48760

Создание базы данных с помощью СУБД Microsoft Access

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Цель курсовой работы – дать представление о современных информационных технологиях обработки данных. Задачей работы является развитие практических навыков в разработке базы данных и работы с системой управления базами данных (СУБД) MS Access.

Русский

2013-12-14

1.68 MB

7 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT - 2 -

                      ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ

Кафедра «информатика и вычислительная техника»

Сдана на проверку                                 Допустить к защите

«____»__________200__г.                     «___»__________200__г.

                 

                                                               Защищена с оценкой______

                                                           

                                                                 «___»__________200__г.

Курсовая работа по информатике

Создание базы данных с помощью СУБД

Microsoft Access

Пояснительная записка

На______листах

Студент(ка) группы_____________________        (Ф. И. О.)

(роспись)

Руководитель_______________________        (Ф. И. О.)

(роспись)

№ зачетной книжки        ____________________

Самара 2012г.

                                                                    Рецензия

Оглавление

Рецензия 2

Задание на выполнение 4

Создание таблиц и связей таблиц 8

Реализация запросов СУБД 10

Работа с формой 13

Создание отчета 16

КУРСОВАЯ РАБОТА

 Цели и задачи курсовой работы

Цель курсовой работы – дать представление о современных информационных технологиях обработки данных. Задачей работы является развитие практических навыков в разработке базы данных и работы с системой управления базами данных (СУБД) MS Access.

 Постановка задачи курсовой работы

Используя возможности СУБД MS Access, требуется создать базу данных по заданному условию;

  •  создать базу данных из связанных таблиц,
  •  подготовить запросы по заданным условиям,
  •  создать формы данных, построить диаграммы,
  •  вывести отчет.

Задание на выполнение

БД Музыкальных дисков

Обязательная информация, которая должна сохранятся в БД

  1.  Название диска
    1.  Год выпуска.
    2.  Место хранения
    3.  Кто исполнитель.
    4.  Категория диска (авторская, диско, классика, хит)
    5.  Цена за диск

Создать следующие запросы

  1.  Найти диски фамилия исполнителей которых начинается с буквы А до буква С.
  2.  Найти диски, категории (хит) вышедшие в текущем году.

Создать форму в виде сводной таблицы. Указать в ней следующие поля

  1.  Название диска
  2.  Категорию диска
  3.  Год выпуска диска.
  4.  Где хранится

Создать диаграмму, указав в ней следующие данные.

Количество вышедших дисков категории (хит и классика).

Создать отчет, предусмотрев в нем следующие данные

  1.  Название диска
  2.  Год выпуска диска.
  3.  Кто исполнитель
  4.  Цена за диск
  5.  Предусмотреть поле в конце отчета. Общая стоимость дисков.

Данные - совокупность объективных сведений.

Информация - сведения, неизвестные ранее получателю информации, пополняющие его знания, подтверждающие или опровергающие положения и соответствующие убеждения. Информация носит субъективный характер и определяется уровнем знаний субъекта и степенью его восприятия. Информация извлекается субъектом из соответствующих данных.

Знания - совокупность фактов, закономерностей и эвристических правил, с помощью которых решается поставленная задача. Последовательность операций обработки данных называют информационной технологией (ИТ). В силу значительного количества информации в современных задачах она должна быть упорядочена. Существует два подхода к упорядочению.

  1.  Данные связаны с конкретной задачей (технология массивов) - упорядочение по использованию. Вместе с тем алгоритмы более подвижны (могут чаще меняться), чем данные. Это вызывает необходимость переупорядочения данных, которые к тому же могут повторяться в различных задачах.
  2.  В связи с этим предложена другая, широко используемая технология баз данных, представляющая собой упорядочение по хранению.

Под базой данных (БД) понимают совокупность хранящихся вместе данных при наличии такой минимальной избыточности, которая допускает их использование оптимальным образом для одного или нескольких приложений. Целью создания баз данных, как разновидности информационной технологии и формы хранения данных, является построение системы данных, не зависящих от принятых алгоритмов (программного обеспечения), применяемых технических средств и физического расположения данных в ЭВМ; обеспечивающих непротиворечивую и целостную информацию при нерегламентируемых запросах. БД предполагает многоцелевое ее использование (несколько пользователей, множество форм документов и запросов одного пользователя).

База знаний (БЗ) представляет собой совокупность БД и используемых правил, полученных от лиц, принимающих решения (ЛПР).

БД с локальным и удаленным доступом.

БД с локальным доступом называется, если эта вычислительная система является компонентом сети ЭВМ, возможен распределённый доступ к такой базе. Такой способ использования БД часто применяют в локальных сетях ПК.

БД с удалённым (сетевым) доступом называется  когда, части БД могут пересекаться или даже дублироваться, но хранятся в различных ЭВМ вычислительной сети.

Для работы с созданной БД пользователю или администратору БД следует иметь перечень файлов-таблиц с описанием состава их данных (структуры, схемы). Для этого создается специальный файл, называемый словарем данных (депозитарием, словарем-справочником, энциклопедией). Описание БД относится к метаинформации.

В качестве технических средств могут выступать супер- или персональные компьютеры с соответствующими периферийными устройствами.

Классификация СУБД

Система управления базами данных (СУБД) - это совокупность языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями.

Системы управления базами данных следует классифицировать отдельно (рис. 2.4.).

 

Рис. 2.4  Классификация СУБД

Следует отметить, что исторически для системы управления базой данных сложились три языка:

1) язык описания данных (ЯОД), называемый также языком описания схем, - для построения структуры («шапки») таблиц БД;

2) язык манипулирования данными (ЯМД) - для заполнения БД данными и операций обновления (запись, удаление, модификация);

3) язык запросов - язык поиска наборов величин в файле в соответствии с заданной совокупностью критериев поиска и выдачи затребованных данных без изменения содержимого файлов и БД (язык преобразования критериев в систему команд).

Журнал - это особая часть БД, недоступная пользователям СУБД и поддерживаемая с особой тщательностью (иногда поддерживаются две копии журнала, располагаемые на разных физических дисках), в которую поступают записи обо всех изменениях основной части БД. В разных СУБД изменения БД журнализуются на разных уровнях: иногда запись в журнале соответствует некоторой логической операции изменения БД (например, операции удаления строки из таблицы реляционной БД), иногда - минимальной внутренней операции модификации страницы внешней памяти; в некоторых системах одновременно используются оба подхода.

Пользователей возможно разделить на две основные категории: конечные пользователи; администраторы баз данных.

Особо следует поговорить об администраторе базы данных (АБД). Естественно, что база данных строится для конечного пользователя (КП). Однако первоначально предполагалось, что КП не смогут работать без специалиста-программиста, которого назвали администратором базы данных. С появлением СУБД они взяли на себя значительную часть функций АБД, особенно для БД с небольшим объемом данных. Однако для крупных централизованных и распределенных баз данных потребность в АБД сохранилась. В широком плане под АБД понимают системных аналитиков, проектировщиков структур данных и информационного обеспечения, проектировщиков технологии процессов обработки, системных и прикладных программистов, операторов, специалистов в предметной области и по техническому обслуживанию. Иными словами, в крупных базах данных это могут быть коллективы специалистов.

В обязанности АБД входит:

           1) анализ предметной области, статус информации и пользователей;

2) проектирование структуры и модификация данных;

3) задание и обеспечение целостности;

4) загрузка и ведение БД;

5) защита данных;

6) обеспечение восстановления БД;

7) сбор и статистическая обработка обращений к БД, анализ эффективности функционирования БД;

                     8) работа с пользователем

Различают три основные модели базы данных – это иерархическая, сетевая и реляционная. Эти модели отличаются между собой по способу установления связей между данными.

1. Иерархический подход к организации баз данных. Иерархические базы данных имеют форму деревьев с дугами-связями и узлами-элементами данных. Иерархическая структура предполагала неравноправие между данными – одни жестко подчинены другим. Подобные структуры, безусловно, четко удовлетворяют требованиям многих, но далеко не всех реальных задач.

2. Сетевая модель данных. В сетевых БД наряду с вертикальными реализованы и горизонтальные связи. Однако унаследованы многие недостатки иерархической и главный из них, необходимость четко определять на физическом уровне связи данных и столь же четко следовать этой структуре связей при запросах к базе.

3. Реляционная модель. Реляционная модель появилась вследствие стремления сделать базу данных как можно более гибкой. Данная модель предоставила простой и эффективный механизм поддержания связей данных.

Нормализация отношений формальный аппарат ограничений на формирование отношений (таблиц), который позволяет устранить дублирование, обеспечивает непротиворечивость хранимых в базе данных, уменьшает трудозатраты на ведение (ввод, корректировку) базы данных.

Е. Коддом выделены три нормальные формы отношений и предложен механизм, позволяющий любое отношение преобразовать к третьей (самой совершенной) нормальной форме.

Первая нормальная форма

Отношение называется нормализованным или приведенным к первой нормальной форме, если все его атрибуты простые (далее неделимы).

Преобразование отношения к первой нормальной форме может привести к увеличению количества реквизитов (полей) отношения и изменению ключа.

Например, отношение Студент = (Номер, Фамилия, Имя, Отчество, Дата, Группа) находится в первой нормальной форме.

 Вторая нормальная форма

Чтобы рассмотреть вопрос приведения отношений ко второй нормальной форме, необходимо дать пояснения к таким понятиям, как функциональная зависимость и полная функциональная зависимость.

Описательные реквизиты информационного объекта логически связаны с общим для них ключом, эта связь носит характер функциональной зависимости реквизитов.

Создание таблиц и связей таблиц.

  1.  Открыть файл для новой базы данных. Файл Создать БД Новая БД. Присвоить имя «База данных музыкальных дисков»

2. Создать таблицу, используя «Создание». В режиме Таблица выполнить команду Создание таблица в режиме конструктора, в таблице указать имена полей, типы, свойства, (размер).

3. Назначить главный ключ таблицы. Для этого:

установить указатель мыши на поле «Название диска» и выполнить команду нажатием кнопки на панели инструментов.

4.Сохранить таблицу с именем «Факультеты». Не выходя из базы данных создается вторая и третья таблица.

5.Связать таблицы. Для этого:

необходимо использовать команду «Работа с базами данных» «Схема данных»

  •  в поле окна Схема данных появятся образы трех таблиц; при нажатой левой кнопке мыши перетащите ключевое поле из одной таблицы на это же поле другой таблицы;
    •   в открывшемся окне Связи активизировать флажки Обеспечить целостность данных, Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных записей. Выполнить команду Создать. Сохранить схему.

  Связь между таблицами позволяет:

  •  Исключить возможность удаления или изменения данных в ключевом поле главной таблицы, если с этим полем связаны поля других таблиц;

 Установить флаг Обеспечение целостности данных.

  •  При удалении данных в ключевом поле главной таблицы автоматически удалить соответствующие данные в полях связанных таблиц.

6. Ввести данные в таблицы, начиная с первой.

Реализация запросов СУБД

Запрос – это отбор записей в разнообразных формах, в соответствии с выбранными условиями.

   Запросы служат для извлечения данных из таблиц и  предоставления их пользователю в удобном виде.

   Виды запросов:

  •  На выборку;
  •  Запрос с параметром (критерий задаёт сам пользователь)
  •  Итоговые запросы (производят вычисления по заданному полю и выдают результат);
  •  Запросы на изменение (позволяют автоматизировать -  заполнение полей таблиц);
  •  Перекрёстные запросы (позволяют создавать результирующие таблицы на основе результатов расчётов, полученных при анализе группы таблиц)

Специфические запросы – запросы к серверу БД, написанные на языке запросов SQL

Основные отличия запросов и фильтров заключаются в следующем.

  •  Фильтры не позволяют в одной строке отображать данные из нескольких таблиц, т. е. объединять таблицы.
  •  Фильтры не дают возможности указывать поля, которые должны отображаться в результирующем наборе записей, они всегда отображают все поля базовой таблицы.
  •  Фильтры не могут быть сохранены как отдельный объект в окне базы данных (они сохраняются только в виде запроса).
  •  Фильтры не позволяют вычислять суммы, средние значения, подсчитывать количество записей и находить другие итоговые значения.

Запросы могут использоваться только с закрытой таблицей или запросом. Фильтры обычно применяются при работе в режиме Формы или в режиме Таблицы для просмотра или изменения подмножества записей. Запрос можно использовать:

  •  для просмотра подмножества записей таблицы без предварительного открытия этой таблицы или формы;
  •  для того чтобы объединить в виде одной таблицы на экране данные из нескольких таблиц;
  •  для просмотра отдельных полей таблицы;
  •  для выполнения вычислений над значениями полей.

1.Найти диски фамилия исполнителей которых начинается с буквы А до буква С.

  •  открыть вкладку Создание, в открывшейся панели выбрать Конструктор запросов;
    •  в поле схемы запроса поместить таблицы 1 и 2. Для этого в окне Добавление таблицы, вкладке Таблицы выбрать название таблиц, щелкнуть на кнопку добавить и закрыть. Запрос сохранить под именем «Запрос 1»;
    •   заполнить  бланк запроса с помощью контекстного меню в верхней половине бланка открываются те таблицы, к которым обращён запрос. В этих таблицах дважды щёлкают на названиях тех полей, которые должны войти в результирующую таблицу. При этом автоматически заполняются столбцы в нижней части бланка. Для того, чтобы отобразить фамилии, начинающиеся с буквы А до буквы С следует использовать оператор Between “А*” and “Т*“, следует учитывать что Т* в этот диапазон не входит, А* и Т* обозначает, что это первая буква текстового поля. Сделать сортировку по столбцу исполнителей. Сформировав структуру запроса, его закрывают;

2.Найти диски, категории (хит) вышедшие в текущем году.

Получившийся запрос:

Работа с формой

Формы позволяют:

  •  Вводить данные в таблицы БД без непосредственного доступа к самим таблицам;
  •  Выводить результаты работы запросов в виде красиво     оформленных форм.

     Существует два вида формирования структуры форм:

  •  На основе таблицы;
  •  На основе запроса.
  •  Возможен и комбинированный (творческий) подход.  

Для этого, переходим на вкладку Формы. (Рисунок 3.4)

Рисунок 3.4

Выбираем нужные таблицы из списка, перемещаем все поля из окна Доступные поля в окно Выбранные поля, выбираем показ формы «В один столбец», стиль формы Метро, имя формы АНКЕТЫ.  Включить кнопку Открытие формы для просмотра и ввода данных, готово.

Создание диаграммы, с указанием в ней количество вышедших дисков категории (хит и классика).

Для создания диаграммы необходимо составить запрос с указанием кол-ва вышедших дисков категории (хит и классика). Для этого используются Групповые операции . При этом в строке Групповые операции бланка запроса по умолчанию устанавливается значение Группировка. Из списка Групповые операции выбираются необходимые и запрос закрывается.

При выполнении групповых операций можно использовать итоговые функции, которые следует выбирать из списка в добавленном поле Групповые операции. Основные итоговые функции:

  •   Sum – суммирование числа значений в группе (в столбце),
    •  Avg – среднее значение для группы, Min – минимальное значение для группы,
    •  Max – максимальное значение для группы,
    •  Count – подсчет числа значений для группы,
    •  First – значение поля в первой записи группы,
    •  Last –  значение поля в последней записи группы.

Затем нужно перейти в раздел создание-->сводная диаграмма, выбрать нужные поля и вид диаграммы.

Создание отчета.

Отчёты служат для форматированного вывода данных на печатающее устройство.

Здесь существуют средства ручного, автоматического и автоматизированного проектирования.

Структура готового отчёта отличается от структуры формы только увеличенным количеством разделов. Кроме разделов заголовка, примечания и данных, отчёт может содержать разделы верхнего и нижнего колонтитулов. Если отчёт занимает более одной страницы, эти разделы необходимы для печати служебной информации, например номеров страниц.    

Мастер отчётов работает в шесть этапов.

  1.  выбор таблицы или запросов, на которых отчёт базируется; выбор полей, отражаемых в отчёте;
  2.  выбор полей группировки (уровней и интервалов группировки);

  1.  выбор полей и методов сортировки;
  2.  выбор структуры отчёта печатного макета (блочный,     ступенчатый, выровненный по левому краю и т.п.)
  3.  выбор стиля оформления (из предложенного списка);
  4.  на последнем этапе выполняется сохранение отчёта    под заданным именем.

  •  Перейти на вкладку Отчеты, выполнить команду Создать, выбрать Мастер отчетов.
    •   Выбрать поля, с указанных таблиц и запросов в следующем соответствии Название диска и Год выпуска(из таблицы1), Кто исполняет(из таблицы2), Цена за диск (из таблицы3), щелкнуть на кнопке Далее.
    •  Задать один уровень группировки по полю Цена за диск, щелкнуть на кнопке Далее.
    •  Выбрать вид макета К левому краю, ориентация Книжная, Далее.
    •   Выбрать стиль Компактный, Далее.
    •   Указать имя отчета «Таблица 2», щелкнуть на кнопке Готово.

Результат отчета представлен на следующем рисунке

Для того, чтобы посчитать и вывести в отчете общую стоимость дисков, необходимо войти в конструктор и ввести формулу.

Ввод формулы для вычисления общего количества поступивших, в отчет производится в конструкторе следующим образом (Рисунок 2.6):

  •  на Панели элементов нажать на кнопку Поле ;
    •  выбрать с помощью мыши в области Примечание отчета место, в которое следует поместить поле;
    •  поместить курсор в поле и ввести выражение, вычисляющее общую стоимость дисков =Sum([Цена за диск])

Рисунок 2.6

В итоге этот результат будет помещен в конце отчета:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15148. Сергей Юльевич Витте 181.49 KB
  Сергей Юльевич Витте Происходит из голландской семьи переселившейся в Прибалтику ещё во времена владычества шведов и получившей потомственное дворянство в 1856. Православный. Родился 17 июня 1849 в Тифлисе. Его отец Юлий Федорович Витте 1814 1867 член совета к
15149. Петр I и русская культура 94.4 KB
  Петр I и русская Культура 1. Культура России накануне вступления Петра на престол В конце ХVII века когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I наша страна переживала переломный момент своей истории. В России в отличие от западноевропейск...
15150. Внешняя политика СССР в 30 годы 259.99 KB
  Внешняя политика СССР в 30 года. После прихода Гитлера к власти Сталин резко изменил традиционную советскую политику: если раньше она была направлена на союз с Германией против версальской системы а по линии Коминтерна на борьбу с социалдемок...
15151. Герой нашего времени. Женские образы в романе 17.26 KB
  Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Роман М.Ю. Лермонтова недаром назван Герой нашего времени весь строй произведения его композиция образная система подчинены раскрытию образа Печорина.
15152. Горе от ума. Грибоедов 66.62 KB
  Горе от ума. Грибоедов Комедия Горе от ума держится какимто особняком в литературе и отличается моложавостью свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она как столетний старик около которого все отжив по очереди св
15153. Мнимое и подлинное безумие Чацкого 13.35 KB
  Мнимое и подлинное безумие Чацкого Комедия Горе от ума была написана в 1823 году А.С.Грибоедовым и имела уже тогда огромный успех в читательских кругах не только Москвы но и всей России. При жизни автора Горе от ума не была опубликовано зато многократно переписыва...
15154. Общество в жизни Татьяны, Онегина и автора 16.29 KB
  Общество в жизни Татьяны Онегина и автора Татьяна простая провинциальная девушка она не красавица но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди других людей в обществе которых она чувствует себя одиноко так как они не способны понять ее. Дика печальна...
15155. Один в поле воин, если он-Чацкий 21.21 KB
  Один в поле воин если онЧацкий Образ главного героя комедии сочетает в себе все черты идеального человека: высоко развитое чувство собственного достоинства истинная культура и просвещенность нежелание мириться с несправедливым общественным устоем нена
15156. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина 34.62 KB
  Основные мотивы лирики А. С. Пушкина Читая лирику А. С. Пушкина великий русский писатель Н. В. Гоголь задался вопросом: €œЧто же стало предметом поэзии А. С. Пушкина€ И сам отвечал: €œВсе стало предметом€. В своем творчестве поэт обращался к темам любви и дружбы его ...