49571

Менеджмент. Методические указания

Книга

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

В процессе работы студент должен осмыслить проблемы отечественного менеджмента возможность использования зарубежного опыта системного ситуационного и процессного подходов на примере конкретной организации. 2 Темы курсовой работы и варианты ее выполнения Все темы и варианты имеют общую направленность – проектирование или совершенствование системы управления для организации адаптированной к конкретной управленческой ситуации. Управление...

Русский

2014-01-03

232.5 KB

11 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Иркутский государственный университет путей сообщения

МЕНЕДЖМЕНТ

Методические указания по выполнению курсовой работы

для студентов очной и заочной форм обучения по направлениям

080200 «Менеджмент» и 080400 «Управление персоналом»

Иркутск 2012


УДК 005

ББК  65.290-2

Методические указания предназначены для студентов очной и заочной формы обучения по направлениям 080200 «Менеджмент» и 080400 «Управление персоналом» при выполнении курсовой работы по дисциплинам «Основы менеджмента» и «Основы теории управления».

Библиогр. 26 назв.

Составители: канд. экон. наук  Кулеш М.И., канд. экон. наук Максимов И.М., ст. преподаватель Перфильева А.И.

Кафедра менеджмента.

Рецензенты: доктор экон. наук Н.В. Полякова, зав. кафедрой маркетинга БГУЭП, начальник службы организации и оплаты труда ВСЖД филиала ОАО «РЖД»,  канд. техн. наук Н.Л. Михальчук.


1 Цели курсовой работы

Курсовая работа является самостоятельной работой студентов и имеет целью закрепить и углубить знания, полученные по курсу «Основы менеджмента» и «Основы теории управления», привить навыки и умения решения управленческих проблем. В процессе работы студент должен осмыслить проблемы отечественного менеджмента, возможность использования зарубежного опыта, системного, ситуационного и процессного подходов на примере конкретной организации.

В результате выполнения курсовой работы студент должен овладеть навыками организационно-управленческого анализа и организационного проектирования; выявления управленческих проблем и выбора вариантов их решения; обоснования направлений развития организаций, усвоить управленческую терминологию и научиться пользоваться ею.

2 Темы курсовой работы и варианты ее выполнения

Все темы и варианты имеют общую направленность – проектирование или совершенствование системы управления для организации, адаптированной к конкретной управленческой ситуации. Курсовая работа имеет как теоретическую, так и практическую составляющую.

Теоретическая составляющая (1 глава) определяет выбор темы курсовой работы, выбирается студентом самостоятельно по согласованию с преподавателем. При выборе темы курсовой работы студент должен осознать, что данная разработка является важнейшим подготовительным этапом к написанию дипломной работы, следовательно, тема должна быть актуальной и соответствовать его профессиональным интересам и предпочтениям.

Для студентов очной формы обучения рекомендуются следующие темы курсовых работ:

1. Менеджмент как вид деятельности и система управления.

2. История развития управленческого знания (зарубежные и отечественные исследования).

3.Управленческая ситуация – основные модели и методы исследования.

4.Фукнкции управления.

5.Стратегическое управление.

6.Организационная структура, ее проектирование и совершенствование.

7.Мотивация деятельности.

8.Контроль в системе управления организацией.

9.Управленческие решения.

10.Коммуникации. Управленческое общение.

11. Руководство в системе управления. Стили руководства.

12.Поведенческие аспекты управления (групповая динамика, конфликты).

13.Управление персоналом.

14.Организационная культура.

15. Эффективность менеджмента.

16.Управленческое консультирование.

17. Управление организационными изменениями (инновационный менеджмент).

18. Управление операциями организации (операционный менеджмент).

19.Корпоративный менеджмент.

20. Методы управления.

21. Менеджмент качества.

22. Риск-менеджмент.

23. Управление проектами.

Для студентов заочной формы обучения рекомендуются следующие темы курсовых работ:

1. Управление производством

1.1 Цели и задачи управления производство;

1.2 Принципы и процесс управления производством:

1.3 Функции управления производством;

1.4 Элементы системы управления производством;

1.5 Организационная структура управления производством;

1.6 Информационное обеспечение системы управления производством

2. Менеджмент качества продукции

2.1 Понятие, значение и факторы обеспечение качества продукции:

2.2 Основные требования к качеству продукции;

2.3 Показатели качества и методы их оценки;

2.4 Цена качества;

2.5 Системы управления качеством;

2.6 Новая стратегия в управлении качеством;

2.7 Служба управления качеством продукции на предприятии;

2.7Стандартизация продукции.

3. Тактическое планирование производства

3.1 Задачи и состав планов предприятия;

3.2 Организация и принципы планирования производства;

3.3 Методы планирования;

3.4 Организация текущего планирования производства;

3.5 Управление издержками производства.

4. Управление материальными ресурсами и производственными запасами

4.1 Система управления материальными ресурсами предприятия;

4.2 Управление процессом потребления материальных ресурсов;

4.3 Виды производственных запасов;

4.4 Издержки, связанные с созданием и хранением производственных запасов;

4.5 Управление производственными запасами.

5. Управление персоналом в системе производственного менеджмента

5.1 Сущность и функции кадрового менеджмента на предприятии;

5.2 Личность в системе производственного менеджмента;

5.3 Формирование производственного коллектива;

5.4 Концепция и виды мотивации в производственном коллективе;

5.5 Управление конфликтами в производственном коллективе.

6. Методологические основы менеджмента (законы, принципы и функции)

6.1 Закономерности управленческой деятельности;

6.2 Принципы управления производством;

6.3 Системный подход в управлении;

6.4 Функции управления.

7. Нововведение и совершенствование организационной структуры фирмы

7.1 Сущность, причины и формы нововведений в организациях;

7.2 Процесс совершенствования организационных систем (СОС): основные этапы, методы и приемы.

8. Управление конфликтами

8.1 Понятие организационного конфликта и его структура;

8.2 Виды организационных конфликтов;

8.3 Функции конфликтов и формы их разрешения.

9. Организационные отношения в системе менеджмента

9.1 Понятие организации и ее функции;

9.2 Разделение труда – основа организационных отношений;

9.3 Департментализация и ее виды в организации;

9.4 Типы власти и характер ее осуществления;

9.5 Роль координации в организационном процессе.

10. Регулирование и контроль в системе менеджмента

10.1 Понятие контроля и его основные типы;

10.2 Фазы процесса контроля;

10.3 Барьеры и сопротивление контролю;

10.4 Контроль специфических аспектов организационного поведения.

11. Принятие решений в процессе управления организацией

11.1 Виды и типы управленческих решений;

11.2 Основные подходы к принятию решений;

11.3 Процесс принятия решений;

11.4 Методы и способы принятия решений.

12. Корпоративная стратегия социального менеджмента компании ОАО «РЖД»

12.1 Проблемы и понятийный аппарат социального менеджмента;

12.2 Социальный менеджмент, как необходимое условие повышения производственно- экономической эффективности, качества перевозок и конкурентоспособности ОАО «РЖД»;

12.3 Структуризация системы социального менеджмента

железнодорожного транспорта;

12.4 Анализ трудовых доходов компании ОАО «РЖД»;

12.5 Основные направления развития социального менеджмента на железнодорожном транспорте.

13. Кадровая политика на железнодорожном транспорте

13.1 Принципы и направления кадровой политики на предприятиях;

13.2 Виды кадровой политики;

13.3 Проблемы кадровой политики на железнодорожном транспорте.

14. Инновационный менеджмент на железнодорожном транспорте

14.1 Понятие инновационного менеджмента;

14.2 Содержание и задачи инновационного менеджмента;

14.3 Инновационная деятельность предприятия;

14.4 Технологические уклады железнодорожных хозяйств, их формирование, становления и обновления.

15. Методы и механизм реализации социального менеджмента на предприятиях железнодорожного транспорта

15.1 Принципы корпоративной и социальной ответственности;

15.2 Направления трансформации методов и механизма реализации социального менеджмента;

15.3 Оценка влияний социальных гарантий на производственно-экономическую эффективность железнодорожных предприятий (ОАО «РЖД»).

16. Кризисное управление предприятием

16.1 Этапы и факторы развития кризиса;

16.2 Диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии;

16.3 Бизнес – планирование повышение конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия;

16.4 Реструктуризация предприятия: основные положения;

16.5 Оперативная реструктуризация и ее основные задачи;

16.6 Практические аспекты реструктуризации предприятий и

корпораций;

16.7 Реструктуризация и преодоление сопротивление персонала.

17. Ситуационный анализ фирмы:

17.1 Анализ конкурентной позиции компании (прочности бизнеса);

17.2 Выявление конкурентного преимущества компаний;

17.3 Выявление силовых и слабых компонентов компании:

17.4 Оценка организации управления и конкурентоспособности;

17.5 Оценка активов и финансового состояния предприятия;

17.6 Оценка ресурсосбережения предприятия;

17.7 Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования (СЗХ).

Студент может выбрать и предложить преподавателю для согласования и другие актуальные темы.

Практическая часть курсовой работы (2 и 3 глава) выполняется по двум вариантам, которые, прежде всего, различаются по способам получения исходных данных:

1-ый вариант: Практическая часть выполняется по данным реально существующей организации – в данном случае работа носит характер выполнения организационно-управленческого анализа деятельности предприятия и разработки плана мероприятий по совершенствованию системы управления. Название варианта – «Организационно-управленческий анализ деятельности……(указывается наименование предприятия)»

2-ой вариант: Практическая часть выполняется по данным предприятия, которое в настоящее время не существует, но которое целесообразно создать исходя из рыночной ситуации – в данном случае выполняется организационный проект. Название варианта – «Проектирование системы управления ……..(указывается  наименование предприятия).

При первом варианте студент использует данные реально существующей организации. Форма собственности, размер организации, выпускаемая продукция или услуги, местоположение значения не имеют. Главное требование – способность студента проанализировать управленческую ситуацию в целом. На основе ситуационного организационно-управленческого анализа студент определяет основные проблемы в существующей организационной системе. Под проблемой понимается несоответствие фактических значений системы ситуационных характеристик нормативным значениям. Нормативная система – взаимоувязанная на основе соблюдения принципов научного менеджмента совокупность характеристик (переменных) основных подсистем организации и ее внешней среды.

Если организация очень крупная, то после анализа ситуации в целом может быть выбрана ее отдельная функциональная область (подсистема), нуждающаяся в первоочередном изменении. После этого студент разрабатывает нормативную модель для выбранной функциональной области и разрабатывает предложения по ее усовершенствованию.

При втором варианте заданий используются данные о предполагаемой организации, создание которой реально и целесообразно для конкретной рыночной ситуации. В этом случае результатом работы станут предложения по созданию организации и системы управления ею, которых еще нет, но есть реальные возможности, ниша рынка, проблема, разрешению которой они будут способствовать – т.е. разработка организационного проекта. Исходной информацией для данного варианта может быть существующий бизнес-план.

Таким образом, название курсовой работы включает в себя выбранные тему и вариант выполнения работы, например:

- «Управление персоналом. Проектирование системы управления для ОАО «Иркутсккапиталстрой».

- «Организационная структура. Организационно-управленческий анализ деятельности ВЧД -7».

Выбор теоретической темы оказывает определенное влияние на выполнение практической части, поскольку студент должен особое внимание уделить рассмотрению функциональной области, относящейся к выбранной теме. Так, например, при выборе темы «Организационная культура» в практической части необходимо изложить подробный отчет по исследованию организационной культуры в анализируемой организации.

Курсовая работа выполняется на основании задания, которое выдается преподавателем. В задании указывается: ФИО студента; название темы; вариант выполнения работы; организация – объект исследования; основные вопросы, которые студент должен рассмотреть в теоретической части; особые замечания и указания по выполнению практической части.

3 Примерная структура работы

Рекомендуется следующая структура курсовой работы:

Введение.

Глава 1 Теоретическая часть

Глава 2 Для первого варианта: Организационно – управленческий анализ деятельности ….(указывается название предприятия)

2.1 Общая характеристика предприятия.

2.2 Анализ системы стратегического планирования

2.3 Анализ организации реализации стратегии.

2.4 Анализ системы мотивации работников предприятия.

2.5 Оценка системы и процедур контроля.

2.6 Анализ руководства на предприятии.

            Для второго варианта: Проектирование системы управления……..(указывается название предприятия)

2.1 Предварительное описание ситуации.

2.2 Проектирование системы стратегического планирования.

2.3 Проектирование организационной структуры. Разработка организационно – регламентирующих документов.

2.4 Обоснование системы мотивации.

2.5 Проектирование системы контроля.

2.6 Обоснование нормативного стиля руководства.

Глава 3 Обеспечение эффективности системы управления.

3.1. Обоснование  управленческого решения.

3.2. План мероприятий по повышению эффективности системы управления.

4 Методические указания по выполнению курсовой работы

Работа состоит из оглавления, введения, двух разделов – теоретического и практического, заключения, списка использованной литературы.

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, излагаются основные проблемы исследования.

Для написания теоретического раздела (1 глава) студент должен изучить специальную литературу по менеджменту, относящуюся к избранной теме. Необходимо привлечь несколько источников, обязательным условием является отражение как традиционных (классических) так и современных представлений по исследуемой проблеме. Целесообразно использовать публикации в периодических изданиях, а также информацию из «Интернет». В данной главе необходимо раскрыть содержание темы, дать определение основных понятий, закономерностей, показать существование различных точек зрения, подходов к рассмотрению проблемы. Обязательным является ссылки в тексте на цитируемые и используемые источники.

Практический раздел (2 и 3 главы) выполняется на основе собранной студентом информации об управленческой ситуации (исходные данные).

Исходные данные

Состав исходных данных  для первого и второго вариантов примерно одинаков. В случае отсутствия реальной информации студент разрабатывает аргументированную (правдоподобную) легенду.

Для организационно – управленческого анализа (организационного проектирования) необходимы следующие исходные данные:

  •  общая характеристика предприятия: полное название, юридический статус, форма собственности и характеристика собственников, месторасположение (юридический адрес и фактическое расположение),  основные направления деятельности и виды выпускаемой продукции или оказываемых услуг, объем производства, состав производственных звеньев, численность занятых и другие характеристики персонала, занимаемая ниша на рынке, используемые ресурсы, их  объем, технология и ее оценка;
  •  организационная структура (для первого варианта);
  •  характеристика внешней среды организации – потребители, конкуренты, поставщики ресурсов (материального сырья, оборудования, энергии, капитала, трудовых ресурсов, информации), государственное регулирование, криминальное воздействие,  НТП (технология), состояние экономики,  социокультурные факторы, политические факторы, отношение с местным сообществом, факторы международного окружения.
  •  определение целей, достижение которых обеспечивает анализируемая или проектируемая организация, обоснование проблемы (проблем), связанных с достижением этих целей.

Выполнение и оформление практического раздела курсовой выполняется в следующей последовательности (по пунктам).

Глава 2 Организационно-управленческий анализ деятельности предприятия (1 вариант).

                          Проектирование системы управления (2 вариант).

Рекомендуются следующая последовательность и порядок выполнения практического раздела с распределением по пунктам.

Содержание первого задания примерно одинаково для первого и второго вариантов. Последующие задания имеют особенности в зависимости от выбранного варианта.

п.2.1.Предварительное описание управленческой ситуации (основывается на исходных данных).

2.1.1.Общая характеристика организации (характеристика внутренних ситуационных факторов)

2.1.2.Характеристика внешней среды.

Выполнение этих разделов  предполагает подробное предварительное описание (моделирование) управленческой ситуации  на основе полученных исходных данных.

2.1.3.Обоснование проблемы. Дается предварительная диагностика управленческой проблемы (проблем). Проблемы должны иметь стратегическое значение, оказывать существенное влияние на текущую и перспективную деятельность фирмы.

Последующие задания имеют особенности в зависимости от выбранного варианта.

Для первого варианта:

п.2.2 Анализ системы стратегического планирования.

2.2.1 Анализ миссии организации.

Необходимо выяснить, как и в какой форме определяется миссия анализируемой организации, соответствует ли формулировка миссии предъявляемым требованиям по содержанию и форме.

2.2.2 Анализ системы целей деятельности организации, построение дерева целей.

Дается описание основных целей деятельности организации. Анализируется соответствие целей миссии организации, степень проработанности системы целей по основным направлениям деятельности и развития организации. По результатам анализа строится рекомендуемое дерево целей.

Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева») (стратегическая цель); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева») (тактические и оперативные цели).

Стратегические цели отражают важнейшие направления деятельности организации, связанные с реализацией миссии организации.

Тактические цели сосредоточены на основных действиях, необходимых для достижения стратегических целей.

Оперативные цели связаны с функционированием отдельных подразделений организации и направлены на действия и работы, необходимые для достижения тактических целей.

Дерево целей представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Дерево целей

При формулировании целей целесообразно воспользоваться методикой SMART. SMART – это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:

S – конкретный (specific);

M – измеримый (measurable);

A – достижимый (attainable);

R – значимый (relevant);

T – определенный во времени (time-bounded).

Само слово «smart» в переводе на русский язык означает «умный». Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.

2.2.3 Анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних функциональных зон организации.

Стратегический анализ предполагает оценку взаимного влияния  внутренних и внешних ситуационных факторов и выполняется по методике SWOT – анализа: проводится сопоставление угроз и благоприятных возможностей, обусловленных воздействием внешней среды и внутренних возможностей организации – сильных и слабых сторон по основным функциональным областям (производство, инженерное обеспечение (технология), маркетинг, финансы, инновационная деятельность, персонал, безопасность и т.д.).

Для этого сначала, с учетом конкретной ситуации, составляется список  слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей. Далее необходимо установить связи между ними, для чего составляется матрица SWOT, которая имеет вид, представленный в таблице 1.

Таблица 1 – SWOT-анализ

Возможности

1…….

2……..

3……..

…..

Угрозы

1……..

2……..

3……..

…..

Сильные стороны

1………….

2…………..

3…………..

…..

Сила и возможности

………

Сила и угрозы

……….

Слабые стороны

1…………

2…………

3…………

……

Слабость и

возможности

………

Слабость и угрозы

………..

На каждом из полей матрицы студент должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии.

Для повышения обоснованности стратегического анализа рекомендуется акцентировать внимание на оценке специфики отрасли, в которой действует анализируемое предприятие, оценить преимущества и недостатки территориального размещения, провести сравнительную оценку конкурентов.

2.2.4 Анализ стратегии (стратегий).

На основе проведенного анализа дается оценка обоснованности выбранной стратегии организации, при необходимости делаются предложения по ее корректировке. В случае, если в организации не формулируются долгосрочные планы, студент должен самостоятельно обосновать вариант стратегических целей организации, выбрать стратегическую тенденцию (рост, ограниченный рост, сокращение, диверсификация).

п.2.3 Анализ организации реализации стратегии.

2.3.1 Анализ организационной структуры.

Приводится организационная схема существующей структуры. Дается оценка правильности ее построения (соответствия организационным принципам), а также соответствия выбранной стратегии и поставленным целям. Делаются предложения по перепроектированию, строится схема рекомендуемой организационной структуры.

2.3.2. Анализ организационно – регламентирующих документов (Положения о структурном подразделении организации, Должностной инструкции).

Анализируется один из утвержденных в исследуемой организации организационно – регламентирующих документов. Выявляется соответствие предписанных обязанностей (функций) для реализации целей и задач должности (отдела), а также соблюдение принципа баланса обязанностей, прав и ответственности (таблица 2).

Таблица 2 - Баланс обязанностей, прав и ответственности

Обязанности

Права

Ответственность

2.3.3 Распределение обязанностей (функций) между отделами (должностями).

Система управления процессом, как и любая функция процесса, подлежит документированию. В настоящее время деятельность любого руководителя и сотрудников документирована очень слабо. Как правило, в должностных инструкциях обязанности изложены в общем виде. Матрица ответственности показывает распределение ответственности за функции процесса (таблица 3).

Для выполнения этого задания студент должен выбрать какой-либо процесс, выполнение которого предполагает взаимодействие нескольких отделов (должностей) аппарата управления предприятия. Распределение обязанностей оформляется в форме матрицы ответственности. В левой части указываются функции процесса, отражающие последовательность этапов его выполнения, а в правой части – распределение работ (операций) по исполнителям (должностям, отделам).

Функции можно обозначать условными символами. Например: О – ответственный, У – участвует в работе, И – получает информацию о результате.

Таблица 3 – Матрица ответственности

Функция

Сотрудник

Владелец процесса

Исполнитель

Исполнитель

Исполнитель

Планирование

О

У

И

И

Функция 1

У

О

У

У

Функция 2

И

О

У

Функция 3

И

У

У

О

…..

И

О

У

Контроль выполнения

О

У

У

Управление процессом

О

И

У

Отчетность о ходе процесса

О

И

У

Владелец процесса – это должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в своем распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса, и несущий ответственность за результаты процесса.

При заполнении матрицы ответственности следует соблюдать следующие правила:

Правило 1: в каждой строке матрицы может стоять только одна буква «О». Букв «У» и «И» может быть несколько.

Правило 2: в столбце владельца не должно быть пустых клеток. То есть руководитель либо отвечает за функцию, либо участвует в ее выполнении, либо информируется.

Правило 3: функции в матрице ответственности начинаются с «Планирования» и заканчиваются «Контролем выполнения», «Управлением процессом», «Отчетностью о ходе процесса». Отвечает за все эти функции – владелец процесса, в его столбце должна стоять буква «О».

На основе составленной матрицы ответственности проводится анализ рациональности распределения обязанностей между подразделениями аппарата управления или между работниками.

п.2.4 Анализ системы  мотивации работников предприятия.

Анализ системы мотивации рекомендуется выполнять на основе использования схем основных теорий мотивации (двухфакторной модели Ф.Герцберга, модели иерархии потребностей А.Маслоу, теории ожиданий В.Врума, теории справедливости и т.д.). Особое внимание необходимо уделить рассмотрению существующих систем оплаты и материального стимулирования труда. По результатам анализа делаются реалистичные предложения по совершенствованию системы мотивации.

п.2.5 Оценка системы и процедур контроля на предприятии.

Анализ системы контроля рекомендуется проводить в следующей последовательности:

  1.  необходимо определить направление деятельности, в отношении которого контроль является приоритетным;
  2.  по данному направлению описать систему контроля по его видам и содержанию: задачи предварительного, текущего и заключительного контроля, нормативы и стандарты, периодичность, информационное обеспечение, организация (структура) контроля;
  3.  дается оценка соответствия рассмотренных характеристик основным принципам эффективного контроля (соответствие стратегии и целям, полнота, простота, гибкость, экономичность, своевременность);
  4.  обосновываются предложения по совершенствованию системы контроля.

п.2.6 Анализ руководства на предприятии.

Анализ руководства проводится в отношении одного конкретного руководителя, деятельность которого наиболее известна студенту, и проводится путем сопоставления фактического и нормативного стилей руководства.

Для описания фактического стиля руководства студент должен составить модель комплексной оценки профессиональных качеств руководителя. В данной модели анализируются критерии оценки деятельности руководителя: студенту необходимо определить состав этих критериев, а также степень соответствия сотрудника необходимым качествам. Модель оформляется в виде следующей таблицы:

Таблица 4 - Модель оценки профессиональных качеств руководителя

Критерии оценки

Факторы, определяющие критерии

Соответствие оцениваемого сотрудника необходимым качествам (в%)

 

На основе критериев оценки эффективности деятельности дается описание фактического стиля руководства. На основе основополагающих моделей руководства («управленческая решетка» Блейка – Мутона, ситуационная модель Ф.Фидлера, модель «жизненного цикла» Херси –Бланшарда) обосновываются требования к нормативному стилю руководства. На основе сравнения фактических и нормативных характеристик необходимо дать предложения по повышению эффективности руководства.

Для второго варианта:

Для второго варианта методика выполнения заданий в целом аналогична изложенной для первого варианта, отличие состоит в том, что студент изначально обосновывает наиболее эффективные (нормативные) значения организационных характеристик проектируемой организации.

 

п.2.2 Проектирование системы стратегического планирования.

2.2.1 Обоснование миссии организации.

2.2.2 Построение дерева целей.

2.2.3 Оценка внешней среды, обоснование стратегии.

п.2.3 Построение организационной структуры. Разработка организационно – регламентирующих документов.

п.2.4 Обоснование системы мотивации работников предприятия.

п.2.5 Обоснование системы контроля на предприятии.

п.2.6 Разработка нормативного стиля руководства.

В данном задании есть небольшое отличие от первого варианта – оно состоит в последовательности его выполнения. Первоначально рассматриваются характеристики ситуации, в дальнейшем обосновываются наиболее адекватные характеристики руководящего стиля. В завершение студент разрабатывает систему критериев оценки профессиональных качеств руководителя.

Глава 3 Управление эффективностью  системы менеджмента организации. (для первого варианта).

             Обеспечение эффективности системы менеджмента организации. (для второго варианта).  

Выполнение заданий для первого варианта:

п. 3.1 Принятие  управленческого решения.

Для выполнения данного задания формулируется проблема, решение которой позволит наиболее эффективным способом достичь определенной цели организации. Рекомендуется сформулировать и рассмотреть проблему, относящуюся к функциональной области, связанной с темой курсовой работы. Данное задание выполняется в следующей последовательности:

1. Формулировка проблемы. Выявляются факторы, связанные с обеспечением достижения поставленной цели (условия, средства, барьеры).

2. Определение критериев, ограничений и методов принятия решения.

3. Разработка вариантов принятия решения.

4. Исходя из сформулированных критериев, выбирается наилучший вариант решения проблемы.

5. Обоснование мероприятий по реализации решения.

Мероприятия по реализации управленческого решения должны быть представлены в форме графика Гантта (или стрелочной диаграммы, или сетевого графа или календарно-ресурсного графика).

Диаграмма Гантта - горизонтальная линейная диаграмма, на которой мероприятия по реализации решения представляются протяженными во времени отрезками, характеризующимися датами начала и окончания, задержками и возможно другими временными параметрами (рисунок 2).

Мероприятия

месяц

январь

февраль

март

апрель

май

  1.  

Организационно-методи-ческая подготовка проекта

  1.  

Разработка стратегии организации

  1.  

Разработка сети процессов

  1.  

…..

  1.  

…..

  1.  

…..

Рисунок 2 – График Гантта

На рисунке 3 представлен пример календарно-ресурсного графика.

Этапы и работы в составе проекта

Периоды 20.. г

Участники

Ресурсы

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Увеличение годовой добычи нефти

РН- Юганскнефтегаз, Пурнефтегаз, Ванкорнефть, ВСНК и др.

До 180 млн т/год

Увеличение добычи газа

РН- Сахалинморнефтегаз, Дагнефтегаз, Юганскнефтегаз и др.

До 55 млн куб. м/год

Увеличение объемов переработки нефти

НПЗ Компании

До 80 млн т/год

……

……

……

……

Рисунок 3 – Календарно-ресурсный график

Студент может для повышения уровня разработки выполнить экономическое обоснование управленческого решения по методике, согласованной с преподавателем.

п.3.2 Анализ эффективности системы управления и предложения по ее  совершенствованию.

В данном задании обобщаются результаты организационно-управленческого анализа системы деятельности организации и предложения по ее совершенствованию. Выполнение задания оформляется в табличной форме:

Таблица 5 – План мероприятий по совершенствованию эффективности системы управления

Наименование организационной характеристики

Фактическое значение

Нормативное значение

Мероприятия по совершенствованию

1.

2.

3. и т.д.

Для второго варианта:

п. 3.1 Принятие управленческого решения.

Данное задание выполняется в последовательности и по методике, аналогично указанным в первом варианте.

п. 3.2 Обоснование предпосылок эффективности системы управления организацией.

В данном задании обобщаются обоснованные студентом предложения по обеспечению эффективности спроектированной (разработанной) системы управления организацией. Данное задание оформляется в следующей таблице 6.

Таблица 6 – Обоснование мероприятий по обеспечению эффективности системы управления

Наименование организационной характеристики

Цели или принципы, достижению которых должны соответствовать предлагаемые значения организационных характеристик

Мероприятия, обеспечивающие

эффективность системы управления

1………………

2………………

3………………

и т.д. …………

Заключение.

В заключении студент делает краткие выводы по работе.

5 Оформление курсовой работы

Пояснительная записка к курсовой работе выполняется в соответствии со «СТАНДАРТОМ ПРЕДПРИЯТИЯ, утвержденного приказом ректора ИрГУПС от 26.08.2002 г. № 156».

Текст должен быть выполнен рукописным или любым печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков – кегль 14, в таблицах допускается кегль 12.

Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, верхнее, левое и нижнее – 20 мм.


Рекомендуемая литература

  1.  Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Прогресс, 1989. 519 с.
  2.  Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер КОМ, 1999. 416 с.
  3.  Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ТК Велби, 2004. 504 с.
  4.  Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 1999. 528 с.
  5.  Виханский О.С. Стратегическое управление: Учеб. для экономических специальностей вузов. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  6.  Герчикова И.Н. Менеджмент: Учеб. для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 511 с.
  7.  Глухов В.В. Основы менеджмента: Учеб.-справ. пособ. СПб.: Специальная литература, 1995. 226 с.
  8.  Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: В 2 т. М.: ИНИИПУ, 1996.
  9.  Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Питер КОМ, 1999. 560 с.
  10.  Корпоративный менеджмент: Справочник для профессионалов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге и др.; Под общ. ред. И.И. Мазура. – М.: Высшая школа, 2003. – 1077 с.
  11.  Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. М.: Фин. и стат., 1993. 224 с.
  12.  Кунц Г.,О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: В 2 т. М.: Прогресс, 1982.
  13.  Лафта Дж.К. Менеджмент: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, 2004. – 592 с.
  14.  Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации: Учеб. пособ. М.: Русская Деловая Литература, 1999. 320 с.
  15.  Менеджмент на транспорте: Учебное пособие / В.А. Козырев и др. Под ред. В.А. Козырева. – М.: ГОУ «Методический центр по образованию на ж/д транспорте», 2009. – 544 с.
  16.  Менеджмент организации: Учеб. пособ. / Под ред. З.П. Румянцевой  и др. М.: ИНФРА, 1995. 432 с.
  17.  Менеджмент: учеб. пособие / кол. авторов; под ред. Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. – М.: КНОРУС, 2010. – 496 с.
  18.  Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992. 702 с.
  19.  Переверзев М.П. и др. Менеджмент: Учеб. – 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. М.П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 330 с.
  20.  Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Опыт лучших компаний: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 424 с.
  21.  Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учеб. для вузов: Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.
  22.  Управление по результатам: Пер. с финск./ Общ. ред Я.А.Лейманна. М.: Прогресс, 1993. 320 с.
  23.  Фалмер Р. Энциклопедия современного управления: В 5 т. М.: ВИПКэнерго, 1992.
  24.  Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1992.  253 с.
  25.  Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер КОМ, 2001. 512 с.
  26.  Якокка Л. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1991. 348 с.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

  1.  Цели курсовой работы………………………………………….

3

  1.  Темы курсовой работы и варианты ее выполнения…………..

3

  1.  Примерная структура работы…………………………………..

8

  1.  Методические указания по выполнению курсовой работы….

9

  1.  Оформление курсовой работы………………………………….

19

  1.  Рекомендуемая  литература……………………………………..

20

Оперативные цели

Тактические цели

Стратегическая цель


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7829. Философия истории. Культура и цивилизация 76.5 KB
  Философия истории. Культура и цивилизация. Термин Философия истории впервые употребил Вольтер (1694-1778), имея в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры. Философскому рассмотрению подлежат многие явления: Философия права, ...
7830. Философия личности. Значение слова личность 46 KB
  Философия личности Значение слова личность Понятие личности относится к числу сложнейших в учении о человеке (т.е. в философской антропологии). В европейских языках слово личность восходит к латинскому понятию персона, что означало маску актера ...
7831. Антропология или философия человека 59.5 KB
  Антропология или философия человека Антропология - учение о человеке. Философская антропология - философское учение о человеке или философия человека. Задача философской антропологии сводится к изучению и обоснованию сущности человеческого...
7832. Философия психоанализа. Фрейдизм и Неофрейдизм 49.5 KB
  Философия психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский доктор. Толкование сновидений (1900). Работы Фрейда изменили облик психологии в 20 столетии. В советское время работы Фрейда не издавались. Они считались несерьезными и несовмести...
7833. Экзистенциализм (экзистенциональная философия) 51.5 KB
  Экзистенциализм (экзистенциональная философия) Серен Кьеркегор (1813-1855) Страх и трепет, чувство страха Карл Ясперс (1883-1969) Истоки истории и ее цель, Мартин Хайдеггер (1889-1976) Бытие и время, индивидуальное простраство-время, Ж-П. Сарт...
7834. Эллинско-римский период в развитии философии 75 KB
  Эллинско-римский период в развитии философии. Появляются три течения философской мысли. Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Эпикуреизм и стоицизм - ренессанс. Скептицизм - декаданс. Эллинистическая философия. Период эллинизма с 338 года до н...
7835. Основные теории личности в психологии 16.24 KB
  Основные теории личности в психологии. Психодинамическая теория (классический психоанализ) Фрейда. Главный источник развития личности - врождённые факторы (инстинкты) или либидо (биологическая энергия). идет первые 6 лет. 3 фазы развития личности...
7836. Интеллектуальное развитие школьников во внеклассной работе 26 KB
  Интеллектуальное развитие школьников во внеклассной работе Формирование мировоззрения. Под мировоззрением следует понимать специфическую форму сознания человека, включающую систему взглядов, знаний, убеждений, идеалов, в которых выражается его отнош...
7837. Педагогічна діяльність і особистість педагога 58.5 KB
  Тема 1. Педагогічна діяльність і особистість педагога. Мета: ознайомити іззавданнями національної школи, виникненням і становленням педагогічної професії, з особливостями педагогічної професії: її своєрідністю, гуманістичною функцією, колектив...