49117

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ФИЛЬТРОВ

Курсовая

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Схема исследуемого фильтра Для данного звена требуется: Найти передаточную функцию по напряжению Найденную передаточную функцию представить в виде отношения двух полиномов коэффициенты которых выражены через параметры элементов цепи в общем виде; ту же функцию записать с вычисленными значениями коэффициентов полиномов числителя и знаменателя; вычислить значение добротности полюса. Составим узловые уравнения: Подставив данные в выражение Hp получим передаточную функцию в численном виде: Заменив р на iw в операторной передаточной...

Русский

2014-01-12

302 KB

5 чел.

Санкт  Петербургский Государственный Университет

Телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории линейных электрических цепей

часть 3

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ФИЛЬТРОВ

Выполнил студент: Сехин А.

                                  Группы: МТ-48

Санкт-Петербург

2006

Исходные данные, вариант 16

Рис. 1. Схема исследуемого фильтра

Для данного звена требуется:

Найти передаточную функцию по напряжению  Найденную передаточную функцию представить в виде отношения двух полиномов, коэффициенты которых выражены через параметры элементов цепи (в общем виде); ту же функцию записать с вычисленными значениями коэффициентов полиномов числителя и знаменателя; вычислить значение добротности полюса.

Определить АЧХ и ФЧХ, построить их графики.

Рассчитать и построить графики частотной зависимости чувствительности АЧХ и ФЧХ к заданному элементу Wk (R2)

Нахождение передаточной функции

В результате анализа заданной цепи следует получить передаточную функцию, которую в общем случае можно привести к виду: .

В частных случаях некоторые коэффициенты могут оказаться равными 0.

Составим узловые уравнения:


Подставив данные в выражение H(p), получим передаточную функцию в численном виде:

Заменив р на iw в операторной передаточной функции, получим ее в комплексной форме:

Резонансная частота и добротность фильтра будут равны:

АЧХ исследуемого фильтра равна модулю комплексной передаточной характеристики:

ФЧХ фильтра это аргумент комплексной передаточной характеристики, поэтому будем находить ее по формуле:


Построим графики АЧХ и ФЧХ. Таблицы с рассчитанными значениями АЧХ и ФЧХ приведены ниже

Рис. 2. АЧХ исследуемого фильтра

Рис. 3. ФЧХ исследуемого фильтра

Вычисление чувствительности по АЧХ и ФЧХ

Необходимо рассчитать и построить график частотной зависимости чувствительности АЧХ и ФЧХ к изменению номинала заданного элемента схемы.

числитель операторной передаточной функции

знаменатель операторной передаточной функции

формула рассчета чувствительности

Чувствительность в операторном виде

комплексная формула рассчета чувствительности

Чувствительность схемы по АЧХ равна реальной части S(w):

Чувствительность по ФЧХ равна мнимой части S(w):


Второй способ рассчета чувствительности (приведен для проверки правильности предыдущего метода)

Построим графики чувствительности  АЧХ и ФЧХ:

Рисунок 4. Чувствительность по АЧХ


Рисунок 5. Чувствительность по ФЧХ

Как видно, обе кривые совпадают, значит, чувствительность найдена верно. Ниже приведены таблицы значений АЧХ, ФЧХ и чувствительностей.

Расчет LC-фильтра

Данные для рассчета:

Тип фильтра:   ПЗФ

Вид аппроксимации:     По чебышеву

режим работы:   Односторонняя нагрузка при заданном входном напряжении

Методика рассчета фильтра заключается в рассчете низкочастотного фильтра-прототипа и последующем его частотном преобразовании, то есть пересчете его параметров и элементов для получения заданного фильтра.

Рассчитаем порядок фильтра-прототипа, то есть, количество реактивных элементов в его схеме:

нормированная граничная частота полосы пропускания ФПНЧ (при затухании дБ)

Найдем ослабление на частоте wkk при рассчитанном значении порядка фильтра:

*примечание. здесь и далее символ "k" у "w","p" и т.д. - это "крышечка", то есть это нормированные значения.

Исходя из полученного значения порядка фильтра, строим принципиальную схему ФПНЧ и определяем значения коэффициентов a

Рис. 6. Принципиальная схема ФПНЧ


По полученным коэффициентам найдем номиналы элеменов схемы. Так как необходимо синтезировать ПЗФ, то порядок фильтра увеличится в раза по сравнению с фильтром-прототипом, а его элементы преобразуются в соответствии с таблицей:

Пересчитаем полученные нормированные значения элементов ФПНЧ в элементы проектируемого фильтра. Так как у нас фильтр с односторонней нагрузкой при холостом ходе на выходе, то R0=R1

Рис. 7. Схема проектируемого ПЗФ

Передаточная характеристика ФПНЧ с точностью до постоянного множителя определяется выражением:

где V(pk) - полином Гурвица n-го порядка.

Учитывая то, что мы синтезируем фильтр с характеристикой по Чебышеву и порядок фильтра-прототипа равен 3, получим его передаточную функцию:

Передаточную функцию проектируемого фильтра H(p) можно получить путем частотного преобразования передаточной характеристики низкочастотного фильтра-прототипа. Формулы преобразования приведены ниже:

Так как порядок полосовых фильтров в 2 раза превосходит порядок фильтра-прототипа, то полином V(p) будет содержать два квадратичных полинома:


Рассчитаем V1(p) (для первого звена):

Полученная передаточная характеристика фильтра имеет вид:

Характеристика ослабления фильтра определяется формулой:

для фильтра-прототипа

для проектируемого фильтра

Найдем граничные частоты полосы пропускания проектируемого фильтра:

Построим графики зависимости ослабления фильтра-прототипа, рассчитанного фильтра от частоты и АЧХ проектируемого фильтра.

Рис. 8. Ослабление фильтра-прототипа


Рис. 9. АЧХ проектируемого фильтра

Как видно, кривые на крафике совпадают, значит, АЧХ найдена верно.

Рис. 10. Ослабление проектируемого фильтра

Рассчитанные значения для АЧХ и затуханий приведены в следующих таблицах:


Расчет АRС-фильтра

Рассчитанная в прошлом пункте передаточная характеристика представляет собой следующее выражение:

Разобьем данную функцию на три выражения, для этого числитель представим в виде произведения 3 одинаковых сомножителей вида:

Таким образом, проектируемый АRС-фильтр будет состоять из 3 звеньев одинаковой конфигурации (так как мы имеем 3 передаточные характеристики одного вида). Для реализации каждого из звеньев воспользуемся следующей схемой:

Рис. 11. Схема звена проектируемого АRС-фильтра

АЧХ данной схемы имеет вид:

1 звено

добротность звена

Рис. 12. АЧХ первого звена фильтра

2 звено

добротность звена

Рис. 13. АЧХ второго звена фильтра

3 звено

добротность звена

Рис. 14. АЧХ третьего звена фильтра

Общая передаточная характеристика фильтра будет равна произведению передаточных всех 4 звеньев:


Рисунок 16. АЧХ АRС-фильтра

Как видно, график АЧХ рассчитанного АРС-фильтра с точностью до постоянного множителя повторяет АЧХ, полученную во втором разделе данной работы. (Hh(p) - полученная передаточная, H(p) - передаточная из второго раздела)

Общая схема фильтра будет состоять из 3 одинаковых последовательно включенных звеньев, представленных на рисунке 11. Так как звенья необходимо располагать в порядке возрастания добротности, то вначале будут стоять 1 и 2 звенья, а потом 3

Получим передаточную характеристику третьего звена схемы в общем виде.

Разобьем схему на блоки АВТ, для каждого из которых известна передаточная характеристика, и запишем для них зависимости Uвых от Uвх:

Запишем для полученной формулы соответствующие коэффициенты a1, a0, b2, wb

Из (2) выразим величину R2:

Из (1) выразим R3: , с учетом (2) получим:

Из (3) следует, что R4=R5, то есть их величины можно выбирать пролизвольно

Из (4) выразим R1: , с учетом (1) получим

Так как веичины емкостей С1 и С2 нельзя выразить через вышеуказанные коэффициенты, то примем их равными С1=С2=1 нФ. Аналогично примем равенство R4=R5=10 кОм

Итак, мы получили следующие соотношения:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53788. Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. 2.85 MB
  Цели: систематизировать знания обучающихся о пунктуации повторить теоретический материал о разделах лингвистики закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения составлять схемы предложений; развивать внимание память такие операции мышления как анализ синтез обобщение; воспитывать интерес к предмету. Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения Докажите на примерах из текста. С каким знаком препинания в конце предложения мы не встретились Придумайте...
53789. В гостях у Айболита. Посвящение в Айболята 503 KB
  Доктор Айболит: Ребята я получил письмо показывает его и зачитывает.– Ребята а вы знаете мы ведь чуть не опоздали к вам вы уж нас простите пожалуйста.– Ребята а как вы догадались что я доктор Айболит Дети: У вас белый халат. Доктор Айболит: Молодцы ребята Вы великолепно справились с первым испытанием.
53790. Баскетбол 96 KB
  Совершенствование техники ведения мяча: варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (обычное ведение и ведение со сниженным отскоком).
53791. КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 569.5 KB
  Её можно выразить количеством лет на которые должно хватить данного ресурса либо его запасами из расчёта на душу населения. Прочитайте текст учебника с 29 – 32 и ответьте на вопросы: Какова структура земельного мирового фонда Какие земли представляют наибольшую ценность в каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабатываемых земель Какова доля пашни в земельном фонде планеты Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты В чём заключается истощение земель Почему обеспеченность...
53792. Конспекты уроков по медиабезопасности 2.59 MB
  Материалы сексуального характера в Интернете. Виртуальные знакомства через Интернет. Задачи: информирование учащихся о видах информации способной причинить вред здоровью несовершеннолетнему; информирование учащихся о способах незаконного распространения информации в сетях Интернет и мобильной сотовой связи; обучение детей и подростков правилам ответственности и безопасности пользования услугами Интернета и мобильной сотовой связи; предупреждения совершения учащимися правонарушений. Ожидаемые результаты уроков медиабезопасности:...
53795. Показатели деловой активности 31.5 KB
  Эти показатели имеют большое значение, поскольку характеризуют способность руководства предприятия организовать рациональную и эффективную трансформацию ресурсов в ходе текущей финансово-хозяйственной деятельности.
53796. Тестова контрольна робота з теми «Іменник» у 6-му класі 44 KB
  У якому рядку всі слова є іменниками А. У якому рядку всі слова є іменниками спільного роду А. У якому рядку всі слова пишуться з великої літери А. У якому рядку всі іменники в кличному відмінку мають закінчення –ю А.