49688

Визуализация численных методов

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

В курсовой работе требуется написать программу на языке Visual Basic, для решения и визуализации данного дифференциального уравнения первого порядка при помощи графика. В программе я сравню эти два метода и затем попытаюсь оценить погрешность и правильность решения.

Русский

2014-01-07

1.19 MB

4 чел.

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕЛЕКОММУИКАЦИЙ ИИНФОРМАТИКИ

Кафедра физики, прикладной математики и информатики

Курсовая по информатике

             

           На тему: «Визуализация численных методов»

      Студент: Паршуков Артем Алексеевич

Группа:  МЕ-51

      Преподаватель: Минина Елена Евгеньевна

 

Екатеринбург 2006

Оглавление

[1] Оглавление

[1.1] Постановка задачи:

[1.2] Математическая модель:

[2]
Описание используемых методов

[2.1] Метод Эйлера модифицированного

[2.2] Блок-схема описания функции:

[2.3] Исходная форма:

[2.4] Итоговая форма:

[3] Листинг программы на языке Visual Basic

[4] Вывод


Введение

В данной курсовой работе у меня состоит задача в том, чтобы решить дифференциальное уравнение  с помощью двух методов:1)Эйлер 2) Эйлер Модифицированный

В курсовой работе требуется написать программу на языке Visual Basic, для решения и визуализации данного дифференциального уравнения первого порядка при помощи графика. В программе я сравню эти два метода и затем попытаюсь оценить погрешность и  правильность решения.


Постановка задачи и математическая модель

Постановка задачи:

Дано дифференциальное уравнение и начальное условие . Требуется найти функцию , удовлетворяющую как указанному уравнению, так и начальному условию. Также получить результаты в виде таблицы, и затем их отобразить на графиках.

Математическая модель:

Дано:

 

X0=0

Xk=0.8

h=0.05

Y0=4

Найти:

Y - массив значений искомого решения в узлах сетки.


Описание используемых методов

Метод Эйлера:

Данный метод одношаговый. Табулирование функции происходит поочередно в каждой точке. Для расчета значения функции в очередном узле необходимо использовать значение функции в одном предыдущем узле.

Пусть дано дифференциальное уравнение первого порядка:


с начальным условием:              

Выберем шаг h=0.1 и введём обозначения:

и , где  =0,1,2…,

-узлы сетки,

-значение интегральной функции в узлах.

В соответствии с геометрическим смыслом задачи, прямая АВ является касательной к интегральной функции. Произведём замену точки интегральной функции точкой, лежащей на касательной АВ.

Тогда                                 (2).

Из прямоугольного треугольника АВС:                                        (3).

Приравняем правые части (1) и(3). Получим .

Отсюда

Подставим в это выражение формулу (2), а затем преобразуем его. В результате получаем формулу расчёта очередной точки интегральной функции:  (4).

Из формулы (4) видно, что для расчета каждой следующей точки интегральной функции необходимо знать значение только одной предыдущей точки. Таким образом, зная начальные условия, можно построить интегральную кривую на заданном промежутке.

Метод Эйлера модифицированного

Этот метод используется для уменьшения погрешности вычислений.

Пусть дано дифференциальное уравнение первого порядка:

с начальным условием: 

Выберем шаг h=0.1 и введём обозначения: и , где  =0,1,2…,

-узлы сетки,

-значение интегральной функции в узлах.

При использовании модифицированного метода Эйлера шаг h делится на два отрезка.

Иллюстрации к решению приведены на рисунке 4.

 

Проведем решение в несколько этапов:

1.   Обозначим точки: А(хi; уi), C(xi+h/2, yi+h/2*f(xi; yi)) и В(хi+1; yi+1).

2.   Через точку А проведем прямую под углом , где

3.   На этой прямой найдем точку C(xi+h/2, yi+h/2*f(xi; yi)).

4.   Через точку С проведем прямую под углом, где                                                                                                                                                                                                         

5.   Через точку А проведем прямую, параллельную последней прямой.

6. Найдем точку Bi+1; yi+1). Будем считать В(хi+1; yi+1) решением дифференциального уравнения при х= хi+1.                                                                                                  

7.   После проведения вычислений, аналогичных вычислениям, описанным в методе Эйлера, получим формулу для определения значения yi+1: 

Модифицированный метод Эйлера дает меньшую погрешность. На рисунке 4 это хорошо видно. Так величина  характеризует погрешность метода Эйлера, а  - погрешность метода Эйлера модифицированного.


Блок-схемы

Блок-схема описания функции:


Виды формы проекта

Исходная форма:

Итоговая форма:

Листинг программы на языке Visual Basic

Dim x(25) As Single, y1(25) As Single, y2(25) As Single, y3(25) As Single

Private x0 As Single

Private xk As Single

Function f(x, y As Single) As Single

   f = 2 * y * x / (x + 1)

End Function

Private Sub Command1_Click()

Dim k, k1, k2, k3, k4, y0, r As Single

Dim i

   x0 = Val(text1.Text)

   xk = Val(Text2.Text)

   h = Val(Text3.Text)

   y0 = Val(Text4.Text)

   e = 2.7

   n = Round((xk - x0) / h)

   c = (y0 * (x0 + 1) ^ 2) / Ee ^ (2 * x0)

   MSFlexGrid1.Rows = n + 2

   MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 0) = "X"

   MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 1) = "Y(Э)"

   MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 2) = "Y(ЭМ)"

   MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 3) = "Y(О)"

   Max = 0

   Min = y0

   y2(i) = y0

   y3(i) = y0

For i = 0 To n

   x(i) = x0 + i * h

   MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 0) = x(i)

   y1(i) = (e ^ (2 * x(i))) * c / (x(i) + 1) ^ 2

   MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 3) = Str(Round(y1(i), 4))

    y2(i + 1) = y2(i) + h * f(x(i) + h / 2, y2(i) + h / 2 * f(x(i), (y2(i))))

   MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 2) = Str(Round(y2(i), 4))

   y3(i + 1) = y3(i) + h * f(x(i), y3(i))

   MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 1) = Str(Round(y3(i), 4))

If y1(i) > Max Then Max = y1(i)

If y1(i) < Min Then Min = y1(i)

Next i

   Label5.Caption = Str(Round(Max, 4))

   Label6.Caption = Str(Round(Min, 4))

   Label7.Caption = Str(x0)

   Label8.Caption = Str(xk)

   Picture1.Cls

       kx = (Picture1.Width - 1000) / (xk - x0)

       ky = (Picture1.Height - 1050) / (Max - Min)

For i = 1 To n - 1

   z1 = Round(250 + (x(i) - x0) * kx)

   z2 = Round(5045 - (y1(i) - Min) * ky)

   z3 = Round(250 + (x(i + 1) - x0) * kx)

   z4 = Round(5045 - (y1(i + 1) - Min) * ky)

   Picture1.Line (z1, z2)-(z3, z4)

   z1 = Round(250 + (x(i) - x0) * kx)

   z2 = Round(5045 - (y3(i) - Min) * ky)

   z3 = Round(250 + (x(i + 1) - x0) * kx)

   z4 = Round(5045 - (y3(i + 1) - Min) * ky)

   Picture1.Line (z1, z2)-(z3, z4)

   z1 = Round(250 + (x(i) - x0) * kx)

   z2 = Round(5045 - (y2(i) - Min) * ky)

   z3 = Round(250 + (x(i + 1) - x0) * kx)

   z4 = Round(5045 - (y2(i + 1) - Min) * ky)

   Picture1.Line (z1, z2)-(z3, z4)

Next i

End Sub

Вывод 

В данной курсовой работе было рассмотрено два метода решения дифференциального уравнения: Эйлер и Эйлер модифицированный. Значения этих двух методов и общего решения сводится в таблицу, на основании которой строится график.

Из графика видно, что метод Эйлера имеет большую погрешность, чем метод Эйлера модифицированного. Кривая общего решения находится между двумя этими кривыми, ближе к кривой Эйлера модифицированного.


Начало

X0,Xk,Y0,h

n=(Xk-X0)/h

X(i)=Xo+i*h

C=y^2+(1-x)^2

Y3(i)

i=0..n

X(i)

Y1(i)

y1(i)=(e ^ (2 * x(i))) * c / (x(i) + 1) ^ 2

Y1(i)>MAX

MAX=Y1(i)

MIN=Y1(i)

Y1(i)<MIN

y2(i + 1)=y2(i) + h*f(x(i) + h / 2, y2(i) + h / 2 * f(x(i), (y2(i))))

Y2(i)

2

y3(i + 1) = y3(i) + h * f(x(i), y3(i))

Y2(i)

Label7

Label8

2

Label6

Z4=(y1(i+1)-MIN)*KY

Z3= (X(i+1)-X0)*KX

Z2=(y1(i)-MIN)*KY

Z1= (X(i)-X0)*KX

i=0..n-1   

KY=(Height-1050)/(MAX-MIN)

KX=(Width-1000)/(Xk-X0)

Line(Z1,Z2)-(Z3,Z4)

Z2=(y2(i)-MIN)*KY

Z1= (X(i)-X0)*KX

2

2

Z4=(y2(i+1)-MIN)*KY

Z3=(X(i+1)-X0)*KX

Line(Z1,Z2)-(Z3,Z4)

Line(Z1,Z2)-(Z3,Z4)

Z4=(y3(i+1)-MIN)*KY

Z3= (X(i+1)-X0)*KX

Z2=(y3(i)-MIN)*KY

Z1= (X(i)-X0)*KX

Конец

f=2xy/(x+1)

F(x,y)

Конец

1

3

1

3

1

3

1

3

Text3

Label4

Text4

Label2

Text2

Label3

Label1

Text1

MSFlexGrid1

EMBED Equation.DSMT4  

EMBED Equation.DSMT4  

Label5

Command1

Picture1

Min=y0, Max=0,

Y2=y0, y3=y0

EMBED Equation.DSMT4  

EMBED Equation.DSMT4  

EMBED Equation.DSMT4  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54578. Значення нітрогену та його сполук в природі та господарській діяльності людини 57.5 KB
  Сьогодні ми проведемо узагальнюючий урок з теми Підгрупа нітрогену. Щоб виконати завдання редакції необхідно заповнити таблицю Позитивна та негативна роль нітрогену та його сполук. Роль нітрогену та його сполук Позитивна Негативна ІІІ.
54579. НАВЧАЛЬНО-МЕТОДИЧНА КАРТКА (ПЛАН) ЗАНЯТТЯ 174 KB
  Мета завдання: Навчальна: зясувати соціальноекономічну сутність заробітної плати; визначити сфери державного регулювання оплати праці в умовах ринкових відносин; проаналізувати особливості організацій оплати праці на підприємстві; зясувати що лежить в основі побудови системи оплати праці на підприємстві в сучасних умовах; виявити переваги та недоліки різних систем...
54580. З Новим роком! 103.5 KB
  Принц Рік новий вже так близенько Кілька днів всього пройде. Принц Рік новий не за горами Крок за кроком і прийде. Але поки разом з нами Рік старий.
54581. Уроки вдохновения 3.3 MB
  Если вспомнить сколько существует всякой путаницы недоумений всевозможных толкований вокруг метода Константина Сергеевича получившего название метода физических действий сколько было опубликовано неясных изложений этого метода его ближайшими учениками и помощниками последних лет жизни то невольно радуешься тому что почти стенографическое изложение репетиций Станиславского по этому методу становится нашим общим достоянием. Эти ленинские слова из беседы с Кларой Цеткин можно поставить эпиграфом к бессмертному учению Константина...
54582. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение 25.07 KB
  Величина предложения – это максимальное количество товаров и услуг, которое производители (продавцы) способны и готовы продать по определенной цене, в определенном месте и в определенное время.
54583. Новогоднее «Кривое зеркало» 62 KB
  Будут Снегурочка и Дед Мороз Он вам подарков немало привез. Огого Народуто сколько И что это они собрались Всех Дед Мороз пригласил Может я не сюда попала Во ктото идет. Дед Мороз вбегает кидается к сидящим в зале хватает их ошибается заглядывает под стулья лезет по рядам сам в очках снимает их заглядывает близко в глаза Снегурочка Внученька Где ты Ты нет опять не она. Где же ты Снегурочка Вечно она куда нибудь теряется убегает Снегурочка Ушел Вот достал дедуля Пора появится А я может быть занята...
54584. Новорічні пригоди 55 KB
  Учитель. Сьогодні наша школа перетворюється в казковий край: всюди прикраси, зустрічі з казковими та літературними героями і неодмінно - з Дідом Морозом та Снігуронькою. Обов язкова прикмета свята - красуня ялинка,запах мандарин, новорічні подарунки, пісні та танці. І все це– на нашому уроці!
54585. Новорічні сценарії 109.5 KB
  Неповторний колорит новорічної атмосфери: красуняялинка різнокольорові вогні феєрверки численні подарунки відчуття свята загадковості і передчуття чуда А малеча ще й з нетерпінням чекає появи Діда Мороза і Снігуроньки бо саме з їхньою появою приходить відчуття свята і таємниці. Але проходить час і Дід Мороз у дитячій уяві перестає бути реальною особою йому більше не пишуть листів із заповітними бажаннями від нього вже не чекають подарунків він стає просто атрибутом свята хоч і обовязковим. І хоча в кожному...
54586. Новый год настает! Новый год у порога нашей планеты! 48 KB
  Новый год настает Новый год у порога нашей планеты Ученик 1: Скоро Новый год З.Орлова Скоро скоро Новый год Он торопится идет Постучится в двери к нам: Дети здравствуйте я к вам Праздник мы встречаем Елку наряжаем Вешаем игрушки Шарики хлопушки. Дед Мороз ну где ты Учитель: Новый Год самый загадочный праздник открывающий нам мир добрых сказок и волшебства. Одни встречают Новый Год дома в семейном кругу другие выезжают на природу в зимний лес а я предлагаю вам отправиться сегодня в незабываемое новогоднее путешествие в...