4967

Наследование как основа создания иерархии классов

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Наследование как основа создания иерархии классов Наследование Наследование – создание новых классов на основе ранее созданных классов. Класс, на основании которого формируется новый класс, называют базовым (родительским) классом. Новый класс...

Русский

2012-11-30

22.18 KB

6 чел.

Наследование как основа создания иерархии классов

Наследование

Наследование – создание новых классов на основе ранее созданных классов.

Класс, на основании которого формируется новый класс, называют базовым (родительским) классом.

Новый класс, созданный на основе ранее созданного базового класса, называют производным классом.

Производный класс формируется путем добавления к элементам данных и функциям базового класса новых элементов данных и функций.

Главное достоинство наследования – отсутствие необходимости многократно переписывать функции, являющихся общими для многих классов.

Виды наследования

Различают два вида наследования:

От частного к общему. Такой вид наследования предполагает создание одного класса на базе нескольких.

От общего к частному. Такой вид наследования предполагает создание нескольких классов на базе одного.

Наиболее распространенным является способ наследования от общего к частному.

Наследование от общего к частному

При наследовании от общего к частному сначала разрабатывают базовый класс, который описывает объекты с наиболее общими свойствами. Затем на основе базового класса разрабатывают производные классы. Таким образом создается древовидная иерархия классов.

Например, за наиболее общий базовый класс можно принять класс Человек. От него могут быть образованы производные классы Работник, Студент. От класса Работник могут быть образованы классы Начальник отдела, Инженер.

Защищенный доступ к элементам данных базового класса

При организации новых классов путем наследования возникает необходимость доступа к элементам данных базового класса из функций производного класса. Если элементы данных базового класса имеют закрытый доступ, то доступ к ним из производного класса производного класса невозможен. Чтобы функции производного класса могли работать с элементами данных базового класса, элементы данных базового класса должны иметь защищенный вид доступа protected:. Функции, не имеющие отношения к производным классам, доступа к защищенным элементам данных базового класса не имеют.

Описание производного класса на языке С++

class имя_прозводного_класса : public имя базового класса

{

}

Служебная метка public перед именем базового класса означает, что в производном классе доступ к элементам базового класса остается без изменений.

Пример описания производного класса на С++

Настоящий пример содержит описание производного класса Sotrudnik на основании ранее созданного базового класса Person. В начало файла включена директива включения заголовочного файла базового класса person.h, чтобы элементы данных и функции базового класса были видны внутри производного класса. Таким образом, элементы данных и функции производного класса добавляются к элементам данных базового класса.

#pragma once

#include "person.h"

class Sotrudnik :

 public Person

{

public:

Sotrudnik(void);

~Sotrudnik(void);

private:

 // Зарплата

 float Zplata;

public:

 // Конструктор с параметрами

 Sotrudnik(char* Fio1, int Age1, float Zplata1);

 // конструктор копирования

Sotrudnik(Sotrudnik& S1);

 // Функция печати на экране

 void Print(void);

 // Ввод с клавиатуры

 void Input(void);

 // Измерение зарплаты

 void SetZplata(float Zplata1);

 // Извлечение значения элемента данных зарплата

 float GetZplata(void);

 // Измерение всех элементов данных

 void SetAll(char* Fio1, int Age1, float Zplata1);

};

#include "StdAfx.h"

#include ".\sotrudnik.h"

Sotrudnik::Sotrudnik(void)

: Zplata(0)

{

}

Sotrudnik::~Sotrudnik(void)

{

}

// Конструктор с параметрами

Sotrudnik::Sotrudnik(char* Fio1, int Age1, float Zplata1)

{

Zplata=Zplata1;

Person::SetAll(Fio1,Age1);

}

// конструктор копирования

Sotrudnik::Sotrudnik(Sotrudnik& S1)

{

Zplata=S1.Zplata;

Person::SetAll(S1.Fio,S1.Age);

}

// Функция печати на экране

void Sotrudnik::Print(void)

{

 //Person::Print();

 //printf("Zarplata %.2f\n",Zplata);

printf("Fio=%s Age=%d Zarplata %.2f\n",Fio,Age,Zplata);

}

// Ввод с клавиатуры

void Sotrudnik::Input(void)

{

Person::Input();

printf("Vvedite Zplata");

scanf("%f",&Zplata);

}

// Измерение зарплаты

void Sotrudnik::SetZplata(float Zplata1)

{

Zplata1=Zplata;

}

// Извлечение значения элемента данных зарплата

float Sotrudnik::GetZplata(void)

{

 return Zplata;

}

// Измерение всех элементов данных

void Sotrudnik::SetAll(char* Fio1, int Age1, float Zplata1)

{

Zplata1=Zplata;

Person::SetAll(Fio1, Age1);

}

#include "stdafx.h"

#include ".\person.h"

#include ".\sotrudnik.h"

main()

{

Person P1("Minin",23);

 

Sotrudnik S1;

Sotrudnik S2("Ivanov",25,100.7);

Sotrudnik S3(S2);

 

S1.Input();

S1.Print();

S2.Print();

S3.Print();

S2.SetAll("Sidorov",40,200.50);

S2.Print();

 P1.Print();

}

Рассмотренный пример показывает следующие особенности создания классов путем наследования.

Конструктор с параметрами имеет в входные параметры как для заполнения элементов данных, определенных в производном классе, так и в базовом. Для заполнения элементов данных, определенных в базовом классе, вызываются готовые функции базового класса.

В остальных функциях также действия над элементами данных базового класса осуществляются с помощью функции базового класса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68560. Инновации в менеджменте современного образовательного учреждения 81.5 KB
  Предлагаемое заседание методического совета которое проходило в компьютерном классе с использованием информационных технологий наглядно показывает роль методической службы УВК во внедрении инновационной деятельности в процессе управления.
68561. Проект - составная имиджа учебного заведения 49 KB
  Используя этот опыт мы отобрали творчески освоили откорректировали и разработали свою модель матрицу алгоритм учебного проекта которая может изменяться варьироваться: Формулирование идей замыслов тем. Коллективное обсуждение идей будущего проекта в группе распределение ролей и утверждение этапов деятельности.
68562. Шкільна кваліметрична лабораторія: моніторинг ключових життєвих компетентностей 187 KB
  Реформування освіти у відповідності із Законом України «Про загальну середню освіту» передбачає реалізацію принципів гуманізації освіти, її демократизації, методологічної переорієнтації процесу навчання на розвиток особистості учня, формування його життєвих компетентностей.
68563. Новый статус – новая страница в образовательном процессе 141 KB
  Исходя из целей была определена проблема школы-гимназии: Личностно ориентированный подход в обеспечении формирования компетентностной творческой личности в условиях модернизации образования и гуманизации учебно-воспитательного процесса в рамках УВК.
68565. Педагогічна вітальня «Творчий портрет учителя» 74.5 KB
  Мета заходу: презентувати педагогічний досвід вчителів, які атестуються; розвивати в них уміння об’єктивно оцінювати результати своєї праці; стимулювати безперервну фахову та загальну освіту педагогів школи, активізувати їхню творчу професійну діяльність.
68566. Моніторинг професійної педагогічної майстерності 93 KB
  Поняття моніторингу багатогранне і являє собою цілісний управлінський інструмент. Які ж методи використовуємо для забезпечення якісного об'єктивного надійного результату моніторингу Метод спостереження найдоступніший спосіб збору інформації. Проте варто пам’ятати: щоб уникнути суб’єктивності й однобічності...
68567. Конкурс професійної майстерності «Щасливий разом з дітьми» 62.5 KB
  Мета: сприяти формуванню професійної майстерності учителів школи, показати розвиток їх професійних здібностей; розвивати потребу в самовдосконаленні, саморозвитку; сприяти піднесенню їхнього авторитету. Обладнання: виставка творчих доробок учителів, що атестуються; портфоліо, плакат із висловом...