4933

Комплексные системы управления качеством продукции

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Успех организации в значительной степени определяется качеством товаром и услуг. Для достижения успеха в своей деятельности организация должна обеспечить конкурентоспособное качество и конкурентоспособную цену. Качество продукции представляет...

Русский

2012-11-29

161 KB

55 чел.

Введение

Успех организации в значительной степени определяется качеством товаром и услуг. Для достижения успеха в своей деятельности организация должна обеспечить конкурентоспособное качество и конкурентоспособную цену.

Качество продукции представляет собой материальную основу удовлетворения как личных, так и общественных потребностей людей, и этим определяется его уникальная социально-экономическая значимость. В силу этого, проблема качества продукции имеет ключевое значение в экономике и организации производства продукции. Следовательно, управление качеством продукции есть важная задача для  производителя.

В настоящее время выход на мировой рынок заставил многие предприятия пересмотреть подходы к обеспечению качества продукции. Основной особенностью мирового рынка, перенасыщенного товарами, является требования потребителя, и изготовитель, если он хочет иметь успех, обязан их выполнять.

Для выполнения заявленных и предполагаемых требований на украинских предприятиях в настоящее время повсеместно внедряются системы качества, соответствующие современным международным стандартам. Разнообразие существующих сейчас стандартов, связано с длительным развитием подходов к обеспечению и доказательству качества продукции.

Обеспечение качества охватывает весь жизненный цикл продукции. Особое внимание уделяется стадии проектирования, так как именно при разработке изделий закладываются основные качественные характеристики изделий. Обеспечение качества в производстве, в первую очередь, зависит от надлежащего исполнения своих обязанностей рабочими, которые должны быть хорошо обучены и мотивированы в области качества.

Под качеством продукции понимается совокупность ее свойств, которые обуславливают уровень способности удовлетворять определенные нужды потребителей соответственно к ее предназначению.

Современный подход доказательства выпуска качественной продукции регламентируется международными системами ISO 9001:2000 и пропагандирует процессный подход к обеспечению качества. Таким образом, в настоящее время качество продукции складывается за счет эффективной организации процессов, позволяющих выпускать продукцию требуемого качества. [1]


Управление качеством продукции

1. Основные понятия и показатели качества.

Современный подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является наиболее эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно  снижения издержек производства.

Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Качество продукции тесно связано с потребительской стоимостью – способностью товара удовлетворять определенные потребности. Оно характеризует меру потребительской стоимости, степень ее пригодности и полезности, т.е. количественное удовлетворение общественной потребности в продукции.

В современных условиях качество продукции в значительной мере формируется под  влиянием следующих основных факторов:

  •  восприимчивости предприятий к оперативному использованию (внедрению) последних достижений научно – технического прогресса;
  •  изучения требований рынка (внутреннего и особенно международного), потребностей различных категорий потребителей;
  •  интенсивного использования "человеческого фактора" через обучение (рабочих и руководителей), систематического повышения квалификации, материальной и моральной мотивации работников.

С учетом этих факторов для обеспечения заданного уровня качества продукции на предприятиях создаются специальные системы (соответствующие структуры, организационные методы, процедуры, процессы и т.д.). Под обеспечением качества продукции понимается совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция удовлетворяет определенные требования к качеству.

Требования к качеству продукции определяются тем значением, которое в первую очередь оно имеет для потребителя. Это хорошо иллюстрирует принцип, широко известный на практике, - ʺнет начальства важнее потребителяʺ.

Качество продукции, степень ее пригодности удовлетворять определенные потребности оцениваются системой показателей. Они представляют собой количественную характеристику потребительских свойств продукции. Их количество зависит от назначения. Различают единичные, комплексные и интегральные показатели.

Единичный показатель качества относится только к одному из потребительских свойств продукции (цвет, вкус).

Комплексный показатель характеризует несколько свойств продукции. Так, комплексный показатель качества продуктов питания учитывает такие свойства, как вкус, аромат, структура, цвет, внешний вид, форма и т. д., и определяется путем экспертной оценки каждого свойства и коэффициентов его весомости.

Интегральный показатель качества продукции отражает отношение полезного эффекта от ее  эксплуатации или потребления к суммарным затратам на е создание и эксплуатацию или потребление.

Показатели качества различаются и в зависимости от свойств продукции. Например, показатели надежности (зргономические) характеризуют систему ʺчеловек – изделие – средаʺ и учитывают комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах; эстетические показатели характеризуют такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю.

Для сравнения качества используются показатели базовые и относительные (по отношению к базовому).

Количественные значения показателей качества продукции определяются такими группами методов:

  •  экспериментальными – базируются на применении технических средств и позволяют оценить качество продукции наиболее объективно;
  •  органолептическими – основаны на анализе восприятий органов чувств – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Широко применяются для определения показателей качества напитков, кондитерских, табачных, парфюмерных изделий;
  •  социологическими – на основе сбора и анализа мнений фактических или возможных потребителей;
  •  экспертными – на основе решений, принимаемых группой специалистов – экспертов.

Широко используются показатели технологичности, характеризующие эффективность конструктивно – технологических решений при изготовлении продукции, например, показатели материалоемкости.

В последнее время широко применяются показатели стандартизации и унификации, характеризующие количественные выражения степени использования в изделии стандартизованных и унифицированных деталей, составных, а также патентно – правовые показатели, отражающие степень патентной защиты изделия в Украине и за рубежом, их патентную чистоту.

На практике достаточно широко применяется показатель ʺуровень качества продукцииʺ. Это относительная характеристика качества, полученная путем сравнения его показателей с какими-либо  базовыми (исходными) показателями, т.е. с ранее выпускавшимися на данном предприятии или аналогичными изделиями других изготовителей.

Показатель ʺмировой уровень качестваʺ устанавливается путем сравнения базовых показателей с лучшими зарубежными или отечественными аналогами, т.е. изделиями того же вида, что и сравниваемое, обладающими сходными конструкциями и принципами действия, общностью функционального назначения, условий применения и др. [4]

2. Контроль качества

Качество – общее количество свойств товара или услуги, которые удовлетворяют требованиям покупателей или клиентов. Сырье, из которого изготовлен продукт, дизайн и инженерные разработки продукта, функционирование продукта, надежность и долговременное использование являются важными характеристиками пакета качества, которое в конечном итоге влияет на решение потребителя приобрести продукт, а затем и повторить свою покупку. [2]

Качество продукта является важным источником дифференциации продукта, позволяет предприятию установить приверженность торговой марке и конкурентное преимущество перед соперниками.

Контроль качества – систематическая проверка изделий, образца изделия в линии либо на различных этапах производства. [1]

Цель проверки заключается в том, чтобы убедиться в поддержании всех требуемых стандартов и непревышении допустимых значений. В массовом производстве большое значение имеет статистический анализ параметров произвольно отобранного образца конечного продукта. Чем активнее осуществляется контроль образца, тем выше репутация изготовителя как производителя высококачественной продукции.

К стандартам относят:

1) образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними однородных объектов;

2) нормативно-технический документ, определяющий требования к объектам стандартизации: к продукции, правилам, обеспечивающим ее разработку, производство и применение и др.

За рубежом наряду с обязательными (узаконенными) действуют необязательные стандарты. Отечественному стандарту предприятия (действительному только для него) соответствует внутрифирменный стандарт, разработанный с учетом спроса, конкуренции на национальных и внешних рынках и т. п.

Контроль качества включает в себя несколько видов деятельности:

а) интерпретацию спецификации продукта;

б) инспектирование продуктов на каждой стадии производства, включая выборочную проверку, когда экземпляры продукции отбираются, а затем на специальном оборудовании проверяется действие комплектующих деталей и отбраковываются те, которые оказались с дефектом. В результате подобной проверки производственные операции могут быть быстро изменены, например, путем переналадки оборудования. Это позволит предотвратить дальнейшее производство бракованной продукции и, таким образом, сэкономить на исправлении дефектов либо на дальнейшей переделке готовой продукции, которая, в конце концов, будет все равно отбракована;

в) кооперацию с отделами маркетинга, производства, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, и внесение изменений в производство, и улучшение качества продукции;

г) проведение периодических аудитов качества для пересмотра эффективности процедур по контролю качества.

3.Качество как объект управления

Работа любого предприятия основана на следующем принципе: все работники предприятия несут как индивидуальную, так и коллективную ответственность за поддержание высоких стандартов качества в отношении всех продуктов, производимых предприятием, а также услуг и выполнения всех требований клиентов.

Управление качеством неизбежно оперирует такими понятиями, как система, среда, цель, программа и др. [4]

Управление всеобщего качества имеет внутренние и внешние аспекты. Обычно глобальный успех или провал бизнеса зависит от способности предприятия удовлетворять потребности внешних клиентов. Качество продуктов может быть наиважнейшим источником конкурентного преимущества предприятия перед соперниками. Управление всеобщего качества подчеркивает, что способность компании вырабатывать и поддерживать преимущества в качестве проистекает из качества каждой внутренней операции. Компания состоит из сети взаимодействующих отделов, каждый из которых находится в отношениях продавца и покупателя с другими отделами. Именно так происходит внутренний поток сырья, операций по переработке и сборке, от начала до готового продукта, складирования и отправки.

Управление всеобщего качества ставит своей задачей установить единство интересов и вовлеченность в поддержание наивысших стандартов, которые возможны на каждом из этих уровней. Управление всеобщего качества, в частности, старается свести до минимума количество времени и денег, затрачиваемых на контроль качества при помощи предотвращения возникновения каких-либо проблем с качеством продукта (т. е. брака комплектующих деталей и готовых продуктов, а также отходов производства). Стремление к выпуску качественной продукции каждого работника можно усилить при помощи использования кружков качества и различных программ участия работников.

Кружки качества – орган, состоящий из работников предприятия, которые регулярно встречаются, обычно под руководством начальника, и обсуждают пути повышения качества и улучшения организации производства продукта или услуги.

Программы участия работников включают:

1). Усиление мотивации рабочей силы путем распределения среди персонала акций компании. Участие работников в акционерном капитале компании в настоящее время стало важным фактором улучшения отношений между администрацией и рабочими в промышленности;

2). Введение в состав совета директоров представителя служащих компании с целью обеспечить участие персонала в управлении компанией. Обеспечение качества продукции предполагает всеобщее вовлечение организации в определение и предотвращение проблем с качеством, для того чтобы поддерживать выбранный уровень стандарта продукции. Обеспечение качества требует от руководителей и работников всех функциональных подразделений (производства, маркетинга, отдела закупок и т. д.) совместной деятельности для производства более надежных товаров или услуг. Возможно формирование небольших групп из бригадиров и руководителей внутри каждого функционального подразделения для выявления и решения проблем с качеством.

В настоящее время используются следующие концепции менеджмента качества:

  •  всеобщее управление качеством;
  •  обеспечение качества;
  •  управление качеством;
  •  статистический контроль качества;
  •  система обеспечения качества;
  •  гарантия продукции;
  •  всеобщий производственный менеджмент;
  •  передовой производственный опыт;
  •  система управления производственными ресурсами;
  •  всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей среды;
  •  всеобщее обеспечение производства;
  •  интегрированный менеджмент процессов;
  •  менеджмент в целях улучшения качества;
  •  полное управление качеством и производительностью;
  •  интегрированный менеджмент качества;
  •  система внедрения непрерывных улучшений;
  •  полное преобразование качества;
  •  система качества;
  •  система менеджмента, основанная на управлении качеством.

4. Процесс управления качеством

Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание продукта оптимального качества и полноценное его использование.

Сущность управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенный объект управления.

Основными задачами управления качеством являются:

  •  изучение рынка сбыта;
  •  изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции;
  •  разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства;
  •  сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции.

В теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапов. [5]

1. Принятие решений ʺчто производитьʺ и подготовка технических условий для производства.

2. Проверка готовности производства и распределение организационной ответственности.

3. Процесс изготовления продукции.

4. Устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем.

5. Разработка долгосрочных планов по качеству выпускаемой продукции.

На первом этапе качество означает ту степень, в которой товары или услуги фирмы соответствуют ее внутренним техническим условиям.

На втором этапе оценивается качество конструкции. Качество может отвечать техническим требованиям фирмы к конструкции изделия. Однако сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества.

На третьем этапе качество означает ту степень, в которой работа или функционирование товаров фирмы удовлетворяют реальные потребности потребителей.

Система управления качеством продукции опирается на следующие взаимосвязанные категории управления: объект, факторы, цели, функции; средства, субъект; принципы и др.

Управление качеством рассматривается как корректирующее воздействие на процесс формирования качества в производстве и проявление его в потреблении.

Управление качеством направлено на регулирование всех этапов жизненного цикла и предусматривает:

1) техническую подготовку производства;

2) процесс изготовления продукции;

3) мотивацию и оплату труда;

4) финансовую деятельность;

5) входной контроль;

6) контроль качества работы и продукции;

7) послепродажное обслуживание.

Процесс управления качеством продукции состоит из следующих операций:

1) разработка программы управления, планирования и повышения качества продукции;

2) сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество;

3) выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект;

4) выдача управленческих решений;

5) анализ информации об изменениях качества объекта, которые вызваны управленческими воздействиями.

При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они создаются и протекают на допроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла выпускаемой продукции.

5. Системы управления качеством продукции

Согласно определению международной организации по стандартизации качество представляет собой совокупность характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. [6]

Качество формируется под влиянием множества факторов на всех этапах жизненного цикла продукции и для предоставления потребителю продукции требуемого качества на предприятии формируется система качества.

Система качества представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества. [3]

Управление качеством продукции нуждается в реализации комплексного, системного подхода. Система управления качеством функционирует одновременно со всеми другими видами деятельности, которые влияют на качество продукции.

Системы управления качеством на предприятии должны содержать перечень руководящих документов, мероприятий и порядок их осуществления, которые сводятся к следующему:

  1.  маркетинг (поиск и изучение рынка);
  2.  задачи руководства (политика в области качества, организация работы по ее воплощению);
  3.  обучение персонала;
  4.  система документации и планирования;
  5.  качество во время разработки планов и программ (компетентность разработчиков, уровень подготавливаемых документов, проверка выполнения, своевременная оценка результатов, внесение необходимых изменений);
  6.  качество во время закупок (юридический уровень документации и контроль за ходом закупок);
  7.  качество на стадии производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль);
  8.  проверка качества(входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний);
  9.  контроль за испытательными средствами;
  10.  тщательное исследование дефектных изделий, подробное выяснение причин возникновения дефектов, проведение корректирующих мероприятий;
  11.  качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке;
  12.  документирование качества, оформление необходимых бумаг;
  13.  анализ качества и принятие соответствующих мер;
  14.  техническое обслуживание;
  15.  утилизация после использования.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия и его  долгосрочной цели. Содержанием этой политики являются:

  •  улучшение экономического положения предприятия;
    •  расширение или завоевание новых рынков сбыта;
    •  достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
    •  ориентация на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или определенных регионов;
    •  освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
    •  улучшение важнейших показателей качества продукции;
    •  увеличение сроков гарантии на продукцию;
    •  развитие сервиса.

В соответствии со стандартами ISO жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как ʺпетля качестваʺ, охватывает 11 этапов (рис. 1).

В стандарте ISO серии 8420 содержится следующее определение ʺпетли качестваʺ: это концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции на различных  стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

ʺПетля качестваʺ наглядно показывает последовательное отражение качества процессов на качество конечного результата. С помощью ʺпетли качестваʺ осуществляется  взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции. [4]

      

              Рис.1 Управление качеством продукции. ʺПетля качестваʺ.

 

Ф. Кросби формулирует четыре правила, способствующие, по его мнению, решению проблемы качества:

1. Необходимо выработать ясную и четкую политику в области качества и довести ее цели до сознания каждого сотрудника фирмы.

2. Все сотрудники должны научиться работать без дефектов.

3. Требования, включенные в программу качества, подлежат неукоснительному выполнению, менять их можно только в сторону ужесточения.

4. Компромиссы исключаются, колебания, отклонения и т. д. не допускаются.

При решении проблемы управления качеством на национальном уровне перспективными являются следующие направления:

1) освоение зарубежного опыта. Взаимодействие с иностранными фирмами, специализирующимися в области качества;

2) создание механизма и инструментов реализации программы всеобщего управления качеством. Разработка и дополнение функций региональных центров, инжиниринг сети (по проблеме качества);

3) работа по применению ISO 9000;

4) подготовка кадров в области управления качеством;

5) развитие методических основ в области качества;

6) развитие информационного обеспечения по проблемам качества.

В условиях экономики развитие качества все в большей мере начинает определяться конкуренцией. Современные тенденции предусматривают создание систем качества во всех сферах деятельности предприятия, включая взаимодействие с поставщиками и потребителями.

Одним из компонентов системы качества является качество продукции, определяющее развитие технологических процессов и требований к технологическому оборудованию. Поэтому создание на предприятиях систем качества как инструмента повышения конкурентоспособности должно быть направлено на усиление позиций отечественных предприятий на внутреннем рынке, повышение базового уровня товаров и услуг с перспективой выхода на мировой рынок в качестве достойных конкурентов всемирно известным грандам промышленности.

6. Классификация стандартов серии ISO 9000

Появление в это время серии новых международных стандартов на системы качества ISO 9000 было связано, прежде всего, с необходимостью упрощения взаимоотношений между потребителями и поставщиками, путем подтверждения последним своей способности обеспечивать заявленное качество продукции. Для того, чтобы доказательства такой возможности предприятия имели объективный характер, была введена сертификация систем качества и продукции, которую поручили осуществлять специально созданным независимым организациям - органам сертификации. Эти сертификаты как раз и предназначены для сокращения затрат потребителей на проверку возможностей своих поставщиков. При этом сегодня стандарты ISO стали не только основой для доказательства обеспечения качества внешним потребителям, но и практическим руководством для создания систем менеджмента качества на предприятиях.

Родоначальником стандартов серии ISO 9000, первая версия которых вышла в 1987 году, является английский стандарт BS 5750 (1979г.).

В семейство стандартов ISO 9000:1987 включены: ISO 9001-9003, ISO 9004, словарь терминов и определений ISO 8402.

Стандарты ISO серии 9000 могут быть разделены на три отдельные группы. Первая группа – Базовые стандарты. Данная группа включает 4 стандарта ISO (9001, 9002, 9003, 9004):

• ISO 9001: 1994 Системы качества – Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании;

• ISO 9002: 1994 Системы качества – Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании;

• ISO 9003: 1994 Системы качества – Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции;

• ISO 9004: 1993 Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания.

В Государственные стандарты Украины включены следующие  положения:

  •  требования к качеству продукции, работ или услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
  •  требования совместимости и взаимозаменяемости  продукции;
  •  методы контроля требований к качеству продукции, работ или услуг, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, совместимость  взаимозаменяемость продукции;
  •  основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортировке и хранению, утилизации;
  •  положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов,  термины, определения и др. технические правил и нормы. [1]

Вторая группа – Стандарты поддержки. Данная группа содержит стандарты, предназначенные для оказания помощи:

1) в выполнении деятельности, связанной с инспекцией системы качества;

2) в определении терминов, наиболее часто встречающихся в стандартах и технических условиях (ISO 8402: 1994 Управление качеством и обеспечение качества – Словарь); областей применения различных стандартов (ISO 9000-1: 1994 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества – часть 1: Руководящие указания по выбору и применению).

В качестве ключевых целей ISO 9000-1 устанавливает:

  •  достижение, поддержание и стремление к постоянному улучшению качества своей деятельности с целью полного удовлетворения всех требований потребителя;
  •  обеспечение уверенности поставщика в том, что требования к качеству выполняются и поддерживаются и что происходит постоянное улучшение качества;
  •  обеспечение уверенности в том, что выполняются требования к системе качества.

Третья группа – Методические руководства.

Данная группа содержит методические рекомендации, представляющие собой документы по оказанию помощи. [2]

1. В практическом применении ISO 9001, 9002 и 9003: ISO 9000-2: 1993 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества.

2. Общие руководящие указания по применению стандартов ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003.

ISO 9000-3: 1991 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества – часть 3: Руководящие указания по применению стандарта ISO 9001 к разработке, поставке и техническому обслуживанию программного обеспечения.

ISO 9000-4: 1993 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества – часть 4: Руководство по управлению программой обеспечения надежности.

2. В применении ISO 9004-1 (ISO 9004-1: 1994 Управление качеством и элементы системы качества – часть 1: Руководящие указания) для:

  •  внедрения системы качества в сфере услуг;
  •  управления качеством перерабатываемых материалов;
  •  непрерывного улучшения качества внутри организации (ISO 9004-4: 1993 Управление качеством и элементы системы качества – часть 2: Руководящие указания по улучшению качества).

3. В подготовке руководств по качеству (ISO 10013 Руководящие указания по разработке руководств по качеству).

4. В подготовке и применении:

  •  планов по качеству (ISO 1005);
  •  обеспечения качества в перспективном управлении (ISO 1006);
  •  конфигурации управления (ISO 1007);
  •  планов непрерывного обучения и подготовки персонала (ISO 10015).

Наличие сертификата на систему качества – необходимое условие сохранности конкурентных преимуществ на рынке, включающих:

  1.  отсутствие проблем с управлением производства;
    1.  небольшое количество претензий от заказчиков.

Сертифицированная система качества является гарантией высокой стабильности и устойчивого качества продукции.

7. Классификация систем сертификации

Сертификация – гарантия соответствия продукции (процессов, услуг) требованиям, установленным стандартами. Такую гарантию выдает третья сторона – орган по сертификации (первой стороной считается изготовитель или поставщик - продавец, второй – потребитель или заказчик).

Системы сертификации продукции можно подразделять по различным классификационным признакам.

Далее приведена классификация наиболее распространенных систем сертификации по основным классификационным признакам.

Национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией. В Украине создана система сертификации УкрСЕПРО. Помимо государственных форм контроля за безопасностью и качеством продукции, в условиях формирующегося рынка развиваются и другие параллельные формы этой деятельности, в частности система сертификации биржевых товаров.

Добровольная система сертификации предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителей. В этом случае они вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям НТД, в том числе зарубежной.

Данный вид сертификации может дать очень многое для повышения конкурентоспособности продукции.

Самостоятельная система сертификации продукции (самосертификация) создается самим предприятием – изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу самосертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НТД.

Региональная международная система сертификации продукции создается на уровне некоторых стран одного региона. Например, в рамках Европейской экономической комиссии ООН на региональном уровне функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации.

Международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией.

Обязательная система создается для продукции, на которую в НТД должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовывать продукцию, но и производить ее.

Система сертификации продукции третьей стороной создается сторонней организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции и проводимых им мероприятий требованиям НТД. Очень важно в данной ситуации для проведения сертификации продукции иметь хорошо оснащенные испытательные центры, лаборатории (стенды).

Реестр украинской государственной системы сертификации продукции – документ, содержащий сведения о сертифицированной продукции (процессах, услугах), системах качества, аттестованных производствах, аккредитованных органах по сертификации, испытательных лабораториях.

Заключение

Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Оно формируется на всех стадиях жизненного цикла продукции и является результатом эффективной деятельности по планированию, координации, контролю и анализу процессов, обеспечивающих надлежащее качество изделий.

Литература:

  1.  Василенко В.А., Ткаченко Т.І. Виробничий (операційний менеджмент): Начальний посібник. За ред. В.О.Василенко. – К.: ЦУЛ, 2003. – 532 с.
  2.  Лопатенко Л.О. Операційний менеджмент: [конспект лекцій для студентів напряму підготовки ʺМенеджментʺ]. – К.: МАУП, 2007. – 128 с.: іл.
  3.  Омельяненко Т. В., Задорожна Н. В. Операційний менеджмент: Навч.-метод. посіб. для самост. вивч. дисц. — К.: КНЕУ, 2003. — 236 с.
  4.  Курочкин А.С. Операционный менеджмент: Учебное пособие. – К.: МАУП, 2000. – 144 с.
  5.  Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов, 2-е изд., доп. и перераб.- М.: ОАО "Изд-во Экономика", 2009. - 639 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66327. Безпека вдома. Електроприлади. Безпека під час користування електроприладами 59 KB
  Діти за кожну правильну відповідь маємо можливість із частин збудувати будинок. Та не збагну я діти Хто мені допомагає світити Учитель: Дорога лампочко Не сумуй лапочко Зараз розкажуть діти що відбувається з тобою у світі. То ж запам’ятай лампочко І запам’ятайте діти...
66328. Волшебная страна – библиотека 183.5 KB
  Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь они заставляют нас совершенствоваться. Что же тогда в них хранили Книги Конечно же книги В Египте их писали на папирусе а в Индии составляли их из нарезанных пальмовых листьев в Междуречье выцарапывали на глиняных дощечках.
66329. ОПИС НАТЮРМОРТУ КАТЕРИНИ БІЛОКУР «КАВУН, МОРКВА, КВІТИ» 130.5 KB
  Мета: вчити аналізувати художнє полотно виділяти головне відбирати відповідні прикметники для опису предметів; розвивати структурно композиційні та мовностилістичні вміння; виховувати естетичні смаки. Обладнання: репродукція натюрморту Катерини Білокур Кавун морква квіти...
66330. Подорож до країни «Бізнес» 72.5 KB
  Цікава дуже штука Бізнес наука. Діти що ж робити нашим героям Де взяти кошти щоб купити потрібний товар корову Вони мабуть не знають що таке бізнес його законів та понять. Отож в цій газеті розповідається про цікаву справу про...
66331. Філологічний експрес 146.5 KB
  Перший етап Учасникам заздалегідь дається завдання підготувати невеличку на 24 хвили ни €œВізитну картку команди знайомство з членами команди. Журі оцінює цей етап конкурсу за 5 бальною системою. Другий етап Антисуржик Команди одержують віддрукований текст до якого внесено зміни шляхом його...
66332. Особливості використання методики ейдотехніки на уроках у першому класі початкової школи 246.5 KB
  Механічне запам’ятовування через силу постійні повторювання негативно впливають на фізичний стан нервову та емоційну сферу дітей значно ускладнюють процес їхнього адаптування до навчання у школі; у засвоєнні знань часто дають зворотний ефект.
66333. Що треба знати, обираючи фах 32 KB
  Адже саме в процесі праці сформувалася людина і завдяки праці змінюється її власна природа в якій вона досягає своєї свідомої мети прагне до її реалізації конструює свій життєвий шлях. Людина зобов’язана працювати щоб залишити на землі свій власний слід...
66334. Малювання фарбами. Оздобления новорічних iгpaшок, виготовлених iз солоного тіста 48 KB
  Вчитель пропонує учневі зачитати вірш Миколай Коли замерзла річка І став біленький гай Зійшов у темну нічку На землю Миколай. На кого схожий Святий Миколай На Діда Мороза На яке свято приходить Дід Мороз Новий Рік Що робить Дід Мороз...
66335. Сценарій презентації поетичної збірки В.Федорової «Місце під сонцем» 41 KB
  Вітаємо вас у цій світлиці, у цьому затишному куточку Красноріченського освітнього округу, де зібралися люди, небайдужі до чистоти духовних криниць, до натхненної творчої праці та наділені великою любов’ю до культурного розквіту нашого краю.