4889

Компилятор TASM. Отладчик Turbo Debugger

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Компилятор TASM. Отладчик Turbo Debugger. Цель работы: Научиться использовать компилятор TASM и отладчик TurboDebugger. Необходимые сведения Язык ассемблера – это специфический язык программирования со взаимно однозначным соответствием ме...

Русский

2012-11-28

96 KB

58 чел.

Компилятор TASM. Отладчик Turbo Debugger.

Цель работы: Научиться использовать компилятор TASM и отладчик Turbo Debugger.

Необходимые сведения

Язык ассемблера – это специфический язык программирования со взаимно однозначным соответствием между его операторами и командами процессора. Язык ассемблера существует для каждого типа процессоров или целого семейства процессоров, поскольку команды на языке ассемблера должны иметь взаимно однозначное соответствие с системой машинных команд и должны быть согласованы с архитектурой компьютера.

Ассемблер – это программа, преобразовывающая исходные коды языка ассемблера в машинные команды. Ассемблер может создавать листинг программы с номерами строк, адресами памяти, исходными операторами и таблицей перекрестных ссылок символов и переменных, используемых в программе. Специальная программа – загрузчик (компоновщик)– позволяет собрать отдельные файлы, созданные ассемблером, в единую исполняемую программу.

Программа, написанная в кодах ассемблера, называется исходной программой, а ее преобразованный вид в команды микропроцессора – объектной программой или объектным модулем. Компоновщик позволяет создать исполняемый файл или исполняемый модуль. Отладчик – это программа, позволяющая отображать на экране значения необходимых переменных, получать состояния всех регистров и ячеек памяти при пошаговом исполнении программы, вносить изменения в программу, указывать точки останова и многое другое.

Обработка программ на языке ассемблера в MS-DOS состоит из следующих этапов:

  1.  Создать с помощью текстового редактора файл с текстом программы на языке ассемблера.
  2.  Транслировать программу с помощью ассемблера TASM ;
  3.  Скомпоновать программу с помощью компоновщика TLINK.
  4.  Запустить программу на выполнение.
  5.  Проверить результаты работы программы. В случае несоответствия необходимо найти ошибки с помощью отладчика Turbo Debugger

Рассмотрим детально каждый из этапов на примере простейшей программы, которая выводит на экран строку «Hello, world!» (без кавычек)

1 этап.

Для создания файла с текстом программы на языке ассемблера можно воспользоваться встроенным текстовым редактором в Far Manager. Комбинация клавиш Shift-F4 позволяет создать новый файл для редактирования, при этом необходимо указать имя вновь создаваемого файла, например, Myprog.asm. (Расширение файла с программой или исходного файла обязательно должно быть asm) Для редактирования уже существующего  файла нужно навести на него курсор и нажать F4. Сохранить изменения в файле – F2, выйти из редактора – ESC. Также можно воспользоваться редактором БЛОКНОТ среды Windows. (Пуск/Программы/Стандартные/Блокнот)

В текстовом редакторе наберите строки следующей программы. Каждый оператор на отдельной строке.(Комментарии не обязательно)

TITLE My Program

;название программы

.MODEL small

;отводим под стек и под данные по 64Кб

.STACK 100h

;отмечаем начало сегмента стека

.DATA

;отмечаем начало сегмента данных

message DB ’Hello, world!’,0dh,0ah,’$’

.CODE

;отмечаем начало сегмента кодов

main PROC

MOV AX, @data

;копируем адрес

MOV DS, AX

;сегмента данных

MOV AH, 9

;вывод

MOV DX, offset message

;строки

INT 21h

;на экран

MOV AX,4C00h

;выход

INT 21h

;из программы

main ENDP

END main

Сохраните программу в отдельной директории.

2 и 3 этапы.

Для удобства работы можно создать командный файл, который содержит в себе вызов транслятора и компоновщика с соответствующими опциями. Это можно сделать следующим образом.

Перейдите директорию, где уже содержится исходный файл Myprog.asm. Создайте в текстовом редакторе (в Far Manager) текстовый файл с расширением .bat. Назовите его, например, a.bat. Наберите следующие строки:

@echo off

C:\TEMP\ASM\tasm /zi %1.asm, %1.obj, %1.lst

C:\TEMP\ASM\tlink /v %1.obj

Во второй строчке вызывается компилятор с нужными опциями для файла с исходной программой, который будет указан в командной строке. В третьей строчке вызывается компоновщик для создания ехе-файла.

Для компиляции программы в командной строке необходимо набрать a.bat Myprog (если исходная программа хранится в файле Myprog.asm)

После трансляции в текущей директории появляются файлы с расширением .lst, .map, .exe. Файл с расширением .lst содержит информацию об ошибках. Обязательно нужно просматривать файл листинга на наличие ошибок в программе, после этого необходимо исправить их и заново оттранслировать программу.

4 этап.

Если ошибки не найдены, то запустите на исполнение созданный ехе-файл. Для этого достаточно набрать в командной строке название исполняемого файла. В нашем случае Myprog.ехе. Проследите, что происходит на экране.

5 этап.

Если результат программы не удовлетворяет, то программу следует запустить на исполнение по контролем отладчика Turbo Debugger. Для этого в командной строке наберите C:\TEMP\ASM\td Myprog.exe Можно оформить этот вызов в виде командного файла для удобства. Далее откройте окно для просмотра содержимого регистров (Veiw\CPU) и выполните пошаговое исполнение программы (F8). Выход из отладчика – ALT-X. Посмотрите, как меняется содержимое регистров на каждом шаге. Если найдены ошибки, то необходимо вернуться к 1 этапу и повторить все действия по компиляции программы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8225. Педагогический процесс: сущность, закономерности и принципы 24.99 KB
  Педагогический процесс: сущность, закономерности и принципы Процесс обучения - это движение по пути познания, от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному. В процессе обучения накапливаются знания, формируются...
8226. Характеристика современного процесса обучения: сущность, противоречия, закономерности 15.66 KB
  Характеристика современного процесса обучения: сущность, противоречия, закономерности. Обучение - это совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащегося, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, ...
8227. Характеристика принципов обучения, их реализация на уроках 15.43 KB
  Характеристика принципов обучения, их реализация на уроках. Обучение - это общение, в процессе которого происходит усвоение общественно-исторического опыта, освоение деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Принцип - исходное...
8228. Государственный образовательный стандарт: базовая, вариативная, дополнительная составляющие 17.47 KB
  Государственный образовательный стандарт: базовая, вариативная, дополнительная составляющие Содержание образования отвечает на вопрос чему учить. это знание основ наук, умение применять их на практике, навыки, опыт творческой деятельности...
8229. Содержание образования в современной школе 19.16 KB
  Содержание образования в современной школе Обучение - процесс социально обусловленный, выраженный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда важнейшая социальная функция обучения заключается в формирован...
8230. Характеристика современного урока 16.57 KB
  Характеристика современного урока. Современный урок это неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит его воспитание, развитие, раскрывается его ...
8231. Межпредметные связи в обучении, значение, виды, пути осуществления на уроках(на примере уроков географии) 15.65 KB
  Межпредметные связи в обучении, значение, виды, пути осуществления на уроках(на примере уроков географии) Межпредметные связи согласованное изучение разных учебных предметов. Они позволяют отразить в школьном обучении процесс интеграции раз...
8232. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся: значение, виды самостоятельных работ, условия эффективности 18.64 KB
  Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся: значение, виды самостоятельных работ, условия эффективности. К самостоятельной учебно-познавательной деятельности относиться: кружки, практикумы, конференции, консультации, фак...
8233. Сущность понятия учебные достижения. Содержания, формы, виды, методы проверки знаний и умений учащихся 16.24 KB
  Сущность понятия учебные достижения. Содержания, формы, виды, методы проверки знаний и умений учащихся. Установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся: Индивидуальный характер контроля, осуще...