4934

Стратегический менеджмент. Опорный конспект лекций

Конспект

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Тема 1. Общая характеристика стратегического менеджмента Стратегический менеджмент, его характеристика и связь с другими науками. Сущность стратегического менеджмента. Отличие стратегического управления от оперативного. Э...

Русский

2012-11-29

77.17 KB

177 чел.

Тема 1. Общая характеристика стратегического менеджмента

  1.   Стратегический менеджмент, его характеристика и связь с другими науками.
  2.   Сущность стратегического менеджмента.
  3.   Отличие стратегического управления от оперативного.
  4.   Эволюция стратегического мышления. Этапы развития корпоративного планирования.
  5.   Стратегический менеджмент, его характеристика и связь с другими науками.

Стратегия – это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направления достижения. (Кунц).

Стратегический менеджмент – теория и практика обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации при возложении ответственности за эту работу на её руководителей.

Стратегический менеджмент – это такое управление организацией которое:

  1.  Опирается на человеческий потенциал как на её основу;
  2.  Ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей;
  3.  Осуществляет гибкое регулирование и своевременное изменение адекватно воздействию окружающей среды;
  4.  Осуществляет меры, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ.

Как научная дисциплина стратегический менеджмент  постоянно развивается, но многие её составляющие еще нет пока однозначного взгляда. Практика его достаточно индивидуально поэтому его трудно изучать.

Стратегический менеджмент является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы и дисциплины теории управления фирмой: менеджмент, маркетинг, экономика предприятия, финансовый менеджмент, информационные технологии.

Он тесно связан с другими курсами:

  1.  Экономическими – планирование, анализ, статистика;
  2.  Технологическими – внедрение новых технологий, техники, информатики, инновационной технологии и т.д.;
  3.  Управленческими  - менеджмент, теоретические основы, основы менеджмента, теория управления, управление персоналом, управление внешнеэкономической, инновационной деятельностью и т.д.

Связь эта заключается в разработке концепций, способов и методов управленческой деятельности, а также в принятии управленческих решений на длительную перспективу и по различным направлениям, носящим комплексный характер. Он позволяет взглянуть на организацию как единое целое, объяснить почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство.

  1.   Сущность стратегического менеджмента.

Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важных вопроса:

  1.  В каком положении находится предприятие в настоящее время?
  2.  В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
  3.  Каким способом достигнуть желаемого положения?

Для ответа на эти вопросы менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию в которой находится предприятие. Необходимо иметь информационную основу и четкое определить задачи к чему стремиться и какие цели ставить.

  1.   Отличие стратегического управления от оперативного.

Для лучшего понимания сущности стратегического менеджмента приведем его сравнения по ряду факторов с оперативным управлением.

Стратегическое управление имеет ряд принципиальных отличий от оперативного управления.

Отличие стратегического управления от оперативного.

Таблица 1.

Стратегическое управление

Характеристика

Оперативное управление

Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством динамичного баланса с окружением.

Миссия, предназначение.

Производство товаров и услуг с целю получения доходов от реализации.

Взгляд во вне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе.

Объект концентрации внимания.

Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов.

Ориентация на долгосрочную перспективу.

Учет фактора времени.

Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Люди, системы информационного обеспечения, рынок.

Основа построения системы управления.

Функции и организованные структуры, процедуры, техника и технология.

Взгляд на работников как на основу организации, её главная ценность и источник благополучия.

Подход к управлению персоналом.

Взгляд на работников как на ресурсы организации, как на исполнителей отдельных работ и функций.

Своевременность и точность реакции организации на изменения окружающей среды.

Критерии эффективности управления.

Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала.

  1.  Эволюция стратегического мышления. Этапы развития корпоративного планирования.

Историки бизнеса обычно выделяют четыре этапа корпоративного планирования.

Бюджетирование - до 50-х годов ХХ века. Высшие руководители обсуждали глобальные проблемы и намечали планы развития бизнеса. При чем эти планы составлялись без соответствующих расчетов и без учета будущего времени и тех изменений которые могут произойти. Мероприятия ограничивались составлением бюджетов и смет по статьям расходов и ведением отчетности. Однако в связи с изменением внешней среды планы не выполнялись.

Долгосрочное планирование – 50-60-е годы. Стержневая идея этого метода – составление прогноза продаж фирмы на несколько лет вперед. При этом не всегда учитывалась изменчивость внешней среды, ограниченность ресурсов и потребность потребителей. Главный показатель прогноз сбыта базировался на экстраполяции продаж в предыдущие годы. Объемы продаж, наличие ресурсов не планировалось, в результате на предприятиях продукция скапливалась, затруднялся сбыт, фирмы работали не стабильно.

Стратегическое планирование – 60-70-е годы. В эти годы экономическая обстановка во многих странах и цифры экстраполяции в результате непредвиденных внешних обстоятельств стали все более расходиться с реальностью. Выяснилось, что предусматриваемые высшим руководством оптимистические прогнозы по долгосрочному планированию в условиях динамично изменяющейся внешней среды не работают.

Стратегический менеджмент – после 90-х годов. Большинство предприятий по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент на этом этапе определяется как комплекс стратегических управленческих решений, обеспечивающих не только развитие организации, но и конкретных действий, направленных на изменение внешней конъюнктуры, которая может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего развития.

Тема 2.  ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ

     СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Теоретические основы стратегического менеджмента.

1.2. Особенность стратегического менеджмента.

1.3. Основные принципы стратегического менеджмента

1.1.Теоретические основы стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент представляет собой непрерывный циклический процесс, реализация которого требует от всех участников навыков, умений и способностей.

Теория организации и управления выделяет в общей системе управления предприятием три уровня решений, называемых уровнями управления. Выделяются следующие уровни: стратегический, тактический, оперативный.

На каждом уровне менеджеры должны проявлять определенные, знания. Опыт, способности, навыки и умения для принятия решений управления фирмой.

Компетенций менеджеров на различных уровнях представляются следующие:

  1.  Стратегический уровень (менеджеры высшего звена)– четкое определение миссии; реакция менеджеров на все изменения внутри и вокруг предприятия; разработка и оценка альтернативных вариантов; создание инфраструктуры для улучшения работы фирмы.
  2.  Тактический уровень (менеджеры среднего звена) – формирования заданий

структурным подразделениям; исследование отклонений от целей; оценка обоснованности решений; использование информации как внешней так и внутренней; выработка мер позволяющая уберечь предприятия от негативных последствий.

  1.  Оперативный уровень (менеджеры среднего и низшего звена) – обеспечения решений конкретных задач функционирования фирмы.

1.2.Особенность стратегического менеджмента.

1. Обязательное соизмерение затрат на производство товара с доходами от реализации товаров.

2. Поскольку организации являются открытыми системами на которые действуют многочисленные факторы внешней среды эффективность организации и её стратегия определяется её адаптивными возможностями поддерживать и усиливать конкурентные преимущества.

3. Стратегии организаций всегда уникальны, поэтому универсальных решений для всех случаев нет. Отсутствуют и «стандартные» наборы правил и процедур решения стратегических задач. Не существует «правильных» и «неправильных» стратегий. Все зависит от условий реализации конкретной стратегии и конечных целей.

1.3.Основные принципы стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент имеет свои закономерности которые следует учитывать при разработке стратегии развития фирмы. Выделяются следующие основные принципы:

1. Обоснованный и сознательный выбор целей и стратегия развития организации. Цели должны быть выполнимы и непротиворечивы.

2. Постоянный поиск новых форм и видов деятельности, направленный на укрепление существующих преимуществ, выявление и усиление новых.

3. Обеспечение соотносительности между  организацией и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами организации и её элементами.

4. Индивидуализация стратегий. Каждая стратегия уникальна в том смысле, что имеет особенности обусловленные сложившимся составом кадров, экономическим потенциалом, культурой и др. чертами.

5. Каждая стратегия состоит из двух частей: спланированной и случайной, появившейся под воздействием внешней среды.

6. Четкое организационное разделение задач стратегического управления и задач оперативного управления.

Тема 3.  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ

     И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.

1.Структура и содержание управленческих решений. Классификация решений и требования к ним.

2.Программируемые и непрограммируемые решения.

3.Эффективность управленческих решений.

1.Структура и содержание управленческих решений. Классификация решений и требования к ним.

Стратегическое управление  - это процесс принятия и осуществление стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.

В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.

Стратегические решения – это управленческие решения, которые:

  1.  ориентированы на будущие и закладывают основу для принятия оперативных  управленческих решений;
  2.  сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают не контролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;
  3.  связаны со влечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.

К числу стратегических решений можно отнести:

  1.  реконструкцию предприятия;
  2.  внедрение новшеств;
  3.  организационные изменения;
  4.  выход на новые рынки сбыта;
  5.  приобретение, слияния предприятий и т.д.

Управленческое решение – это волевое, творческое действие субъекта управления. Оно заключается в выборе наилучшей альтернативы из множества обоснованных вариантов достижения конкретной цели управления объектом.

Управленческое решение должно соответствовать интересам организации в различных областях, что определяет специфику его содержания. Стратегические решения классифицируются на:

  1.  политические решения – основы государственной власти и управления;
  2.  экономические решения – процедуры управления производством и распределением на основе экономических законов;
  3.  организационные решения – процедуры формирования сознательно координируемого социального образования
  4.  социально- ориентируемые решения – механизм управления персоналом как основа взаимодействия всех участников решения проблем.

Основные требования к решениям: наличие определенной структуры, в соответствии действующему законодательству, наличие субъекта решения и четкой целевой направленности.

2.Программируемые и непрограммируемые решения.

Программируемы решения принимаются в соответствии с писаными или неписаными правилами и процедурами. Они принимаются при решении повторяющихся проблем как сложных, так и не сложных.

Непрограммируемые решения принимаются в случае необычной или исключительной ситуации, в случае если проблема возникает нечасто и является на столько значительной . что требует особого подхода.

3.Эффективность управленческих решений.

Эффективность управленческого решения – это свойство (качество) целенаправленного функционирования системы, характеризующее достижимость цели операции и полезность полученных результатов.

Можно выделить некоторые основные виды эффективности решений:

  1.  организационная эффективность (правовое, экологическое, этическое). Это результат достижения организационных целей за счет меньшего числа работников, меньшего времени;
  2.  экономическая эффективность – это соотношение стоимости прибавочного продукта за счет реализации конкретного управленческого решения и затрат на его подготовку и реализацию;
  3.  технологическая эффективность результат достижения технологического уровня производства, запланированные в бизнес-плане за более короткое время и наименьшими затратами;
  4.  социальная эффективность – это результат достижения социальных целей для большего количества работников меньшими финансовыми затратами и удовлетворения потребностей человека;
  5.  психологическая эффективность – результат достижения психологических целей для большего числа работников. Она связана с реализацией потребностей человека в любви, семье, безопасности и т.п. в развитии организационной культуры;
  6.  правовая эффективность – оценивается степень достижения правовых целей организации персонала организации и характеризуется в организованности и порядке в жизни и деятельности организации.

Тема 4.  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

      НОВОВВЕДЕНИЯМИ

1.Понятие стратегии и стратегическое управление нововведениями.

2.Программно-целевой метод стратегического управления.

3.Метод системы планирования и управления (СПУ)нововведениями.

1.Понятие стратегии и стратегическое управление нововведениями. Под стратегией управления нововведениями понимается набор правил для принятия долгосрочных решений, которыми научная организация руководствуется в своей деятельности.

Любая научная и инновационная организация имеет две подсистемы:

1.Управляемую подсистему, занятую переработкой поступающей информацией в научную продукцию, товар и услуги.

2.Управляющую подсистему задача, которой состоит в руководстве и контроле за деятельностью организации в соответствии с поставленной целью. Она функционирует в двух видах режима – стратегическое управление и оперативное управление.

Стратегическое управление связано с постановкой главных долгосрочных целей научно-технического развития и с поддержанием взаимоотношений между организацией и окружающей средой.

Оперативное управление состоит в руководстве за разработкой и внедрением новшеств в научную продукцию, товары и услуги.

2.Программно-целевой метод стратегического управления. Одним из важнейших элементов стратегического управления нововведения являются прогрессивные методы управления: программно-целевой метод и метод сетевого планирования и управления.

Программно-целевой метод получил широкое развитие в конце 50-х начале 60-х когда было создано новое методическое обеспечение. Суть данного метода состоит в том, что ориентирует программы на выполнение определенных общественно значимых целевых задач, в связи с чем он строится на принципах единства целей решаемых проблем и носит комплексный  междисциплинарный и межотраслевой характер. В конкретном выражении данный подход представляет сочетание методов, средств и различных приемов для достижения основной цели научного, технического и производственного развития.

3.Метод системы планирования и управления (СПУ)нововведениями. Существуют различные аналитические методы реализации целевых программ. Среди них весьма эффективный метод СПУ называемый методом критического пути.

Эффективность системы СПУ как инструмента стратегического управления долгосрочными программами инновационной деятельности состоит в следующем:

1.Прогнозирование сложных инновационных проектов.

2.Сокращение продолжительности выполнение проектов средней и большой сложности на 15-20%.

3.Снижение стоимости научно-исследовательских разработок на 10-15%.

Система СПУ широко применяется за рубежом и частично в РБ в самых разнообразных сферах научной, инновационной и промышленной деятельности: при разработке проектов освоения природных ресурсов; генеральных схем развития территорий; создание новых типов судов и самолетов; проектирование и постройки зданий, мостов, заводов, метро, городских комплексов.

 

Тема 5.  СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СТРАТЕГИЧЕСКОГО

      МЕНЕДЖМЕНТА.

1.Элементы (процесс) структуры стратегического управления.

2.Формулирование миссии и цели фирмы.

3.Стратегические подходы к установлению корпоративных целей.

4.Этапы разработки стратегических планов управления.

1.Элементы (процесс) структуры стратегического управления.

Стратегическое управление рассматривается как динамическая совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов, которые следуют один из другого. Однако между ними существует между ними устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью стратегического управления.

Структура стратегического управления состоит из следующих элементов:

  1.  Анализ среды. Считается исходным процессом управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения позволяющих фирмы выполнить миссию и достичь своих целей.

Анализ среды предполагает изучение тех частей: макроокружение, непосредственного окружения, внутренней среды.

  1.  Определение миссии и целей. Рассматривается как один из процессов стратегического управления – это определение миссии фирмы, а также долгосрочных и краткосрочных целей фирмы.
  2.  Анализ и выбор стратегии. После определения миссии и целей наступает этап анализа и выбора стратегии. Этот процесс считается сердцевиной стратегического управления.
  3.  Выполнение стратегии. Данный процесс является критическим процессом так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей.
  4.  Оценка и контроль выполнения стратегии. Обеспечивает устойчивую обратную связь между тем как идет процесс достижение целей в соответствии с целями организации.

2.Формулирование миссии и цели фирмы.

Миссия определяется как основная общая цель фирмы, определяющая причину её существования. Она детализирует статус фирмы, обеспечивает направление и ориентиры её целей и стратегий на различных организационных уровнях.

Миссия формулируется до начала хозяйственной деятельности фирмы и изменяется в редких случаях при полной переориентации деятельности фирмы.

Содержание миссии должно отражать:

  1.  формулировку предпринимательской деятельности фирмы;
  2.  рабочие принципы фирмы, вытекающие из анализа угроз и возможностей внешней среды;
  3.  ценности и культуру фирмы, определяющие её внутренний рабочий климат.

Цели фирмы формулируются и устанавливаются на основе её общей миссии, и определенных ценностей, на которых ориентируется общее руководство.

Чтобы цели стали значимой частью процесса управления необходимо:

  1.  правильно их сформулировать;
  2.  эффективно довести их сотрудникам;
  3.  предоставить исполнителям необходимую информации;
  4.  обеспечить действенные меры стимулирования труда

3.Стратегические подходы к установлению корпоративных целей.

В стратегическом менеджменте возможны два подхода к установлению корпоративных целей предприятия.

Первый подход, что цели устанавливаются исходя из достигнутого уровня прошлого периода, добавляя два три процента к цифрам прошлого года. Это так называемый метод планирования «от достигнутого».

Второй подход к установлению корпоративных целей значительно сложнее. Он предполагает  разбиение процесса разбиение целей на ряд последовательных шагов:

Первый шаг – определение миссии (философии бизнеса).

Второй шаг – установление долгосрочных общих целей на плановый период (десять, пятнадцать, двадцать лет).

Третий шаг – определение конкретных задач и целей.

Считается, что основное достоинство такого пошагового подхода заключается в том, что он заставляет менеджеров и специалистов предприятия осмыслить, что они желают достичь и каким образом.

4.Этапы разработки стратегических планов управления.

В процессе разработки и реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Главная роль принадлежит высшему руководству. Его деятельность может быть представлена в виде пяти последовательных этапов.

1.Углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий. На данном уровне решаются следующие задачи: окончательное уяснение сущности определенных целей, их корректности, соответствии друг другу, а также состоянию внутренней и внешней среды; более широкое доведение идей стратегии и смысла целей до сотрудников фирмы.

2.Это этап состоит в том, что высшее руководство должно принят решение по эффективному использованию имеющихся у фирмы ресурсов.

3.Высшее руководство принимает решения по поводу организационной структуры и культуры управления и вносит необходимые изменения.

4.На этом проводятся необходимые изменения в фирме без которых не возможно приступить к реализации стратегии фирмы. Это проблема исключительно тонкая и болезненная. Изменения могут быть проведены только с учетом объективных факторов управления персоналом.

5.Данный фактор заключается в реализации высшего руководства в выполнении стратегии, что оно проводит пересмотр плана осуществления стратегии. Оценка и контроль стратегии.

 

Тема 6.  ТИПЫ И УРОВНИ СТРАТЕГИИ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

      СТРАТЕГИИ.

1.Типы стратегии по уровням решения.

2.Стратегии по сферам деятельности.

3.Анализ базовых альтернатив и выбор стратегии фирмы.

4.Основные задачи при разработке стратегии.

1.Типы стратегии по уровням решения.

Крупная фирма с дивизиональной структурой имеет как правило три уровня стратегических решений.

Первый уровень – корпоративный. Это стратегия которая описывает общие направления роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг.

Второй уровень – деловой. Это стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Она воплощается в бизнес-планах и показывает как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке. Такую стратегию иногда называют стратегией конкуренции.

Третий уровень – функциональный. Это стратегии, которые разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой стратегии. Она включает финансовую, производственную деятельность предприятия, а также поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.

2.Стратегии по сферам деятельности. В рамках деловой и функциональной стратегии разрабатываются также стратегии по сферам деятельности предприятия: стратегия вертикальной и горизонтальной интеграции; стратегия сбора урожая; стратегия свертывания и отступления и операционные стратегии.

3.Анализ базовых альтернатив и выбор стратегии фирмы. При определении конкретной стратегии фирмы необходимо сделать выбор базовой стратегической альтернативы развития:

  1.  Стратегия ограниченного роста. Для этой стратегии характерно установление целей (показатели развития) от достигнутого скорректированных с учетом инфляции. Применяется в зрелых областях промышленности со сложившейся  относительно стабильной технологией, когда фирма удовлетворена своим положением.
  2.  Стратегия роста. Предусматривает ежегодное повышения уровня над уровнем показателей предыдущего года. Применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями.
  3.  Стратегия сокращения. Это стратегия последнего средства. На практике применяется несколько вариантов этой стратегии. а)ликвидация – предусматривает прекращение деятельности фирмы и полную распродажу имущества; б) отсечение лишнего - предусматривает сокращение некоторых видов деятельности не приносящих доход; в) сокращение и переориентация при застойной экономике сокращение части своей деятельности и высвободившиеся ресурсы на другие виды производства
  4.  Комбинированная стратегия (сочетание). Данной стратегии обычно придерживаются крупные фирмы активно действующие в нескольких отраслях и на различных рынках.

Выбор базовой стратегии развития фирмы. Правильный выбор базовой стратегической альтернативы максимально повысит долгосрочную эффективность деятельности фирмы. Для эффективного стратегического выбора руководители высшего звена должны иметь четкую разделяемую всеми концепцию развития фирмы и её будущее.

4.Основные задачи при разработке стратегии. Процесс формирование и реализации стратегии включает в себя решение пяти взаимосвязанных задач.

1. Решение о том в каком бизнесе компания будет работать и формирование стратегического видения т.е. фактически определения цели, в долгосрочном направлении движения и конкретной миссии, которую она должна выполнять.

2.Преобразование стратегического видения и миссии в конкретные задачи и цели работы.

3.Разработка стратегии достижения поставленных целей.

4.Квалифицированное и эффективное внедрение и использования избранной стратегии.

5.Оценка результатов работы, изучение новых тенденций и осуществление корректирующих действий в отношении долгосрочных направлений развития, целей и задач стратегии.

Тема 7.  АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

              ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

1.Основные типы внешнего окружения.

2.Цели и основные направления анализа внешнего окружения.

3.Особенности анализа внешней среды в стратегическом менеджменте.

4.Методы реагирования на изменения внешней среды.

1.Основные типы внешнего окружения. В стратегическом менеджменте выделяются следующие основные типы внешней среды:

1) изменяющаяся среда характеризуется быстрыми переменами. Это могут быть технические инновации, экономические изменения, новшества в политике конкурентов и т.д. Такая среда создает большие трудности для управления.

2) враждебное окружение характеризуется жесткой конкуренцией, борьбой за потребителей и рынки сбыта.

3) разнообразное окружение свойственно глобальному бизнесу, работающему во многих странах связанному с обслуживанием многочисленных клиентов, говорящих на различных языках, с разнообразными культурами и гастрономическими вкусами потребителя. Это разнообразное окружение влияет на деятельность фирмы на её политику воздействия на потребителя.

4) технически сложная среда. В такой среде развивается электроника, вычислительная техника, телекоммуникации, которое требует сложной информации и высоко квалифицированного обслуживающего персонала. Управление в данной среде должно быть ориентировано на инновации так как в противном случае новшества быстро устаревают.

2.Цели и основные направления анализа внешнего окружения. Основное предназначение внешнего анализа – определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем. Внешний анализ является частью SWOT -анализа, связанной с выявлением слабых и сильных сторон предприятия, а также возможностей и угроз.

Возможности - это положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объемов продаж и прибыли.

Угрозы – это отрицательные тенденции, которые могут привести к уменьшению объемов продаж и прибыли.

После проведения SWOT –анализа и определения сильных и слабых сторон фирмы анализу подвергаются факторы внешней среды, которые непосредственно влияют на эффективность работы и разработанную стратегию. Исследуются следующие факторы: политико-правовые, социокультурные, экономические и технологические.

3.Особенности анализа внешней среды в стратегическом менеджменте. Главная особенность заключается в том, что при анализе необходимо учитывать две сферы окружения бизнеса.

1.Макросреда (отдаленное окружение) – это правительство, экономика, научно-технический прогресс, социально-демографическая среда и природные факторы.

2.Микросреда (ближнее окружение) сюда входят акционеры, поставщики, покупатели, конкуренты, кредиторы, профсоюзы.

4.Методы реагирования на изменения внешней среды. В практической деятельности используются различные методы реагирования на изменение факторов внешней среды. Наиболее распространенными являются следующие:

1) «борьба с огнем» или реактивный стиль управления. Это подход предполагающий принятие управленческих мер после свершения изменений, который распространен на многих предприятиях;

2) расширение сфер деятельности – как средство возможного уменьшения коммерческого риска;

3) совершенствование организационной структуры управления для повышения его гибкости;

4) стратегическое управление т.е. – сбор стратегической информации о внешней среде, её анализ и принятие стратегического решения.

Тема 8.  УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

 1.Цели управленческого анализа.

2.Показатели управленческого анализа.

3.Принципы и методы проведения управленческого анализа.

 1.Цели управленческого анализа. Управленческий анализ – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявления стратегических проблем.

Конечной целью управленческого анализа является предоставления анализа высшим менеджерам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая наибольшей степени соответствует будущему предприятия.

2.Показатели управленческого анализа. Конкретный перечень показателей использования ресурсов и сфер деятельности меняются по мере изменений в условиях функционирования фирмы.

Деловой американский журнал «Фортуна» и английский «Экономист» используют следующие критерии оценки работы фирм:

1) качество управления;

2) качество производимых товаров и услуг;

3) финансовое состояние фирмы;

4) качество маркетинга;

5) умение привлекать талантливых людей, способствовать их развитию и закреплять их за фирмой;

6) долгосрочные капиталовложения и инвестиции;

7) способность к инновациям;

8) ответственность перед обществом и природой.

Для полноты картины в наших условиях используются и другие показатели: прибыль, рентабельность, эффективность труда, занятость, параметры рынка.

3.Принципы и методы проведения управленческого анализа. В основе управленческого анализа должны лежать следующие общеметодологические принципы:

  1.  Системный подход в соответствии с которым предприятие рассматривается как сложная система действующая в среде открытых систем и состоящая из ряда подсистем.
  2.  Принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем и элементов предприятия.
  3.  Динамический принцип и принцип сравнительного анализа: анализ всех показателей в динамике, а также в сравнении с аналогичными показателями конкурирующих фирм.
  4.  Принцип учета специфики предприятия – отраслевой и региональный.

Методы управленческого анализа. Выделяются следующие методы управленческого анализа:

  1.  Ситуационный анализ;
  2.  Портфельный анализ;
  3.  Кабинетные исследования;
  4.  Наблюдение и опрос работников предприятия;
  5.  Мозговой штурм. Конференции и др. методы коллективной работы.
  6.  Экспертной оценки;
  7.  Математические методы

Тема 9.  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТРАСЛИ.

1.Цель анализа отрасли.

2.Основные показатель анализа отрасли.

1.Цель анализа отрасли. Отрасль – это совокупность предприятий, производящих и распределяющих аналогичные товары и услуги, которые конкурируют на одном потребительском рынке. Она охватывает производство, распределение и потребление отдельных товаров и услуг, необходимых для определения конкурентов.

Целью отраслевого анализа является: определение привлекательности отрасли и отдельных товарных рынков внутри отрасли. Такой анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, характерные для неё возможности и существующие угрозы, определять ключевые факторы успеха и с учетом этого разрабатывать стратегию поведения отрасли на рынке.

2.Основные показатель анализа отрасли. При анализе отрасли обычно выделяются следующие показатели:

  1.  реальный и потенциальный размер отрасли;
  2.  перспективы роста и стадии её жизненного цикла;
  3.  масштабы конкуренции;
  4.  структура отраслевых издержек;
  5.  система сбыта продукции;
  6.  тенденции развития отрасли;
  7.  ключевые факторы успеха.

Тема 10.  ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И

    МЕТОДЫ ЕЁ ПРОВЕДЕНИЯ

1.Цели и основные этапы её проведения. 

2.Матрица Ансоффа как разновидность портфельного анализа.

1.Цели и основные этапы её проведения. Портфель предприятия или корпоративный портфель – это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса), принадлежащих одному и тому же владельцу.

Портфельный анализ это инструмент с помощью которого высшее руководство выявляет и оценивает хозяйственную деятельность предприятий с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные её направления.

Предназначение методов портфельного анализа заключается в том, чтобы помочь менеджерам понять бизнес, создать ясную картину формирование затрат и прибыли в диверсифицированной компании. Портфельный анализ рекомендует, чтобы для целей разработки стратегии каждый продукт компании, её хозяйственные подразделения рассматривались независимо, что позволяет сравнивать их между собой и конкурентами.

В практике портфельного анализа применяются следующие этапы:

1.Определяется структура управления.

2.Определяется относительная конкурентоспособность каждой бизнес единицы.

3.Разрабатывается стратегия каждой бизнес единицы.

4.Оенивается бизнес стратегия всех подразделений с точки зрения их корпоративной стратегии. Определяется прибыль и ресурсы каждого подразделения. 

2.Матрица Ансоффа как разновидность портфельного анализа. Разновидностью портфельного анализа является матрица И. Ансоффа, предназначенная для описания возможных стратегий предприятия в условиях растущего рынка.

Считается, что при выборе направления роста у предприятия есть несколько стратегических альтернатив.

1) Стратегия совершенствования экспансии – т.е. разработка новых или совершенствование существующих продуктов. Эта стратегия направлена на улучшения деятельности предприятия, она эффективна при растущем или ненасыщенном рынке. Доход обеспечивается за счет рационализации производства и сбыта, снижения себестоимости, рекламы, сервиса и предоставления торговых скидок.

2) Стратегия развития рынка или рыночная экспансия. Данная стратегия направлена на поиск новых рынков, новых сегментов рынка для уже освоенных товаров. Доход обеспечивается благодаря расширению рынка сбыта как в пределах географического региона, так и вне.

3) Стратегия диверсификации предполагает  разработку новых видов продукции одновременно с освоением новых рынков. Такая стратегия обеспечивает прибыль, стабильность и устойчивость фирмы в отдаленном будущем. Она является наиболее рискованной и дорогостоящей.

Тема 11.  КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ФИРМЫ.

1.Конкурентные преимущества фирмы. Основные направления.

2.Конкурентные преимущества на основе низких издержек.

3.Дифференциация продукции.

4.Стратегия фокусирования, первопроходца и синергизма.

1.Конкурентные преимущества фирмы. Основные направления. Конкуренция - состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за выживания в условиях действия жесткого закона конкуренции, как объективного процесса «вымывания» некачественных товаров и услуг в рамках атимонопольного законодательства.

Конкурентные преимущества предприятия или фирмы – это уникальные, осязаемые или неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные сферы бизнеса, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе.

Осязаемые ресурсы или материальные активы – это физические и финансовые активы предприятия, которые отражены в бухгалтерском балансе (основные фонды, запасы, денежные средства и т.д.).

Неосязаемые ресурсы или  нематериальные активы – это как правило качественные характеристики предприятия (торговая марка, ноу-хау, престиж, имидж предприятия, человеческие ресурсы, квалификация персонала, опыт, известность управленческой «команды»).

Существует множество направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются:

  1.  лидерства в издержках (себестоимость продукции);
  2.  дифференциация продукции;
  3.  фокусирование (концентрация);
  4.  ранний выход на рынок (стратегия первопроходца);
  5.  синергизм.

2.Конкурентные преимущества на основе низких издержек. Стратегия лидерства в издержках направлена на достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат на некоторые важные элементы товара или услуги и соответственно более низкой себестоимости по сравнению с конкурентами.

Цель этой стратегии заключается а том, чтобы поддерживать преимущества перед конкурентами по затратам и получать больше прибыли.

Ценовое лидерство достигается, если предприятие осуществляет контроль над значительной долей рынка или использует другие преимущества, такие, как доступ к источникам сырья, уникальное оборудование, квалификация специалиста.

3.Дифференциация продукции или другими словами, обособление товара на рынке означает способность предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность (по сравнению с конкурентами) продукта для покупателя с точки зрения уровня качества, наличие его особых характеристик, методов сбыта, после продажного обслуживания. Такая продукция предназначена для потребителей, которых не устраивает стандартная продукция, которые готовы платить за её уникальность.

Существует несколько видов дифференциации продукции:

  1.  Продуктовая дифференциация – это предложения продуктов с характеристиками и/или дизайном лучшем, чем у конкурентов.
  2.  Дифференциация персонала – это наем и тренинг персонала, который осуществляет свои функции работы с клиентами более эффективно, чем персонал конкурентов (компетентность, дружелюбие, доверие).
  3.  Сервисная дифференциация – это предложения разнообразного и более высокого (по сравнению с конкурентами) уровня услуг сопутствующих продаваемым товарам (срочность и надежность поставок, установка оборудования, консультирование клиентов).

4.Стратегия фокусирования, первопроходца и синергизма.

Стратегия фокусирования или узкой специализации можно определить, как выбор ограниченной по масштабам хозяйственной деятельности с резко очерченным кругом потребителей (свадебный солон, магазин «Запасный частей для легковых автомобилей»).

Стратегия первопроходца или раннего выхода на рынок, означает, что фирма первая предлагает на рынок оригинальный товар или услугу. Данная стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество, получение монопольной, сверх высокой прибыли и достижение быстрого роста прибыли.

Стратегия синергизма – это стратегия получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа бизнес единиц (хозяйственных подразделений в одних руках). Наличие эффекта синергизма создает специфическое конкурентное преимущество за счет уменьшения управленческого персонала и снижения уровня издержек.

Тема 12.  КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ.

1.Цели и мотивы диверсификации.

2.Виды диверсификации.

 1.Цели и мотивы диверсификации. Диверсификация (от лат. изменение, разнообразие) – распространение хозяйственной деятельности на новые сферы – расширение ассортимента, видов предоставляемых услуг, географическая сфера деятельности.

В результате диверсификации предприятия могут превращаться в сложные многоотраслевые комплексы. Главной коммерческой целью диверсификации (побудительные мотивы) является увеличение прибыли за счет использования рыночных шансов и установление конкурентных преимуществ.

2.Виды диверсификации. Различают диверсификацию вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная интеграция или связанная вертикальная диверсификация  – это процесс приобретения или включение в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска старого продукта, на ступнях до или после производственного процесса (например, к старой модели телевизора «Витязь» создана приставка для перевода на цифровое телевидение).

Горизонтальная интеграции может быть связанной и несвязанной горизонтальной диверсификацией.

Связанная горизонтальная диверсификация – это объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной области деятельности. Главной целью данной диверсификации является усиление позиций фирмы в отрасли путем поглощения определенных конкурентов или установления контроля над ними.

Несвязанная горизонтальная диверсификация или просто диверсификация – это охват таких направлений деятельности, которые не имеют прямой непосредственной связи с основной производственной деятельностью предприятия.  Считается, что данная диверсификация оправданна, если возможности для интеграции ограничены или вообще отсутствуют, или позиции конкурентов очень сильны, либо потому, что рынок базовой продукции находится в стадии спада (например, завод «Атлант» рынок базовой продукции сократился (холодильники), внедрено производство стиральных машин).

Тема 13.  Стратегии предприятий различных отраслей.

1.Жизненный цикл отрасли.

2.Стратегия инновационных предприятий.

3.Стратегия предприятий зрелых отраслей.

4.Отрасли переживающие спад производства.

 

1.Жизненный цикл отрасли. Отрасль как и товар имеет свой жизненный цикл в котором выделяются стадии: зарождения отрасли, её роста, зрелости и спада.

Исходя из моделей жизненного цикла, все отрасли можно разделить на три группы: инновационные или развивающиеся, зрелые отрасли и отрасли переживающие спад. Предприятия в этих отраслях имеют схожие стратегии, несмотря на , что они могут производить совершенно разные товары.

При разработке стратегии перед предприятием любой отрасли встают такие проблемы:

1)  определить на кокой стадии жизненного цикла находится отрасль в данный момент;

2)  установить можно ли, что то предпринять, чтобы замедлить спад или ускорить подъем.

2.Стратегия инновационных предприятий. Растущими отраслями в мире являются микроэлектроника, коммуникации и связь, биотехнология, информатика и сфера услуг. Успех в растущих отраслях достигается благодаря инновациям (новинкам) и наступательной стратегии.

Растущие инновационные предприятия сталкиваются с двумя главными проблемами:

  1.  Как сделать новшества рентабельным и окупить затраты на неё.
  2.  Как уберечься от последователей, которые не тратя больших средств на разработку новинок, просто копируют товары после появления их на рынке.

Фирмы лидеры имеют общую главную цель – сохранить лидирующее положение, причем стараются добиться двумя возможными путями.

Первый путь –наступательная стратегия, которая направлена на поиск новых потребителей товара, расширения сферы применения или частоты использования товара.

Второй путь – оборонительная стратегия, направленная на защиту своего рынка, противодействия наиболее опасным конкурентам, а также для защиты от конкурентов имитаторов.

Данная стратегия заключается в приобретении патентов, ноу-хау, инноваций, использование дополнительных ресурсов и конфронтация с конкурентами в ценовой борьбе.

3.Стратегия предприятий зрелых отраслей. На стадии зрелости находятся очень разные отрасли: транспорт, строительство, машиностроение и т.д.

Дилеммой предприятий зрелых отраслей является выбор среди базовых отраслей: низких издержек, диверсификация продукции или фокусирование, а также оживление рынка с помощью маркетинговых предприятий, использование каналов сбыта, рекламы, ценовой политики.

Другим способом оживления рынка этих предприятий является помощь правительства, которое может снизить налоги, изменить нормы амортизации, таможенные тарифы и т.д.

Основными опасностями или ловушками в зрелой отрасли являются:

  1.  неправильная оценка состояния отрасли, её зрелости, ключевых факторов успеха;
  2.  пренебрежение необходимостью поддержания доли рынка, недооценка стратегии совершенствования товара, нерациональный ответ на ценовую конкуренцию;
  3.  проблемы, вызванные избыточными производственными мощностями, а также бюрократизацией аппарата управления.

Самую значительную опасность в зрелых отраслях представляет международная конкуренция.

4.Отрасли переживающие спад производства. Практически любая отрасль может попасть в полосу спада за исключением отраслей, важных для жизнедеятельности людей (коммунальное обслуживание, здравоохранение).

Важнейшим при выработке стратегии является вопрос о том можно ли предсказать спад, каковы его причины и является ли он временным. Если выявляются, что перспективы мало утешительны, необходим поиск рыночных ниш или сегментов, сохранившегося устойчивого спроса.

В рамках этой стратегии возможны следующие альтернативные решения:

1. Предприятие может превратиться в дочернюю фирму своего клиента, уменьшая тем самым расходы на маркетинг и др. функциональные сферы и получая надежные контракты в обмен на утрату независимости.

2. Распродажа части активов – это может дать средства для погашения части долгов.

3. Если компания имеет наихудшую позицию в отрасли с низкой привлекательностью, то возможным единственным решением может быть ликвидация предприятия.

Тема 14.  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

1.Сущность и основные элементы плана.

2.Анализ внешней среды фирмы.

3.Управленческое обследование фирмы (внутрифирменный анализ).

1.Сущность и основные элементы плана. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством для разработки специфических стратегий, предназначенных для помощи фирмы достичь своих целей.

Процесс планирования включает четыре основных вида управленческой деятельности:

1) распределение ресурсов;

2) адаптация к внешней среде;

3) внутреннюю координацию работ;

4) организационное стратегическое предвидение.

Основными этапами стратегического планирования являются: формирование миссии и целей фирмы; оценка и анализ внешней среды; оценка сильных и слабых сторон предприятия; выбор стратегии фирмы; разработка общих направлений, обеспечивающих реализацию стратегии фирмы.

2.Анализ внешней среды фирмы представляет собой процесс по средством которого разработчики стратегического плана анализируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить новые возможности стоящие угрозы для фирмы.

При разработке стратегического плана исследуются следующие внешние факторы:

  1.  политические факторы (нормативные документы правительства, тарифные соглашения, государственные программы и др.);
  2.  рыночные факторы (демографические условия, доходы населения, уровень конкуренции и др.);
  3.  технологические факторы (изменение в технологической внешней среде);
  4.  международные факторы (доступ к сырьевым ресурсам, изменение валютного курса и т.д.);
  5.  факторы конкуренции (анализ целей конкурентов, стратегии конкурентов, сильных и слабых сторон конкурентов);
  6.  факторы социального поведения (меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества).

3.Управленческое обследование фирмы (внутрифирменный анализ). В практике стратегического планирования в рамках управленческого обследования, подвергаются следующие функциональные зоны:

1.Маркетингова деятельность: доля рынка и конкурентоспособность; качество и ассортимент продукции; демографическая статистика; предпродажное и после продажное обслуживание; эффективный сбыт, реклама и продвижение товара.

2.Финансовая деятельность и бухгалтерский учет: детальный анализ финансового состояния; потенциальные возможности и внутренние слабости фирмы; положение в сравнении с конкурентами; издержки в процесс предпринимательской деятельности и финансирование инноваций.

3.Производственная деятельность: возможность производить продукцию по более низкой цене, чем конкуренты; доступ фирмы к новым материалам; технический уровень оборудования; резервы снижения материальных запасов; эффективность системы управления качеством.

4.Человеческие ресурсы: уровень квалификации (навыки) персонала; стабильность персонала; социальная политика на предприятии; обучение новых кадров.

5.Культура и образ организации: внутренний климат фирмы, обычаи, нравы и ожидания в организации; имидж организации.

Тема 15.  РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ И КОНТРОЛЬ

1.Организационное обеспечение и планирование реализации стратегии.

2.Роль руководства в реализации стратегии.

3.Роль персонала в современном обществе.

4.Контроль за реализацией стратегии.

1.Организационное обеспечение и планирование реализации стратегии. Четвертый этап стратегического менеджмента – выполнение стратегии - является самым сложным, так как именно здесь материализуются все разработки и намерения предыдущих этапов.

Для успешной реализации стратегии необходимо следовать следующим правилам:

1) цели, стратегии и планы должны быть доведены до работников с тем, чтоб добиться с их стороны понимания того, что делает фирма, но и выработать у них обязательства перед фирмой т.е. неформально вовлечь сотрудников в процесс выполнения стратегии;

2) руководство должно не только своевременно обеспечивать поступление всех ресурсов, но иметь план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировать достижение каждой цели;

3) необходимо разработать четкий план мотивирования, с тем чтобы каждый сотрудник чувствовал, что успех дела зависит персонально от него.

Для выполнения стратегии на предприятии составляется организационный план, который включает в себя:

  1.  выбор организационной структуры;
  2.  формирование команды по реализации стратегии;
  3.  доведение до сведения персонала задач и функций;
  4.  ознакомление с графиком реализации стратегии;
  5.  подготовка бюджета для реализации стратегии.

2.Роль руководства в реализации стратегии. Решающая роль в реализации выполнения стратегии высшему руководству. Его деятельность на этой стадии может быть представлена в виде пяти последовательных шагов:

1-ый шаг – углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий;

2-ой шаг – высшее руководство должно принять решения по эффективному использованию имеющихся у фирмы ресурсов;

3-ий шаг – на этом шаге руководство принимает решения по поводу организационной структуре и при необходимости её совершенствует;

4-ый шаг – состоит в проведении необходимых изменений на фирме без которых не возможно приступить к реализации стратегии (расстановка кадров);

5-ый шаг – предусматривает пересмотр плана осуществления стратегии в том случае, если этого требуют вновь возникающие обстоятельства. Стратегический план не догма и при необходимости может подвергаться корректировке.

3.Роль персонала в современном обществе. В стратегическом менеджменте по выполнению намеченных стратегий выделяется ряд факторов, которые обозначили роль персонала в современном обществе. Основными из них являются:

Во-первых, бурное развитие научно-технической революции резко изменило характер и содержание труда. Труд все в большей степени требует высочайших профессиональных навыков, всё в меньшей степени является механическим, рутинным.

Во-вторых, повышению значимости персонала ХХ1 веке способствует изменения возможностей контроля за персоналом и повышения значимости самоконтроля. Современные технологии и рост профессионализма создают ситуацию, когда жесткий контроль руководителя за подчиненными теряет свой смысл.

Третий фактор связан с изменение потребительского спроса, обострением конкуренции, необходимостью быстрой адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

Четвертый фактор связан с изменением форм организации труда. Сегодня недостаточно быть высококлассным специалистом, надо быть готовым к работе в команде, уметь находить компромисс в конфликтных ситуациях.

Пятый фактор связан с повышение общей культуры общества и работников в частности. Работа становиться не только источником существования, но и возможностью проявить себя в решении не простых задач фирмы.

Шестой фактор влияет на возрастание роли персонала, связанной с развитием демократии, когда происходят изменения структуры, стираются межклассовые различия внутри организации, возрастает роль общественных организаций.

Седьмой фактор определяет, что хотя незаменимых людей нет, но потеря ключевых  фигур в бизнесе компании неизбежно скажется на финансовых результатах. Хотим мы этого или не хотим, но цена труда высококвалифицированных менеджеров растет год от года. Это означает, что и значимость этих фигур в реализации стратегии также возрастает.

4.Контроль за реализацией стратегии. На пятом этапе стратегического менеджмента осуществляется оценка эффективности действующей стратегии и производиться контроль. Контроль – это сопоставление намеченных планов и целей с фактическим их выполнением.

Для того, чтобы система стратегического контроля была эффективной она должна удовлетворять целому ряду требований. Одним из основных требованием к контролю является наличие полноценной информации. Наиболее существенными требованиями к информации поступающей из системы контроля являются следующие:

  1.  информация должна поступать своевременно, чтобы можно было принять  необходимое решение по корректировке стратегии;
  2.  информация должна содержать правильные данные, адекватно отражающие состояние контролируемых процессов;
  3.  на информации должно быть указано время её получения и время к которому она относиться.

Система стратегического контроля включает четыре элемента:

Первый элемент - это установление тех показателей и стандартов по которым будет проводиться оценка реализации стратегии. Обычно это показатели: эффективности производства; использования человеческих ресурсов; состояния внешней среды; показатели характеризующие внутриорганизационные процессы.

Вторым элементом системы стратегического контроля является создание системы измерения и отслеживание состояния параметров контроля.

Третий элемент – сравнение реального состояния параметров контроля с их желаемом состоянием.

Четвертый элемент – заключительный. Оценка результатов сравнения и принятия решения по корректировке планов стратегии.

Тема 16.  КОММУНИКАЦИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ

       МЕНЕДЖМЕНТЕ

 1.Общее понятия «коммуникация».

2.Процесс коммуникации.

3.Коммуникационные сети.

4.Коммуникационные стили.  

5.Невербальная коммуникация.

 

1.Общее понятия «коммуникация». Стратегической управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация кроме информации включает в себя и то, что передается и то как это «что» передается. Для того, чтобы коммуникация состоялось необходимо наличие двух людей. Каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умении, а также наличия в определенной степени взаимопонимания.

Термин «коммуникация» происходит от лат. «communis» означающего общее: передающий информацию пытается установить «общность» с получающем информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значение или смысл с помощью символов.

2.Процесс коммуникации. Процесс коммуникации состоит из следующих этапов:

  1.  отправления информации;
  2.  кодирование;
  3.  прием;
  4.  раскодирование;
  5.  обратная связь, появляющаяся в результате обмена участников ролями. Получатель становиться отправителем, а отправитель получателем.

3.Коммуникационные сети. Коммуникационная сеть – это соединение определенным образов участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков. Она состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей.

Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным.

Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными.

Диагональные связи – это связи с другими начальниками и другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации.

Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление. Размеры подразделений в организации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. С увеличением количества участников эффективность коммуникационной сети уменьшается.

3.Коммуникационные стили. Коммуникационный стиль – это способ с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационные взаимодействия с другими. В практике выделяются пять стилей межличностной коммуникаций:

Первый стиль определяется как открытие себя – этот стиль характеризуется высокой степенью открытости себя другим, но низким уровнем обратной связи со стороны индивида использующего этот стиль.

Второй стиль определяется как реализация себя и характеризуется максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью. В идеальных случаях является желательным, но не всегда приемлемым.

Третий стиль характеризуется замыканием в себе т.е. одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи. Индивид в этом случае как бы изолирует себя не давая другим познать его.

Четвертый стиль связан с защитой себя и характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. Он широко используется для того, чтобы лучше узнать других или более правильно оценить их.

Пятый стиль называется торговля за себя и характеризуется умеренной открытостью и обратной связью обмениваемыми в процессе межличностной коммуникации. Такой стиль более желателен и используется в большом количестве ситуаций. Владение таким стилем является настоящем достоинством.

В отношении использования разных стилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение раскрыть себя и умение слушать других.

5.Невербальная коммуникация. Информация посланная без использования слов, как система кодирования образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации.

Ученые считают, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией 37% тональностью голоса и 55% выражения лица.

Основные типы невербальной коммуникации состоя в следующем: движение тела, личные физические качества, речь, использование среды, физическая среда, время.  

Это передача информации путем мимики лица, позы и т.д. они имеют бессознательную основу, так как свидетельствуют о действительных эмоциях участника коммуникационного процесса и являются надежным индикатором, проявляемых чувств. Невербальной информацией трудно манипулировать и ее трудно скрывать в любой межличностной коммуникации.

Тема 17.  СТРАТЕГИЯ  РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ.

 1.Ресурсосбережения как фактор развития РБ.

2.Основные направления ресурсосберегающей политике в экономике РБ.

3.Показатели ресурсоемкости товара.

1.Ресурсосбережения как фактор развития РБ. Ресурсосбережение – это процесс направленный на экономию и снижение затрат на выработку конечной продукции. Данная стратегия означает способность предприятия разрабатывать, производить и реализовывать аналогичные продукты более эффективно, чем конкуренты

При разработке стратегии предприятия основное внимание менеджеров должно быть направлено на контроль затрат, что является необходимым условием конкурентоспособности предприятия.

2.Основные направления ресурсосберегающей политике в экономике РБ. В республике разработаны и утверждены правительством основные направления ресурсосберегающей политики по отраслям народного хозяйства:

  1.  в промышленности – структурная перестройка предприятий; модернизация оборудования; снижение затрат на ресурсы для выпуска продукции;
  2.  в сельском хозяйстве – внедрение эффективных систем производства и управления в животноводстве и растениеводстве; увеличение экспорта продукции;
  3.  строительный комплекс – внедрение новых и совершенствование существующих технологий; снижение стоимости строительства;
  4.  жилищно-коммунальное хозяйства – внедрение приборов учета, контроля и регулирования расхода ресурсов, включая квартир и жилых домов приборами учета холодной и горячей водой, газа и тепла.

3.Показатели ресурсоемкости товара. Ресурсоемкость товара является важнейшим фактором достижения его конкурентоспособности. Показатели ресурсоёмкости отдельных видов товаров подразделяются на:

1.Абсолютные – это показатели по стадиям жизненного цикла товара (затраты на маркетинг, НИОКР, производство и т.д.).

2.Структурные показатели – это показатели, характеризующие долю укрупненного вида ресурса на каждой стадии жизненного цикла (затраты на сырье и материалы, топливно- энергетические ресурсы, заработная плата и т.д. – в процентах от полных затрат).

3.Относительные показатели -  это показатели расхода ресурсов на единицу параметра объекта (например, расход топлива на 100 км пробега конкретного автомобиля).

4.Удельные показатели – это показатели, характеризующие расход абсолютного значения конкретного вида на единицу его полезного эффекта (например, расход угля и газа на ТЭЦ на выработку 1кВт.ч. электроэнергии).

Тема 18.   СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

        ПЕРСОНАЛОМ

1.Сущность управления персоналом.

2.Факторы стратегического управления персоналом.

3.Культура управленческого труда.

1.Сущность управления персоналом. Стратегическое управления персоналом это процесс принятия и осуществление стратегических управленческих решений для достижения основной цели предприятия в долгосрочной перспективе.

Для достижения целей в стратегическом менеджменте персонала разрабатываются крупные проекты – СМП (стратегический менеджмент персонала) в которые включаются ряд стратегических направлений.

1.Проведение опроса реальных клиентов. Ориентация на клиентов для выяснения сути работы с персоналом означает конкретизацию целей клиентов, чтобы потом выбрать направления творческих процессов на предприятий и определить для них уровень квалификации, необходимые специальности и стратегию предприятия. Активности здесь способствуют менеджмент – тренинг и производственные семинары.

2.Производственная работа с персоналом в контексте выяснения путей повышения эффективности его использования. Рациональным инструментом в этом случае является персонал, менеджмент, аудит.

3.Выяснение мотиваций и интересов сотрудников, степень их удовлетворения трудом, зарплатой, организацией труда. Для эффективного использования персонала необходимо проводить социальный опрос, независимыми экспертами.

2.Факторы стратегического управления персоналом. К факторам стратегического управления персоналом и его успешной деятельности можно отнести:

  1.  неопределенность и риски;
  2.  время как решающий фактор конкуренции, т.е.  отдавать предпочтения принятию быстрых решений. Форма успеха сегодня не стоимость-прибыль, а стоимость-прибыль-время;
  3.  возрастающая фрагментация рынков – это ориентация на клиента и потребности рынка (работа с индивидуальными заказами);
  4.  качество, дизайн, сервис – решающие факторы успеха. Неподвижное, закостенелое производственное мышление ушло в прошлое. Такие факторы, как экономичность, надежность и безопасность не могут рассматриваться вне интересов клиентов и их экономических возможностей;
  5.  гибкость благодаря децентрализации;
  6.  сокращение иерархических структур. Крутая пирамида более чем с тремя уровнями иерархии приводит к застою и не имеет шансов в будущем;
  7.  необходимость постоянной учебы.

3.Культура управленческого труда. Слова «культура» (от лат. Cultura) означает  воспитание, образование и развитие.

Управленческую культуру можно представить как совокупность типических для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют его поведение.

Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в её основе лежат определенные нормы, которые строго должны соблюдаться менеджером. Наиболее важными из них являются:

  1.  юридические нормы;
  2.  моральные нормы;
  3.  организационные нормы;
  4.  экономические нормы.

Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру и культуру управленческого труда.

Личная культура включает в себя:

  1.  уровень квалификации;
  2.  этическое воспитание;
  3.  личную гигиену и внешний вид;
  4.  форму обращения к подчиненному и т.д.

Обязательно для менеджера должно быть умение рационально использовать рабочее время, содержание  рабочего места и следить за культурой речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17440. Основні етапи розвитку позитивізму 20.68 KB
  Основні етапи розвитку позитивізму Незвичайність новітніх наукових відкриттів гостро поставила питання про природу наукових понять співвідношення чуттєвого і раціонального моментів пізнання емпіричного і теоретичного знання про істину та її критерії законом...
17441. Головні ідеї Філософії життя Ф. Ніцше 17.6 KB
  Головні ідеї Філософії життя Ф. Ніцше Наприкінці XIX у першій половині XX ст. в Європі набула популярності філософія життя найпомітнішими представниками якої були Ф. Ніцше З. Фрейд А. Бергсон які відійшли від онтологічної та характерної для класичної філософії гн...
17442. Інтуїтивізм А. Бергсона 16.86 KB
  Інтуїтивізм А. Бергсона Один із філософських напрямів кінця XIX початку XX століть інтуїтивізм пов'язаний передусім з іменем видатного французького філософа лауреата Нобелівської премії Анрі Бергсона 18591941. Інтуїтивізм Бергсона складна суперечлива т...
17443. Характеристика напрямків філософії XX ст. 29.75 KB
  Характеристика напрямків філософії XX ст. Початок XX століття ознаменувався революційними змінами в науці відкриттям атома й електрона побудовою теорії відносності та квантової механіки а також становленню психології фрейдизму. На початку століття інтен
17444. Основні ідеї філософської позиції екзистенціалізму 21.53 KB
  Основні ідеї філософської позиції екзистенціалізму Екзистенціалі́зм фр. existentialisme від лат. exsistentia існування Філософія існування напрям у філософії XX ст. що позиціонує і досліджує людину як унікальну духовну істоту що здатна до вибору власної долі. Основни...
17445. Проблеми людини та її свободи у філософії Ж. П. Сартра 17.51 KB
  Проблеми людини та її свободи у філософії Ж. П. Сартра Вихідний пункт екзистенціалізму за Сартром це проблема яку вирішують герої Достоєвського: якщо Бога немає то все дозволено. Разом з Богом зникає можливість знайти якінебудь цінності у надчуттєвому світі. Немає ...
17446. Ветвление: полная форма 108.89 KB
  Лабораторная работа № 7 Ветвление: полная форма 7.1. Вложенные операторы lf...Then Внутрь оператора If_Then можно поместить еще один оператор If_Then. Второй оператор If_Then будет выполняться только если условие в первом выполняется. Второй оператор находится внутри первого. Гово...
17447. Циклы со счетчиком 90.54 KB
  Лабораторная работа № 8 Циклы со счетчиком 8.1. Циклы For ...Next Циклы используются для многократного выполнения одних и тех же операторов кода. Иногда программе нужно повторять какието действия раз за разом пока она не выполнит их нужное количество раз. Поэтому во всех я
17448. Циклы с условием 129.61 KB
  Лабораторная работа № 9 Циклы с условием 9.1. Циклы Do While...Loop Есть множество операций которые нужно повторять пока чтото не произойдет. Это чтото представляет собой условие прекращения процесса. Код в цикле с неопределенным количеством повторений выполняется неиз...