49009

Философия. Философские взгляды

Шпаргалка

Математика и математический анализ

История философии, во-первых, есть история единой попытки людей философствовать и посредством философии узнавать о себе и о мире то, чего без философии узнать нельзя. Во-вторых, история философии - многогранное единство человеческого опыта.

Русский

2014-03-30

80.54 KB

55 чел.

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ.ФИЛОСОФИЯ КАК ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ

Объектом философского знания является реальность во всем богатстве ее действительности и возможностей.

Одна из особенностей философского знания это историзм. .

История философии, во-первых, есть история единой попытки людей философствовать и посредством философии узнавать о себе и о мире то, чего без философии узнать нельзя. Во-вторых, история философии - многогранное единство человеческого опыта. В-третьих, отражение общей логики движения и развития всей общественной мысли, логики развития культуры в целом.

Предположения происхождении философии - философия возникла в результате совпадения нескольких благоприятных условий и предпосылок:

  1.  Для появления философии необходимы были социальные условия. К ним относится отделение умственного труда от деятельности.
  2.   Философия внутренне связана с неспециализированным, обыденным знанием. Это жизненный опыт индивидов;
  3.  Философские размышления, свойственные индивидам, не являющимся профессионалами-философами, и формируют то, что принято называть мудростью . С другой стороны, специалисты-философы, размышляя над проблемами своей области знания. Буквальное значение слова " философия " - любовь к мудрости

Причины которые представили философию как любви к мудрости . Во-первых, в нем отражен этап становления философии , причем - как научного;

Во-вторых, близость философского знания к житейскому опыту, к личностному и обыденному знанию обусловливает включение в его состав также и мудрости как определенного, ценностного отношения к бытию.

2. Историческая метаморфоза философии и ее предмета от исток до наших дней МЕТАМОРФОЗА (от греч. μεταμορφωσις — превращение) — в философии и культуре превращение одних вещей, процессов, явлений в другие. Метаморфоза предполагает изменение в форме, виде и/или субстанции объекта, но включает в себя также и постоянство, поскольку превращающийся объект не исчезает, а переходит в другую форму. В мифологическом мышлении метаморфоза выражала всеобщую изменчивость вещей и их единство во взаимопревращениях. К примеру: неодушевленные предметы, растения, животные, люди, боги. Как метаморфоза трактовалось возникновение мира (напр., превращение хаоса в космос), смерть (переход в царство мертвых). Формой метаморфозы выступало переселение душ (метемпсихоз) в древнеиндийской философии, орфизме, пифагореизме, неоплатонизме. Смысловая специфика метаморфозы заключается прежде всего в выражении неизменного через меняющееся, в передаче единого в своей основе явления через многообразие его превращающихся форм. Ф-фия возникла в (6в до н. э.) в трех культурных центрах – Др. Китае, Др. Индии и Др. Греции. Для древнеиндийской культуры была характерна органическая сращенность ф-фии с религией. Древнегреческая культура поощряла и развивала непосредственную связь ф-фии с научным знанием, его критериями. Вот эта ориентация на научное знание, были теми обстоятельствами, которые обусловили появление первых классических форм философствования в древнегреческом, центре мировой истории. Именно в Др. Греции в1ые произошло выделение ф-фии в особую, предметно самостоятельную сферу духовно-культурной деятельности человека. Ф-фия как мировоззрение прошла 4 основные стадии своей эволюции: 1)Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира бесконечность внешних сил - все сущее зависит от Космоса и космических циклов. 2)Теоцентризм - все объяснялось через сверхъестественной силы – Бога.

3)Антропоцентризм — в центре которого стоит проблема человека.

4)Системоцентризм - объяснение мироздания через понятие си-ма(ХХв.)

3..Многообразие духовной жизни общ-ва и их взаимосвязь с фил-фией.

Ф-фия как тип духовной деятельности существует около трех тысячелетий. И во все времена не было недостатка в людях, отрицавших ее общественную значимость. Философия обычно подключена к процессу принятия глобальных, стратегических решений, определяющих направленность человеческой деятельности. Гл ф-ция ф-фии – исследование предельных оснований человеческой деятельности. “Предельными основаниями” - считаются представления, не осознаваемые полностью их носителями, но тем не менее обуславливающие их сознание. “Предельные основания” определяют “смысл жизни ”. Раскрытие специфики философии предполагает необходимость раскрытия и ее социальных функций, той роли, какую она играет в жизнедеятельности общества и личности.

К числу основных функций философии относятся: методологическая, гносеологическая, мировоззренческая, конструктивная, идеологическая, интеллектуальная. Рассмотрим подробнее методологическую и мировоззренческую ф-ции. Ф-фия же, рассматривая в самой обобщенной форме отношение человека к миру и к самому себе, рассматривает их взаимосвязь через призму раскрытия природы и сущности мира и сущности человека. Поэтому основные положения философии являются общезначимыми.

Мировоззрение – совокупность представлений о мире и о своем месте в нем. Мировоззрение присущи как отдельному человеку так и целым социальным группам. Функции: познавательная; ценностная; поведенческая. Структура: Мироощущение ; мировосприятия; миропонимания. Мировоззрение есть способ духовно - практического освоения мира.

4.Специфика ф-кого подхода к мировоззренческим проблемам.

Человек всегда задумывался над тем, каково его места в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и общ-ная группа имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех этих вопросов и ответов образуют мировоззрение. Мировоззрение – совокупность представлений о мире и о своем месте в нем. Мировоззрение присущи как отдельному человеку так и целым социальным группам. Функции: познавательная; ценностная; поведенческая. Структура: Мироощущение – это чувственное восприятие окружающего мира ; мировосприятия – представление окруж. мира; миропонимания-познавательно – интеллектуальная деятельность.

4 типа М: 1.Мифология – фантастич. образы, 2.Религия,3.Наука-направленность на про-во. знаний,4.Ф-фия-высший тип мировоззрения, ядро М.

Сущность ф-ких проблем имеет общий хар-р проблемы. Вечность проблемы,их инвариантность(неизменяемость)Что такое смысл жизни?в чем закл-ся счастье? Общее Ф и Н: Опираются на разум, направл. на выяв. законов., теория и выводы. Ф и Р: предмет исследования – мир.

5.Древнеиндийская философия: специфика и основные идеи.

Основа идеологии древнеиндийских философских школ-этические положения сборника индуистских священных гимнов,называемого «Веды». Веды состоят из 4сборников гимнов,песнопений, магич.заклинаний,молитв и т.п. Осн.школы: джайнизм, буддизм, адживика.Ф-кие школы, в основном, комментирующие этические установки «Вед», принято относить к ортодоксальным учениям,а более независимые-к неортодоксальным. Веды: -Самхиты («священное писание»); -Брахманы(описание ритуалов); -араньяки (книга лесных отшельников); -Упанишады(ф-кие комментарии к Ведам) Известны четыре основные веды по времени их создания:• Ригведа-самая древняя, сборник гимнов, обращенных к Богам; • Самаведа – сборник напевов, стихов; • Яджурведа – веда жертвоприношения; • Атхарваведа – веда заклинаний.

Осн.школы индийской ф-фии:

1)ортодоксальные(астика): Признают Бога Воришка.

2)Неортодоксальные школы: Джаймины – ограничение человека. Джайнизм – философское учение о дуализме мира и человека, материя может быть живой.

Буддизм – будда вывел 4 истины: Жизнь есть страдание( болезнь, рождение);У страданий есть причина; Страдания можно прекратить и проникнуть в нирвану ; Есть путь который ведет к прекращению страданий. Благородный восьмеричный путь: 1)этап мудрости(правильное воззрение,правильная решимость), 2)этап нравственности(правильная речь,правильное поведение,правильный т.е.мирный образ жизни, 3)этап сосредоточения(правильное усердие, правильное внимание,правильное сосредоточения)

6.Древнекитайская философия: основные школы и идеи.

Философская мысль в Др. Китае возникает под влиянием 2х тенденций: местническая и атеистическая(отрицание сущ. сврехестеств.). Древнекитайские ф-фы: Конфуций(основатель системы феодального этикета Др.Китая. Золотое правило: «не делай другим того чего не сделаешь себе») и Лао-Цзы(основатель учения о «дао» (дао- естественный путь вещей непостижимый для человека, объединяющий элементы: космос-природа-человек).В этот период сложилисось 6 школ:конфуцианство, моизм,легизм,даосизм,инь янь. Лао-дзы учил, что каждая вещь, достигнув опр-ной степени развития, превращается в свою противоположность: неполное-полным, кривое –прямым). Конфуцианство – фил-кая школа,к-рая рассматривает человека как участника соц-ной жизни. Конфуций выдвинул идеал гос-ного устройства, в к-ром реальная власть принадлежит учёным - интеллигентам соединяющим в себе св-ва фил-офов, литераторов, учёных. В центре учения - гуманность – область применения меры(Великодушие, верность), корни – братская любовь, сыновья подчиненность. Осн. категории конфуцианской этики: -Благопристойность; -Справедливость; -Мудрость. Даосизм – самостоятельная фил-кая доктрина, основатель Лао-цзы. В центре – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Понятие дао выступает как закономерность всего существующего, закон спонтанного бытия космоса, человека и общ-ва, порождающее начало Вселенной, предшествующее миру оформленных вещей, принцип цикличности времени.

7. Поиск первоначал бытия и познания в ранней античной философии.

Ранняя античная философия (до V в. до н. э.) Натурфилософы признавали возможности познания мира таким, как он существует сам по себе. Софисты первыми высказали скептические сомнения в возможности адекватного познания мира. Они утвердили приоритет субъективности человека в познании объективной реальности.

Основные школы:

Милетская: основатель Фалес,он предполагал началом всего воду, тяготел к стихийному материализму и диалектике. Анаксимандр развивал и углублял теорию Фалеса. Первоначало видел в апейроне – это и ни воздух, ни вода, ни что-нибудь иное. Анаксимен ученик Анаксимандра, он объявляет воздух. Эфесская школа: Гераклит(«книга о природе») открывает противоположности и делает вывод, что только чередование противоположностей дает специфический смысл. Но также понимает, что противоположности гармоничны: «всё есть одно, а из одного происходит все». Считал,что началом всего был огонь, а остальное трансформация огня. Пифагорейская школа: началом всего считали число. Филолай представитель пифогор-в.он соеденил 4 первых элемента: земля-куб,огонь-пирамида,вода-гексоэдр,воздух-актаэдр. Демокрит считал, что в основе мира лежит два начала – атомы и пустота. Атомы (неделимые) являются мельчайшими частицами, которые отличаются друг от друга лишь формой, величиной и положением (есть круглые, овальные, квадратные и т.д.). Они численно бесконечны. Материалистическое учение Демокрита о бытии соответствует материалистическому учению о познании. Исходное начало всякого познания – ощущения. В ощущениях он видит не только образы материальных вещей, порождаемые действием вещей на чувства, но как бы перенесение из самих вещей их копии, проникающие в тело человека через органы чувств. Эти чувства тоже материальны.

8. Классическая греческая философия: основные школы и философы.

Античная философия – филосовские школы, к-рые сущ. на тер- рии Др. Греции. Основатели Сократ, Платон, Аристотель. Постепенно в Ф возникает 2осн типа фил. Мировоззрения: материализм и идеализм. Их борьба составляет основное содержание фил. развития во все последующие времена. Материализм –фил.учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) материального по отн. к идеальному.Идеализм наоборот. Платон-идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом .Чтобы объяснить явление нужно найти его идею т. е. понятие: то постоянное и устойчивое что не дано чувственному восприятию.Тело чел.-временное вместилище души, кот. состоит из огня,земли воды и воздуха. Душа сотворена богом: делится на разумную (мышление) и неразумную (чувства). Создал образ идеального гос-ва, в кот. 3 группы людей:правителей-фил-ф, воинов, земледельцев и рамесленников) все они должны заниматься своим делом, не вмешиваясь в дела других.

Эйдос – термин древнегреческой ф-фии,к-рый обозначает некую универсалию, к-рый существует отдельно от единичных вещей. Сократ в1ые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Аристотель — создатель логики. Идея неразрывна с вещью, каждая вещь сост.из 2х начал-материи и формы.Материя-это возм-ть, спос-ть вещи, форма-ее дествит-ть.Возм-ть переходит в действит-ть благодаря движению.Форма материализуется,материя форм-ся. Бог-двигатель мира.Сторонники Платона группируются в школу- Академии; Сторонники Аристотеля назывались перипатетиками.

9. Поиски духовной опоры в самом себе в поздней античной философии.

Эпикуреизм – основатель Эпикур считал достоверными чувственное познание. На примере Луны Солнца, он считает что они таких же размеров как мы их воспринимаем. Основной метод теоретического познания аналогия.

Физика эпикурейцев основана на атомизме (физическом материализме) Демокрита. Эпикур выдвигает следующие положения:

 из несуществующего ничего не возникает и ничего не исчезает в несуществующее.

 Вселенная остается неизменной.

Скептицизм – основатель Пиррон. Другой представитель благодаря которому узнали об этом направлении Секст Эмпирик. Они считали что человек должен стремиться к счастью, которое они понимали в невозмутимом состоянии души, 3 вопроса на которые должен ответить человек который стремиться к счастью:

1. Что такое вещи и из чего они состоят?

2. Каково должно быть наше отношение к этим вещам?

3. Какую выгоду мы должны приобрести от такого нашего отношения к этим вещам?

Стоицизм - основатели Зенон. Точно как и эпикурейцы считали что этика должна быть построена на основе физики. Этическое учение должно предваряться физическим учением – учением о природе и космосе.

Цель человеческой жизни, с точки стоиков, - это достижение счастья. Зенон из Китиона, основатель стоицизма, понимал счастье как согласованную жизнь.

Неоплатонизм – основатель Плотин. Основой философии неоплатонизма является учение Плотина. Его основное произведение – «Эннеады». В этом произведении Плотин разработал учение об эманации.

Первоначалом всего сущего в мире, с точки зрения Плотина, является единое. Неоплатоники считали, что цель человеческой жизни – достижение единения с праединством.

 10. Теоцентризм ( Бог как наивысшее бытие ) средневековой философии. Проблема соотношения веры и разума.

В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) установки, Бог – начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения.

На вершине средневекового интеллектуального мышления стоит Фома Аквинский. Согласно Аквинскому, «есть некоторые истины, которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един в трех лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует, что Бог един и подобные этому».

Фома Аквинский впервые ввел различие истин факта и веры, которое широко распространилось в религиозной философии.:

• Бог – действующая и конечная причина мира, мир создан Богом «из ничего»;

• Душа человека бессмертна, его конечная цель блаженство созерцаемое Богом в загробном мире;

• Сам человек тоже творенье Бога.

Фома Аквинский – синтезировал христианство, гармонизировал соотношение веры и знания, в его концепции они сливаются в целое, что достигается допущением возможности рационального постижения сущности универсума.

Августин Блаженный утверждал – что человек это душа, которую вдохнул Бог. Тело , плоть – презренны и греховны. Человек полностью зависит от бога, он не свободен и не волен ни в чем. Главная цель человека, считал Августин, — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как «граду Божьему».

Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу.

11. Антропоцентризм, индивидуализм и эстетизм ф-фии Ренессанса. С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха — эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Ренессанс был периодом восстановления духовного наследия античности и эпохой возвеличивания чел.деят-ти, т.е. человек начал осознавать себя в качестве творца и субъекта своего жизненного предназначения. Худ-ное творчество, фил-фское и научное мышление вовлекались в формирующуюся сферу антропоцентрического миросозерцания, к-рое уже в лице Петрарки сознательно противопоставляло себя средневековому теоцентризму и присущей ему учености. Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром Вселенной. Развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Индивидуализм- утверждает приоритет личности перед любой формой соц. общности. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В шир. смысле слова гуманизм -образ мышления, к-рый провозглашает идею блага чел-ка главной целью соц-ного и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Эстетизм-преобладание эстетических ценностей. Вся культура Возрождения проникнута культом красоты ( эстетизмом ), это характерно и для философии,к-рая видит свою задачу в поиске гармонии во всем – в природе, чел., общ-ве. В кач-ве идеала выступает Античность (общество, человек, искусство), культ героя, творца.

12. Философское обоснование роли опыта в познании. Учение о «призраках познания» (Ф. Бэкон)

Английский философ Бэкон (1561 – 1626г) был родоначальником английского эмпиризма – учения об опыте.

Эмпиризм – направление в теории познания, где источником истины является опыт.

Метод Бэкона основывался на признании ведущей роли опыта в познании. Познание есть изображение внешнего мира в создании человека, оно начинается с чувственных восприятий этого мира, которые нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении.

Главным методом в системе Бэкона выступает индукция, в которой порядок движения мысли - от частного к общему. Это единственная истинная форма доказательства, опирающаяся на показания органов чувств. Индуктивный метод Бэкона широко используется конкретными науками, опирающимися на непосредственные эмпирические исследования.

ф. Бэкон заложил основы новой методологии научного познания и дал этой методологии глубокое философское обоснование. 

13. Рационалистическая методология Р. Декарта. Теория врождённых идей.

Французский философ Р. Декарт (1598-1650 гг.), представитель рационалистического подхода к изучению явлений природы. Рационализм- источником истины является разум. Методом познания в системе Декарта является дедукция, в которой движение мысли происходит от общего к частному. Суть метода Декарта сводится к двум основным положениям:

  1.  В основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция - твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения.
  2.   Из этих интуитивных воззрений разум должен на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Декарт сформулировал три следующих правила дедуктивного метода: 1) во всяком вопросе должно содержаться неизвестное; 2) это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного; 3) в вопросе должно содержаться нечто известное.

Р. Декарт заложил основы новой методологии научного познания и дал этой методологии глубокое философское обоснование.

Врождённые идеи — представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (напр., математические и логические аксиомы, моральные ценности).

 Из врожденных идей следует вывести все возможное знание об окружающем мире. Таким образом, информацию не следует собирать в процессе жизнедеятельности, а надо раскрыть, проявить или реализовать уже имеющиеся доопытные представления. Так же основным методом познания, по Декарту, должна быть дедукция – от общего знания к знанию различной степени общности. В дедукции врожд. идеи являются сущностью нашего мышления, несомненность и достоверность которого для нас очевидна. Таким образом, по мнению Декарта, верный путь познания заключается в том, чтобы вывести истины не из внешнего мира, а из мышления, и поэтому его философский метод получил название рационализм (от лат. ratio – ум, рассудок) и явился противоположностью бэконовскому эмпиризму – от частного к общему.

14.Идеи рав-ва, свободы и соц-ного прогресса во франц.ф-фии 18в.

Исходные идеи эпохи Просвещения: культ науки; культ разума; прогресс человечества. Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми, они заботились о распространении просвещения среди народных масс.

В развитии соц. учений Нового времени в 18 веке особый вклад внесло Просвещение(Монтескье, Вольтер, Руссо).Они воспринимали церковь как символ невежества, поэтому девиз Вольтера: Раздавите гадину! -стал лозунгом эпохи.По убеждению Просветителей общественный прогресс возможен при помощи разума, права, науки и образования. Человек-природно-социальное существо, способен к бесконечному развитию.Но частная собственность делала людей неравными, и следовательно новое об-во надо создавать на основе соц. равенства.Просветители стояли на позициях исторического оптимизма. Они считали, что человек-продукт окр. среды, поэтому надо изменить обстоятельства жизни.эта идея явилась источником возникновения марксизма. Идеи Монтескье: -он принимал бытие Бога, но в качестве первоначала мира -считал человека-частью природы -основным фактором развития об-ва считал географич среду.

Франсуа Мари Вольтер (1694–1778), вошел в историю как:

  1.  блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений;
  2.  защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции.

На формирование революционной идеологии Европы большое влияние оказал Жан Жак Руссо.

Во Франции работала группа философов ученых и писателей, собравшихся вокруг издания «Энциклопедии», главным редактором и организатором которой был Д. Дидро. Они создали довольно развитую форму материализма, которая оказала влияние на последующие поколения философов и философские школы.

15.Определение границ познания в ф-фии И.Канта. Понятие «вещь в себе» и «вещь для нас».

Кант (1724-1804)-родоначальник немецкой классической философии.

Кант обосновывает, что познание является гл. видом человеческой деят-ти. Познание связано с освоением всего человеческого опыта конкретным человеком. Личность формируется в процессе освоения челов-кого опыта.

Кант ставит вопрос о диалектике познания, говоря о двух понятиях: субъект и объект познания. ведущим началом, источником познания является не объект, а субъект познания. Именно субъект преобразует объект. Познание состоит из 3-х этапов:

- этап чувственного познания;

- этап рассудка, умственной деятельности;

- разум

Критерием познания является практика, связанная с преобразованием человеческого разума. Высший критерий познания – этап преобразования человеческого разума. Создание в голове человека новых идеальных объектов, идей и понятий, в особенности таких идей, которые являются ведущими в развитии всего человечества, идея бога и др. идеиКант первый озозначил что идеи яв. гранцей познания.. В тоже время возможно и полное познание действительности. Такое познание возможно с теми объектами, которые создал сам человек. Кант определяет данные объекты познания как «вещи для нас». Это понятие отражает мир неопознаного. . Выделяет два понятия: - вещь в себе- мир, существующий независимо от нас;- вещь для нас-то, что мы знаем об этом мире.

Вещь для нас является стороной вещи в себе. Выделяет два мира: 1)мир феноменов или явлений ;2)мир ноуменов (вещей в себе, сущностей)непознаваем..Осн. вопросы Канта: 1)Что я могу знать? 2)На что я могу надеяться? 3)Что я должен делать? Выделяет два вида априорных знаний: 1) чувственные (мы видим мир через сетку времени и пространства (это субъективные формы нашего бытия, они живут в нас, а мы не в них); 2)рациональные (логические) – категории, суждения, умозаключения. Как мы мыслим? Пришел к выводу что все мыслят по всеобщим правилам и законам. В основе знания лежат понятия, они даны априорно. Только человек способен к суждениям, на основе их мы делаем умозаключения.

16. Философская система и диалектика Г. В. Ф. Гегеля.

Фридрих Гегель (1770 – 1831) завершает развитие идеализма в немецкой классической философии.

Создал систематическую теорию диалектики - науки, основанной на логике, системе понятий, разуме «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Центральное понятие диалектики Г. В.Ф. Гегеля - развитие как характеристика деятельности абсолюта.

Логика – наука о категориях, в которых выражается абсолютная идея. Гегель выстраивает систему категорий:

  1.  Категория бытия > становление > наличное бытие (хар-ся категориями качества, количества и меры;
  2.  Сущность включает в себя аспекты тождества, различия, противоречия, противоположности.
  3.  Понятия. Здесь Гегель рассматривает понятия, суждения и умозаключения, категории субъективно и объективного.
  4.   Истина – саморазвитие идеи.

После саморазвития, инобытие идеи, природа.

Философия природы включает механику, физику и органическую физику. Здесь говорится о пространстве времени, движении, функциональных системах.

Философия духа – включает в себя учение о субъективном , объективном и абсолютном духе, т. е. об индивидуальном сознании, истории общества и общественном сознании.

Философия Гегеля оказала большое вляние на последующую философию, прежде всего учением о категориях диалектическими идеями.

 17. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Андреас Фейербах (1804 – 1872г) идея: в основу философии нужно положить реальное действительное бытие.

Фейербах большое внимание уделял религии. В основе религии лежит чувство зависимости человека – сначала от природы, затем от других людей. Он негативно оценивал религиозную веру. Он видит ее главный вред в том, что она учит страдать, терпеть.

Фейербах считает неестественной связь философии с религией, необходима связь философии и естествознание. В центре философии должен быть человек , таким образом новая философия станет антропоцентричной (человек в центре фил.). Человек должен рассматриваться в тесной связи с природой как своей основой.

Антропологическая философия должна рассматривать человека в единстве тела и души. Он подчеркивает связь чувственности и разума. Мышление существует как отражение бытия, копия следует за оригиналом, мысль за предметом. Отражая природу мозг как орган мышления все более включен в систему общения с другими людьми, только в общении человек развивается в физическом и духовном смысле.

Фейербах негативно оценивает диалектику.

В этике Фейербаха состоит позиции эвдемонизма – обоснования нравственности стремления к счастью.

18. Марксизм как учение о революционном преобразовании общества. 

Философия Марксизма является одним из главным направление философии XIXXXв. Карл Маркс и Фридрих Энгельс использовали социальные учения в области политической экономии и утопического социализма, современном им естествознании.

Маркс и Энгельс разработали материалистическое понимание истории. Они исходили из того, что основой общественной жизни, истории общества является труд, материальное производство. Маркс говорил: «Способ производства обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни . Общественное бытие определяет их сознание людей.

Исторический процесс деятельности людей, объективен и закономерен. Законы общества определяют в общих чертах тенденции развития общества, одним иэ этих законов яв. – соответствия производственны отношений характеру и состоянию производительных сил общества.

Маркс и Энгельс развивают теорию классов и классовой борьбы, теорию государства, социальной революции.

Еще Маркс подчеркивал что философия должна стать активной социальной силой. Чтобы философия стала действующей силой, она должна овладеть массами и , прежде всего, стать мировоззрением передового, прогрессивного класса., который способен повести за собой трудящиеся классы. Таким классом является пролетариат.

19. Историческое развитие философской мысли в России.

Русская Ф. возникла в 19в. Русская философская мысль длит время носила религиозный хар-р. Особенностью русской религиозно-философской мысли был то, что ее носителями были светские мыслители: Хомяков, Толстой, Достоевский, Соловьев. Светская мысль формировала христианскую Ф.В развитии русской Ф. основные периоды

1.1830-1840г –дискуссия между западниками(Чаадаев,Белинский, Герцен) и славянофилами (Киреевский,Хомяков),

2.конец 19 в, в центре философских дискуссий Соловьев, Достоевский,Толстой,

3.кон 19-нач 20-российская философская мысль достигла пика историч развития( Розанов, Булгаков)

4.период эмиграции-после 1917-завершение религиозно-философской системы, русская Ф. стала школой отечественной и мировой философской мысли. Особенности: Русская Ф. строила свои идеи о чел. И об-ве на основе русской худ. культуры.Русской Ф. был свойствен человекоцентризм или экоцентризм.

20. Современная западная ф-я:осн идеи постпозитивизма.

Совр.зап.ф- я-ф-кая мысль 19-нач.21в. Позитивизм – направление в философии, исходящее из «позитивного». Постпозитивизм – множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму). Основной идеей постпозитивизма является рациональный метод познания. Гл.цель - исследование развития научного знания. Представители: Карл Поппер(Думал что философия не имеет научного характера. Философия - осмысление роста научного знания), Томас Кун (осн идея- в развитии научного знания большую роль играет деят-сть научного сообщества и особую значимость имеют соц-ные и психологические моменты), Имре Лакатос (важно сравнивать теории друг с другом. Научные исследования, не сопровождающиеся изучением истории науки, ведут к одностороннему знанию, создают условия для догматизма).

Осн. черты данного течения:

г) отказ от каких бы то ни было жестких разграничений (демаркационных линий) — эмпирии и теории, науки и философии, науки и вненаучных форм знания и т. п., а попытки гибко сочетать их; д) стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных («нормальная наука»); е) анализ социокультурных факторов возникновения и развития науки; з)В наблюдении, измерении или эксперименте

В этом течении приоритетным для исследования становится разработка анализа и динамики научного знания. Развитие науки есть процесс смены связанных между собой теорий, который обусловлен самими правилами исследования. Рев-ции в науке, согласно идеям Куна, явл-ся сменой господствующей парадигмы (общей научной картины мира), происходящей вследствие «взрыва» изнутри старой парадигмы. Основным критерием научности теории новая философия считает принцип её проверяемости и опровержимости.

21. Основные идеи философии экзистенциализма.

Экзистенция - способ бытия человека. Впервые термин применил Серей Кьеркегор (1813-1855) - датский теолог, философ, писатель.

Экзистенциализм (от позднелат. - «существование») - философия существования, направление философии, возникшее в начале XX в. в России, после 1й мировой войны. Экзистенциализм - одно из самых иррациональных и пессимистичных философских течений, в котором, как в зеркале, отразилось общее мироощущение людей той эпохи. Черты менталитета той эпохи - Одиночество, индивидуализм, неприкаянность

Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо было разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. Центральным понятием учения является экзистенция — постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.

 Суть экзистенциалистского подхода: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляют лишь некоторую часть человека (не главную его часть). Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, к-рое характеризуется комплексом отриц-х эмоций - озабоченностью, страхом, сознанием приближающегося конца своего бытия. !!!Каждая личность- это некоторый поток переживаний, ее мироощущение, переживание своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима. Она может выражаться в человеческком творчестве, 2) человек внутренне свободен, но эта свобода связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.

Различают экзистенциализм: религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж, П. Сартр, А. Камю). Религиозный - единение с Богом. Реальный человек вынужден жить в обществе, подчиняться его законам. Это не подлинное существование.

22. Интерпретация текстов как объект фил-кой герменевтики.

Г. - искусство толкования текстов, символов. В.Дильтей под герменевтикой понимает науку о человеческом духе. Современная г.-направление в ф-фии, изучающее проблемы осмысления интерпретации и понимания в целом.Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером. Главная ф-ция герменевтики - в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого - через сочувствование, сопереживание. Ф-ция интерпретации состоит в том, чтобы научить понимать произведение искусства, его художественную ценность.

Изображая вымышленные события и миры, слова фразы выстраивают как взаимосвязи внутри мира. А поскольку процессы в реальности многомерны, то само сознание человеческое достраивает эти отношения и в мире вымышленном. Такая особенность мышления позволяет, например, истолковывать поведение персонажа,исходя из собственного опыта. Также человеку свойственно изображать свои представления на объекты, и на художественные образы. Интерпретация способна объяснять психологические особенности восприятия текста и то, как эти особенности проявляют сущностью текста.

Др. Греции, занимающимся обучением чтению и литературе, понимать было трудно, из-за их мифологического содержания. Использование методов герменевтики началось истолкования и понимания текстов самого различного содержания. Также выявились специфические правила их истолкования. Так возникала философская герменевтика, Потом появилась библейская экзегетика, истолкование текстов Священного писания. Позднее возникла юридическая герменевтика.

 23. Бытие как исх. Категория фил-кого понимания мира

Категория бытия описывается через ряд других понятий. Парменид- отец этого понятия (становление кат-ии начинается еще с милетской школы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их природные стихии в качестве первоначала), однако учение о бытии вводится в 1646 г. немецким ученым. Бытие, по Пармениду - означает то, что лежит за пределами видимого мира. Она понимается как абсолютное, вечное, неизменное, пребывает везде и во всем. Обращение к единому основанию мира и природа есть начало космополитизма: стала формироваться возможность рассматривать историю людей как всеобщую, а не локально-национальную.

Декарт сделал мысль бытием, но творцом мысли объявил человека, в отличие от Праменида. С 17-18 в. (материализм) бытие отождествляется с природой, с миром чувственно-воспринимаемых вещей и явлений; природа является гарантом самой себя.Различают бытие идеальное (воплощается в кат-ии сущности) и реальное (воплощается в кат-ии существования). Реальное бытие опиывается феноменами пространства и времени, субстанцией материи и несет в себе такие черты, как специфичность, неповторимость, индивидуальность; мир представлен многообразием единичных начал. Идеальное бытие - сущностная идея реального бытия. Это образы, установки и ценности.

 25.Бытие и развитие

Основные концепции развития Развитие - закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство. Развитие бывает экстенсивным, т.е. проявлением и увеличением уже имевшегося, или интенсивным, т.е. возникновением качественно новых форм. Также развитие бывает или экзогенным, т.е. ненастоящим, неподлинным, или эндогенным, т.е. настоящим развитием, источник которого находится внутри самого развивающегося. Кант развитие употребляет для объяснения космоса, Гердер-для объяснения истории культуры, Ламарк –специально для объяснения истории живых существ. В философии развитие означало саморазвертывание божественного в мире. В Ф. ХХв, считали необходимым сделать человека центром философии. Ведь сам человек есть, является бытием, при том бытием особым. . В концепции Хайдеггера критикуется традиционный подход к бытию, основанный на рассмотрении бытия как сущего, субстанции. Для него проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований человеческого существования. Самым важным выражением общечеловеческого способа бытия является страх перед ничто.Основу человеческого существования составляет его конечность, временность. Поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная хар-ка бытия. Французский экзистенциалист ЖП Сартр, противопоставляя бытие в себе, разграничивает материальное бытие и человеческое бытие.

Движение – в узком смысле-всякое изменение.

26. Сознание как особая реальность. Сознание и бессознательное.

Сознание - высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Сознание - это совокупность психических процессов, участвующих в освоении объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей.

Способ отношения человека к действительности- приобретаемый через общение с другими людьми. Через деятельность и язык, человек получает объективное знание о свойствах предметов мира. Активная жизнедеятельность человека направляется представлениями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием. Знания, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание.

Если бы человек только производил одну за другой логические операции, но на практике не ощущал, не чувствовал, не переживал бы постоянного соотнесения значения своих понятий с активными действиями , т. е. не обладал бы ни сознанием, ни самосознанием. И нельзя считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включены в сознание. Сознание, впитывая в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проект будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека.


27. Ф-кий смысл вопроса об искуственном интеллекте.

Интеллек - мышление, а также способ-ть рационального познания, напр: душевных способностей, как чувства, воля, интуиция, воображение и т.п. Платон определяет интеллект как то, что отличает человека от животного. Интеллект предстает как познавательная деят-ть любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке инф-ции и саморегулированию.

Человеческий интеллект- это структура умственные способ-сти индивида, связанная с рациональным познанием. Машинный интеллект - прежде всего искусственная система, имитирующая решение человеком сложных задач в процессе жизнедеятельности. В процессе превращения искусственного интеллекта выделяется три ключевые идеи:-представление о возможности окончательного рационального познания мира;-представление об объективном знании, независимом ни от человека, ни от человечества;-представление об объективности познания, совокупность процессов получения, передачи и переработки информации.

2 взгляда на проблему создания искусственного интеллекта - коннективизм и символизм - обогащающие друг друга в процессе своего развития. Коннективизм - искусств. интеллект понимается как процесс, возникающий при передаче инф-ции. Символизм -трактует искусств. интеллект как целенаправленную обработку инф-ции.

Осн. отличия естественного и машинного мышления. Функция мышления в случае машины сводится к логическому преобразованию знаков, знаковых структур и отношений между ними, представленных на специализированных языках в машинных программах и реализуемых электронными устройствами машины. В интеллектуальных механизмах выработки решений человека ведущую роль играют образные явления, интуиция. Посредством образов, как психических отображений объекта-источника, происходит регулирование решений и действий и превращение приобретенного опыта в творческую идею. Компьютеры же работают без таких образов. Мышление человека богаче его логической структуры, которая может быть воспроизведена в машинных процессах.

28.Познание как предмет фил-кого познания

Проблемы теории познания в наше время выступают в различных формах. Познание очень важно для человека, так как иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию. Но и «избыток» знания тоже может принести вред. Следует отметить, что многие глубокие проблемы гносеологии до настоящего момента не до конца выяснены.

Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности, а ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знания человечества образуют сложную систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. Термин «знание» обычно употребляется в трех смыслах: способности, умения, навыки,

Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.

29.Философская концепция истины

Проблема истины (достоверного, правильного) была осознана Древней Греции. Все гносеологические проблемы находятся вокруг проблемы истины , касаясь или средств и путей достижения истины , или форм ее существования, или форм ее реализации, все они в той или иной мере конкретизируют и дополняют эту ключевую проблему.

Имеются разные понимания истины. Выделяют три концепции истины в современной философии:

*концепция соответствия (корреспонденции) - « Истина - это соответствие знаний действительности»;

*концепция когеренции - « Истина - это св-во самосогласованности знаний»;

*концепция прагматичности, понимаемая двояко - « Истина - это полезность знания, его эффективность»;

« Истина - это опытная подтверждаемость».

Современное понимание истины предполагает диалог разл. фил-ких концепций и синтез наиболее плодотворных идей в контексте современных представлений науки и культуры. Классическое понятие истины сформулировал Аристотель: считая истинность не свойством вещей, а свойством представлений и суждений, он определяет истинность как соответствие мнений, утверждений с действительностью. Истина понимается как знание, соответствующее действительности, причем хар-р и степень этого соответствия изменяются в опр-ных пределах, уточняются в связи с прогрессом науки и практики. Признание объективности истины - одно из принципиальных положений материалистической теории познания. Оно означает признание в развивающемся знании такого содержания, к-рое, будучи верным отражением объективной действительности в сознании субъекта, от самого субъекта не зависит, не зависит ни от человека, ни от человечества.

30. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить 2 основных. Первый— материально-технический — производство средств к жизни, труд, практика. Второй-духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания . Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное .

Особенности научного познания: 1. Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных). Сущность- достоверные факты.. 2. Цель НП — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. 3.Ориентация науки на изучение объектов, их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет одну из важнейших особенностей научного познания . 4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или — что более характерно — искусственном. 5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое “ научное оборудование”. 6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений.

31.Научные методы эмпирического и теоретического исследования.

Признаки эмпирич. познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация. Основные методы : 1. Наблюдение. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различ-ми приборами и др.технич. устр-вами. 2. Эксперимент. Осн. особ-ти эксперимента: а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту исследования , вплоть до его изменения и преобразования; б) контроль за поведением объекта и проверки результатов; 3. Сравнение . 4. Описание. 5. Измерение.

Среди научных методов теоретического исследования выделяют формализацию, аксиоматический метод и гипотетико-дедуктивный метод. Формализация - это отображение содержательного знания в знаковой форме. Аксиоматический метод - способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях - аксиомах, потом выводятся теории. Гипотетико-дедуктивный метод - связанные между собой гипотезы, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Гипотеза исследования - это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого явления или о характере связей между его компонентами. => эмпирический и теоретический уровни исследования различны:1. способов познават. активности; 2. хар-ром научных результатов. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность: организуются наблюдения, эксперименты, описание экспериментальных данных, их классификация, первичное обобщение. Теоретическое познание - это существенное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы и др. Оба эти уровня связаны. В эмпирическом познании преобладает чувственный аспект, в теоретическом - рациональный. Их соотношение находит свое отражение в методах , используемых на каждом этапе.

32. Профессиональный долг и моральная ответственность ученого.

Социальные ценности в науки укореняются через убеждения ученых. Многие ученые готовы все сделать ради денег, а многие не хотят делать зла для народа. Сама наука в своих возможностях исходит из различных ценностных ориентаций. Не только человек зависит от природы, но и природа зависит от человека..

Совокупность научных ценностей называется этосом науки - это комплекс знаний, предписаний и обычай, ценностей обязательных для ученых.Это:1) Научная добросовестность - стремление к достижению истинного знания;2) Ответственность;3) Порядочность;4) Честность. Совокупность этих принципов создает направленность на получение истинного знания.Ученые не вмешиваются в реигию, этику политику, а политики не встирают в науку.

Наука опирается на ценностные суждения. Социальная ответственность ученых реализуется во взаимоотношениях науки и общества Из за научно-технических достижений появилась угроза будущему человечества, в результате - загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов .Можно сделать вывод, что социальная ответственность ученых не есть что-то внешнее по отношению к научной деятельности. Напротив, ценностные и этические основания - неотъемлемая часть научной деятельности, которая ощутимо влияет на проблематику и направления исследований.

33. Научно технический прогресс, его соц-ные и гуманитарные последствия.

НТП-использование передовых достижений науки и техники, технологии в произв-ве с целью повышения эффективности и кач-ва производственных процессов, лучшего удовлетворения потреб-ти людей. Новая техника многократно увеличила силы человека, открыла путь применению научных знаний в производственных процессах. Последствия:(гуманистические):-загрязнение атмосферы, почвы,воды;-проблема озонового слоя, кислотных дождей;-проблема термоядерной войны,;исчерпаемости природ. ресурсов; (социальные):-комп. оказывает пагубное воздействие на здоровье и психику людей; Возрастающий разрыв м/у уровнями технологии и нравственности, к-рый угрожает человечеству порабощением со стороны безличной Мегамашины.

34. Эстетические ценности. Проблема эстетического воспитания личности.

Эстетические ценности - ценности постижение мира в процессе деятельности человека (прежде всего в искусстве). Выделяют объективное содержание эстетической ценности и ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей. Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов (например, пейзаж), самого человека, а также духовные и материальные объекты, созданные в виде произведений искусства. Эстетические ценности помогают человеку размышлять и самоопределяться. Эстетическое воспитание- это процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать худож-ные ценности . Основные положения, говорящие о сущности эстетического воспитания:1. Это процесс целенаправленного воздействия; 2. Это форм-вание способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее; 3. Задача эстет. воспитания - форм-ние эстет-ких вкусов и идеалов личности; 4. Это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Так три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эстетику быта средством эстетического воспитания.

35. Морально-нравственные ценности.

Проблема формирования и обновления морально-нравственных ценностей.

Мора́ль - принятые в общ-ве представления о хорошем и плохом, а также совокупность норм поведения. Нравственные (моральные) ценности - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни(честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм). Нравственная культура формируется всем укладом его жизни. Осн.социокультурные условия, обеспечивающие процесс обретения нравственной культуры:1.Семья: Все наиболее важные жизненные ценности личности закладываются в отчем доме важно только, чтобы поступки ребенка оставались не незамеченными для родителей. Вовремя среагировать на них, участливо и ненавязчиво подкорректировать, дать адекватную оценку в случаи необх-ти - значит на деле участвовать в нравственном воспитании подростков; 2.работа общеобразовательной школы; 3.Социокультурнаясреда за пределами семьи и школы (общ-ные и гос-ные учреждения - дома и дворцы культуры, библиотеки, театры и музеи, спортивные сооружения, объединениях художественного и технического творчества и т.п); 4.Самовоспитание

Формирование ценностных ориентаций - это длительный и сложный процесс, происходящий под воздействием непосредственного соц-ого окружения и общих соц-ных условий. Таким образом, ценностные ориентации отдельной личности представляют собой специфическое сочетание общ-ных ценностей, к-рые человек усваивает из общ-ного сознания. Сегодняшнее общ-во переживает духовный кризис. Наблюдается заметное понижение уровня нормативной культуры в общ-ве: всё большее число различ. явлений общ-ной жизни, ранее выходивших за рамки соц-но- нормативной системы, стали считаться нормальными, допустимыми. Тенденция- невостребованность высокой культуры, господство в общ-ве материальных ценностей. Прежде всего, это проявляется в оценке подростками различных форм досуговой деятельности, в низком качестве их худ-ных предпочтений. Роль СМИ в соврем. жизни достаточно значима. В сегодняшней соц-но-экономической ситуации с особенной остротой актуализируются общечеловеческие нравственные ценности: совесть, добро, справедливость, милосердие, челов. достоинство. Особенно важными воспитательными направлениями выступают: форм-ние патриотических чувств, нац-ного самосознания, эстетическое воспитание учащихся средствами отечеств. худож-ного наследия. Культурная неосведомленность непосредственным образом влияет на массовое, в том числе и полит. сознание молодежи.

37. Аксиологический релятивизм и общечеловеческие

Общечеловеческие ценности — это общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. Общечелове́ческие це́нности — теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Релятивизм - убеждение , что нет единой истины, одинаковой для всех людей, а есть множество истин, удобных, полезных и убедительных для одних лиц и групп, но неприемлемых для других. Сторонники аксиологического релятивизма придерживаются точки зрения, что разнообразие индивидуального поведения в одних и тех же условиях, и различные оценки одного и того же поведения различными индивидами связано с различием в упорядочении индивидуальных предпочтений. Аксиологический релятивизм рассматривает различие стандартов ценности как данность. Аксиологический релятивист выводит различие поведения и различие оценок поведения из основополагающих аксиом ценности.

38 Чувства, разум и воля как осн сущностные силы человека. Отличительными признаками истинно человеческого в человеке Фейербах считал разум, волю и чувства (сердце): в мышлении, воле и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека и цель его существования. В соответствии с принципами антропологической философии Фейербах объяснял различные явления, в том числе и религию. По его мнению, искусство, религия, философия и наука суть проявление или развитие человеческой сущности. Религия выражает существенное отличие человека от животного: у животных нет религии. Религиозный объект человека представляет собой его же объективную сущность, а, значит, сознание Бога есть самосознание человека, познание Бога — самопознание человека. С точки зрения Фейербаха, сущность человека обрадуют разум, воля и чувства, постольку и сущность религии составляют эти свойства, но предстающие в качестве объективированных. Человек не может допустить, представлять, мыслить другую духовную сущность, другой разум, кроме того, который светится и проявляется в нем. Он может только вынести разум , пределы своей индивидуальности. “ Воля, абсолютная и неограниченная, реализуется в творении, в нем человек утверждает божественность воли.

39. Проблема смысла жизни.

Суть проблемы показывается в вопросе "Для чего жить?". Как пишет Камю, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить Главные цели смысла жизни: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья. Есть сторонники утилитаризма и прагматизма. Утилитаристы считают что достижение выгоды, пользы и составляют смысл жизни. Прагматисты утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства. Материалисты думают смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его способностей и потребностей. Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Представления о смысле жизни меняется в зависимости от условий бытия человека, его возраста. Как писал Трубников «Только мы и никто другой» определяем свою сущность. Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя. Эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

40. Свобода и ответственность человека.

Новая этическая идея связана с проблемой соотношения свободы и ответственности личности. Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли «налаживает» на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней отвеств-тью. В праве свобода связана не просто с отвественностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой отвественности - степени вменяемости или невменяемости поступка. Ожесточенные споры, ведущиеся вокруг проблемы свободы со времен Античности, в XX в. приобрели особую остроту. Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю.

В истории философской и богословской мысли понятие свободы воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответственностью за свои деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения. Проблема свободы воли тесно связана с вопросами о моральной ответственности, и потому она встает перед многими людьми. Ответ-сть - саморегулятор деят-ти личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответ-сть предполагает наличие у чел. чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоупр-ние. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответст-стью, но и с умением человека сделать правил. выбор, с его мужеством и с рядом др.факторов.

41. ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ И САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА.

Общество – Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов. Рассмотрение общества как системы означает 1) Необходимость дать его структурно-функциональный анализ.2) Рассмотреть его как динамическую саморазвивающуюся систему . Система - есть совокупность элементов, нах в отношениях и связях друг с другом, к-рая образует определенную целостность единства. Структура- совокупность устойчивых связей О, обеспечивающих его целостность. Охарактеризовать общество как саморазвивающуюся целостную систему - значит выявить в ней самой предпосылки к развитию, а также то, что общество не является простой суммой индивидов, а есть новая качественная определенность для которой характерно подчинение объективным законам развития общества. Факт, что общество есть другая качественная определенность нежели чем простая сумма отдельных людей не вызывает сомнения. А источники развития общества следует искать в противоречиях таких например, как противоречие производительных сил и производственных отношений, в противоречиях надстройки и базиса в общественно – экономических формациях. Рассмотрение общества как системы предполагает выявление элементов этой системы, ее первокирпичиков. Таким первокирпичиком является человек и его деятельность. Сферы жизни общества суть эконом, социальн, полит, духовная. Эти сферы существуют в любом обществе. Они в свою очередь могут делиться на составные, к-рые также делимы. Выделив эти основные сферы и продолжая раскрывать их дальше, получим полный структурный анализ. Функциональный анализ раскрывает назначение одного из элементов по отношению к другому и к системе в целом, раскрывает зависимость изменений одного элемента от изменений в другом элементе.

42. СВОБОДА И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК

Вопрос об отношении свободы человека и общественного порядка также древен как сама философия. Рассматривая свободу как проявление человеческой воли, зарождавшаяся философия высшей ценностью считала общественное устройство, поскольку оно рассматривалось как необходимое звено космического порядка. Свобода и порядок вплоть до настоящего времени рассматриваются как оппозиционные способы бытия человека. Признание и обоснование их принципиальной несовместимости в общественной жизни является необходимым теоретическим положением практически всех социальных учений с античности и до настоящего времени. Новый этап в осмыслении соотношения свободы и порядка начинается со Спинозы, который придает свободе онтологический статус. «Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости собственной природы и определяется к действию только сама собой».Порядок в обществе есть творение экзистенции (свободного способа бытия человеческой личности человека). Но, будучи результатом свободной экзистенции, социальный порядок извращает существо человека, делает его совместное бытие с другими несобственным. Таким образом, провозгласив принципиально новый взгляд на человеческое существование, экзистенциализм все же не смог преодолеть оппозицию свободы и порядка. Проблема соотношения свободы и социального порядка ставилась и решалась как проблема соотношения собственного и несобственного бытия человека. свобода и социальный порядок имеют единую природу и единый источник. Человек свободно творит порядок, который ограничивает его свободу.

43 Взаимосвязь общества и природы.

Природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества. Человек –природное существо в силу своего происхождения. Общество – это обособившаяся от природы часть окружающего мира. Обособление человека от природы приобретало постепенно значительный хар-р. Таким образом, человеческое общ-во выступает в кач-ве творца, преобразователя окружающего мира, создателя культуры. Культура в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком «вторая природа», без которой он не мыслит своего существования. Природа развивается по своим собственным, не зависимым от человека и общества законам. Вторгаясь в мир природы, обустраивая этот мир для себя, человек может поставить под угрозу само свое существование, забыв о своем тесном единстве с природой. Сегодня человечеству важно осознать неразрывную связь природы и общества. В настоящее время перед человечеством стоит очень сложная задача – обеспечить совместную эволюцию общества и природы, но для этого необходимо нравственное, ответственное отношение к природе..Человек существует не сам по себе, а благодаря природе, и должен обеспечить такую орг-цию общ-ной жизни, при к-рой возможно гармоничное развитие общ-ва и природы.

44.Экологические проблемы совр-ти: состояние и перспективы.

Экология — это состояние дома, в котором мы живём . Экологические проблемы России в основном не отличаются от известных мировых проблем: изменение климата, в том числе ослабление озонового уровня; загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков и ядовитых веществ; загрязнение океана тяжелыми металлами и химическими соединениями; истощение и загрязнение поверхностных вод и почвы; сокращение площади лесов; снижение способности природной среды к самоочищению и самовосстановлению; образование возбудителей новых заболеваний растений, животных и человека. Экол.состояние нашей планеты ухудшается,содержащиеся вредн.вещ-ва в атмосфере воздействуют на чел.организм, что проявляется в ухудшении общего состоянияздоровья.Пром-ные предприятия и транспорт-выбросы-повышение риска ранней смерти. Смог в крупных пром-ных городах.Пути решения Проблема сохранения здоровья является самой приоритетной из всех глобальных проблем об-ва. Активная деятельность в области приоритетных направлений устойчивого развития, реализуется в рамках государственных программ и организаций, и различных некоммерческих организаций, таких как "Центр экологической политики России", некоммерческое партнерство "Здоровое питание — здоровье нации".


45. Техника как специфическая форма культуры.

Культура-исторически определен. уровень развития об-ва и чел, выраженный в конкретных типах и и формах организации и деят-сти, в матер и духов ценностях. Техника – рез-т встречи человеческого разума с природой. Техника возникает благодаря человеку, который с ее помощью решает задачи своей жизни. Но и человек формируется и развивается благодаря созданию техники. Человек не мог бы существовать без техники. Техника не только играет служебную роль в обеспечении человеческих потребностей: она создает новые потребности. Техника действует в «многомерном» пространстве жизни, которое охватывает «трехмерное» пространство культуры и простирается далеко за рамки последнего. Но вместе с тем она выступает также как часть культуры и важнейший фактор ее развития. Во-первых, техника образует культурную среду обитания человека - ту искусственную, артефактную «вторую природу», В которой люди живут и которая является «материальным телом» культуры. Во-вторых, она представляет собою средство приложения достижений культуры (главным образом, науки) к решению материальнопрактических задач общественной жизни, т. е. способ ответа культуры на «социальный заказ» со стороны общества. В-третьих, она создает инструментарий культуры - средства и способы деятельности в сфере культуры. В-четвертых, она выступает как культурный код - как одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации. Таким образом, технику можно рассматривать не только в прагматическом, но и в информационно-семиотическом аспекте - как форму получения, хранения, обработки и использования информации, форму культуры, занимающую свою нишу в культурном пространстве.

46.Человечество перед лицом глобальных проблем

Глобальные проблемы - это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации и дальнейший соц-ный прогресс человечества. Они многообразны. Глобальные проблемы: -прекращение стремительного роста населения, а также преодоление демографического кризиса. Истощение природных ресурсов; Загрязнение окружающей среды; -предотвращение термоядерной войны, ; ;-своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно-технической революции и рациональное, эффективное использование ее достижений на благо общества и личности. Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком кризиса цивилизации и это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально технической цивилизации, идейно-мировозренчески восходящей к греческой культуре. Одновременно этот кризис касается и современного человека вообще, способа его самореализации, ибо все страны мира, все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно развитых стран Западной Европы и США, стремяться идти по их пути. Другого способа успешной самореализации современный человек не знает. Вот почему можно сказать, что современный человек, способ его бытия находятся в глубочайшем кризисе.

47. Постиндустриальное общ-во:состояние, проблемы, перспективы.

Постиндустриальное общество-. обозначение новой стадии общественного развития, научно-технического прогресса. В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг, ценными качествами работника являются уровень образования, профессионализм и обучаемость. Развитие постиндустриального общества непрерывно связано с процессом «стирания граней», разделяющих классы, расы, нации, пол и государства. Независимость, традиционный жизненный уклад, мировоззрение и культуру. Непременными спутниками постиндустриальных государств являются высокий уровень безработицы и демографические проблемы, усиление нагрузки на трудоспособное население. Россия находится на уровне индустриального государства, отстающего от постиндустриальных государств в первую очередь по уровню развития и экспорту высоких и информационных технологий, но значительно опережая постиндустриальные страны в экспорте сырья, в том числе невосполнимых природных запасов (металлы, нефть, газ).

48. Информационные технологии и способность к универсальной коммуникации.

Технология означает определенный комплекс научных и инженерных знаний, воплощенный в способах, приемах труда, наборах производственно-вещественных факторов производства. Информационные технологии нельзя более рассматривать как нечто принадлежащее исключительно миру техники, ибо они настолько глубоко проникли в жизнь людей, вплелись в саму ткань ее повседневности, что вычленить их из общего мировоззренческого и культурологического контекста уже не представляется возможным. Изменения наиболее адекватно отражены в постмодернистской философии, задача которой заключается не только в деконструкции основных категорий предшествующей европейской философской мысли, но и в формировании основных мировоззренческих принципов. Особую актуальность рассмотрение информационных техн.обретает применительно к реалиям современной России, которая, активно включается в глобальное информационное пространство, развивая и осваивая новейшие телекоммуникационные технологии, решая проблемы свободы в сфере распространения информации, регулирующую информационную деятельность и т.п. Язык и речь обеспечивают коммуникацию. Коммуникация играет важную роль в становлении сознания. В процессе коммуникации человек устанавливает осмысленные и интуитивные связи, тем самым выстраивая модель взаимосвязи и взаимопроникновения сознания – поведения-деятельности.

49. Факторы единства культур и их взаимодействие.

Взаимодействие культур, их диалог - благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур может носить ограниченный характер в поле межэтнической напряженности данных народов, носителей данных культур. По Данилевскому культуры развиваются обособленно и изначально враждебны друг другу. В основе всех этих различий он видел “дух народа”. “Диалог - это общение с культурой, реализация и воспроизводство ее достижений. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности. Диалог культур может выступать как примиряющий фактор, так и предупреждающий возникновение войн и конфликтов.

50. Толерантность, диалог, взаимопонимание между людьми как условие сохранения человеческой цивилизации.

Толера́нтность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Толерантность заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Диало́г — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) в разговоре между двумя и более людьми; — в философском и научном смыслах — специфическая форма и организация общения, коммуникации. Понима́ние — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52277. Уроки державної мови 5.42 MB
  Ось що радить доктор філологічних наук Світлана Єрмоленко. У мовній практиці часом використовують ці лексеми як взаємозамінні. Але взаємозамінність у термінологічних висловах – річ небажана, і зрештою в кожному конкретному звороті утворюється якесь одне термінологічне слово, а інші, якщо вони не мають додаткових значеннєвих відтінків, виходять із літературно-нормативного вжитку.
52278. Бабуся – берегиня нашого роду 117 KB
  Та запросили у гості сьогодні тих людей яких обєднує не вік а високе почесне звання бабуся Ми зібралися великою родиною щоб вітати й вшановувати найрідніших найближчих нам людей. Що в мене є бабуся. Учитель: Так кого ж ми називаємо таким теплим іменем бабуся Діти відповідають а вчитель їх підводить до висновку що це мати мами або...
52279. Жизненная сила музыки И.С. Баха 69 KB
  Баха Цели и задачи урока: Закрепить понятие полифония на примерах вокального инструментального и произведения изобразительного искусства; Определить особенности содержания музыки И. Баха; Формировать: представление о стилистических особенностях музыки И. Баха понятие Сюита навыки хорового пения. Баха иллюстрации по теме урока стихи и высказывания по теме урока нотный материал.
52280. Бактериологическое оружие и его поражающие факторы 50.5 KB
  11й класс Цели: Познакомить учащихся с видами поражающими факторами бактериологического оружия. Обучить способам защиты от бактериологического оружия. Учебные вопросы: История применения бактериологического оружия. Краткая характеристика бактериологического оружия и его боевых свойств.
52281. Злочини бактерій проти людства 68 KB
  Характеристика холери менінгококової хвороби дифтерії туберкульозу сифілісу. Стан захворюваності на туберкульоз в Україні. Обладнання: ПК; мультимедійний проектор; презентації: Хвороботворні бактерії: вчора і сьогодні Туберкульоз підступний вбивця Профілактика бактеріальних хвороб ; оцінювальні завдання; слайд із відповідями на завдання; виставка газетбюлетенів: Кишкові інфекції Туберкульоз підступний вбивця Імунітет на сторожі здоров’я . Фтизіатри з’ясувати особливості збудника туберкульозу причини поширення...
52282. Випускний вечір 88 KB
  Веселинівської районної ради Миколаївської області Випускний вечір 2011 Звучать фанфари на сцену виходять ведучі Ведучий. Ведучий. Ведучий. На сьогоднішнє свято запрошуємо тих хто впродовж одинадцяти років вів винуватців сьогоднішніх урочистостей нелегкими стежками шкільних наук ті хто вчив читати і писати відкрив чудесні світи літератури та точних наук наші вчителі звучить музика виходять вчителі Ведучий.
52283. Осінній бал. Поетично – музичний вечір присвячений посвяті учнів 9 класу в старшокласники 54 KB
  Осінь нам дарує радість й спокій І чарівних квітів розмаїть Осінь – це пора прекрасних років Коли в повну силу треба жить В. Осінь уже не щедра на квіти. Вишиває осінь на канві зеленій золоті квітки Квіти оживають і з дерев спадають жовті ягідки. Вишиває осінь на канві зеленій золоті квітки В.
52285. ВИПУСКНИЙ БАЛ «ПРОЩАВАЙ ПОЧАТКОВА ШКОЛО! 67 KB
  Лунає музика для вас В садах бузок зацвів для вас І сонця промінь теж для вас Мої малятадружній клас Ми всі чекаємо на вас. Учні входять під музику до зали Учні по черзі Доброго днядорогі батьки вчителігості Ми раді вас вітати у цьому затишному залі. Сьогодні вас називають таким вагомим словом випускники. 1: Ми всі раді вас вітати На нашому сімейному святі.