48708

Стратегическое планирование на ОАО «МТС»

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

О предприятии ОАО МТС. В курсовой работе в качестве исследуемого предприятия была выбрана компания ОАО МТС в качестве продукта – мобильный телефон. ОАО Мобильные ТелеСистемы МТС российская телекоммуникационная компания оператор сотовой связи в форматах GSM и UMTS оказывающая услуги в России странах СНГ и Индии под торговой маркой МТС. Компания МТС образована как закрытое акционерное общество в октябре 1993 года такими компаниями как ОАО Московская городская телефонная сеть МГТС Deutsсhe Telecom DeTeMobil...

Русский

2013-12-14

1.13 MB

65 чел.

  1.  Стратегическое планирование

1.1 О предприятии ОАО «МТС».   

В курсовой работе в качестве исследуемого предприятия была выбрана компания ОАО «МТС», в качестве продукта – мобильный телефон.

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) — российская телекоммуникационная компания, оператор сотовой связи в форматах GSM и UMTS, оказывающая услуги в России, странах СНГ и Индии под торговой маркой «МТС».

Компания МТС образована, как закрытое акционерное общество, в октябре 1993 года такими компаниями, как ОАО «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и ещё несколькими акционерами. Четырём российским компаниям принадлежало 53 % акций, двум немецким компаниям — 47 %.

«МТС» — одна из двух российских марок (наряду с «Билайном»), вошедших в список 100 крупнейших мировых торговых марок, составленный в апреле 2009 года британской газетой Financial Times, заняв в нём 71-е место. В 2010 году МТС заняла 72 место со стоимостью бренда, равной  9,723 млн долларов (+6% по отношению к 2009 году).

По результатам исследования компании Interbrand, проведённого в 2010 году, МТС стал самым дорогим российским брендом, заняв первое место с оценкой стоимости торговой марки в размере 213 198 млн рублей.

Полное наименование компании — Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы». Штаб-квартира компании расположена в Москве.

Стоимость бренда МТС в рейтинге оценена в $8,077 миллиардов. Методика рейтинга учитывает доходы от нематериальных активов и позиции бренда на рынках присутствия компании. МТС заняла в TOP-100 самых влиятельных мировых брендов 89-е место.

МТС также вошла в десятку крупнейших брендов по индексу «Импульс бренда» (Brand Momentum), получив наивысшую оценку по десятибалльной шкале. Данный индекс отражает перспективы краткосрочного роста стоимости бренда и учитывает текущую рыночную стоимость и потенциал роста компании.

НАИРИТ (Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных Технологий) 24 марта 2011 года подготовила рейтинг топ-50 наиболее инновационных компаний России. Его методика была основана на интернет - голосовании инновационной общественности. МТС в этом рейтинге заняла пятнадцатое место.

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» сейчас является крупнейшим оператором мобильной связи в России и странах СНГ. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает более 98 миллионов абонентов.

Население 82 регионов России, а также Армении, Беларуси, Украины, Узбекистана, Туркменистана, где МТС и ее дочерние предприятия имеют лицензии на оказание услуг в стандарте GSM, составляет более 230 миллионов человек.
С июня 2000 года акции МТС котируются на Нью-йоркской фондовой бирже под кодом MBT.

Летом 2004 года ОАО «МТС» выпустила первый сотовый телефон под маркой МТС. Аппарат массой 81 гр. Был оснащен монохромным дисплеем, поддерживал GPRS и EMS. Телефон поступил в продажу как самый дешевый в среднем ценовом сегменте.

1.2 Анализ рынка мобильных телефонов.

Под своим брендом МТС продает более 15 телефонов.

Количество проданных в России телефонов в 4 квартале 2010 года выросло на 18% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и на 6% по сравнению с 3 кварталом 2010 года. Реализовано 10,4 млн. аппаратов. Таким образом, в 2010 году объем рынка мобильных телефонов России достиг 34,8 млн. и вырос на 25% по сравнению с 2009 годом.

Рис. 1. Российский рынок мобильных устройств, 2009-2010 гг., тыс. шт.

*4 кв. 2010 — прогноз

В денежном выражении в 4 квартале 2010 года рынок вырос на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 12% по сравнению с предыдущим кварталом. По итогам 2010 года объем рынка мобильных телефонов в России достиг 155,2 млрд. рублей, рост по отношению к 2009 году составил 7%.

Рис. 2. Российский рынок мобильных устройств, 2009-2010 гг., млрд. руб.

*4 кв. 2010 — прогноз 

Средняя рыночная цена мобильных телефонов в 4 квартале 2010 года снизилась на 2% относительно аналогичного периода 2009 года, но выросла относительно 3 квартала на 6%, продолжив положительную динамику. В целом в 2010 году по сравнению с 2009 годом средняя рыночная стоимость телефона снизилась на 14%.

Рис. 3. Среднерыночная цена мобильного телефонов, руб., 2009-2010 гг.

*4 кв. 2010 — прогноз 

В 4 квартале 2010 года доля рынка розничной сети МТС (без учета франчайзинговых салонов МТС) на рынке мобильных телефонов в штучном выражении увеличилась до 14,8% (рост на 3 п.п. по сравнению с 4 кварталом 2009 года). По итогам 12 месяцев 2010 года доля Розничной сети МТС в штучном выражении оценивается в 13,6%. 

Рис. 4. Доля рынка розничной сети МТС на рынке мобильных телефонов в России в штучном выражении в 2009-2010 гг. 

*4 кв. 2010 — прогноз 

Доля телефонов стоимостью менее 5 000 руб. по итогам 4 квартала 2010 года в розничной сети МТС составила около 74,3% (в штучном выражении). Доля телефонов стоимостью от 5 000 до 9 999 руб. составила около 18,5%. Модели стоимостью более 10 000 руб. заняли 7,1%.

Рис. 5. Структура продаж мобильных телефонов розничной сети МТС по ценовым категориям в штучном выражении

Лидером продаж по итогам 4 квартала 2010 года стал телефон МТС 236, занявший 7,8% в структуре продаж мобильных телефонов розничной сети МТС. Этот телефон являлся лидером продаж в Розничной сети МТС на протяжении всего года. Телефоны Samsung E1080 и Nokia 1280 в 4 квартале 2010 года заняли 6,7% и 4,0% соответственно. МТС Qwerty 635, продажи которого стартовали в 3 квартале 2010 года, занял 3,8% в 4 квартале.

Рис. 6. ТОП 5 моделей по продажам в розничной сети МТС в 4 квартале 2010 года, в штучном выражении, % от общих продаж

Рис. 7. ТОП 3 моделей по ценовым категориям в продажах розничной сети МТС в 4 квартале 2010 года, в штучном выражении

В 4 квартале 2010 года на рынке появилось сразу 3 новых модели телефона под брендом МТС: Basic 140 (МТС 140), МТС 547 и МТС 916 — первый брендированный смартфон на базе операционной системы Android. Также из важных новинок стоит отметить старт продаж портативного планшетного компьютера HUAWEI S7 IDEOS с брендированными приложениями МТС.

Доля телефонов под брендом МТС в 4 квартале увеличилась на 3 п.п. по сравнению с 3 кварталом 2010 года.

Рис. 8. Доля телефонов МТС в штуках в продажах розничной сети МТС в 2010 году

С начала года наблюдается активный рост продаж смартфонов в Розничной сети МТС. В 4 квартале 2010 года продажи смартфонов в штучном выражении относительно 3 квартала 2010 года показали рекордный рост — 111%. Столь стремительный рост продаж данного сегмента связан, в первую очередь, с периодом новогодних покупок — наиболее часто в качестве подарков приобретались именно функциональные современные смартфоны. Стабильный рост популярности смартфонов в течение года объясняется появлением на рынке новых моделей (iPhone4, HTC Desire, МТС 916) и активным развитием мобильного Интернета в большинстве регионов России.

Рис. 9. Динамика продаж смартфонов в розничной сети МТС в 2010 году, штуки

Оборот платежей в Розничной сети МТС на протяжении года показывает положительную динамику. В 4 квартале 2010 года объем платежей (в денежном выражении) вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в 4 раза. В целом объем платежей за 2010 год увеличился по сравнению с объемом 2009 года более чем в 3 раза. Помимо платежей в пользу ЖКХ и ГИБДД, в кассах всех салонов Розничной сети МТС России можно оплачивать услуги спутникового телевидения, связи, доступа в Интернет и пр., отправлять денежные переводы по России и в страны СНГ.

Рис. 10. Динамика оборота платежей в розничной сети МТС

Необходимо создать российский мобильный телефон с небольшим набором самых важных функций, с простым и удобным дизайном, который был бы дешевле существующих на рынке телефонов.

1.3 Описание инновации.

1.3.1 Первый вариант:

Предполагается, встроить в состав мобильного телефона устройство личной безопасности.

Описание товара, технологии, продукта, услуги (далее - продукт)

Чтобы наиболее эффективно защититься от преступных действий, необходимо соблюсти следующие три условия:

- Во-первых, оказать нападающему физическое противодействие.

- Во-вторых, оказать на нападающего психологическое воздействие. Преступник, так же как и его жертва, находится в состоянии стресса и, иногда, достаточно просто громкого звука, т.е. звуковой сигнализации, чтобы обратить его в бегство.

- В-третьих, быстро вызвать помощь.

Существует много видов устройств личной безопасности, например, газовые баллончики, электрошокеры, личная сигнализация и т.д. Но всем им присущи определённые недостатки. Так, газовые баллончики и электрошокеры не оказывают на нападающего психологического воздействия и не вызывают помощь. Личная сигнализация не оказывает никакого физического противодействия. Задуманное устройство  работает в составе мобильного телефона и, благодаря этому, лишено вышеперечисленных недостатков. Сегодня мобильный телефон, помимо его основного назначения – звонить, может выполнять целый ряд несвойственных ему функций (фото и видеосъёмка; воспроизведение музыки; одна фирма даже выпустила мобильный телефон с функцией караоке). Однако ни одна существующая трубка не может «защитить» своего хозяина, а зачастую сама становится причиной нападения на него. Внешне устройство почти ничем не отличается от обыкновенного мобильного телефона и, в обычных условиях, его можно использовать как простое средство сотовой связи. Функционально оно состоит из:

- блока физического противодействия;

- блока психологического противодействия и вызова помощи;

- органов управления.

В состав блока физического противодействия входят: два баллонных отсека, вмонтированные в боковые стенки корпуса мобильного телефона; два сменных, одноразовых  газовых баллона с каким-либо нейтрализующим газом, например, с перцовым. Баллоны адаптированы для работы как в левом, так и в правом баллонных отсеках; два сопла-распылителя, предназначенных для вывода наружу и распыления нейтрализующего газа;  две клавиши быстрой замены баллонов служат для их автоматического извлечения из баллонных отсеков; крышка-предохранитель, её назначение – предотвращать случайное нажатие на клавиши и загрязнение сопел-распылителей. Блок психологического противодействия и вызова помощи это радиоэлектронные и программируемые устройства + софт. Органы управления это две клавиши «оборона», предназначенные для приведения в действие всего устройства. При нападении на владельца устройства или при угрозе нападения ему достаточно одним пальцем правой или левой руки открыть крышку-предохранитель. Её «П» - образная форма позволяет осуществлять одновременный доступ ко всем клавишам и соплам. И нажать на одну или на обе одновременно клавиши «оборона». При этом на преступника будет распыляться нейтрализующий газ из одного или одновременно из двух сменных одноразовых газовых баллонов. Таким образом, осуществляется физическое противодействие нападающему. Для его повтора достаточно нажать на соответствующую клавишу быстрой замены баллонов, и баллон автоматически выскочит из своего отсека. Пользователю остаётся только вставить новый баллон, и блок готов к повторному использованию. При нажатии на клавишу или клавиши «оборона» начинает работать блок психологического противодействия и вызова помощи. Включается световая сигнализация. Т.е. телефон начинает мигать различными цветами, например, синим и красным. Она будет работать на протяжении всей работы блока. Включается звуковая сигнализация, изображающая, например, вой милицейской сирены. Таким образом, осуществляется психологическое воздействие на нападающего. Одновременно осуществляется автоматический набор заранее заданных пользователем телефонных номеров, в соответствии с их приоритетом (так же заранее заданным). Например, первый номер – милиция, второй – родственники, третий – друзья и т.д. При невозможности установления соединения помощь можно вызвать рассылкой sms-сообщений по тем же или дополнительным номерам, после чего цикл вызова номеров будет осуществляться до установления соединения. После того, как это произошло, отключается звуковая сигнализация. И включается автоинформатор, который передаёт вызванному корреспонденту краткое, заранее записанное, речевое сообщение, причём, это сообщение слышит не только абонент, но и как владелец устройства, так и преступник. Это окажет дополнительное психологическое воздействие на преступника и позволит пользователю немного прийти в себя. Автоинформатор необходим, потому что владелец устройства может от страха «потерять дар речи» или у него могут быть просто дефекты речи, например, заикание. Сообщение должно содержать в себе информацию, дающую хоть какую-нибудь «зацепку» правоохранительным органам. Например, фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, адрес места работы, марку, цвет и гос. номер личного автомобиля и т.д. После передачи сообщения устройство начинает работать в режиме «разговора ГГС», и пользователь сам может уточнить свои координаты и рассказать, что с ним случилось. Это продолжается до тех пор, пока он не введёт с клавиатуры код отмены или не разрядится аккумуляторная батарея. При разрыве соединения, в любой момент и по любой причине, включается звуковая сигнализация, и цикл вызова номеров повторяется, начиная с номера, по которому ранее было установлено соединение, исключая повторную рассылку sms-сообщений. Таким образом, осуществляется быстрый вызов помощи. Даже если устройство окажется в руках преступника, то оно всё равно будет работать, т.к. код отмены ему не известен, клавиша вкл./выкл. мобильного телефона заблокирована, а крышка аккумуляторного отсека закрыта каким-либо простейшим механическим запорным устройством. Работу блока психологического противодействия и вызова помощи может настроить сам владелец устройства. Например, если не активировать блок, то на нападающего будет только распыляться нейтрализующий газ, если не активировать опцию автодозвона, то будет распыляться нейтрализующий газ и включаться световая и звуковая сигнализация и т.д. Это предоставляет пользователю самому определять, как он будет противостоять нападению.

Описание рынка продукта

Только за период с января по июль 2010 года было совершено: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 3971, что 4,1% выше чем за аналогичный период прошлого года; разбой – 10864 +22,5%; грабёж – 85267 +32,6%. Это данные официальной статистики министерства внутренних дел, на самом же деле эти цифры гораздо выше. А это всё потенциальные покупатели данного устройства. Кроме того, многие СМИ "культивируют" мнение об опасности, грозящей каждому на улице, и никто не застрахован от этого. Поэтому любая передача типа: "Дежурная часть", "Петровка 38", "Вне закона" - является косвенной рекламой устройства. Оно, прежде всего, рассчитано на женщин, подростков и пожилых людей. Поэтому дизайн и дополнительные опции должны соответствовать запросам этой категории покупателей.

Главные препятствия реализации проекта

Мало данных для проведения маркетинговых исследований (определения спроса). Нужна широкая реклама проекта и грамотный маркетинг.

1.3.2 Второй вариант:

Мобильный телефон для слепо-глухо-немых.

Краткое описание представляемого проекта.

Предполагается создать мобильный телефон, который использует азбуку Морзе. В мобильнике должна производиться кодировка информации в код Морзе и передаваться либо на вибратор, либо на зуммер, либо на индикатор света. В этом телефоне должна производиться и обратная кодировка  (при отправки корреспонденции с этого телефона). Для управления таким мобильным телефоном нужно всего три кнопки. Первая - для записи точек азбуки Морзе, вторая - для записи тире азбуки Морзе, третья - функциональная. Она нужна для получения промежутков между буквами, промежутков между словами, проверки написания текста, отправки сообщения. Таким образом, можно на лазерные диски писать книги с прочтением с одной точки. А для людей, которые уже привыкли к шрифту Брайля, информацию можно передавать также в одну "точку", а вернее под один палец.


1.4 Анализ внешней и внутренней среды предприятия.

1.4.1 SWOT-анализ.

Для анализа внешней и внутренней среды проведем SWOT-анализ. SWOT-анализ представлен в таблице 1.

Таблица 1. SWOT–анализ

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

  •  Имидж марки
  •  Инновационная деятельность
  •  Высококвалифицированный персонал
  •  Опыт организации
  •  Низкая цена продукта
  •  Узкий ассортимент продукции
  •  Технология запаздывает с новейшими технологиями зарубежных компаний

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

  •  Выход на новые рынки или сегменты рынка
  •  Расширение сферы деятельности
  •  Повышение рождаемости

  •  Рост налогов
  •  Возможность появления новых конкурентов
  •  Опасные конкуренты

Проведенный SWOT-анализ показывает, что для предприятия характерны стратегии направленные на использование сильных сторон предприятия для нейтрализации угроз внешней среды. Фирма имеет значительные внутренние силы, но внешняя среда таит в себе много угроз. Можно сделать следующие выводы:

  •  Наличие высококвалифицированного персонала и инновационной деятельности способствует расширению рынка (выходу на новые рынки и сегменты рынка);
  •  С использованием накопленного опыта можно легко расширять и улучшать сферу деятельности;
  •  Низкая цена продукта является главным конкурентным преимуществом компании;
  •  Необходимо расширять ассортимент продукции.

1.4.2 PEST-анализ.

Для анализа внешней среды проведем PEST–анализ. PEST–анализ представлен в таблице 2.

Таблица 2. PEST–анализ

Факторы

Описание

Политический

Этот фактор является в настоящее время является самым значимым для фирм на территории Российской Федерации. Наше правительство постоянно принимает законы и постановления, которыми должна руководствоваться фирма при расчетах с государством. Огромное влияние на фирму оказывает политическая нестабильность. Также постоянно приходится учитывать инфляцию особенно при расчетах с иностранными клиентами. Ведь на территории РФ запрещено проводить сделки с долларом.

Экономический

Данный фактор влияет в основном на людей (их доходы, уровень жизни) т.е. потенциальных потребителей. Проблема уровня жизни населения в Российской Федерации является одной из наиболее сложных. Минимальные размеры оплаты труда и пенсии потеряли свое значение как важнейшие социальные нормативы. В настоящее время в России существует проблема бедности населения. Многие государственные предприятия вынуждены были закрыться. В связи с этим было проведено сокращение штата.

Социальный

Качество жизни улучшилось. МТС строит свою стратегию развития в соответствии с запросами общества и потребителей, главной целью которой является повышение качества жизни человека. Клиенты компании не имеют возрастных ограничений.

Технологический

Компания МТС использует новейшие технологии в сфере коммуникаций. Сотрудничество с такими компаниями как Alcatel, ZTE, Huawei позволяет улучшать технологии в сфере производства мобильных телефонов. Компания занимается инновационной деятельностью, так в начале апреля 2011 года вышел МТС Glonass 945.

1.5 Динамика основных экономических показателей.

Проанализируем изменение основных экономических показателей на конец отчетного периода по отношению на начало. Динамика основных экономических показателей представлена в таблице 3.

Таблица 3. Динамика основных экономических показателей

Основные эконом. показатели

На начало отчетного периода (1)

На конец отчетного периода (2)

Выручка

7143738

8298167

Чистая прибыль

1110301

1337987

Нематериальные активы

2236393

2400561

Основные средства

7750617

7289715

Денежные средства

2161418

2529011

Рис. 11. Изменение выручки                          Рис. 12. Изменение чистой прибыли

 

Рис. 13 Изменение НМА                                 Рис. 14 Изменение ОС

  

Рис. 15 Изменение денежных средств

Исходя из того, что у предприятия есть долгосрочные обязательства, можно сделать вывод, что был получен кредит для реализации в размере 5710004 тыс. долларов США. В качестве источника финансирования был взят кредит.

Коэф. наукоемкости = НМА/Активы = 2400561/14445939 = 0,17

Малый коэффициент наукоемкости (доля приобретений нематериальных активов в выручке или общей сумме активов) свидетельствует об отсутствии внедрения инновационных проектов на предприятии в текущий момент времени.

1.6 Расчет инновационного потенциала.

  1.  Ик – источники собственных средств

          Ик  = 4397181 тыс. долларов США

  1.  Авнеоб – внеоборотные активы

          Авнеоб  = 10183329 тыс. долларов США

  1.  Об1 – наличие оборотных средств при покрытии запасов и затрат

          Об1 = Ик – Авнеоб

          Об1  = -5786148 тыс. долларов США

  1.  Доб – долгосрочные обязательства

          Доб = 5710004 тыс. долларов США

  1.  Об2 – наличие собственных средств, которыми можно воспользоваться

          Об2 = Об1 + Доб

          Об2 = -76144 тыс. долларов США

  1.  Коб – краткосрочные обязательства

          Коб = 4230659 тыс. долларов США

  1.  Об3 – общая сумма средств

          Об3 = Об2 +Коб

          Об3 = 4154515 тыс. долларов США

  1.  Прz- производственные запасы

          Прz = 249697 тыс. долларов США

  1.  К0,1,2 – недостатки/преимущества собственных средств за вычетом запасов

           К0 = Об1 – Прz = -6035845 тыс. долларов США

           К1 = Об2 – Прz = -325841 тыс. долларов США

           К2 = Об3 – Прz = 3904818 тыс. долларов США

  1.  Кфу – коэффициент финансовой устойчивости

          Кфу012) = (0,0,1) => у предприятия неустойчивое финансовое состояние

  1.  Зсум – суммарные затраты для проведения инновационной деятельности

Зсум = 12000000 руб = 400000 долларов США

          К0Зсум = -6036245 тыс. долларов США

          К1 – Зсум = -326241 тыс. долларов США

          К2 – Зсум = 3904418 тыс. долларов США

  1.  Кин.потенц. = (0,0,1).
  2.  Технико-экономический анализ проектных решений (ТЭАПР).

ТЭАПР – это исследование взаимосвязи технических, организационных и экономических параметров и показателей объекта, позволяющее найти наилучшее проектное решение при выбранном критерии.

2.1 Экспертная оценка

Перед началом анализа стоит провести исследование, в процессе которого будут отобраны основные характеристики мобильного телефона.

Для проведения исследования необходимо собрать группу экспертов, состоящую из главного конструктора, маркетолога, главного технолога, экономиста, представитель «Роспотребнадзора» и двух пользователей мобильным телефоном.

В таблице 4 представлены характеристики, отобранные по результатам экспертной оценки с указанием важности показателя, от экспертной группы, в диапазоне от 0 до 1. Значения должны были быть заданы таким образом, чтобы сумма всех оценок от каждого эксперта была равна 1.

Каждому эксперту был присвоен соответствующий номер:

  1.  Главный конструктор
  2.  Главный технолог
  3.  Маркетолог
  4.  Экономист
  5.  Представитель «Роспотребнадзора»
  6.  Пользователь №1
  7.  Пользователь №2

Таблица 4. Отобранные показатели мобильного телефона по результатам экспертной оценки с указанием его важности

Наименование показателя

1

2

3

4

5

6

7

1

Вес (г)

0,10

0,10

0,05

0,15

0,20

0,15

0,20

2

Диагональ дисплея

0,10

0,15

0,20

0,30

0,30

0,20

0,15

3

Встроенная память (Мб)

0,15

0,20

0,30

0,25

0,15

0,10

0,15

4

Фотокамера (Мпикс)

0,10

0,05

0,05

0,05

0,05

0,15

0,15

5

Поддержка карт памяти (Гб)

0,20

0,10

0,05

0,05

0,05

0,20

0,20

6

Срок гарантии (мес)

0,15

0,10

0,15

0,10

0,10

0,15

0,05

7

Дизайн

0,20

0,30

0,20

0,10

0,15

0,05

0,10

Σ

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

Для  расчета средних оценок важности  каждого показателя рассчитаем среднее арифметическое.

В таблице 5 представлены рассчитанные степени важности для характеристик мобильного телефона.

Таблица 5. Степень важности для каждого показателя

Наименование показателя

Степень важности

1

Вес (г)

0,14

2

Диагональ дисплея

0,20

3

Встроенная память (Мб)

0,18

4

Фотокамера (Мпикс)

0,09

5

Поддержка карт памяти (Гб)

0,12

6

Срок гарантии (мес)

0,11

7

Дизайн

0,16

Σ

1,00

После экспертной оценки и необходимых расчетов были получены значения весовых коэффициентов каждого показателя.

2.2 Выбор критерия эффективности.

Составим таблицу характеристик товара-аналога МТС 945 и новых мобильных телефонов. Характеристики нового образца и товара-аналога представлены в таблице 6.

Таблица 6. Характеристики нового образца и товара-аналога.

Наименование показателя

МТС 950

МТС 955

МТС 945

1

Вес (г)

150

140

130

2

Диагональ дисплея

3,2

1,6

3,2

3

Встроенная память (Мб)

160

140

130

4

Фотокамера (Мпикс)

3,2

2

2

5

Поддержка карт памяти (Гб)

32

16

16

6

Срок гарантии (мес)

12

12

12

7

Дизайн

8

8

9

В качестве критерия эффективности будем использовать интегральный показатель конкурентоспособности.

, где Uтехн. – интегральный показатель относительного технического уровня изделия

Где хотн.i – единичный относительный показатель качества по i-ому параметру

хi – дифференциальный показатель изделия

αi – весовые коэффициенты (важность показателя)

K – средневзвешенный арифметический комплексный показатель технического уровня

n – количество показателей

2.3 Оценка технического уровня

Для оценки технического уровня реализуемого проекта воспользуемся интегральным относительным показателем технического уровня. Для этого  рассчитаем единичные относительные показатели по параметрам. Расчеты представлены в таблице 7.

Таблица 7. Единичные относительные показатели.

Наименование показателя

МТС 950

МТС 955

МТС 945

Вес.коэф

1

Вес (г)

0,87

0,93

1,00

0,14

2

Диагональ дисплея

1,00

0,50

1,00

0,20

3

Встроенная память (Мб)

1,23

1,08

1,00

0,18

4

Фотокамера (Мпикс)

1,60

1,00

1,00

0,09

5

Поддержка карт памяти (Гб)

2,00

1,00

1,00

0,12

6

Срок гарантии (мес)

1,00

1,00

1,00

0,11

7

Дизайн

0,89

0,89

1,00

0,16

Используя данные о весовых коэффициентах, полученные с помощью экспертной оценки, можно рассчитать интегральный относительный показатель технического уровня. Расчеты представлены в таблице 8.

Таблица 8. Интегральные относительные показатели технического уровня

Наименование показателя

МТС 950

МТС 955

МТС 945

1

Вес (г)

0,12

0,13

0,14

2

Диагональ дисплея

0,20

0,10

0,20

3

Встроенная память (Мб)

0,22

0,19

0,18

4

Фотокамера (Мпикс)

0,14

0,09

0,09

5

Поддержка карт памяти (Гб)

0,24

0,12

0,12

6

Срок гарантии (мес)

0,11

0,11

0,11

7

Дизайн

0,14

0,14

0,16

Uтехн 

1,18

0,88

1,00

По результатам расчета выяснили, что по уровню качества МТС 945 и МТС 955уступают  МТС 950.

2.4 Прогнозирование себестоимости изделия.

Спрогнозируем себестоимость нового продукта балльным методом, так как разработка инновации находится на стадии технического задания, и, следовательно, отсутствует полная информация о конструкции устройства и технологическом процессе производства.

Балльный метод предполагает комплексное использование статистической информации и экспертных методов с помощью следующего алгоритма:

  •  эксперты согласовывают перечень параметров, оказывающих наибольшее влияние на себестоимость, и ранжируют их;
  •  предельному значению каждого включенного в перечень показателя в соответствии с итогами ранжирования присваивают определенный балл и разрабатывают систему баллов (метод предполагает линейную зависимость между себестоимостью и показателем);
  •  по разработанной системе определяют сумму баллов для изделий-аналогов, уже находящихся в производстве, и рассчитывают ценностной множитель – среднюю стоимость одного балла:

                              

где:

m - число изделий-аналогов,

- производственная себестоимость j-го изделия,

n - число параметров, используемых для прогнозирования,

- число баллов для j-го изделия по i-му параметру.

По этой же системе определяют сумму баллов разрабатываемого изделия и рассчитывают его себестоимость:

В качестве основных характеристик, влияющих на себестоимость продукта, были выбраны:

  1.  Дизайн
  2.  Встроенная память
  3.  Поддержка карт памяти
  4.  Вес
  5.  Наличие WiFi
  6.  Фотокамера
  7.  Диагональ дисплея

Для сравнения был выбран 1 аналог, производимый на предприятии.

После отбора  полученные показатели  были проранжированы. Оценки выставлялись по 9-бальной шкале. Значения основных показателей, влияющих на себестоимость, и баллы представлены в таблице 9.

Таблица 9. Основные показатели, влияющие на себестоимость мобильного телефона

Наименование показателя

Балл

МТС 950

МТС 955

МТС 945

1

Дизайн

6

8

8

9

2

Встроенная память (Мб)

8

160

140

130

3

Поддержка карт памяти (ГБ)

4

32

16

16

4

Вес (г)

5

150

140

130

5

Наличие WiFi

7

1

1

1

6

Фотокамера (мпикс)

3

3,2

2

2

7

Диагональ дисплея

9

3,2

1,6

3,2

На основании данных из таблицы 9 была разработана система баллов, информация о которой представлена в таблице 10.

Таблица 10.Система баллов

Наименование показателя

Балл

МТС 950

МТС 955

МТС 945

1

Дизайн

6

6,75

6,75

6,00

2

Встроенная память (Мб)

8

8,00

7,00

6,50

3

Поддержка карт памяти (ГБ)

4

4,00

2,00

2,00

4

Вес (г)

5

4,33

4,64

5,00

5

Наличие WiFi

7

7,00

7,00

7,00

6

Фотокамера (мпикс)

3

3,00

1,87

1,87

7

Диагональ дисплея

9

9,00

4,50

9,00

Сумма баллов

42,08

33,76

37,37

Так как МТС 945 производится на предприятии ОАО «МТС», то его себестоимость известна.

SМТС-945  = 7165 руб.

На основании таблицы 10 и данных о себестоимости аналога по формуле рассчитаем ценностный множитель – среднюю стоимость одного балла:

руб.

По полученным данным из таблицы 10 рассчитаем себестоимость проектируемых мобильных телефонов МТС 950.

SМТС-950 = 191,73*42,08 = 8068 руб.

SМТС-955 = 191,73*33,76 = 6473 руб.

2.5 Расчет экономического показателя конкурентоспособности.

Для расчёта экономического показателя конкурентоспособности будет использоваться цена потребления, т.е. сумма цены покупки и цены эксплуатации.

Рассчитаем покупную цену мобильных телефонов, исходя из нормы прибыли предприятия (30%), НДС(18%) и себестоимости изделия.  Расчеты представлены в таблице 11.

Таблица 11. Расчет покупной цены

Норма прибыли, (%)

НДС, (%)

Себестоимость, (руб.)

Покупная цена, (руб.)

МТС 950

30

18

8068

12376

МТС 955

30

18

6473

9930

МТС 945

30

18

7165

10991

          

Рассчитаем цену эксплуатации для каждого мобильного телефона. Расходы на эксплуатацию фактически включают расходы на ремонт, электроэнергию и расходы, связанные с услугами связи.

Средняя стоимость ремонта мобильного телефона составляет 1000 руб. Будем считать, что телефон ломается 3 раза в течение срока эксплуатации.

Затраты на электроэнергию рассчитаем, исходя из  срока эксплуатации мобильных телефонов. Средний срок эксплуатации мобильных телефонов 5 лет. Тарифы на электричество взяты для города Москвы, рост тарифов условно примем равным +10% в год.

Стоимость 1квт*ч для предприятий в 2011 году  – 3,31  руб.

Энергопотребление€ – 5 Вт*час (для всех мобильных телефонов).

Расчет  затрат на электроэнергию представлен в таблице 12.

                                                                                                                     

Таблица 12. Расчет затрат на электроэнергию

Год

Тариф, (руб.)

Стоимость, (руб.)

2011

3,31

16,55

2012

3,64

18,20

2013

4,00

20,00

2014

4,40

22,00

2015

4,85

24,25

Затраты:

101,00

В месяц клиент в среднем тратит на услуги связи 2000 руб, следовательно, за 5 лет 10000 руб.

Рассчитаем цену потребления для каждого мобильного телефона. Расчет приведен в таблице 13.

Таблица 13. Расчет цены потребления

Затраты на ремонт, (руб)

Затраты на энергопотребление (руб)

Затраты на услуги связи,(руб)

Покупная цена

Цена потребления

МТС 950

3000

101

10000

12376

25477

МТС 955

3000

101

10000

9930

23031

МТС 945

3000

101

10000

10991

24092

Рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности. Расчет приведен в таблице 14.

Таблица 14. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности

МТС 950

МТС 955

МТС 945

Uтех

1,18

0,88

1,00

Uэкон

1,06

0,96

1,00

ИКС

1,11

0,92

1,00

По результатам таблицы 14 можно сделать вывод, что новый мобильный телефон МТС 950 превосходит базовый образец МТС 945, а также превосходит другой вариант МТС 955.

Можно сделать вывод, что первый вариант реализации проекта МТС 950 более конкурентоспособен, чем второй вариант реализации проекта МТС 955, следовательно, выбираем МТС 950.

2.6 Анализ чувствительности (устойчивости).

Реальная техническая или экономическая эффективность разрабатываемой сложной технической системы (СТС) может отличаться от проектной в результате:

  •  отклонений от заданного качества изготовления, сборки и испытаний объекта,
  •  отклонений предусмотренных проектом условий производства и эксплуатации,
  •  увеличения периода создания СТС,
  •  изменения продолжительности жизненного цикла СТС как товара, реализуемого конкретному потребителю,
  •  неточности прогнозирования а также изменения динамики таких экономических параметров, как себестоимость, цена, инвестиции и т.д.

Для оценки степени влияния перечисленных отклонений на величину выбранного критерия применяют анализ чувствительности (устойчивости).

Его результаты, полученные на стадии принятия решения, позволяют отслеживать в процессе проектирования и изготовления системы  те параметры, которые наиболее важны с точки зрения эффективности.

          

Пусть предполагаемые отклонения равны 20% для показателя, который обладает наибольшим весовым коэффициентом. В нашем случае это диагональ дисплея.

Рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности, учитывая отклонение показателя на +20%.

В таблице 15 приведены характеристики мобильных телефонов, где значения диагонали дисплея увеличены на 20%.

Таблица 15. Характеристики мобильных телефонов

Наименование показателя

МТС 950

МТС 945

1

Вес (г)

150

130

2

Диагональ дисплея

3,84

3,2

3

Встроенная память (Мб)

160

130

4

Фотокамера (Мпикс)

3,2

2

5

Поддержка карт памяти (Гб)

32

16

6

Срок гарантии (мес)

12

12

7

Дизайн

8

9

Рассчитаем единичные относительные показатели xотн.i. Расчеты приведены в таблице 16.

Таблица 16. Единичные относительные показатели.

Наименование показателя

МТС 950

МТС 945

Весов. коэф.

1

Вес (г)

0,87

1,00

0,14

2

Диагональ дисплея

1,20

1,00

0,20

3

Встроенная память (Мб)

1,23

1,00

0,18

4

Фотокамера (Мпикс)

1,60

1,00

0,09

5

Поддержка карт памяти (Гб)

2,00

1,00

0,12

6

Срок гарантии (мес)

1,00

1,00

0,11

7

Дизайн

0,89

1,00

0,16

Расчет интегральных относительных показателей технического уровня приведен в таблице 17. Весовые коэффициенты не изменены.  

Таблица 17. Интегральные относительные показатели технического уровня.

Наименование показателя

МТС 950

МТС 945

1

Вес (г)

0,12

0,14

2

Диагональ дисплея

0,24

0,20

3

Встроенная память (Мб)

0,22

0,18

4

Фотокамера (Мпикс)

0,14

0,09

5

Поддержка карт памяти (Гб)

0,24

0,12

6

Срок гарантии (мес)

0,11

0,11

7

Дизайн

0,14

0,16

Uтехн 

1,22

1,00

Рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности. Расчет приведен в таблице 18.

Таблица 18. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности

МТС 950

МТС 945

Uтех

1,22

1,00

Uэкон

1,06

1,00

ИКС

1,15

1,00

 

Рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности, учитывая отклонение показателя на -20%.

В таблице 19 приведены характеристики мобильных телефонов, где значения диагонали дисплея уменьшены на 20%.

Таблица 19. Характеристики мобильных телефонов

Наименование показателя

МТС 950

МТС 945

1

Вес (г)

150

130

2

Диагональ дисплея

2,56

3,2

3

Встроенная память (Мб)

160

130

4

Фотокамера (Мпикс)

3,2

2

5

Поддержка карт памяти (Гб)

32

16

6

Срок гарантии (мес)

12

12

7

Дизайн

8

9

Рассчитаем единичные относительные показатели xотн.i. Расчеты приведены в таблице 20.

Таблица 20. Единичные относительные показатели.

Наименование показателя

МТС 950

МТС 945

Весов. коэф.

1

Вес (г)

0,87

1,00

0,14

2

Диагональ дисплея

0,8

1,00

0,20

3

Встроенная память (Мб)

1,23

1,00

0,18

4

Фотокамера (Мпикс)

1,60

1,00

0,09

5

Поддержка карт памяти (Гб)

2,00

1,00

0,12

6

Срок гарантии (мес)

1,00

1,00

0,11

7

Дизайн

0,89

1,00

0,16

Расчет интегральных относительных показателей технического уровня приведен в таблице 21. Весовые коэффициенты не изменены.  

Таблица 21. Интегральные относительные показатели технического уровня.

Наименование показателя

МТС 950

МТС 945

1

Вес (г)

0,12

0,14

2

Диагональ дисплея

0,16

0,20

3

Встроенная память (Мб)

0,22

0,18

4

Фотокамера (Мпикс)

0,14

0,09

5

Поддержка карт памяти (Гб)

0,24

0,12

6

Срок гарантии (мес)

0,11

0,11

7

Дизайн

0,14

0,16

Uтехн 

1,14

1,00

Рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности. Расчет приведен в таблице 22.

Таблица 22. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности

МТС 950

МТС 945

Uтех

1,14

1,00

Uэкон

1,06

1,00

ИКС

1,07

1,00

Рассчитаем эластичность критерия по параметру мобильного телефона как отношение процентного изменения интегрального показателя конкурентоспособности ΔКинт. к процентному изменению ΔХ:

,

т.е. при изменении X на 1%интегральный показатель конкурентоспособности для мобильного телефона изменится на 0,18%.

Теперь изменим цену потребления на 20% и рассчитаем при таком условии новые значения интегрального показателя конкурентоспособности.

Рассчитаем цену потребления при ее изменении на 20%. Расчеты приведены в таблице 23.

Таблица 23. Цена потребления мобильного телефона с учетом отклонения

Цена потребления, (руб.)

+20%

-20%

МТС 950

30572,24

20381,6

Рассчитаем экономический и интегральный показатели конкурентоспособности при изменении цены потребления на 20%.

Расчеты приведены в таблице 24.

Таблица 24. Экономический и интегральный показатели конкурентоспособности с учетом отклонения

Цена потребления (руб.)

Эконом. пок-ль

Интегр. пок-ль

30572,34 (+20%)

1,27

0,87

20381,6 (-20%)

0,85

1,3

Рассчитаем эластичность критерия по параметру мобильного телефона как отношение процентного изменения интегрального показателя конкурентоспособности ΔКинт. к процентному изменению ΔХ:

,

т.е. при изменении X на 1% интегральный показатель конкурентоспособности для мобильного телефона изменится на 1,01%.

В результате проведенных расчётов можно сделать вывод, что возможное изменение погрешности измерения в пределах 20% практически не изменяет значение интегрального показателя конкурентоспособности и, следовательно, не влияет на выбор варианта реализации проекта.

Возможное изменение цены потребления в пределах 20%  сильнее, чем возможное изменение значения диагонали дисплея, влияет на изменение значения интегрального показателя конкурентоспособности.

На основании выше изложенного можно заключить, что критерий является устойчивым.


  1.  Инвестиционный анализ

3.1. Расчет капитальных вложений в производство

Капитальные вложения -  затраты, необходимые для подготовки и реализации инновационного проекта.

Рассчитаем затраты, связанные  с разработкой мобильного телефона.

Определим расходы на НИОКР по удельному весу калькуляционных статей и с четом статистической информации следующим образом:

,

,

где:

LНИОКР – фонд заработной платы исполнителей по данной теме,

γз.п. – удельный вес заработной платы в общей сумме расходов для аналогичных исследований,

Sоб – стоимость специального оборудования для выполнения темы,

Тд – директивная продолжительность разработки,

Ri – число исполнителей i-й категории,

m – число категорий исполнителей,

Li – оклад исполнителя i-й категории

Теоретическая предпосылка использования системы аналогов заключается в том, что, несмотря на оригинальность НИОКР в целом, большинство элементов, которые их составляют, повторяется в определенных количественных и качественных соотношениях во всех разработках. Задача, таким образом, сводится к выявлению этих простейших элементов, их классификации и определению на этой основе сметной стоимости НИОКР.

ОАО «МТС» занимается производством наукоемкой продукции. Из прошлого опыта известно, что доля затрат на заработную плату в сметной стоимости инновационного проекта составляет 0,5.

γз.п. = 0,5

Для проведения НИОКР имеются следующие исполнители:

  •  технологи
  •  конструктора
  •  рабочие

Рассчитаем фонд оплаты труда. Расчет представлен в таблице 25.

Таблица 25. Расчет фонда оплаты труда участников допроизводственного периода реализации проекта

Категории исполнителей

Число исполнителей,  чел

Оклад,  руб./день

Директивный срок выполнения работ, , дней

Суммарная величина оплаты труда, руб.

Конструктор

2

2000

100

400000

Технолог

3

1500

100

450000

Рабочие

4

750

100

300000

ИТОГО

9

1150000

Для проведения НИОКР необходимо закупить оборудование (стенды)  для проведения испытаний общей стоимостью 120000 руб.

На основании указанной информации рассчитаем величину затрат, связанных с проведением НИОКР:

 рублей.

          

Рассчитаем  капиталовложения в приобретение технологического оборудования.

Следует приобрести  4  станка, средняя стоимость которых составляет 800000 рублей.  Общая стоимость покупки – 3200000 рублей.  Срок полезного использования составит 5 лет.

Стоимость монтажа и введение оборудования в эксплуатацию составляет  10% от общей стоимости оборудования. 0,1*3200000 =320000 руб.

Таким образом, капиталовложения в приобретение технологического оборудования составят: 3520000 руб.

На основании приведенных выше расчетов можно заключить, что общая величина капиталовложений в реализацию инновационного проекта составит:

2420 + 3520 = 5940 тыс. руб.


3.2 Определение экономических показателей проекта

Плановые показатели представлены в таблице 26.

Таблица 26. Плановые показатели

Срок действия проекта, год

5

Капитальные вложения, руб.

5940000

Себестоимость изделия, руб./шт.

8068

Цена продажи, руб./шт.

12376

Объем продаж, шт./год.

10000

Рассчитаем чистую прибыль от реализации проекта по годам. Расчет представлен в таблице 27.       

Таблица 27. Расчет чистой прибыли от реализации проекта по годам

Показатели

Год

1

2

3

4

5

Объем производства, шт./год.

5000

7000

8000

9000

10000

Выручка (за вычетом НДС), тыс.руб.

55692

77969

89107

100246

111384

Себестоимость, тыс.руб.

40340

56476

64544

72612

80680

Амортизация дополнительных капитальных вложений, тыс.руб.

1124

1124

1124

1124

1124

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

14228

20369

23439

26510

29580

Налог на прибыль (20%), тыс.руб.

2845,6

4073,8

4687,8

5301,9

5916

Чистая прибыль, тыс.руб.

11382

16295

18751

21208

23664

Амортизация дополнительных капитальных вложений состоит из 2 частей:

- амортизация результатов НИОКР (равными частями в течение 5 лет):

тыс. руб.;

- амортизация дополнительно приобретенного технологического оборудования (равными частями в течение срока полезного использования):

= 640 тыс. руб.

Итого, амортизация дополнительных капитальных вложения составит:

484 + 640 = 1124 тыс. руб.

Рассчитаем экономические показатели проекта.

Рассчитаем рентабельность инвестиций:

,

Среднегодовая чистая прибыль = =
= 18260 тыс. руб.

По полученному показателю можно сделать вывод, проект следует принять, в виду того, что чистая прибыль в несколько раз превосходит капитальные вложения. Проект выгодный.

Рассчитаем срок окупаемости проекта:

Срок окупаемости проекта составляет один год, так как чистая прибыль, полученная в первый год, покрывает полностью всю сумму капитальных вложений.

Рассчитаем срок окупаемости проекта точнее (в днях)

день

3.3 Оценка финансовых показателей проекта

Чистый дисконтированный доход показывает всю массу дохода, полученную за реализацию проекта, и отражает не только выгоду, но и масштаб проекта.

Он выражается в денежных единицах и показывает всю массу чистого дохода (убытка) в современных деньгах:

где:

CFt – денежный поток за t-й год,

i – ставка дисконтирования.

Примем ставку дисконтирования равную норме прибыли предприятия (30%).

i=0,3

Оттоки денежных средств будут складываться из капитальных вложений, текущих затрат и налога на прибыль.

По предварительной оценке, 5% себестоимости мобильного составляет амортизация уже используемого на предприятии оборудования.

Расчет денежных потоков приведем в таблице 28 .

Таблица 28. Оттоки денежных средств

Год t

Капитальные вложения

Текущие затраты

Налог на прибыль

Оттоки

0

5940

-

-

(5940)

1

-

41464

2845,6

(44310)

2

-

57600

4073,8

(61674)

3

-

65668

4687,8

(70356)

4

-

73736

5301,9

(79038)

5

-

81804

5916

(87720)

Рассчитаем и отразим в таблице 29 денежные потоки.

Таблица 9. Денежные потоки

Год t

Отток,

тыс. руб.

Приток,

тыс. руб.

Денежный поток CFt, тыс. руб.

Дисконтированный денежный поток CFд, тыс. руб

Кумулятивный денежный поток, тыс. руб.

0

(5940)

-

-5940

-5940

-5940

1

(44310)

55692

11 382

8 755

2 815

2

(61674)

77969

16 295

9 642

12 457

3

(70356)

89107

18 751

8 535

20 992

4

(79038)

100246

21 208

7 426

28 418

5

(87720)

111384

23 664

6 373

34 791

На рис. 16 представлена диаграмма дисконтированных денежных потоков.

Рис. 16. Дисконтированные денежные потоки

NPV = 34791 тыс. руб.

Полученный NPV > 0, следовательно, проект можно принять.

Рассчитаем рентабельность инвестиций:

PI > 1, следовательно, проект можно принять.

Срок окупаемости – период времени, в течение которого возвращается инвестированный капитал, то есть тот период времени, когда дисконтированный денежный поток покроет величину капитальных вложений.

Исходя из диаграммы и таблицы денежных потоков, можно сделать вывод, что проект начнет окупаться уже на первом году.

Рассчитаем срок окупаемости в днях:

 = 248 дней

Внутренняя норма доходности (IRR) представляет собой такую норму доходности инвестиций, при которой предприятию одинаково эффективно инвестировать свой капитал под IRR процентов в банк или произвести реальные инвестиции, которые генерируют денежный поток, причем каждый элемент данного денежного потока, в свою очередь, инвестируется по ставке IRR процентов.

С помощью встроенной функции Microsoft Excel «ВСД» было определено значение внутренней нормы доходности: IRR = 222%.

Поскольку полученное значение IRR значительно превышает ставку дисконтирования, равную 30%, то проект можно принять.

3.4. Выбор источника финансирования

Рассмотрим два варианта финансирования проекта.

Первый вариант: предприятие берет кредит сроком на 5 лет под 25% годовых в размере 5940 тыс. руб. Кредит будет погашен единовременным платежом в конце 5 года.

Второй вариант: предприятие берет кредит сроком на 5 лет под 21% годовых в размере 5940 тыс. руб. Кредит будет погашаться равными частями в течение всего срока использования, проценты будут начисляться на еще не погашенную величину обязательств

При учете выплат процентов по кредиту необходимо учесть, что величина процентов по долговым обязательствам, уменьшающих налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль, составляет 1,1 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

По состоянию на 22 апреля 2011 года ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 8 %.

Первый вариант

Величина процентов, уменьшающих налогооблагаемую базу, составит:

8*1,1 = 8,8%. Остальная величина процентов не уменьшает налогооблагаемую базу: 25 – 8,8 = 16,2%.

Представим расчет чистой прибыли от реализации проекта по годам при использовании 1 варианта финансирования в таблице 30.

Таблица 30. Расчет чистой прибыли от реализации проекта по годам (первый вариант)

Показатель

Год

1

2

3

4

5

Объем производства, шт./год.

5000

7000

8000

9000

10 000

Выручка (за вычетом НДС)

55692

77968,8

89107,2

100245,6

111384

Себестоимость

40340

56476

64544

72612

80680

Амортизация дополнительных капитальных вложений

1 124

1 124

1 124

1 124

1 124

Проценты по кредиту (8,8%)

522,72

522,72

522,72

522,72

522,72

Прибыль до налогообложения

13705,28

19846,08

22916,48

25986,88

29057,28

Налог на прибыль (20%)

2741,056

3969,216

4583,296

5197,376

5811,456

Проценты по кредиту (16,2%)

962,28

962,28

962,28

962,28

962,28

Возврат кредита

5940

Чистая прибыль

10001,94

14914,58

17370,9

19827,224

16343,544

Рассчитаем рентабельность инвестиций:

,

Среднегодовая чистая прибыль = =
= 15690,6  тыс. руб.

На основании данного результата можно придти к выводу, что проект следует принять, поскольку рентабельность инвестиций выше прибыльности по альтернативным вариантам вложения средств, например, по банковским вкладам.

Рассчитаем срок окупаемости.

 = 217 дней

Отразим в таблице 31 расчет оттоков денежных средств.

Таблица 31. Оттоки денежных средств (первый вариант)

Год t

Капитальные вложения

Текущие затраты

Налог на прибыль

Оттоки

0

5940

-

-

(5940)

1

-

42949

2741,056

(45690)

2

-

59085

3969,216

(63054)

3

-

67153

4583,296

(71736)

4

-

75221

5197,376

(80418)

5

-

89229

5811,456

(95040)

Рассчитаем денежные потоки. Расчет представлен в таблице 32.

Таблица 32. Денежные потоки (первый вариант)

Год t

Отток,

тыс. руб.

Приток,

тыс. руб.

Денежный поток CFt, тыс. руб.

Дисконтированный денежный поток CFд, тыс. руб

Кумулятивный денежный поток, тыс. руб.

0

(5940)

-

-5940

-5940

-5940

1

(45690)

55692

10 002

7 694

1 754

2

(63054)

77969

14 915

8 825

10 579

3

(71736)

89107

17 371

7 907

18 486

4

(80418)

100246

19 828

6 942

25 428

5

(95040)

111384

16 344

4 402

29 830

NPV = 29830 тыс. руб.

Полученный NPV > 0, следовательно, проект можно принять.

Рассчитаем рентабельность инвестиций:

PI > 1, следовательно, проект можно принять.

На рис. 17 представлена диаграмма дисконтированных денежных потоков.

Рис. 17. Дисконтированные денежные потоки

Воспользовавшись диаграммой и таблицей денежных потоков можно заметить, что проект начнет окупаться уже с первого года его запуска.

Рассчитаем срок окупаемости.

дня.

С помощью встроенной функции Microsoft Excel «ВСД» было определено значение внутренней нормы доходности: IRR = 200%.

Поскольку полученное значение IRR значительно превышает ставку дисконтирования, равную 20%, то проект можно принять.

Второй вариант:

Предприятие берет кредит сроком на 5 лет под 21% годовых в размере 5940 тыс. руб. Кредит будет погашаться равными частями в течение всего срока использования, проценты будут начисляться на еще не погашенную величину обязательств.

Величина процентов, уменьшающих налогооблагаемую базу, составит:

8,0 · 1,1 = 8,8%. Остальная величина процентов не уменьшает налогооблагаемую базу: 21,0 – 8,8 = 12,2%.

Представим расчет чистой прибыли от реализации проекта по годам при использовании 2 варианта финансирования в таблице 33.

Таблица 33. Расчет чистой прибыли от реализации проекта по годам (второй вариант)

Показатель

тыс. руб.

1

2

3

4

5

Объем производства, шт./год

5 000

7 000

8 000

9 000

10 000

Выручка-нетто

55 692

77 969

89 107

100 246

111 384

Себестоимость

40 340

56 476

64 544

72 612

80 680

Амортизация дополнительных капитальных вложений

1 124

1 124

1 124

1 124

1 124

Проценты по кредиту (8,8%)

522,72

418,18

313,63

209,088

104,544

Прибыль до налогообложения

13 705

19 951

23 126

26 301

29 475

Налог на прибыль (20%)

2 741

3 990

4 625

5 260

5 895

Проценты по кредиту (12,2%)

725

579,74

434,81

289,872

144,936

Возврат кредита

1 188

1 188

1 188

1 188

1 188

Чистая прибыль

10 240

15 381

18 066

20 751

23 435

Рассчитаем рентабельность инвестиций:

,

Среднегодовая чистая прибыль = =
= 17574 тыс. руб.

На основании данного результата можно заключить, что проект следует принять, поскольку рентабельность инвестиций выше прибыльности по альтернативным вариантам вложения средств, например, по банковским вкладам.

Рассчитаем срок окупаемости проекта:

Из таблицы 33 видно, что проект окупится в первый год, поскольку чистая прибыль полностью покроет всю сумму капитальных вложений.

Рассчитаем срок окупаемости проекта в днях:

= 212 дня.

Отразим в таблице 34 расчет оттоков денежных средств.

Таблица 34. Оттоки денежных средств (второй вариант)

Год t

Капитальные вложения

Текущие затраты

Налог на прибыль

Оттоки

0

5940

-

-

(5940)

1

-

43899

2741

(46640)

2

-

59786

3990

(63776)

3

-

67604

4625

(72229)

4

-

75423

5260

(80683)

5

-

83241

5895

(89136)

Рассчитаем и отразим в таблице 35 денежные потоки.

Таблица 35. Денежные потоки (второй вариант)

Год t

Отток,

тыс. руб.

Приток,

тыс. руб.

Денежный поток CFt, тыс. руб.

Дисконтированный денежный поток CFд, тыс. руб

Кумулятивный денежный поток, тыс. руб.

0

(5940)

-5940

-5940

-5940

1

(46640)

55692

9 052

6 963

1 023

2

(63776)

77969

14 193

8 398

9 421

3

(72229)

89107

16 878

7 682

17 104

4

(80683)

100246

19 563

6 850

23 953

5

(89136)

111384

22 248

5 992

29 945

На рис. 18 представлена диаграмма дисконтированных денежных потоков.

Рис.18. Диаграмма дисконтированных денежных потоков

NPV = 29945 тыс. руб.

Полученный NPV > 0, следовательно, проект можно принять.

Рассчитаем рентабельность инвестиций:

5,04

PI > 1, следовательно, проект можно принять.

Воспользовавшись диаграммой и таблицей денежных потоков можно заметить, что проект начнет окупаться уже в первый год его запуска.

Рассчитаем срок окупаемости в днях:

дней.

Срок окупаемости составляет 313 дней

С помощью встроенной функции Microsoft Excel «ВСД» было определено значение внутренней нормы доходности: IRR = 188%.

Поскольку полученное значение IRR значительно превышает ставку дисконтирования, равную 20%, то проект можно принять.

Сравним рассмотренные варианты финансирования проекта.

В таблице 36 приведем данные по основным показателям для обоих вариантов финансирования.

Таблица 36. Сравнение вариантов финансирования проекта

Показатели

Варианты финансирования

1 вариант

2 вариант

Чистый дисконтированный доход, тыс. руб.

29830

29945

Период окупаемости проекта, лет

282

313

Рентабельность инвестиций

5,02

5,04

Внутренняя норма доходности, %

200

188

На основании таблицы 36 можно заключить, что поскольку большинство показателей оценки первого варианта финансирования проекта превосходят аналогичные для второго, предприятию следует использовать первый:

Кредит сроком на 5 лет под 25% годовых в размере 5940 тыс. руб. Кредит будет погашен единовременным платежом в конце 5 года.

3.5 Анализ чувствительности

Проведем анализ чувствительности критерия эффективности NPV для выбранного первого варианта финансирования инновационного проекта при отклонении ставки дисконтирования в пределах ± 10%.

Сначала проведем расчет для случая отклонения ставки дисконтирования в меньшую сторону на 10%. Тогда  i = 30 · 0,9 = 27%.

Расчеты представим в таблице 37.

Таблица 37. Анализ чувствительности (i = 27%)

Год t

Отток,

тыс. руб.

Приток,

тыс. руб.

Денежный поток CFt, тыс. руб.

Дисконтированный денежный поток CFд, тыс. руб

Кумулятивный денежный поток, тыс. руб.

0

(5940)

-

-5940

-5940

-5940

1

(45690)

55692

10 002

7 876

1 936

2

(63054)

77969

14 915

9 247

11 183

3

(71736)

89107

17 371

8 480

19 663

4

(80418)

100246

19 828

7 622

27 285

5

(95040)

111384

16 344

4 947

32 232

NPVmax = 32232 тыс. руб.

Теперь проведем расчет для случая отклонения ставки дисконтирования в большую сторону на 10%. Тогда i = 30 · 1,1 = 33%.

Расчеты представим в таблице 38.

Таблица 38. Анализ чувствительности (i = 33%)

Год t

Отток,

тыс. руб.

Приток,

тыс. руб.

Денежный поток CFt, тыс. руб.

Дисконтированный денежный поток CFд, тыс. руб

Кумулятивный денежный поток, тыс. руб.

0

(5940)

-

-5940

-5940

-5940

1

(45690)

55692

10 002

7 520

1 580

2

(63054)

77969

14 915

8 432

10 012

3

(71736)

89107

17 371

7 384

17 396

4

(80418)

100246

19 828

6 337

23 733

5

(95040)

111384

16 344

3 927

27 660

NPVmin = 27660 тыс. руб.

Рассчитаем коэффициент эластичности:

, т.е. при изменении ставки дисконтирования на 1% чистый дисконтированный доход изменится на 0,77%.

Поскольку для обоих случаев изменения ставки дисконтирования чистый дисконтированный доход больше 0, то проект является эффективным, его можно принимать, а критерий – устойчивым.

На основании проведенных в данном разделе расчетов были спрогнозированы капиталовложения в реализацию инновационного проекта:

проведение НИОКР составит 2420 тыс. руб.;

покупка и монтаж технологического оборудования составят 3520 тыс. руб.

Затем были оценены экономические и финансовые показатели проекта. В частности, в финансовой оценке были получены следующие значения основных показателей проекта:

чистый дисконтированный доход NPV = 34791 тыс. руб.;

период окупаемости проекта составляет 248 дней;

рентабельность инвестиций PI = 5,86;

внутренняя норма доходности IRR = 222%.

После этого была рассмотрена эффективность двух вариантов финансирования проекта. Анализ показал, что предприятию целесообразнее использовать первый вариант: кредит сроком на 5 лет под 25% годовых в размере 5940 тыс. руб. Кредит будет погашен единовременным платежом в конце 5 года.

Затем был проведен анализ чувствительности, которые показал устойчивость критерия эффективности, в качестве которого был выбран чистый дисконтированный доход NPV, к отклонению ставки рефинансирования от планируемой (30%) в пределах 10%.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50336. Разработка программы «Конвертер валют» 189.5 KB
  Программа должна обеспечивать: таблицу перевода 5, 10, 15, …, 120 долларов США в рубли по текущему курсу (значение курса вводится с клавиатуры). Каждую задачу тремя способами – используя операторы цикла while, do while и for.
50337. Оценка финансового состояния войсковой части 3009 325.5 KB
  Определить суть анализа финансового состояния бюджетной организации, его задачи и методы; выявить основные направления финансовой деятельности организации; рассмотреть методику оценки финансовой деятельности организации и дать характеристику ее основным показателям; рассмотреть организационно-экономическую характеристику объекта исследования; провести анализ финансовой деятельности организации...
50340. Использование библиотеки элементов графического интерфейса Qt 111.5 KB
  План простейшее графическое приложение на Qt работа с компоновщиками создание приложения ColorViewer использование QFileDilog создание простейшего обозревателя текста Инструкция по выполнению лабораторной работы Простейшее GUIприложение на Qt Рассмотрим следующий фрагмент кода представляющий простейшее GUIприложение созданное с использованием элементов Qt. QWidget базовый класс для всех элементов графического интерфейса виджетов в Qt начиная с кнопок и кончая сложными диалогами. Попробуйте добавить в корневой...
50341. Постройка графа состояний P-схемы 166 KB
  Для СМО из задания 1 построить имитационную модель и исследовать ее (разработать алгоритм и написать имитирующую программу, предусматривающую сбор и статистическую обработку данных для получения оценок заданных характеристик СМО). Распределение интервалов времени между заявками во входном потоке и интервалов времени обслуживания – геометрическое с соответствующим параметром (ρ, π1, π2).
50342. Построение аналитической и имитационной моделей системы массового обслуживания 80 KB
  Если в свободную систему поступает заявка, то ее обслуживают совместно все каналы. Если во время обслуживания заявки поступает еще одна, то часть каналов переключается на ее обслуживание и т.д., пока все каналы не окажутся занятыми. Интенсивность совместного обслуживания заявки n каналами n . Каналы распределяются равномерно между заявками.
50343. Построение аналитической и имитационной моделей системы массового обслуживания 158.5 KB
  Значения A, Q зависят от числа пришедших заявок (величины модельного времени), а также от R0, при генерации случайных чисел, распределенных по экспоненциальному закону.