4966

Класс как основа технологии объектно-ориентированного программирования (ООП)

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Класс как основа технологии объектно-ориентированного программирования (ООП) Основные составляющие технологии ООП Инкапсуляция – объединение элементов данных и действий над ними в класс с ограничением доступа к элементам данных. Это означает...

Русский

2012-11-30

25.77 KB

4 чел.

Класс как основа технологии объектно-ориентированного программирования (ООП)

Основные составляющие технологии ООП

Инкапсуляция – объединение элементов данных и действий над ними в класс с ограничением доступа к элементам данных. Это означает, что для доступа к элементу данных необходимо вызвать определенную функцию.

Наследование – создание нового класса на основе существующего с добавлением новых элементов данных и функций.

Полиморфизм – возможность создания нескольких функций с одним и тем же именем, но разными наборами входных параметров.

Классы

Класс – новый тип данных, создаваемый пользователем на основе базовых и ранее созданных классов.

Класс включает в себя элементы данных и функции. Функции в составе класса называют методами.

Для каждого элемента данных или функции в классе определяется вид доступа: закрытый или открытый. Закрытый доступ означает, что к данному элементу данных или функции может иметь только функция, которая входит в состав класса. Открытый доступ означает, что данному элементу данных или функции могут иметь доступ любые функции.

После того, как класс создан, можно создавать объекты данного класса: переменные, массивы и указатели. Формат описания объекта практически ничем не отличается от формата описания переменных базовых типов данных, например, целочисленных или вещественных. Описание объекта должно содержать название класса, к которому он относится, и имя самого объекта;

имя_класса имя_объекта;

Каждый объект содержит элементы данных, которые входят в состав класса. Для каждого объекта можно вызывать функции, входящие в состав класса.

В состав класса обязательно должны входить функции, которые присваивают значения элементам данных объекта при его создании. Такие функции называют Конструкторами. Также в состав класса должны входить функции, которые вызываются при уничтожении объекта. Такие функции называют деструкторами.

Примерный формат описания класса

Обычно описание класса состоит из двух файлов:

заголовочный файл  – содержит определение класса с элементами данных и прототипами функций внутри класса. Имя заголовочного файла класса имеет следующий формат: имя_класса.h

файл с исходным текстом методов класса – содержит полное описание функций в составе класса, в т.ч. конструкторов и деструкторов. Имя файла с текстом методов имеет формат: имя_класса.cpp

Описание класса в заголовочном файле имеет следующий формат:

class имя_класса

{public:

 //Прототип конструктора по умолчанию

 имя_класса();

//Прототип деструктора

~ имя_класса();

private:

//Элементы данных

тип1 имя1;

тип2 имя2;

public:

//Прототипы функций

тип_результата1 имя_функции1(тип1_1 имя1_1, тип1_2 имя1_2);

тип_результата2 имя_функции2(тип2_1 имя2_1, тип2_2 имя2_2);

}

Файл методов класса должен начинаться со строки:

#include <имя_класса.h>

Описание одного из методов класса в файле с исходным текстом методов имеет следующий формат:

тип_результата1 имя_класса::имя_функции1(тип1_1 имя1_1, тип1_2 имя1_2)

{

}

Для удобства работы с объектами класса в состав класса должны входить следующие методы:

конструктор по умолчанию

конструктор с параметрами

конструктор копирования

методы изменения значений элементов данных

методы считывания значений элементов данных

методы печати значений элементов данных на экране

методы ввода значений элементов данных с клавиатуры

Для проверки работоспособности методов класса, класс необходимо создавать в составе проекта, в котором имеется главный файл, который содержит главную функцию main(). Именно с функции main() начинается исполнение программы.

В функции main() необходимо определить несколько объектов разработанного класса и вызвать для них методы класса. Необходимо помнить, что создание класса не значит создание объекта класса.

Пример описания класса

//файл person.h

#pragma once

class Person

{

public:

Person(void);

~Person(void);

private:

 // Фамилия

 char* Fio;

 // Возраст

 int Age;

public:

 // Конструктор с параметрами

Person(char Fio1, int Age1);

 // Конструктор с параметрами

Person(Person P1);

 // Изменение элемента данных Фамилия

 void SetFio(char* Fio1);

 // Извлечение указателя на элемент данных Фамилия

 char* GetFio(void);

 // Изменение элемента данных Возраст

 void SetAge(int Age1);

 // Извлечение элемента даннных Возраст

 int GetAge(void);

// Ввод элементов данных с клавиатуры

 void Input(void);

 // Печать элементов данных

 void Print(void);

}; 

//файл person.cpp

#include ".\person.h"

#include <string.h>

#include <stdio.h>

#include <stdlib.h>

Person::Person(void):

Fio(NULL)

, Age(0)

{

 

}

Person::~Person(void)

{

}

// Конструктор с параметрами

Person::Person(char* Fio1, int Age1)

{

Fio=new char[strlen(Fio1)];

strcpy(Fio, Fio1);

Age=Age1;

}

// Конструктор с параметрами

Person::Person(Person& P1)

{

 Fio=new char[strlen(P1.Fio)];

 strcpy(Fio, P1.Fio);

Age=P1.Age;

}

// Изменение элемента данных Фамилия

void Person::SetFio(char* Fio1)

{

}

// Извлечение указателя на элемент данных Фамилия

char* Person::GetFio(void)

{

 return Fio;

}

// Изменение элемента данных Возраст

void Person::SetAge(int Age1)

{

}

// Извлечение элемента даннных Возраст

int Person::GetAge(void)

{

 return Age;

}

// Ввод элементов данных с клавиатуры

void Person::Input(void)

{

 char Fio1[64];

printf("Vvedite Fio");

scanf("%s",Fio1);

Fio=new char[strlen(Fio1)];

strcpy(Fio, Fio1);

printf("Vvedite Age");

 scanf("%d",&Age);

}

// Печать элементов данных

void Person::Print(void)

{

printf("\nFio=%s Age=%d\n",Fio,Age);

}

//Главный файл ClassExample1.cpp

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

#include <stdlib.h>

#include <conio.h>

#include "person.h"

main()

{

//Вызывается конструктор по умолчанию с нулевыми параметрами

//чтобы элементы данных не содержади случайные числа

Person P1;//формируется пустой объект с нулевыми параметрами

//Вызывается конструктор с параметрами

Person P2("Ivanov",20);//объект формируется из отдельных //параметров

//Вызывается конструктор копирования

Person P3(P2);//объект формируется как копия ранее созданного //объекта

P1.Input();//заполнение элементов данных объекта данными, //введенными  с клавиатуры

P1.Print();

P2.Print();

P3.Print();

//Печать отдельных элементов данных объекта,

//путем к ним с помощью функций класса

printf("%s \t %d\n",P2.GetFio(),P2.GetAge());

//!!!Ошибка – прямое обращение к закрытым элементам данных из //функции main(), которая не является членом класса Person

printf("%s \t %d\n",P2.Fio,P2.Age);

//Изменение элементов данных объектов в процессе работы программы

M1.SetFio("Sidorov");

M1.SetAge(23);

M3.SetAll("Petrov",30);

//!!!Ошибка- доступ к закрытым элементам данных

strcpy(M3.Fio, "Sidorov");

M3.Age=30;

M1.Print();

M2.Print();

M3.Print();

getch();

}

Порядок создания проекта для тестирования класса

Создание пустого проекта консольного приложения

Добавление класса в проект с помощью мастера добавления класса с помощью команды Project->Add Class. В создаваемом классе автоматическим появляется конструктор по умолчанию и деструктор

Добавление в класс переменных с помощью мастера добавления переменных. Переменные добавляются в файл класса с расширением h.

Добавление в класс функций с помощью мастера добавления функций. Прототип функции появляется в файле .h, а определение функции – в файле .cpp.

Создание главного файла проекта, описание в нем объектов класса и вызов методов для них.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54169. Новорічна математична ялинка 286.5 KB
  Мета: перевірити якість знань і вмінь учнів з теми; зацікавити математикою; розвивати логічне мислення культуру математичних записів, мовлення. Тип уроку: урок узагальнення та систематизації знань.
54170. Урок-казка. Чарівні слова. Розвязування рівнянь 165 KB
  Таблиці плакати до казки про ІванаЦаревича і Чахлика Невмирущого. Клас розбивається на 3 команди і вибирається ІванЦаревич. Там під дубом вчений кіт Русалонька за принцем плаче КоникГорбоконик на підмогу скаче Привид Кентервільський всіх лякає ІванЦаревич Змія перемагає. Учитель: В деякому царстві живбув ІванЦаревич.
54171. Особливості навчання математиці дітей із затримкою психічного розвитку в умовах якісної освіти 450.5 KB
  Поданий матеріал може бути використаний вчителями математики, які працюють як в спеціалізованих класах корекції для дітей із затримкою психічного розвитку, так і звичайних класах загальноосвітньої школи. В посібнику відображені питання класифікації дітей із затримкою психічного розвитку, зазначені причини затримки розвитку, подана характеристика дітей даної категорії та визначені особливості їх навчальної діяльності на уроках математики.
54172. Применение свойств действий при вычислениях и решении уравнений в 5-м и 6-м классах 151.5 KB
  На усвоение этих свойств достаточно на такой ранней стадии устные упражнения с дальнейшим переходом к письменным упражнениям, развивая у учеников умение и навыки работы с числовыми выражениями, решении уравнений без использования правил нахождения неизвестного компонента действия: развивая у учеников творческий подход к решению математических задач.
54173. Система практичних завдань при вивченні математики у 5-6 класах 199.5 KB
  Звичайно в шкільних підручниках є задачі-розрахунки, в основу яких покладено залежності між величинами, які часто зустрічаються в житті, між компонентами руху; між ціною, кількістю і вартістю; між продуктивністю праці, часом роботи і одержаною продукцією; розрахунки часу; знаходження периметрів, площ; обчислення витрат різних матеріалів тощо.
54174. Система дидактичних умов пізнавальної діяльності учнів на уроках математики 119.5 KB
  Система дидактичних розумів розвитку пізнавальної діяльності учнів на уроках математики. Розвиток пізнавального інтересу учнів. Прийоми активізації пізнавальної діяльності учнів на уроках математики. Інтерактивні технології навчання – спосіб створення умов залучення учнів до пізнавальної діяльності.
54175. Первісна. Інтеграл. Застосування інтегралу при розвязуванні задач економічного змісту 690.5 KB
  Група студентів ділиться на чотири команди. На першому етапі заняття проводиться узагальнення та систематизація знань учнів з теми, розглядаються учнівські презентації про виникнення інтегралу та його використання. На другому етапі – пояснення нового матеріалу, потім його закріплення в вигляді створення проектів кожною підгрупою.
54176. Развитие культуры в условиях нижнего и среднего палеолита 33 KB
  Одним из важнейших способов выживания человека в первобытную эпоху стал беспрерывный процесс познания окружающего мира. На раннем этапе жизни человека предметом познания и осмысления является природа, от которой напрямую зависит жизнь человеческого общества.
54177. Новые информационные технологии в профильном обучении математики на примере темы „Многогранники” в 11 классе 827.5 KB
  Рассмотрение различных случаев взаимного расположения диагоналей ребер и граней многогранника использование для этого моделей и готовых чертежей способствует развитию пространственных представлений учащихся их интуиции Рис. Особо подчеркиваются характеристические свойства призмы.