48763

Задача о 8 ферзях

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Задача состоит в нахождении всевозможных комбинаций расстановки восьми ферзей на пустой шахматной доске, в которой ни один из ферзей не находится под боем другого

Русский

2013-12-15

142.5 KB

35 чел.

УРАЛЬСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   ГОРНЫЙ   УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ

                                      

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ

Задача о 8 ферзях

Студент: Сорокин С

гр. АСУ – 09 – 1

Преподаватель: доц. Дружинин А.В.

                                                   Екатеринбург 2011

Фамилия: Сорокин

Имя: Сергей

Отчество: Анатольевич

группа АСУ – 09 – 1

алгоритмический язык: С#

среда разработки: Microsoft Visual Studio 2010

Формулировка задания

Задача состоит в нахождении  всевозможных комбинаций  расстановки восьми ферзей на пустой шахматной доске, в которой ни один из ферзей не находится под боем другого.

Дата выдачи задания:

Дата сдачи отчёта:

Отчёт принял: доцент Дружинин А.В.

              

Оглавление

1) Постановка задачи       4

2) Описание базового класса      4

3) Визуализация        5

4) Пример работы программы      6

5) Листинг         7

6) Литература         13


1) Постано
вка задачи

Нужно расставить восемь ферзей на пустой шахматной доске, в которой ни один из ферзей не находится под боем другого.

  1.  Описание базового класса

Базовым классом является класс Queens.

   class Queens

   {

       /// <summary>

       /// Размер доски.

       /// </summary>

       public const int BoardSize = 8;

 

       /// <summary>

       /// Позиция ферзя на доске.

       /// </summary>

       private class Pos {

           public int row, col;

 

           public bool placed;

 

           public Pos(int r, int c, bool pl)

           {

               row = r; col = c; placed = pl;

           }

};

 

       /// <summary>

       /// Состояние клетки доски (Queen - клетка занята ферзём, Empty - пустая клетка).

       /// </summary>

       private enum PosState { Queen, Empty };

 

       private PosState[,] board = new PosState[BoardSize, BoardSize];

 

private Stack<Pos> qStack = new Stack<Pos>();

 

/// <summary>

/// Проверить: находится ли позиция под боем?

/// </summary>

private bool IsPosUnderAttack(Pos p)

       {

           int i;

           for (i = 0; i < p.col; i++)

           {

               if (board[p.row, i] == PosState.Queen) return true;

               if (p.row-i-1 >= 0)

                   if (board[p.row-i-1, p.col-i-1] == PosState.Queen)

                       return true;

               if (p.row+i+1 < BoardSize)

                   if (board[p.row+i+1, p.col-i-1] == PosState.Queen)

                       return true;

               //Console.WriteLine("{0}:{1} {2}",  p.col-i-1, p.row-i-1, p.row+i+1);

           }

           return false;

       }

 

       /// <summary>

       /// Получить свободную (не под боем) позицию в столбце col

/// Возвращается номер строки или -1 - при неудаче

/// Просмотр строк начинаем со строки startRow + 1

       /// </summary>

    private int GetFreePos(int col, int startRow)

       {

           for (int r = startRow + 1; r < BoardSize; r++)

               if (!IsPosUnderAttack(new Pos(r, col, false)))

                   return r;

           return -1;

       }

 

       /// <summary>

       /// Получить свободную (не под боем) позицию в столбце col

       /// Возвращается номер строки или -1 - при неудаче

       /// Просмотр строк начинаем со строки 0.

       /// </summary>

       int GetFreePos(int col)

       {

           return GetFreePos(col, -1);

       }

 

       /// <summary>

       /// Инициализация объекта перед решением задачи.

       /// </summary>

       public Queens()

       {

           for(int i=0; i<BoardSize; i++)

               for(int j=0; j<BoardSize; j++)

                   board[i,j] = PosState.Empty;

       }

 

       /// <summary>

       /// Решить задачу.

       /// </summary>

       public bool SolveTask()

       {

           Pos p = new Pos(0, 0, true);

    qStack.Push(p);

    board[0, 0] = PosState.Queen;

    while(qStack.Count > 0) {

        p = qStack.Peek();

               if (p.placed) {  // Предыдущий ферзь установлен - ставим следующий

                   if (p.col < BoardSize-1) {  // Справа от этого ферзя можно попытаться поставить ещё.

                       int r = GetFreePos(p.col+1);

  if (r > -1) { // Ставим нового ферзя справа от старого (есть позиция, которая не под боем).

      qStack.Push(new Pos(r, p.col+1, true));

      board[r, p.col+1] = PosState.Queen;

  }

  else { // Нового ферзя поставить нельзя - производим откат назад

      qStack.Peek().placed = false;   // Из-за этого Pos не может быть структурой

  }

     }

     else {  // В последний столбец был поставлен ферзь - задача решена.

         return true;

     }

               }

 else {  // Корректируем позицию ферзя на котором произошел возврат (если возможно)

     while(true) {

         if (qStack.Count == 0) return false;

         board[qStack.Peek().row, qStack.Peek().col] = PosState.Empty;

                int r = GetFreePos(qStack.Peek().col, qStack.Peek().row);

  if (r > -1) {  // Корректируем позицию ферзя на котором произошел возврат

      qStack.Peek().row = r;

      qStack.Peek().placed = true;

      board[qStack.Peek().row, qStack.Peek().col] = PosState.Queen;

      break;

  }

  else {  // Удаляем последнего ферзя (откорректировать позицию не удалось)

      qStack.Pop();

  }

     }

 }

    }

    return false;

       }

 

       /// <summary>

       ///.

       /// </summary>

 

   }

}

3)Визуализация

При запуске программы пользователь видит шахматную доску, на которыю при нажатии кнопки «расставить» происходит расстановка ферзей

(одна из 92 возможных комбинаций)

Выход – кнопка “Выход”

Литература

1.   Рекурсия, вероятностные алгоритмы.

Макконелл Дж.

2.   Основы современных алгоритмов.

М., Техносфера, 2004 , Корнилов Е.

3.  Программирование шахмат и других логических игр.

СПб., БХВ-Петербург, 2005



4. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/vcsharp/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61897. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников 1005.17 KB
  Образовывать глаголы сначала от звукоподражаний, а затем и при помощи приставок; Использовать в речи различные глагольные формы (совершенный и несовершенный вид, прошедшее, настоящее и будущее время); согласовывать глаголы с существительным и т.д.
61898. Состав числа 8 48 KB
  Что вы знаете о числах от 1 до 10 на слайде 3 утёнка Сколько здесь утят Какой цифрой обозначаем С помощью каких двух слагаемых можно получить число 3 Это называется состав числа 3. Упражнения на ориентацию в пространстве слайд Сколько на рисунке детей Сколько мальчиков Девочек...
61899. В. Сухомлинський «Горбатенька». В. Нестайко «Руденький» 62.5 KB
  Нестайка розрізні слова ілюстрації до тексту завдання уроку пересувна дошка ілюстрації адвоката прокурора судді запис словникової роботи підручник О. а ланцюжкове читання тексту як це все було без мене б вибіркове читання тексту...
61901. П. Куліш Чорна рада. 1 та 2 частини 34.5 KB
  По весні 1663 року двоє подорожніх, верхи на добрих конях простували до Череваневого хутора... А. Ярище; Б. Вітрище; В. Хмарище. 2. Ніхто б і не сказав, що ці подорожні їдуть до веселого пана Череваня, бо самі вони були...
61902. П. Куліш Чорна рада. 3-5 частини 31 KB
  Перед подорожніми відкрився святий город Київщо сіяв як той А. через Нижній город; Б. через Середній город; В. Через Верхній город.
61903. ЯРМАРОК ПЕДАГОГІЧНИХ ІДЕЙ 27.5 KB
  вчитель математики МЕТА: використання на уроках теоретичного матеріалу для пояснення теми Чотирикутник з використанням презентацій і вчителя і учня Завдання: узагальнити теоретичний матеріал з тем: Чотирикутник і його елементи Паралелограм та його властивості Прямокутник та його властивості Ромб та його властивості Квадрат Опис даної розробки. В даній презентації узагальнено теоретичний матеріал з тем: Чотирикутник і його елементи Паралелограм та його властивості Прямокутник та його властивості Ромб та його...
61905. Творчість лауреата Міжнародної премії ім. Г.Сковороди, Заслуженого діяча мистецтв України поета Михайла Шевченка 68.5 KB
  Мета. Ознайомити із творчістю поета-земляка; розбудити творчу уяву й почуття всеосяжності поетичного слова; виховувати любов до отчого краю, його культури.