4967

Наследование как основа создания иерархии классов

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Наследование как основа создания иерархии классов Наследование Наследование – создание новых классов на основе ранее созданных классов. Класс, на основании которого формируется новый класс, называют базовым (родительским) классом. Новый класс...

Русский

2012-11-30

22.18 KB

6 чел.

Наследование как основа создания иерархии классов

Наследование

Наследование – создание новых классов на основе ранее созданных классов.

Класс, на основании которого формируется новый класс, называют базовым (родительским) классом.

Новый класс, созданный на основе ранее созданного базового класса, называют производным классом.

Производный класс формируется путем добавления к элементам данных и функциям базового класса новых элементов данных и функций.

Главное достоинство наследования – отсутствие необходимости многократно переписывать функции, являющихся общими для многих классов.

Виды наследования

Различают два вида наследования:

От частного к общему. Такой вид наследования предполагает создание одного класса на базе нескольких.

От общего к частному. Такой вид наследования предполагает создание нескольких классов на базе одного.

Наиболее распространенным является способ наследования от общего к частному.

Наследование от общего к частному

При наследовании от общего к частному сначала разрабатывают базовый класс, который описывает объекты с наиболее общими свойствами. Затем на основе базового класса разрабатывают производные классы. Таким образом создается древовидная иерархия классов.

Например, за наиболее общий базовый класс можно принять класс Человек. От него могут быть образованы производные классы Работник, Студент. От класса Работник могут быть образованы классы Начальник отдела, Инженер.

Защищенный доступ к элементам данных базового класса

При организации новых классов путем наследования возникает необходимость доступа к элементам данных базового класса из функций производного класса. Если элементы данных базового класса имеют закрытый доступ, то доступ к ним из производного класса производного класса невозможен. Чтобы функции производного класса могли работать с элементами данных базового класса, элементы данных базового класса должны иметь защищенный вид доступа protected:. Функции, не имеющие отношения к производным классам, доступа к защищенным элементам данных базового класса не имеют.

Описание производного класса на языке С++

class имя_прозводного_класса : public имя базового класса

{

}

Служебная метка public перед именем базового класса означает, что в производном классе доступ к элементам базового класса остается без изменений.

Пример описания производного класса на С++

Настоящий пример содержит описание производного класса Sotrudnik на основании ранее созданного базового класса Person. В начало файла включена директива включения заголовочного файла базового класса person.h, чтобы элементы данных и функции базового класса были видны внутри производного класса. Таким образом, элементы данных и функции производного класса добавляются к элементам данных базового класса.

#pragma once

#include "person.h"

class Sotrudnik :

 public Person

{

public:

Sotrudnik(void);

~Sotrudnik(void);

private:

 // Зарплата

 float Zplata;

public:

 // Конструктор с параметрами

 Sotrudnik(char* Fio1, int Age1, float Zplata1);

 // конструктор копирования

Sotrudnik(Sotrudnik& S1);

 // Функция печати на экране

 void Print(void);

 // Ввод с клавиатуры

 void Input(void);

 // Измерение зарплаты

 void SetZplata(float Zplata1);

 // Извлечение значения элемента данных зарплата

 float GetZplata(void);

 // Измерение всех элементов данных

 void SetAll(char* Fio1, int Age1, float Zplata1);

};

#include "StdAfx.h"

#include ".\sotrudnik.h"

Sotrudnik::Sotrudnik(void)

: Zplata(0)

{

}

Sotrudnik::~Sotrudnik(void)

{

}

// Конструктор с параметрами

Sotrudnik::Sotrudnik(char* Fio1, int Age1, float Zplata1)

{

Zplata=Zplata1;

Person::SetAll(Fio1,Age1);

}

// конструктор копирования

Sotrudnik::Sotrudnik(Sotrudnik& S1)

{

Zplata=S1.Zplata;

Person::SetAll(S1.Fio,S1.Age);

}

// Функция печати на экране

void Sotrudnik::Print(void)

{

 //Person::Print();

 //printf("Zarplata %.2f\n",Zplata);

printf("Fio=%s Age=%d Zarplata %.2f\n",Fio,Age,Zplata);

}

// Ввод с клавиатуры

void Sotrudnik::Input(void)

{

Person::Input();

printf("Vvedite Zplata");

scanf("%f",&Zplata);

}

// Измерение зарплаты

void Sotrudnik::SetZplata(float Zplata1)

{

Zplata1=Zplata;

}

// Извлечение значения элемента данных зарплата

float Sotrudnik::GetZplata(void)

{

 return Zplata;

}

// Измерение всех элементов данных

void Sotrudnik::SetAll(char* Fio1, int Age1, float Zplata1)

{

Zplata1=Zplata;

Person::SetAll(Fio1, Age1);

}

#include "stdafx.h"

#include ".\person.h"

#include ".\sotrudnik.h"

main()

{

Person P1("Minin",23);

 

Sotrudnik S1;

Sotrudnik S2("Ivanov",25,100.7);

Sotrudnik S3(S2);

 

S1.Input();

S1.Print();

S2.Print();

S3.Print();

S2.SetAll("Sidorov",40,200.50);

S2.Print();

 P1.Print();

}

Рассмотренный пример показывает следующие особенности создания классов путем наследования.

Конструктор с параметрами имеет в входные параметры как для заполнения элементов данных, определенных в производном классе, так и в базовом. Для заполнения элементов данных, определенных в базовом классе, вызываются готовые функции базового класса.

В остальных функциях также действия над элементами данных базового класса осуществляются с помощью функции базового класса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67103. Загальношкільний захід учнів 1-4 класів, присвячений Дню Збройних Сил України 57 KB
  А першими захисниками нашої неньки України були козаки. Демонструйте свою спритність Розум а ще вроду Щоб гриміло: разом Козацькому роду нема переводу Козаки Сини Твоєї Батьківщини В них сила духу непоборна Козацтво слава України Це гордість наша всенародна Зустрічайте наших учасників звучить марш...
67104. НАЩАДКИ КОЗАЦЬКОЇ СЛАВИ 843 KB
  Державний та козацький прапори дозволяється внести учням 4-а класу Онищіку Михайлу; бронзовому призеру Донецької обл. по военно-спортивному многоборью.та учню 4-б класу Гладкову Дані; бронзовому призеру чемпіону Європи "Боевое многоборье"
67105. Труднощі навчання в школі, конфліктні ситуації з учителем, труднощі під час письма 40.5 KB
  Мета: формувати уявлення дітей про труднощі навчання в школі, конфлікти з учителем, труднощі, які виникають під час засвоєння навиків письма; розвивати уміння аналізувати ситуацію, робити висновки; виховувати почуття доброти, співпереживання, милосердя...
67106. Напевно диво-казка тут живе 1.03 MB
  Ключові компетентності (загальнопізнавальні цілі): розширити уявлення учнів про казку; вчити учнів слухати, читати, аналізувати зміст казок, глибоко відчувати казку, її добрих героїв, засуджувати жадібність, хитрість, жорстокість, зло, боротися з ними у повсякденному житті; знайомити учнів із казками, створеними однолітками...
67107. Казки про тварин 37.5 KB
  Мета: Ознайомити дітей з різноманіттям казок,в яких зустрічаються тварини. Розвивати у дітей активність, ініціативність, вміння висловлювати оцінювальні судження, адекватні моральні оцінки поведінки героїв казок. Виховувати у дітей шанобливе ставлення до тварин, спостережливість за їх життям.
67108. Народні казки 149 KB
  Мета. Формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної – дотримуватися норм мовленнєвої культури, зв'язно висловлюватися в контексті змісту; соціальної – проектувати стратегії своєї поведінки з урахуванням інтересів та потреб інших...
67109. Київ – столиця України 503.5 KB
  Повідомлення теми і мети уроку Сьогодні ми перевернемо деякі сторінки історії міста Києва познайомимось з історичними версіями назв районів міста його вулиць. Вивчення нового матеріалу Давайте разом перегорнемо сторінки історії утворення Києва столиці нашої країни. Над Подолом районом Києва висяться ще дві гори...