49715

О вреде курения – языком математики. Проценты. Решение задач

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Решение задач в 6м классе. Проблема: Жить или курить Выбирайте сами Форма проведения: урок проблема Решение проблемного вопроса Курить или быть здоровым при помощи решения задач в ходе обсуждения на внеклассном мероприятии с использованием ИКТ. Решение задач Предмет: математика Учитель: Короткова Наталья Александровна. Решение задач.

Русский

2014-01-07

134.5 KB

42 чел.

План - конспект

урока   математики , проведенного в рамках декады по профилактике наркомании, алкоголизма и  курения по теме:

"Проценты. Решение задач" в 6-м классе.  

Проблема: Жить или курить? Выбирайте сами!

Форма  проведения:  урок - проблема

Решение проблемного вопроса «Курить или быть здоровым?» при помощи  решения задач в ходе обсуждения на внеклассном мероприятии, с использованием ИКТ.

Тема: «О вреде курения – языком математики. Проценты. Решение задач»

Предмет: математика

Учитель: Короткова Наталья Александровна.

Должность:  учитель математики

Учреждение: МОУ СОШ № 1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области.

Задачи  урока:

  •  Закрепить умение выполнять действия с натуральными числами.
  •  Развитие познавательного интереса к предмету математика, применение математических знаний во внеурочной обстановке.
  •  Развитие у учащихся познавательного интереса и любознательности.
  •  Воспитание  доброжелательности, инициативности, активности.

Цели урока:

Образовательные:

  •  – отработать практические умения и навыки нахождения дроби от числа, процентов от числа на примерах решения задач по вычислению процентов;
  •  – актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы «Проценты»;
  •  –  помочь развить познавательный интерес к изучению процентов.
  •  Повышение интереса к предмету – математика.
  •  Повышение мотивации учащихся к изучению  предмета математики  через средства  компьютерных программ.
  •  Воспитательные:
  •  – пропаганда здорового образа жизни, расширение знаний о вреде курения;
  •  Профилактика здорового образа жизни
  •  – способствовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни: «Курить или быть здоровым?».

Развивающие

  •  способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделение главного в понимании поставленного вопроса, переноса знаний в новую ситуацию, развитию внимания и памяти.
  •  Внесение  разнообразия и положительной  эмоциональной окраски в учебный процесс.
  •  Развитие  внимания, сообразительности.
  •  Эстетическое оформление тематического мероприятия;

Возраст участников:  6 класс.

Место проведения: учебный кабинет c мультимедийным оборудованием.

Материальная база:

  •  Презентация.
  •  Экран или интерактивная доска.
  •  Проектор и компьютер.
  •  Бумага, ручки, цветные карандаши.

Ожидаемые результаты:

  •  Развитие культуры речи.
  •  Развитие логической культуры.
  •  Развитие творческих способностей.
  •  Выработка коммуникативных навыков.

Продолжительность:  45 мин.

                                                                                    

Оборудование:

  •  плакаты, книги и вырезки из газет о вреде курения,
  •  карточки с текстом задач,
  •  пирамидки («Журналисты» «Экологи», «Психологи», «Медики», «Химики»),
  •  компьютер, интерактивная доска

Ход проведения урока:

  1.  Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодня у нас необычный урок.

Проведем мы его, обсуждая проблему для человечества – наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка – курение. Итак, задумаемся над вопросом «Жить или курить?» и  попытаемся найти ответ на него, решая  задачи на вычисление процентов.

Тема  урока: «О вреде курения – математическим языком. Проценты. Решение задач».

     Девизом к нашему уроку  послужат слова :

«Я выбираю здоровый образ жизни».

Итак, цели нашего урока  следующие: вы должны убедить себя в том, что:

вы можете справиться с задачами данного урока;

тема «Нахождение дроби и  процентов от числа» вами усвоена;

табак приносит вред телу, разрушает разум, отравляет целые нации.

Ваша работа будет оцениваться при помощи вот таких жетонов – витаминов: «А», «В», «С».

  1.  Устная разминка.

Учитель: Начиная курить, люди не всегда задумываются, к чему может привести эта вредная привычка?  А стоило бы. Какой же вред наносит курение организму?

Задание: На доске зашифрованы слова – части тела, на которые пагубно влияет курение, вы сможете их разгадать, если вспомните правила:

  •  Как перевести дробь в %?
  •  Как %  представить в виде дроби?
  •  Как найти дробь от числа (% от числа)?

Ученики проговаривают вслух правила и выполняют задания, представленные на интерактивной доске (показывают ответы при помощи карточек для устного счета), один из учащихся заполняет клетки буквами, соответствующими правильным ответам.

Заготовка на доске:

  1.  Представьте % в виде дроби:   13%;  4%;  110%;  72,8%;  50%.
  2.  Переведите число в  %:   0,62;  3;  0,9;  0,017;  .
  3.  Найдите:  8% от 10;   12% от 4;    от.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

С

Г

Е

А

Ц

Ж

Л

Д

И

О

Р

К

Т

62

90

0,04

1,7

1,1

0,48

25

0,728

0,13

0,8

300

 

 

 

 

 

 

1

3

11

8

5

3

 

 

 

 

 

 

7

3

2

12

9

3

 

 

 

11

10

13

 

 

 

 

12

10

6

4

2. Компьютерная презентация о вреде курения (Бумарсков Вадим)

Учитель:

Мы получили слова: «сердце», «лёгкие», «рот», «кожа» (высвечиваются на интерактивной  доске). Ребята, а вы знаете, как курение влияет на эти части тела? (обучающимся показывается компьютерная презентация о вреде курения)

Сердце – сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной.

Лёгкие – затрудняет нормальное дыхание, что снижает твои спортивные результаты.

Рот – повреждает слизистые оболочки губ, языка, носоглотки; изменяет вкусовую чувствительность; приводит к кашлю; приводит к неприятному запаху при дыхании.

Кожа – температура кожи падает; морщины на лице появляются раньше.

Кроме этого при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.

III. Решение задач.

Учитель:  Мы переходим к следующему этапу нашего занятия – решению задач по теме: «Проценты».

Работаем в тетрадях (записали число, тему).

Цитата: «Курение мужчины – беда, курение женщины – дважды беда, ибо угроза от женской сигареты двойная: и для самой матери, и для её ребенка». (Ф.Г. Углов)

  Огромный вред наносит курение женскому организму. Дети, родившиеся у курящих матерей ослаблены и больны. Смертность новорожденных у курящих матерей на 28% выше, чем у некурящих. Дети курящих родителей чаще болеют. У них ослаблены иммунитет, бывают судороги. Они отстают в интеллектуальном развитии, им сложнее учиться в школе. Давайте подсчитаем средний вес новорожденного ребенка, если его родители курят.

Задание 1. (Работа у доски. Текст задачи на доске. Ученик зачитывает условие и решает, остальные выполняют задание  в тетради.)

Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 400 г.  Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 119 г, если курит мать – меньше на 255 г.  Определите, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если:

а) курит папа;

б) курит мама;  

в) курят оба.

Ответ округлите до единиц.

Решение:

а) 119 : 3400 ∙ 100% = 3,5% ≈ 4%.   

  б) 255 : 3400 ∙ 100% = 7,5% ≈ 8% .      

 в) (119 + 255) : 3400 ∙ 100% = 11%.

Учитель:  Согласитесь с тем, что полностью здоровым этот малыш уже не будет, и всю жизнь ему придется расплачиваться за легкомыслие родителей. Итак, курильщики страдают от различных заболеваний, но все равно продолжают курить. Невольно возникает вопрос: почему все - таки люди курят?  (ответы учеников)

−желание скорее «повзрослеть»;

−любопытство;

−подражание;

−привычка;

−так называемое «снятие нервного напряжения».

Сегодня у нас на занятии  присутствуют различные «специалисты»:  химики, психологи, экологи, медики, журналисты.  Я думаю, что все они хотят высказать свою точку зрения по проблеме: «Курить или быть здоровым?»

Задание 2.  (работа в группах)

Учитель:

Каждой группе предлагается задача по теме: «Проценты».

Текст задачи на карточке. Затем решение проверяется, обсуждается (на доске можно оформить решение некоторых задач) и каждая группа выступает по проблеме «Курить или быть здоровым?». Журналисты получают индивидуальные задания, решение которых сдают учителю.

Медики.

Учитель: О том, к чему может привести курение,  нам расскажут медики.

Медики.

Сообщение: Каждая сигарета сокращает жизнь на 8-15 минут. Смертность от всех болезней среди курящих на 70% выше чем,  среди некурящих. А у выкуривающих 20 и более сигарет в день в 2 раза выше.

Задача: Курящие дети сокращают свою жизнь на 15%. Определите,  какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни  в России 56 лет.

Решение: 1)15% = 0,15  

2) 0,15 ∙ 56 = 8,4

3) 56 ─ 8, 4 = 47,6 (лет)

Химики.

Учитель: О том, насколько опасно курение для нашего организма, расскажут химики. Они определили процентное содержание некоторых веществ в табачном дыме.

Сообщение: В  момент затяжки  на кончике сигареты  развивается  температура  600-9000. При этом образуется около 6000 веществ, из которых 120 ядовиты. 28,7% общей токсичности приходится на никотин. За 30 лет курильщик поглощает приблизительно 1 кг никотина. Выкуривая пачку сигарет в день, он получает дозу облучения, в 3,5 раза превышающую предельно допустимую. За 20 лет курения в легких скапливается до 6 кг сажи.

Задача: В табачном дыме содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите % содержание самых ядовитых веществ ─ синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, ─  в одной сигарете.  Если никотина  2%, а синильная кислота составляет часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 0,6 от количества табачного дегтя, а  полоний ─  от количества окиси углерода.

Решение: 1) 2% = 0,02;  0,02 ∙  = 0,01 = 1% ─ синильной кислоты.

                2) 2 ∙ 7,5 = 15% ─ табачного дегтя.

                3) 0,6 ∙ 15 = 9% ─ окиси углерода.

                4)  ∙ 9 = 6% ─ полоний.

Экологи.

Учитель: О вреде курения окружающей среде нам расскажут экологи.

Сообщение: Народная мудрость гласит: «Один курит, ─ весь дом болеет». Установлено, что в организме курильщика задерживается только четвертая часть никотина, еще часть разрушается  при сгорании,  остальное количество, т.е половина, загрязняет воздух, помещение в котором курят. Человек, который находился в течение часа в  накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как будто он выкурил 4 сигареты. Известен случай, когда девочку положили спать в комнате, где сушились листья табака, через несколько часов ребенок умер. Курящие люди отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе, ведут к учащению пожаров в быту, на производстве и в лесу.

Задача: Дым от одной сигареты содержит 5 мг яда никотина. Сколько яда примет человек за один день, выкурив 15 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 20% никотина?

 Решение: 1) 5 ∙ 15 = 75 мг ─ содержится никотина в 20 сигаретах.

                2) 20% = 0,2;    75 ∙ 0,2 = 15 мг  примет человек  за один день.

Психологи.

Сообщение: Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно.  Так во всем мире идет борьба с табаком. Во многих странах запрещено курить на рабочем месте.  Курящему человеку могут отказать в приеме на работу. А некурящему – более высокая заработная плата, дополнительные премии.

Задача: Если хороший секретарь – машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у неё будет 4% ошибок. Сколько сделает ошибок машинистка на странице, где знаков в 1,5 раза больше?

Решение: 4% = 0,04;  

                1) 800 ∙ 1,5 = 1200 -  знаков;

                2) 1200 ∙ 0,04 = 48 – ошибок.

Учитель: Случается так, что твои друзья предлагают тебе закурить, и бывает очень трудно отказаться от таких предложений. Ты не хочешь выглядеть «белой вороной», или тебе просто не хватает умения, чтобы поступить не так, как все. Будешь ли ты курить или нет – это твой выбор. Но не забудь, какие болезни в результате ты можешь получить и что бросить курить намного сложнее, чем принять разумное решение.

Журналисты.

Учитель: Ну а теперь на основе всех выступлений попробуем сделать вывод. Итоги подведут журналисты (сдают задачи, которые решали индивидуально).

Задача 1:   Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких. Найдите количество больных, если в одном из посёлков курят около 900 человек.

Решение: 1) 80% = 0,8;  900 ∙ 0,8 = 720 человек больны.

Задача 2:   Норма суточной потребности учащегося в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько витаминов ворует у себя тот, кто курит?  Сколько витаминов получит ученик, который курит?

Решение: 1) 20% = 0,2; 125 ∙ 0,2 = 25 мг – потеряет ученик;

                2) 125 – 25 = 100 мг – останется.

4.Выводы

Сообщение: Итак, выслушав всех выступающих, мы бы хотели отметить положительные и отрицательные стороны курения:

Позитив:  

  •  Кокетство (игра пачкой сигарет или красивой зажигалкой);
  •  Элемент комфорта (легче заводить знакомства);
  •  Похудение;
  •  Снятие нервного напряжения;
  •  Желание казаться взрослее.

Негатив:

  •  Повышается кровяное давление, в кровь попадают ядовитые вещества;
  •  Склонность к простудным заболеваниям, возникает «кашель курильщика»;
  •  Раннее  старение, замедляется рост;
  •  Желтеют зубы, голос становится хриплым;
  •  Болезни сердца, рак лёгких, губ, горла, желудка;
  •  Страдают дети курильщиков;
  •  Лишняя трата денег;
  •  Загрязняется воздух;
  •  Испытываешь неудобства, когда нет сигарет или нельзя курить;
  •  Одышка и сердцебиение при физических нагрузках  и.т.д.;

Как видите, отрицательные стороны во много раз превышают положительные, которые на самом деле не всегда такими  являются. Поэтому жизнь без вредных привычек более предпочтительна.

Учитель:  Итак, ребята, давайте этими словами, подведём итог нашего урока.

                                            5.Итоги урока.  

Учитель:

Наш урок   закончился , мы ответили на поставленные вопросы и решили задачи на определение процентов и процентного соотношения. Давайте вернемся к девизу нашего урока:

«Я выбираю здоровый образ жизни».  Думаю, что всем нам надо серьезно задуматься над вопросом «Курить или быть здоровым?» и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас.

Задачи на дом: (текст на карточке)

  1.  Определите, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривая одну пачку в сутки, если  пачка сигарет стоит 10 руб., а ежемесячная зарплата 5000 руб.
  2.  При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3 – 5 лет, обнаружено, что 70% имеют по 2 заболевания – органов дыхания и пищеварения. Остальные – по 1 заболеванию. Определите,  сколько учащихся имеют по 2 заболевания и сколько по одному?
  3.  Для желающих: придумать четверостишие о здоровом образе жизни, о вреде курения. Оформить решение в виде открытки, можно сделать рисунок.

Использованная литература:

  •  Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.Математика: учебник для 6 класса.- М.: Мнемозина,2007    
    •  Васильченко К.В. «Путешествие в страну «Я». –Д.: Сталкер, 1998. – 448с.
    •  Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.Математика: учебник для 5 класса.- М.: Мнемозина,2007.-280с.
    •  Леман И.Увлекательная математика. Пер.с нем.– М.: Знание,  1985.-272с.
    •  Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. –М.: Просвещение, 1984. -160с.
    •  Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. – М.:Просвещение,1994.-222с.

  •   Ягодзинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся.-1986.
  •  Книга для учителя «Я иду на урок математики» 5 класс.
  •  Приложение к газете «Первое сентября» «Математика» 2000 г.
  •  Журнал «Завуч. Управление современной школой» № 2 2006 г.

Интернет ресурсы:

  •  htt://festival.1september.ru.
  •  http://www.uztest.ru/abstracts/?idabstract=72000. Сайт в помощь учителю математики, руководитель Ким Н.Е.
  •  http://karmanform.ucoz.ru/load/3-1-0-77 
  •  http://mathematic.su/index.html  за страницами учебника
  •  http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&lib_no=117587&tmpl=lib  сеть творческих учителей.
  •  Собственные фото из домашнего архива.

PAGE   \* MERGEFORMAT 4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76870. Органы иммунной системы 181.19 KB
  Основой всех иммунных органов является лимфоидная ткань: узелковая и диффузная создающая морфофункциональный клеточный комплекс лимфоцитов плазмоцитов макрофагов и других иммунных клеток. В костном мозге из стволовых клеток путем многократных делений до 100 раз и дифференцировки по трем направлениям эритропоэз гранулопоэз тромбоцитопоэз образуются форменные элементы крови эритроциты агранулоциты лимфо и моноциты тромбоциты а также Влимфоциты. Они участвуют в гуморальном иммунитете и становятся предшественниками...
76871. Центральные органы иммунной системы 184.18 KB
  Общая масса костного мозга medull ossium составляет 253 кг 4547 от массы тела около половины приходится на красный мозг medull ossium rubr столько же на желтый – medull ossium flv. В красном костном мозге благодаря многократному делению – более 100 раз росту и усложнению структуры стволовые клетки превращаются в эритроциты лейкоциты лимфо и моноциты тромбоциты. Влимфоциты образующиеся в красном мозге участвуют в реакциях гуморального иммунитета вырабатывая антитела.
76872. Периферические иммунные органы 184.32 KB
  В белой пульпе вокруг ветвей и веточек селезеночной артерии располагаются лимфоидные узелки сформированные в периартериальные лимфоидные влагалища вокруг пульпарных ветвей эллипсоидные диски с осевым смещением вокруг центральных веточек и гильзы вокруг кисточковых артериол. В петлях сети находятся лимфоидные узелки и диффузная лимфоидная ткань. Корковое вещество лежит под капсулой и содержит лимфоидные узелки в 051 мм диаметром часть из них имеет центры размножения.
76873. Селезенка (lien, splen) и ее строение 182.4 KB
  Селезенка lien splen располагается глубоко в преджелудочной сумке верхнего этажа брюшной полости проецируется в левой подреберной области на уровне IXXI ребер. Селезенка лиен сплен имеет: массу в 20 40 лет у мужчин 192 г у женщин 153 г; длину в 1014 см ширину в 610 см толщину в 34 см; цвет темнокрасный; поверхности: диафрагмальную выпуклую; висцеральную плоскую или слегка вогнутую с лежащим посредине углублением воротами; края: верхний передний острый нижний задний – тупой; концы: задний закругленный ...
76874. Значение нервной системы 184.15 KB
  Условно нервная система подразделяется: на центральную часть в составе головного и спинного мозга; на периферическую часть в составе черепных 12 пар и спинномозговых 31 пара нервов и образующих их корешков; нервных узлов нервных сплетений отдельных ветвей и их нервных окончаний в органах и тканях. Внутри головного мозга нейроны формируют скопления в виде крупных и мелких ядер и сети ретикулярной формации. Нервные волокна мозга подразделяются на ассоциативные комиссуральные и проекционные все они образуют проводящие пути для...
76875. Понятие о нейроне 187.43 KB
  Отростки нейронов нервные волокна в периферической системе образуют корешки пучки нервы и нервные сплетения. Главной частью нервного волокна является осевой цилиндр представляющий короткий или длинный вырост цитоплазмы окруженный внутренней оболочкой неврилеммой. Мякотные или миелиновые волокна которые содержат в наружной шванновской оболочке миелин химическое вещество липоидного характера. Безмякотные безмиелиновые волокна не содержат миелина в наружной оболочке.
76876. Спинной мозг 186.68 KB
  Пластинки возникают из нервного лентовидного гребня расположенного вдоль спинного мозга сзади. Утолщение стенок изменение общей формы развивающегося мозга сопровождается сужением центрального канала. У детей 35 лет и новорожденных сильнее выражены шейногрудное и поясничнокрестцовое утолщения спинного мозга.
76877. Развитие головного мозга 184.2 KB
  Стабилизация или элиминация межнейронных связей наступает в конце созревания мозга. Вначале 5ой недели разделяется задний пузырь для образования заднего и продолговатого мозга. Изза неравномерности роста развивающегося мозга появляются в пузырях сагиттальные изгибы ориентированные выпуклостью в дорсальную сторону первые два и вентральную третий: теменной изгиб самый ранний возникает в области среднемозгового пузыря отделяя средний мозг от промежуточного и конечного; затылочный изгиб в заднем пузыре отделяет спинной мозг от...
76878. Серое и белое вещество головного мозга 182.07 KB
  Базальные ядра хвостатое чечевицеобразное миндалевидное по происхождению и развитию подразделяются: на новые ядра неостриатум в составе хвостатого ядра и скорлупы чечевицеобразного; на старые ядра палеостриатум в составе бледных шаров: медиального и латерального; на древние архистриатум миндалевидное ядро и гиппокамп. Базальные ядра относят к подкорковым структурам. Среди базальных ядер выделяют стриапаллидарную систему включающую головку хвостатого ядра скорлупу и бледные шары. Хвостатое ядро nucleus cudtus имеет:...