4938

Информационные системы управления бизнесом

Книга

Информатика, кибернетика и программирование

Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины Информационные системы управления бизнесом – формирование у студентов фундаментальных знаний по интеллектуализации производственной деятельности менеджера для малого, среднего и корпоративн...

Русский

2012-11-29

338.5 KB

69 чел.

1. Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины «Информационные системы управления бизнесом» – формирование у студентов фундаментальных знаний по интеллектуализации производственной деятельности менеджера для малого, среднего и корпоративного бизнеса, а также формирования знаний и умения работать с современными информационными технологиями администрирования и документооборота.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

  •   базовые определения и понятия, необходимые для усвоения принципов и тенденций развития информационных технологий и систем;
  •  иметь представление об экономических системах управления и их структуре, роли информации в этих системах;
  •  получить сведения об управлении знаниями как интеллектуализации управления в сфере экономики и финансов;
  •  ознакомиться с необходимым техническим обеспечением информационных технологий и информационных систем, а также с необходимым техническим обеспечение автоматизированного рабочего места бизнес-администратора;
  •  получить базовые сведения по программному обеспечению и его классификации, международным стандартам создания программного обеспечения, аутсорсингу и аудиту информационных систем;

уметь:

  •  использовать основные концепции математической статистики, на практике,  а также  использовать методы статистического анализа в MS Excel;
  •  применять  методы бизнес-прогнозирования и бизнес-планирования в MS Excel;
  •  освоить некоторые информационные системы в бизнес-планировании, имитационном моделировании и возможности проведении экспертизы инвестиционных проектов в этих системах;
  •  освоить одну из систем автоматизации управления корпоративными предприятиями, управлением персоналом с помощью этой системы;
  •  освоить одну из систем автоматизации делопроизводства и управления с помощью электронного документооборота на предприятии и в организациях.


2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

2.1. Введение. Теоретические основы информатизации и интеллектуализации управления. Информатизация общества. Информационная и глобальная экономика.

Информационные технологии управления (ИТ). Уровни ИТ. Типовые ИТ, “новые” ИТ. Тенденции развития ИТ, функции человеческой деятельности, выступающие предпосылками развития информационных технологий. Единство механизма управления в природе и обществе. Системный анализ объекта. Его свойства. Системный подход, его составляющие. Экономическая система. Структура экономической системы управления. Место и роль информации в этой структуре. Информационные системы  (ИС). Структура ИС. Классификация ИС. Управление знаниями – интеллектуализация управления в сфере экономики и финансов.

2.2. Техническое обеспечение в управлении. АРМ менеджера. Основные этапы развития ЭВМ. Классификация ЭВМ по различным признакам. Обобщённая структурная схема ЭВМ. Характеристика и назначение основных устройств. Дополнительные устройства ПЭВМ. Электронная оргтехника. Тенденции развития ПЭВМ. Техническое обеспечение ИТ и ИС в управлении. АРМ менеджера. Сетевые технологии.

2.3. Программное обеспечение автоматизированных информационных систем управления. Международные стандарты создания программного обеспечения. Аутсорсинг. Программное обеспечение, его классификация. Системное программное обеспечение: операционные системы (ОС), сервисные программы, системы программирования, программы технического обслуживания. Прикладное программное обеспечение: прикладные программы общего назначения, методоориентированные, проблемно-ориентированные. Прикладные программы общего назначения: характеристика по степени охвата функций автоматизации. Аудит информационных систем. Международные стандарты создания и проектирования  информационных систем. Аутсорсинг.  Аутсорсинг информационных систем.

2.4. Использование прикладных программ MS OFFICE в бизнес-офисе. Бизнес-статистика и бизнес-анализ предприятия в MS EXCEL. Понятие бизнес-офиса предприятия. Особенности принятия решений на предприятии. Моделирование бизнеса предприятия. Программное обеспечение бизнес-офиса. Сбор и подготовка к обработке необходимых исходных данных. Базовые понятия и основные концепции математической статистики.  Статистические функции и применение их в практике финансиста и экономиста.  Популярные методы бизнес-анализа и применение их в практике финансиста и экономиста.

2.5. Бизнес-прогнозирование и бизнес-планирование в MS Excel. Применение Пакета анализа в практике финансиста и экономиста. Методики бизнес-планирования  в MS Excel. Создание имитационной модели.

2.6. Информационные технологии составления бизнес-плана (экономического анализа) предприятия. Особенности привлечения инвестиций. Создание бизнес-плана и анализ инвестиционного проекта с помощью пакета Project Expert. Бизнес-план фирмы. Причины планирования. Разделы бизнес-плана. Международные требования к компьютерным программам по составлению бизнес-плана. Инвестиции и их классификация. Инвестиционный план. Инвестиционный анализ. Информационные системы в бизнес-планировании. Характеристика пакетов планирования и экспертизы инвестиционных проектов в странах СНГ. Краткая характеристика пакета Project Expert.

2.7. Информационные технологии в управлении  корпорацией. Интегрированные  информационные системы управления корпорацией. Основные методологии их создания. Сравнительный анализ рынка интегрированные информационных систем  управления корпорацией. Электронный бизнес. Виды электронного бизнеса. Электронная коммерция. Виды электронной коммерции. Интернет-технологии в управлении корпорацией. Справочные правовые системы в управлении корпорацией. Системы электронного документооборота.

2.8. Информационная система  управления  корпорацией «Галактика». Галактика ERP: концепция построения и основные компоненты. Контур логистики. Управление договорами. Контур бухгалтерского учёта. Контур планирования и управления финансами. Управление бюджетом. Финансовый анализ. Контур планирования и управления производством. Контур управления персоналом. Управление персоналом. Галактика Business Intelligence (BI): решение в области интеллектуального ведения бизнеса. Настройка параметров системы галактика ERP, ввод в эксплуатацию.


3. ЛИТЕРАТУРА

3.1. Основная литература

  1.  Бочаров, Е.П. Интегрированные корпоративные информационные системы / Е.П. Бочаров, А.И. Колдина. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 288 с.
  2.  Винстон, У.Л. Microsoft Excel Анализ данных и построение бизнес-моделей / У.Л. Винстон . – М.: Русская редакция, 2005. – 576 с.
  3.  Грабауров, В.А. Информационные технологии для менеджеров/ В.А. Грабауров. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 512 с.
  4.  Гедранович А.Б., Давыденко Т.Д., Тонкович И.Н., Фирусь Т.П. Корпоративные информационные системы: лабораторный практикум/ А.Б. Гедранович, Т.Д. Давыденко, И.Н. Тонкович,  Т.П. Фирусь – Мн.: МИУ, 2010. – 129 с.
  5.  Дубина, А.Г. Excel для экономистов и менеджеров / А.Г. Дубина [и др.]. – СПб.: Питер, 2004. – 295 с.
  6.  Захарченко, Н.И. Бизнес-статистика и прогнозирование в MS Excel/ Н.И. Захарченко. – М.: изд. Диалектика, 2004. – 208с.
  7.  Коцюбинский, А.О.  Excel для менеджера и экономиста в примерах/А.О. Коцюбинский, С.В.Грошаев. – М.: ГроссМедиа, 2004. – 304с.
  8.  Культин, Н.Б. Инструменты управления проектами: Project Expert и Microsoft Project/ Н.Б. Культин. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 160с.
  9.  Провалов, В.С. Информационные технологии  управления: учебное пособие /В.С. Провалов. – М.: изд. Флинта, 2008. – 376 с.
  10.  Сериков, А.В. Компьютерное моделирование бизнес-процессов: учеб. пособие для вузов / А.В. Сериков, Титов Н.В. – Харьков.: Бурун Книга, 2007. – 304 с.
  11.  Титоренко, Г.А. Информационные технологии управления: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Г.А. Титоренко. – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 439 с.
  12.  Гаврилов, Л.П. Информационные технологии в коммерции/Л.П. Гаврилов – М.: изд. ИНФРА-М, 2011. – 240 с.

3.2. Дополнительная литература

  1.  Комплексная система автоматизации управления предприятием «Галактика», Мн., 2010.
  2.  Комплексная система автоматизации документооборота «Дело-предприятие», Мн.,  2004.
  3.  Давыденко Т.Д., Кривошея Т.А. Делопроизводство и деловая корреспонденция: лабораторный практикум / Т.Д.Давыденко и др. – Мн.: МИУ, 2009.
  4.  Давыденко, Т.Д. Делопроизводство и деловая корреспонденция: учебно-методический комплекс/Т.Д. Давыденко [и др.]. – Мн.: МИУ, 2009. – 180с.


4. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Основной формой обучения студентов-заочников является самостоятельная работа над учебным материалом. Данная контрольная  работа призвана закрепить изложенный теоретический материал курса и самостоятельно освоить отдельные вопросы данной части  курса, а также закрепить  практические навыки работы с изложенным программным обеспечением.

Данная контрольная  работа предполагает  выполнение трёх заданий (одно задание связанное с изложением теоретического материала по предложенной теме, одно задание по выполнению статистического бизнес-анализа или бизнес-прогноза,  используя инструменты Пакета анализа или функции в MS Excel и задание по создания электронной презентации по варианту контрольной работы при  её защите). Для выполнения заданий необходимо помимо навыков работы  с приложением MS Excel и MS PowerPoint необходимо использовать и навыки работы с программным обеспечением  MS Word, Paint, которые рассматривались ранее в курсе  основ информатики.

Задания к контрольной работе обычно относятся к одной теме и состоят из нескольких отдельных задач. При этом большинство задач имеет свои параметры или условия, конкретные значения которых зависят от номера варианта, общее количество которых 20 (от 1-го до 20-го). Номер варианта определяется следующим образом. Весь русский алфавит делится на две группы:

первая – это буквы от А до Л (варианты  от  1-го по  10-ый);

вторая – это буквы от М до Я (варианты  от  11-го по  20-ый).

Далее конкретный номер варианта определяется по начальной букве фамилии и последней цифре собственного номера зачётной книжки. Если, например, начальная буква из первой группы, а последняя цифра – 6, то вариант имеет номер 7, что отражено в таблице:

Последняя цифра

Буквы: от А до Л

Буквы: от М до Я

0

Вариант 1

Вариант 11

1

Вариант 2

Вариант 12

2

Вариант 3

Вариант 13

3

Вариант 4

Вариант 14

4

Вариант 5

Вариант 15

5

Вариант 6

Вариант 16

6

Вариант 7

Вариант 17

7

Вариант 8

Вариант 18

8

Вариант 9

Вариант 19

9

Вариант 10

Вариант 20

Например, Иванов с № 2233 имеет вариант 4, а Сидоров с №2340 имеет вариант 11.

При выполнении контрольной работы и её оформления необходимо руководствоваться следующими требованиями:

  1.  Контрольная работа должна быть выполнена и представлена в срок, установленный учебным планом.
  2.  На титульном листе работы указывается наименование дисциплины, фамилия и инициалы студентки, шифр и номер выполняемого варианта.
  3.  Задания нужно выполнять в том порядке, в каком они даны в контрольной работе и в заданиях.
  4.  Каждое задание предполагает создание отдельного текстового документа. Все эти документы должны быть распечатаны и присланы на рецензирование в качестве отчёта по контрольной работе. Содержание отчёта приведено в Приложении.
  5.  Печать должна быть чёткой. Каждый документ должен иметь верхний и нижний колонтитул. Верхний колонтитул содержит номер варианта и номер задания, а нижний – фамилию и инициалы студентки. Более подробно оформление работы изложено в заданиях и Приложении.
  6.  Выполненную работу студентка представляет на рецензирование, после чего проводится устное собеседование. В соответствии с замечаниями рецензента студентка вносит все исправления в работу и на собеседовании в устной форме отвечает на все вопросы, связанные с выполнением работы. Поэтому на устном собеседовании студентка помимо контрольной работы предоставляет магнитные носители с выполненными заданиями, список файлов. Рекомендации даны в Приложении.
  7.  Студентки, не прошедшие собеседование и не получившие зачёт по контрольной работе,  не допускаются к экзамену.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

Отчёт к контрольной работе объёмом не менее одного печатного листа (40000 символов) представляется на листах бумаги формата А4 со следующими параметрами страницы:  левое поле – 30 мм, правое поле – 20 мм, верхнее и нижнее – 25 мм. Шрифт Times NEW Roman, размер 12 пт,  межстрочный интервал полуторный.

При брошюровании отчёта   необходимо придерживаться следующего порядка: первая страница – титульный лист, вторая   страница – содержание.

Введение начинается с третьей страницы. Нумерация страниц отчёта  к контрольной работе, начиная  с третьей страницы, сквозная. Номер проставляется в правом верхнем углу.

Введение, заключение, литература и приложения оформляются с помощью стиля Заголовок 1. Для названия глав используется стиль также Заголовок 1, а для названия параграфов внутри глав – стиль Заголовок 2.

Стиль Заголовок 1 должен иметь следующее форматирование:

шрифт

Times NEW Roman, размер 20 пт, полужирный, все прописные;

абзац

выравнивание  По центру, межстрочный Полуторный. Интервал перед 0 пт, после 6 пт.  Положение на странице с новой страницы. Для стиля Заголовок 1 устанавливается нумерация  Список Многоуровневый.

Стиль Заголовок 2 должен иметь следующее форматирование:

шрифт

Times NEW Roman, размер 16 пт, полужирный курсив;

абзац

выравнивание По центру, межстрочный Полуторный. Интервал перед 3 пт, после 3 пт. Положение на странице не отрывать от следующего, нумерация Список Многоуровневый (уровень 2).

Содержание отчёта следует оформить автоматически, используя команду:  Ссылка - Оглавление и указатели… из меню Вставка.

На вкладке Оглавление  вид формата Формальный, уровни 2, установить для Заголовок 1 – уровень 1, для  Заголовок 2 – уровень 2.

Пример оформления титульного листа приведён в приложении А, пример оформления содержания – в приложении Б, пример оформления отчёта  на контрольную работу в слайдах – в приложении В, список файлов, представляемых при устном собеседовании – в приложении Г.

На кафедру сдаётся отчёт с контрольной работой на машинном носителе. Машинный носитель  должен содержать файл с текстом отчёта и файлы приложений. Машинный носитель возвращается студенту после записи контрольной работы в банк данных кафедры.

В методическом пособии приведена тематика контрольных работ и примерные планы по отдельным темам.

При исполнении работы по темам необходимо выполнить следующие требования:

  •  
    обязательно использовать периодическую печать
    ;
    •  теоретический материал представить для демонстрации при защите контрольной работы в виде презентации с помощью программы MS PowerPoint  с гиперссылками на примеры, состоящей из 10 слайдов.

Примерное содержание отчёта  к контрольной работе по темам:

Введение.

Теоретический материал – изложение теории вопроса согласно варианту.

Практический материал – изложение последовательности действий по решению конкретного варианта задачи с  гиперссылками на примеры.

Заключение.

Литература.

Приложение: Теоретический материал в виде презентации в программе MS PowerPoint (не менее 10 слайдов).

Практический материал, содержащий данные или графические объекты, отражающие промежуточные результаты по каждому пункту решения задачи в виде последовательности слайдов  в программе MS PowerPoint.

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1.  Бизнес - офис предприятия.  Использование баз данных  MS  Excel.

Перечень вопросов по теории:

  1.  Понятие бизнес-офиса предприятия. Программное обеспечение бизнес-офиса:

Основные сведения о базах данных и средствах MS Excel  для их организации.

Способы ввода данных в базу.

  1.  Сортировка, обеспечение отфильтрованных данных.
  •  Основные способы сортировки.
  •  Типы критериев отбора Поиск.
  •  Создание и применение пользовательского фильтра.
  •  Создание и применение расширенного фильтра.
  •  Условное форматирование баз данных  средствами MS Excel .
  1.  Работа с данными в базах   MS Excel.
  •  Импорт и экспорт данных.
  •  Расчёт итогов.
  •  Анализ данных в MS Excel  с помощью создания сводных таблиц.


Приложения
:

Теоретический материал в виде презентации в программе MS PowerPoint (не менее 10 слайдов).

Практический материал, содержащий данные или графические объекты, отражающие промежуточные результаты по каждому пункту решения задачи в виде последовательности слайдов  в программе MS PowerPoint.

  1.  Электронная коммерция. Виды электронной коммерции.

Перечень вопросов по теории:

  1.  Электронная коммерция. Преимущества электронной коммерции.
    •  История электронной коммерции.
    •  Организация электронной коммерции.
    •  Использование электронной коммерции.
  2.  Классификация и характеристика информационных систем.
    •  Определение информационных систем, предъявляемые к ним требования.
    •  Состав информационных систем.
    •  Информационные системы для управления коммерческими предприятиями.
  3.  Электронные платёжные системы.
    •  Сущность электронных платежей.
    •  Банковские карты.
    •  Перспективы развития электронной коммерции.

Приложения:

Теоретический материал в виде презентации в программе MS PowerPoint (не менее 10 слайдов).

Практический материал, содержащий данные или графические объекты, отражающие промежуточные результаты по каждому пункту решения задачи в виде последовательности слайдов  в программе MS PowerPoint.

  1.  Сравнительный анализ систем электронного документооборота.

Перечень вопросов по теории:

  1.  Электронный документооборот – информационные технологии управления предприятием с помощью документов.
    •  История электронного документооборота.
    •  Организация электронного документооборота на предприятии.
    •  Использование электронного документооборота на предприятии.
  2.   Классификация систем электронного документооборота.
    •  Международные требования, предъявляемые к системам электронного документооборота (создание электронных архивов документов предприятия и программных шаблонов сайтов предприятия).
    •  Интеллектуальные системы электронного документооборота.
    •  Сравнительный анализ систем электронного документооборота в Республике Беларусь.
  3.  Перспективы развития систем электронного документооборота.
    •  Развитие систем  управления информационными ресурсами предприятия.
    •  Программа «Электронное правительство» в Республике Беларусь.

Приложения:

Теоретический материал в виде презентации в программе MS PowerPoint (не менее 10 слайдов).

Практический материал, содержащий данные или графические объекты, отражающие промежуточные результаты по каждому пункту решения задачи в виде последовательности слайдов  в программе MS PowerPoint.

  1.  Системы поддержки принятия решения.

Перечень вопросов по теории:

  1.  Системы поддержки принятия решений – системы  управления проектами.
    •  История систем поддержки принятия решений.
    •  Проект, цель проекта, структура проекта, окружение проекта.
    •  Жизненный цикл проекта.
  2.   Классификация проектов.
  •  Инвестиционный проект
  •  Инновационный проект.
  •  Научно-исследовательский проект.
  1.  Специализированные программные комплексы поддержки принятия решений, используемые в Республике Беларусь.
  •  Сравнительный анализ систем поддержки принятия решений.
  •  Перспективы  систем  поддержки принятия  решений.

Приложения:

Теоретический материал в виде презентации в программе MS PowerPoint (не менее 10 слайдов).

Практический материал, содержащий данные или графические объекты, отражающие промежуточные результаты по каждому пункту решения задачи в виде последовательности слайдов  в программе MS PowerPoint.

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ  ЧАСТИ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1.   Задания 1 – 4
  2.  Чтобы сформировать  массив случайных чисел необходимо выполнить команду: меню Сервис – Анализ данных – Генерация случайных чисел, выбрать по одному из распределений – ОК.  Заполнить диалоговое окно:

Число переменных вводится число столбцов значений, которые необходимо разместить в выходном диапазоне;

Число случайных чисел – вводится число случайных значений, которое необходимо вывести в каждом столбце выходного диапазона;

Распределение – в данном списке выбираем тип распределения, который необходимо использовать для генерации случайных чисел;

Параметры вывода – может быть установлен в одном из 3-х положений: Выходной интервал, Новый рабочий лист, Новая рабочая книга.

Технология работы с функцией Генерация случайных чисел для построения различных распределений одинакова. Отличаются только параметры.

В MS Excel предусмотрены следующие инструменты  для вызова функции показателей описательной статистики:

Меню Вставка – Функции – Статистические – Название функции – ОК.

Для выполнения задания необходимо вызвать функции: Дисп, Мода, Медиана, Срзнач, Эксцесс, Скос.

2. Показатель Эксцесс характеризует «крутизну» графика т.е. островершинное распределение или плосковершинное.

Если Эксцесс >0, то распределение островершинное; если эксцесс <0, то плосковершинное.

Коэффициент асимметрии является мерой несимметричности распределения.  Если коэффициент не равен 0, то распределение асимметрично.

Если выборку разбить на 2 части: в одной асимметрия > 0, в другой  - < 0. Такое распределение называется «скошенным».

Если асимметрия близка к 0, то распределение симметрично.

3. Для вызова инструмента «Описательная статистика» необходимо выполнить команду: Меню Сервис – Анализ данных – Описательная статистика – ОК.

Задать параметры:

  1.  Входной интервал – диапазон анализируемых данных.
  2.  Группировать – по столбцам или по строкам в зависимости от расположения данных.
  3.  Метки – устанавливается, если первая строка (столбец) – заголовок.
  4.  Параметры вывода – устанавливается в одно из 3-х положений.
  5.  Итоговая статистика – устанавливается, если в выходном диапазоне необходимо получить по одному полю для каждого показателя.
  6.  Уровень надёжности – следует ввести требуемый уровень надёжности выборки, например – 95%.
  7.  Флажки «наименьший» и «наибольший» необходимо заполнить, если хотим увидеть наибольшее и наименьшее значения в таблице.

II. Задания 5 – 9, 12

1.Задачей дисперсионного анализа является изучение влияния одного или нескольких факторов на рассматриваемый признак.

В зависимости от количества факторов рассматривают однофакторный, двухфакторный  и многофакторный анализ.

Предполагаем, что есть несколько независимых выборок , полученных из одной генеральной совокупности путём изменения какого-либо независимого одного фактора.

В основе теории используется критерий Фишера: если расчётное значение критерия Фишера будет меньше  критического значения, то нет основания  считать, что независимый фактор оказывает влияние на разброс средних значений. В противном случае - независимый фактор оказывает влияние на разброс средних значений.

2. Вызов функции: Сервис – Анализ данных – Однофакторный дисперсионный анализ – ОК. Заполнить диалоговое окно:

Входной интервалссылка на ячейки, содержащие анализируемые данные.

Группированиеустанавливается в положение, в зависимости от расположения данных.

Метки в первой строкеустанавливается, если первая строка является заголовком.

Альфавероятность возникновения ошибки, уровень риска. Для экономических задач принимается равным 0,05.

Параметры выводаустанавливается  в одно из 3-х положений.

III. Задания  10 – 11,  18, 20

Коэффициент корреляции позволяет оценить степень взаимосвязи  между двумя факторами, если такая связь существует.

Например: зарплатой и образованием, объёмом сбыта и уровнем дохода, объёмом выпускаемой продукции и затратами на производство и т.д.

Для практического использования важным является линейная связь между двумя переменными X и Y. Мера силы линейной связи признаков X и Y называется коэффициентом линейной корреляции Пирсона (r).

Свойства коэффициента корреляции:

  1.  Модуль коэффициента корреляции не зависит от начала отсчёта и единиц измерения.
  2.  Если одну из величин умножить на -1, то коэффициент корреляции поменяет знак.
  3.  Коэффициент корреляции принимает значения в интервале -1<=r<=1.

Коэффициент корреляции может быть равен -1 или 1, только если X и Y линейно зависят друг от друга: y=А0+ А1*x. Если модуль r близок к 0, то связь либо слабая, либо не линейного характера. Если r – число отрицательное, то связь между факторами существует и обратная.

Вызов функции: Сервис – Анализ данных – Корреляция – ОК.

Заполнить диалоговое окно – аналогично п. II.

IV. Задание 13

1. Регрессионный анализ позволяет предсказать значение случайной величины на основании значений одной или нескольких независимых случайных величин.

Достижение этой цели оказывается возможным за счёт определения вида аналитического выражения, описывающего связь зависимой случайной величины Y(результативный признак) с независимыми случайными величинами X1,X2,….XN(факторами).

Форма связи признака Y с факторами X1,X2,…XN называется уравнением регрессии. Зависимость может быть линейная и нелинейная.

На этапе регрессионного анализа решаются следующие задачи:

  •  Выбор общего вида уравнения регрессии и определение параметров регрессии.
  •  Определение в регрессии степени взаимосвязи результативного признака и факторов, проверка общего качества уравнения регрессии.
  •  Проверка статистической значимости каждого коэффициента уравнения регрессии.
    1.  Простая линейная регрессия.

Уравнение простой линейной регрессии имеет вид: Y=A0+A1*X. Оно точнее всего отражает распределение экспериментальных значений на диаграмме, а угол её наклона характеризует степень зависимости между переменными.

Вызов функции: Сервис – Анализ данных – Регрессия – ОК.

  1.  Заполнить диалоговое окно:

Входной интервал  Yдиапазон ячеек, содержащих исходные данные по результативному признаку.

Входной интервал X  диапазон ячеек, содержащих исходные данные факторного  признака.

Метки – устанавливается в том случае, если первая строка/столбец во входном диапазоне содержит заголовок.

Уровень надёжности – устанавливается по умолчанию 95%; уровень надёжности можно менять.

Константа  – ноль – устанавливается в том случае, когда требуется, чтобы линия регрессии проходила через начало координат.

Параметры вывода – может быть установлен в одном из 3-х положений.

Остатки – устанавливается, если в диапазон ячеек с выходными данными требуется включить столбец остатков.

Стандартизованные остатки – устанавливается, если в диапазон ячеек с выходными данными требуется включить столбец стандартизованных остатков.

График остатков – устанавливается, если требуется вывести графики зависимости остатков от факторных признаков Xi.

График подбора – устанавливается, если требуется вывести графики зависимости результативных значений Yi от факторных признаков Xi.

V.Задания 14-16, 19

1. Анализ временных рядовэто анализ, основанный на исходном предложении, согласно которому случившееся в прошлом служит достаточно надёжным указанием на то, что произойдёт в будущем.

Временные ряды и их характеристика

Временной ряд представляет собой последовательность данных, описывающий объект в последовательные моменты времени. В отличие от случайных выборок, анализ временных рядов основывается на предположении, что последовательные данные наблюдаются через равные промежутки времени.

Анализ временных рядов предполагает, что данные содержат систематическую составляющую и случайный шум. 

Большинство регулярных составляющих временных рядов являются либо трендом, либо сезонной составляющей.

Трендобщая систематическая линейная или нелинейная компонента, закономерно изменяющая во времени.

Сезонная составляющаяэто периодически повторяющаяся компонента.

Анализ тренда

Если временные ряды содержат значительную ошибку, то первым шагом выделения тренда является сглаживание.

Для выделения тренда в первую очередь используются для линейных функций – скользящее среднее, а для нелинейных – экспоненциальное сглаживание.

Все эти методы отфильтровывают шум и преобразуют данные в относительно гладкую кривую.

2. Метод скользящего среднего.

Методы скользящего среднего предназначены для отслеживания тенденций в процессе их развития и  не предназначены для прогнозирования движения. Они следуют за динамикой, а не опережают её. Сигнализируют о начале новой тенденции.

Метод скользящего среднего обычно используют, когда график временного ряда представляет прямую линию. Если тренд ряда  имеет нелинейный характер, то могут быть большие искажения. В этом случае используют другие методы. Например,  метод экспоненциального сглаживания.

Вызов функции: Меню Сервис – Анализ данных – Скользящее среднее – ОК.

3.Заполнить диалоговое окно:

Входные данные диапазон ячеек, содержащих исследуемые значения;

Метки в первой строке – устанавливается, если строка или столбец имеют заголовок;

Интервалчисло уровней m, входящих в интервал сглаживания. По умолчанию m=3;

Параметры вывода – принимает одно из 3-х значений;

Вывод графика – устанавливается в случае необходимости вывода графика;

Стандартные погрешности – рассчитываются стандартные погрешности в случае необходимости.

4. Многие монотонные временные ряды можно описать линейной функцией. Если имеется монотонная нелинейная компонента, то данные вначале следует преобразовать таким образом, чтобы устранить  нелинейность. Для этого используется  экспоненциальное сглаживание.

Вызов функции: меню Сервис – Анализ данных – Экспоненциальное сглаживание ОК. 

5.Заполнить диалоговое окно:

Входной интервалдиапазон ячеек, содержащий  исследуемые значения. 

Меткиустанавливается,  если первая строка (столбец) содержит заголовок.

Фактор затухания коэффициент экспоненциального сглаживания. По умолчанию он равен 0,3.

Фактором затухания называется корректировочный фактор, минимизирующий нестабильность данных генеральной совокупности. Фактор затухания равный 0,3 означает, что ошибка текущего прогноза установлена на уровне 30% от ошибки предыдущего прогноза.

Выходной интервалпринимает одно из значений. Можно потребовать построить график и рассчитать стандартные погрешности.

6.Метод аналитического выравнивания.

Основным содержанием  метода аналитического выравнивания временных рядов является расчёт общей тенденции развития как функции времени: Yi = F(t), где Yi значение временного ряда, вычисленное по соответствующему аналитическому уравнения в момент времени t.

Определение теоретических значений Yi производится на основе адекватной математической модели.

После выбора адекватной модели можно сделать прогноз на любой из периодов.

Можно строить трендовую модель в MS Excel достаточно просто:

  1.  Представить временной ряд в виде диаграммы.
  2.  Щёлкнуть по диаграмме правой кнопкой мыши по одному из маркеров данных.
  3.  В контекстном меню выбрать команду  Добавить линию трэнда.
  4.  На вкладке Тип выбирать требуемый тренд.
  5.  На вкладке Параметры можно задать дополнительные параметры: показать уравнение на диаграмме и Прогноз: вперёд на X периодов/ назад на Х периодов.

VI. Задание 17

1. Построение рядов распределения в MS Excel.

В неупорядоченной последовательности данных трудно разобраться. Поэтому возникает необходимость в первичной обработке данных. Ряд распределения – первичная группировка данных.

2. Графическое представление рядов распределения

    С помощью графического изображения удобно судить о форме распределения. Рассмотрим применение гистограммы для представления рядов распределения:

  •  по оси Х отложим значения интервалов; по оси У – частоты;
  •  выполнить команду: меню Сервис – Анализ данных – Гистограмма – ОК.

3. Заполнить диалоговое окно:

  •  входной интервалдиапазон анализируемых данных;
  •  интервал карманов – необязателен и используется для ввода диапазона ячеек, содержащих граничные значения,  которые должны быть введены в порядке возрастания; если эти значения не введены, набор интервалов будет создан автоматически.
  •  метки – флажок устанавливается, если первая строка/столбец – заголовок;
  •  параметры вывода – место расположение выходных данных;
  •  флажок Парето – устанавливается, если данные представляют убывания частот;
  •  флажок Интегральный процент – устанавливается, если частоты выражены в процентах;
  •  флажок вывод графика – устанавливается, если диаграмма будет расположена на одном листе с выходными данными.

  1.  ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

6.1. Перечень теоретических заданий по вариантам:

  1.  Системы автоматизированной обработки статистической  информацией.
  2.  Бизнес-офис предприятия.  Использование шаблонов  MS Word.
  3.  Бизнес-офис предприятия.  Использование электронных форм  MS Word.
  4.  Бизнес-офис предприятия.  Использование баз данных  MS  Excel.
  5.  Информационные технологии в коммерции.  
  6.  Электронный бизнес. Виды электронного бизнеса.
  7.  Интернет-маркетинг. Виды Интернет – маркетинга.
  8.  Электронная коммерция. Виды электронной коммерции.
  9.  Реинжиниринг бизнес-процессов.
  10.  Поисковые системы.
  11.  Технологии искусственного интеллекта.
  12.  Информационные технологии управления информационными ресурсами.
  13.  Сравнительный анализ систем электронного документооборота.
  14.  Информационные системы управления в малом и среднем  бизнесе.
  15.  Справочные правовые технологии управления корпорацией.
  16.  Программа «Электронное правительство».
  17.  Информационные системы управления экономикой и финансами корпорации.
  18.  Системы поддержки принятия решения.
  19.  Международные стандарты управления информационными ресурсами.
  20.  Информационные технологии в предпринимательстве.  Виртуальная корпорация.


6.2. Перечень
практических заданий по вариантам:

Задание 1. Случайная величина имеет равномерное распределение на отрезке [4;10]. Чему равна дисперсия, мода, медиана, среднее значение, эксцесс,  асимметрия этой случайной величины? Проанализировать эксцесс и асимметрию.

Определить основные статистические характеристики с помощью инструмента «Описательная статистика».

Задание 2. Случайная величина имеет биномиальное распределение  с параметрами n=10, p=0,2. Чему равна дисперсия, мода, медиана, среднее значение, эксцесс, асимметрия этой случайной величины? Проанализировать эксцесс и асимметрию.

Определить основные статистические характеристики с помощью инструмента «Описательная статистика».

Задание 3. Случайная величина имеет равномерное распределение на отрезке [3;12]. Чему равна дисперсия, мода, медиана, случайное значение, эксцесс, асимметрию этой случайной величины? Проанализировать эксцесс и асимметрию.

Определить основные статистические характеристики с помощью инструмента «Описательная статистика».

Задание 4. Случайная величина имеет биномиальное распределение  с параметрами n=9, p=0,64. Чему равна дисперсия, мода, медиана, среднее значение, эксцесс, асимметрия этой случайной величины? Проанализировать эксцесс и асимметрию.

Определить основные статистические характеристики с помощью инструмента «Описательная статистика».

Задание 5.

Измерения диаметра трубы с помощью прибора:

1221,2

1221,3

1221,4

1221,8

1221,3

1221

После усовершенствования прибора получены результаты измерения:

1037,7

1037,6

1037,6

1037,4

С помощью однофакторного дисперсионного анализа  (при Альфа=0,05) определить можно ли считать усовершенствование эффективным.


Задание 6. Один и тот же товар продавался в разных упаковках группами продавцов.

Номер группы

Число продаж, которые совершили продавцы

1

1

2

1

2

0

2

1

2

3

3

2

1

4

3

5

4

4

С помощью однофакторного дисперсионного анализа определить влияет ли упаковка на один и тот же товар.

Задание 7. Психолог проводит с малышами занятия по тренировке зрительной памяти. В таблице приведены данные по количеству ошибок до и после тренировок.

Данные до корректировки

2

2

5

4

3

Данные после  корректировки

3

4

4

6

4

С помощью однофакторного дисперсионного анализа определить влияют ли занятия на тренировку зрительной памяти.

Задание 8. При изучении одного и того же предмета были использованы различные методики. Результаты успеваемости представлены в таблице в баллах.

Методика  А

Методика  В

Методика  С

1

11

15

8

2

9

16

8

3

10

15

9

4

15

14

15

5

13

12

14

6

20

18

12

7

19

17

17

8

17

13

10

9

11

10

9

10

16

11

15

11

14

12

12

12

10

15

16

 

С помощью однофакторного дисперсионного анализа определить влияют ли методики на успеваемость.


Задание 9.

Месяц

Количество реализованных путёвок

С рекламой

Без рекламы

Январь

125

110

Февраль

120

115

Март

130

125

Апрель

162

135

Май

156

136

Июнь

144

125

Июль

145

147

Август

168

156

Сентябрь

156

145

Октябрь

137

130

Ноябрь

115

111

Декабрь

155

120

С помощью однофакторного дисперсионного анализа определить влияет ли реклама на реализацию путёвок.

Задание 10.

Срок службы

оборудования

Затраты на техобслуживание

2

6

6

13

9

23

3

6

8

22

Используя корреляционный анализ, определить есть ли зависимость между сроком службы и затратами на техобслуживание.

Задание 11.

Число заболеваний

300

133

100

200

120

270

120

260

Доход

180

200

330

180

310

180

310

200

Вычислить коэффициент корреляции и провести анализ зависимости числа заболеваний  от дохода.

Задание 12.

Начало отдела

7

10

8

9

11

Конец отдела

12

13

15

16

 

Середина отдела

10

11

12

 

 

Книги для продажи располагались в разных  местах отдела. Есть ли разница по количеству продаж в зависимости от места расположения?

Задание 13.

Имеются условные данные динамики выпуска продукции предприятия за 10 лет:

X

Y

1

12

X - порядковый номер года

2

15

3

13

Y - объём валовой продукции предприятия

4

16

5

17

6

18

7

16

8

19

9

20

10

21

1. Необходимо получить прогноз значения Y на следующий год, используя функцию "Регрессия", которая входит в состав пакета  "Анализ данных".

2. Показать уравнение прогноза.

Задание 14.

В таблице представлены расходы компании на горючее.

Год

Квартал

Доходы

Прогноз

2007

1

111,8

 

2

150,9

 

3

200,6

 

4

156,4

 

2008

1

118

 

2

175,2

 

3

156,3

 

4

160,4

 

1. Какой прогноз расхода горючего на два квартала 2009 года с помощью функции «Экспоненциальное сглаживание»?

2. Построить график.

3. Показать уравнение прогноза.

Задание 15.

День

Факт

Прогноз

(Ск. средн.)

Прогноз

(Эксп. сглаж.)

1

48

 

 

2

44

 

 

3

41

 

 

4

45

 

 

5

47

 

 

6

42

 

 

7

60

 

 

8

55

 

 

9

38

 

 

10

53

 

 

11

 

 

 

12

В частном магазине ежедневно совершались покупки, представленные в графе «Факт». Какой прогноз посещения магазина в последующие 2 дня, если использовать инструменты Скользящее среднее и Экспоненциальное сглаживание?

Задание 16. 

Имеются условные данные динамики выпуска продукции предприятия за 10 лет:

X

Y

1

12

X - порядковый номер года

2

15

3

13

Y - объём валовой продукции предприятия

4

16

5

17

6

18

7

16

8

19

9

20

10

21

1. Получить прогноз выпуска валовой продукции предприятия на следующий год с использованием линейной, логарифмической и экспоненциальной функции.

2. Выбрать лучшую тенденцию.


Задание 17.

Процентные ставки банков

9,9

9,5

10,5

9,3

10,4

10,7

9,1

10

9,7

8,8

Построить ряд распределения в виде Гистограммы.

Задание 18.

Ясные дни

8

14

20

25

20

15

Посещаемость музея

495

503

380

305

348

465

Посещаемость парка

132

348

643

765

743

541

Вычислить коэффициенты корреляции и провести анализ зависимости посещаемости от погодных условий.

Задание 19.

Имеются условные данные динамики выпуска продукции предприятия за 10 лет:

X

Y

1

12

X - порядковый номер года

2

15

3

13

Y - объём валовой продукции предприятия

4

16

5

17

6

18

7

16

8

19

9

20

10

21

1. Получить прогноз выпуска валовой продукции предприятия на следующие два года с использованием функции Скользящее среднее.

2. Построить график.

3. Показать уравнение прогноза.

Задание 20.

Пять менеджеров оценивались по методике психологических характеристик личности руководителя по пятибалльной системе экспертами.

Испытуемые

Тактичность

Требовательность

Критичность

1

70

18

36

2

60

17

29

3

70

22

40

4

46

10

12

5

58

16

31

Провести  корреляционный анализ зависимости факторов.


7. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1.  Определение информации. Классификация информации. Экономическая информация.
  2.  Структурные единицы информации.
  3.  Определение технологии. Информационные технологии. Уровни информационных технологий.
  4.  Экономическая система. Особенности экономической системы.
  5.  Информационная система. Автоматизированная информационная система. Классификация информационных систем.
  6.  Принципиальная схема ПЭВМ. АРМ бизнес-администратора.
  7.  Компьютерная сеть. Виды  компьютерных сетей. Топологии компьютерных сетей.
  8.  Протокол в Интернете. Основные положения протокола. IP-адреса компьютера. URL-адреса.
  9.  Программное обеспечение. Виды программного обеспечения.
  10.  Операционные системы. Виды операционных систем. Составные части операционных систем.
  11.  Значение исходных данных в статистике. Случайная величина. Генеральная совокупность данных. Выборка. Выборка с возвратом и без возврата. Формирование выборки в MS Excel.
  12.  Ряды распределения в MS Excel. Примеры построения рядов распределения в MS Excel.
  13.  Понятие описательной статистики. Генерация случайных чисел в MS Excel.
  14.  Показатели описательной статистики.
  15.  Показатели уровня.
  16.  Показатели рассеивания.
  17.  Показатели асимметрии.
  18.  Инструмент «Описательная статистика» в MS Excel.
  19.  Дисперсионный анализ. Однофакторный дисперсионный анализ.
  20.  Корреляционный анализ.
  21.  Регрессионный анализ. Простая линейная регрессия.
  22.  Временные  ряды. Анализ временных рядов. Тренд. Сезонная составляющая.
  23.  Анализ тренда. Прогнозирование методом «Скользящего среднего».
  24.  Анализ тренда. Прогнозирование методом «Экспоненциального сглаживания».
  25.  Прогнозирование с помощью аналитического выравнивания.
  26.  Построение линейного тренда с помощью функции «ЛИНЕЙН».
  27.  Построение линейного тренда с помощью функции «ТЕНДЕНЦИЯ».
  28.  Проект. Цель проекта. Ближнее и дальнее окружение проекта.
  29.  Жизненный цикл проекта. Фазы проекта.
  30.  Классификация проектов.
  31.  Назначение пакета  Project Expert.
  32.  Назначение этапа «Инвестиционный план» в пакете Project Expert.
  33.  Назначение этапа «Операционный план»» в пакете Project Expert.
  34.  Назначение этапа «Финансирование» в пакете Project Expert.
  35.  Назначение этапа «Результат» в пакете Project Expert.
  36.  Назначение этапа «Анализ проекта» в пакете Project Expert.
  37.  Интеллект. Искусственный интеллект. Области применения.
  38.  Экспертные системы. Структура экспертных систем.
  39.  Системы поддержки принятия решений. Задачи, решаемые с помощью СППР.
  40.  Реинжиниринг бизнес-процессов. Принципы реинжиниринга. Участники реинжиниринга. Их сфера деятельности.
  41.  Корпоративная информационная система. Специфика программного обеспечения КИС.
  42.  Основные принципы КИС. Особенности архитектуры КИС.
  43.  Международные стандарты программного обеспечения по управлению предприятием.
  44.  Определение аутсорсинга. Аутсорсинг информационных технологий. Примеры систем аутсорсинга.
  45.  Определение  аудита. Аудит информационных технологий.
  46.  Виды информации, обрабатываемые КИС. Архитектура КИС «Галактика ERP».
  47.  Классы документов на предприятии. Бизнес-процесс 1, бизнес-процесс 2.
  48.  Контур управления персоналом. Модуль управления персоналом.
  49.  Контур логистики. Модуль управления договорами.
  50.  Контур бухгалтерского учёта. Модуль учёта основных средств и нематериальных активов.
  51.  Контур бухгалтерского учёта. Модуль кассовых и финансово-расчётных операций.
  52.  Контур планирования и управления финансами. Модуль управления бюджетом.
  53.  Настройка системы «Галактика ERP» на конкретное предприятие. Виды настроек.
  54.  Контур управления производством. Модуль расчетов с поставщиками и получателями.
  55.  Система поддержки принятия решений «Галактика BI».


ПРИЛОЖЕНИЕ А

ЖЕНСКИЙ ИНСТИТУТ «ЭНВИЛА»

Кафедра экономики и естественнонаучных дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Информационные системы управления бизнесом»

на тему: Реинжиниринг  бизнес-процессов

     

Выполнила студентка         _______         ___________ О.П. Овчинникова

гр.БА 401-2              дата                          подпись

Руководитель                        _______         ___________ В.А. Петрова              

                                                                    дата                          подпись

                 

Минск

2011


                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ Б  

                                                 СОДЕРЖАНИЕ            

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА 4

2. ПОНЯТИЕ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 6

2.1. Причины возникновения реинжиниринга 6

2.2 Участники реинжиниринговой деятельности 8

2.3 Объекты реинжиниринговой деятельности 10

3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕИНЖИНИРИНГА 12

4. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В          РЕИНЖИНИРИНГЕ 14

5. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕИНЖИНИРИНГА 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

ПРИЛОЖЕНИЕ   21

  


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Содержание и пример отчёта о выполнении задачи в контрольной работе.

  1.  Как рекомендовано в разделе 5 по каждому заданию составляется и распечатывается соответствующим образом оформленный отчётный текстовый документ, содержащий данные или графические объекты, предусмотренные выполнением всех пунктов данного задания. Для рецензирования все отчётные документы посылаются вместе. Примерное содержание отчётного документа приводится ниже.
  2.  Пример отчёта о выполнении практической части контрольной работы.

1.

Процентные ставки банков

9,9

9,5

10,5

9,3

10,4

10,7

9,1

10

9,7

8,8

2.

3.


4.

5.

6.


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Список файлов, представляемых при устном собеседовании.

К устному собеседованию (и экзамену) студентка должна подготовить машинный носитель, содержащий объекты, полученные в результате выполнения практической части контрольной работы. Также должна подготовить файл презентации вопроса теории и презентации практического задания с гиперссылками на примеры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37936. Исследование затухающих колебаний в колебательном контуре 223.5 KB
  14 Лабораторная работа № 48 Исследование затухающих колебаний в колебательном контуре 1. Получим уравнение колебаний в контуре без активного сопротивления рисунок 2.3 получаем дифференциальное уравнение свободных колебаний в контуре без активного сопротивления 2.5 где φ – начальная фаза колебаний.
37937. Изучение вынужденных колебаний в электрическом контуре 438.5 KB
  В теоретической части методических указаний изложены условия возникновения вынужденных колебаний в электрическом контуре выведено дифференциальное уравнение этого вида колебаний рассмотрены явления резонансных тока и напряжения. Для осуществления вынужденных колебаний в контур включают источник тока обладающий периодически изменяющейся ЭДС рис. в каждый момент времени сила тока во всех сечениях цепи одинакова. Перейдя от тока I к заряду q и введя обозначения: ω02=1 LС ...
37938. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОНННО – ЛУЧЕВОГО ОСЦИЛЛОГРАФА 206.5 KB
  4 Устройство и принцип работы осциллографа.11 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 50 ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОНННО – ЛУЧЕВОГО ОСЦИЛЛОГРАФА Цель работы Изучение устройства электронно – лучевого осциллографа и знакомство с некоторыми видами наблюдений и измерений которые можно проводить с его помощью. Устройство и принцип работы осциллографа Осциллографы бывают различного типа и назначения. Например с помощью осциллографа можно найти силу тока и напряжение изучать зависимость силы тока и напряжения от времени измерять сдвиг фаз между ними сравнивать...
37939. Изучение свойств ферромагнетиков и явления магнитного гистерезиса для железа 202.5 KB
  Изучение магнитных свойств вещества. Расчет и построение кривой намагничивания, снятие петли гистерезиса и определение тепловых потерь на перемагничивание ферромагнетиков. Вычисление коэрцитивной силы и остаточной намагниченности изучаемого образца железа.
37940. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ФИЗИЧЕСКОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКОВ 166.5 KB
  Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Определение ускорения свободного падения с помощью оборотного маятника.Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.Определение ускорения свободного падения с помощью оборотного маятника.
37941. ИЗУЧЕНИЕ КОЛЕБАНИЙ ПРУЖИННОГО МАЯТНИКА 168.5 KB
  11 Изучение свободных незатухающих колебаний пружинного маятника.11 Изучение затухающих колебаний пружинного маятника12 5. Изучение вынужденных колебаний пружинного маятника.14 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10 ИЗУЧЕНИЕ КОЛЕБАНИЙ ПРУЖИННОГО МАЯТНИКА Цель работы Изучение свободных незатухающих свободных затухающих и вынужденных колебаний пружинного маятника.
37942. Изучение собственных колебаний струны 137 KB
  Колебания струны5 3.10 Лабораторная работа № 11 а Изучение собственных колебаний струны 1. Цель работы Изучение собственных колебаний струны. Колебания струны В закрепленной с обоих концов натянутой струне при возбуждении поперечных колебаний устанавливаются стоячие волны причем в местах закрепления струны должны располагаться узлы.
37943. Определение ускорения силы тяжести при свободном падении тела 374 KB
  Центростремительное ускорение соответствующее движению Земли по орбите годичное вращение гораздо меньше чем центростремительное ускорение связанное с суточным вращением Земли. Поэтому с достаточной точностью можно считать что система отсчета связанная с Землей вращается относительно инерциальных систем с постоянной угловой скоростью суточного t = 86400 с вращения Земли . Если не учитывать вращение Земли то тело лежащее на ее поверхности следует рассматривать как покоящееся сумма действующих на это тело сил равнялось бы тогда...
37944. Изучение закона сохранения энергии с помощью маятника Максвелла 188 KB
  12 Лабораторная работа № 13 Изучение закона сохранения энергии с помощью маятника Максвелла 1. Цель работы Изучение закона сохранения энергии на примере движения маятника Максвелла. Диск маятника представляет собой непосредственно сам диск и сменные кольца которые закрепляются на диске. При освобождении маятника диск начинает движение: поступательное вниз и вращательное вокруг своей оси симметрии.