49688

Визуализация численных методов

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

В курсовой работе требуется написать программу на языке Visual Basic, для решения и визуализации данного дифференциального уравнения первого порядка при помощи графика. В программе я сравню эти два метода и затем попытаюсь оценить погрешность и правильность решения.

Русский

2014-01-07

1.19 MB

4 чел.

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕЛЕКОММУИКАЦИЙ ИИНФОРМАТИКИ

Кафедра физики, прикладной математики и информатики

Курсовая по информатике

             

           На тему: «Визуализация численных методов»

      Студент: Паршуков Артем Алексеевич

Группа:  МЕ-51

      Преподаватель: Минина Елена Евгеньевна

 

Екатеринбург 2006

Оглавление

[1] Оглавление

[1.1] Постановка задачи:

[1.2] Математическая модель:

[2]
Описание используемых методов

[2.1] Метод Эйлера модифицированного

[2.2] Блок-схема описания функции:

[2.3] Исходная форма:

[2.4] Итоговая форма:

[3] Листинг программы на языке Visual Basic

[4] Вывод


Введение

В данной курсовой работе у меня состоит задача в том, чтобы решить дифференциальное уравнение  с помощью двух методов:1)Эйлер 2) Эйлер Модифицированный

В курсовой работе требуется написать программу на языке Visual Basic, для решения и визуализации данного дифференциального уравнения первого порядка при помощи графика. В программе я сравню эти два метода и затем попытаюсь оценить погрешность и  правильность решения.


Постановка задачи и математическая модель

Постановка задачи:

Дано дифференциальное уравнение и начальное условие . Требуется найти функцию , удовлетворяющую как указанному уравнению, так и начальному условию. Также получить результаты в виде таблицы, и затем их отобразить на графиках.

Математическая модель:

Дано:

 

X0=0

Xk=0.8

h=0.05

Y0=4

Найти:

Y - массив значений искомого решения в узлах сетки.


Описание используемых методов

Метод Эйлера:

Данный метод одношаговый. Табулирование функции происходит поочередно в каждой точке. Для расчета значения функции в очередном узле необходимо использовать значение функции в одном предыдущем узле.

Пусть дано дифференциальное уравнение первого порядка:


с начальным условием:              

Выберем шаг h=0.1 и введём обозначения:

и , где  =0,1,2…,

-узлы сетки,

-значение интегральной функции в узлах.

В соответствии с геометрическим смыслом задачи, прямая АВ является касательной к интегральной функции. Произведём замену точки интегральной функции точкой, лежащей на касательной АВ.

Тогда                                 (2).

Из прямоугольного треугольника АВС:                                        (3).

Приравняем правые части (1) и(3). Получим .

Отсюда

Подставим в это выражение формулу (2), а затем преобразуем его. В результате получаем формулу расчёта очередной точки интегральной функции:  (4).

Из формулы (4) видно, что для расчета каждой следующей точки интегральной функции необходимо знать значение только одной предыдущей точки. Таким образом, зная начальные условия, можно построить интегральную кривую на заданном промежутке.

Метод Эйлера модифицированного

Этот метод используется для уменьшения погрешности вычислений.

Пусть дано дифференциальное уравнение первого порядка:

с начальным условием: 

Выберем шаг h=0.1 и введём обозначения: и , где  =0,1,2…,

-узлы сетки,

-значение интегральной функции в узлах.

При использовании модифицированного метода Эйлера шаг h делится на два отрезка.

Иллюстрации к решению приведены на рисунке 4.

 

Проведем решение в несколько этапов:

1.   Обозначим точки: А(хi; уi), C(xi+h/2, yi+h/2*f(xi; yi)) и В(хi+1; yi+1).

2.   Через точку А проведем прямую под углом , где

3.   На этой прямой найдем точку C(xi+h/2, yi+h/2*f(xi; yi)).

4.   Через точку С проведем прямую под углом, где                                                                                                                                                                                                         

5.   Через точку А проведем прямую, параллельную последней прямой.

6. Найдем точку Bi+1; yi+1). Будем считать В(хi+1; yi+1) решением дифференциального уравнения при х= хi+1.                                                                                                  

7.   После проведения вычислений, аналогичных вычислениям, описанным в методе Эйлера, получим формулу для определения значения yi+1: 

Модифицированный метод Эйлера дает меньшую погрешность. На рисунке 4 это хорошо видно. Так величина  характеризует погрешность метода Эйлера, а  - погрешность метода Эйлера модифицированного.


Блок-схемы

Блок-схема описания функции:


Виды формы проекта

Исходная форма:

Итоговая форма:

Листинг программы на языке Visual Basic

Dim x(25) As Single, y1(25) As Single, y2(25) As Single, y3(25) As Single

Private x0 As Single

Private xk As Single

Function f(x, y As Single) As Single

   f = 2 * y * x / (x + 1)

End Function

Private Sub Command1_Click()

Dim k, k1, k2, k3, k4, y0, r As Single

Dim i

   x0 = Val(text1.Text)

   xk = Val(Text2.Text)

   h = Val(Text3.Text)

   y0 = Val(Text4.Text)

   e = 2.7

   n = Round((xk - x0) / h)

   c = (y0 * (x0 + 1) ^ 2) / Ee ^ (2 * x0)

   MSFlexGrid1.Rows = n + 2

   MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 0) = "X"

   MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 1) = "Y(Э)"

   MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 2) = "Y(ЭМ)"

   MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 3) = "Y(О)"

   Max = 0

   Min = y0

   y2(i) = y0

   y3(i) = y0

For i = 0 To n

   x(i) = x0 + i * h

   MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 0) = x(i)

   y1(i) = (e ^ (2 * x(i))) * c / (x(i) + 1) ^ 2

   MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 3) = Str(Round(y1(i), 4))

    y2(i + 1) = y2(i) + h * f(x(i) + h / 2, y2(i) + h / 2 * f(x(i), (y2(i))))

   MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 2) = Str(Round(y2(i), 4))

   y3(i + 1) = y3(i) + h * f(x(i), y3(i))

   MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 1) = Str(Round(y3(i), 4))

If y1(i) > Max Then Max = y1(i)

If y1(i) < Min Then Min = y1(i)

Next i

   Label5.Caption = Str(Round(Max, 4))

   Label6.Caption = Str(Round(Min, 4))

   Label7.Caption = Str(x0)

   Label8.Caption = Str(xk)

   Picture1.Cls

       kx = (Picture1.Width - 1000) / (xk - x0)

       ky = (Picture1.Height - 1050) / (Max - Min)

For i = 1 To n - 1

   z1 = Round(250 + (x(i) - x0) * kx)

   z2 = Round(5045 - (y1(i) - Min) * ky)

   z3 = Round(250 + (x(i + 1) - x0) * kx)

   z4 = Round(5045 - (y1(i + 1) - Min) * ky)

   Picture1.Line (z1, z2)-(z3, z4)

   z1 = Round(250 + (x(i) - x0) * kx)

   z2 = Round(5045 - (y3(i) - Min) * ky)

   z3 = Round(250 + (x(i + 1) - x0) * kx)

   z4 = Round(5045 - (y3(i + 1) - Min) * ky)

   Picture1.Line (z1, z2)-(z3, z4)

   z1 = Round(250 + (x(i) - x0) * kx)

   z2 = Round(5045 - (y2(i) - Min) * ky)

   z3 = Round(250 + (x(i + 1) - x0) * kx)

   z4 = Round(5045 - (y2(i + 1) - Min) * ky)

   Picture1.Line (z1, z2)-(z3, z4)

Next i

End Sub

Вывод 

В данной курсовой работе было рассмотрено два метода решения дифференциального уравнения: Эйлер и Эйлер модифицированный. Значения этих двух методов и общего решения сводится в таблицу, на основании которой строится график.

Из графика видно, что метод Эйлера имеет большую погрешность, чем метод Эйлера модифицированного. Кривая общего решения находится между двумя этими кривыми, ближе к кривой Эйлера модифицированного.


Начало

X0,Xk,Y0,h

n=(Xk-X0)/h

X(i)=Xo+i*h

C=y^2+(1-x)^2

Y3(i)

i=0..n

X(i)

Y1(i)

y1(i)=(e ^ (2 * x(i))) * c / (x(i) + 1) ^ 2

Y1(i)>MAX

MAX=Y1(i)

MIN=Y1(i)

Y1(i)<MIN

y2(i + 1)=y2(i) + h*f(x(i) + h / 2, y2(i) + h / 2 * f(x(i), (y2(i))))

Y2(i)

2

y3(i + 1) = y3(i) + h * f(x(i), y3(i))

Y2(i)

Label7

Label8

2

Label6

Z4=(y1(i+1)-MIN)*KY

Z3= (X(i+1)-X0)*KX

Z2=(y1(i)-MIN)*KY

Z1= (X(i)-X0)*KX

i=0..n-1   

KY=(Height-1050)/(MAX-MIN)

KX=(Width-1000)/(Xk-X0)

Line(Z1,Z2)-(Z3,Z4)

Z2=(y2(i)-MIN)*KY

Z1= (X(i)-X0)*KX

2

2

Z4=(y2(i+1)-MIN)*KY

Z3=(X(i+1)-X0)*KX

Line(Z1,Z2)-(Z3,Z4)

Line(Z1,Z2)-(Z3,Z4)

Z4=(y3(i+1)-MIN)*KY

Z3= (X(i+1)-X0)*KX

Z2=(y3(i)-MIN)*KY

Z1= (X(i)-X0)*KX

Конец

f=2xy/(x+1)

F(x,y)

Конец

1

3

1

3

1

3

1

3

Text3

Label4

Text4

Label2

Text2

Label3

Label1

Text1

MSFlexGrid1

EMBED Equation.DSMT4  

EMBED Equation.DSMT4  

Label5

Command1

Picture1

Min=y0, Max=0,

Y2=y0, y3=y0

EMBED Equation.DSMT4  

EMBED Equation.DSMT4  

EMBED Equation.DSMT4  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59440. Сценарій свята: Наша мова солов’їна 96 KB
  Поетична грань живе у слові, і слово немислиме без неї, як немислима річка без води. “Рідна мова дорога людині як саме життя” – говорить народна мудрість. Адже без мови не може існувати народ та його культура. Рідне слово порівнюють з хлібом, мову називають солов’їною, дивом калиновим.
59441. Сценарій свята: Україно! Це твої символи 30 KB
  Ознайомити учнів з історією України її символами виховувати в них національну свідомість розуміння своєї причетності до долі України. Карта України Акт проголошення незалежності на плакатах зображення герба України прапора на столі хліб на вишитому рушнику...
59442. Сценарій: Урок математики з інсценуванням та елементами гри 58.5 KB
  І знову дзвоник запрошує в клас, У царство логіки, краси і сили. Багато тут цікавого для нас У зоряні хвилин ми відкрили.
59443. Сценарій вечора на тему: “А нумо, хлопці”, присвячений Дню Вітчизни 32 KB
  В змаганнях приймає участь вся команда Кожний учасник дістає по чотири дощечки. Перемагає та команда яка швидше прийшла до фінішу. В його відсутності команда противника договорюється що будуть робити показувати. Повернувшись він відгадує що протилежна команда показує городні роботи.
59444. Сценарій вечора на тему: Нумо, дівчата 37 KB
  Стрибок через козла ноги нарізно біг по колоді біг по коридору з 6 обручів на віддалі 23 м два кувирки вперед біг стрибки з скакалкою. €œВеселі старти Стрибки з скакалкою: 1. Стрибки і біг з перешкодами: Стрибок через козла кувирок вперед...
59445. Cценарій: Інтелектуальна гра — КВК 45.5 KB
  Котра команда назбирає в своїй; карбничці більше фішок та і буде переможцем. Та от дружбу ціним більше Сперечатися не будем. Завдання: з поданих літер за 1 хв скласти якомога більше слів АБИ брат краб бант танк кат раб кабан.
59446. Сценарій: Інтелектуально-розважальна гра “Калейдоскоп” 49 KB
  Все починається зі слова. Шевченко: Ну що здавалося б слова Слова та голос більш нічого. На цій станції наші гравці покажуть який словарний запас української мови вони мають. Команди зачитують слова чиє слово буде останнє той і переміг.
59447. Cценарій святкової лінійки: Спорт, туризм, здоровя 26.5 KB
  Що тільки людина посіє - те й пожне. Порушиш правила здоровя - пожнеш хворобу. Тому сьогодні особливо важливо сформувати потребу в здоровому способі життя, а також в задоволенні від повноцінного життя.
59448. Сценарій концерту, присвячений Дню Вчителя: Учителю, ти є і будеш вічно! 50 KB
  Всім у цей день веселитись Сміятись співати на жарт не скупитись. Хай кращою буде учительська Доля Щоб добре вам всім працювалось у школі Рятує хай ангел-спаситель всіх вас Щасливі й здорові були щоб весь час.