал лабораторных исследований, ф. N 251/у

Журнал в обложке 96 стр.

Дата – тип: int

Регистрационный номер анализа – тип: int

Результат – тип: int

Примечания – тип: int

Показания прибора – тип: int

Журналы по видам исследований ОМС

Журнал учета количества выполненных анализов в лаборатории, ф. N 262/у. Журнал в обложке 96 стр.

Номер – тип: int

Дата – тип: date

Отделение: char

ФИО – тип: char

Диагноз – тип: char

Наименование и результат анализа – тип: char

Журналы по видам исследований (платные)

Журнал учета количества выполненных анализов в лаборатории, ф. N 262/у. Журнал в обложке 96 стр.

Номер – тип: int

Дата – тип: date

Отделение: char

ФИО – тип: char

Диагноз – тип: char

Наименование и результат анализа – тип: char

Журнал учета оборудования

Журнал в обложке. Форма ведения – общепринятая.

Инвентарный номер – тип: int

Дата – тип: int

Состояние – тип: int

Время работы – тип: int

Замечания – тип: char

Принятые меры – тип: char

Результат анализа

Результат анализа, ф. N, 209/у. Бланк.

Дата – тип: date

Номер – тип: int

ФИО – тип: char

Возраст – тип: int

Отделение – тип: char

Медицинская карта – тип: int

Ежедневный отчет

Количество пациентов – тип: char

Количество видов исследований – тип: char

Количество исследований каждого вида – тип: char

Список затраченных реактивов – тип: char

Ежемесячный отчет

Штатный состав лаборатории – тип: char 

Количество выполненных анализов по видам – тип: char

Динамика количества исследований за период – тип: char

Список затраченных реактивов – тип: char

Ежеквартальный отчет

Штатный состав лаборатории – тип: char 

Количество выполненных анализов по видам – тип: char

Динамика количества исследований за период – тип: char

Достижения лаборатории за период – тип: char

Недостатки в работе – тип: char

Повышение квалификации персонала;

Проблемы – тип: char

Предложения по улучшению качества работы – тип: char

Выводы – тип: char

  1.  Элементы бизнес-процессы, требующие автоматизации

    В качестве еэлементов бизнес-процессов требующих автоматизации выбраны:

  •  Фиксирование показаний анализатора
  •  Математическое преобразование данных
  •  Внесение значений в дневники работы
  •  Внесение значений в журналы
  •  Статистический подсчет измерений, формирование отчетов

Перечисленные элементы входят в состав бизнес-процесса «Проведение клинико-диагностических исследований», который является основным процессом лаборатории. Элементы приведены на рисунке 11.

Рисунок 11. Типовые бизнес-процессы, требующие автоматизации.

Автоматизация перечисленных процессов позволяет решить следующие основные задачи:

сведение к минимуму количества ошибок при проведении исследований и обработке данных;

ускорение исследований;

обеспечение оперативного доступа к результатам исследований;

снижение финансовых расходов лаборатории;

соблюдение требований информационной безопасности;

повышение эффективности использования лабораторного оборудования;

уменьшение затрат рабочего времени персонала при подготовке текущей и отчетной документации.

  1.  
    Формирование требований
    1.  Состав требований

Для каждого элемента бизнес-процесса сформированы соответствующие функциональные требования. В силу небольшого количества бизнес-процессов, отсутствует необходимость в разделении их на подсистемы. Требования к бизнес-процессам представлены на рисунке 12.

Рисунок 12. Требования к бизнес-процессам.

  1.  Определение состава сценариев, реализующих требования

Для более точного определения функциональности разрабатываемого приложения сформирован состав его сценариев, реализующих выявленные требования. Под сценарием подразумевается описание действий, заложенных в систему.

Состав разработанных сценариев, их связь с требованиями и с внешними сущностями отображен в виде диаграммы вариантов использования на рисунке 13.

Рисунок 13. Диаграмма вариантов использования, для сценариев, реализующих функциональные требования.

Для реализации требований используются следующие сценарии:

  •  Автоматическое фиксирование и сохранение значений
  •  Поиск, редактирование, извлечение данных
  •  Автоматическое ведение статистики
  •  Автоматическое формирование отчетности

Требование «Обеспечение хранения данных об анализах» реализуется программными средствами среды разработки, исходя их этого, отсутствует необходимость в составлении сценария для него.

Каждый вариант использования подразумевает деятельность системы, вследствие которой «актант» получает ценный для него результат. Под актантом подразумевается некоторая внешняя сущность (реальный пользователь или внешняя система), инициирующая вариант использования или просто использующая его результаты.

Диаграмма вариантов использования включает два октанта – лаборант и заведующий лабораторией.

Сумма всех вариантов использования со связанными с ними актантами и поддерживаемыми функциональными требованиями составляет модель вариантов использования, которая описывает полную функциональность системы.

  1.  
    Разработка содержания сценариев

Содержимого сценариев представлено в виде декомпозиции соответствующих им «вариантов использования».

  1.  Автоматическое фиксирование и сохранение значений

Формируется начальная форма «Форма1» (рисунок 14), на которую загружается список доступных COM портов из объекта «Список доступных портов», и также присутствуют элементы для ввода данных с клавиатуры. После этого осуществляется выбор порта, к которому подключен анализатор, если порт открыт, происходит передача данных. В случае если порт закрыт, (устройство не подключено) выдаётся информирующее сообщение. Получение данных представляет собой сложный процесс, поэтому также представлен в виде сценария на рисунке 15. Источником данных является объект «Значения анализатора». Затем осуществляется вывод полученных и преобразованных в наглядный вид данных на форму. После этого пользователю требуется задать соответствие результатов пациентам. Список пациентов загружается на форму при загрузке самой формы. После задания соответствия происходит сохранение данных в объекте «Данные об анализах».

Рисунок 14. Декомпозиция сценария «Автоматическое фиксирование и сохранение значений».

  1.  
    Получение данных

Процесс передачи данных включает в себя открытие порта, после чего происходит получение очередного байта из объекта «Значения анализатора» и помещение его в элемент массива. Поскольку данные передаваемы анализатором включают в себя множество служебных символов и символов форматирования, осуществляется поиск значений, затем значения конвертируются в строковый тип данных. После этого значений помещаются в объект «Данные об анализах».

Рисунок 15. Декомпозиция сценария «Получение данных».

  1.  Поиск и извлечение данных

Сценарий поиска начинается с формирования начальной формы «Форма2». На форму загружаются элементы управления параметрами поиска, путем комбинации их включения и выключения образуется выходной объект «Выбранный параметр». На рисунке 16  выбранный параметр поиска – по пациенту. После этого осуществляется поиск, входные объекты этого действия «Данные о пациентах» и «Данные об анализах». Затем данные выводятся на форму, их можно сохранить в документ либо распечатать, то есть выходные объекты – «Принтер», «Внешний документ», «Форма2». Элементы управления формы позволяют редактирование данных и сохранения изменений в объект «Данные об анализах».

Рисунок 16. Декомпозиция сценария «Поиск и извлечение данных»

  1.  Автоматическое формирование статистики

Сценарий начинается с формирования начальной формы – «Форма3». Затем осуществляется выбор параметров статистики из объекта «Параметры статистики». Возможен выбор всех показателей и их комбинаций. После этого формируется внешний документ «Внешний документ», источником входных значений является объект «Данные об анализах». Затем документ распечатывается, это отражает выходной объект «Принтер». Декомпозиция сценария представлена на рисунке 17.

Рисунок 17. Декомпозиция сценария «Автоматическое формирование статистики».

  1.  Автоматическое формирование отчетов

Сценарий начинается с формирования начальной формы – «Форма4». Затем осуществляется выбор формы отчета из объекта «Список форм». Возможен выбор всех форм и их комбинаций, формы отчетов представлены входными объектами «Ежедневный отчет», «Ежемесячный отчет», «Ежеквартальный отчет». После этого формируется внешний документ «Внешний документ», источником входных значений является объект «Данные об анализах». Затем документ распечатывается, это отражает выходной объект «Принтер». Декомпозиция сценария представлена на рисунке 18.

Рисунок 18. Декомпозиция сценария «Автоматическое формирование отчетов».

  1.  Определение требований к пользовательскому интерфейсу
    1.  Форма «Входные данные»

Данная форма является формой для ввода информации. Есть возможность, как автоматического получения данных, так и ручного ввода значений. Вся, информация, выдаваемая анализатором, помещается в элемент вывода информации. После того как передача данных завершена нажатием кнопки либо отключением анализатора, значения помещаются в элемент управления, поддерживающий множественный выбор, также в другой объект множественного выбора помещается информация о пациентах. Таким образом, устанавливается соответствие между значениями анализов и пациентами. Подразумевается также возможность ввода информации с клавиатуры. Все полученные данные сохраняются.

Рисунок 19. Форма «Входные данные».

  1.  Форма «Поиск данных»

Данная форма служит для организации поиска и извлечения требуемой информации. На форме расположены различные элементы управления, путем их выбора и заполнения задается критерий поиска. Результаты поиска помещаются в соответствующий элемент представления текстовой информации. Есть элементы для редактирования диагноза, а также для вывода графика динамики изменений выбранного параметра. Все внесенные изменения сохраняются. Форма представлена на рисунке 20.

Рисунок 20. Форма «Поиск данных».

  1.  Форма «Статистика»

Данная форма случит для представления статистических данных. Есть список возможных параметров. Можно выбрать все или отдельные группы, а также период времени. Результаты помещаются в соответствующий элемент вывода, расположенный на форме, после чего их можно сохранить в отдельный документ или распечатать. Форма представлена на рисунке 21.

Рисунок 21. Форма «Статистика»

  1.  Форма «Отчеты»

Данная форма случит для формирования отчетов. Есть список возможных отчетов. Можно выбрать все формы или необходимую. Результаты помещаются в соответствующий элемент вывода, расположенный на форме, после чего их можно сохранить в отдельный документ или распечатать. Вид формы  на рисунке 22.

Рисунок 22. Форма «Отчеты»

  1.  
    Анализ и проектирование
    1.  Классы граничных объектов и сущностей

Граничные классы – классы объектов, реализующих формы. Выявлены следующие классы граничных объектов.

  •  Форма автоматического фиксирования значений
  •  Форма поиска и извлечения данных
  •  Форма формирования статистики
  •  Форма формирования отчетов

Рисунок 23. Пакетная диаграмма классов граничных объектов

 Классы объектов сущностей – классы объектов, реализующих объекты-сущности. Выявлены следующие классы сущностей.

  1.  Граничный класс  «Form

Класс является формой отображающей выходные значения анализатора и список пациентов. Атрибуты формы представлены на рисунке 24

Рисунок 24. Граничный класс  «Form

Для граничного объекта «Form1» выявлены следующие классы сущностей (таблица 5).


Таблица 5.

Название

Описание

Атрибуты

InputData

Класс содержит выходные значения анализатора

Type – тип: byte

OutputData

Класс содержит результаты анализа, преобразованные в строку

Type – тип: char

Port

Класс содержит описание используемого порта, его характеристики: скорость, четность, имя

Name  – тип: char

BaudRate тип: cha

Parity  – тип: boolean

Binary – тип: boolean

AnalisData

Класс содержит данные об анализах: номер, значения анализов, дату

ID_Analis – тип: int

Date – тип: date

ABC% – тип: int

STND – тип: int

COFF – тип: int

REGR – тип: int

POLY – тип: int

Patient

Класс содержит данные о пациентах: номер, ФИО

Id – тип: int

Name – тип: char

Рисунок 25. Классы сущностей «Form1».


  1.  Сущность «Form2»

Класс является формой для поиска и извлечения данных. Атрибуты формы представлены на рисунке 26.

Рисунок 26. Граничный класс  «Form

Для граничного объекта «Form2» выявлены следующие классы сущностей (таблица 6).

Таблица 6.

Название

Описание

Атрибуты

SearchOption

Класс содержит параметры поиска

Parameter – тип: char

Document

Класс представляет собой внешний текстовый документ

Name – тип: char

Type – тип: doc

Form – тип: char

Directory – тип: char

Printer

Класс содержит описание используемого принтера

Model – тип: char

AnalisData

Класс содержит данные об анализах: номер анализа, номер пациента, значения анализов, дату

ID_Analis – тип: int

ID_Patient – тип: int

Date – тип: date

ABC – тип: int

ABC% – тип: int

STND – тип: int

COFF – тип: int

REGR – тип: int

POLY – тип: int

Patient

Класс содержит данные о пациентах: номер, ФИО

Id_Patient – тип: int

Name – тип: char

Date – тип: date

Diagnoz – тип: char

Рисунок 27. Классы сущностей «Form

  1.  Сущность «Form3»

Класс является формой для формирования и вывода статистических данных. Атрибуты формы представлены на рисунке 28

Рисунок 28. Граничный класс  «Form

Для граничного объекта «Form3» выявлены следующие классы сущностей (таблица 7).

Таблица 7.

Название

Описание

Атрибуты

Document

Класс представляет собой внешний текстовый документ

Name – тип: char

Type – тип: doc

Form – тип: char

Directory – тип: char

Printer

Класс содержит описание используемого принтера

Model – тип: char

AnalisData

Класс содержит данные об анализах: номер анализа, пациента, значения анализов, дату

Diagnoz – тип: char

Date – тип: date

ID_Patient – тип: int

ID_Analis – тип: int

ABC – тип: int

ABC% – тип: int

STND – тип: int

COFF – тип: int

REGR – тип: int

POLY – тип: int

ListParameters

Класс содержит список  всех возможных параметров статистики

TypeParameter – тип: char

ParametrCombinationsValue

Класс представляет собой параметр статистики – «комбинация требуемых значений»

Par1 – тип: int

Par2 – тип: int

Par3 – тип: int

Par4 – тип: int

ParametrAllValue

Класс представляет собой параметр статистики – «статистика по всем значениям»

Par1 – тип: int

Par2 – тип: int

Par3 – тип: int

Par4 – тип: int

Рисунок 29. Классы сущностей «Form3»

  1.  
    Сущность «
    Form4»

Класс является формой для формирования и вывода статистических данных. Атрибуты формы представлены на рисунке 30.

Рисунок 30. Граничный класс  «Form

Для граничного объекта «Form4» выявлены следующие классы сущностей (таблица 8).

Таблица 8.

Название

Описание

Атрибуты

Document

Класс представляет собой внешний текстовый документ

Name – тип: char

Type – тип: doc

Form – тип: char

Directory – тип: char

Printer

Класс содержит описание используемого принтера

Model – тип: char

AnalisData

Класс содержит данные об анализах: номер анализа, номер пациента, значения анализов, дату

Diagnoz – тип: char

Date – тип: date

ID_Patient – тип: int

ID_Analis – тип: int

ABC – тип: int

ABC% – тип: int

STND – тип: int

COFF – тип: int

REGR – тип: int

POLY – тип: int

ListReport

Класс содержит список  возможных форм отчетов

TypeReport – тип: char

AnaliticalReportDay

Класс представляет собой форму ежедневного отчета работы лаборатории

Par1 – тип: int

Par2 – тип: int

Par3 – тип: int

Par4 – тип: int

AnaliticalReportMonth

Класс представляет собой форму ежемесячного отчета работы лаборатории

Par1 – тип: int

Par2 – тип: int

Par3 – тип: int

Par4 – тип: int

AnaliticalReportQuarter

Класс представляет собой форму ежеквартального отчета работы лаборатории

ListPersonel – тип: char

ListDynamicsAnalises – тип: char

ListOfAnalis – тип: char

Problems – тип: char

Offers – тип: char

Conclusions – тип: char

Рисунок 31. Классы сущностей «Form4»

  1.  Определение методов объектов

Методы объектов определяются на основе построения диаграмм последовательностей для сценариев требований.

При построении диаграмм последовательностей каждое сообщение, направленное на объект, рассматривается как метод данного объекта и является операцией, реализующей данный метод в соответствующем классе.

  1.  Диаграмма последовательности для сценария «Автоматическое фиксирование и сохранение значений»

Рисунок 32. Диаграмма последовательности.

  1.  Диаграмма последовательности для сценария «Поиск и извлечение данных»

Рисунок 33. Диаграмма последовательности.

  1.  
    Диаграмма последовательности для сценария «Автоматическое формирование статистики»

Рисунок 34. Диаграмма последовательности.

  1.  Диаграмма последовательности для сценария «Автоматическое формирование отчетов»

Рисунок 35. Диаграмма последовательности.

  1.  Методы классов граничных объектов

Методы классов граничных объектов представлены в таблице 9.

Таблица 9.

Объект

Метод

Тип

Сценарий

Form1

SelectPort()

Start()

SelectAnalisPatient()

void

Автоматическое фиксирование и сохранение значений

Form2

OutputData()

SelectParametr()

UsePrint()

UseSave()

void

Поиск и извлечение данных

Form3

SelectParametr()

UsePrint()

UseSave()

CreatStatistics()

void

Автоматическое формирование статистики

Form4

CreateReport()

UsePrintReport()

UseSaveReport()

LoadForm()

SelectionTypeReport()

void

Автоматическое формирование отчетов

  1.  
    Методы классов сущностей

Методы классов сущностей представлены в таблице 10.

Таблица 10.

Объект

Метод

Тип

Сценарий

AnalisData

SendInDataAnalis()

void

Автоматическое фиксирование и сохранение значений

Port

LoadPort()

OutputData

PrintCharAnalis()

SendCharAnalis()

InputData

PrintDataAnalis()

Patient

PrintInfoPatient()

AnalisData

SendInDataAnalis()

void

Поиск и извлечение данных

Patient

SendInDataPatient()

Printer

Print()

SearchOption

LoadParametr()

Document

SaveDoc()

ListParametrs

LoadParametrs()

void

Автоматическое формирование статистики

AnalisData

LoadQuery()

Document

SaveReport()

Printer

PrintReport()

ParametrAllValue

LoadFormAllValue()

ParametrCombinationsValues

LoadFormCombinationsValue()

AnalyticalReportDay

LoadFormReport()

void

Автоматическое формирование отчетов

AnalyticalReportMonth

LoadFormReport()

AnalyticalReportQuarter

LoadFormReport()

AnalisData

SendDataAnalis()

Printer

PrintReport()

ListReport

LoadFormReport()

Document

SaveReport()

  1.  Выбор технологии реализации
    1.  Выбор операционной системы

В качестве операционной системы для развертывания информационной системы выбрана ОС Microsoft Windows  . Выбор обусловлен тем, что на машинах организации установлена ОС Microsoft Windows XP и комплект необходимых для работы программ.

  1.  Выбор взаимодействия пользователя с операционной системой

Для взаимодействия пользователя с системой выбран интерфейс в стиле операционной системы Microsoft Windows. Такой вид интерфейса интуитивно понятен пользователю и не вызывает особых затруднений при работе с ним. Это обеспечивает минимум времени на обучение персонала работе в системе, что положительно сказывается на работе подразделения.

  1.  Выбор технологии взаимодействия пользовательских компонент с данными

   В качестве технологии взаимодействия пользовательских компонент с данными выбрана технология ADO.NET. ADO.NET (ActiveX Data Objects .NET) — основная модель доступа к данным для приложений, основанных на Microsoft .NET. Выбор технологии основан на выборе операционной системы.

  1.  Выбор языка и среды программирования

В качестве среды программирования выбрана  Microsoft Visual Studio. Microsoft Visual Studio — линейка продуктов компании Майкрософт, включающих интегрированную среду разработки программного обеспечения и ряд других инструментальных средств. В качестве языка программирования выбран C#. Данный язык и среда являются универсальными инструментами программирования и подходят для решения поставленной задачи по созданию ИС.

  1.  Определение параметров развертывания

На предприятии установлено оборудование конфигурацией достаточной для реализации ИС, поэтому параметры развертывания будут совпадать с конфигурацией этого оборудования. Среда развертывания представлена в виде начального варианта диаграммы развёртывания на рисунке 36.

Рисунок 36. Начальный вариант диаграммы развёртывания.

  1.  
    Проектирование хранилища данных

В качестве СУБД для разработки системы выбрана Microsoft SQL Server 2005. Microsoft SQL Server — система управления реляционными базами данных (СУБД), разработанная корпорацией Microsoft. Используется для работы с базами данных размером от персональных до крупных баз данных масштаба предприятия. Широкий спектр использования Microsoft SQL Server обосновывает целесообразность выбора.

На основе анализа требований к базе данных и к разрабатываемой  информационной системе, а также на основании анализа предметной области, построена следующая ER-диаграмма:

Рисунок 37. ER-диаграмма.

Таблица «analisis» содержит информацию о результатах анализов следующие колонки:

- «id_analis » –  тип «int»;

- «date» –  тип «datetime»;

- «id_patient» –  тип «int»;

- «id_ otdelenie » –  тип «int»;

- «id_type» –  тип «int»;

- «id_parametr» –  тип «int»;

- «value» –  тип «float»;

- «id_analiser» –  тип « int »;

- «id_personal» –  тип « int»;

Рисунок 38. Таблица «analisis».

Таблица «patients» содержит информацию о пациентах и имеет следующие колонки:

- «id_patient» –  тип «int»;

- «FIO» –  тип «ntext»;

- «diagnoz» –  тип «ntext»;

Рисунок 39. Таблица «patients».

Таблица «otdelenie» содержит информацию об отделениях больницы имеет следующие колонки:

- «id_otdelenie» –  тип «int»;

- «name» –  тип «ntext»;

- «zav» –  тип «ntext»;

- «adres» –  тип «ntext»;

- «num_tel» –  тип «ntext»;

Рисунок 40. Таблица «otdelenie».

Таблица «parametrs» содержит информацию список всех параметров исследования и  имеет следующие колонки:

- «id_parametr» –  тип «int»;

- «name_parametr» –  тип «ntext»;

- «id_type» –  тип «int»;

Рисунок 41. Таблица «parametrs».

Таблица «type» содержит информацию типах параметров и имеет следующие колонки:

- «id_type» –  тип «int»;

- «type» –  тип «ntext»;

Рисунок 42. Таблица «type».

Таблица «analyzer» содержит информацию об анализаторах лаборатории и имеет следующие колонки:

- «id_analyzer» –  тип «int»;

- «name» –  тип «ntext»;

- «proizvod» –  тип «ntext»;

- «id_port» –  тип «int»;

- «num_parametrs» –  тип «int»;

Рисунок 43. Таблица «analyzer».

Таблица «dolzhnost» содержит должности и имеет следующие колонки:

- «id_ dolzhnost » –  тип «int»;

- «name_ dolzhnost» –  тип «ntext»;

Рисунок 44. Таблица «dolzhnost».

Таблица «personal» содержит информацию о персонале лаборатории:

- «id_ personal» –  тип «int»;

- «FIO» –  тип «ntext»;

- «id_ dolzhnost» –  тип «int»;

Рисунок 45. Таблица «personal».

  1.  
    Разработка программного кода

Файл «Program.cs» – это главный файл приложения, содержащий метод main.

Файл «Form1.cs» содержит описание класса Form1.Класс является формой отображающей выходные значения анализатора, список пациентов, список параметров, список результатов, список отделений.

Рисунок 46. Форма «Получение данных из анализатора»

Файл «Form2.cs» содержит описание класса Form2. Класс является формой предназначенной для выборки данных по критериям – пациент, параметр.

Рисунок 47. Форма «Поиск»

Файл «Form3.cs» содержит описание классов, предназначенной для формирования статистики и её представления в виде отчетов.

Рисунок 48. Форма «Отчеты»

Файл «BankAnalysisDataSet.xsd» обеспечивает доступ к хранилищу данных, его функциям и процедурам.

Файл «app.config» содержит ссылки и параметры соединений.

  1.  
    Развертывание

Процесс развертывания состоит из следующих этапов:

  •  Установка Microsoft SQL Server 2005 на сервер
  •  Установка спроектированной базы данных, на клиентскую машину
  •   Установить разработанного клиентского приложения.

На рисунке  49 изображена схема развертывания.

Рисунок 49. Схема развертывания

  1.  
    Идентификация рисков

Процесс проектирования ИС требует больших временных, трудовых и материальных  затрат,  а  ошибки  при  реализации  проекта  приводят  к значительным экономическим потерям, поэтому важна идентификация и оценка риска проекта.

Рассмотрим характеристики трех составляющих:

  •  заказчика;
  •  исполнителя;
  •  проекта.

Характеристики заказчика, влияющие на оценку риска проекта:

  •  стабильность организационной структуры;
  •  удовлетворенность заказчика организационной структурой;
  •  уровень формализации процессов обработки данных в существующей технологии;
  •  существующий уровень автоматизации процессов сбора и обработки данных;
  •  уровень  подготовки  кадров  в  области  автоматизированной технологии обработки данных

Характеристики исполнителя, влияющие на оценку риска проекта:

  •  опыт разработки прикладного программного обеспечения (ПО);
  •  опыт работы с системным ПО;
  •  опыт работы с техническими средствами;
  •  предполагаемая смена технической и программной среды;
  •  наличие в группе специалистов в данной предметной области.

Общие показатели проекта, влияющие на оценку его риска:

  •  уровень охвата автоматизацией процессов обработки данных;
  •  наличие территориально разнесенных подразделений;
  •  объем обрабатываемых данных;
  •  наличие прототипов;
  •  требования к времени ответа;
  •  требования к достоверности данных;
  •  требования к надежности;
  •  требования к обслуживающему персоналу;
  •  характер  обработки  данных  (сбор,  поиск,  представление, оптимизация).

  1.  
    Список используемой литературы
  2.  Золотухина Е.Б. Основы бизнес моделирования: Методическая разработка. – М.,  2005.
  3.  Принципы проектирования и разработки программного обеспечения: Учебный курс MCSD / пер. с англ. – 2-е изд., испр. – М: ИТД "Русская Редакция", 2002. – 736 с.
  4.   Ванеев О.Н. Селезнев В.В. Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине "Управление данными" для студентов 3 курса специальности 071900 (230201) "Информационные системы и технологии – Кемерово, КузГТУ, 2006
  5.  Сахил Малик Microsoft ADO.NET 2.0 для профессионалов — М.: «Вильямс», 2006. — С. 560.
  6.  Пауэрс Л., Снелл М. Microsoft Visual Studio 2005  — C.: «БХВ-Петербург», 2008. — С. 1200.
  7.  Коннолли Т., Бегг К. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика — 3-е изд. — М.: «Вильямс», 2003. — 1436 с.
  8.  Когаловский М.Р. Энциклопедия технологий баз данных. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 800 с.
  9.  Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных — 8-е изд. — М.: «Вильямс», 2006. — 1328 с.
  10.  Гарсиа-Молина Г., Ульман Дж., Уидом Дж. Системы баз данных. Полный курс. — М.: «Вильямс», 2003. — 1088 с. 
  11.  Когаловский М.Р. Перспективные технологии информационных систем. — М.: ДМК Пресс; Компания АйТи, 2003. — 288 с.
  12.  Ванеев О.Н., Полетаев. Методические указания по дипломному проектированию для студентов специальности 230201 "Информационные системы и технологии" – Кемерово, КузГТУ,  2008.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51684. Урок биологии 66 KB
  Основой для планирования учебно-воспитательного процесса по биологии является анализ существующих нормативных требований, программ, учебных и дидактических пособий, опыта работы учителя.
51685. Сонячна система. Рух планет навколо Сонця 66 KB
  Рух планет навколо Сонця. Що таке Всесвіт З чого складається Всесвіт Що більше за розмірами Всесвіт чи Галактика Чому До якої системи належить планета Земля Чому систему називають Сонячною Які небесні тіла утворюють Сонячну систему До яких небесних тіл належить Сонце Чому Чи може людина потрапити на поверхню Сонця Чому Які небесні тіла називають астероїдами Чим особливі комети Яку комету ви знаєте Чому вона так називається Чим відрізняються між собою небесні тіла метеори та метеорити Що таке кратери...
51686. Дії з натуральними числами 102.5 KB
  Учитель: «Дітки, Ви любите гратися? А математику? Тоді давайте займатися математикою, граючись. Сьогодні ми з Вами вирушаємо у незвичайну подорож. А оскільки наше місто розміщене на перехресті залізничних шляхів мало не з усієї
51687. Прислів’я і приказки як різновид фразеологізмів. Антонімічні та синонімічні пари фразеологізмів. Встановлення відповідностей між українськими та російськими формами фразеологізмів 231 KB
  Антонімічні та синонімічні пари фразеологізмів. Встановлення відповідностей між українськими та російськими формами фразеологізмів. Завдання: навчити учнів добирати антонімічні та синонімічні пари фразеологізмів встановлювати відповідність між українськими та російськими формами фразеологізмів; розвивати вміння розкривати значення фразеологізмів творчо підходити до виконання завдань;...
51689. Техника торможения плугом и полуплугом 54.5 KB
  Выполняется одной лыжей для небольшого снижения скорости. Вначале переносится масса тела на идущую по направлению движения лыжу. Пятка второй лыжи отводится в сторону, ставит лыжу под углом и закантовывает её на внутреннее ребро, что тормозит продвижение.
51690. Редактор материалов в 3D Studio Max 1010.5 KB
  Создание материалов тема необъятная поскольку слишком велик список свойств и зависимостей всех параметров влияющих на внешний вид получаемого материала и рассмотреть все нюансы в рамках одной статьи просто невозможно. Поэтому мы ограничимся лишь основными приемами и правилами работы с материалами; эти способы позволят получить общее представление о применении материалов и начать собственные эксперименты. Все эти операции проводятся в редакторе материалов Mteril Editor который можно вызвать при помощи команды Rendering= Mteril Editor...