4966

Класс как основа технологии объектно-ориентированного программирования (ООП)

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Класс как основа технологии объектно-ориентированного программирования (ООП) Основные составляющие технологии ООП Инкапсуляция – объединение элементов данных и действий над ними в класс с ограничением доступа к элементам данных. Это означает...

Русский

2012-11-30

25.77 KB

4 чел.

Класс как основа технологии объектно-ориентированного программирования (ООП)

Основные составляющие технологии ООП

Инкапсуляция – объединение элементов данных и действий над ними в класс с ограничением доступа к элементам данных. Это означает, что для доступа к элементу данных необходимо вызвать определенную функцию.

Наследование – создание нового класса на основе существующего с добавлением новых элементов данных и функций.

Полиморфизм – возможность создания нескольких функций с одним и тем же именем, но разными наборами входных параметров.

Классы

Класс – новый тип данных, создаваемый пользователем на основе базовых и ранее созданных классов.

Класс включает в себя элементы данных и функции. Функции в составе класса называют методами.

Для каждого элемента данных или функции в классе определяется вид доступа: закрытый или открытый. Закрытый доступ означает, что к данному элементу данных или функции может иметь только функция, которая входит в состав класса. Открытый доступ означает, что данному элементу данных или функции могут иметь доступ любые функции.

После того, как класс создан, можно создавать объекты данного класса: переменные, массивы и указатели. Формат описания объекта практически ничем не отличается от формата описания переменных базовых типов данных, например, целочисленных или вещественных. Описание объекта должно содержать название класса, к которому он относится, и имя самого объекта;

имя_класса имя_объекта;

Каждый объект содержит элементы данных, которые входят в состав класса. Для каждого объекта можно вызывать функции, входящие в состав класса.

В состав класса обязательно должны входить функции, которые присваивают значения элементам данных объекта при его создании. Такие функции называют Конструкторами. Также в состав класса должны входить функции, которые вызываются при уничтожении объекта. Такие функции называют деструкторами.

Примерный формат описания класса

Обычно описание класса состоит из двух файлов:

заголовочный файл  – содержит определение класса с элементами данных и прототипами функций внутри класса. Имя заголовочного файла класса имеет следующий формат: имя_класса.h

файл с исходным текстом методов класса – содержит полное описание функций в составе класса, в т.ч. конструкторов и деструкторов. Имя файла с текстом методов имеет формат: имя_класса.cpp

Описание класса в заголовочном файле имеет следующий формат:

class имя_класса

{public:

 //Прототип конструктора по умолчанию

 имя_класса();

//Прототип деструктора

~ имя_класса();

private:

//Элементы данных

тип1 имя1;

тип2 имя2;

public:

//Прототипы функций

тип_результата1 имя_функции1(тип1_1 имя1_1, тип1_2 имя1_2);

тип_результата2 имя_функции2(тип2_1 имя2_1, тип2_2 имя2_2);

}

Файл методов класса должен начинаться со строки:

#include <имя_класса.h>

Описание одного из методов класса в файле с исходным текстом методов имеет следующий формат:

тип_результата1 имя_класса::имя_функции1(тип1_1 имя1_1, тип1_2 имя1_2)

{

}

Для удобства работы с объектами класса в состав класса должны входить следующие методы:

конструктор по умолчанию

конструктор с параметрами

конструктор копирования

методы изменения значений элементов данных

методы считывания значений элементов данных

методы печати значений элементов данных на экране

методы ввода значений элементов данных с клавиатуры

Для проверки работоспособности методов класса, класс необходимо создавать в составе проекта, в котором имеется главный файл, который содержит главную функцию main(). Именно с функции main() начинается исполнение программы.

В функции main() необходимо определить несколько объектов разработанного класса и вызвать для них методы класса. Необходимо помнить, что создание класса не значит создание объекта класса.

Пример описания класса

//файл person.h

#pragma once

class Person

{

public:

Person(void);

~Person(void);

private:

 // Фамилия

 char* Fio;

 // Возраст

 int Age;

public:

 // Конструктор с параметрами

Person(char Fio1, int Age1);

 // Конструктор с параметрами

Person(Person P1);

 // Изменение элемента данных Фамилия

 void SetFio(char* Fio1);

 // Извлечение указателя на элемент данных Фамилия

 char* GetFio(void);

 // Изменение элемента данных Возраст

 void SetAge(int Age1);

 // Извлечение элемента даннных Возраст

 int GetAge(void);

// Ввод элементов данных с клавиатуры

 void Input(void);

 // Печать элементов данных

 void Print(void);

}; 

//файл person.cpp

#include ".\person.h"

#include <string.h>

#include <stdio.h>

#include <stdlib.h>

Person::Person(void):

Fio(NULL)

, Age(0)

{

 

}

Person::~Person(void)

{

}

// Конструктор с параметрами

Person::Person(char* Fio1, int Age1)

{

Fio=new char[strlen(Fio1)];

strcpy(Fio, Fio1);

Age=Age1;

}

// Конструктор с параметрами

Person::Person(Person& P1)

{

 Fio=new char[strlen(P1.Fio)];

 strcpy(Fio, P1.Fio);

Age=P1.Age;

}

// Изменение элемента данных Фамилия

void Person::SetFio(char* Fio1)

{

}

// Извлечение указателя на элемент данных Фамилия

char* Person::GetFio(void)

{

 return Fio;

}

// Изменение элемента данных Возраст

void Person::SetAge(int Age1)

{

}

// Извлечение элемента даннных Возраст

int Person::GetAge(void)

{

 return Age;

}

// Ввод элементов данных с клавиатуры

void Person::Input(void)

{

 char Fio1[64];

printf("Vvedite Fio");

scanf("%s",Fio1);

Fio=new char[strlen(Fio1)];

strcpy(Fio, Fio1);

printf("Vvedite Age");

 scanf("%d",&Age);

}

// Печать элементов данных

void Person::Print(void)

{

printf("\nFio=%s Age=%d\n",Fio,Age);

}

//Главный файл ClassExample1.cpp

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

#include <stdlib.h>

#include <conio.h>

#include "person.h"

main()

{

//Вызывается конструктор по умолчанию с нулевыми параметрами

//чтобы элементы данных не содержади случайные числа

Person P1;//формируется пустой объект с нулевыми параметрами

//Вызывается конструктор с параметрами

Person P2("Ivanov",20);//объект формируется из отдельных //параметров

//Вызывается конструктор копирования

Person P3(P2);//объект формируется как копия ранее созданного //объекта

P1.Input();//заполнение элементов данных объекта данными, //введенными  с клавиатуры

P1.Print();

P2.Print();

P3.Print();

//Печать отдельных элементов данных объекта,

//путем к ним с помощью функций класса

printf("%s \t %d\n",P2.GetFio(),P2.GetAge());

//!!!Ошибка – прямое обращение к закрытым элементам данных из //функции main(), которая не является членом класса Person

printf("%s \t %d\n",P2.Fio,P2.Age);

//Изменение элементов данных объектов в процессе работы программы

M1.SetFio("Sidorov");

M1.SetAge(23);

M3.SetAll("Petrov",30);

//!!!Ошибка- доступ к закрытым элементам данных

strcpy(M3.Fio, "Sidorov");

M3.Age=30;

M1.Print();

M2.Print();

M3.Print();

getch();

}

Порядок создания проекта для тестирования класса

Создание пустого проекта консольного приложения

Добавление класса в проект с помощью мастера добавления класса с помощью команды Project->Add Class. В создаваемом классе автоматическим появляется конструктор по умолчанию и деструктор

Добавление в класс переменных с помощью мастера добавления переменных. Переменные добавляются в файл класса с расширением h.

Добавление в класс функций с помощью мастера добавления функций. Прототип функции появляется в файле .h, а определение функции – в файле .cpp.

Создание главного файла проекта, описание в нем объектов класса и вызов методов для них.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66989. Образ Добрыни Никитича (былинский сказ). Иллюстрация к былине (портрет богатыря) 28 KB
  Цели: создать у детей целостный литературно-художественный образ былинного героя; показать его в творчестве художников; представить самим и воплотить представленное в рисунке; сформировать понятие о былине виде устного народного творчества; развивать интеллект логическое мышление учащихся...
66990. Морально-етична година 64.5 KB
  Обладнання: на дошці записана тема заняття прихована паперовою смужкою; оформлені висловлювання про добро: Раз добром нагріте серце вік не охолоне.Шевченко Добра людина із доброї скарбниці серця добре виносить а лиха із лихої виносить лихе. Життя таке коротке: поспішайте робити добро.
66991. Ми прийшли у цей світ, щоб творити добро 101.5 KB
  Допомогти учням зрозуміти зміст людського життя визначити своє місце в ньому навчити відрізняти добро від зла; сприяти вихованню в них людяності чесності працьовитості відповідальності любові до людей до рідної землі. На фоні музики читець декламує духовні заповіді Матері Терези Життя це можливість...
66992. «НЕМАЄ ВИЩОЇ СВЯТИНІ НІЖ ЧИСТЕ СЯЙВО ДОБРОТИ» 61.5 KB
  Людяність, милосердя, добро. Такі знайомі нам ці слова. Все частіше ми говоримо про них, а чи кожна людина відкрита для добра? Чомусь сьогдні наше суспільство заражене вірусом егоїзму, зла і жорстокості. Зачерствілі людські серця заросли ряскою байдужості до чужого горя, чужої біди, яких у нашому житті дуже багато.
66994. Про доброту і милосердя 310 KB
  Хто ж винен у ситуації до якої потрапив вовк Чи викликає у вас симпатію герой байки Чому Як можна допомогти вовкові 2. Як це не кайся Яку частину прислівя можна сказати саме вовкові ІІІ. Що можна віднести до милосердя А що ви вважаєте немилосердним ІІІ група Будь привітним.
66995. Доля, що дарує Надію 33.5 KB
  Одного разу Ніна Михайлівна їхала в поїзді і раптом почула по радіо повідомлення що пасажирці цього поїзду терміново потрібна донорська кров. Був випадок коли після забору крові прийшов вагон з мукою і Ніна Михайлівна пішла його розвантажувати. Ніна Михайлівна дістає із шухляди скриньку з паперами.
66996. Урок обучения грамоте 38 KB
  Формировать умение выделять эти звуки в речи. Ой что за звуки мы слышим сейчас Звучат голоса курицы и петуха гусей. Ребята что за интересные звуки сейчас прозвучали в нашем классе Какую песенку пропел петух Какие знакомые нам звуки вы услышали в пении петуха Запишите какими буквами они обозначаются.
66997. Письмо строчной буквы -з-, слогов и слов с ней 38.5 KB
  Цель: учить писать строчную букву –з-, соединять с другими буквами; развивать фонематический слух; познавательные возможности, тактильную память, умения анализировать, сравнивать; воспитывать самостоятельность, любовь к животным. Оборудование: оформление игровых моментов.