49091

Направления повышения прибыли и рентабельности ОАО Электроавтомат

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Теоретикометодологические основы понятия прибыли и рентабельности организации. Анализ прибыли и рентабельности ОАО Электроавтомат. Направления повышения прибыли и рентабельности ОАО Электроавтомат. Целью исследования является аналитическое использование прибыли и рентабельности предприятия.

Русский

2013-12-20

246 KB

17 чел.

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1.Теоретико-методологические основы понятия прибыли и рентабельности организации.............................................................................................................5

2. Внешнее окружение и его влияние на деятельность предприятия................5

3. Анализ прибыли и рентабельности ОАО "Электроавтомат"........................14

4. Направления повышения прибыли и рентабельности ОАО "Электроавтомат"..................................................................................................21

Заключение.............................................................................................................25

Список использованной литературы...................................................................34

Приложения...........................................................................................................36

Введение

В настоящее время, в связи с переходом на рыночные отношения, важную роль в обеспечении всесторонней интенсификации производства и повышения его эффективности играет прибыль. Ее получение является обязательным условием функционирования любой организации. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования организаций и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают расходы. Высокий уровень рентабельности дает преимущество любой организации в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков, что определяет конкурентоспособность, а также степень ее независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры.

Целью исследования является  аналитическое использование прибыли и рентабельности предприятия. Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие вопросы:

1.Рассмотреть теоретико-методологические основы понятия прибыли и рентабельности организации;

2. Исследовать внешнее окружение и его влияние на деятельность предприятия;

3. Провести анализ прибыли и рентабельности ОАО "Электроавтомат";

4. Определить направления повышения прибыли и рентабельности ОАО "Электроавтомат".

Объектом исследования курсовой работы является ОАО "Электроавтомат", находящееся по адресу Чувашская Республика, г.Алатырь, ул. Б.Хмельницкого, 19 а.

Предметом исследования курсовой работы является оценка прибыли и рентабельности ОАО "Электроавтомат".

 Методы исследования и изучения, используемые при исследовании:

  1.  всеобщие методы познания (диалектический метод познания);
  2.  общенаучные средства (структурно-функциональный метод, системный метод, метод формально-логического исследования, метод теоретического анализа и синтеза различных источников литературы, метод обобщения и т.п.);
  3.  частнонаучные средства (метод сравнительного изучения) и т.п.

Теоретической основой представленной работы выступили научные работы и труды российских авторов, посвященных изучению анализу прибыли и рентабельности предприятия.

Законодательной и нормативной основой представленной работы выступают международные правовые акты, федеральные законы Российской Федерации, государственные и международные стандарты, и другие нормативные правовые акты, регулирующие данные отношения в Российской Федерации.

Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения, включает список использованной литературы.

1.Теоретико-методологические основы понятия прибыли и рентабельности организации

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем выше величина прибыли и уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

Прибыль характеризует превышение результата производственно-финансовой деятельности предприятия над всеми его затратами как живого, так и овеществленного труда, выраженными в денежной форме.

В хозяйстве прибыль применяется для обеспечения сбалансированности экономики. Важнейшим условием успешного решения этой задачи является полная увязка объема работ с наличием ресурсов.

Она достигается путем составления на каждом предприятии баланса доходов и расходов, показатели которого определяются на основе производственного плана.

Данные о прибыли необходимы при определении размера потребности предприятий в кредитах банка. Посредством увязки суммы кредитных ресурсов с собственными средствами предприятия, направляемыми на покрытие расходов, создаются необходимые предпосылки для сбалансированного, более полного и рационального использования в стране временно свободных денежных средств, ускорения оборота ресурсов в хозяйстве.

Прибыль используется в экономике для укрепления коммерческого механизма в работе субъектов хозяйствования. Поскольку наличие прибыли - одно из главных условий коммерческой деятельности предприятий, борьба коллективов за рост этого показателя требует улучшения внутреннего содержания коммерческого расчета.

Материальная заинтересованность работников предприятия в росте прибыли побуждает эффективнее использовать основные фонды, повышать производительность труда, снижать материальные затраты на единицу продукции. Так, посредством прибыли можно укрепить коммерческие принципы деятельности предприятий.

Прибыль также используется для определения сроков окупаемости затрат на мероприятия по строительству и модернизации основных фондов, внедрению в производство новых, более совершенных научных разработок.

Показатель прибыли учитывается при изменении организационной структуры управления предприятием.

Показатели прибыли необходимы для осуществления повседневного контроля за работой структурных подразделений предприятий и выявления возможностей получения каждым из них в отдельности более высокого конечного суммарного эффекта от выполняемой работы. Контроль за правильным расходованием ресурсов на предприятии проводится на всех стадиях деятельности разными методами. Прежде всего, его осуществляют при составлении плана прибыли.

Таким образом, прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.

Итак, понятием «прибыль» оперируют постоянно, причем, часто не задумываясь о смысловом содержании; более того, нередко прибыль олицетворяют с денежными средствами.

В литературе описаны несколько подходов к определению прибыли; два из них – с условными названиями «экономический" и «бухгалтерский» - можно рассматривать как базовые.

Суть первого – в исчислении прибыли по результатам изменения рыночных оценок чистых активов фирмы; суть второго - в ее расчете как разницы между доходами и затратами (расходами) фирмы, относимыми к отчетному периоду.

В соответствии с первым подходом экономическая прибыль-это прирост капитала собственников фирмы (за исключением операций по преднамеренному его изменению), имевший место в отчетном периоде и проявляющийся в увеличении ее чистых активов, исчисляемых как капитализированная стоимость будущих чистых поступлений за минусом обязательств. Можно рассчитать прибыль более простым способом: как изменение рыночной капитализации за период, за исключением эффекта, обусловленного операциями по преднамеренному изменению капитала фирмы:

Pn = MV1-MV2,

где Pn-чистая прибыль за период;

MV1-рыночная капитализация на начало отчетного периода;

MV2-рыночная капитализация на конец отчетного периода.

В основе бухгалтерского учета - факты хозяйственной деятельности. Поэтому «бухгалтер предпочитает оперировать не тем, что «может быть», а тем, что «есть, имеет или имело место», причем любой факт, отражаемый в системе учета, должен быть оформлен документально».

Следовательно, вполне логично, что бухгалтерская прибыль исчисляется как превышение документально подтвержденных совокупных доходов над совокупными затратами.

Итак, бухгалтерская прибыль – это положительная разница между доходами предприятия, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников предприятия, и его затратами (расходами), понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников предприятия, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала:

Pn=R-Ex                                                      (1)

где Pn - чистая прибыль за период;

R - общая сумма доходов за период;

Ex - общая сумма расходов (затрат) за период.

В соответствии с другим определением, экономическая прибыль (от англ., economic profit) - разница между совокупными доходами и совокупными экономическими издержками, включающими (вмененные) издержки. Прибыль экономическую следует отличать от бухгалтерской прибыли, исчисляемой как разность между валовым доходом и явными издержками, включающими лишь фактические затраты (отраженные в бухгалтерской отчетности).

При расчете прибыли экономической в экономических (вмененных) издержках любого ресурса, используемого для производства товара, помимо явных издержек, учитываются также и неявные (не отраженные в предпринимательских издержках согласно бухгалтерской документации), то есть условно включаемые в сумму бухгалтерской прибыли. При всех условиях фирма стремится производить такое количество продукции, которое обеспечивает ей максимальный доход и минимальные потери. При сравнении общих (валовых) издержек производства и общего (валового) дохода фирме имеет смысл производить продукцию, если она будет получать прибыль экономическую. При отрицательной экономической прибыли рационален уход фирмы с рынка.

В условиях долговременного равновесия экономическая прибыль всех фирм стремится к нулю, но эта тенденция означает, что сама отрасль является конкурентной. Только те фирмы, которые имеют собственные технические патенты или иные преимущества, позволяющие выпускать продукцию с более низкими, чем у других, издержками, на краткосрочном этапе получат повышенную экономическую прибыль.

Если же мы обратимся к Налоговому Кодексу РФ, то увидим разделение прибыли на бухгалтерскую прибыль и прибыль для целей налогообложения, величина которых часто не совпадает из-за разницы в методах определения прибыли.

Прибыль: для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов; для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Процедура определения доходов и расходов, определяется Налоговым Кодексом и часто отличается от процедуры определения доходов и расходов, принятой в российском бухгалтерском учете. В связи с этим на российских предприятиях приходится вести два учета — налоговый и бухгалтерский (иногда к ним прибавляется еще и третий — управленческий).

В соответствии с другими классификациями прибыли выделяют также прибыль налогооблагаемую и не облагаемую налогом. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции их конечного эффекта.

По характеру инфляционной очистки прибыли некоторые авторы выделяют номинальную и реальную прибыль. Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной суммы прибыли за анализируемый период, скорректированной на индекс инфляции в соответствующем порядке.

По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль предшествующего периода, прибыль отчетного периода и планируемую прибыль.

По регулярности формирования прибыль делится на регулярно формируемую и так называемую «чрезвычайно» формируемую. В рыночной экономике данный вид прибыли характеризует необычный для данного предприятия источник ее формирования или очень редкий характер ее получения.

По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, выделяют капитализированную и потребляемую части. «Капитализированная прибыль представляет собой ту ее часть, которая направляется на финансирование прироста активов, а потребляемая – ту часть, которая израсходована на выплату собственникам, персоналу или социальные программы предприятия».

Прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности организации, что находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности. Если ориентироваться на бухгалтерскую прибыль, то из формулы ее определения следует очевидный вывод: если в алгоритме расчета последовательно учитывать те или иные однородные доходы и расходы, то можно получить несколько показателей прибыли.

Эта идея как раз реализована в отчете о прибылях и убытках, в котором мы можем видеть целую систему показателей прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль отчетного периода. В данной форме представлена система формирования прибыли предприятия по правилам бухгалтерского учета.

Валовая прибыль представляет разницу между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг. Понятие валовой прибыли тождественно понятию маржинальная прибыль (валовая маржа), которая представляет собой разницу между выручкой-нетто и переменными затратами.

Для расчета прибыли от продаж необходимо определить разницу между той же выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции, включающей в себя коммерческие и управленческие расходы. Прибыль от продаж – это финансовый результат от основной деятельности предприятия (производства продукции или услуг, продажи товаров). Прибыль от продаж образуется как результат покрытия валовой прибылью коммерческих и управленческих расходов.

Это главный элемент прибыли до налогообложения, который у нормально функционирующей организации составляет основу чистой прибыли и отражает роль маркетинговых и производственных факторов в формировании финансовых результатов. Убыток от продаж свидетельствует о неэффективном ведении хозяйственной деятельности, что требует выявления причин высоких расходов, оценки ценовой политики организации.

Для расчета следующего показателя прибыли – прибыли до налогообложения необходимо учитывать, что помимо доходов и расходов по обычным видам деятельности, организация также получает прочие доходы и несет прочие расходы, не связанные с предметом деятельности организации.

Стоит обратить внимание, что в форме №2 предусмотрены отдельные статьи «Проценты к получение», «Проценты к уплате», «Доходы от участия в других организациях». Однако они не являются обязательными для заполнения, если являются несущественными для оценки финансовых результатов организации. Тогда суммы эти операционных расходов отражаются в составе прочих. В ином случае эти статьи показываются самостоятельными строками, причем требование существенности может привести к дальнейшей детализации отдельных доходов и соответствующих им расходов. При этом организация должна дать разъяснения в отчетности по данному вопросу.

Для расчета прибыли до налогообложения также следует учитывать внереализационные доходы и расходы, «которые возникают в связи с хозяйственными операциями и фактами хозяйственной жизни, не относящимися к обычным видам деятельности и прочей операционной деятельности. Они непосредственно не связаны с процессом производства и обращения. Иначе говоря, внереализационные доходы не являются заработанными, внереализационные расходы не относятся к числу расходов, объективно необходимых для ведения хозяйственной деятельности. Перечень данных расходов и доходов является открытым».

Стоит отметить тот факт, что в форме отчетности № 2 «Отчет о прибылях и убытках» операционные и внереализационные доходы отражаются по статье «Прочие доходы», а одноименные доходы и расходы по статье «Прочие расходы».

Прибыль до налогообложения характеризует величину общего экономического эффекта, полученного от финансово-хозяйственной деятельности в обычных условиях функционирования организации. Ее формирование в значительной степени может определяться финансовыми результатами по операциям, не относящимся к обычным видам деятельности, в частности внереализационным. Не исключено, что существенная сумма прибыли от продаж теряется в результате прочих убытков.

Таким образом, прибыль (убыток) до налогообложения определяется расчетным путем как сумма всех прибылей и доходов, уменьшенная на сумму всех убытков и расходов. Данный показатель адекватен показателю «бухгалтерская прибыль».

Конечным финансовым результатом деятельности организации является чистая (нераспределенная) прибыль, которая рассчитывается в отчете о прибылях и убытках по формуле:

- прибыль (убыток) до налогообложения - налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.

Чистая прибыль является важнейшим показателем, обобщающим результаты хозяйственной деятельности. Аналитическое значение этого показателя обусловлено разнообразными и многочисленными факторами его формирования. Оценка роли этих факторов позволяет анализировать качество прибыли, реальный прирост капитала, прогнозировать изменение финансовых результатов, оценивать качество управленческих решений руководства организации в отчетном году. Роль показателя чистой прибыли обусловлена также и тем, что он показывает возможности и границы направления капитала организации на цели расширенного воспроизводства и выплату доходов собственникам (участникам и учредителям организации) по результатам отчетного года.

Также может рассчитываться показатель чистой прибыли на 1 рубль прибыли от продаж.

Нераспределенная прибыль отчетного периода представляет собой чистую прибыль за минусом дивидендов и характеризует прирост капитала, достигнутый в отчетном году в результате ведения хозяйственной деятельности.

Под условно-постоянными расходами (затратами) понимаются расходы, величина которых существенным образом не зависит от изменения объема производства (например, управленческие расходы, значительная часть коммерческих расходов).

Показатель прибыли, исчисляемый как разница между выручкой от реализации и переменными затратами, также называется маржинальным доходом (прибылью), который обеспечивает покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Обособление показателей прибыли, приведенных в схеме, вызвано не только логикой формирования итогового финансового результата, но и тем обстоятельством, что отдельные показатели прибыли в известном смысле ориентированы на различные категории пользователей.

2. Внешнее окружение и его влияние на деятельность предприятия

Чувашская Республика – небольшой по территории, но динамично развивающийся и инвестиционно-привлекательный регион. Основой для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса являются авторитет власти, межнациональное согласие, выгодное географическое положение, благоприятные природно-климатические условия, развитые инженерная, телекоммуникационная и транспортная инфраструктуры, правовые и экономические гарантии инвестиций, значительный потенциал трудовых ресурсов. Чувашская Республика не имеет запасов стратегического сырья, поэтому основным приоритетом выбран инновационный путь развития экономики.

В целом общественно-политическая ситуация в республике стабильна, несмотря на последствия экономического кризиса, преодолеваемые с помощью федеральной бюджетной поддержки и регионального властного давления на предприятия в целях устранения возможного негативного впечатления федеральных властей от работы исполнительной власти Чувашской Республики.

Функционирование экономики Чувашской Республики в долгосрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями и факторами.

Среди внешних условий наибольшее значение для Чувашии будут иметь динамика развития мировой экономики, использование достижений российских и иностранных компаний в наукоемких высокотехнологичных отраслях экономики, вступление России во Всемирную торговую организацию, общественно-политическая и социально-экономическая стабильность в Российской Федерации, демографическая ситуация.

К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики и требующим максимального государственного воздействия, относятся следующие факторы:

  •  активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов;
  •  повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;
  •  повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;
  •  стимулирование диверсификации и технологического развития;
  •  состояние производственных фондов, степень их изношенности;
  •  развитие сектора общественных услуг;
  •  ограничение повышения цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги;
  •  реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.

В настоящее время для Чувашской Республики характерны положительные тенденции роста производства ведущих отраслей экономики и существенные изменения в социальной сфере.

В  январе 2012 г. в Чувашской Республике число родившихся увеличилось на 157 чел. (на 13,4 %) по сравнению с соответствующим периодом 2011 г., число умерших уменьшилось на 105 чел. (на  7,2 %). Число умерших превысило число родившихся на 2,3 % (в  январе 2011 г. – на 24,9 %).   

Открытое Акционерное Общество «Электроавтомат», почтовый индекс 429800, банковские реквизиты: р/с 40702810275070000246 в Чувашском банке акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ Алатырское ОСБ 7508, к/с 30IОI8I0300000000609, БИК 049706609, ИНН 2122000604, код ОКПО 2432949, код ОКОНХ 14328.

Основными видами деятельности общества являются:

- разработка и производство коммутационной и защитной электроаппаратуры для авиационной техники;

- разработка и производство продукции производственно-технического назначения для различных отраслей промышленности и непродовольственных товаров народного потребления;

- выполнение работ и оказание услуг по прямым договорам и с другими предприятиями и организациями;

- платные услуги населению;

- коммерческие, торгово-заготовительные и посреднические операции;

- внешнеэкономические операции, в т.ч. реализация дистрибьюторских и дилерских функций.

Собрание акционеров: совет директоров, генеральный директор, ревизионная комиссия. Правление : технический директор по продукции, главный контролер нач.ОТК, управляющий по качеству и сертификации, главный инженер по ОБП (член Правления), директор по внешним связям (член Правления), директор основного производства(член Правления), директор по маркетингу, развитию и закупкам (член Правления), зам.генерального директора по общим вопросам (член Правления), пом.генерального директора по БиР(член Правления), главный экономист-нач. ОЭ,главный бухгалтер (член Правления).

Технический директор по продукции (член Правления): заместитель технического директора - начальник ТО, начальник ПТО, главный метролог – нач. ОГМетр, главный контролер нач.ОТК, управляющий по качеству и сертификации. Заместитель технического директора – начальник ТО: ТО, КТЦ, начальник ЦЗЛ- главный металлург, цеховые ремгруппы оснастки, цеховые БИХ. Главный метролог: ОГМетр, отв. За СИ т МЭ технической документации в цехах и службах. Главный контролер нач.ОТК: ОТК,КИЦ.

Управляющий по качеству и сертификации: ОМК. Главный инженер по ОБП (член Правления): цеховые механики и мастера по оборудованию, главный механик- начальник ЭМС: ОГМ, уч.№27, главный энергетик(ОГЭ,цех №37,отв. за энергохозяйство в цехах и службах). Директор основного производства: зам.директора основного производства – главный диспетчер системы МАХ( КСЦ,ПДО, цех №3, цех №5, цех №7, цех №9, цех №25). Директор по маркетингу развитию и закупкам(член Правления): зам.директора по закупкам-нач.ОЗ(ОЗ, ОМрк). Зам.генерального директора по общим вопросам (член Правления): начальник ТиАХС, ОКС, уч.№29, ЛОЦ, ЦОП. Начальник ТиАХС: АХБ, ТСБ-цех №30, склады подразделений на базе. Пом.генерального директора по БиР(член Правления): начальник СОПБ(ВОХР,ВПО), ОУП и ПК, ОРЗИ и МП.

Главный бухгалтер (член Правления): бухгалтерия, ФО, ЮБ, материально-ответственные лица в подразделениях.

Расшифровка подразделений:

ТО - технический отдел

ЦЗЛ – центральная заводская лаборатория

ПТО – производство технологического оснащения

ОТК – отдел технического контроля

КИЦ – контрольно-испытательный центр

БИХ – бюро инструментального хозяйства

ОГМетр – отдел главного метролога

СИиМЭ – средства измерения и метрологическая экспертиза

ОМК – отдел менеджмента качества

ОПБ – обслуживание и безопасность производства

ОГМ – отдел главного механика

ЭМС – энерго-механическая служба

Уч.№ 27 – ремонтно-механический участок

ОГЭ – отдел главного энергетика

Цех № 37 – теплосиловой и энергоремонтный цех

КСЦ – комплектовочно-складской центр

БТБиОТ – бюро техники безопасности и охраны труда

БООС – бюро охраны окружающей среды

ОЗ ЭМС – отдел закупок энерго-механической службы

КТЦ – компьютерно-технический центр

ПДО – производственно-технический отдел

Цех № 3 – цех переработки пластмасс

Цех № 5 – штамповочный цех

Цех № 7 – механический цех

Цех № 9 – сборочный цех

Цех № 25 – гальванический цех

АХБ – административно-хозяйственное бюро

ОЗ – отдел закупок

ОМрк – отдел маркетинга

ОКС – отдел капитального строительства

Уч.№29 – ремонтно-строительный участок

ЛОЦ – лечебно-оздоровительный центр

ЦОП – центр общественного питания

ТиАХС – транспортная и административно-хозяйственная служба

ТСБ – транспортно-складская база

БиР – безопасность и режим

СОПБ – служба охраны и пожарной безопасности

ВПО – ведомственная пожарная охрана

ВОХР – ведомственная охрана

ОРЗИиМП – отдел режима, защиты информации и мобподготовки

ФО – финансовый отдел

ОЭ – отдел экономики

ОУПиПК – отдел управления персоналом и подготовки кадров

ЮБ – юридическое бюро

Характеристика основных экономических показателей  ОАО "Электроавтомат" за 3 года  представлена в таблице 1.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности

ОАО "Электроавтомат" за 2010 - 2012 гг.

п/п

Наименование

показателя

Ед.

изм.

Годы

Отклонение

Темп

изменения, %

2010

2011

2012

2011 -

2010

2012-2011

2011/

2010

2012

/2011

1

Объем реализации услуг (продукции, работ)

тыс.

руб.

331040

537270

595649

206230

58379

162,3

110,87

2

Численность персонала

чел.

1320

1379

1254

59

-125

104,47

90,94

3

Производительность труда

1-го работника

тыс.

руб.

250,8

389,6

474,9

138,8

85,3

155,34

121,89

4

Годовой фонд заработной платы персонала

тыс.

руб.

39600

41370

37620

1770

-3750

104,47

90,94

5

Среднегодовая зарплата

1-го работающего

тыс.

руб.

14270

14550

15240

280

690

101,96

104,74

6

Себестоимость услуг (продукции, работ)

тыс.

руб.

182968

252747

313358

69779

60611

138,14

123,98

7

Затраты на 1 руб. реализации услуг (продукции, работ)

коп.

0,55

0,47

0,52

-0,08

0,05

85,45

110,64

8

Прибыль от реализации услуг, продукции

тыс.

руб.

53132

162101

138868

108969

-23233

305,09

85,67

9

Рентабельность продукции (8/6)

%

1,81

0,64

1,9

-1,17

1,26

35,36

296,88

10

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

тыс.

руб.

149353,5

153474,5

153474,5

4121

0

102,76

100,0

11

Фондоотдача (1/10)

тыс. руб.

2,22

3,51

3,88

1,29

0,37

158,11

110,54

На протяжении всего рассматриваемого периода наблюдалось увеличение объема реализации: в 2011г. по сравнению с 2010г. повысился на 206230 тыс. руб. и составил 537270 тыс. руб., тогда как в 2012г. объем реализации составил 595649 тыс. руб. Это произошло за счет увеличения стоимости имущества, а также за счет роста объема реализации обеспечен повышением эффективности использования имущества организации.

Среднесписочная численность работников увеличилась в 2011г. по сравнению с 2010г. на 59 человека. В 2012г. данный показатель уменьшился на 9% м составил 1254 человек.

В 2010г. среднемесячная заработная плата составила 14270 руб. В 2011г. темп роста составил 1,96%, а в 2012г. по сравнению с 2011г. – 4,74%.

Проведенные расчеты показали не постоянные значения чистой прибыли предприятия: если в 2010г. она составила 53132 тыс. руб., то в 2011г. по сравнению с 2010г. темп роста чистой прибыли составил 305%, а в 2012г. – 85,67% от показателя 2011 г.. На увеличение чистой прибыли повлияли рост объема реализации, увеличение прочих операционных доходов, снижение внереализационных расходов.

Производительность труда за весь анализируемый период равномерно увеличивался. В 2010г. он составил 250,8 тыс. руб., в 2011г. – 389,6 тыс. руб., и в 2012г. – 474,9 тыс. руб. Повышение производительности труда и эффективность использования трудовых ресурсов оказывают непосредственное влияние на рост объема реализации продукции. В 2011г. темп роста производительности труда превышал темпы роста средней заработной платы – это является положительным моментом, так как это один из основополагающих принципов организации заработной платы: опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста средней оплаты труда. Нужно отметить, что в 2012г. темпы роста средней заработной платы опередили темпы роста производительности труда.

Фондоотдача имеет тенденцию к увеличению. Темп роста в 2011г. составил 58,11 %, а в 2012г. – 10,54%. Это произошло в следствии прироста объема продукции, снижения среднегодовой стоимости основных фондов, а также более эффективном использовании основных средств.

За рассматриваемый период на предприятии наблюдалось непостоянство показателя общей рентабельности. В 2010г. общая рентабельность составила 1,81%, тогда как в 2011г. она снизилась на 1,17п. и составила 0,64%. В 2012г.  рентабельность выросла и составила 1,9%. Повышение общей рентабельности говорит о том, что увеличивается  чистая доходность продаж, т.е. количество чистой прибыли на 1 руб. вырученной продукции.

3. Анализ прибыли и рентабельности ОАО "Электроавтомат"

Одним из важнейших финансовых результатов деятельности предприятия считается прибыль, которая является абсолютным показателем эффективности.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, решения проблем социальных и материальных потребностей персонала предприятия.

Прибыль – это часть чистого дохода, созданного предприятием в процессе производства и реализованного в сфере обращения.

На размер прибыли оказывают влияние не только объем реализованной продукции, но ее качество, ассортимент, уровень себестоимости, пени, штрафы.

 В табл. 2. представлен анализ формирования прибыли ОАО "Электроавтомат" за 2010 - 2012 гг.

.

Таблица 2

Анализ состава и динамики прибыли

ОАО "Электроавтомат" за 2010 - 2012 гг., тыс. руб.

Наименование

показателя

2010г.

2011г.

2012г.

Абсолютное изменение

(+,-)

Темп изменения, %

2011 -

2010

2012-2011

2011/

2010

2012

/2011

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

331040

537270

595649

206230

58379

162,3

110,9

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

182968

252747

313358

69779

60611

138,1

124,0

Валовая прибыль

148072

284523

282291

136451

-2232

192,2

99,2

Коммерческие расходы

6091

10356

12025

4265

1669

170

116,1

Окончание таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

8

Управленческие расходы

88849

112066

131398

23217

19332

126,1

117,3

Прибыль (убыток) от продаж

5313

162101

138868

156788

-23233

3051

85,7

Проценты к получению

986

2460

5064

1474

2604

249,5

205,9

Проценты к уплате

6

12

0

6

-12

200

0,0

Прочие доходы

14729

10319

7501

-4410

-2818

70

72,7

Прочие расходы

15398

71305

12203

55907

-59102

463

17,1

Прибыль (убыток) до налогообложения

53443

103563

139230

50120

35667

193,8

134,4

Отложенные налоговые активы

1904

2557

-

653

-

134,3

-

Отложенные налоговые обязательства

2615

866

-

-1749

-

33,1

-

Текущий налог на прибыль

12379

24295

27838

11916

3543

196,3

114,6

Обязательные платежи из прибыли

146

115

0

-34

-115

78,8

0,0

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

40207

80844

108854

40637

28010

201

134,6

         На протяжении рассматриваемого периода наблюдалось увеличение выручки: в 2010г. объем выручки от реализации продукции составил 331040 тыс. руб., в 2011г. данный показатель увеличился на 62,3% и составил 537270 тыс. руб., аналогичный показатель в 2012г. составил около 595649 тыс. руб.

Валовая прибыль в анализируемом периоде носит нестабильный характер: если в 2011г. она увеличилась к уровню 2010г. на 92,2%., то в 2012г. снизилась на 0,8% к уровню предыдущего года, или на 2232 тыс. руб.

Темп роста прибыли от продаж в 2011г. составил 2951%. В 2012г. в связи с повышением коммерческих расходов на 16,1% прибыль от продаж снизилась на 23233 тыс. руб. и составила 138868 тыс. руб.

         В анализируемом периоде прибыль от продаж превышала значения сальдо операционных, внереализационных доходов и расходов, в результате чего финансовый результат до налогообложения был положительной величиной – прибыль до налогообложения показала, что в 2010г. составила 53443 тыс. руб., в 2011г. – 103563 тыс. руб., в 2012г. – 139230 тыс. руб. Анализ структуры прибыли от продаж показал, что в 2010г. доля прибыли до налогообложения составляла 91,2%, в 2011г. – 95,7%, в 2012г. – 99,9%.

         Чистая прибыль за 2010г. составила 40207 тыс. руб. Темп роста данного показателя в 2011г. составил 101% и был равен 80844 тыс. руб., а в 2012г. - на 34,6% и составил 108854 тыс. руб.

Коэффициенты рентабельности (прибыльности) характеризуют способность предприятия генерировать необходимую прибыль в процессе своей хозяйственной деятельности и определяют общую эффективность использования активов и вложенного капитала с учетом факторов риска.

 

Таблица 3

Анализ рентабельности  ОАО "Электроавтомат" за 2010 - 2012 гг.

Показатели

Годы

2010

2011

2012

1. Выручка (нетто)

331040

537270

595649

2. Прибыль от продаж

53132

162101

138868

3. Чистая прибыль, тыс. руб.

40207

80844

108854

4. Среднегодовая сумма всех активов

315966

379192

452325

5. Среднегодовая величина ОС и НМА (по остаточной стоимости)

156261

150720

170065

6. Среднегодовая величина оборотных активов

153924,5

198692

259456,5

7. Рентабельность активов по чистой прибыли п.3/п.4

0,127

0,213

0,241

8. Рентабельность внеоборотных активов по чистой прибыли п.3/п.5

0,257

0,536

0,64

9. Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли п.3/п.6

0,261

0,407

0,420

10. Рентабельность продаж по прибыли от продаж п.2/п.1

0,161

0,302

0,233

11. Рентабельность продаж по чистой прибыли п.3/п.1

0,121

0,15

0,183

 Из анализа таблицы 3, видно, что все показатели рентабельности ОАО «Электроавтомат»  за рассматриваемый период имеют стабильный рост.

Рентабельность активов по чистой прибыли в 2010 г. составила 0,127, в 2011 г. – 0,213, в 2012 г. – 0,241.

Рентабельность внеоборотных активов по чистой прибыли за 2010 г – 0,257, за 2011 г. – 0,536, - за 2012 г. – 0,64.

Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли также растет: в 2010 г. она составила 0,261, в  2011 г. – 0,407, в 2012 г. – 0,420.

Рентабельность продаж по прибыли от продаж в 2010 г. составила 0,161, в 2011 г. выросла и составила 0,302, а в 2012 г. снизилась и составила 0,233.

Рентабельность продаж по чистой прибыли имеет стабильный рост и показатели составили: в 2010 г. – 121, в 2011 г. – 0,15, в 2012 г. – 0,183.

4. Направления повышения прибыли и рентабельности

ОАО "Электроавтомат"

Итак, направлениями совершенствования работы ОАО «Электроавтомат» являются:

  1.  развитие способности поставлять коммутационную и защитную электроаппаратуру (для авиационной техники двойного назначения, наземного контрольно-испытательного оборудования), низковольтную электроаппаратуру и комплектующие изделия, производственно-технического назначения для различных видов транспорта, электросетей, зданий и сооружений, электроустановок и промышленного оборудования в соответствии с требованиями потребителей, законодательными и другими обязательными требованиями;
  2.  повышение удовлетворенности потребителя посредством эффективного применения СМК, постоянного её улучшения на основе ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ РВ 15.002.

Идея деятельности ОАО «Электроавтомат» состоит из следующих принципов:

  1.  повышение качества разрабатываемой и выпускаемой продукции за счет поиска и внедрения инновационных технологий и материалов;
  2.  поддержание системы постоянного повышения квалификации персонала, основанной на материальной мотивации;
  3.  выполнение требований заказчика и снижение риска для заказчика при выполнении оборонного заказа, заказов потребителей авиационной техники двойного назначения и продукции производственно-технического назначения;
  4.  повышение результативности мероприятий по обеспечению качества оборонной продукции (авиационной техники двойного назначения) на стадиях её жизненного цикла и предупреждению отклонений от заданных требований;
  5.  повышение результативности и эффективности процессов СМК;
  6.  постоянное повышение качества продукции на основе проводимого высшим руководством (координационным советом) анализа достоверных данных ИИСУ МАХ и дополнительной информации по качеству;
  7.  создание атмосферы единомыслия всех сотрудников в их устремлении к повышению качества труда от генерального директора до каждого исполнителя;
  8.  поддержание системы актуализации применения функций и отчетов системы ИИСУ МАХ по всем службам и подразделениям; эффективное использование финансовых и других ресурсов; анализ и сокращение причин, вызывающих несоответствие продукции, анализ затрат;
  9.  обеспечение высокоэффективной работы всего коллектива улучшением условий труда, заботой о нуждах работающих на предприятии;
  10.  повышение ответственности всего персонала в области улучшения качества выпускаемой продукции от генерального директора до каждого исполнителя; обеспечение и гарантия безупречного качества поставляемой потребителям продукции на основе взаимовыгодных отношений с поставщиками материалов и комплектующих изделий, их оценки и выбора. Руководство ОАО «Электроавтомат» берет на себя обязательства обеспечить условия для реализации политики в области качества и ее актуализацию в соответствии с изменяющимися требованиями рынка. По всему вышесказанному можно сделать вывод, что предприятие находится в устойчивом финансовом положении. Все показатели за 2008год не ниже допустимых норм, получена прибыль, выросли объемы, сделаны большие капитальные вложения, прибыли от продаж получено больше,чем в 2006 году, возросли показатели рентабельности. 

В заключение хотелось бы остановиться на наиболее интересных моментах практики и сделать следующие выводы и предложения.

В целом, можно утверждать, что ОАО «Электроавтомат» большое предприятие, предлагающее разнообразный и современный ассортимент продукции. Слаженная организационная структура ОАО «Электроавтомат» позволяет заводу работать наиболее продуктивно, используя новейшие технологии производства.

Прибыльность средств предприятия или их источников обусловлена как ценообразовательной политикой предприятия и уровнем затрат на производство реализованной продукции, так и деловой активностью, измеряемой оборачиваемостью средств или их источников, а также рентабельностью деятельности.

Пути повышения рентабельности средств или их источников: при низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов и, наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т.е. повышением рентабельности продаж.

Рост фондоотдачи достигается за счет увеличения производительности машин, механизмов и оборудования, сокращения их простоев, оптимальной загрузки техники, технического совершенствования производственных основных средств.

Так же следует ориентироваться на увеличение количества заказов с целью уменьшения масштаба риска неуплаты, которые значительны при наличии монопольного заказчика.

Предприятию следует увеличить прибыль за счет роста показателей деловой активности и рентабельности производственно – хозяйственной деятельности.

Для этого необходимо усовершенствовать материально – техническую базу, что требует дополнительных инвестиций.

Привлечение кредитов под прибыльные проекты, способные принести предприятию высокий доход, также является одним из резервов финансового оздоровления предприятия.

Одним из эффективных методов обновления материально – технической базы предприятия является лизинг, который не требует полной единовременной оплаты арендуемого имущества и служит одним из видов инвестирования. Использование ускоренной амортизации по лизинговым операциям позволяет оперативно обновлять оборудование и вести техническое перевооружение производства.

В дальнейшем следует оперативно реагировать на конъюнктуру рынка, изменяя в соответствии с его требованиями ассортимент продукции и ценовую политику.

По данным анализа видно, что у ОАО «Электроавтомат» существенная величина дебиторской задолженности (32562 тыс. руб.  в 2012 г.), имеющая тенденцию к росту.

Поэтому предприятию следует воспользоваться важным источником финансового оздоровления – факторингом, т.е. уступкой банку или факторинговой компании права на востребование дебиторской задолженности, или договора – цессии, по которому предприятие уступает свое требование к дебитору банку в качестве обеспечения возврата кредита.

Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижение ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.

Данные мероприятия способствуют ускорению оборачиваемости капитала за счет сокращения сверхнормативных запасов и периода инкассации дебиторской задолженности. Все это позволит увеличить прибыль и рентабельность.

Заключение

Открытое Акционерное Общество «Электроавтомат», почтовый индекс 429800, банковские реквизиты: р/с 40702810275070000246 в Чувашском банке акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ Алатырское ОСБ 7508, к/с 30IОI8I0300000000609, БИК 049706609, ИНН 2122000604, код ОКПО 2432949, код ОКОНХ 14328.

Основными видами деятельности общества являются:

- разработка и производство коммутационной и защитной электроаппаратуры для авиационной техники;

- разработка и производство продукции производственно-технического назначения для различных отраслей промышленности и непродовольственных товаров народного потребления;

- выполнение работ и оказание услуг по прямым договорам и с другими предприятиями и организациями;

- платные услуги населению;

- коммерческие, торгово-заготовительные и посреднические операции;

- внешнеэкономические операции, в т.ч. реализация дистрибьюторских и дилерских функций.

На протяжении всего рассматриваемого периода наблюдалось увеличение объема реализации: в 2011г. по сравнению с 2010г. повысился на 206230 тыс. руб. и составил 537270 тыс. руб., тогда как в 2012г. объем реализации составил 595649 тыс. руб. Это произошло за счет увеличения стоимости имущества, а также за счет роста объема реализации обеспечен повышением эффективности использования имущества организации.

Среднесписочная численность работников увеличилась в 2011г. по сравнению с 2010г. на 59 человека. В 2012г. данный показатель уменьшился на 9% м составил 1254 человек.

В 2010г. среднемесячная заработная плата составила 14270 руб. В 2011г. темп роста составил 1,96%, а в 2012г. по сравнению с 2011г. – 4,74%.

Проведенные расчеты показали не постоянные значения чистой прибыли предприятия: если в 2010г. она составила 53132 тыс. руб., то в 2011г. по сравнению с 2010г. темп роста чистой прибыли составил 305%, а в 2012г. – 85,67% от показателя 2011 г.. На увеличение чистой прибыли повлияли рост объема реализации, увеличение прочих операционных доходов, снижение внереализационных расходов.

Производительность труда за весь анализируемый период равномерно увеличивался. В 2010г. он составил 250,8 тыс. руб., в 2011г. – 389,6 тыс. руб., и в 2012г. – 474,9 тыс. руб. Повышение производительности труда и эффективность использования трудовых ресурсов оказывают непосредственное влияние на рост объема реализации продукции. В 2011г. темп роста производительности труда превышал темпы роста средней заработной платы – это является положительным моментом, так как это один из основополагающих принципов организации заработной платы: опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста средней оплаты труда. Нужно отметить, что в 2012г. темпы роста средней заработной платы опередили темпы роста производительности труда.

Фондоотдача имеет тенденцию к увеличению. Темп роста в 2011г. составил 58,11 %, а в 2012г. – 10,54%. Это произошло в следствии прироста объема продукции, снижения среднегодовой стоимости основных фондов, а также более эффективном использовании основных средств.

За рассматриваемый период на предприятии наблюдалось непостоянство показателя общей рентабельности. В 2010г. общая рентабельность составила 1,81%, тогда как в 2011г. она снизилась на 1,17п. и составила 0,64%. В 2012г.  рентабельность выросла и составила 1,9%. Повышение общей рентабельности говорит о том, что увеличивается  чистая доходность продаж, т.е. количество чистой прибыли на 1 руб. вырученной продукции.

  Валовая прибыль в анализируемом периоде носит нестабильный характер: если в 2011г. она увеличилась к уровню 2010г. на 92,2%., то в 2012г. снизилась на 0,8% к уровню предыдущего года, или на 2232 тыс. руб.

Темп роста прибыли от продаж в 2011г. составил 2951%. В 2012г. в связи с повышением коммерческих расходов на 16,1% прибыль от продаж снизилась на 23233 тыс. руб. и составила 138868 тыс. руб.

         В анализируемом периоде прибыль от продаж превышала значения сальдо операционных, внереализационных доходов и расходов, в результате чего финансовый результат до налогообложения был положительной величиной – прибыль до налогообложения показала, что в 2010г. составила 53443 тыс. руб., в 2011г. – 103563 тыс. руб., в 2012г. – 139230 тыс. руб. Анализ структуры прибыли от продаж показал, что в 2010г. доля прибыли до налогообложения составляла 91,2%, в 2011г. – 95,7%, в 2012г. – 99,9%.

         Чистая прибыль за 2010г. составила 40207 тыс. руб. Темп роста данного показателя в 2011г. составил 101% и был равен 80844 тыс. руб., а в 2012г. - на 34,6% и составил 108854 тыс. руб.

Все показатели рентабельности ОАО «Электроавтомат»  за рассматриваемый период имеют стабильный рост.

Рентабельность активов по чистой прибыли в 2010 г. составила 0,127, в 2011 г. – 0,213, в 2012 г. – 0,241.

Рентабельность внеоборотных активов по чистой прибыли за 2010 г – 0,257, за 2011 г. – 0,536, - за 2012 г. – 0,64.

Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли также растет: в 2010 г. она составила 0,261, в  2011 г. – 0,407, в 2012 г. – 0,420.

Рентабельность продаж по прибыли от продаж в 2010 г. составила 0,161, в 2011 г. выросла и составила 0,302, а в 2012 г. снизилась и составила 0,233.

Рентабельность продаж по чистой прибыли имеет стабильный рост и показатели составили: в 2010 г. – 121, в 2011 г. – 0,15, в 2012 г. – 0,183.

По данным анализа видно, что у ОАО «Электроавтомат» существенная величина дебиторской задолженности (32562 тыс. руб.  в 2012 г.), имеющая тенденцию к росту.

Поэтому предприятию следует воспользоваться важным источником финансового оздоровления – факторингом, т.е. уступкой банку или факторинговой компании права на востребование дебиторской задолженности, или договора – цессии, по которому предприятие уступает свое требование к дебитору банку в качестве обеспечения возврата кредита.

Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижение ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.

Данные мероприятия способствуют ускорению оборачиваемости капитала за счет сокращения сверхнормативных запасов и периода инкассации дебиторской задолженности. Все это позволит увеличить прибыль и рентабельность.

Список использованной литературы

  1.  Баканов М.И. Теория экономического анализа/М.И. Баканов – М.: Финансы и статистика,2011. – 416 с.
  2.  Балабанов  И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: учебник /И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 340 с.
  3.   Банк В. Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Р. Банк, С. В. Банк. – М.: TK Велби, Изд-во Проспект, 2011, – 344 с.
  4.  Гермалович Н.А. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /Н.А. Гермалович. – М: Финансы и статистика, 2011. – 346 с.
  5.  Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Т. Гиляровская и др. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011. – 360 с.
  6.  Головлева Е.Л. Массовые коммуникации медиапланирование. – М.: Феникс, 2008. - 250 с.
  7.  Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Практикум/ Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – M.: Издательство «Дело и Сервис», 2011. – 144 с.
  8.  Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2011. – 368 с.
  9.  Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. – 432с.
  10.  Михалева, Е. П.  Маркетинг. Конспект лекций/ Е. П. Михалева. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 224 с.
  11.    Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 456 с.
  12.  Фомина В.П., Баркан Н.А. Программа по преддипломной практике для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения  по специальности 061100 – «Менеджмент организации». Москва, Изд-во ВНИИплем, 2008 г.
  13.  Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. – М.: Норма, 2011. – 345 с.
  14.  Экономика: Учебное пособие /Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2009. – 896 с.
  15.  Экономическая теория: Учеб. пособие /Под ред. Н.И. Базылева.- М.: ИНФРА – М, 2011. – 662 с.
  16.  Экономическая теория: Учебник / Под общей ред.  Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 714 с.
  17.  Экономическая теория: Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 448 с.
  18.  Экономическая теория: Учебник / Под ред.  Н.И. Базылева,  С.П. Гурко.  – М.:  ИНФРА-М, 2010. – 512 с.
  19.  Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 557с.
  20.  Экономическая теория: Учебное пособие /Под ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 714 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52973. TAXATION. WHAT ARE TAXES? 528 KB
  Businesses and individuals are subject to many forms of taxes. The various forms of business organization are not taxed equally. The tax situation is simplest for proprietorships and most partnerships; corporations or companies are treated differently.
52974. Фінікія 55.5 KB
  Мета: визначити час на який припадає поява та розквіт фінікійських міст – держав ознайомитися з господарством Фінікії досягненнями фінікійців у писемності та в інших галузях культури розкрити причини колонізації фінікійців значення колонізації; розвивати інформаційно пізнавальні компетентності вміння самостійної роботи з різними джерелами інформації аналізувати факти та явища робити висновки комунікативні компетентності вміння висловлювати власну думку аргументувати свою позицію представляти дослідження...
52975. Клас Кісткові риби. Загальна характеристика класу. Зовнішня будова риб 383 KB
  Мета: сформувати в учнів знання про клас Кісткові риби; розкрити особливості зовнішньої будови та життєдіяльність представників цього класу у зв’язку з умовами життя; простежити ускладнення будови кісткових риб порівняно з ланцетником і хрящовими рибами;визначити місце кісткових риб у системі органічного світу та еволюції хордових тварин;розвивати уміння самостійно працювати з малюнками та текстом підручника з натуральними об’єктами;вчити порівнювати й робити висновки; розвивати логічне мислення...
52976. Проблемне навчання фізики 64 KB
  Застосування принципу активності в навчанні особливо потрібне в українській школі бо якраз нам треба перебороти ту пасивність що віками вироблялась у нашого народу і розвинути ініціативу та творчі здібності нашої молоді. Предметом особливої уваги кожного педагога має бути використання в роботі таких засобів методів і форм навчання які спрямовані на розвиток критичності та незалежності мислення допитливості винахідливості самостійності тощо. Суттєво підвищити ефективність розвитку інтелектуальноеврестичних здібностей можна лише в...
52977. Княжа Русь-Україна. Київська Русь - держава з центром у Києві 225.5 KB
  Мандруючи разом по маєтку князя Костянтина Острозького ви будете відображати свої емоції на обличчі. Подорож почалася. Маєток князя такий красивий, що кожен наступний крок викликає захоплення. В одному з приміщень розташувалася перша книгодрукарня і тут вже друкують книги, що викликає справжню радість. Тут нам у руки дають потримати Острозьку Біблію і ми справді здивовані, тому що вона нараховує шістсот двадцять вісім сторінок.
52978. ФІЗИКО-ХІМІЧНІ ВЛАСТИВОСТІ КАРБОНОВИХ КИСЛОТ. ДОБУВАННЯ 456.5 KB
  Зміст лекційного матеріалу на тему Карбонові кислоти. Завдання різного рівня складності по темі: Карбонові кислоти. Попередні забезпечуючі Хімія Особливості будови карбонових кислот на прикладі молекули оцтової кислоти та її фізикохімічні властивості. Пояснити роль молочної кислоти у виробництві молочнокислих продуктів.
52979. Вода – життя основа 41 KB
  Мета: підвищити рівень інформативності і розширити знання учасників про значення роль і вплив води на людей та все живе на землі; детальніше ознайомити з фізичними властивостями води; формувати життєво важливі переконання виховувати любов до природи. Розвиток людської цивілізації потребує все більше і більше кількості прісної води. Властивості води в основному вивчені але ще дуже багато таємниць води не розкриті. На сьогоднішньому занятті ми з вами ознайомимося з фізичними і ще мало вивченими властивостями води більш докладніше...
52981. ФИЗИЧЕСКАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» 72.5 KB
  Ребята! Сегодня мы снова встречаемся в этом зале с вами на игре «Счастливый случай». В игре принимают участие команда 11-А класса (название) и команда 11-Б класса (название). Прошу команды занять свои места. ( Команды под музыку занимают свои места в зале).