49016

Информатизация образования в школе

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Не менее важна задача обеспечения психолого-педагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования новых информационных технологий в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.

Русский

2013-12-19

2.9 MB

45 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 12

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра информатики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по специальности 050202.65«Информатика»

на тему:

«Информатизация образования в школе»

Выполнил:

студент 4 курса группы И-09-2 Терехов В.В._______________________

Проверил:

Научный руководитель: ст. преп. Дитяткина О.Н._______________________

ЛИПЕЦК 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

ГЛАВА 1 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ…………..………………..5

1.1 Информатизация образования - часть информатизации общества…5

1.2 Информатизация современного образования…….……………........12

1.3 Проблемы информатизации образования на современном этапе…19

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ  В ШКОЛЕ…………………………….…………..….24

  1.  Организация уроков с использованием ЭОР………………………...24
    1.   Планы-конспекты уроков с использованием ЭОР…………….…....25
    2.   Тестирование, разработанное в HTML…………...………...……….46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..………..……………….....………....48

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………..………………49

ПРИЛОЖЕНИЕ ……..…………………………………………….…….………50

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………..………..54

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………57

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях развивающегося информационного общества усиливается влияние информационных технологий, происходит дифференциация образовательных форм, а информация выступает в качестве основного компонента обучения и самообразования личности. Информатизация образования способствует подготовке граждан к жизни и профессиональной деятельности в новых общественных условиях, интеграции российского образования в глобальную образовательную систему и характеризуется, с одной стороны, необратимостью, а с другой наличием социальных и социокультурных барьеров на пути информатизации образования.

Первые шаги в области информатизации образования были сделаны в нашей стране в 1985 году, когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники.

Таким образом, возникает проблема, заключающаяся в выявлении уровня информатизации образования в современной школе.

Объектом исследования является информатизация образования.

Предметом исследования – электронные образовательные ресурсы.

Целью данной курсовой работы является выявление необходимости информатизации образования в современной школе и разработка уроков с использованием ЭОР.

Для достижения поставленной цели  были выдвинуты следующие задачи:

1. Ознакомиться с теоретической литературой о информатизации образования.

2. Рассмотреть информатизацию общества и образования.

3. Определить уровень информатизации в современных школах.

4. Выявить проблемы информатизации образования.

5. Познакомиться с проведением уроков с использованием электронных образовательных ресурсов.

Содержание работы определило ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования.

В первой главе «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»  рассматривается информатизация образования, как часть информатизации общества, информатизация образования в современной школе, проблемы информатизации образования.

Во второй главе «МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ШКОЛЕ» на основе особенностей проведения уроков информатики с использованием ЭОР рассматриваются примеры планов-конспектов уроков, разрабатывается тестирование для школьников в html.

Список литературы содержит 30 источников.

В приложении приведены презентации к планам-конспектам и текст программы разработанного тестирования.

ГЛАВА 1.  ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

  1.  Информатизация образования - часть информатизации общества.

Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующими видами деятельности в сфере общественного производства являются сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает: а) активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов; б) интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности; в) высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Нормативные документы по информатизации образования:

- Гражданский кодекс РФ. Статья 1280. Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных. Декомпилирование программ для ЭВМ (там же о копировании дисков)

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. Мероприятие 9. Создание единой информационной системы сферы образования

- Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2012 г. N 343 "Об утверждении правил размещения в сети интернет и обновления информации об образовательном учреждении"

- Письмо Министерства образования и науки РФ "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием" от 24 ноября 2011 года № МД-1552/03.

Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, который развивается на основе реализации возможностей новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая том самым синергизм педагогического воздействия.

Перспективными направлениями являются направления развития  педагогической технологии, использующей возможности современных средств работы с аудиовизуальной информацией, способствующей реализации интенсивных форм и методов обучения в целях развития личности обучаемого, формирования творческого подхода к самостоятельному приобретению знаний.

Ускорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных  устройств, программного управления, роботов поставило перед современной педагогической наукой важную задачу - воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи - выполнение социального заказа общества - коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно-вычислительной техникой, так и от готовности обучаемых к восприятию  возрастающего потока информации, в том числе и учебной[25].

Широкое использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. Для реализации этой цели становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию средств новых информационных технологий для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого.

Не менее важна задача обеспечения психолого-педагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования новых информационных технологий в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.

Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями индивида к самоопределению и самовыражению в условиях современного общества этапа развития информатизации. Обратим внимание на наиболее значимые, с позиции дидактических принципов, методические цели, которые наиболее эффективно реализуются с использованием современных программно аппаратных средств: индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности); осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев) по результатам обучения (учебной деятельности) и оценкой результатов учебной деятельности; осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки учащихся, высвобождение учебного времени за счет выполнения на ЭВМ трудоемких вычислительных работ и деятельности, связанной с числовым анализом.

Информатизация образования — часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва или революции с середины XX века, что дает основание характеризовать современное общество как информационное. Это значит, что во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и использования. Информация становится научной и философской категорией наравне с такими категориями, как время, энергия, материя...[10]

Рост потребности в информации и увеличение потоков информации в человеческой деятельности обуславливает появление новых информационных технологий (НИТ) — применение электронных средств для работы с информацией, наряду с традиционными информационными технологиями, в которых используются традиционные носители информации. Информатизация образования — комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. Теоретической основой информатизации образования является в первую очередь информатика, затем кибернетика, теория систем и, конечно, дидактика. Информатика, как известно, — отрасль знаний, изучающая производство, переработку, хранение и распространение информации в природе, обществе, техносфере[14].

Проникновение в образование новых информационных технологий заставляет посмотреть на дидактический процесс как на информационный процесс, в котором происходит получение информации учащимися, ее переработка и использование. Программированное обучение и вслед за ним технология обучения показали, что учение, понимаемое как процесс переработки информации, может быть строго управляемо, подобно процессам в сложных системах, которыми занимается кибернетика. Поэтому информатизацию образования следует рассматривать не просто как использование компьютера и других электронных средств в обучении, а как новый подход к организации обучения, как направление в науке,' которое ученые называют педагогической информатикой. Информационный подход к обучению ставит перед дидактикой и в целом перед педагогикой ряд проблем.

Так, например, возникает вопрос о формах представления знания в учебном процессе, имеются в виду и традиционные тексты, наглядные материалы, и новые формы, создаваемые по аналогии о информационными: текст, деленный на блоки, или иначе структурированный, тезаурус, фрейм (что-то вроде опорного сигнала В.Шаталова[30]), дерево понятий (что-то подобное графам в информатике), гипертекст и другие. В свою очередь формы представления знаний обуславливают поиски средств их представления в дидактическом процессе и методов по переработке информации, то есть учебно-познавательных операций, методов учения и преподавания. А ведь эти и другие вопросы суть основные вопросы дидактики.

Кроме того, возникает ряд общепедагогических и социально-педагогических проблем или аспектов информатизации образования. Появился термин "визуальное образование", который означает, что в обучении изображение, образ, модели, знаки будут играть все большую роль, оттесняя привычные тексты. Работа со знаками и знаковыми системами, перевод из одной знаковой системы в другую, кодирование и декодирование — эти и другие процедуры должен уметь делать человек информационного общества. В связи с этим возникает вопрос об информационной культуре личности, под которой понимают наличие знаний в области информации и умения работать с информацией. Информационную культуру личности, считают ученые, надо формировать в школе. Поэтому во второй половине XX века в педагогике формируется направление -медиа-образование, которое исследует вопрос об изучении школьниками средств массовой коммуникации. Главные задачи медиа-образования ученые понимают так: подготовить школьников к жизни в информационном обществе, сформировать у них умения пользоваться информацией в различных видах, владеть способами общения с помощью информационных технологий и средств, то есть осуществлять коммуникации, осознавать последствия воздействия на человека средств информации, в особенности средств массовой коммуникации.

В отечественной педагогике было и имеется нечто близкое к медиа-образованию в отдельных школах в виде обучения киноискусству, журналистике, аудиовизуальной культуре. Можно сказать, что информационной культуре наши школьники обучаются самостоятельно, работая с домашними электронными средствами.

В СССР, а затем и в России была разработана и осуществляется концепция информатизации образования. Основные ее положения сводятся к следующему. Определены главные цели и направления научной и практической работы:

-освоение и внедрение новых информационных технологий в обучение, воспитание и управление образованием на основе исследовательских работ по дидактике, информатике;

-формирование информационной культуры школьников, то есть информационных знаний, умений учиться с помощью компьютера и других электронных средств, элементарных умений программировать;

-изменение методов, форм и содержания обучения в связи с проникновением, а учебный процесс информационных технологий;

-подготовка учителей к осуществлению обучения в условиях работы с электронными средствами.

Можно видеть, во-первых, что информатизация образования затрагивает такие важные компоненты образования, как цели и содержание. Одним из главных компонентов, составляющих модель выпускника школы и вуза, становится информационная культура. Это требует не только введения специальных предметов в школе и вузе, но и пересмотра содержания традиционных школьных дисциплин; и характер этих изменений пока еще не ясен ученым.

Во-вторых, использование в учебном процессе автоматизированных обучающих систем и других технологий ведет к пересмотру методов и форм обучения в школе, к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения, а также к новому взгляду на процесс обучения с точки зрения психологии.

В-третьих, информатизация образования предполагает, прежде всего разработку учебного обеспечения дидактического процесса на основе новых и традиционных информационных технологий. Следует знать, что новые информационные технологии о образовании включают а себя три составляющие: технические устройства, программное обеспеченна и учебное обеспечение. К современным техническим устройствам, кроме компьютера, относятся принтер, модем, сканер, теле и видеоаппаратура, устройства для преобразования информации из одной формы в другую и пр. Поскольку компьютер является основой информационных технологий, часто информатизация образования понимается как компьютеризация обучения, то есть использование компьютера как средства обучения и шире -многоцелевое использование компьютера в учебном процессе. (М.В Лейбин [8])

Второй составляющей информационных технологий являются программы, управляющие работой на компьютере, обслуживающие эту работу. Третьей и самой главной составляющей информационных технологий с позиций дидактики является учебное обеспечение, это, по существу, особый класс программ — обучающие программы, обучающие системы. Собственно они и задают, определяют процесс, технологию компьютерного обучения. Они все время совершенствуются специалистами.  В настоящее время имеются базы и банки данных, гипертекстовые системы, созданные специально для обучающих целей. Среди обучающих систем наиболее распространены такие: для тренировки умений и навыков; тренировочные; для формирования знаний, в том числе научных понятий; программы по проблемному обучению; имитационные и моделирующие программы; дидактические игры.

К наиболее сложным программам относятся интеллектуальные (в том числе экспертные) обучающие системы. Их особенность в том, что они диагностируют учащегося и составляют историю его обучения, модель конкретного ученика, и предлагают на этой основе индивидуальную программу обучения.

Таким образом, информатизация образования ведет, как было сказано, к изменению существенных сторон дидактического процесса. Изменяется деятельность учителя и ученика. Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях и другое. Учитель также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать учащихся, следить динамику обучения и развития ученика. Следует сказать, однако, что масса учителей не готова к переходу от классно-урочной формы обучения и от объяснительного традиционного обучения к использованию информационных технологий в образовании. Электронная техника пока используется в основном как вспомогательное средство обучения.

1.2 Информатизация современного образования.

Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация. Начавшись в 70-х годах прошлого столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время этот процесс охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере. Эти изменения столь масштабны и глубоки, а их влияние на жизнедеятельность общества столь значительно, что можно вполне обоснованно говорить о формировании на нашей планете принципиально новой информационной среды обитания — автоматизированной инфосферы.

 Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является переход от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания. Научно доказано, что информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, посколь-

ку именно в сфере образования  подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым также предстоит самим жить и работать в этой новой среде.

 Первые шаги в области информатизации образования были сделаны в нашей стране в 1985 году, когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В общественное сознание начало входить новое понятие «компьютерная грамотность». Оно означало владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.

 Пять лет спустя была разработана и опубликована Концепция информатизации образования, которая определила основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества.

 В Концепции подчеркивалось, что информатизация образования – это «процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества». При этом указывалось, что информатизация образования является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий, что она содействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом.

В Концепции справедливо отмечалось, что информатизация образования представляет собой длительный процесс, который связан не только с развитием необходимой материально-технической базы системы образования. Его главные проблемы связаны с подготовкой учебно-методических комплексов нового поколения и формированием принципиально новой культуры педагогического труда.

Процесс информатизации образования в России развивается по следующим четырем основным направлениям.

 1. Оснащение образовательных учреждений современными средствами информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) и использование их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Начавшись с освоения и фрагментарного внедрения компьютеров в традиционные учебные дисциплины, средства ИКТ стала развивать и предлагать педагогам новые средства и организационные формы учебной работы, которые в дальнейшем стали использоваться повсеместно и сегодня способны поддерживать практически все стадии образовательного процесса.

 2. Использование современных средств ИКТ, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической 55

информации, как в своей стране, так и в других странах мирового сообщества.

 3. Развитие и все более широкое распространение дистанционного обучения, позволяющего существенным образом расширить масштабы и глубину использования информационно-образовательного пространства.

 4. Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации общества. Эти изменения сегодня ориентируются не только на все большую общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики, но также и на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков.

 Анализ перечисленных выше направлений развития процесса информатизации образования показывает, что его рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического, социально-экономического и духовного развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему. Для решения этой проблемы необходимы скоординированное и постоянное взаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержка этого взаимодействия со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.

 В России сегодня существует определенное понимание фундаментальности, научной и социальной значимости этой проблемы. Свидетельством этому является создание научной общественной организации — Академии информатизации образования, Международной академии открытого образования и других организаций, способствующих развитию и совершенствованию этого направления.

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Информатизация образования создает хорошие предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса, реализацию инновационных идей образовательного процесса.

Правда, здесь уместно напомнить о правдивых словах ученого и педагога В.Ф, Взятышева[5] человека всю свою жизнь посвятивший проблемам компьютеризации, который говорил в свое время: «Сколько горьких слов я слышал о вреде компьютеризации образования. Какой краской покрывалось мое лицо, когда седовласые Учителя корили меня за то, что занимаюсь автоматизацией проектирования: «Студенты и так плохо соображают, а ваши компьютеры отнимут у них последний разум! Сколько добрых предупреждений от зарубежных профессоров я слышал, чтобы мы не увлекались компьютерами в образовании, не повторяли их ошибок! Мы сетуем, а процесс идет! Сегодня ясно: процесс всеобщей информатизации (и освоения Интернет) остановить невозможно. С ним нужно жить и работать, писать статьи и писать письма».

 Наилучшие результаты при этом удается получить в тех образовательных учреждениях, где применяется комплексный подход к проблеме информатизации, а сам процесс распространяется на все стадии подготовки и реализации педагогического процесса. Примерами практического осуществления такого подхода в российской системе высшего образования могут служить Московский государственный институт экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Пензенский государственный университет, Российский университет дружбы народов (РУДН), Современный гуманитарный институт и др.

Одной из актуальных проблем развития информатизации сферы образования является обеспечение его информационной поддержки необходимой научной и учебно-методической информацией. В последние годы спрос на такую информацию в сфере образования устойчиво возрастает. Все это вынуждает преподавателей и учащихся ВУЗов и колледжей все чаще обращаться для поиска нужных им сведений в публичные библиотеки, а также прибегать к услугам автоматизированных информационных систем, к информационным ресурсам Интернет.

Развитие данного направления информационного обеспечения сферы образования России представляется сегодня исключительно важным и актуальным, так как современный уровень этого обеспечения по целому ряду причин на один – два порядка ниже, чем в развитых странах. В результате финансовых ограничений уровень комплектования учебных заведений России в последние годы существенным образом снизился и сегодня уже не удовлетворяет современным требованиям. Кроме того, резко сократились тиражи научной и научно-популярной литературы, которая для многих образовательных учреждений становится практически недоступной. Именно поэтому сегодня многие педагоги, студенты и аспиранты ВУЗ’ов мало знают о последних научных достижениях в области глобалистики, синергетики, ноосферологии, биологии, субквантовой физики, теории информации, о новых подходах в решении экономических, социальных и экологических проблем.

Стратегическим направлением решения данной проблемы является создание в стране территориально-распределенных автоматизированных информационных систем, специально ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования необходимой научно-технической и учебно-методической информацией. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Так, например, в настоящее время в России реализуется несколько комплексных программ, среди которых:

• Государственная научно-техническая программа «Федеральный информационный фонд»;

• Межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы»;

• Межведомственная программа «Российские электронные библиотеки»;

• Межведомственный проект «Сетевая интеграция информационных ресурсов ведущих библиотек и информационных фондов России»;

• «Создание единого информационно-образовательного пространства»;

• «Электронная Россия» и др.;

Реализация этих программ нацелена на создание современной информационно-образовательной и телекоммуникационной среды для науки и образования.

 Еще одним важным направлением информатизации образования является развитие фондов сертифицированных компьютерных учебных программ, рекомендуемых для использования в сфере образования. Сегодня в России создан и достаточно активно используется такой фонд, основными задачами которого являются пропаганда и внедрение новых информационных технологий в преподавание общеобразовательных предметов и управление процессом образования. В настоящее время этот фонд содержит уже несколько тысяч сертифицированных программных средств учебного назначения, отвечающих требованиям российских образовательных стандартов. Перечень этих средств регулярно публикуется в специальном каталоге «Компьютерные учебные программы», который издается Институтом информатизации образования Министерства образования России.

 Исключительно острой для системы образования является сегодня проблема тиражирования и доставки в учебные организации различного рода пособий, учебников и программных продуктов учебного назначения. Эта проблема в значительной степени может быть решена путем использования новых технологий информационного обслуживания образовательных учреждений. Сегодня эта проблема решается в России по двум направлениям: путем использования возможностей сети Интернет, а также на основе организации континентальной спутниковой телевизионно-компьютерной сети «ТВ-информ». В рамках этой сети в настоящее время создана и функционирует специальная сеть «Информ-образование», основанная на передаче компьютерной информации в составе телевизионного сигнала общероссийского телевидения.

Информатизация образования стала условием для возникновения и развития системы дистанционного обучения.

  1.   Проблемы информатизации образования на современном этапе.

Состояние общества на современном этапе своего развития характеризуется качественными изменениями в научной, технической, политической, экономической, социальной и культурной сферах. Это связанно с распространением и широким применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Такую экспансию ИКТ в разные сферы человеческого бытия называют информационной революцией, а точнее информатизацией.

Информатизация – это одна из плавных парадигм, которые появились благодаря характеристикам развития современного мира.  Информационная составляющая плотно обосновалась в общественном сознании как жизненная необходимость. Сейчас трудно себе представить отсутствие сотового телефона, электронной почты, электронных денег, электронного портфолио и много чего ещё.

Нет сомнения, что именно информационные технологии в мировом сообществе признаны ключевыми технологиями будущего. На ближайшие сто лет именно они станут основными двигателями научного и технического прогресса.

 За последнее время произошло кардинальное изменение роли и места ПК и информационных технологий в жизни общества. Человек постиндустриального общества и человек информационного общества принципиально иначе подходят к оценке любых проблем и их решению.

В нашей стране сегодня использование информационных и коммуникационных технологий в ключевых сферах жизни общества: государственном управлении, образовании, бизнесе, культуре и других сферах представляет только начальные формы. Этот факт  влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки выпускника школы. На первый план выходят умения:

·  коммуникативные,

·  критическое и системное мышление,

·  умение работать в команде,

· способность к анализу,

·  социальная ответственность и толерантность,

·  саморазвитие и самообразование,

·  творчество и креативность,

·  умения в области ИКТ.

Во всех развитых странах и во многих развивающихся странах идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются огромные средства в разработку и внедрение новых информационных технологий.

Для России так же приоритетом в развитии образования  является его глобальная информатизация  – процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования ИКТ, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Информатизация образования рассматривается  как обязательное условие создания интеллектуальной базы грядущего информационного общества. Цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, формирования новой информационной культуры путем индивидуализации образования. За период существования персональной информатики разработаны новые образовательные технологии, выявилось особая роль сети Интернет в образовании.

Задача вхождения школы в информационное общество является сегодня чрезвычайно актуальной, внедрение новых образовательных технологий сталкивается с рядом проблем, которые нельзя решить, просто укрепив материальную базу школы.

В последнее время произошли качественные изменения в использовании информации и информационной среды в процессе обучения. Формирование среды обучения – сложный процесс, на который влияют как социально-исторические факторы, так и атмосфера в школе и личность учителя. Процесс обучения происходит в конкретной информационной среде и связан с передачей определенных знаний, умений и схем поведения. Принципиальным этапом в моделировании и конструировании информационных сред стало использование компьютера. Перед педагогом стоит основная задача: использовать компьютер как технологическое средство в организации учебной и воспитательной работы. Применение ПК дает возможность преподавателям поставить педагогический процесс на качественно новый уровень, т. к.  процесс обучения носит более деятельностный и операционный характер, а методы обучения - активными. Использование информационно-коммуникационных технологий придает обучению технологичность, при этом снижаются объем рутинной работы учителя и увеличивается эффективность его труда.

При методически грамотном подходе к применению информационных технологий в учебном процессе школы учащиеся приобретут умение квалифицированно находить информацию, анализировать полученные знания и оформлять информацию с применением компьютерных приложений. Сегодня практически каждый педагог понимает важность внедрения ИКТ в педагогический процесс, видит все преимущества их использования. Применение ИКТ позволяют решить такие проблемы, как усилить мотивацию обучения, повысить скорость усвоения знаний, качество обучения, активность учащихся, обеспечить контроль за преподаванием и усвоением, установить тесную обратную связь.

Однако сразу возникает вопрос, как учитель, проработавший десять и более лет в школе, сразу будет применять ИКТ на уроке. Откуда у него возьмутся базовые навыки работе с ПК? Эффективность компьютерных технологий зависит от того, как мы их используем, что всё зависит от способов и форм применения этих технологий.

Как показывает практика, большинство учителей и преподавателей чаще всего используют на своих занятиях:

  1.  Презентации
  2.  Презентации и видеолекции
  3.  Видеоконференции и вебинары
  4.  Уроки с использованием интернет-ресурсов

Анализируя результат, видно, что большая часть педагогов использует лишь малую часть того, что могут дать информационно-коммуникационные технологии. Почему так происходит? Ответ очевиден, прежде чем  готовить  выпускника, соответствующего современным нуждам общества, необходимо подготовить для этого педагога, владеющего информационно-коммуникационными технологиями.

На курсах повышения квалификации о новых методиках обучения рассказывают старыми методами.  Время ограниченно, качественные мастер-классы отсутствуют, зачастую присутствует формальный подход в преподавании. Чтобы обучать учеников по новой методике, надо самому пройти по ней обучение, получить готовые материалы ко всем урокам, посетить уроки коллег и т.д. Конечно, сегодня педагог и учитель, и ученик, так как без самообразования нет и процесса обучения. Возможности интернета предоставляют огромный выбор программ повышения квалификации педагогов. Но работать и учиться самостоятельно одновременно очень сложно.

Увы, львиную долю знаний учитель вынужден находить себе сам.

Важным является  повышение научной квалификации учителей желательно на базе современных научных центров, педагогических вузов, ведущих учебных заведений. Парадоксально, но даже если в муниципалитете имеется педагогический вуз, учителя и преподаватели отправляются на курсы повышения квалификации в краевые, областные или республиканские центры, если это финансируется. Где, как не в высшей школе педагогике должны быть сосредоточены передовые научные знания и навыки, которые должны транслироваться не только для студентов, но и для педагогов, желающих повысить свою квалификацию. У учителя должна быть государственная гарантия возможности повышать квалификацию там, где ему интересно, в том числе и с отрывом от производства, без оплаты из собственной зарплаты. Такая гарантия в законе прописана, но её реализация зачастую является профанацией. Организация переподготовки педагогов в области ИКТ должна носить системный характер и опираться на государственную поддержку.

Ещё одной проблемой в реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий является как слабая материально техническая база школы, так и большая наполняемость классов для проведения уроков с использованием ИКТ. Если сегодня школа имеет хороший компьютерный класс (как правило, это всего 15 компьютеров), то он занят учителем информатики и ИКТ. Другим предметникам сложно использовать такой класс в своих учебных целях – проводить интернет-урок, поиск информации, тестирование, работать в виртуальных лабораториях, использовать инструментальные среды. Поэтому все ИКТ сводятся к урокам-презентациям и урокам с использованием интерактивной доски. Сегодня состояние  образования нашей страны и направления развития общества требуют оперативного решения задачи опережающего развития системы образования на основе ИКТ. В стране должна быть создана единая образовательная  информационная среда.  Необходимо существенно изменить содержание, методы и формы организации образовательного процесса.  Использование  современных ИКТ в образовательный процесс позволяет повысить качество образования.

Для решения рассмотренных проблем нужно совместное и регулярное взаимодействие представителей образования и науки, а также мощная  поддержка этого процесса со стороны государства  и органов местного самоуправления.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ШКОЛЕ

2.1 Методика организации урока с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) при проведении контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

6) при тренировке конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

  1.   Планы-конспекты уроков с использованием ЭОР

План-конспект 5 класс «Носители информации»

Тема урока: Носители информации

Базовый учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Цель урока: создать условия для овладения учащимися представления о древних и современных носителях информации.

Задачи:

- обучающие: 

сформировать представление о различных носителях информации; показать необходимость развития технологии хранения информации, разнообразие носителей информации; закрепить знания по теме «Хранение информации», «Виды информации»;

- развивающие: 

развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, развивать навыки самостоятельной работы, формировать потребность в обучении и саморазвитии, способствовать расширению кругозора учащихся;

-воспитательные: 

воспитывать информационную культуру учащихся, самостоятельность, повышать грамотность устной речи учащихся, воспитывать стремление к преодолению возможных негативных последствий для здоровья за счет соблюдения техники безопасности.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, внешние носители информации, стенд «Техника безопасности в кабинете информатики», интерактивная доска, рабочие тетради на печатной основе.

План урока:

  1.  Организационный момент (1 мин)
  2.  Проверка домашнего задания (7 мин)
  3.  Изучение нового материала (18 мин)
  4.  Физкультминутка (2 мин)
  5.  Закрепление полученных знаний (13 мин)
  6.  Подведение итогов (2 мин)
  7.  Домашнее задание (2 мин)

Ход урока:

  1.  Организационный момент

Приветствие детей, проверка присутствующих.

  1.  Проверка домашнего задания

Учитель проводит фронтальный опрос класса, разрешение возможных трудностей при выполнении домашней работы. (Проверить правильность выполнения задания в рабочей тетради № 4 стр. 5).

Вопросы классу:

  1.  Как человек хранит информацию различных видов? Приведите примеры. (в уме, записной книжке и тд)
  2.   Много ли информации человек может сохранить «в уме»? Почему?

(нет не много, информация быстро забывается, нужно постоянно повторять, закреплять память)

  1.  Какая информация называется оперативной и почему? Приведите пример оперативной информации, которой вы владеете. (память человека можно назвать оперативной потому, что содержащаяся в ней информация воспроизводиться достаточно быстро)
  2.  Какую память можно назвать долговременной? Назовите внешние хранилища информации.

(записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью.)

Назовите внешние хранилища информации.

Давайте теперь вместе попробуем ответить на вопрос: «Достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти».

  1.  Изучение нового материала.

Презентация «Носители информации и их история»  (Приложение 1)

мультфильм «Информация и ее носитель»

Обобщим самое важное:

1. Пещерные люди использовали в качестве носителей информации камни, дерево, глину. Требовались новые носители: легкие и долговечные, компактные и удобные. Что же изобрели в Египте за 3000 лет до нашей эры? (выступление учащегося о технологии изготовления папируса и пергамента).

2. Изобретение бумаги явилось ценнейшим открытием. Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны. Давайте, перечислим достоинства бумаги как носителя информации.

Затем учащихся следует предложить подумать над вопросом: «Есть ли недостатки у бумаги как основного носителя информации?»

Далее просмотр презентации на тему: «Носители информации и их история», мультфильма «Информация и ее носитель».

  1.  Физкультминутка.
  2.  Закрепление полученных знаний.

Тест № 3 и № 4,  (см. Рис. 1)

тренажер «Определение носителя информации»  (см. Рис. 2)

(выполнение заданий на компьютерах)

  1.  Подведение итогов.

Подводит итоги урока: «Сегодня мы с вами совершили путешествие во времени: узнали как хранили информацию ранее, получили очень много сведений о развитии письменности у разных народов. Познакомились с современными носителями информации и их основными характеристиками.

Ребятам, которые активно работали на уроке, выступали с сообщениями, выставляет оценки в дневник и журнал.

  1.  Домашнее задание.

Учитель записывает на доске домашнее задание:§1.5 стр. 20-23. Вопросы: 5,6,7,8. (стр. 23)

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Рис. 1 Вопросы теста

(вопрос 3)

(вопрос 4)

Рис 2. Тренажер

(Тренажер «Определение носителя информации»)

План-конспект 9 класс «Кодирование звуковой информации»

Тема урока:

Кодирование звуковой информации

Цель урока:

  1.  дать учащимся представление о звуке в природе и способах представления звука
  2.  помочь учащимся усвоить понятие кодирования звуковой информации в компьютере

               воспитание информационной

               культуры  учащихся,

               дисциплинированности,   усидчивости.

  1.  развитие мышления, познавательных интересов

в

Форма обучения:  фронтальная

Методы и приёмы обучения, используемые на уроке:

метод словесной передачи и слухового восприятия информации (элементы

рассказа-вступления, фронтальной беседы)

методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (метод демонстраций)

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока:

доска

компьютер

акустические колонки

проектор

План урока

  1.  Орг. момент (2 мин)
  2.  Звук в природе. Графическое представление звука (15 мин)
  3.  Представление звука в компьютере (15 мин)
  4.  Закрепление материала (5 мин)
  5.  Домашнее задание (3 мин)
  6.  Итог урока. (5 мин)
  7.  Итог урока (

Ход урока

  1.  Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих.

Знакомлю учащихся с темой урока, с его целями.

Учащиеся записывают дату и тему урока в тетрадь.

  1.  Звук в природе. Графическое представление звука

Звуковые колебания. Звук – продольные колебания слоёв воздуха.

Мысленно разделим окружающее нас пространство на тонкие концентрические слои сферической формы, в центре которых находится источник звука. В процессе звучания тело совершает продольные колебания. Представим, что колебания гортани человека или акустических динамиков возбуждают в близлежащих к ним слоях колебания такой же частоты. Те, в свою очередь, вызывают колебания соседних слоёв, и так далее. Этот процесс можно сравнить с цепной реакцией.

Частота – физическая величина, показывающая, сколько колебаний произошло за 1 секунду. Измеряется в герцах.

Запись на доске: Герц (Гц) – количество колебаний за 1 секунду. Учащиеся записывают в тетрадь.

Звуковые колебания можно представить в виде графика, горизонтальная ось которого – время, а вертикальная ось – амплитуда. Демонстрирую звуковые фрагменты. Послушаем, как звучит простая волна синусоидальной формы с частотой 60 Гц. Относится к низким частотам:

Увеличиваю частоту до 1000 Гц – относится к средним частотам. А теперь послушаем 18000 Гц. Еле слышный свист. Кроме того, простейшая волна может иметь различные формы. Демонстрирую.

КВАДРАТНАЯ

ПИЛООБРАЗНАЯ

ТРЕУГОЛЬНАЯ

Так выглядит шум

Спектр частот, которые способно воспринимать человеческое ухо, лежит в пределах от 16 до 22 кГц. Частоты голоса человека расположены в средней части спектра. Человек лучше всего слышит средние частоты, по мере уменьшения или увеличения частоты чувствительность уха снижается. Демонстрирую график

В природе нет звука, который бы имел одну определённую частоту. Голоса птиц, крики животных, музыка, пение складываются из нескольких частот, звучащих одновременно. Здесь видно, что волна состоит из множества волн, сложенных в одну. Демонстрирую музыкальный фрагмент.

Давайте сделаем вывод, что же такое звук?

Под запись:

Звук – волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон.

3. Представление звука в компьютере

Каким же образом компьютер воспринимает звук? Можно воспользоваться микрофоном. Микрофон – устройство, преобразующее звуковые колебания в переменный электрический ток с изменяющейся частотой и амплитудой – силой тока. Если представить этот ток в виде графика зависимости силы тока от времени, то форма кривой будет абсолютно идентичной графическому представлению звуковой волны.

Под запись:

В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация – непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки. В файл записываются значения амплитуд на каждом таком отрезке времени.

Современная звуковая карта способна измерять значение амплитуды 96000 раз в секунду, то есть вход звуковой карты работает с максимальной частотой 96 кГц. Эту частоту называют частотой дискретизации. Она определяет качество звука. Но это слишком высокое значение, такую частоту применяют при записи звука в научных целях: запись ультразвука – голоса дельфинов, китов, различных животных. Для примера: частота дискретизации записи музыки наивысшего качества = 44100 Гц.

Чем выше частота дискретизации, тем более качественной будет оцифровка. Как следует из теоремы Котельникова, частота дискретизации должна превышать наибольшую необходимую частоту сигнала в два раза.

используемые частоты дискретизации звука:

  •  8 000 Гц — телефон, достаточно для речи;
  •  11 025 Гц;
  •  22 050 Гц — радио, кассетный магнитофон;
  •  44 100 Гц — аудио компакт-диск;
  •  48 000 Гц — DVD, DAT.

Помимо частоты дискретизации на качество влияет глубина кодирования. Мы уже знакомы с тем, что в 1 байт можно записать число от 0 до 255, а в 2 байта – от 0 до 65535. и так далее. Так вот, каждое значение амплитуды можно записать одним байтом, двумя, тремя, четырьмя или даже пятью. Фактически, глубина кодирования это количество уровней громкости. При этом форма волны при использовании двух байтов для одного значения амплитуды будет наиболее приближена к натуральной, чем при использовании 1 байта, в этом случае форма волны будет искажённой. Для записи звука высочайшего качества достаточно 16ти битной глубины.

Под запись:

Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования и частотой дискретизации.

Определения:

Частота дискретизации (или частота сэмплирования) показывает, какое количество раз звуковая карта произведёт замер амплитуды аналогового сигнала. Измеряется в Герцах, хотя обычно применяют килогерцы.

Глубина кодирования – количество байтов, отводимых для записи одного значения амплитуды звука.

  1.  Закрепление материала

Вопросы:

  1.  Что такое звук в природе?
  2.  Что такое частота звука?
  3.  Какой спектр частот мы можем слышать?
  4.  Какие параметры определяют качество звука?
  5.  Что такое временная дискретизация?
  6.  Что такое глубина кодирования?
    1.  Домашнее задание

Выучить способы представления звука.

Выучить определения: Герц, звука, частоты дискретизации и глубины кодирования.

  1.  Итог урока

Сегодня на уроке мы получили представление о звуке в природе и способах представления звука. Усвоили понятие кодирования звуковой информации в компьютере.

План – конспект 9 класс «Логические основы ЭВМ»

Тема урока: закрепление и обобщение знаний по теме «Логические основы ЭВМ».

Цели урока:

обучающие:

контроль уровня теоретических знаний по данной теме;

контроль за умением применять теоретические знания на практике (решение задач);

развивающие:

развитие познавательного интереса;

развитие у учащихся умения обобщать и систематизировать полученные знания;

развитие умения работать в группе;

воспитательные:

воспитание умения высказывать свое мнение и слушать других;

воспитание аккуратности в работе;

воспитание чувства товарищества;

создание необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и стимулирования творческого труда учащихся.

Тип урока: урок закрепления знаний учащихся (автоматизации материала) с доминированием развивающей цели.

Возраст учащихся: 9 класс.

Оборудование урока:

презентация (Приложение 2);

план урока на доске;

ПК, листы с логическими схемами, лампочки, магниты.

План урока:

  1.  Организационный момент (1 мин)
  2.  Проверка домашней работы (2 мин)
  3.  Закрепление полученных знаний по теме «Логические основы ЭВМ» с ведущей игровой мотивацией «На пути к истине» (32 мин)

1 этап «Черный ящик» - повторение в форме теста на ПК

2 этап «Истинность данных» - самостоятельная работа со взаимопроверкой

3 этап «Время не ждет» - работа с высказываниями

4 этап «Электроник» - работа в парах

  1.  Рефлексия деятельности – выставление оценок по шкале (2 мин)
  2.  Бонусный этап – задания на развитие логического мышления (5 мин)
  3.  Домашнее задание (2 мин)
  4.  Итоги урока (1 мин)

Ход урока:

  1.  Организационный момент

Проверить готовность учащихся к уроку.

- Здравствуйте! Садитесь.

Учащимся объявляется план урока.

В течение урока каждый учащийся набирает баллы за выполнение очередного задания, отмечает их на шкале, которые в конце урока переводятся в оценку. Максимальное количество 29 баллов.

Критерии оценки: «5» - 24-29 баллов, «3» - 10-15 баллов, «4» - 16-23 баллов, «2» - меньше 10 баллов.

  1.  Проверка домашней работы.

Вопросы по домашней работе.

  1.  Закрепление полученных знаний по теме «Логические основы ЭВМ» с ведущей игровой мотивацией «На пути к истине»

1 этап «Черный ящик» - повторение в форме теста на ПК

Тест см. Приложение 2 (оценивание: максимальный балл за выполнение теста 5).

2 этап «Истинность данных» - самостоятельная работа со взаимопроверкой

Класс делится на два варианта ИСТИНА и ЛОЖЬ.

(оценивание: 2 балла за правильный ответ, если задание неверно или верно частично баллы не начисляются).

3 этап «Время не ждет» - работа с высказываниями

Каждый из учащихся работает с таблицей. После выполнения задания устная проверка: по цепочке – каждый учащийся встает, читает полученное высказывание в 1-ой части задания, или определяет истинность высказывания с пояснением своего ответа во 2-ой части (оценивание: 1 балл за правильный ответ, если ответ неверен, то баллы не начисляются).

4 этап «Электроник» - работа в парах

По схемам определить будет гореть лампочка или нет.

(оценивание: 2 балла за правильный ответ, если ответ неверен, то баллы не начисляются)

  1.  Рефлексия деятельности.

Итак, проверим на сколько вы близки к истине. Подсчитайте сколько баллов вы заработали и поставьте соответствующую оценку. Встаньте, кто получил “5”, “4”. Те, кто получил “3” я вижу. Садитесь. Что понравилось? Что было трудно?

  1.  Бонусный этап – задания на развитие логического мышления.

Каждый из учащихся может получить дополнительную оценку, выполнив верно предложенные задания. Задания нестандартного типа, которые направлены на формирование логического мышления.

(оценивание: «5» - все или 3 задания выполнены верно, «4» - два задания выполнены верно, «3» - одно задание выполнено верно – по желанию)

  1.  Домашнее задание

Подготовится к контрольной работе.

1. Повторить тему «Системы счисления» и произвести вычисления.

а) 100112 → А10

б) 7368 → А10

в) 65710 → А16

г) 11012 + 10112

д) 11112 * 10012

2.  Повторить тему «Логические основы ЭВМ» и выполнить задания.

а) Запишите высказывание на языке алгебры высказываний и составьте таблицу истинности:

(А и не А) или В

б) Произвести вычисления по логической схеме:

в) Построить логическую схему по логическому выражению: не 1 или (не 0 и  Задания на дополнительную оценку.

а) Из приведенного ниже списка

1) A B A

2) A̅ B C

3) A̅ ̅̅ ̅B̅ & C

4) A̅ ̅&̅ ̅B̅ C

найти логическое выражение для логической схемы

б) Какая комбинация сигналов

1) (0;0;1)  2) (0;1;1)  3) (1;0;0)  4) (1;0;1)  5) (1;1;0)

невозможна при F = 1 для данной схемы

в) Виктор, Роман, Леонид и Сергей заняли на олимпиаде по информатике четыре первых места. Когда их спросили о распределении мест, они дали три таких ответа:

Сергей — первый, Роман — второй;

Сергей — второй, Виктор — третий;

Леонид — второй, Виктор — четвертый.

Известно, что в каждом ответе только одно утверждение истинно. Как распределились места?

г) Младший брат учится в 110 классе, старший на 10 лет старше. В каком классе учится старший брат?

Сдайте тетради, я проверю как вы работали на уроке.

  1.  Итоги урока.

- Сегодня на уроке мы закрепили и обобщили знания и умения по теме «Логические основы ЭВМ». На следующем уроке контрольная работа по теме «Арифметические и логические основы ЭВМ».

- Спасибо за урок.

  1.  Тестирование, разработанное в html.

Для проверки знаний учеников старших классов по информатике был разработан тест. Так, как предмет информатика подразумевает работу на компьютере и знакомство нас с компьютером, то тест был разработан с помощью HTML.  (см. Приложение 3)

Тестирование по информатике на тему «Графический редактор».

Заключение

Проблема информатизации образования находится сегодня на новом этапе своего развития, главное содержание которого состоит в том, что приоритетными становятся не инструментальные, а содержательные задачи информатизации образования. Именно они должны быть сегодня в центре внимания ученых, педагогов и специалистов сферы образования, так как от их решения во многом зависит качество образования, социальная значимость которого быстро возрастает.

Информатизация образования является необходимым условием для решения важнейших проблем системы образования - его фундаментализации, повышения доступности для широких масс населения, придания образованию опережающего характера с целью своевременной подготовки людей к условиям жизни и деятельности в новой информационной среде обитания. Поэтому информатизация образования должна рассматриваться сегодня как стратегически важное направление его развития.

Сегодня необходима новая концепция информатизации образования России, которая отражала бы современное понимание этой стратегически важной для развития нашей страны проблемы в новых условиях существования человечества в XXI-м веке. Ведь уровень развития системы образования будет на долгие годы оставаться тем приоритетным фактором, от которого зависит не только экономическая мощь и социальная стабильность страны, но также и ее геополитическое положение в мировом сообществе, информационная и национальная безопасность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1.  Андреев, А. А. Применение сети Интернет в учебном процессе / А. А. Андреев, д-р пед. наук // Информатика и образование. – 2005. - № 9. – С. 2 – 7.
  2.   Васильева, О. П. Применение информационных технологий в  учебно - воспитательном  процессе / О. П. Васильева // Классный руководитель. – 2008. - № 5. – С. 115 – 120.
  3.  Вайсман, О. А. Создание службы информатизации в школе / О. А. Вайсман, Н. Л. Демкина // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2005. - № 9. – С. 71 – 75.
  4.  Васильева, И. Использование компьютерных рисунков в раннем интенсивном обучении / И. Васильева // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 3. – С. 22 – 27.
  5.  Взятышев В.Ф. Педагогика высшей школы, Москва  М: Педагогическое общество России, 2002. -260 с.
  6.   Высоцкий, И. Р. Компьютер в образовании / И. Р. Высоцкий // Информатика и образование. – 2000. - № 1. – С. 86 - 87.
  7.  Галлямова, С. Е. Обучение построению информационных моделей средствами компьютерных технологий / С. Е. Галлямова // Информатика и образование. – 2008. - № 9. – С. 31 – 36.
  8.  Глобалистика, информатизация, системные исследования. Том 2. Информатизация, системные исследования: В. М. Лейбин — Москва, Ленанд, 2008 г.- 200 с.
  9.   Давыдов, Е. Г. Компьютерная проверка уровня знаний учащихся / Е. Г. Давыдов // Математика в школе. – 2004. - № 7. – С. 57 – 62.
  10.   Доманский, Е. Информационное общество и образование: мифология и реальность / Е. Доманский // Народное  образование. – 2008. - № 2. -  С. 261 – 267.
  11.   Дробышев Ю.А., Виноградорский В. Г.  / Цифровые образовательные ресурсы в школе М: Университетская книга 2008. – 304с.
  12.   Зарецкий, Д. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников / Д. Зарецкий // Информатика и образование. – 1997. - № 7. – С. 89.
  13.   Ижогин, Я. В. Компьютер как инструмент педагогической диагностики / Я. В. Ижогин // Информатика и образование. – 2003. - № 12. – С. 51 – 55.
  14.   Информатизация системы государственного управления России: В. И. Сарафанов — Москва, ИНИОН РАН, 2006 г.- 118 с.
  15.  Колин К.К. / Философские проблемы информатики – М: Бином, Лаборатория знаний, 2010. – 264 с.
  16.   Коротков, Н. Информатика в школе: настоящее и будущее / Н. К Коротков // Народное образование. – 2008. - № 6. – С. 176 – 180.. Коротков, Н. Информатика в школе: настоящее и будущее / Н. .
  17.   Монахов, С. Государственно-общественная система информатизации образования: состояние и перспективы / С. Монахов // Учитель. – 2003. - № 5. – С. 4 – 6.
  18.   Моторин, В. Воспитательные возможности компьютерных игр / В. Моторин // Дошкольное образование. – 2000. - № 11. – С. 53 – 57.
  19.   Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. – 2003. - № 9. – С. 32 – 38.
  20.   Пидкасистый П.И. / ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
  21.   Профессия - учитель: — Москва, Академия, 2005 г.- 368 с.
  22.   Селевко, Г. Учитель проектирует компьютерный урок: [методика в помощь учителю] / Г. Селевко // Народное образование. – 2005. - № 8. – С. 136 – 141.
  23.   Смолянинова, О. Мультимедиа для ученика и учителя / О. Смолянинова // Информатика и образование. – 2002. - № 2. – С. 48 – 54.
  24.   Тимонина, В. Ю. Диалог о роли компьютера в преподавании русского языка / В. Ю. Тимонина, Л. А. Тростенкова // Русский язык в школе. – 2006. - № 4. – С. 14 – 18.
  25.  Уваров А.Ю. / Информатизация образования М:Бином, Лаборатория знаний 2011. – 484 с.
  26.   Угринович, Н. Д. Компьютерное черчение в школе / Н. Д. Угринович, канд. пед. наук // Информатика и образование. – 2003. - № 7. – С. 71 – 80.
  27.   Усенков, Д. Ю. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе / Д. Ю. Усенков // Информатика и образование. – 2003. - № 9. – С. 62.
  28.   Фролова, Л. А. Использование современных технологий в образовательном процессе / Л. А. Фролова // Начальная школа. – 2008. - № 7. – С. 94 – 96.
  29.   Цветкова М.С / Информационная активность педагога – Бином, Лаборатория знаний, 2010. – 352 с.
  30.   Шаталов В.Ф., Соцветие талантов. Часть 1, М., ГУП ЦРП «Москва – Санкт-Петербург», 2001 г., с. 48-49.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Презентация «Носители информации и их история.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Презентация «Логические основы ЭВМ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тестирование по информатике «Графический редактор»

Текст программы:

<HTML>

<HEAD>

<TITLE>Тестирование</TITLE>

<script language="JavaScript">

<!-- Hide JavaScript from Java-Impaired Browsers

function dataBase(test) {

    var counter=0;

    if (test.q1[3].checked) {counter++;}

    if (test.q2[4].checked) {counter++;}

    if (test.q3[0].checked) {counter++;}

    if (test.q4[2].checked) {counter++;}

    if (test.q5[1].checked) {counter++;}

    if (test.q6[2].checked) {counter++;}

    if (test.q7[1].checked) {counter++;}

    if (test.q8[3].checked) {counter++;}

    if (test.q9[0].checked) {counter++;}

    if (test.q10[1].checked) {counter++;}

    document.test.display.value = counter; }

// End Hiding Script -->

</script>

</HEAD>

<BODY bgcolor=yellow>

<center>

<form action="remove_it?subject=Answer on test questions" method="post" name="test">

<!--ENCTYPE="text/plain"-->

<H2>Тестирование по Информатике</H2>

<HR width=75%>

<h3>Одной из основных функций графического редактора является: </h3><div align="left"><p style="margin-left: 100"><strong>

<input name="q1" type="radio" value="11">просмотр и вывод содержимого видеопамяти<br>

<input name="q1" type="radio" value="12">хранение кода изображения<br>

<input name="q1" type="radio" value="13">ввод изображения<br>

<input name="q1" type="radio" value="14">создание изображений<br>

</strong></p>

</div><hr>

<h3>Элементарным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является: </h3><div align="left"><p style="margin-left: 100"><strong>

<input name="q2" type="radio" value="21">символ<br>

<input name="q2" type="radio" value="22">прямоугольник<br>

<input name="q2" type="radio" value="23">палитра цветов<br>

<input name="q2" type="radio" value="24">круг<br>

<input name="q2" type="radio" value="25">пиксель<br>

</strong></p>

</div><hr>

<h3>Деформация изображения при изменении размера рисунка - один из недостатков: </h3><div align="left"><p style="margin-left: 100"><strong>

<input name="q3" type="radio" value="31">растровой графикой<br>

<input name="q3" type="radio" value="32">векторной графикой<br>

</strong></p>

</div><hr>

<h3>Примитивами в графическом редакторе называют:</h3><div align="left"><p style="margin-left: 100"><strong>

<input name="q4" type="radio" value="41">среду графического редактора<br>

<input name="q4" type="radio" value="42">режим работы графического редактора<br>

<input name="q4" type="radio" value="43">простейшие фигуры, рисуемые с помощью спец. инструментов графического редактора<br>

<input name="q4" type="radio" value="44">операции, выполняемые над файлами, содержащими изображения, созданные в графическом редакторе<br>

</strong></p>

</div><hr>

<h3>Наименьшим элементом поверхности экрана, для которого могут быть заданы адрес, цвет и интенсивность, является:</h3><div align="left"><p style="margin-left: 100"><strong>

<input name="q5" type="radio" value="51">точка<br>

<input name="q5" type="radio" value="52">пиксель<br>

<input name="q5" type="radio" value="53">зерно люминофора<br>

<input name="q5" type="radio" value="54">растр<br>

</strong></p>

</div><hr>

<h3>Сетка которую на экране образуют пиксели, называют:</h3><div align="left"><p style="margin-left: 100"><strong>

<input name="q6" type="radio" value="62">видеоадаптер<br>

<input name="q6" type="radio" value="63">дисплейный процессор<br>

<input name="q6" type="radio" value="64">растр<br>

<input name="q6" type="radio" value="65">видеопамять<br>

</strong></p>

</div><hr>

<h3>Графика с представлением изображения в виде совокупностей точек называется:</h3><div align="left"><p style="margin-left: 100"><strong>

<input name="q7" type="radio" value="71">фрактальный<br>

<input name="q7" type="radio" value="72">растровой<br>

<input name="q7" type="radio" value="73">прямолинейной<br>

<input name="q7" type="radio" value="74">векторной<br>

</strong></p>

</div><hr>

<h3>Пиксель на экране монитора представляет собой:</h3><div align="left"><p style="margin-left: 100"><strong>

<input name="q8" type="radio" value="81">электронный луч<br>

<input name="q8" type="radio" value="82">двоичный код графической информации<br>

<input name="q8" type="radio" value="83">совокупность 16 зерен люминофора<br>

<input name="q8" type="radio" value="84">минимальный участок изображения, которому независимым образом можно задать цвет<br>

</strong></p>

</div><hr>

<h3>Видеоадаптер - это:</h3><div align="left"><p style="margin-left: 100"><strong>

<input name="q9" type="radio" value="91">устройство, управляющее работой монитора<br>

<input name="q9" type="radio" value="92">электронное энергозависимое устройство для хранения информации о графическом изображении<br>

<input name="q9" type="radio" value="93">программа, распределяющая ресурсы видеопамяти<br>

<input name="q9" type="radio" value="94">процессор монитора<br>

</strong></p>

</div><hr>

<h3>Для хранения 256-цветного изображения на кодирование одного пикселя выделяется:</h3><div align="left"><p style="margin-left: 100"><strong>

<input name="q10" type="radio" value="101">2 байта<br>

<input name="q10" type="radio" value="102">1 байт<br>

<input name="q10" type="radio" value="103">256 бит<br>

<input name="q10" type="radio" value="104">4 байта<br>

</strong></p>

</div><hr>

</strong></p>

</div><hr>

<table>

<tr>

<td colspan="3"><div align="center"><p><strong><br><hr>Нажми на кнопку &nbsp; для завершения теста:</strong></td></div>

</tr>

<tr align="center">

<td><strong><input name="check" onclick="dataBase(this.form)" type="button"

value=" Подсчитать баллы "></strong></td>

<td><strong><textarea cols="5" name="display" rows="1" wrap="VIRTUAL"></textarea></strong></td>

<td><strong><input type="reset" value=" Сбросить ответы "></strong></td>

</table>

</form></center>

<p align=center><strong>Подведем итоги. Если Вы набрали:<br>

<ul>

<li>до 5 баллов Вы не прошли тестирование<li>от 5 до 7 баллов Ваша оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"<li>от 7 до 9 баллов Ваша оценка "ХОРОШО"<li>от 9 до 10 баллов Ваша оценка "ОТЛИЧНО"</ul>

<br>

</strong></p>

<hr align="center">

<center>

<small>Тест создан студентом И-09-2 ФИиСТех Тереховым Виктором Валерьевичем. </a>. Пишите: <a href="mailto:electro-sky@list.ru">e-mail</a></small>

</BODY>

</HTML>


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51595. Ми — Всесвіт 48.5 KB
  Навчати учнів представляти свою країну та висловлювати власні думки. Навчати учнів писати мінітвори. Тренувати учнів у читанні.
51597. Дидактические принципы применения ПС в процессе обучения 40.5 KB
  Цель: разъяснить дидактические принципы применения программных средств в процессе обучения. 2004 Журнал ИНФО Организационный момент приветствие учащихся проверка посещаемости Постановка целей занятия Сегодня на занятии мы рассмотрим дидактические принципы применения программных средств в процессе обучения. Изучение материала Принцип научности и посильной трудности Принцип сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления Принцип системности и...
51598. Энергетический обмен в клетке 64.5 KB
  Цель урока: раскрыть сущность энергетического обмена подвести учащихся к выводу о значении АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке. Учитель: Вспомните вещество связанное со всеми выписанными словами определите его роль в клетке Ученики: вспоминают АТФ и ее роль в клетке. Учитель: – Итак источником энергии для подавляющего большинства процессов в живых организмах является следующая реакция: АТФ Н2О = АДФ Н3РО4 Q 40 кДж – Известно что в среднем содержание АТФ в клетках составляет от 005 до 05 ее массы. Но...