49224

Оценка роли руководителя на примере ООО “Азия-Трак”

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Суть обязанностей руководителя состоит в организации работы подчиненных. Это особый вид творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления и занимаемой должности, требования к творчеству увеличиваются.

Русский

2013-12-23

177 KB

53 чел.

Кафедра «Управления»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Теория управления»

на тему «Оценка роли руководителя на примере ООО “Азия-Трак”».

Студентка 1 курса ГО-012   Конохова Ангелина Андреевна            Подпись  

Руководитель, к.э.н., доц.     В.М. Лаврентьев                              Подпись                                   

Курсовая работа допущена к защите   «_____»  _____________  201   г.

Курсовая работа защищена

«_____»   _________________  201    г. с оценкой _______________________

Подпись руководителя курсовой работы ___________________

Королев

2013

         Регистрационный номер______________________________________

РЕЦЕНЗИЯ

НА   КУРСОВУЮ   РАБОТУ

        По дисциплине__________________________________________________________

       на тему______________________________________________________________

       ____________________________________________________________________

       ____________________________________________________________________

       Выполнил(а)

       Студент(ка)___________________________________        группы_____________

                   (фамилия, имя, отчество)

         Преподаватель- рецензент  __________________________________________________

        дата получения работы  рецензирования «_____»_______________2013 г.   

        дата защиты работы  «_____»_______________2013 г.   

        Оценка                Подпись преподавателя    _______________

    РЕЦЕНЗИЯ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1  Роль руководителя в  организации ……………………………..5

  1.  Сущность понятия руководитель………………………………………....5

1.2 Функции руководителя  …………………………………………………...9

Глава 2 Анализ системы управления ООО «Азия-Трак» …………....... 15

2.1 Общая характеристика ООО «Азия-Трак»……………………………….15

2.2 Анализ структуры управления ……………………………………………17

2.3 Исследование степени удовлетворенности работой…………………......19

Выводы по аналитической части………………………………………………24

Глава 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию роли руководителя в ООО «Азия-Трак» …………………………………............25

3.1 Повышение квалификации руководителя ООО «Азия – Трак» …………25

3.2 Разработка анкеты для самоаттестации руководителя……………………29

Заключение……………………………………………………………………...33

Список литературных источников информации…………………………..34

Введение.

  Известно, что руководитель  является центральной фигурой компании. Именно он призван организовывать и успешно продвигать ее бизнес.
       Успешно решать всевозможные задачи организации может лишь талантливый и высокообразованный специалист, обладающий опытом работы в профильном для компании бизнесе. При этом наибольших результатов добиваются руководители, мышление которых не ограничен
o рамками традиционной лoгики. Новизна рождается только при отступлении от стереотипов.  

Ценен тот руководитель, который знает своё дело, умеет хорошо управлять и добиваться поставленных целей, независимо от его внешности и образования. Это главный стандарт настоящего руководителя. Руководитель — одна из ролей менеджера в рамках системного подхода, связанная с ответственностью за расстановку кадров, правильное понимание и выполнение подчиненными поставленных задач.

  Роль личности руководителя в организации чрезвычайно высока, на сколько, он активен, целeустремлен, гибoк во взаимoотношении с людьми зависит успeх и жизнеспосoбность oрганизации на рынке.

Цель курсовой работы – анализ роли руководителя и разработка на его основе рекомендаций.

Объект исследования - Общество с ограниченной ответственностью «Азия-Трак» (далее ООО ‘Азия-Трак’ ) , целью которой является продажа и обслуживание коммерческой техники.

Предмет исследования – процесс деятельности руководителя в ООО “Азия-Трак”.

      

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решены следующие задачи:   

  1.  Изучены теоретические основы понятия “Руководитель”.
  2.  Изучены основные методы оценки руководства.
  3.  Дана общая характеристика ООО «Азия-Трак».
  4.  Проведено исследование системы руководителя в ООО «Азия-Трак».
  5.  Разработаны предложения по повышению эффективности руководителя в ООО «Азия-Трак».

При подготовке курсовой работы  использовалась научная и учебная литература по исследуемой проблеме, информация сети Интернет,  материалы первичной отчетности ОOО, данные авторских  исследований (результаты опроса персонала и  анкетирования).

Курсовая  работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников, содержит 1 схему, 1 график , 1 таблицу.

В процессе подготовки (оформления)  работы был использован текстовый редактор Word .

Глава 1 Роль руководителя в организации.

  1.    Сущность понятия руководитель.

Руководитель - лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы.

Суть обязанностей руководителя состоит в организации работы подчиненных. Это особый вид творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления и занимаемой должности, требования к творчеству увеличиваются.

Прежние руководители, как на Западе, так и в нашей стране, были в основном хозяйственниками — «толкачами», снабженцами, «пожарниками», координаторами технологических процессов и т.п. , не имевшими при этом права на риск. Современные их коллеги являются носителями нового типа хозяйственного мышления, ориентированного на нововведения. [4, с.169]

Интеграция руководителя с организацией обычно выше, чем у рядовых сотрудников, ибо он принадлежит не только своему уровню иерархии, но и высшей ступени и отвечает за результаты работы в целом. В то же время, концепция ответственности руководителя «за все» неверна в принципе. Он должен отвечать лишь за свои действия, ибо в противном случае становится бюрократом.

Выполняя свои обязанности, руководитель выступает в определенной социальной роли, характер которой с развитием общества меняется.

В тот период, когда работники в большинстве своем представляли серую безликую массу, обладали низким уровнем образования и универсальными навыками, все время находились под страхом увольнения, ибо за воротами предприятия находилась толпа жаждущих занять их место, и в то же время пребывали в постоянной готовности взбунтоваться из - за невыносимых условий жизни и труда, от руководителя требовалось быть беспощадным диктатором, управляющим персоналом при помощи голого принуждения.

С ростом образования и культурного уровня работников, осознания ими себя как личностей, роль диктатора перестала отвечать реальным потребностям практики управления. В этих условиях у руководителя появилась новая роль отца семейства, не только отдающего распоряжения, наказывающего или вознаграждающего, но и создающего благоприятный морально- психологический климат, разрешающего межличностные конфликты поддерживающего своих подчиненных на работе, а порой и в повседневной жизни.[5]

Современная научно-техническая революция кардинально изменила условия и характер производства. Технологические и социальные процессы стали чрезвычайно сложными, а знания и квалификация исполнителей, их независимость настолько возросли, что руководитель уже не в состоянии был единолично управлять всем. Поэтому его роль вновь меняется — он становится организатором самостоятельной работы исполнителей, объединенных в команды. Диктаторские замашки и патернализм в данной ситуации практически исключены, ибо первому среди равных ими пользоваться недопустимо, и их место занимает деловое сотрудничество и консультирование.

Важнейшим компонентом эффективного руководства является лидерство (от англ. leader – ведущий, вождь). Руководитель, обладающий всеми качествами лидера – идеальный глава организации, способный обеспечить наивысшие достижения.[4, с. 163]

Требования, предъявляемые к современным руководителям. По мнению классика научного менеджмента Фредерика Тейлора, мастер обязан обладать такими качествами как ум, образование, специальные или технические познания, физическая ловкость и сила, такт , энергия, решительность, честность, рассудительность, здравый смысл и крепкое здоровье.

Что касается основных качеств и личностных черт, которыми должен обладать руководитель, логически упорядоченный и весьма обоснованный перечень, предлагает Р.Л. Кричевский:

- доминантность, т.е. стремление влиять на других людей;

- уверенность в себе;

-самообладание, эмоциональная уравновешенность и   стрессоустойчивость;

- креативность или способность к творчеству;

- целенаправленность, стремление к достижению цели;

- предприимчивость, готовность к обоснованному риску;

- решительность, готовность брать на себя ответственность;

- надежность в отношениях с подчиненными, руководством и клиентами;

- общительность, умение работать с людьми;

- способность максимально использовать возможности сотрудников путем их правильной расстановки и мотивации.

Руководитель (менеджер) – ключевое звено в кадровой системе. Руководитель достигает цели совместной деятельности благодаря тому, что умножает свои физические и интеллектуальные силы за счёт коллективных сил подчинённых и целенаправленно их использует. Это и является задачей руководителя любого управленческого уровня.

В настоящее время руководителям приходится брать на себя множество ролей. Некоторыми из них являются:

1. Наставник

В этой роли руководитель должен быть чутким, открытым, внимательным, охотно идущим навстречу, готовым помочь. Играя эту роль, руководитель выслушивает и выполняет законные просьбы, выставляет оценки, раздает комплименты. Он воспринимает людей как ресурсы, которые можно развить с помощью доверия, сочувствия и заботы. Он дает возможность и помогает людям строить планы по их собственному индивидуальному развитию.

2. Фасилитатор

Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение включает посредничество в личных спорах, использование новых технических приемов в разрешении конфликтов, развитие согласия и морали, принятие участия в решении проблем коллектива.

3. Директор

Ожидается, что он будет четко определять направление работы на основе продуманной постановки целей и рационального планирования. Он должен быть решительным инициатором, который разъяснит проблемы, выборы и альтернативы, распределит роли и задачи, установит правила, оценит производительность и даст инструкции.

4. Координатор

От координатора ожидают поддержания структуры и ясной системы. Человек в этой роли покладист и вызывает доверие. Поведение включает стремление к целостности, избегание расколов, занятие работой с документами, изучение и оценку отчетов, планов и предложений.

5. Контролер

Предполагается, что он знает обо всем происходящем в коллективе, следит за тем, как люди соблюдают установленный порядок и насколько коллектив соответствует своим задачам. Контролер должен быть способным к рациональному анализу, быть внимательным к мелочам, к работе с рутинной информацией, к техническим проблемам организации работы.

6. Новатор

От руководителя-новатора ожидают изменений, облегчающих работу. В отличие от роли Контролера, для которого главное - порядок и дисциплина, Новатор - это творческий мечтатель, который смело экспериментирует, отходя от принятых стандартов.

7. Посредник

От руководителя ожидают политической проницательности, убедительности, влиятельности и силы. Как посредник, он должен встречаться с людьми, находить рынок сбыта, быть представителем, действовать как связной и изыскивать ресурсы.

  1.    Функции руководителя.

Функции руководителя — это те составляющие и направляющие, которые обеспечивают целостную жизнь подчиненного именно как работника, именно как управляемого сотрудника.[6]

Руководитель является ведущим и организующим звеном в социальных системах управления. Говоря о функциях руководителя, мы характеризуем основные выполняемые им обязанности, в частности: выработку и принятие управленческих решений; организацию; регулирование и корригирование; учет и контроль; сбор и преобразование информации.

Современные исследования берут за основу классификации функций уже не отдельные циклы управления производством, а всю структуру деятельности руководителя в коллективе. При этом функции руководителя рассматриваются не только в рамках его административной роли, но также учитываются его социальные, социально-психологические и воспитательные обязанности. К перечисленным функциям можно добавить организаторскую деятельность, которая заключается в интеграции личностей в коллектив и коммуникации, состоящей в установлении горизонтальных связей внутри коллектива и внешних вертикальных связей с вышестоящими организационными структурами. Еще выделяют педагогическую функцию руководителя (воспитание и обучение), а также экспериментально-консультативную, представительскую и психотерапевтическую. Причем функции управления коллективами осуществляются не отдельно друг от друга и последовательно, а параллельно и одновременно. [5]

Основные функции руководителя: [3]

1. Административно-организационные

Руководитель, в соответствии с официально предоставленными ему правами и обязанностями, должен объединять индивидуальные действия членов коллектива в единую общую силу:

  1.  распределять обязанности между сотрудниками;
  2.  контролировать процесс выполнения заданий;
  3.  оценивать результат и нести ответственность за деятельность отдельных сотрудников и всей группы перед вышестоящими инстанциями.

2. Стратегические, связанные с постановкой целей, выбором методов их достижения.

Реализация этих функций позволяет проявить творческий потенциал руководителя, находчивость, выдержку, способность выдвигать новые идеи. В структуру стратегических функций включается способность к прогнозированию, предвидению конечного результата, к оперативной переработке больших объемов информации, поступающей от подчиненных и вышестоящих инстанций, результатов деятельности коллектива. Руководитель должен также накапливать в своей памяти большой объем профессиональной информации.

К функциям данного вида добавляется также планирование как важнейшее проявление прогнозирования. Планирование должно определять конкретные задачи, время и средства их решения и отвечать на такие вопросы:

  1.  На каком этапе выполнения работы мы находимся в настоящее время (оценка реальных возможностей группы с учетом внешних и внутренних факторов)?
  2.  Куда хотим двигаться, какие тактические задачи решать?
  3.  Какими средствами собираемся это сделать?

3. Экспертно-консультативные.

В процессе групповой деятельности руководитель обычно является тем компетентным лицом, к которому все обращаются как к источнику достоверной информации и наиболее квалифицированному специалисту. Высокая профессиональная квалификация — одна из основных составляющих авторитета руководителя. Руководитель, назначенный сверху, но не компетентный с точки зрения решаемых коллективом задач, быстро теряет авторитет, ему подчиняются только из-за боязни дисциплинарных взысканий, а подлинного консультанта ищут в лице неформального лидера.

4. Коммуникативные

Руководитель является основным источником важной информации, имеющей значение для успешного функционирования рабочей группы. Эта информация передается в процессе общения с группой и отдельными ее членами. Коммуникативность, умение общаться с людьми, доступность общения — важные качества руководителя. Руководитель может быть открыт для общения с группой и тогда выступает как лидер. Но он может строить систему коммуникативных связей лишь в соответствии с принципом четкой субординации, т.е. коммуникативен только с другими руководителями равного с ним ранга и отдален от группы. Тогда он обрекает себя на эмоциональное одиночество и не может рассчитывать ни на какое иное влияние, кроме официального, должностного.

5. Воспитательные

Принимая важные решения и направляя коллектив на достижение поставленных целей, руководитель в то же время обеспечивает воспитательный эффект в формировании личности своих подчиненных. Функция воспитания включает в себя дисциплинарные методы поощрения и наказания, если сотрудники нарушают регламент работы или нравственные принципы жизни коллектива. Руководитель коллектива, если он хочет быть его воспитателем, должен стремиться стать «лидером мнений», обладающим наибольшим объемом информации. Он должен восприниматься сотрудниками как «один из нас и лучший из нас».

В обязанности руководителя-лидера входит также формирование у сотрудников адекватной профессиональной мотивации. Очевидно, что даже самое совершенное планирование руководителем работы группы не дает эффекта, если люди не захотят качественно выполнять свою работу. Согласно теориям мотивации, люди всегда будут больше работать, если есть возможность больше заработать. Исследования современных психологов показали, что мотивация как внутреннее побуждение деятельности является продуктом сложного взаимодействия различных потребностей человека. По мере повышения культурного уровня деньги не всегда заставляют людей трудиться более усердно. Для людей важен интерес к работе, понимание сущности решаемых задач, общение, взаимопонимание, гуманность. Руководитель должен уметь определить потребности своих подчиненных и создать условия, которые позволят удовлетворить эти потребности при хорошей работе.[2, с. 468]

К числу воспитательных функций можно отнести также психотерапевтическую. Руководитель должен учитывать эмоциональное состояние своих сотрудников, поскольку оно в значительной степени влияет на их жизнедеятельность и психологический климат в коллективе. Оптимизм и чувство юмора, а не уныние и раздражительность должны быть присущи руководителю-лидеру, ибо это помогает предотвращать и разрешать конфликтные ситуации. [1,c.75]  

6. Функция представительства.

Руководитель — официальное лицо, представляющее коллектив во внешней социальной среде. На совещаниях, конференциях он выступает от имени всех членов коллектива, по его поведению судят о коллективе в целом. Поэтому поведение руководителя-лидера должно соответствовать высоким стандартам общественного поведения. Он обязан хорошо владеть навыками культурного общения, достойными манерами, культурой речи. Важно также умение правильно одеваться, учитывая внешность и возраст.

Руководитель обязан быть управляющим, а не погонщиком, поэтому он должен:

  1.  вести коллектив;
  1.  заинтересовывать сотрудников в решении проблем, а не  полагаться исключительно на свою власть;
  1.  всегда говорить «мы», объединяя себя с коллективом, а не только «я»;
  1.  подавая пример, самому всегда соблюдать дисциплину, а не требовать этого только от подчиненных;
  1.  исправлять свои ошибки, а не искать виновных;
  1.  верить в свое дело, быть смелым, целеустремленным, решительным и уметь демонстрировать эти качества своим подчиненным;
  1.  интересоваться передовым опытом, касающимся управления персоналом;
  1.  ценить время подчиненных;
  1.  проявлять строгость и требовательность (без придирчивости);
  1.  уметь критиковать и воспринимать критику;
  1.  уметь наказывать и поощрять;
  1.  быть приветливым, тактичным и доброжелательным;
  1.  уметь говорить, беседовать, а также слушать.

Таблица 1 - Краткий перечень требований к личности современного руководителя.

Глава 2 Анализ системы управления ООО «Азия-Трак».

2.1 Общая характеристика ООО «Азия-Трак».

ООО «Азия - Трак» - организация, деятельностью которой является продажа и обслуживание коммерческой техники. Дистрибьютор – HINO Motors.

Компания HINO Motors, начиная с 60-х годов XX века, входит в состав концерна TOYOTA и в настоящий момент является ведущим производителем японских грузовых автомобилей легкой, средней и тяжелой категории тоннажности. В России эти надежные, экономичные и экологически чистые леворульные японские грузовики представлены в трёх сериях: 300-ая полной массой 7,5 тонн, 500-ая полной массой 12 тонн и 700-ая от 30 тонн и выше.

Изначально грузовики ХИНО получили широкое распространение в дальневосточных регионах России, но теперь налажена и официальная продажа японских грузовиков в Москве и Подмосковье.

На сегодняшний день продажа грузовых автомобилей японской марки ХИНО набирает  обороты в виду того, что HINO является общепризнанным лидером сферы коммерческого грузового транспорта. Компания HINO Motors входит в крупнейший концерн TOYOTA, являясь в свою очередь самым популярным, надежным, а поэтому ведущим производителем грузовых автомобилей в Японии. 

         Компания производит и поставляет в Россию грузовики тяжелого (700-я серия), среднего (500-я серия) класса тоннажности, а также японские малотоннажные грузовики 300-ой серии.

Все грузовики HINO, представленные на продажу в дилерском Центре «АЗИЯ-ТРАК», выполнены с левым рулем, укомплектованы всем, необходимым для комфортной работы водителя, и отличаются полной массой и, соответственно, размерами. Стоит отдельно отметить, что все японские грузовики данной марки адаптированы для отечественных дорог, что делает их менее уязвимыми, предотвращая непредвиденные поломки. С 2011-го года на каждом грузовом автомобиле HINO установлен экономичный двигатель стандарта ЕВРО-4, что обеспечивает низкие показатели загрязненности выхлопа и экономию эксплуатационных расходов. Топливные фильтры на ХИНО предусмотрительно оборудованы подогревом - специально для суровых русских зим.

Грузовики ХИНО  всегда отличались своей низкой стоимостью владения и быстрой окупаемостью за счет надежности узлов и механизмов конструкции кабины и шасси, потому незапланированный ремонт грузовиков Hino  требуется лишь в экстренных случаях. Для этих целей и для проведения периодического сервисного ухода существует региональная сервисная сеть обслуживания и ремонта японских грузовиков ХИНО, в которую входит и официальный дилер HINO Motors в Москве – автосалон грузовой техники фирма «АЗИЯ-ТРАК».

Количество персонала, работающего на 2013 год составляет – 40 человек.

Юридический адрес

141421, Московская обл., Солнечногорский р-н,

д.Елино, ул.Рабочая, д.3, строение1

Фактический адрес

143345, М.О., Наро-Фоминский район, пос.

Селятино, Здание ТО-1, ТО-2

2.2 Анализ структуры управления.

В ООО «Азия - Трак» используется линейная организационная структура.

Линейная структура характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит именно руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке Организационная структура предприятия представлена на Рис. 1.(см. ниже)

"сверху вниз", обязательны для выполнения нижестоящими звеньями. Он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководителю.

Рисунок 1 –  Организационная структура предприятия

Безусловно, плюсами линейной организационной структуры будет являться:

  1.  во-первых, это упорядоченная система связей между подразделениями;
  2.  во-вторых, грамотная и слаженная система единоначалия, т.е руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов;
  3.  в-третьих, ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения;
  4.  и, конечно, быстрота реакции в ответ на прямые приказания.

Ну а минусы - это:

  1.  ограничение инициативы нижестоящих уровней;
  2.  ограничение роста квалификации менеджеров;
  3.  малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации
  4.  большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение.

За все действия своих подчиненных в организации отвечает в основном заместитель генерального директора. Он же выполняет распоряжения генерального директора и принимает отчеты о проделанной работе.

Данная организационная структура функционирует с 2008 года. И в настоящее время, в целом, соответствует целям и задачам организации.

2.3 Исследование степени удовлетворенности работой.

Удовлетворение трудом является наиболее очевидным результатом трудовой деятельности. При исследовании удовлетворенности трудом важно понимать, что трудовая деятельность работника не ограничивается конкретными действиями, а включает разнообразные аспекты, связанные с особенностями межличностных отношений и различными ситуациями. Поэтому удовлетворенность трудом является интегральной характеристикой, отражающей удовлетворенность различными аспектами деятельности и элементами производственной ситуации.

          Сегодня все более распространенным становится представление о том, что, говоря о результатах труда отдельного работника и социального управления в целом, нельзя оперировать только количественными показателями объема выполненных работ или полученной прибыли, отражающими качество этих работ. Важна и та составляющая, которая характеризует психологическое состояние отдельного работника или коллектива в целом и влияет на его желание и готовность демонстрировать высокие результаты в труде. 

          В процессе написания курсовой работы, была разработана анкета, с целью определения степени удовлетворенности работой сотрудников организации ООО «Азия-Трак». Это помогло подробно изучить основные интересы и мотивы в работе, отношение персонала к высшему руководству, степень удовлетворенности основных потребностей, а также негативные факторы и причины, вызывающие неудовлетворенность работой в данной компании.

          В анкетном опросе приняли участие 15 работников ООО «Азия-Трак». В результате опроса  было выделено три группы факторов удовлетворенности трудом:

1. Факторы удовлетворенности, обусловленные действием рационалистических мотивов трудовой деятельности, в том числе:

  1.  Условия труда.
  2.  Организация труда.
  3.  Отношение администрации к нуждам работников.
  4.  Оплата труда, вознаграждения и льготы.        

2. Факторы удовлетворенности, обусловленные действием социальных мотивов трудовой деятельности, в том числе:

  1.   Морально­психологический климат в коллективе.
  2.   Оценка работы руководителя.
  3.   Информированность о делах в организации.
  4.   Возможность влиять на дела в коллективе.
  5.   Возможность карьерного роста.

3. Факторы, обусловленные действием мотивов самоактуализации, в том числе:

  1.   Компетентность руководства.
  2.   Возможность проявить творчество, продемонстрировать способности.
  3.   Стиль и методы работы руководителя.
  4.   Возможность ощутить собственную значимость.
  5.   Возможность профессионального роста.

Для количественной оценки удовлетворенности трудом работников организации предлагается осуществлять ранжирование факторов удовлетворенности по показателю степени удовлетворенности трудом. Показатель степени удовлетворенности трудом рассчитывается по каждому фактору, представленному в анкете по формуле:

             Уi  =  (Ч1*К1 + Ч2*К2 + Ч3*К3 = Ч4*К4) / Чобщ,         (1)                  

где Уi – степень удовлетворенности трудом работников организации по i−му фактору; Ч1– численность совершенно удовлетворенных трудом работников, по i−му фактору; Ч2– численность работников, отметивших вариант ответа «скорее удовлетворен, чем нет» по i−му фактору; Ч3 – численность работников, не вполне удовлетворенных трудом по i−му фактору; Ч4 − численность совершенно не удовлетворенных трудом работников по i−му

фактору; К1, К2, К3 и К4 – весовые коэффициенты, принимаемые равными 3,2,1 и 0 соответственно; Чобщ – общая численность опрашиваемых.

Используемая методика расчета предполагает следующие заключения в зависимости от принимаемых значений рассматриваемого показателя:

Уi = от 2 до 3: высокий уровень удовлетворенности.

Уi = от 1, 5 до 2: удовлетворенность выше среднего уровня.

Уi = от 1 до 1,5: удовлетворенность ниже среднего уровня.

Уi = от 0 до 1: низкий уровень удовлетворенности.

Использование при анализе результатов анкетирования позволяет:

  1.  Дать количественную оценку степени удовлетворенности трудом в рабочем коллективе по различным факторам;
  2.  Провести ранжирование и сравнительный анализ удовлетворенности трудом по различным факторам;
  3.  Выявить влияние типологических особенностей работников на степень их удовлетворенности трудом по различным факторам.

Факторы удовлетворенности

Степень

удовлетворенности трудом (Уi)

1. Факторы удовлетворенности, обусловленные действием рационалистических мотивов трудовой деятельности.

Условия  труда.

1,93

Организация труда.

1,79

Отношение администрации к нуждам работников.

1,27

Оплата труда, вознаграждения и льготы.

1,88

2. Факторы удовлетворенности, обусловленные действием социальных мотивов трудовой деятельности.

Морально−психологический климат в коллективе

2,05

Оценка работы руководителя.

2,01

Информированность о делах в организации.

1,32

Возможность влиять на дела в коллективе.

1,24

Возможность карьерного роста.

1,58

3. Факторы удовлетворенности, обусловленные действием мотивов самоактуализации.

Стиль и методы работы руководителя

1,87

Компетентность руководства

1,82

Возможность ощутить собственную значимость

1.67

Возможность профессионального роста

1,55

Возможность проявить творчество, продемонстрировать способности.

1,20

Обобщающий показатель степени удовлетворенности      работой

1,65

Как показало исследование, в целом удовлетворенность трудом работников ООО «Азия-Трак» находится на уровне, превышающем среднее значение (обобщающий показатель степени удовлетворенности трудом имеет значение 1,65).

Самый высокий уровень удовлетворенности работой имеет место такому  фактору,  как «Морально ­ психологический климат в коллективе».

Наиболее низкий уровень удовлетворенности имеет место по таким факторам, как «Отношение администрации к нуждам работников» и  «Возможность проявить творчество, продемонстрировать способности».

Определенный интерес вызывает анализ удовлетворенности трудом по категориям работников. Данный анализ выявил следующие особенности. Наиболее высокий уровень удовлетворенности трудом демонстрируют руководители и специалисты, менее всего удовлетворены своей работой рабочие.

Также результаты анкетирования показали, что :

  1.  50% опрошенных доверяют руководству организации;
  2.  100% опрошенных считают, что в данной организации они могут зарабатывать хорошие деньги и, что ситуация с такими факторами, как: «Своевременность выплат заработной платы», «Дополнительные доходы», и «Размер оплаты труда» только улучшилась.
  3.  32% опрошенных чувствуют признание и уважение к себе.
  4.  46% опрошенных связывают свое будущее с данной организацией.
  5.  16% опрошенным нравится коллектив.

В связи со всем вышесказанным можно сделать вывод, о том, что лишь половина сотрудников может доверять своему руководителю, но абсолютно всех работников устраивает заработная плата. И это несомненно идет в плюс руководителю, ведь поощрение за проделанный труд является неотъемлемой частью любой деятельности человека.

На счет деловых качеств руководителя хочется сказать следующее-все сотрудники ООО «Азия-Трак» считают, что их руководитель наделен лучшими качествами управленца, например: быстрота принятия решений, коммуникабельность, ответственность, трудолюбие, целеустремленность, компетентность и т.д. Но ни один из опрошенных не считает, что их руководитель не имеет какого либо делового качества из предложенных в анкете.

Хочется так же отметить, что больше удовлетворены своей работой и деятельностью руководителя работники, имеющие высшее профессиональное образование. Возможно, это объясняется лучшими условиями, создаваемыми на предприятии  для высококвалифицированных работников.

В целом, по результатам проведенного опроса стало ясно то, что

    56 % полностью удовлетворены работой в ООО «Азия-Трак»;

    34 % скорее удовлетворены чем нет;

    7 % скорее неудовлетворенны, чем удовлетворены;

    3 % совершенно неудовлетворенны.

Диаграмма 1 «Удовлетворенность работой сотрудников ООО “Азия-Трак” »


Выводы по аналитической части.

Структура аналитического раздела определена темой, целями и задачами курсовой работы. В результате проведенного исследования на основе конкретных материалов определена степень удовлетворенности работой и деятельностью руководителя  в Обществе с Ограниченной Ответственностью «Азия-Трак».

Весь полученный в ходе написания курсовой материал позволит в третьем разделе обосновать предложения и рекомендации по повышению квалификации руководителя и поможет  разработать анкету для самоаттестации в ООО «Азия-Трак».

Проведя небольшой опрос среди сотрудников ООО «Азия -Трак», мы определили отношение персонала к личности руководителя, к тому как руководитель данной организации справляется со своими обязанностями. И как стало известно, очень даже неплохо.

Но несмотря ни на что, руководителю, а именно генеральному директору ООО «Азия-Трак» необходимо постоянное совершенствование своих деловых качеств с помощью курсов повышения квалификации.

Таким образом, анализ деятельности руководителя позволяет выдвинуть ряд рекомендаций и обосновать их в главе 3.

Глава 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию роли руководителя ООО «Азия-Трак».

3.1 Повышение квалификации руководителя ООО «Азия-Трак».

Повышение квалификации - это вид дополнительного образования, целью которого является процесс непосредственной передачи новых профессиональных знаний, навыков или умений специалистам в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний и необходимостью освоения современных методов решения производственных задач.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). При этом условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором (ч. 2 ст. 196 ТК РФ)[11].

  1.  Виды повышения квалификации

В зависимости от объема новых знаний и сроков обучения повышение квалификации может быть организовано по-разному:

  1.  Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Осуществляется по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  2.  Тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  3.  Длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

При этом все дополнительные профессиональные образовательные программы образовательные учреждения повышения квалификации разрабатывают самостоятельно с учетом потребностей и особых пожеланий заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению.

  1.  Формы повышения квалификации и гарантии работникам

         Согласно п. 41 Типового положения повышение квалификации может проводиться[11]:

  1.  С отрывом от работы;
  2.  Без отрыва от работы;
  3.  С частичным отрывом от работы;
  4.  По индивидуальным формам обучения.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы[11].

Если же сотрудник направлен на учебу в другую местность, ему оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Кроме того, за все время нахождения сотрудника в командировке ему следует выплачивать средний заработок (ст. 187 ТК РФ)[11].

         Если работник повышает квалификацию без отрыва (или с частичным отрывом) от производства, он получает заработную плату за фактически отработанное время (произведенную продукцию).

В случае если работник совмещает обучение и труд, их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст. 91 ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора[11].

  1.  Рекомендации по направлению на повышение квалификации:

Повышение квалификации может проходить либо в самой организации, либо в образовательных учреждениях повышения квалификации (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). Согласно п. 8 Типового положения к ним относятся[10]:

  1.  Академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  2.  Институты повышения квалификации (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные;
  3.  Курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Профессиональная подготовка также может быть получена у специалиста, имеющего требуемую квалификацию (п. 3 ст. 21 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании")[10].

Все перечисленные учреждения обязаны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности (п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277)[9].

Это требование не касается (п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277) [9]:

  1.  Образовательной деятельности в форме разовых лекций, семинаров, стажировок, когда не выдается документ об образовании или повышении квалификации;
  2.  Индивидуального обучения сотрудника у специалиста, обладающего соответствующей квалификацией.

Повышение профессиональной квалификации на сегодняшний день весьма актуально, поскольку посетив подобные курсы, человек может не только повысить свой профессиональный уровень, но и приобрести качественно новые знания в другой сфере деятельности, реализовав свой потенциал.

3.2 Разработка анкеты для самоаттестации руководителя ООО «Азия-Трак».

С целью выявления основных требований для самоаттестации руководителя автором курсовой работы разработан анкетный опрос, который имеет цель выявить основные интересы и мотивы руководителя, а также факторы, препятствующие его работе.

Результаты данной анкеты позволят руководителю определить

Для правильного заполнения анкеты необходимо придерживаться следующей инструкции: обозначить Ваш(и) вариант(ы) ответа на вопросы и дополнить ,при необходимости, информацией.

Спасибо за участие в анкетном опросе.

1. Удовлетворены ли Вы в целом своей нынешней работой?

1)  Вполне удовлетворен.

2)  Скорее удовлетворен, чем нет.

3) Скорее неудовлетворен, чем удовлетворен.

4)  Совершенно неудовлетворен.

5)  Затрудняюсь ответить.

2. Я работаю в данном учреждении потому, что (отметьте 3 самые важные причины):

1) Здесь я могу зарабатывать деньги

2)  Это временная для меня работа

3) Есть возможность реализовать себя

4) Я могу многому научиться

5) Я доверяю руководству организации

6) Я чувствую стабильность коллектива

7)  Здесь я чувствую признание и уважение

8) Я больше ничего не умею

9)  Мне нравится коллектив

10) Я связываю свое будущее с этой организацией

11) В других местах еще хуже

3. Как бы Вы оценили финансово-экономическое положение дел в вашем      учреждении?

   1)  Положение дел очень хорошее.

2)  Положение дел скорее хорошее, чем плохое.

3)  Положение дел скорее плохое, чем хорошее.

4)  Положение дел крайне плохое.

5)  Затрудняюсь ответить.

4. В моей работе руководство отмечает и ценит, прежде всего (перечислите хотя бы 3 пункта)

5.  Ваши обязанности.  Назовите те обязанности, которые Вы считаете наиболее  важными или наиболее трудными:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 6.  Приходится ли Вам выполнять несвойственные для вашей должности     функции?

  1)     Да, приходится.

  2)     Нет, я не выполняю несвойственных для моей должности функций.   

 7. Как бы Вы оценили состояние отношений между администрацией

и сотрудниками  Вашей организации?

1)   Отношения полного взаимопонимания и сотрудничества.

2)   Отношения спокойные, без внутренней напряженности.

3)   Отношения напряженные, но не доходящие до открытых конфликтов.

4)   Отношения напряженные, сопровождающиеся открытыми конфликтами.

5)   Затрудняюсь ответить.

 8.    Как,      по      вашему      мнению, изменилась   ситуация   за   последний   год   с предложенными факторами?

Факторы

Ухудшилась

Улучшилась

Не изменилась

Размер оплаты труда

Своевременность выплат заработной платы

Дополнительные доходы

Условия труда

Организация труда

Форма занятости, режим рабочего времени

Творческая и разнообразная работа

Отношение руководства к работникам

Отношения в коллективе

Информированность          работников          о положении дел в организации

Участие работников в принятии решений о делах организации

Обеспечение      работников      социальными благами

Чувство безопасности, связанное с работой

Возможность должностного роста, карьеры

Возможность     переобучения,     повышения квалификации

Ответственная работа

Признание проделанной Вами работы

Близость работы от дома

Устойчивость      положения      организации, перспектива стабильной занятости

Профсоюзная работа

Соблюдение и защита прав работников

9. Ответьте, пожалуйста, чего, по Вашему мнению, не хватает в работе для полной удовлетворенности ею?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Как Вы считаете, какие преимущества имеет работа в данном учреждении?

 

__________________________________________________________________________

11.Дайте оценку деловых качеств руководителя

Качества

Да

Не совсем

Нет

Авторитарность

Быстрота принятия решений

Гибкость в обращении с людьми

Демократичность

Деловитость

Грамотность

Информированность

Исполнительность

Коммуникабельность

Компетентность

Организованность

Ответственность

Планомерность

Предприимчивость

Самостоятельность

Собранность

Требовательность

Трудолюбие

Умение видеть перспективу

Умение слушать людей

Целеустремленность

Широта кругозора

Энергичность

Расскажите немного о себе:

  

 Пол  М.   Ж.               Ваш возраст _______

Ваше образование___________________________

К какой категории работников Вы относитесь:

1 ) руководитель

2) специалист

3) рабочий

4) другое.

Ваш стаж работы в данном учреждении

____________________________________________

Заключение.

В теоретической части курсовой работы были раскрыты смысл понятия руководитель и основные функции руководителя.

Также была рассмотрена компания ООО «Азия-Трак», целью которой является продажа и обслуживание коммерческой техники и проанализирована организационная структура данного предприятия.

Был произведен анализ удовлетворенности  своей работой персонала  ООО «Азия-Трак» и, как выяснилось, большинство сотрудников довольны тем, что работают в данном учреждении. Они считают, что руководитель справляется со своими обязанностями и функционально компетентен. К тому же, почти всех устраивает их заработная плата, а это является как раз огромным плюсом руководителя, поскольку он способен достойно поощрить труд его работников.

Для исследования в курсовой работе были использованы методы анкетирования.

Для более успешного функционирования руководителя ООО «Азия-Трак» в третьей главе были разработаны рекомендации по совершенствованию роли руководителя и повышению его квалификации.

Проведенный анализ максимально раскрывает  потенциал руководителя и его стремление развиваться профессионально на пути к достижению поставленных перед компанией целей и задач.

Список источников информации:

  1.  Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. – М.,2007.
  2.  Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «ИМПЭК», 2005.
  3.  Радчук А. , Беловодская Е. Журнал «Справочник кадровика».
  4.  Семенова А. А. Менеджмент: / А. А. Семенова, М. Н. Кузина. – М.: 2010.
  5.  http://bibliofond.ru;
  6.  http://psyfactor.org;
  7.  www.yandex.ru;
  8.   www.google.ru.
  9.  base.consultant.ru
  10.  1-ur.ru
  11.  zakonrf.info


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35399. Тема: Програмування арифметичних дій множення і розподіл. 53.5 KB
  Індивідуальне завдання Скласти програму яка знайде приватне чисел 99 і 9. Множення двійкових чисел без знаку. Для множення чисел без знаку призначена команда mul сомножитель_1 Розташування операндів і результату при множенні. Перший співмножник Другий співмножник Результат Байт L 16 бітів в АХ: L молодша частина результату; АН старша частина результату Слово АХ 32 біти в парі DX:X: АХ молодша частина результату; DX старша частина результату Подвійне слово ЕАХ 64 біти в парі EDX:EX: ЕАХ молодша частина результату; EDX ...
35401. Тема: Програмування арифметичних виразів. 443 KB
  Розташування операндів і результату при множенні. Перший співмножник Другий співмножник Результат Байт L 16 бітів в АХ: L молодша частина результату; АН старша частина результату Слово АХ 32 біти в парі DX:X: АХ молодша частина результату; DX старша частина результату Подвійне слово ЕАХ 64 біти в парі EDX:EX: ЕАХ молодша частина результату; EDX старша частина результату Розподіл чисел із знаком і помилки що виникають в результаті розподіли Для розподілу чисел із знаком призначена команда idiv дільник Для цієї команди...
35403. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН, ПЛАНИРУЮЩИХ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ 519.5 KB
  Проблема абортов стоит на особом месте в нашей стране, в связи с социально-демографическими условиями. Эффективность мер принимаемых государством по охране репродуктивного здоровья женщин и здоровья населения в целом оценивается с учетом динамики, количества проведенных абортов.
35404. Теоретическая механика, краткий курс 8.07 MB
  В теоретической механике изучается одна из форм движения материи – механическое движение, состоящее в том, что тело с течением времени изменяет свое положение в пространстве по отношению к другим телам. Механическим называют тот вид взаимодействия тел, в результате которого происходит изменение их движения или изменение их формы (деформация).
35406. Тема: Управління процесом завантаження ОС. 85.5 KB
  Мета: Навчитися створювати завантажувальну дискету різними способами; навчитися використовувати її у разі аварійної ситуації в роботі ПК. Використовуючи можливості Windows створіть системну дискету для аварійного завантаження ПК у разі неполадок в її роботі. Які файли при цьому скопіюються на дискету Створіть завантажувальну системну дискету командою formt з командного рядка MS – DOS. Які файли при цьому скопіюються на дискету formt[ :] [ q] [ fs файловая_система] Тип файловой системы которая будет создана на диске: FT...
35407. ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО КОДА В ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ С КОНТРОЛЕМ ПО КОДУ ХЭММИНГА И С ИСПРАВЛЕНИЕМ ОДИНОЧНЫХ ОШИБОК 1.02 MB
  Разработать преобразователь последовательного кода в параллельный с контролем по коду Хэмминга и с исправлением одиночных ошибок. Скорость приема по кадру - 10МБод. Количество стартовых бит – 1, количество стоповых бит – 1, количество байт в кадре – 32, преобразованные данные передаются далее по 16 разрядной шине со скоростью 100 Мбайт/сек. Если кадр принят с ошибкой, вырабатывается сигнал ошибки. Информация поступает в устройство по одному проводу