4972

Стандартная библиотека шаблонов STL

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Стандартная библиотека шаблонов STL Практическая деятельность программистов в течение нескольких десятков лет привела широкому распространению ряда способов организации структур данных, например, массив, список, очередь и т.д. Эти структуры данных с...

Русский

2012-11-30

25.77 KB

20 чел.

Стандартная библиотека шаблонов STL

Практическая деятельность программистов в течение нескольких десятков лет привела широкому распространению ряда способов организации структур данных, например, массив, список, очередь и т.д. Эти структуры данных стали стандартными. Для использования стандартных структур данных при решении различных задач была разработана стандартная библиотека шаблонов, предназначенных для формирования контейнерных классов

Контейнер – это объект, содержащий набор других объектов, организованный определенным образом.

Назначение контейнеров – управление наборами (коллекциями) объектов определенного типа.

Примеры контейнеров: массив, список.

Работа с контейнерами поддерживается с помощью контейнерных классов.

Для каждого типа контейнера в соответствующем контейнерном классе определены методы для работы с его элементами.

Свойства контейнеров:

- для каждого типа контейнера в контейнерном классе определены методы для работы с его элементами независимо от типа элементов

Достинства:

- повышение надежности, переносимости и универсльности

- уменьшение сроков и стоимости разработки программ

Недостатки:

- снижение быстродействия

- трудность изучения

Классификация контейнеров:

последовательные

ассоциативные

Последовательные контейнеры

векторы (vector)

двусторонние очереди (deque);

списки (list)

стеки (stack)

очереди (queue)

очереди с приоритетами (priority queue)

В последовательном контейнере элемент занимает определенную позицию, которая зависит только от времени и места вставки.

Ассоциативные контейнеры

словари (map)

словари с дубликатами (multimap);

множества (set);

множества с дубликатами (multiset)

битовые множества (bitset)

Позиция элемента зависит от его значения по определенному критерию сортировки. Это ускоряет поиск нужного элемента

Требования к контейнерам

1. При вставке элемента создается его копия внутри контейнера

2. Расположение элементов в контейнера в определенном порядке

3. Необходимость отслеживания операций

Общие операции и методы

begin() 

end()

rbegin()

rend()

size()

max_size()

empty( )

сравнение < >

присваивание =

swap()

clear( )

Операция

Метод

Вид последовательного контейнера

vector

deque

list

Вставка в начало

push_front()

-

+

+

Удаление из начала

pop_front()

-

+

+

Вставка в конец

push_back()

+

+

+

Удаление из конца

pop_back()

+

+

+

Вставка в произвольное место

insert()

+

Удаление из произвольного места

erase ()

+

Произвольный доступ к элементу

[] или at()

+

+

-

Выводы:

1. Вектор эффективно реализует произвольный доступ, добавление и удаление элемента из конца

2. Двусторонняя очередь эффективно реализует произвольный доступ, а также добавление элементов в оба конца. и удаление элементов из обоих концов.

3. Список эффективно реализует вставку и удаление элементов в произвольное место, но не имеет произвольного доступа к элементам.

Массивы и двусторонние очереди – на самостоятельную проработку

Списки

Свойства и возможности списков

- Список не предоставляет произвольного доступа к своим элементам

- Вставка и удаление элементов в любое место списка выполняется за одно и то же время

- Нет операций, связанных с емкостью и перераспределением памяти

- Много специальных методов для перемещения элементов.

Для передвижения по структуре используется итератор – указатель на текущий элемент.

Пример работы со списком.

include "stdafx.h"

#include<list>//включение заголовочного файла шаблонного класса списка

#include<algorithm>

using namespace std;//стандартное пространство имен

int _tmain()

{

   // TODO: Please replace the sample code below with your own.

   //Console::WriteLine(S"Hello World");

   

 list <int> L1, L2, L3;//определение 3-х пустых списков

 //Заполнение списков значениями

 for(unsigned i=0; i<5; i++)

 L1.push_front(i);

 for(unsigned i=0; i<3; i++)

 L2.push_back(i+10);

L3=L2;

list <int>::iterator it;

printf("L1: ");

 for(it=L1.begin(); it !=L1.end(); it++)

 {

  printf(“%d ”,*it);

 }

printf(“L1.size %d”, L1.size());

printf("L2: ");

for(it=L2.begin(); it !=L2.end(); it++)

 {

  printf(“%d ”,*it);

 }

printf(“L2 size %d”, L2.size());

printf("L3: ");

 for(it=L3.begin(); it !=L3.end(); it++)

 {

  printf(“%d ”,*it);

 }

printf ("L3 size %d ", L3.size());

 it = L1.begin(); it++; it++;

L1.splice(it,L2);

printf("L1: ");

 for(it=L1.begin(); it !=L1.end(); it++)

 {

  printf(“%d ”,*it);

 }

printf(“L1.size %d”, L1.size());

L1.sort();

printf("L1: ");

 for(it=L1.begin(); it !=L1.end(); it++)

 {

  printf(“%d ”,*it);

 }

 

 L1.merge(L3);

printf("L1: ");

 for(it=L1.begin(); it !=L1.end(); it++)

 {

  printf(“%d ”,*it);

 }

 

printf("Смена порядка следования элементов списка L1 на обратный");

 L1.reverse();

 for(it=L1.begin(); it !=L1.end(); it++)

 {

  printf(“%d ”,*it);

 }

printf("Удаление дубликатов");

 L1.unique();

 for(it=L1.begin(); it !=L1.end(); it++)

 {

  printf(“%d ”,*it);

 }

}

Ассоциативные контейнеры

Ассоциативные контейнеры обеспечивают быстрый доступ к данным за счет того, что они построены на основе сбалансированных деревьев поиска.

Типы ассоциативных контейнеров:

- словарь (map)$;

- словарь с дубликатами (multimap);

- множество (set);

- множество с дубликатами (multiset);

- битовые множества (bitset);

Словарь – набор пар «ключ/значение». Каждый ключ в одном экземпляре.

Словарь с дубликатами – словарь с возможностью дублирования ключей.

Множество – набор элементов, где элементы сортируются в соответствии с их значениями. Дубликаты не разрешаются.

Множество с дубликатами – множество, в котором могут быть элементы с одинаковыми значениями.

Битовые множества – массивы битов фиксированного размера.

Достоинства битовых множеств:

- произвольный фиксированный размер битового поля

- поддержка присваивания значениям отдельным битам.

- запись битовых полей в виде последовательностей нулей и единиц.

Пример работы со словарями (телефонная книга)

/ generated using an Application Wizard.

#include "stdafx.h"

#include <fstream>

#include <iostream>

#include <string>

#include <map>

using namespace std;

typedef map <string, long, less <string> > map_dic;

int _tmain()

{

   // TODO: Please replace the sample code below with your own.

map_dic dic1;

 

ifstream in("phonebook.txt");

   string fam;

 long num;

 

 for (unsigned k=0; k<3; k++)

 {

 in>> num;

 in.get();

 getline(in, fam);

 dic1[fam]=num;

 cout<<num<<" "<<fam<<endl;

}

dic1["Николаев Николай Николаевич"]=1234567;

dic1["Сергеев Сергей Сергеевич"]=4444444;

map_dic::iterator it;

 for(it = dic1.begin(); it != dic1.end(); it++)

 cout << it->first << " " << it->second << endl;

   getline (in, fam);

 if(dic1.find(fam) !=dic1.end())

 cout<<"Found!!!"<<endl;

fam="Petrov;

dic1.insert(make_pair(fam, 6666666));

dic1.erase(fam);

in.close();

   

 return 0;

}


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61770. Работа с тканью. Разметка по шаблону. Игольница в обложке 29.44 KB
  Форма работы: индивидуальная фронтальная; Технология обучения: здоровосберегающая Доминирующая задача: мотивация учебной деятельности и способы постановки учебной задачи; Литература: Конышева Н. Подготовка к уроку 12мин...
61771. Прихватка для горячей посуды. Творческий проект 23.37 KB
  Оборудование: а для учителя: Материалы: учебник готовое изделие лоскутки ткани цветные нитки лист тетрадной бумаги в клетку булавки кусочек мела учебная таблица Раскрой ткани Виды швов панно для демонстрации выполнения шва; Инструменты: ножницы игла. б для учащихся: Материалы: лоскутки ткани цветные нитки; Инструменты: ножницы игла булавки. Сегодня на урок труда вы должны были принести лоскутки ткани цветные нитки булавки иголку и ножницы. Какой материал лучше взять для работы Название хлопчатобумажной ткани произошло...
61772. Конструирование из бумаги. Изготовление новогодней фонарика 21.76 KB
  Цель: углубление и развитие знаний и умений учащихся, связанных с первоначальными приемами обработки бумаги с помощью шаблона, резанием бумаги ножницами; совершенствовать навыки в вырезании по контуру из бумаги, развивать мелкую моторику рук...
61773. Работа с разными материалами. Аппликация из ваты на бархатной бумаге «Верба» 19 KB
  Аппликация из ваты на бархатной бумаге Верба. Сегодня мы будем делать аппликацию Верба. А какой праздник у нас будет перед пасхой в воскресенье 8 апреля Вербное воскресенье А что такое верба кустарник.
61775. Кармашек для мелочей «Слон». Кармашек для мелочей в виде слоненка 17.9 KB
  Цель: сделать кармашек для мелочей который можно повесить например под зеркалом в умывальнике положив туда расчески. Что представляет собой работа слоник с кармашком Какие части есть у нашего слона Кармашек эскиз слона хвост Чем мы соединим кармашек к слону клеем...
61776. Развитие речи. Обучающее сочинение по наблюдениям: Как солнечный Лучик Весну разбудил 22.08 KB
  Весна шла по полям как молодая хозяйка. Весна шла и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче†Константин Паустовский. И удивительное время года весна она не оставляет никого равнодушным. Весна воспета в народных песнях в музыке русских композиторов.
61777. Эта Земля была создана для тебя и меня 19.08 KB
  You can see the some interesting facts about world records. Now please read and translate the task. So please answer my questions using these ex.
61778. Великая война - великая победа 23.74 KB
  Цель: познакомить учащихся с главными этапами хода Великой Отечественной войны. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны чтобы они не повторились вновь. Начало войны. Окончание войны.