49685

Сборка отсека фюзеляжа Ф-4 среднемагистралного пассажирского самолета

Курсовая

Астрономия и авиация

В настоящее время одним из главных элементов производственного процесса изготовления авиационной техники следует считать сборочное производство. Сборочное производство характеризуется постоянно возрастающей сложностью сборочных работ, сравнительно невысоким уровнем механизации и автоматизации технологических процессов и, как следствия, большими затратами на производство, невысоким уровнем производительности и большой трудоемкостью изготовления продукции.

Русский

2014-01-07

309.5 KB

102 чел.

Министерство образования и науки РФ

Ульяновский государственный технический университет

Институт авиационных технологий и управления

Кафедра «Самолетостроение»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курсовой проект по дисциплине: «Технология сборки самолетов» на тему: « Сборка отсека фюзеляжа Ф-4 среднемагистралного пассажирского самолета»

Автор проекта (работы)                                                                       Е.Г.Родионов      

                                                               подпись, дата,                                 инициалы, фамилия

Специальность      16020165                  «Самолето- и вертолетостроение»                   

                                           номер,                                         наименование

Обозначение курсового проекта (работы)          КП 16020165.017.000-12                

Группа: АСВд-52

Руководитель проекта (работы)                                                             М.В. Постнова

                                                                               подпись, дата,                      инициалы, фамилия

Нормоконтролер____________________________________________________

                                                             подпись, дата,                                         инициалы, фамилия

Проект (работа) защищен(а)____________________________________________

                                                                           дата                                         оценка

Члены комиссии_____________________________________________________

                                                        подпись, дата,                             инициалы, фамилия

___________________________________________________________________

                                                       подпись, дата,                                   инициалы, фамилия

__________________________________________________________________                                                                                                                                           подпись, дата,                                     инициалы, фамилия

Ульяновск, 2012 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский государственный технический университет

Институт авиационных технологий и управления

Кафедра «Самолётостроение»

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по технологии сборки самолёта

Студент  Родионов Е.Г. код 16020165.017.000-12 группа АСВд-52

1.Тема: «Сборка отсека фюзеляжа Ф-4 самолета среднемагистралного пассажирского самолета»

2. Срок предоставления работы к защите « 5 » декабря 2012 г.   

3. Исходные данные для проектирования:

  1.  Чертёж сборочного узла, технические условия на сборку   
    1.  Базовый технологический процесс на сборку на ЗАО «Авиастар-СП»
    2.  Чертёж сборочного технологического оснащения, применяемого
      на ЗАО «Авиастар-СП»        
  2.  Содержание пояснительной записки курсового проекта:
    1.  Введение           
    2.  Разработка технологического процесса сборки    
      1.  Характеристика объекта сборки, конструктивно-технологический анализ
      2.  Оценка технологичности       
      3.  Разработка условий на поставку узлов и деталей   
      4.  Разработка схемы членения       
      5.  Выбор метода базирования и разработка схемы сборки  
      6.  Выбор варианта и разработка рабочего технологического процесса
      7.  Технико-экономическое обоснование выбора технологического процесса сборки         
    3.  Проектирование сборочного приспособления     
      1.  Разработка технического задания на проектирование приспособления
      2.  Описание конструкции сборочного приспособления   
      3.  Расчёт приспособления на жёсткость и прочность   
      4.  Описание схемы увязки        
      5.  Расчёт точности сборки        
    4.  Требования безопасности при выполнении сборочных работ  
    5.  Заключение          
  3.  Перечень графического материала (не менее 4 л.ф. А1):
    1.  Сборочный узел (3D-модель или электронный чертёж) (1 л.ф. А1)
    2.  Схема членения        (1 л.ф. А1)
    3.  Сборочное приспособление      (1 л.ф. А1)
    4.  Анализ технологичности      (1,5-2 л.ф. А1)

Задание принял к исполнению        

подпись

Руководитель работы              «   » октября 2012г. М.В. Постнова

                                               подпись,                                 дата             инициалы, фамилия

РЕФЕРАТ

Курсовой проект. Пояснительная записка 26 с,  табл. 3, графическая часть   5 л. ф. А1 и 1 л.ф. А4.

ОТСЕК ФЮЗЕЛЯЖА Ф-4, КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ЭЛЕКТРОННАЯ МОДЕЛЬ, СБОРОЧНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Разработан новый технологический процесс.

Спроектировано приспособление для общей сборки гермошпангоута.

Выполнен расчет технико-экономической эффективности от внедрения результатов разработок.

Годовая экономическая эффективность составит 280770 руб.

СОДЕРЖАНИЕ                                                   Стр.:

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................5

1.Технологическая  ЧАСТЬ................................ ................................................6

1.1  Описание и конструктивно-технологический анализ объекта сборки……........7

1.2 Анализ и оценка технологичности.........................................................................10

1.3 Разработка схемы членения....................................................................................13

1.4 Условия поставки …………………………………...............................................14

1.5 Требования взаимозаменяемости и разработка схемы увязки заготовительной и сборочной оснастки....................................................................................................16

1.6 Укрупненный технологический процесс и выбор оптимального варианта.......17

1.7. Нормирование технологического процесса…...……………………...…...……20

2. КОНСТРУКТОРСКАЯ Часть…..........................................................................22

2.1 Описание изменения конструкции.......................................................................23

2.2. Оценка технологичности измененной конструкции .........................................25

2.3. Проектирование стыкового соединения верхних панелей в измененной конструкции………………………………………………………………………………….26

2.4 Разработка циклового графика сборки отсека Ф-4……………………………..28

3. экономическая часть.................................................................................30

3.1 Расчет технико-экономической эффективности.................................................31

4.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.........................................................................33

4.1 Анализ опасных и вредных факторов………......................................................35

4.2 Мероприятия по обеспечению безопасных и безвредных условий труда при сборочно-клепальных работах….………………….………………………………...36

4.3 Противопожарные мероприятия…………………………………………………39

4.4. Чрезвычайные ситуации и организация работ по их ликвидации…………….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................42СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................ ...........................43

введение

Технология самолетостроения наука самостоятельная. Основной базой ее развития является общая технология.  Среди других изделий машиностроения самолет как объект обладает рядом специфических особенностей:

– большая номенклатура и много детальность планера;

– большая номенклатура используемых материалов;  

– сложность пространственных форм;

– большая трудоемкость монтажных,  сборочных,  регулировочных и испытательных работ;

– высокие требования к качеству самолета в целом и его отдельными элементами;

– большой объем подготовки производства.

Все вышеперечисленные особенности обусловили разработку специальной технологии самолетостроения, обеспечивающей выпуск самолетов заданного количества и качества в условиях серийного производства.

  Осуществление курса на повышение эффективности и улучшения качества факторов развития экономики предполагает поиски новых решений в области конструкции, разработки технологических процессов, методов и средств для изготовления машин.

 Современный метод развития авиационной техники характеризуется ускоренным темпом коренных изменений и усовершенствований конструкций, летательных аппаратов, способностью удовлетворять потребности грузопассажирских перевозок. Появление новых мощных и более эффективных двигателей, новых конструктивных материалов с повышенными физико–механическими свойствами и новых методов и средств для осуществления технологических процессов создали базу для снижения затрат труда при производстве и эксплуатации летательного аппарата. Непрерывное совершенствование авиационной техники, связанное с необходимостью роста аэродинамических, летно–эксплуатационных характеристик, а также обеспечение высокой гарантии надежности конструкции летательного аппарата вызывает постоянную необходимость углубления научно–технических разработок в области технологий и организации производства летательного аппарата является разработка таких принципиально новых решений, которые позволили бы добиться резкого перелома в повышении производительности труда, снизить затраты на производство и повысить качество выпускаемых изделий.

В настоящее время одним из главных элементов производственного процесса изготовления авиационной техники следует считать сборочное производство. Сборочное производство характеризуется постоянно возрастающей  сложностью сборочных работ, сравнительно невысоким уровнем механизации и автоматизации технологических процессов и, как следствия, большими затратами на производство, невысоким уровнем производительности и большой трудоемкостью изготовления продукции.

При проектировании агрегатно-сборочных цехов необходимо решать задачу обеспечения отдельных участков и цехов в целом работой в режиме серийного поточного производства. При увеличении объемов производства создаются экономические предпосылки к организации специализирующихся  цехов с высоким уровнем механизации и автоматизации технологических производственных процессов. Усовершенствование технологических процессов сборки неотъемлемой связано с совершенствованием технологической оснастки. Технологическая оснастка должна отвечать требованиям серийного производства.                              

В рассматриваемом курсовом проекте в качестве темы взят цех сборки отсека Ф-4 самолета ТУ-204 с изменением конструкции и технологии сборки.

Целью проекта является повышение технико-экономических показателей, разработка нового технологического процесса сборки, разработка новой схемы членения отсека, в которой вычленяется на отдельную сборку отсек основной опоры шасси. Что позволяет значительно снизить цикл сборки отсека Ф-4 в условиях серийного производства.

При разработки нового технологического процесса рассмотрены пути достижения требуемого качества изделия, вопросы обеспечения точности сборки, высокой эффективности самого процесса.

Специальная тема – снижение металлоемкости сборочной оснастки, снижение цикла сборки.


1. технологическая часть


1.1. Описание и конструктивно-технологический анализ объекта сборки

Объектом сборки курсового проекта является отсек Ф-4 – средняя часть фюзеляжа отсека самолета ТУ-204. Отсек Ф-4 (33…60) представляет собой среднюю часть балочно–стрингерного фюзеляжа. Фюзеляж представляет собой балочно–стрингерную конструкцию овального сечения с большей вертикальной осью. Носовая, передняя и средняя части фюзеляжа представляют собой  единую герметичную кабину, в которой размещаются экипаж, пассажиры, багаж (под полом пассажирской кабины) и оборудование, которое по характеру работы должно находиться в герметичных отсеках.

Отсек Ф-4 включает в себя: среднюю часть гермокабины пассажирского салона, проходящую по всей длине отсека; шпангоут № 46 , который отделяет ниже  линии  плато герметичного  багажного отсека от негерметичной линии шасси; плато герметичное, которое отделяет гермокабину пассажирского салона от негерметичной ниши шасси; бимсовая балка (бимсовая коробка), которая являясь продольным силовым элементом планера самолета обеспечивает необходимую жесткость и прочность отсека, соединяя в единое целое заднюю часть (шп. 46…60), шпангоут № 46, шассийную стенку и центроплан.

Центроплан, являясь самостоятельной  сборочной единицей, и подающийся на стадии стапельной сборки отсека служит герметичной отгородкой гермокабины пассажирского салона (по шп. 33…40), а также является передней стенкой негерметичной линии шасси.    

В отсеке Ф-4 широко представлены панелированные конструкции:

– нижние панели (шп.46…60), состоящие из двойной листовой обшивки и скрепленные продольным силовым набором стрингерами, а так же поперечном силовым набором шпангоутами. Панели соединены  между собой по 38 стрингеру, по сторонам которого проходят бимсы (стр. 36) до шп. № 54;

– оконные панели (шп. 33…46) и (46…60), состоящие из обшивок с вырезами под иллюминаторы; окантовок, соединенных в блоки по 3 – 4 штуки, а также продольного и поперечного силового набора стрингеров, шпангоутов;

– верхняя панель, состоящая из обшивки цилиндрической формы, проходящей по всей длине отсека с вырезами под сигнальные маяки технологические люки, усиленными накладками, а также продольного и поперечного силового набора  стрингеров и шпангоутов;

– надшассийная, наднессонная, нижняя панель (шп. 33…46) представляют собой обшивки небольшого размера с приклепанным продольным силовым набором стрингерами. Эти панели собираются внестапельно.

В задней части Ф-4 выполнен вырез под проем аварийного люка, который находится в зоне шпангоутов 55…57 и стрингеров 14…21. Вырез соответствующим образом оформлен усиливающими окантовками, работающими в общей КСС фюзеляжа и закладываемые в стапель общей сборки на стадии изготовления низинки отсека.

В пассажирском салоне отсека пол образован поперечными балками пола, опирающимися на нормальные шпангоуты и настилом пола. Вдоль окон боковых панелей пассажирского салона в полу предусмотрены направляющие рельсы для установки трехместных блоков кресел туристического класса со стандартной базой. Под полом пассажирского салона (46…60) расположен багажно–грузовой отсек, также с направляющими рельсами для перемещения грузовых контейнеров.

Отсек Ф-4 (33…60) стыкуется с ответными отсеками и агрегатами следующим образом:

– с отсеком фюзеляжа Ф-5 (по цилиндрической части мидельного сечения фюзеляжа) по стыковочной ленте с пере стыковкой продольного силового набора, с по-мощью  фитингов между шпангоутами 60…61;

– с отсеком фюзеляжа Ф-3 стыковка производится аналогично описанной выше, а также производится выполнение фланцевого стыка по торцу бимсовой балки и бимсов подходящих к отсеку Ф-4 по шп. 33;

– стыковка центроплана с кессоном крыла (с торцем) производится на стадии окончательной сборки с помощью разделочного стенда.

Мидельная часть фюзеляжа – отсек Ф-4 характеризуется стабильным обтекателем аэродинамического потока. Таким образом, можно считать, что отсек Ф-4 относится к зоне ΙΙ аэродинамического обтекателя. Для которой отклонение от теоретического контура фюзеляжа составляет ±2,0 мм. Плавность обвода характеризуется отношением h/b, где h – отклонение от теоретического контура (ТКФ);   b – базовое расстояние, обычно принимаемое равным расстоянию между поперечным силовым набором. Для зоны ІІ h/b « 0,5%, причем h = ±1,2…±1,5 мм. Техническими условиями на отсек предусмотрены следующие допуски на утопания крепежа входящего на ТКФ: утопание заклепок не допускается; утопание болтов              ∆h = 0,0…0,15 мм. Причем шлицы болтов подвергаются шпатлеванию.

Из условия обеспечения герметичности продольных и поперечных стыков панелей помимо постановки заклепок с компенсацией предусмотрены внутри шовная и поверхностная герметизация. Для организации поперечных стыков панелей через стыковые ленты предусмотрена специальная разделка кромок обшивок фаской 45˚ с внутренней стороны. Это сделано для улучшения условий работы, заполняющего зазор герметика при его работе на отрыв от внутреннего давления в фюзеляже.  Номенклатура принимаемых материалов, сходство технологических процессов позволяет обеспечить ресурс отсека равный ресурсу планера.

  

1.2. Анализ и оценка технологичности, пути ее повышения

Технологичность конструкции – это совокупность свойств конструкции изделия, проявляемых в возможности оптимизации  затрат, труда, средств, материалов и времени при технической подготовки производства, изготовлении, эксплуатации и ремонта конструкции изделий того же назначения при обеспечении установленных значений показателей качества и принятых условий изготовления, эксплуатации и ремонта (ГОСТ1.8831-73). Рассмотрим в основном аспект производственной технологичности.

Оценим ряд качественных показателей объективно характеризующих технологичность объекта сборки.

Геометрическая форма в плане отсека и самолета, в целом, позволяет применить достаточно широкое членение изделия поперечными стыками на элементарные отсеки. Геометрическая форма фюзеляжа в сечении не технологична из-за некруглости. Лекальный контур усложняет расчерчивание плазов, уменьшает количество однотипных деталей, увеличивает трудоемкость изготовления деталей и технологической оснастки.

Членение отсека на панели достаточно широко применено в нашем случае. Такое членение позволяет удешевить затраты на изготовление (уменьшить габариты технического оснащения и заготовок), тем более, что размеры заготовок (листов обшивок) ограничены и технологические стыки появляются автоматически. Одновременно число разъемов существенно не влияет на увеличение массы, снижение надежности и ресурса конструкции. Кроме того, схема членения увязана с силовой схемой фюзеляжа: продольные стыки панелей производятся внахлест на элементах  силового набора стрингерах.  

Широкое применение в конструкции стандартных  деталей – не маловажный фактор технологичности. В основном это относится к крепежу –номенклатура наименований и типов разрезов крепежа минимальна, что определяет высокое качество и низкую их себестоимость, вследствие широкого применения.

Унификация элементов конструкции позволяет сократить номенклатуру деталей одинаково функционального назначения. В нашем случае унифицированы толщины обшивок; фаски стыкуемых отсеков; геометрические параметры балок; каркаса пола, представляющего собой минимальную номенклатуру. В деталях подвергающихся специальным методом обработки (литье, штамповка, химическое фрезерование) подсечки, радиусы скосов, радиусы скругления и т. д. определяются режимами и условиями этих способов обработки.

Конструктивная преемственность подразумевает использование в одном изделии деталей и сборочных единиц, применявшихся в других изделиях. В нашем случае такими элементами являются ряд панелей и деталей, применяемые на других модификациях ТУ-204, собираемых на заводе. Также существует конструктивная преемственность конструкции предыдущих самолетов фирмы „Туполев”.

Максимальное использование в конструкции материалов с хорошими технологическими свойствами позволяет интенсифицировать обработку и сборку, а стало быть,  снизить трудоемкость изготовления отсека. Такими материалами являются Д16 (1163) для обшивок, В95 для профилей и фитингов, АК6 для штампованных арок силовых шпангоутов и т. п. Одновременно количество применяемых материалов ограничено, что уменьшает объем работ по определению рациональных режимов обработки, их освоению и сборки, проектированию технологических процессов. Чрезмерно высокие требования к точности размеров и чистоте обработки поверхностей элементов отсутствуют, что увеличивает технологичность.

Большинство поперечных элементов каркаса соединяется с обшивкой по средствам компенсации, что снижает требования к точности  увязки сопрягаемых элементов и обеспечивает возможность сборки без подгонки деталей по месту.   

Большинство мест в собираемом отсеке обеспечивается достаточными подходами к местам соединений, что обеспечивает удобство их выполнения.

Единственным  узким местом в собираемом отсеке является стык по месту соединения бимсовой балки с другими элементами конструкции, что и вызвало необходимость применения анкерных гаек с односторонним подходом.

Рассмотрим ряд количественных показателей технологичности конструкции:

Показатель уровня технологичности по трудоемкости сравнивает трудоемкость изготовления по новому варианту технологического процесса (рассмотрен ниже) с базовым показателем трудоемкости:

                                                       <1;                                 (1.2.1)

Коэффициент удельной трудоемкости:

                                                                ,                                                  (1.2.2)

где М  масса отсека, кг

 н-ч/кг;

 н-ч/кг.

Налицо увеличение технологичности по рассмотренным критериям.

Уровни технологичности по применению автоматической и прессовой клепки панелей, равные отношению количества панелей подвергаемых автоматической (прессовой) клепки к общему количеству панелей.

                                                   ,                                  (1.2.3)

.

1.3. Разработка схемы членения

Опыт производства летательных аппаратов показывает, что правильное расчленение агрегата на секции, панели и узлы обеспечивает:

высокую степень механизации сборочных работ, что ведет к повышению производительности труда;

применение параллельных схем сборки, что снижает цикл изготовления узла или агрегата;

разделения и специализацию труда, что способствует сокращению сроков изготовления узла или агрегата и повышает его качество.

Схема членения данного отсека определяется конструктивно-технологическими особенностями, которые заложены при проектирование изделия. Конструктором определены основные отсеки, под сборку и узлы, габариты и протяженность которых назначены с учетом не только конструктивных разъемов, но и учетом имеющихся на данный момент производителей, работающих в кооперации с заводом сборщиком (сортамент заготовок строго лимитирован). Кроме того, крупногабаритные листовые обшивки требуют крупногабаритного оборудования (штамповочных прессов, ванн для антикоррозионной обработки, станков  с программным управлением, клепальных прессов и т. п.).

Конструктором схема членения увязана с силовой схемой конструкции- разъемы произведены в соответствии с конструктивно эксплуатационными характеристиками отсека. Продольные швы позволяют выделить отдельные панели, характеризующиеся спецификой сборки. Кроме того, расположение центроплана внутри отсека привело к необходимости выделения съемных надкессоных и надшассийных панелей. Таким образом, основные сборочные единицы определены конструктором при проектировании. Однако в процессе разработки технологического процесса выявилась необходимость дополнительного технологического членения, создания дополнительных сборочных единиц (подсборок).

В соответствии с выданным заданием необходимо разделить отсек на три самостоятельные части: переднюю (шп. 33…40), отсек ниши шасси (шп. 40…46), заднюю часть (шп. 46…60), которые также будут собираться в стапелях общей сборки. Следовательно, появятся дополнительные стыки по верхней и оконным панелям, а также по бимсовой балке (в зоне шп. 46 и бимсовой балке). В связи с этим появилась возможность ликвидировать стык оконной и надшассийной панелей по стрингеру № 18 и слить их в единую панель.

В соответствии с принятой схемой членения передняя часть отсека  (шп. 33…40) и отсек ниши шасси (шп. 40…46)собираются в стапелях без верхней панели, и накрываются ею в стапеле общей сборки. При этом  верхняя панель из единой (14 м) разделилась на две (шп. 33…46 и 46…60). Она соединяется с задней частью верхней панели по 46 шпангоуту (задняя часть верхней панели идет цельная со стрингерным набором, шп. 46…60), с помощью накладной ленты.

Это дополнительное создание подсборок обеспечивает повышение технико-экономических показателей сборки отсека.

В соответствии с принятыми выше положениями разработаны схемы членения эскизно в аксонометрической проекции с нумерацией подсборок согласно чертежу (первая), и вторая которая наглядно показывает членение отсека ниши шасси с вводимыми в него изменениями.

1.4. Условия поставки

Требования, представляемые к поступающим на сборку деталям и сборочным единицам, состоят из требований по общей взаимозаменяемости и требований, связанных с примененным методом базирования, и процессом сборки. Требования общей взаимозаменяемости к деталям и сборочным единицам предусматривают: соответствия их размеров, наличие предусмотренных припусков для последующей обработки в ходе или после процесса сборки, использование материалов требующихся марок, обеспечения требуемого качества поверхностей и заданной массы. Все это обеспечивает процесс сборки без подгонок, деформаций и значительных внутренних напряжений. Требования,  связанные с методом базирования и сборки, предусматривают наличие специальных базовых элементов в деталях и сборочных единицах. При базировании по технологическим отверстиям в деталях и сборочных единицах, поступающих на сборку, должны быть предварительно просверлены отверстия СО, КФО или УБО.

При сборке отсеков и агрегатов из узлов и панелей указывают, в каком виде поступают на сборку узлы и панели. В окончательно собранном виде или при сборке отсека ставят дополнительные детали, даются их припуски на обработку кромок и отверстий ОСБ, указывается их наличие направляющих отверстий И.О.

Для герметизируемых сборочных единиц указывается степень герметизации поступающего на сборку узла панели.

Условия поставки деталей и сборочных единиц входят в описание компоновки.

Условия на поставку деталей и узлов разрабатываются технологами агрегатных цехов и определяют ту степень законченности, с какой должны поступать отдельные детали и узлы в данный агрегатный цех на сборку конкретной сборочной единицы.

В условиях поставки узла указывают укомплектованность узла, перечисляют детали, входящие в его конструкцию. В условиях на поставку деталей определяется степень их готовности, т.е. указывается наличие припусков, технологических отверстий, наличие и диаметр стыковочных отверстий, оговариваются места, где их не должно быть.

Условия на поставку узлов и деталей  для сборки отсека Ф-4 приведены в табл. 1.5.1.

Таблица 1.5.1

Условия на поставку узлов и деталей для сборки отсека Ф-4

Эскиз детали или узла (агрегата)

Наименование

Степень законченности

Передняя часть отсека

Ф-4, которая включает в себя переднюю часть (шп. 33…40) и отсек ниши шасси (шп. 40…46)

Припуск по каждой стороне обшивке отсека 2 мм, припуск по длине профилей до 2 мм, припуск по длине стрингеров 2 мм (по каждой стороне)

Окончание табл. 1.5.1

1

2

3

Задняя часть отсека Ф-4

(шп. 46…60)

Припуск по каждой стороне обшивки 10 мм, припуск по длине стрингеров ± 2 мм

1.5. Требования взаимозаменяемости и разработка схемы увязки

                  заготовительной и сборочной оснастки

Вследствие погрешностей, возникающих на различных этапах изготовления деталей и сборки, размеры собираемого узла, панели или агрегата отличаются от размеров, предусмотренных чертежами и техническими условиями. Причинами их являются погрешности сборочной оснастки или базовой детали:

погрешность базирования  деталей по фиксаторам или упорам приспособления или по СО базовой детали;

погрешности независящие от принятого метода сборки. К последним относятся: погрешности от упругой деформации деталей, поводки от клепки, смещение фиксаторов под действием силовых и температурных факторов и т. п.

Величина погрешностей в значительной степени зависит (определяется) схемой увязки оснастки и точными характеристиками переноса размеров на отдельных этапах сборки.

В основе представленной в графической части схемы увязки заготовительной и сборочной оснастки лежит расчетно плазовый метод. Основным источником информации является конструктивный чертеж отсека фюзеляжа Ф-4. По конструктивному чертежу  создается математическая модель теоретических обводов. Одновременно, для контроля деталей и оснастки, с математической моделью используются рабочие шаблоны: ШОК, ШКС. Далее по созданной математической модели мы корректируем теоретический чертеж и по нему создаем теоретический плаз. Теоретический чертеж может подвергаться корректировке, но не создаваться заново, так как по математической модели отсека Ф-4 (средней части фюзеляжа) нельзя создавать самолет. Математическая модель передается  на графопостроитель для вычерчивания конструктивного плаза и на средства ЧПУ, где изготавливается оснастка для изготовления деталей самолета, сами детали и рабочие шаблоны для контроля и изготовления деталей и оснастки.

На средствах ЧПУ создается по программе шаблон приспособления ШП, который контролируется по конструктивному плазу.

Непосредственно детали, как предметы увязки изготавливаются с использованием обтяжных пуансонов и штампов.

Пуансоны и штампы изготавливаются с помощью программы обработки деталей и их изготовления контролируют с помощью шаблонов: ШКС, ШФ, ШГ.

Обшивки изготавливают на пуансонах по программе обработки деталей и контролируют шаблонами: ШОК, ШР, ШГ. Балки и обода шпангоутов изготавливаются в штампах так же по программе обработки деталей и контролируют с помощью ШОК, ШКС, ШР и шаблон кондуктор.

Детали пола изготавливаются по шаблону приспособления и контролируются: ШОК, ШР, ШФ, ШТ.

Оснастку под отсек Ф-4 изготавливаем по программе обводообразующих контуров и контролируем шаблонами ШМФ, ШП. Разметку, установку и заливку установочных элементов и вилок производим на плаз кондукторе и инструментальном стенде.

1.6.  Укрупненный технологический процесс

и выбор оптимального варианта

Современный уровень развития самолетостроения требует системного подхода к производству, при котором весь комплекс объектов и явлений, связанных с производством изделия, рассматриваются как производственная система, в которой реализуется  производственный процесс изготовления изделия. Составной частью производственного процесса является технологический процесс, содержащий целенаправленные действия по определению состояние предмета труда. Технологический процесс выполняется с помощью средств технологического оснащения, включающих в себя технологическое оборудования и технологическую оснастку. В  технологическом оборудовании размещают материалы или заготовки (обрабатываемые элементы конструкции изделия), средства воздействия на них, а так же технологическую оснастку, которая дополняет технологическое оборудование при выполнении определенной части технологического процесса. Технологическая оснастка включает в себя приспособления для установки или направления сборочной единицы или инструмента при выполнении технологического процесса. Поэтому важнейшей частью производственной системы является технологическая система совокупность функционально взаимосвязанных элементов производственной структуры предприятия, средств технологического оснащения производства и исполнителей, выполняющих в регламентных условиях технологические процессы производства изделия в соответствии с требованиями нормативно-технологической документации.

Сборочные работы являются многогранными как по возможному составу и последовательности операции технологического процесса, так и по составу применяемой оснастки и оборудования, инструмента. Проектирование оптимальных технологических процессов сборки сложных изделий требует трудоемкости вычислений связанных с выбором схемы сборки сложных изделий, состава операций и оснащения сборочных работ, с расчетом точности сборки, с нормированием трудоемкости и расчетом технологической себестоимости сборки.

Основным структурным элементом технологического процесса является технологическая операция законченная часть технологического процесса, выполненная на одном рабочем месте. Технологический процесс сборки включает в себя совокупность технологических операций, в результате выполнения которых отдельные элементы, входящие в конструкцию сборочной единицы, занимают относительно друг друга требуемое положение и соединяются способами, указанными на чертежах изделия.

Важное место пре проектирование технологического процесса занимает формирование требований к элементам конструкции сборочной единицы, поступающей на сборку. Часть этих требований должна выполняться при любых вариантах сборки, к ним относятся:

  соответствие в пределах установленных допусков, фактических размеров элемента конструкции его размерам по чертежу;

  воспроизведение требующей по чертежу формы всех геометрических контуров;

  использование требуемых материалов;

  обеспечение требуемого качества поверхностей, применение заданных антикоррозионных покрытий;

  обеспечение заданной массы элемента конструкции.

Технологический процесс сборки включает в себя операции по стыковке сборочных единиц, отсека Ф-4 ,типовыми из которых являются:

  установка сборочных единиц в линию полета;

  подвод стыкуемых сборочных единиц до совпадения плоскостей и стыковых отверстий;

  установка стыковых болтов, их затяжка и контроль;

  проверка геометрических параметров сборочных единиц после стыковки;

  монтаж специального оборудования.

Процессы стыковки могут быть механизированы при использовании нивелирных стендов, на которых размещены фиксаторы реперные точек, позволяющие без специальных нивелирных средств определять отклонения от заданного положения нивелировочных точек отсека Ф-4.

Последней операцией сборки является окончательный контроль.

Укрупненные технологические процессы сборки отсека Ф-4 (базовый и предлагаемый) рассмотрены в организационно-экономической части, где и произведен их сравнительный анализ.

1.7.  Нормирование технологического процесса

Технологическое  нормирование есть точный и объективный метод определения меры труда. Основной задачей технологического нормирования на предприятии является установление для конкретных организационно технических условий величины затрат времени, необходимого на производство единицы продукции или для выполнения определенного объема работы.

Техническое нормирование необходимо для определения мощности производства, затрат труда на изготовления продукции для расчета потребности в оборудовании  и площадях, для расчета численности рабочих, ИТР и служащих, для устранения обезлички в оплате труда.

Норма времени это время, в течение которого работник должен выполнять заданную ему работу. Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая одним или группой рабочих на одном рабочем месте и охватывающая все последующие действия рабочего над деталью или группой деталей. Различают норму штучного времени, норму на партию деталей и норму штучно-калькуляционного времени.

При сборке агрегатов и узлов применяется в основном нормирование по штучному времени.

Норма штучного времени Тшт определяет продолжительность времени на выполнение операций над одной деталью или сборочной единицей:

                                                            Тшт = То + Твоб + Тот.л,                          (1.8.1)          

где То  основное (технологическое) время, в течение которого происходит изме-    

              нение собираемого изделия;

      Тв  время, затраченное рабочими на выполнение вспомогательных приемов;

      Тоб  время затраченное рабочим на уход за рабочим местом или на поддержа-

               ние его в порядке и чистоте (время обслуживания);

      Тот.л  время на отдых и личные дела  дается во всех случаях работы.

В таблице приведены примерные (укрупненные) нормы времени на выполнения отдельных операций заклепочного соединения.

                                                                          

Таблица 1.8.1

Укрупненные нормы времени на выполнения отдельных операций

заклепочного соединения

Операция

Оборудование, инструмент

Время на 1 отверстие, мин

Число отверстий, мин

1

2

3

Сверление,

dз = 3,5…5,0 мм, пакет S ≤ 3,5dз

Зенкование

Сверление

Пневмодрель, радиально-сверлильный станок с ручной подачей

Пневмодрель с насадкой

Установка СЗУ

0,16

10

0,05

0,078

5-7

10

20

13

4

5

6

одновременно с зенкованием

Образование замыкающей головки

Образование отверс-тий, вставка заклепки, образование замыкающей головки

Установка СЗУ-Ц

Пневмомолоток КМП

Пресс КП-204М

Пресс КП-503М с выравнивающим устройством

Автоматы:

АК-2,0-0,5

АК-5,5-2,4

,,GEMCOR

0,03

0,26

0,15

0,10

0,083

0,055

0,05

20-25

20

4

7

10

12

18

20

2. конструкторская часть


Для сокращения цикла сборки фюзеляж целесообразно расчленить по длине на несколько отсеков. Сборка каждого отсека производится в отдельном стапеле. Стыковка отсеков производится в стапеле общей сборки фюзеляжа.

Такой способ сборки требует создание рациональной схемы технологических разъемов. Технологические разъемы фюзеляжа делаются по шпангоутам. По разъему режутся все элементы продольного набора.

С эксплуатационной точки зрения  число стыковых узлов в малом разъеме должно быть, возможно, меньшем. Поэтому при выборе стыковых точек стремятся найти оптимальный вариант, удовлетворяющий как эксплуатационные требования, так и требования минимальной массы.

При вычислении отсека ниши шасси, я в этом разделе рассмотрел стыковое соединение верхних панелей в зоне шпангоута № 46, выявил уменьшения цикла сборки отсека Ф-4, благодаря вычислению отсека линии шасси. Так же произвел оценку технологичности, и разработал схему поставки данного отсека.

2.1. Описание изменения конструкции

Заданием курсового проекта является надшассийного отсека или по другому отсека основной опоры шасси с разработкой стапеля общей сборки этого отсека. Стапель общей сборки отсека рассмотрен в конструкторской части. В этом разделе  рассматривается конструкция надшассийного отсека.

В связи с принятой схемой технологического членения отсека Ф-4, мы выделили три основные части:

передняя часть отсека (шп. 33…40), собранная вместе с центропланом и бимсовой балкой;

отсек ниши шасси или отсек основной опоры шасси (ООШ) (шп.  40…46), собираемого без шассийной стенки (шассийная стенка ставится после стыковки этих двух отсеков);

задний отсек (шп. 46…60).

Отсек ниши шасси представляет собой часть балочно стрингерного фюзеляжа, овального сечения, с большей вертикальной осью. В связи с принятой конструкцией отсека, мы не рассматриваем нижнюю часть. Боковые панели заканчиваются на 22 стрингере и служат для герметичного соединения гермокабины (пассажирской) и плато герметичного. Плато герметичное отделяет шассийный отсек и пассажирскую гермокабину.

В отсеке ниши шасси присутствует продольный и поперечный силовые наборы. К продольному силовому набору относятся стрингеры, к поперечному – шпангоуты. В отсеке находятся пять шпангоутов 41…45, 43 и 44 шпангоуты – усиленные. К ободам шпангоутов крепятся оконные панели. Крепление панелей и шпангоутов осуществляется через компенсаторы. На сборку отсека оконные панели приходят полностью готовые, т. е. с установленными окантовками и с продольным силовым набором стрингерами. Стыковка ободов шпангоутов со стрингерами через кницы осуществляется непосредственно в стапеле общей сборки отсека. Плато герметичное приходит на общую сборку отсека полностью готовым к сборки с остальными элементами отсека, т. е. с приклепанным к нему продольным силовым набором – стрингерами, и в качестве поперечного силового набора- балки пассажирского пола. К балкам пола крепятся рельсы крепления кресел.

Отсек ниши шасси в стапеле сборки не накрывается верхней панелью, это сделано, для того чтобы избежать дополнительного поперечного стыка верхней панели. Установка верхней панели производится в стапеле стыковки передней части отсека Ф-4 (шп. 33…40) и отсека ниши шасси (шп. 40…46). Из принятой схемы членения видно, что по верхней панели есть стык в зоне 46 шпангоута, но этот стык серьезно не меняет конструктивно силовой схемы всего отсека Ф-4.

Следует обратить внимание на то, что оконная панель стала единой. В базовом варианте она делилась на две панели: оконную и надшассийную. Вследствие, чего исчез стык между этими панелями, что дает некоторые преимущества. Во-первых, уменьшается число продольных стыков, что ведет за собой уменьшение массы отсека, уменьшение клепальных работ производимых в стапеле сборки отсека. Во-вторых, поперечный стык надшассийной и надкессоной панели сдвигается с 41 шпангоута на 40 и делает поперечный стык оконных панелей единым до стрингера 22, что упрощает процесс стыковки панелей в частности и отсеков переднего (шп. 33…40) и надшассийного (шп. 40…46) в общем. Объединение оконной и надшассийных панелей, а так же сдвиг поперечного стыка панелей на 40 (усиленный) шпангоут позволяет повысить прочность конструкции. В связи с исчезновением продольного стыка панелей и объединением их в одну увеличивается коэффициент монолитности, а значит, конструкция надшассийного отсека стала более технологичной.

Благодаря вычленению надшассийного отсека и сборку его в отдельном стапеле, мы уменьшим цикл сборки отсека Ф-4 в целом.

2.2. Оценка технологичности измененной конструкции

Вопросами оценки технологичности объектов сборки, придается особое внимание при выполнении большинства сборочных работ.

Технологичность совокупность свойств конструкции позволяющих оптимизировать трудовые и материальные затраты в установленные сроки подготовки производства, изготовления, эксплуатации и ремонта изделия при обеспечении установленных показателей качества.

Не случайно отработка конструкции изделия на технологичность является одной из составных частей технологической подготовки на авиационном предприятии. При оценке технологичности объекта сборки исследуется следующие параметры технологичности:

простота геометрических форм сборочной единицы (панели, шпангоуты и т. д.);

рациональность членения на узлы и подузлы;

вид и конструкция стыковых узлов, способ соединения элементов конструкции;

номенклатура используемых материалов, их технологические свойства;

унификация параметров деталей, входящих в сборочную единицу;

оцениваются с позиций технологичности требования по точности сборки.

По отношению к нашему отсеку, мы можем сделать некоторые выводы. С точки зрения номенклатуры использования материалов отсек является технологичным, так как в основном используется материал Д16 (панелированные конструкции, обода шпангоутов, стрингеры и т.д.) и В95 элементы каркаса.

Практически все панелированные конструкции надшассийного отсека переведены на автомат „GEMCOR”, что тоже позволяет сделать вывод, что отсек технологичен.

Вследствие, того, что мы убрали стык по стрингеру № 18, и объединили надшассийную и оконную панель в единую, повысился коэффициент монолитности конструкции.

Из рассмотренных выше пунктов можно сделать вывод, что отсек линии шасси вполне технологичен.

2.3. Проектирование стыкового соединения верхних панелей

                      в измененной конструкции

 Стыковка листовых обшивок или продольных швов стрингерных панелей, как правило,  не представляет сложности. В местах стыка обшивка подсекается или фрезеруется на необходимую толщину. Возможна стыковка обшивок на подкладку. Крепление производится заклепками, болтами или ТЭС, при этом шаг крепежа t связан с действующими растягивающими или сдвигающими усилиями q выражением:

                                                                             P = qt,                                        (2.4.1)

где Р  разрушающее (расчетное) усилие среза крепежных элементов (заклепки, болта)  или ТЭС.

В случае если растягивающее и сдвигающее усилия действуют по обшивке панели совместно, то q  векторная сумма действующих распределенных нагрузок.

Недостатком соединений подсеченных, фрезерованных и обшивок стыкуемых подкладным листом, является изгиб обшивок, возникающий вследствие эксцентриситета при передаче сил. К плоскости среза заклепок сила растягивающая обшивку, приходит с дополнительным моментом М = Рε. Эта пара сил, изгибая нижний лист или подкладной лист в месте стыка, передается через заклепки на верхний лист. В случае абсолютно жесткой конструкции величина изгибных напряжений в обшивках может быть в пять шесть раз больше, чем напряжение от растяжения. При наличии упругих деформаций величина изгибных напряжений уменьшается до 30 50% напряжений от растяжения обшивки.

Для повышения сопротивления усталости соединения целесообразно стык обшивок производить на силовых элементах (шпангоутах и стрингерах).

Стрингеры, в основном, работают на растяжение – сжатие, в отличие от обшивки. Поэтому в местах поперечного стыка панелей необходимо передать нагрузки, идущие как по стрингеру, так  и по обшивке. Это может быть выполнено с помощью усиливающих накладок, подсечки стрингера и заделки его на полку силового элемента или фитингов. При этом следует учесть, что площадь сечения накладки, в общем случае, должна быть не меньше площади стрингера, а усилие, передаваемое фитингом и болтом, должно соответствовать нагрузке, действующей на стрингер.

В некоторых случаях роль стрингера сводится к повышению критических напряжений сдвига, передаваемых обшивкой. Тогда стрингер только разбивает

панель на более меньшие клетки, повышая τкр. За счет уменьшения размера клетки в по формуле:

                                                                                                  (2.4.2)

где                                                        ,                                             (2.4.3)

а также за счет увеличения  k при изменении соотношения короткой в и  длиной а сторон сдвигаемой пластины. В этом случае стрингеры могут не перестыковаться на силовом элементе между собой и не включаться в работу на растяжение сжатие панели.

В нашем случае мы принимаем стыковку обшивки с помощью подкладной ленты, перестыковки стрингеров с помощью усиливающих накладок и последующим соединением стрингеров с ободом силового шпангоута № 46 посредством книц. Такое соединение позволяет нам обеспечить достаточную прочность соединения и приблизить его к единой конструкции панели.

2.4. Разработка циклового графика сборки отсека Ф-4

Важным документом для планирования всех работ в цехе, а так же исходным документом для разработки  графиков поточной сборки является цикловой график, характеризующий длительность процесса сборки агрегата.

В цикловом графике сборки отсека дается краткий перечень выполняемых работ, приводится трудоемкость и количество единовременно работающих, а так же длительность выполнения операций. Суммируя длительность последовательно

выполненных операций, определяем технологический цикл всего процесса сборки, а так же цикл сборки отсека в стапеле – Цст. Продолжительность выполнения операций определяем по формуле:

                                                                                                 (2.5.1) где  Т – трудоемкость операции;

       n – количество одновременно работающих на данной операции;

       k – коэффициент переработки норм k = 1,05;

      2 – число смен;

      8 – число часов в одной смене.

                          

                          

                          

                            

                                                   

Ц4 = 0,32см;                                                   Ц10 = 1,12см;

Ц5 = 1,48см;                                                   Ц11 = 1,11см;

                                                 Ц12 = 1,04см;

                                                 Ц13 = 1,11см.

Цикл сборки отсека Ф-4 будет составлять 7,11 смены или с учетом двухсменного режима работы и транспортных операций около четырех дней.

За счет запараллеливания работ по сборке передней части (шп. 33…40), надшассийного отсека и задней части (шп. 46…60) в отдельных стапелях, цикл сборки сокращается примерно на две смены. Так же на значительное снижение цикла сборки повлиял перевод большинства панелей на автоматическую клепку с применением клепального автомата „GEMCOR”.

       3. экономическая часть


 
3.1 Расчет технико-экономической эффективности

В современных методах проектирования технологических процессов особое внимание уделяется экономическому эффекту от внедрения нового технологического процесса (ТП). Технико-экономическое обоснование необходимо, т.к. конкурентоспособность продукции определяется ее качеством и себестоимостью. Поэтому всегда при проектировании ТП особую роль играет экономический эффект. Экономический эффект зависит от многих параметров и определяется характером проводимой разработки.

Произведем расчет экономического эффекта от внедрения нового технологического процесса сборки. Расчет будем производить из изменяющихся статей затрат, влияющих на себестоимость единицы продукции.

Так как новый вариант ТП мы рассматриваем для серийного производства, которое характеризуется преимущественной численностью рабочих средней квалификации, то соответственно и тарифные ставки при новом варианте ТП будут ниже, чем при базовом варианте.

Таблица 3

Наименование показателя

Условное

обозначение

Единица измерения

Базовый

вариант

Новый

вариант

1

Программа выпуска

N

Ед.

12

12

2

Трудоемкость изготовления

T

н/ч

202, 3

180,7

3

Средний разряд рабочих

-

-

4

3

4

Тарифная, часовая ставка

Cp

рубли

9,5

7,6

Рассчитаем технологическую себестоимость: [6, стр. 26]

С=Зп+О+П+И                                                              

Зп- расходы на заработанную плату производственным рабочим;

О-расходы на эксплуатацию оборудования и его амортизацию;

  1.  Затраты на зарплату:

ЗПС = CРБ  TШБ  KБ  N= 73,25202,31,4412 = 256063 руб.;

ЗПН = CРН  TШН  KН  N = 64,59180,71,4412= 201682 руб.

где CРБ, CРН- тарифная, часовая ставка по базовому и новому варианту;

TШБ, TШН - трудоемкость изготовления по базовому и новому варианту;

KБ, KН - тарифный коэффициент по базовому и новому варианту;

  1.  Расходы на эксплуатацию оборудования и его амортизацию:

ОБ = Цпр + Р + А = 230000+5000+23000 = 257600 руб.;

ОН = Цпр + Р + А = 245000+14600+24500 = 284100 руб.;

         Цпр - стоимость приобретения, руб;

Р - отчисления на ремонт (2 % от стоимости)

А - амортизационные отчисления (10 % от стоимости)

  1.  Технологическую себестоимость

СБ=256063 +257600 =513663 руб.;

СН=201682+284100 =485782 руб.;

  1.  Экономическая эффективность от внедрения нового технологического процесса сборки составит:

Э = СБСН =513663 - 485782 = 27881 руб.

  1.  Тогда годовой экономический эффект будет:

Эг = Э*N = 278816= 167286 руб.

где, Nколичество выпускаемых в год машин, шт;

Из результатам экономического расчета можно сделать вывод, что новый ТП экономически более выгоден, чем старый.

  

       4. экология и безопасность

           жизнедеятельности


  При проектировании промышленных предприятий необходимо уделять должное внимание охране труда и технике безопасности. Ведь это не только сохранения здоровья работающего человека, но и рост производительности его труда. Надо не только внедрять различные приспособления и устройства, предотвращающие или значительно снижающие травматизм, но и следить за правильным и своевременным их применением. Строгое соблюдение техники безопасности гарантирует экономию фонда социального страхования. Работа с выполнением всех требований техники безопасности должна стать нормой на современном предприятии.

   БЖД это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Практическая деятельность человека связана с опасностью воздействия на него различного рода факторов, которые приводят к травмам и болезням, а так же к тяжелым последствиям.

   При проектировании цеха в разделе экология и БЖД были рассмотрены вопросы:

влияние на человека опасных и вредных факторов, мероприятия по их устранению;

действие рабочих обслуживающего персонала в чрезвычайных ситуациях;

разработана санитарно-гигиеническая характеристика;

выполнен расчет виброизоляции клепального молотка 57КПП-41 в цехе сборки отсека Ф-4 самолета ТУ-204.

   В настоящее время, в связи с ростом промышленных предприятий, остро встал вопрос экологии. Промышленные предприятия загрязняют окружающую среду выбросами вредных газов, сточными водами, твердыми отходами производства. Поэтому в этом разделе рассматривается вопрос промышленной экологии, т. е. ставится задача – уменьшение загрязнения окружающий среды.    Право на охрану здоровья закреплено в конструкции РФ, поэтому администрация предприятия обязана предоставить безопасные условия труда, а рабочие  и обслуживающий персонал должны соблюдать инструкции и правила по Т.Б.

4.1. Анализ опасных и вредных факторов

   Опасным называют фактор, воздействие которого на человека приводит к травме или другому внезапному ухудшению здоровья.

   Вредным называют фактор, воздействие которого на человека приводит к развитию заболевания или к снижению трудоспособности.

   После анализа технологических процессов в проектируемом цехе были выявлены опасные и вредные факторы и рассмотрены мероприятия по их устранению, которые сведены в таблицу 5.1.

                                                                                          Таблица 4.1.1

Анализ опасных и вредных факторов

Факторы

Воздействие фактора на человека

Мероприятия по

устранению фактора

Ι. Вредные факторы:

1. Наличие шума, вибрации с уровнем выше допусти-мых норм (Допустимый уровень шума до 102 дБ).

Ухудшение слуха, виброболезнь, головные боли, бессоница, переохлаждение рук.

Акустическая обработка помещения, применение звукоизолирующих ограждений, кабин и т. д.

Рациональное расположе-ние объектов с выделением шумных производств, их концентрирование.

Применение рационального режима работы и отдыха.

Применение гидро-мас-сажа.

Уравновешивание действу-ющих сил в машинах и механизмах.

Применение СИЗ (перчатки с виброгашением, наушники и т. д.).

  1.  Недостаточное освеще-   

    ние

Усталость глаз, голов-ные боли, возможность частичной потери зре-ния.

Создание дополнительного местного освещения, соблю-дение правильного режима работы. Разряд зрительных работ в цехе ІІІ В.

окончание табл. 5.1.1

  1.  Нарушение микрокли-

    мата

Головокружение, головные боли, пере-охлаждение, перегрев организма.

Соблюдение режима работ. Правильный и рациональ-ный режим работы вентиля-ции, системы отопления. Необходимо проветривание помещений.

ІІ Опасные факторы:

1. Электрический ток

Ожоги, электрошок, су-дорожное сокращение мышц, разложение кро-ви

Изоляция, заземление, ис-пользование сети U= 36 В, Рациональное и безопасное размещение электроком-муникаций

Использование СИЗ (перчатки коврики и т. д.)

2. Разлетающаяся стружка

Механическое травми-рование, травмы органов зрения

При работах связанных со сверлением, зенкованием должны применяться СИЗ (спецодежда, защитные очки)

3. Перемещение тяжелых предметов

Травмы, ушибы

Использование специальных подъемных механизмов, использование СИЗ (каски, перчатки и т. д.)

4. Работа на высоте

Падения, травмы, уши-бы

Установка вдоль перил запретной сетки, ограждения высотой 1,2 м. Работа в касках и со страховочными ремнями.

4.2. Мероприятия по обеспечению безопасных и безвредных условий труда при сборочно-клепальных работах

   Работа в проектируемом цехе проводится в условиях повышенной опасности, связанной с работой на высоте и на высоких стремянках, а так же связанных с транспортировкой агрегатов больших размеров, большой массы, как по полу цеха, так и с помощью крановых систем. Эти и другие факторы требуют соблюдения техники безопасности.

   Рабочие места сборщиков-клепальщиков должны удовлетворять следующим требованиям:

иметь свободный подход к месту работы;

приспособления для вне стапельной сборки-клепки должно обеспечивать жесткое  крепление агрегата и удобную позу сборщика-клепальщика;

используемый в работе инструмент, детали и узлы, поступающие на сборку, должны быть уложены в порядке, исключающим загромождение рабочих мест и проходов.

   В цехах и на участках агрегатной сборки уделяют большое внимание таким факторам, как шум, вибрация, недостаточное освещение.

   Режим работников виброопасных профессий отражен в „Положении о режиме труда работников виброопасных профессий в отрасли” утвержденном Минздравом СССР, УСПС, Госкомтруда от 23.09.1987г.

   Данным положением определяется:

при работе с виброинструментом и оборудованием продолжительность непрерывного воздействия вибрации, включая микро перерывы до 30 секунд, входящие в данную операцию, не должно превышать 15 минут;

допустимое суммарное время контакта с источником вибрации отвечающее требованиям санитарных норм и правил № 3041-84 это время равно 480 минут (с учетом двух перерывов);

при работе с виброопасным оборудованием, не отвечающим требованиям СН и П, допустимое время ограничивается в зависимости от величины превышения санитарных норм показано в табл. 4.2.2;

два регламентных перерыва продолжительностью 20 минут первый и до 30 минут второй, для активного отдыха, проведения специального комплекса производственной гимнастики, физиотерапевтических процедур и т. д.

первый перерыв рационально проводить через 1-2 часа после начала работы, второй через 2 часа после обеденного перерыва.

   Допустимый уровень шума в цехе это шум со звуковым давлением         30-35 дБ. Этот шум привычен для человека и практически не беспокоит его.

   Фактически же в цехе, где используются пневмоинструмент уровень шума со звуковым давлением 40-70 дБ, что создает нагрузку на нервную систему, вызывая ухудшения слуха и самочувствия человека. Гигиенические нормативы шума определены ГОСТом 12.01.003-83 и „Санитарными нормами допустимых уровней шума №3223-85”.

   При работе на высоте выполняются следующие требования:

надеть положенную спецодежду и обувь (одежда должна быть застегнута на все пуговицы и не должна иметь свисающих частей, а так же не должна стеснять движений. Обувь должна быть не скользкой);

проверять исправность и срок испытания монтажного или предохранительного пояса;

при подъеме на высоту, во время работы и при обратном спуске рабочий должен применять предохранительный пояс. В необходимых случаях применять страховой клапан и другие средства защиты в зависимости от выполняемой работы;

перед началом работы рабочий должен убедиться в исправности инструмента (ручного, механизированного, переносного). При обнаружении неисправности , заменить на исправный инструмент.

   „Допустимое время воздействия локальной вибрации за смену в зависимости от величины превышения санитарных норм”.

    Таблица 4.2.2

Превышение допустимых уровней локальной вибрации относительно СН и П

Допустимое суммарное время воздействия локальной вибрации за смену

дБ

раз

мин

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1,0

1,1

1,25

1,4

1,6

1,8

2,0

2,25

2,5

2,8

3,2

3,6

4,0

480

384

300

240

192

152

120

96

76

60

48

38

30

4.3. Противопожарные мероприятия

   Главной задачей противопожарных мероприятий является предупреждение возможности возникновения пожара и его ликвидация. Согласно СН и ПА-5-80 в проектируемом цехе предусмотрен главный проезд вдоль всего корпуса и запасные выходы для эвакуации людей.

   Особое внимание следует уделить разработке плана эвакуации людей в случае возникновения пожара, этот план оформляется на плакатах, которые должны развешиваться в АБЧ цеха, в коридорах, а так же на стендах производственных площадей.

   План включает в себя следующее:

1. Порядок эвакуации людей.

2. Указание маршрутов движения.

3. Расположение основных и запасных выходов.

   Для исключения пожаров по производственным причинам предусмотрены места для курения, заземления зданий от грозовых разрядов, а так же оборудование и стендов, пожарная сигнализация. В целях обеспечения соответствия проектируемого цеха требованиям пожарной безопасности, необходимо оборудовать пожарные посты со следующим инвентарем: огнетушители, ящики с песком и лопатой, нож, топор, ведра.

                                                                           Таблица 4.3.1

Пожарная характеристика цеха

Наименование показателей

Значение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Категория производства по степени ПО

Степень огнестойкости здания

Наименьшая ширина проходов для эвакуации людей при пожаре

Допустимое расстояние от наиболее удаленного рабо-чего места до эвакуационного выхода

Число пожарных кранов

Число пожарных щитов

Пожарная сигнализация

Число огнетушителей: ОХП-10

                                       ОП-5

Срок перезарядки огнетушителей

,,Д

I

1,0м

50м

8

4

4

10

10

1год

4.4. Чрезвычайные ситуации и организация работ по их ликвидации

   При стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях антропогенного происхождения возникают первичные и вторичные опасные факторы.

   Условно к первичным можно отнести:

1. Обрушение зданий и сооружений.

2. Воздействие электрических разрядов.

3. Воздействие ударной, световой и электромагнитной волн при взрыве.

4. Воздействие оползней, лавин и т. п.

Условно к вторичным можно отнести:

1. Взрывы оборудования.

2. Открытое пламя (пожар).

3. Химическое, бактериологическое, радиоактивное воздействие.

4. Повышенная загазованность и т. п.

   Организация работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения включают в себя:

разведку очагов поражения;

локализацию и тушение пожаров;

спасение людей из горящих зданий;

розыск и вскрытие заваленных защитных сооружений;

розыск и извлечение пострадавших;

оказание пострадавшим первой медицинской помощи;

эвакуация пострадавших в медицинские учреждения;

неотложные аварийные и восстановительные работы на промышленных объектах.

   В целях своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется целый ряд  неотложных мероприятий, а именно:

устройство при необходимости проездов, оборудования временных путей движения транспорта и людей;

локализация аварий на путях коммунально-энергетических систем, восста-новление отдельных повреждений, участков энергетических и водопроводных сетей и сооружений;

укрепление (обрушение)конструкций зданий и сооружений препятствующих безопасному проведению спасательных работ.

   В качестве спасательных сил используются обученные спасательные формирования, создаваемые заблаговременно, а так же вновь сформированные подразделения из числа работников промышленного объекта.

   В качестве технических средств используют как объективную технику, так и специальную имеющуюся в распоряжении спасательных формирований.

   В первую очередь необходимо предусмотреть работы, направленные на прекращение воздействия внешнего фактора на объект. Локализацию очага поражения, поставку средств препятствующих распространению опасности на территорию объекта.

   Значительная часть работ в очаге  поражения приходится на локализацию пожаров. Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализируют пожары там, где находятся люди.

заключение

   В курсовом проекте произведено совершенствование конструкции в целях повышения технологичности, разработаны принципиально новая схема членения отсека Ф-4, схема сборки. Применен высокопроизводительный расчетно-плазовый метод увязки заготовительной и сборочной оснастки.

   Разработан новый технологический процесс сборки отсека Ф-4 с применением клепального автомата „GEMCOR” , произведено обоснования выбора технологического процесса.

   Спроектирован стапель общей сборки шассийного отсека. Благодаря вычленению этого отсека и сборке его в отдельном стапеле, сократился цикл сборки отсека Ф-4 самолета ТУ-204. Разработана технология монтажа стапеля с применением лазерных оптических систем.

   Годовой экономический эффект от внедрения нового технологического процесса с применением клепального автомата„GEMCOR” на единицу продукции составил   217 тыс. руб.

Список использованных источников

  1.  А.Л. Абибов  и др. Технология самолетостроения:  Машиностроение, 1982-551с.
  2.   М.М. Горбунов. Основы технологии производства самолетов. – М.: Машиностроение , 1976 260с.
  3.  В.И. Анурьев. Справочник конструктора-машиностроителя в трех томах. М.: Машиностроение, 1979.
  4.  В.А. Тихомиров.  Основы проектирования самолетостроительных заводов и цехов. – М.: Машиностроение , 1975 47с.
  5.  Н.А. Огнезнев. Организационно-экономические расчеты при проектировании участков и цехов авиационных предприятий. Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1988 39с.
  6.  А.С. Горячев и др. Сборка клепальных узлов и агрегатов летательных аппаратов. Куйбышев: КуАИ, 1986 72с.
  7.  Л.М. Арутюнова. Организационно-экономические расчеты при проектировании участков и цехов авиационных предприятий. Методические указания. - Ульяновск: УлПИ, 1992 32с.
  8.  Л.М. Арутюнова. Расчет экономической эффективности в курсовом и курсовом проектировании. Ульяновск: УлГТУ, 1995 49с.
  9.  И.М.Колганов, В.А.Ильин. Технология сборки самолетов. Конспекты лекций, 19с.
  10.   И.М.Колганов. Единство требований при подготовке и отчетности по лабораторным работам, курсовому и курсовому проектированию. Методические указания. Ульяновск: УлПИ, 1994 43с.
  11.   И.М.Колганов. Технология сборки самолетов. Методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 1995 31с.
  12.   Л.А.Дударь, А.С.Беляев. Руководство к курсовым проектам, выполняемым на предприятии студентами 4-5 курсов. Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1990.
  13.   Л.В. Худобин, Гурьянихин, Берзин. Курсовое проектирование по технологии машиностроения. Учебное пособие. М.: Машиностроение, 1989.
  14.   М.Д. Рудман. Оформление конструкторской и технологической документации при выполнении студентами самостоятельных работ. Куйбышев: КуАИ, 1982.
  15.   М.И. Копетилова. Охрана труда в авиапромышленности. М.: Машиностроение, 1973.
  16.   Е.Я. Юдин. Охрана труда в машиностроении. М.: Машиностроение, 1983.
  17.   ГОСТ 12.1.012.-90. ССБТ. Средства индивидуальной защиты рук от вибрации.
  18.   С.В. Белов. Защитные средства машиностроения. - М.: Машиностроение, 1984.
  19.   ГОСТ 12.1.003-83.ССБТ. Гигиенические нормативы шума.
  20.   Санитарные нормы допустимых уровней шума № 3223-85.
  21.   Санитарные нормы и правила А-5-80.
  22.   ГОСТ 2.701-84. Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению. М.: Издательство стандартов, 1984.
  23.   ГОСТ 2.701-79. Общие требования к текстовым документам. М.:     

    Издательство стандартов, 1980.

 


АСВд-52

у

1

Лит

Лист

Листов

КП 16020165.017.000-12ПЗ

Дата

Подп.

докум

Лист

Изм

Разработа           л

Родионов

Проверил

Постнова

Рецензент

Н. контр

Утвердил

Пояснительная записка

АСВд-52

у

1

Лит

Лист

Листов

КП 16020165.017.000-12ПЗ

Дата

Подп.

докум

Лист

Изм

Разработа           л

Родионов

Проверил

Постнова

Рецензент

Н. контр

Утвердил

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Утвердил

Н. контр

Рецензент

Постнова

Проверил

Родионов

Разработа           л

Изм

Лист

докум

Подп.

Дата

КП 16020165.017.000-12ПЗ

Листов

Лист

Лит

1

у

АСВд-52

АСВд-52

у

1

Лит

Лист

Листов

КП 16020165.017.000-12ПЗ

Дата

Подп.

докум

Лист

Изм

Разработал           л

Родионов

Проверил

Постнова

Рецензент

Н. контр

Утвердил

Пояснительная записка


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67164. Методологическая ситуация антропологии на рубеже 20 и 21 веков 30 KB
  Сегодня в современной антропологии познавательная ситуация характеризуется проблемной ориентированностью она проявляется в том что в научных исследованиях не ставятся задача создания целостной теории общества и его культуры. Данное понятие включает в себя процесс адаптации и взаимоотношения культуры...
67165. МАТЕМАТИЧНІ МОДЕЛІ СИМЕТРИЧНИХ КРИПТОПЕРЕТВОРЕНЬ 249.4 KB
  Найбільш загальною історично наукою про таємницю є криптологія. Криптологія як наука вивчає закономірності забезпечення конфіденційності, доступності, цілісності і т.д. критичної інформації в умовах інтенсивної протидії (крипто аналізу).
67166. ДЕРЖАВА — ГОЛОВНИЙ ІНСТИТУТ ПОЛІТИЧНОЇ СИСТЕМИ 133.5 KB
  Держава – основний інструмент політичної системи суспільства, який організує, направляє та контролює спільну діяльність і відношення людей, суспільний груп, класів, асоціацій. Саме поняття держава звичайно вживається в двох значеннях.
67167. Происхождение и химическая природа нейромедиаторов 115.5 KB
  Поэтому у любого медиатора очень короткий путь до цели а его действие оказывается быстрым и точным. Но иногда действие медиатора не ограничено только соседней клеткой и в таких случаях он действует как модулятор с достаточно широким спектром деятельности. Существует специфический механизм удаления медиатора с места его действия.
67168. Омонимия. Понятие омонимии 87.5 KB
  Лексические омонимы собственно омонимы это разные по значению слова которые совпадают по звучанию и написанию во всех почти во всех формах и относятся к одной и той же части речи. По степени полноты лексические омонимы делят на полные абсолютные неполные частичные.
67169. Оформлення списків та посилань 631 KB
  Багато елементів на Web-сторінці є в деякій мірі “великодушними” з точки зору дизайну – якщо вони не “цілком правильні”, то це не має великого значення. У випадку списків і посилань зовсім інша історія – якщо записати їх неправильно...
67170. Ударение и тоны. Интонация 66.01 KB
  В речевом потоке все фонетические единицы – звуки, слоги, слова, такты, фразы – представлены линейными отрезками (сегментами), которые последовательно располагаются друг за другом. Они называются сегментными единицами.
67171. Части речи. Понятие о частях речи 121.5 KB
  Термин части речи возник в древнегреческой грамматике в которой предложение не отделялось от речи. Проблема осложняется и тем что термин части речи употребляется неоднозначно: в частности в круг ЧР включаются либо только знаменательные слова...