4966

Класс как основа технологии объектно-ориентированного программирования (ООП)

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Класс как основа технологии объектно-ориентированного программирования (ООП) Основные составляющие технологии ООП Инкапсуляция – объединение элементов данных и действий над ними в класс с ограничением доступа к элементам данных. Это означает...

Русский

2012-11-30

25.77 KB

4 чел.

Класс как основа технологии объектно-ориентированного программирования (ООП)

Основные составляющие технологии ООП

Инкапсуляция – объединение элементов данных и действий над ними в класс с ограничением доступа к элементам данных. Это означает, что для доступа к элементу данных необходимо вызвать определенную функцию.

Наследование – создание нового класса на основе существующего с добавлением новых элементов данных и функций.

Полиморфизм – возможность создания нескольких функций с одним и тем же именем, но разными наборами входных параметров.

Классы

Класс – новый тип данных, создаваемый пользователем на основе базовых и ранее созданных классов.

Класс включает в себя элементы данных и функции. Функции в составе класса называют методами.

Для каждого элемента данных или функции в классе определяется вид доступа: закрытый или открытый. Закрытый доступ означает, что к данному элементу данных или функции может иметь только функция, которая входит в состав класса. Открытый доступ означает, что данному элементу данных или функции могут иметь доступ любые функции.

После того, как класс создан, можно создавать объекты данного класса: переменные, массивы и указатели. Формат описания объекта практически ничем не отличается от формата описания переменных базовых типов данных, например, целочисленных или вещественных. Описание объекта должно содержать название класса, к которому он относится, и имя самого объекта;

имя_класса имя_объекта;

Каждый объект содержит элементы данных, которые входят в состав класса. Для каждого объекта можно вызывать функции, входящие в состав класса.

В состав класса обязательно должны входить функции, которые присваивают значения элементам данных объекта при его создании. Такие функции называют Конструкторами. Также в состав класса должны входить функции, которые вызываются при уничтожении объекта. Такие функции называют деструкторами.

Примерный формат описания класса

Обычно описание класса состоит из двух файлов:

заголовочный файл  – содержит определение класса с элементами данных и прототипами функций внутри класса. Имя заголовочного файла класса имеет следующий формат: имя_класса.h

файл с исходным текстом методов класса – содержит полное описание функций в составе класса, в т.ч. конструкторов и деструкторов. Имя файла с текстом методов имеет формат: имя_класса.cpp

Описание класса в заголовочном файле имеет следующий формат:

class имя_класса

{public:

 //Прототип конструктора по умолчанию

 имя_класса();

//Прототип деструктора

~ имя_класса();

private:

//Элементы данных

тип1 имя1;

тип2 имя2;

public:

//Прототипы функций

тип_результата1 имя_функции1(тип1_1 имя1_1, тип1_2 имя1_2);

тип_результата2 имя_функции2(тип2_1 имя2_1, тип2_2 имя2_2);

}

Файл методов класса должен начинаться со строки:

#include <имя_класса.h>

Описание одного из методов класса в файле с исходным текстом методов имеет следующий формат:

тип_результата1 имя_класса::имя_функции1(тип1_1 имя1_1, тип1_2 имя1_2)

{

}

Для удобства работы с объектами класса в состав класса должны входить следующие методы:

конструктор по умолчанию

конструктор с параметрами

конструктор копирования

методы изменения значений элементов данных

методы считывания значений элементов данных

методы печати значений элементов данных на экране

методы ввода значений элементов данных с клавиатуры

Для проверки работоспособности методов класса, класс необходимо создавать в составе проекта, в котором имеется главный файл, который содержит главную функцию main(). Именно с функции main() начинается исполнение программы.

В функции main() необходимо определить несколько объектов разработанного класса и вызвать для них методы класса. Необходимо помнить, что создание класса не значит создание объекта класса.

Пример описания класса

//файл person.h

#pragma once

class Person

{

public:

Person(void);

~Person(void);

private:

 // Фамилия

 char* Fio;

 // Возраст

 int Age;

public:

 // Конструктор с параметрами

Person(char Fio1, int Age1);

 // Конструктор с параметрами

Person(Person P1);

 // Изменение элемента данных Фамилия

 void SetFio(char* Fio1);

 // Извлечение указателя на элемент данных Фамилия

 char* GetFio(void);

 // Изменение элемента данных Возраст

 void SetAge(int Age1);

 // Извлечение элемента даннных Возраст

 int GetAge(void);

// Ввод элементов данных с клавиатуры

 void Input(void);

 // Печать элементов данных

 void Print(void);

}; 

//файл person.cpp

#include ".\person.h"

#include <string.h>

#include <stdio.h>

#include <stdlib.h>

Person::Person(void):

Fio(NULL)

, Age(0)

{

 

}

Person::~Person(void)

{

}

// Конструктор с параметрами

Person::Person(char* Fio1, int Age1)

{

Fio=new char[strlen(Fio1)];

strcpy(Fio, Fio1);

Age=Age1;

}

// Конструктор с параметрами

Person::Person(Person& P1)

{

 Fio=new char[strlen(P1.Fio)];

 strcpy(Fio, P1.Fio);

Age=P1.Age;

}

// Изменение элемента данных Фамилия

void Person::SetFio(char* Fio1)

{

}

// Извлечение указателя на элемент данных Фамилия

char* Person::GetFio(void)

{

 return Fio;

}

// Изменение элемента данных Возраст

void Person::SetAge(int Age1)

{

}

// Извлечение элемента даннных Возраст

int Person::GetAge(void)

{

 return Age;

}

// Ввод элементов данных с клавиатуры

void Person::Input(void)

{

 char Fio1[64];

printf("Vvedite Fio");

scanf("%s",Fio1);

Fio=new char[strlen(Fio1)];

strcpy(Fio, Fio1);

printf("Vvedite Age");

 scanf("%d",&Age);

}

// Печать элементов данных

void Person::Print(void)

{

printf("\nFio=%s Age=%d\n",Fio,Age);

}

//Главный файл ClassExample1.cpp

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

#include <stdlib.h>

#include <conio.h>

#include "person.h"

main()

{

//Вызывается конструктор по умолчанию с нулевыми параметрами

//чтобы элементы данных не содержади случайные числа

Person P1;//формируется пустой объект с нулевыми параметрами

//Вызывается конструктор с параметрами

Person P2("Ivanov",20);//объект формируется из отдельных //параметров

//Вызывается конструктор копирования

Person P3(P2);//объект формируется как копия ранее созданного //объекта

P1.Input();//заполнение элементов данных объекта данными, //введенными  с клавиатуры

P1.Print();

P2.Print();

P3.Print();

//Печать отдельных элементов данных объекта,

//путем к ним с помощью функций класса

printf("%s \t %d\n",P2.GetFio(),P2.GetAge());

//!!!Ошибка – прямое обращение к закрытым элементам данных из //функции main(), которая не является членом класса Person

printf("%s \t %d\n",P2.Fio,P2.Age);

//Изменение элементов данных объектов в процессе работы программы

M1.SetFio("Sidorov");

M1.SetAge(23);

M3.SetAll("Petrov",30);

//!!!Ошибка- доступ к закрытым элементам данных

strcpy(M3.Fio, "Sidorov");

M3.Age=30;

M1.Print();

M2.Print();

M3.Print();

getch();

}

Порядок создания проекта для тестирования класса

Создание пустого проекта консольного приложения

Добавление класса в проект с помощью мастера добавления класса с помощью команды Project->Add Class. В создаваемом классе автоматическим появляется конструктор по умолчанию и деструктор

Добавление в класс переменных с помощью мастера добавления переменных. Переменные добавляются в файл класса с расширением h.

Добавление в класс функций с помощью мастера добавления функций. Прототип функции появляется в файле .h, а определение функции – в файле .cpp.

Создание главного файла проекта, описание в нем объектов класса и вызов методов для них.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15520. Колонізація після 1569 22.58 KB
  Наслідки Люблинської унії для України були величезні. Україна була розірвана: більша її частина перейшла до Польщі Галичина Холмщина Волинь Поділля Брацлавщина Київщина Підляшшя. За Великим Князівством Литовським залишилися білоруські землі по Вітебськ Оршу та Мс
15521. Конотопська битва або Соснівська битва (27 червня — 29 червня / 7 липня — 9 липня 1659 року) 21.53 KB
  Конотопська битва або Соснівська битва 27 червня 29 червня / 7 липня 9 липня 1659 року битва між військами Гетьмана Івана Виговського та Кримської Орди з одного боку і московським військом з іншого біля міста Конотопа сучасної Сумської області. Наслідки та значення Зв...
15522. Культура 16-17 століття 17.49 KB
  Розвиток української культури проходив в складних суперечливих умовах коли Україна знаходилась під владою іноземних держав і до середини XVII ст. не мала власної державності. Але І в цей час українська культура мала тісні взаємозв'язки з культурою Польщі. Росії. Чехії зазн...
15523. Культура Київської Русі 22.47 KB
  Культура Київської Русі Успіхи східних словян у розвитку господарства обєднання їх в єдину державу боротьба за незалежність сприяли розквіту ранньої української культури. Київська Русь відзначалася високим рівнем культурного процесу. На Русі було багато вмілих р...
15524. Ліквідація царизмом гетьманщини і Запорізької Січі. Втрата українським народом останніх залишків автономії 15.83 KB
  Ліквідація царизмом гетьманщини і Запорізької Січі. Втрата українським народом останніх залишків автономії З приходом до влади в Росії Катерини II 17621796 було завершено справу розпочату в Україні Петром I по остаточній ліквідації української автономії. Нова імпе
15525. Люблінська унія 12.33 KB
  На початку XVI ст. Велике князівство Литовське постало перед загрозою занепаду причини: поразка у війні з Москвою загроза з боку української знаті небезпека збоку татар на південних кордонах. Наслідком цього стало підписання Люблінської унії між Литвою і Польщею. У січні...
15526. Магдебурзьке право в Україні 19.79 KB
  Магдебурзьке право і його особливості в Україні Магдебурзьким правом називають один з різновидів прав міських общин які із Західної Європи поширювалися на українські землі починаючи з XIV ст. Його назва походить від назви міста ...
15527. МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ З ВИЯВЛЕННЯ, ВИВЧЕННЯ, УЗАГАЛЬНЕННЯ ТА ПОШИРЕННЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГІЧНОГО ДОСВІДУ 388.5 KB
  МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ З ВИЯВЛЕННЯ ВИВЧЕННЯ УЗАГАЛЬНЕННЯ ТА ПОШИРЕННЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГІЧНОГО ДОСВІДУ У посібнику закомульовано матеріал який стосується виявлення вивчення і поширення передового педагогічного досвіду педагогічних працівників навчальних за
15528. Чисельність і соціальна структура українського населення Російської імперії у 19 ст 16.71 KB
  Чисельність і соціальна структура українського населення Російської імперії у 19 ст. 850 тис. кв.кмзаг.площа. 910 Росія до 1863р.134 млн. 18631890 24. Формування української еліти дворянства мало свої регіональні та соціоетнічні особливості. Поперше провідна верства украї...