4976

Экономика и экономическая теория. Учебник

Книга

Экономическая теория и математическое моделирование

Введение Цель изучения данного курса заключается в усвоении студентами основных положений экономической теории для перспективного ее использования при формировании объективных экономических оценок и формирования рационального экономического мышления...

Русский

2012-11-30

269 KB

84 чел.

Введение

Цель изучения данного курса заключается в усвоении студентами основных положений экономической теории для перспективного ее использования при формировании объективных экономических оценок и формирования рационального экономического мышления.

Задачи курса:

изложить современные концепции в области экономической науки;

научить студентов использовать разнообразную экономическую
информацию для оценки текущего состояния экономики и ее моделирования в современных рыночных условиях.

Важной чертой учебно-методического пособия является сформулированные теоретические и практические рекомендации, которые позволяют студентам, обучающимся на сокращенной и заочной формах обучения, в полном объеме самостоятельно изучить теоретические и практические части данных дисциплин.

«Экономика» и «Экономическая теория» как учебные курсы в системе подготовки специалистов связаны с дисциплинами учебного плана: «Высшая математика», «Статистика», «Экономика труда», «Мировая экономика», «Информатика». Курсы «Экономика» и «Экономическая теория» являются базовыми для изучения таких дисциплин, как «Оценка инвестиционных проектов», «Математическое моделирование» и др.

Студент должен знать:

основы микро- и макроэкономической теории;

методы и принципы экономического анализа.

Студент должен уметь:

анализировать различные экономические ситуации и модели;

предлагать эффективные решения по реальным экономическим ситуациям.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в экономическую науку

Возникновение и развитие экономической науки. Сфера обращения. Меркантилизм. Классическая политэкономия. Марксизм. Экономикс. Кейнсианство. Институционалисты.  Предмет экономической теории. Общественное производство. Труд. Благо. Рабочая сила. Предметы труда. Средства труда.  Метод экономической теории. Методы познания. Модель. Понятие экономической системы и проблема выбора. Неэкономические блага. Экономические блага. Предпринимательские способности. Трансакционные издержки. Эффективность.

Тема 2. Спрос и предложение. Эластичность

Рынок. Сущность спроса и предложения. Факторы, влияющие на величину спроса и предложения товара на рынке. Равновесие на рынке. Ценовые сигналы. Рыночный механизм. Эластичность спроса. Эластичность предложения.

Тема 3. Фирма. Издержки и прибыль фирмы

Фирма, предприятие, организация. Виды фирм и критерии их классификаций. Концерн. Конгломерат. Издержки производства (явные, неявные, прямые, косвенные). Экономическая и бухгалтерская прибыль фирмы. Экономическая прибыль  как критерий оценки деятельности фирмы. Доход фирмы. Равновесие фирмы.

Тема 4. Рынки несовершенной конкуренции

Рыночная власть. Факторы, определяющие величину монопольной власти. Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Олигополия, основанная на тайном сговоре. Ценовая диверсификация и дискриминация. Два способа измерения силы монопольной власти.

Тема 5. Макроэкономическая нестабильность:

безработица, инфляция

Деловой (экономический) цикл. Фазы цикла. Причины колебаний. Нециклические колебания. Воздействие циклов на производство товаров длительного и кратковременного пользования. Безработица: основные типы. Естественный уровень безработицы. Экономические издержки безработицы. Разрыв ВВП и закон Оукена. Инфляция: определение, измерение. Темп инфляции. Теории инфляции: инфляция спроса, инфляция издержек. Виды инфляции. Последствия инфляции.

Тема 6. Макроэкономическое равновесие:

потребление, сбережения, инвестиции

Модель совокупных расходов. Закон Сэя. Потребление как самый крупный компонент совокупных расходов. Располагаемый доход. Величина фактического потребления. Сбережения. Инвестиции как компонент частных расходов. Факторы, влияющие на инвестиционное решение. Дж.М. Кейнс и эффект мультипликатора. Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. Определение равновесного ВВП.

Тема 7. Деньги и денежная система

Деньги: определение, функции. Предложение денег. Денежная масса. Денежная система. Деньги и цены: инфляция и приемлемость денег. Поддержание стоимости денег. Спрос на деньги для совершения сделок. Спрос на деньги, как на активы. Совокупный спрос на деньги. Отсутствие равновесия на денежном рынке: реакция на нехватку денег, реакция на избыток денег. Теории денег: классическая (монетаристская), кейнсианская.

Тема 8. Финансовая система и финансовая политика

Сущность и функции финансов. Финансовые отношения. Финансовая система. Типы финансовых систем. Финансовая политика. Государственный бюджет. Бюджетная система. Государственные бюджетные и внебюджетные фонды. Структура госбюджета. Формы финансовой политики.  

Тема 9. Экономический рост

Экономический рост. Два способа оценки экономического роста. Группы факторов экономического роста. Экономический рост и производственные возможности, взаимодействие трех групп факторов. Кривая производственных возможностей. Пути обеспечения экономического роста. Повышение производительности труда как основной источник роста реального продукта и национального дохода. Средства повышения производительности труда. Замедление роста производительности труда как фактор, сдерживающий экономический рост. Возможные причины замедления производительности труда.

Тема 10. Мировая экономика и международная торговля

Отличительные черты международной торговли. Экономическая основа торговли. Международная торговля как средство развития специализации. Экономическая основа торговли. Трудоемкие товары. Землеемкие товары. Капиталоемкие товары. Международное разделение труда как высшая форма общественного территориального разделения труда. Три основных типа МРТ. Сравнительные преимущества как ориентир для специализации. Условие торговли.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ НАУКУ

1. Возникновение и развитие экономической науки.

2. Предмет экономической теории.

3. Методы экономической теории.

4. Понятие экономической системы и проблема выбора.

Категории и термины

Сфера обращения. Предмет экономической теории.  Методы экономической теории. Методы познания. Модель. Понятие экономической системы и проблема выбора. Предпринимательские способности.

Методические указания

Материал данного занятия должен ознакомить слушателей с историей возникновения и развития экономической науки, составить представление о предмете и методе познания экономических явлений, вооружить основными экономическими терминами, а также сформировать представление о структуре и многообразии существующих экономических (хозяйственных) систем.

Теоретическая часть

Рефераты

1. Человек в мире экономики.

2. Основные проблемы экономического развития России и пути их решения.

3. Глобальная экономика как важнейший феномен современности.

4. Актуальные направления экономической политики.

Библиографический список

1. Гребнев Л. От «человека в экономике» к «экономике в человеке»? // Вопросы экономики. – 2006. – №11.

2. Ершов М. Актуальные направления экономической политики // Вопросы экономики. – 2004. – №12.

3. Котилко В., Невелев В. Необходимость изучения национальной экономики России // Экономист. – 2007. – №2.

4. Львов Д. О стратегии развития России // Экономист. – 2007. – №2.

5. Меньшиков С. Глобальная экономика как важнейший феномен современности // Вопросы экономики. – 2004. – №1.

Вопросы для обсуждения

1. Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления?

2. Почему политическая экономия как научная система зародилась только в эпоху становления капитализма?

3. В чем состояла заслуга меркантилистов как исторически первой школы экономического анализа? Почему их идеи и рекомендации считаются донаучной фазой в развития политической экономии?

4. Изложите главные аргументы критики А. Смитом идеологии и практики меркантилизма. В чем заключаются основные признаки классической политической экономии?

5. Почему разделение труда А. Смит считает основным фактором роста общественного богатства?    

6. В чем сущность трудовой теории стоимости А. Смита и почему марксисты и представители неоклассической политэкономии относились к ней по-разному?

7. Что нового по сравнению с классиками внесли в экономическую науку представители неоклассического направления?

8. Почему неоклассическое направление переживало серьезный кризис в начале XX в.?

9. Сформулируйте основные положения кейнсианской экономической теории. В чем заслуга Дж. М. Кейнса в развитии экономической науки и почему со временем кейнсианство подверглось научной критике со стороны многих экономистов либерального направления?

10. Как бы вы объяснили «денежное правило» Фридмена?

11. Какие признаки характеризуют экономическое благо?

12. Почему экономика как наука занимается только редкими благами?

13. Какая фундаментальная экономическая проблема лежит в основе предмета экономической теории?

14. В чем различие в определении издержек между экономистом и бухгалтером?

15. Почему экономический выбор всегда сопряжен с альтернативными издержками?

Практическая часть

Задачи, упражнения, тесты

1. Какой из приведенных ниже ответов является правильным:

а) экономическая наука зародилась в древнем Китае. Обоснуйте свой ответ;

б) экономическая наука берет свое начало в трудах древнеиндийских философов;

в) у истоков современной экономической теории стоял А. Смит;

г) истоки современных экономических знаний содержатся в Ветхом завете и учениях Христа?

2. Выберите наиболее полное и корректное определение предмета экономической теории:

а) экономика изучает производительные силы общества и наиболее эффективные способы их распределения по отраслям, регионам, странам;

б) экономика изучает переменные величины, поведение которых определяет состояние народного хозяйства (цены, спрос, занятость и т. д.);

в) экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов;

г) экономика изучает спрос, производство, потребление и необходимое для этого количество денег.

3. Какое из приведенных положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории:

а) неограниченные производственные ресурсы;

б) максимальное удовлетворение потребностей;

в) эффективное использование ресурсов;

г) редкость блага;

д) выбор между материальными и духовными потребностями?

4. В экономике производятся два вида товара: промышленный и сельскохозяйственный. Предположим, что экономика эффективна. Возможна ли ситуация, при которой улучшение технологии в сельскохозяйственном секторе приведет к увеличению продукции сельского хозяйства, но количество производимой промышленной продукции останется без изменения? Можем ли мы теперь утверждать, что экономика эффективна? Докажите свой ответ с помощью модели кривой производственных возможностей.

5. Единица труда в Молдове может произвести 6 бутылок вина или 2 кг хлеба. В Грузии единица труда производит 4 бутылки вина или 1 кг хлеба. Предположим, что в Молдове 200 рабочих, а в Гру- зии 100. Критически оцените следующее утверждение: Молдове не выгодно торговать с Грузией, потому что труд ее рабочих более эффективен в производстве обоих товаров. Как будет выглядеть КПВ при слиянии этих экономик?

6. Допустим, вы одержали победу в викторине по экономике. Вам предоставлена возможность выбора одного из трех призов: магнитофона, принтера или телевизора. Вы выбрали принтер, так как магнитофон и телевизор у вас уже есть. Поэтому альтернативной стоимостью вашего выбора будет:

а) сумма цен телевизора и магнитофона, от которых вы отказались;

б) цена принтера;

в) лучшее из того, чем вы пожертвовали, сделав выбор: или магнитофон, или телевизор;

г) альтернативная стоимость отсутствует, поскольку принтер достался вам бесплатно.

7. Домашнее хозяйство Ивановых, расположенное в поселке N, может произвести 6 л кваса или 2 кг хлеба. Домашнее хозяйство Сидоровых из поселка М может произвести 6 л кваса или 6 кг хлеба. Возможны ли специализация и обмен продукцией между хозяйствами? Нарисуйте кривую производственных возможностей и кривую потребления этих хозяйств как для отрицательного, так и для положительного (если он возможен) вариантов ответов.

8. В бывших социалистических странах существовала полная занятость. На этом основании мы можем сделать вывод, что их хозяйства были эффективными. Прокомментируйте данное утверждение.

9. Имеется следующая информация о производственных возможностях экономики. Производятся два товара: потребительский и инвестиционный. Возможны следующие комбинации.

Инвестиционный товар:      10   8   6   4   2   0.                                           

Потребительский товар:      0   10  18 24  28 30.

а)  Нарисуйте КПВ данной экономики.

б)  Расскажите, каковы издержки перехода от производства 4 к 6 единицам инвестиционного товара.

в)  Если амортизация капитала равняется 4 единицам инвестиционного товара за период, что произойдет с КПВ, если экономика потребляет 18 единиц потребительских благ? Как изменится ваш ответ, если экономика начнет потреблять 28 единиц потребительских товаров за период? Какими будут настоящие альтернативные издержки?

г)   Назовите возможные причины смещения КПВ вправо.

Ответы: 1. в);    2. в);    3. а);    4. да;    5. нет;    6. в);    7. да;    8. нет;    9. б, 6 ед. п. т.

Тема 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ

1. Спрос и предложение.

2. Равновесие на рынке.

3. Ценовые сигналы.

4. Эластичность.

Категории и термины

Рынок. Спрос. Предложение. Факторы, влияющие на величину спроса и предложения. Равновесие на рынке. Ценовые сигналы. Рыночный механизм. Эластичность спроса. Эластичность предложения.

Методические указания

Центральным звеном децентрализованной экономической системы является рынок, подающий информационные сигналы хозяйствующим субъектам для принятия решений: что, сколько и как производить, что покупать, как распределить свои доходы, каким образом сделать выбор между работой и досугом и т.д. В связи с этим анализ рыночного механизма необходимо осуществлять на достаточно высоком уровне абстрагирования, что позволит в наиболее «чистом» виде изучить действие рыночных законов, основы рационального поведения субъектов рыночной экономики.

Теоретическая часть

Рефераты

1. Диалектика познания и новая парадигма экономической науки.

2. Влияние фактора времени на спрос и предложение.

3. Необходимость регулирования рыночных цен.

Библиографический список

1. Балацкий Е. Диалектика познания и новая парадигма экономической науки // МЭ и МО. – 2006. – №7.

2. Бирюков В.В. Время как фактор развития экономики в рыночных условиях. – СПб.: СПб ГУЭФ, 2000.

3. Егоров Д.Г., Егорова А.В. К вопросу о коррекции рыночных цен. Надо ли это делать? И можно ли? // ЭКО. – 2005. – №11.

Вопросы для обсуждения

1. Какую роль сыграла концепция индивидуализма, использованная неоклассиками, в научном анализе рыночного хозяйства и его элементов?

2. Что лежит в основе спроса покупателя на какой-либо товар?

3. Какие факторы и каким образом оказывают влияние на спрос?

4. Что представляет собой цена товара с точки зрения микроэкономического анализа?

5. Чем отличаются товары-субституты от комплементарных товаров?

6. Что показывает кривая спроса? Какой характер зависимости между ценой и объемом спроса она иллюстрирует?

7. Какие факторы лежат в основе закона спроса?

8. «Закон спроса действует всегда». Верно ли это утверждение?

9. Существуют ли исключения из закона спроса и какой характер они носят?

10. Могут ли качественные товары быть одновременно товарами Гиффена?

11. Чем отличается цена спроса от рыночной цены?

12. Под влиянием каких факторов происходят смещения кривой спроса и движение вдоль кривой спроса?

13. Объясните, почему объем предложения товара увеличивается при росте цены и наоборот.

14. Что произойдет с кривой предложения автомобилей, если возрастет цена на бензин?

15. Как вы понимаете утверждение о том, что цена предложения товара отражает издержки его производства? Обоснуйте. Почему цена предложения это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынке данное количество товара?

16. В чем заключается экономический смысл обратного наклона кривой предложения?

Практическая часть

Задачи, упражнения, тесты

1. Имеются следующие данные о цене и количестве покупаемых яблок на рынке в городе N в начале сентября 200... года.

Цена за 1кг,

руб.

Общее количество,

на которое есть спрос, кг

5,0

4,0

3,0

2,0

2000

3000

5000

9000

Постройте кривую спроса и ответьте на следующие вопросы:

а) что произойдет с кривой спроса, если оценка полезности яблок покупателями снизится?

б) предположим, что цена 1 кг яблок равняется 4 руб. Как изменится объем спроса, если цена снизится на 1 руб.? Будет ли ответ иным, если на 1 руб. снизится цена любого другого товара?

в) изменится ли положение кривой спроса на яблоки, если на рынке появится много дешевых груш и слив?

г) каким будет объем спроса, если рыночная цена яблок установится на уровне 8 руб. за 1 кг?

2. Смещение кривой спроса на мороженое влево, скорее всего, может быть вызвано:

а) ростом доходов населения;

б) наступлением зимы;

в) уменьшением предложения мороженого;

г) снижением цен на мороженое.

3. Предположим, что ввиду изменения вкусов потребителя предельная полезность каждой единицы некоторого блага возросла. В этом случае кривая индивидуального спроса:

а) сдвинется влево;

б) станет более крутой;

в) станет более пологой;

г) сдвинется вправо.

4. Кривая спроса показывает:

а) какую общую полезность получает потребитель при той или иной цене;

б) какую предельную полезность получает потребитель при той или иной цене;

в) каков спрос потребителя при той или иной цене;

г) какую сумму денег готов истратить потребитель, чтобы получить то или иное количество полезности.

5. Могут ли оба блага X и Y быть благами низкого качества:

а) если кривые спроса Х и Y имеют отрицательный наклон и их кривые предложения имеют положительный наклон, а блага X и Y являются субститутами (и в экономике производятся только два товара)?

б) как изменится ваш ответ, если X и Y товары-комплементы?

в) если в модели только два товара, то они, скорее всего, будут субститутами или комплементами (взаимодополняющими)?

6. Покажите, как в экономике, производящей два товара, увеличение цены на X изменит спрос на X и Y, если:

а) X и Y товары-субституты и Х является некачественным товаром;

б) Х и Y товары-комплементы и Y является некачественным товаром;

в) Х и Y являются нормальными товарами;

г) что более вероятно: Х и Y комплементы или субституты, если Х является гиффеновским товаром?

д) возможно ли, чтобы оба товара (Х и Y) были некачественными товарами?

7. «В автомобильной промышленности в 1988 г. в целом отмечался стабильный рост производства и сбыта. Это было следствием общей повышательной тенденции в развитии экономики большинства ведущих капиталистических стран, а также удовлетворением отложенного спроса, характерного для этого рынка в середине 80-х годов. Заметно повлияли на развитие отрасли такие факторы, как рост покупательной способности населения, замедление инфляции в отдельных странах Запада, снижение стоимости кредита и подоходного налога, некоторое увеличение уровня занятости».

Прокомментируйте это утверждение. Какие из перечисленных факторов оказали воздействие на спрос на автомобили, какие на предложение и каким образом (смещение кривых или движение вдоль кривых)?

8. В Москве более высокий уровень цен на товары и услуги по сравнению с другими российскими городами объясняется главным образом тем, что здесь:

а)  предлагаются более качественные товары;

б)  меньше предложение товаров и услуг;

в)  более высокие цены спроса;

г)  более низкие цены предложения.

Ответы: 1а. сместится вниз;  1б. вырастет;  1в. да;  1г. сократится;  2. б);   3. г);   4. г);   5. а);   8. в).

Тема 3. ФИРМА. ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ

1. Фирма и ее формы.

2. Издержки производства и прибыль фирмы.

3. Доход фирмы. Равновесие фирмы.

Категории и термины

Фирма, предприятие, организация. Виды фирм и критерии их классификаций. Концерн. Конгломерат. Издержки производства (явные, неявные, прямые, косвенные). Экономическая и бухгалтерская прибыль фирмы. Экономическая прибыль  как критерий оценки деятельности фирмы. Доход фирмы. Равновесие фирмы.

Методические указания

Так как фирма является основным хозяйствующим субъектом в рыночной экономике, целесообразно в первую очередь уделить внимание изучению поведения фирмы как необходимого элемента рыночной системы, изучение которого позволит раскрыть закономерности формирования предложения товаров и услуг, принципов ценообразования в различных рыночных структурах, необходимость минимизации издержек производства и оптимального сочетания факторов производства.

Теоретическая часть

Рефераты

1. Российские компании на современном этапе развития.

2. Взаимодействие российских предприятий с властью.

Библиографический список

1. Долгопятова Т. Концентрация акционерной собственности и развитие российских компаний // Вопросы экономики. – 2007. – №2.

2. Авдашева С. Российские холдинги: новые эмпирические свидетельства // Вопросы экономики. – 2007. – №2.

3. Ивасаки И. Правовая форма акционерных обществ и корпоративное поведение в России // Вопросы экономики. – 2007. – №2.

4. Яковлев А. Российская корпорация и региональные власти: модели взаимоотношений и их эволюция // Вопросы экономики. – 2007. – №2.

Вопросы для обсуждения

1. Какие критерии лежат в основе разграничения краткосрочного и долгосрочного периодов?

2. «Любая фирма стремится лишь к максимизации своей прибыли». Верно ли это утверждение?

3. Чтобы получить максимальную прибыль, фирма должна продать как можно больше продукции. Так ли это?

4. Чем отличается экономическая прибыль от бухгалтерской?

5. Почему кривая предельных издержек МС пересекает кривую средних переменных издержек AVC и средних общих издержек АС в точках их минимальных значений?

6. Почему кривая предельного дохода конкурентной фирмы MR совпадает с линией цены Р и имеет горизонтальный вид?

7. Расскажите, при каких условиях конкурентная фирма достигает равновесия.

8. Почему в долгосрочном периоде конкурентная фирма получает нулевую прибыль?

9. Могут ли конкурентные фирмы развиваться, если они получают в долгосрочном периоде нулевые прибыли?

10. При каком объеме выпуска конкурентная фирма достигнет оптимального масштаба в долгосрочном периоде?

Практическая часть

Задачи, упражнения, тесты

1. В таблице представлена информация о деятельности нескольких фирм. Рассчитайте недостающие данные и сделайте вывод о перспективах развития каждой фирмы.

Р

Q

TR

ТС

FC

УС

АС

А УС

МС

10 000

9 000

1,80

2,00

1 000

5 000

1500

5,50

5,00

8 000

1 000

3,50

3,00

4,50

12 000

12 000

9 000

1,50

3,00

6 000

8 000

3,50

4,00

2 000

7 000

4,50

4,00

3,00

2 000

3 000

7 000

3,00

2. Предположим, что фирма действует в условиях совершенной конкуренции. Тогда в точке краткосрочного равновесия:

а) цена товара (Р) равна предельным издержкам (МС) его производства;

б) цена товара (Р) равна средним издержкам (АС) его производства;

в) цена товара равна его предельной полезности;

г) верно а) и б);

д) верно все вышеперечисленное.

3. Предположим,  что  в  некоторой  конкурентной  отрасли,  состоящей  из большого числа маленьких фирм, существуют входные барьеры. Информация о деятельности этих фирм также недоступна для других фирм, желающих войти в данную отрасль. Правительство решило вмешаться в возникшую ситуацию и рассматривает две альтернативные налоговые схемы: 1) ввести единовременный налог с каждой из фирм; 2) облагать налогом каждую единицу выпуска.

а) Проиллюстрируйте воздействие этих двух схем. Что случится с рыночной ценой и количеством продукции каждой из фирм?

б) Некоторые экономисты утверждают, что преимущество единовременного налога состоит в том, что все бремя налога ложится на фирмы, а не на потребителя. С другой стороны, при налоге на единицу выпуска бремя налога справедливо распределено между фирмами и потребителями. Обсудите.

в) Ответьте на вопросы а) и б), если информация о деятельности отрасли стала доступна всем потенциальным конкурентам.

4. В экономике производятся только два товара, и в ней действует совершенная конкуренция.

а) Что имеют в виду, когда говорят, что эта экономика эффективна?

б) Технология производства товара X стала более совершенной. Эластичность спроса на товар X меньше единицы. Что произойдет с ценами товаров X и У? Почему? Что это значит?

в) Что произойдет с реальными ценами в этой экономике?

г) Согласуются ли ваши ответы на б) и в) с информацией, содержащейся на кривой производственных возможностей?

5. В краткосрочном периоде фирма может изменять количество используемых трудовых ресурсов, но не может повлиять на величину используемого капитала. В таблице показано, как изменяется выпуск продукции вследствие изменения количества применяемого труда.

Затраты

труда,

чел.-дн.

Количество продукции,

шт

MPL

АРL

0

0

1

35

2

80

3

122

4

156

5

177

6

180

а) Определите предельный продукт труда (MPL) и средний продукт труда (APL).

б) Постройте кривые MPL и APL.

в) Определите, при каком количестве используемого труда кривая MPL пересечет кривую APL.

г) Повлияет ли изменение в затратах капитала на положение кривой MPL?

6. Предельный продукт капитала (МРК) составляет 60 изделий в час. Предельный продукт труда (MPL) 40 изделий за тот же период. Оплата одного часа работы машины 30 руб., почасовая оплата тру-да 10 руб. Какое необходимо принять решение (заменить трудом капитал или наоборот) для приближения фирмы к состоянию равновесия?

Предположим, что при данной технологии фирма может изменить только количество используемого труда. Ставка заработной платы 10 руб. в час, предельный продукт равен 20 единицам выпуска на  1 чел.-час, а средний продукт труда составляет 30 ед./час. Найдите предельные и средние переменные издержки этой фирмы.

Ответы: 2. а);   5а. МРL = 35; 45; 42; 34; 21; 3;   АРL = 35; 40; 40,6; 39; 35,4; 30;   6. Больше труда, меньше капитала.

Тема 4. РЫНКИ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

1. Понятия, формы и источники рыночной власти.

2. Чистая монополия.

3. Монополистическая конкуренция.

4. Олигополия.

5. Ценовая диверсификация.

6. Измерение силы монопольной власти.

Категории и термины

Рыночная власть. Факторы, определяющие величину монопольной власти. Чистая монополия. Коэффициент Лернера. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Олигополия, основанная на тайном сговоре. Ценовая диверсификация и дискриминация. Два способа измерения силы монопольной власти.

Методические указания

В предыдущих темах были изучены основные инструменты анализа, без которых невозможно понять, как определяется цена и объем производства, как фирма принимает решения в зависимости от рыночной ситуации. Вместе с тем, этих знаний недостаточно для объяснения механизма функционирования реального рынка, без выяснения причин того, что фирмы различных отраслей принимают совершенно разные ценовые и производственные решения. Попытка проанализировать уникальные условия каждой отрасли и каждую из бесконечно разнообразных рыночных ситуаций явилась бы бесконечной и трудновыполнимой задачей. Поэтому для выполнения основных принципов механизма формирования реального рынка целесообразно исследовать несколько типичных рыночных структур или моделей. Таким образом, возможно выявить типичные способы, какими определяется цена и объем производства в большинстве типов рынка, а также факторы, определяющие выбор этих способов. Совершенная (чистая) конкуренция является абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного пространства, характерной особенностью является неспособность отдельной фирмы влиять на рыночную цену, принятие ее как данной. В долгосрочном периоде фирма, действующая на чисто конкурентном рынке, обеспечивает наиболее эффективное распределение и использование ресурсов. Поэтому необходимо проводить различие между характерными чертами чисто конкурентного рынка и рынками несовершенной конкуренции. Понятие «рынок несовершенной конкуренции» используется для обозначения всех рыночных структур, отличных от чистой конкуренции, в условиях которых отдельные фирмы обладают рыночной властью. Положение каждой фирмы на таком рынке в каком-то отношении уникально и присутствует элемент монополизма в ее поведении.

Целью данного занятия должно быть, в первую очередь, исследование детерминант, стратегий и эффективности рыночного поведения фирмы (ценовых и производственных решений) в условиях несовершенной конкуренции: чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.

Теоретическая часть

Рефераты

  1.  Человек, рынок и капитал в экономике XXI в.
  2.  Реформирование естественных монополий: теория и практика.

Библиографический список

1. Бузгалин А., Колганов А. Человек, рынок и капитал в экономике XXI в. // Вопросы экономики. – 2006. – №3.

2. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики. – 2006. – №1.

Вопросы для обсуждения

1. Перечислите основные свойства совершенной и несовершенной конкуренции и укажите их отличительные особенности. Почему существует несколько разновидностей несовершенной конкуренции?

2. Почему кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы горизонтальна, а кривая спроса для всего конкурентного рынка имеет отрицательный наклон?

3. Объясните, как вы понимаете тезис о том, что совершенно конкурентные рынки эффективны по Парето. Может ли на конкурентных рынках сложиться ситуация Парето-неэффективности?

4. Объясните, почему горизонтальная кривая спроса конкурентной фирмы совпадает с линией MR. Затем докажите, что пересечение кривых MR и МС обеспечивает максимизацию прибыли.

5. Как соперничают фирмы в условиях совершенной конкуренции, если все они выпускают однородную продукцию? Какая форма конкуренции свойственна совершенно конкурентному рынку?

6. Допустим, что на конкурентном рынке в результате взаимодействия спроса и предложения установилась равновесная цена Р =    = 7 руб. Функция полных издержек фирмы имеет вид:  ТС = 20 +        + 1/2Q2 3Q.  При каком объеме производства фирма максимизирует свою прибыль?

7. Почему кривая спроса на продукцию монопольной фирмы имеет отрицательный наклон? Чему равна MR, когда кривая спроса имеет единичную эластичность? Объясните ваш ответ.

8. Почему линия MR пересекает ось абсцисс ровно посередине и кривую спроса в точке, соответствующей половине максимального спроса, достигаемого при нулевой цене? Аргументируйте свой ответ.

9. Может ли фирма иметь власть над рынком, не будучи чистым монополистом? Как можно добиться монопольной власти?

10. Чем более прибыльна фирма, тем большую монопольную власть она имеет. Так ли это? Объясните.

11. Может ли монополистическая фирма перераспределить в свою пользу весь потребительский излишек?

12. Всегда ли результатом существования монополии являются более высокие цены и более низкий объем производства по сравнению со свободной конкуренцией?

13. Объясните, в силу каких причин на конкурентном рынке может возникнуть монополия, а на монопольном рынке существовать конкуренция?

14. Будет ли монополия производить товар на неэластичном участке кривой спроса?

15. В чем проявляется неэффективность монополии?

16. Существуют ли общие черты у монополистической конкуренции и олигополистического рынка? Обоснуйте свой ответ и сделайте из него вывод о кардинальном отличии олигополии от монопо-листической конкуренции.

17. Объясните, какие факторы допускают образование официально разрешенных картелей. Какие факторы затрудняют организацию картеля? Какие обстоятельства, скорее всего, могут привести к развалу картеля?

18. В чем сущность игры «дилемма заключенного»? В чем состоит дилемма? Объясните, почему олигополистическое поведение фирм подобно «дилемме заключенного».

Практическая часть

Задачи, упражнения, тесты

1. Совершенно конкурентная фирма производит 50 тыс. пар кроссовок в год при средних переменных издержках 650 руб. и средних издержках 780 руб. При рыночной цене одной пары обуви 840 руб. фирма получает прибыль, равную (в млн руб.):

а)  7;    б)  9;    в)  3;    г)  2,7.

2. Две фирмы соглашаются разделить рынок поровну. Следовательно, если спрос в отрасли равен Р = 200 0,02 (Q1 + Q2), то спрос на продукцию каждой фирмы составляет Pi = 200 0,04Qi. Определите, чему равен предельный доход (MR) каждой фирмы?

3. Основываясь на данных о величине MR в предыдущей задаче, предположим, что фирма 2 имеет ту же функцию издержек, что и фирма 1:

                            ТС1 = 50 000 + 200Q1 + 0,01Q12.

а)  Рассчитайте величину предельных издержек этих фирм.

Если каждая фирма независимо от другой стремится к максимизации прибыли, она будет назначать одинаковую цену и производить одинаковое количество продукции.

б) Определите объем выпускаемой продукции и цену каждой фирмы.

4. Опираясь на данные предыдущей задачи, предположим, что фирма 2 имеет  ТС2 = 20 000 + 40Q2 + 0,02Q22.

а) Определите, чему будут равны предельные издержки МС2.

б) Какой объем выпуска будет производить данная фирма?

в) Чему будет равна цена этой фирмы?

5. Основываясь на приведенных и рассчитанных данных задач 9 и 10, определите, какую прибыль получат фирма 1 и фирма 2 (П1 и П2).

6. Фирма «Максим» производит подъемные краны и продает их в условиях монополии.  Владелец  фирмы определил  функцию спроса как Р = 11100 + 300Q. При этом функция совокупных издержек представлена уравнением ТС = 54 660Q + 300Q2  30Q3. Определите цену и объем выпуска. Какую прибыль получит фирма при таких цене и объеме производства?

7. Существование монополий вызывает споры среди экономистов. Для ограничения размеров избыточных прибылей монополистов были предложены следующие меры:

а) единовременный налог на монополию;

б) фиксированный налог на единицу выпуска;

в) установление максимальной цены на рынке.

Рассмотрите эти предложения с точки зрения цели, т. е. повышения эффективности производства и недопущения чрезмерно высоких прибылей.

8. Фирма-монополист продает товар на мировом и внутреннем рынках. Цена 1 ед. товара на мировом рынке равна 4 долл. Спрос на внутреннем рынке на товар фирмы описывается уравнением Qd = 10   2Р. Определите цену, по которой фирма продает товар на внутреннем рынке.

Ответы: 1. в);  2. MR = 200 0,08Q;  3а. MC1 = 20 + 0,02 Q1; 3б. Q = 1800;  Р = 128;   4а. МС2 = 40 + 0,04 Q2;   4б. 1333,3;   4в. 147;        5. П1 = 112 000; П2 = 121543;   6. Q = 22;  Р = 17700;  П = 221484; 8. Р= =12.

Тема 5. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

1. Деловые циклы.

2. Безработица: основные типы и их характеристика.

3. Инфляция: измерение, темпы, виды.

Категории и термины

Деловой (экономический) цикл. Пик, спад, депрессия, подъем, долговременная тенденция, фрикционная безработица, структурная безработица, циклическая безработица, уровень безработицы при полной занятости, естественный уровень безработицы, потери ВВП, инфляция, инфляция спроса, инфляция издержек, ожидаемая инфляция, непредвиденная инфляция, индексация по уровню жизни, гиперинфляция.

Методические указания

Основная цель занятия показать причины возникновения безработицы и инфляции в рыночной экономике, раскрыть формы и методы, с помощью которых на практике можно снизить негативное воздействие данных процессов на экономику в целом.

Важный момент занятия анализ специфики безработицы и инфляции в России (сущность, причины, последствия и антиинфляционная политика в современной экономики России).

Теоретическая часть

Рефераты

1. Особенности российского рынка труда.

2. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика.

3. Инфляция, воспроизводство и трудовые доходы.

Библиографический список

1. Брагин В., Осаковский В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 19942003 гг.: эмпирический анализ // Вопросы экономики. 2004. №3.

2. Гимпельсон В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда // Вопросы экономики. 2006. №1.

3. Глушенко Г. Воздействие миграции квалифицированных работников на мировое экономическое развитие // Общество и экономика. 2005. №3.

4. Капелюшников Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика // Вопросы экономики. 2006. №10.

5. Рогова О.Л. Антиинфляционный синдром бюджетной и денежно-кредит-ной политики // ЭКО. – 2007. №1.

6. Рогова О.Л. Инфляция и воспроизводство // Экономист. – 2007. №1.

7. Смирнов В., Лукьянчикова Т. Инфляция и трудовые доходы // Экономист. – 2007. №2.

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение безработицы и обоснуйте, кого следует включать в состав безработных.

2. Каковы причины безработицы в рыночной экономике?

3. Почему рыночный механизм не может обеспечить полную занятость ресурсов?

4. Чем отличаются взгляды на проблему безработицы представителей разных экономических школ?

5. Почему наличие в обществе фрикционной и структурной безработицы рассматривается как полная занятость?

6. Президент обещает увеличить пособия по безработице и снизить безработицу при полной занятости с 6,0 до 5,5%. Прокомментируйте совместимость этих действий.

7. Почему при циклической безработице потери общества превосходят потери граждан, оказавшихся без работы?

8. Является ли следующее утверждение верным, неверным или сомнительным? «Увеличение размера пособий по безработице увеличивает среднюю продолжительность безработицы. Следовательно, политика увеличения размера пособий по безработице нежелательна с социальной точки зрения». Обоснуйте свой ответ.

9. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что резервная заработная плата безработных уменьшается с увеличением периодов их безработицы, т. е. чем дольше они остаются безработными, тем ниже их резервная заработная плата. Обоснуйте, почему это можно считать правильным.

10. Назовите основные причины инфляции в докапиталистическую эпоху.

11. Почему появились кредитные деньги и какова была их роль в развитии инфляционного процесса?

12. Чем определяется покупательная способность денег?

13. Какие факторы обусловили ускорение инфляции в XX в.?

14. Дайте определение индекса цен. Что общего между индексом потребительских цен (ИПЦ) и дефлятором ВВП и в чем различия между ними?

15. Какие причины инфляции можно вывести на основе формулы обмена количественной теории денег?

16. По каким причинам возникает инфляция спроса?

17. Что такое инфляция издержек и как с ней бороться?

18. Изобразите на графике инфляцию спроса и инфляцию издержек.

19. Дайте определение инфляционного налога и обоснуйте, что общего у него с обычными налогами государства.

Практическая часть

Тесты и задачи

1. Безработица в рыночной экономике может быть результатом:

а) нежелания трудиться при существующей на рынке ставке заработной платы;

б) превышения совокупного предложения над совокупным спросом;

в) изменения структуры спроса на товары и услуги;

г)  всех указанных причин.

2. В соответствии с классической теорией занятости существует только:

а) фрикционная безработица;

б) структурная безработица;

в) циклическая безработица;

г) добровольная безработица;

3. В кейнсианской теории занятости утверждается, что:

а) необходимы естественные методы регулирования численности населения;

б) равновесие рынка гарантирует полную занятость;

в) безработица вырастает из внутренних законов рынка;

4. Каким должен быть экономический рост, чтобы сократить фактическую безработицу с 8 до 6% в течение одного года (при условии, что число Оукена составляет 2,5)?

5. Как вы думаете, в каком случае общество понесет большие потери (или они одинаковы)?

а) при 3%-й безработице, когда незанятые остаются без работы 1 год;

б) при 6%-й безработице, когда незанятые остаются без работы в среднем 6 месяцев.

6. В условиях полной занятости уровень фрикционной безработицы должен:

а) равняться 0;

б) быть менее 1%;

в) быть меньше, чем уровень циклической безработицы;

г) быть таким, чтобы выполнялись пункты а) в);

д) быть таким, чтобы не выполнялись пункты а) г).

7. В таблице приведены данные, характеризующие объемы фактического и потенциального ВВП (млрд долл.).

В 1995 г. экономика развивалась в условиях полной занятости при уровне безработицы 6%.

Год

Потенциальный ВВП

Фактический

ВВП

1995

3000

3000

1996

3800

3705

1997

4125

3712,5

Рассчитайте по данным, относящимся к 1996 г.:

а) разницу между фактическим и потенциальным объемами ВВП (в абсолютном и относительном выражении);

б) используя закон Оукена, определите уровень безработицы в 1996 г. (при условии, что число Оукена равно 2,5).

8. Рассчитайте по данным, приведенным в таблице предыдущей задачи, но относящимся к 1997 г.:

а) разницу между фактическим и потенциальным объемами ВВП (в абсолютных цифрах и в процентах);

б) используя закон Оукена, определите уровень безработицы в 1997 г. (число Оукена составляет 2,5).

9.   Какое определение инфляции, на ваш взгляд, правильное:

а) повышение цен в экономике;

б) падение производства;

в) падение покупательной способности денег;

г) явление, возможное как при растущем, так и при стабильном уровне цен?

10. Что из перечисленного ниже вызывает инфляцию спроса:

а) рост цен на сырье и транспортные услуги;

б) рост процентной ставки;

в) повышение заработной платы на хорошо работающих предприятиях;

г) рост государственных расходов;

д) снижение инвестиций?

11. Инфляция издержек вызывается:

а) падением цен на оборудование, сырье и материалы;

б) ростом цен на факторы производства;

в) избытком совокупного предложения над совокупным спросом;

г) замораживанием заработной платы и цен.

12. Издержки прогнозируемой инфляции проявляются в том, что:

а)  должники богатеют за счет кредиторов;

б)  она порождает эффект инфляционного налогообложения;

в)  фактическая инфляция превышает прогнозируемую.

13. Ожидается, что темп прироста денежной массы в экономике составит 6%, а скорость обращения денег увеличится на 1%. Предполагается, что темп прироста реального объема производства составит 2%. Ожидаемый темп инфляции будет равен (в %):

а)  5;    б)  6;    в)  7;    г)   8.

14.   При непрогнозируемой инфляции:

а) издержки инфляции нельзя измерить;

б) происходит перераспределение доходов и богатства от одних групп населения к другим;

в) все издержки падают на государственный бюджет.

15. Если в обращении находится 200 млрд руб., а уровень цен в базовом периоде равен 2/3, то инфляционный налог в реальном выражении (в млрд руб.) достигнет величины:

а)   50;   б)  75;   в)   100;   г)   150.

16. Что из нижеперечисленного не относится к антиинфляционным мерам государства:

а) повышение Центральным банком учетной ставки;

б) продажа государственных ценных бумаг;

в) компенсационные выплаты населению;

г) девальвация национальной валюты?

Ответы:   1. г);   2. г);   3. в);   4. 7,5%;   5. а);   6. д);   7. а) -95; 97,5%; б) 1%;   8. а) -412,5, 90%;  б) 4%;   9. в);    10. г);    11. б);    12.б);    13. а);    14. б);    15. а);    16. в).

Тема 6. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ:

ПОТРЕБЛЕНИЕ, СБЕРЕЖЕНИЯ, ИНВЕСТИЦИИ

1. Макроэкономическое равновесие.

2. Потребление, сбережения и инвестиции.

Категории и термины

Модель совокупных расходов. Закон Сэя. Потребление как самый крупный компонент совокупных расходов. Располагаемый доход. Величина фактического потребления. Сбережения. Инвестиции как компонент частных расходов. Факторы, влияющие на инвестиционное решение. Дж.М. Кейнс и эффект мультипликатора. Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. Определение равновесного ВВП.

Методические указания

Цель занятия – знакомство со следующими категориями и понятиями: модель совокупных расходов, закон Сэя, категория «потребление» и ее характеристики, располагаемый доход, величина фактического потребления, сбережения, инвестиции, с факторами, влияющими на инвестиционное решение, эффект мультипликатора, предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению, определение равновесного ВВП.

Теоретическая часть

Рефераты

1. Динамика и тенденции инвестиций в экономику России.

2. Инновационная активность предприятий (на примере Омской области).

Библиографический список

1. Амосов А. Результативны ли иностранные инвестиции? // Экономист. – 2007. – №1.

2. Верховец О.А., Пузина Н.В. Инновационная активность предприятий (на примере Омской области) // ЭКО. – 2007. – №3.

3. Дасковский В., Кисилев В. Об оценке эффективности инвестиций //  Экономист. – 2007. – №3. 

Вопросы для обсуждения

1. Работы каких ученых-экономистов относятся к классической школе?

2. Какое положение является исходным постулатом классической школы?

3. Сформулируйте проблему макроэкономического равновесия.

4. Назовите основные черты классической модели макроэкономического равновесия.

5. В чем различие классической и кейнсианской моделей макроэкономического равновесия?

6. Как вы понимаете принцип нейтральности денег?

7. Дайте объяснение классической дихотомии. В чем ее смысл?

8. Какую роль играют деньги в кейнсианской модели макроэкономического равновесия?

9. Дайте определение понятию мультипликатора.

10. Как эффект мультипликатора проявляется в экономике с полной занятостью?

11. Напишите уравнение равновесия на товарных рынках и объясните модель IS.

Практическая часть

Тесты и задачи

1. Классическая функция сбережения характеризует зависимость между:

а) сбережениями и потреблением;

б) сбережениями и банковской процентной ставкой;

в) сбережениями и доходом;

г) сбережениями и инвестициями.

2. В кейнсианской модели макроэкономического равновесия основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережений, является:

а) процентная ставка;

б) величина располагаемого дохода;

в) равенство сбережений и инвестиций;

г) более быстрый рост сбережений по сравнению с потреблением.

3. Какой формулой выражается предельная склонность к потреблению:

а)  MPM = ΔM/ΔY;

б)  MPS = ΔS/ΔY;

в)  MPI = ΔI/ΔY;

г)  MPC = ΔC/ΔY?

4. Если предельная склонность к потреблению снижается, то при прочих равных условиях в экономике будет иметь место:

а) снижение предельной склонности к инвестированию;

б) рост предельной склонности к сбережению;

в) усиление макроэкономической нестабильности;

г) все вышеперечисленное.

5. Какие из перечисленных факторов влияют на инвестиционный спрос:

а) процентная ставка;

б) ожидаемая норма чистой прибыли;

в) оптимизм или пессимизм предпринимателей;

г)  все вышеперечисленное?

6. Чем определяется макроэкономическое равновесие в кейнсианской модели:

а) пересечением кривых потребления и сбережений;

б) пересечением кривых потребления и инвестиций;

в) пересечением кривой совокупных расходов с линией «нулевого сбережения»;

г) пересечением кривой сбережений с биссектрисой?

7. Если потребители из каждой дополнительной единицы дохода сберегают 25%, то мультипликатор составляет:

а)  4;   б)  2,5;   в)   10;   г)   0,4.

8. В каком случае равновесный объем национального дохода возрастет:

а) при увеличении импорта;

б) при снижении экспорта;

в) при увеличении чистого экспорта;

г) ни в одном из вышеперечисленных случаев?

9. Экономика характеризуется следующими данными: равновесный доход Y ниже дохода при полной занятости Y* на 100 ед.: С = =0,87 Yn + 80 (где Yn   располагаемый доход);

                     I = 0,1Y + 40;   G = T;   T(Y) = 0,25.

Определить:

а) доход Y* при полной занятости;

б) на сколько нужно изменить объем сбережений, чтобы при G = T обеспечить Y=Y*?                                                                           

в) как должны измениться инвестиции, чтобы обеспечить Y=Y*?      

г) какой должна быть ставка подоходного налога T(Y), чтобы обеспечить полную занятость при исходных государственных расходах?

10. Дана функция потребления: С = 40 + 0,85Y. Каков будет объем сбережений, если доход домашних хозяйств будет равен 300 ед.?

11. Предположим, что функция потребления имеет вид: С = 50 + + 0,87; запланированные инвестиции не зависят от дохода и равны:     I = 30. Государственные расходы составляют G = 10.

Определить:

а) уровень равновесного дохода Y для этой экономики;

б) уровень равновесного дохода, если государственные расходы возрастут и составят G = 20;

в) какова в рассматриваемой экономике величина мультипликатора?

12. Экономика характеризуется следующими данными:

Y = С + I + G + Хn;   С = 200 + 0,8Y (где Yn  располагаемый доход);  I =150 + 0,2Y;   G = 200; t = 0,2 (где t  ставка налога); Хn = =1500,17.

Рассчитайте:

а) равновесный уровень дохода;

б) величину мультипликатора автономных расходов.

Ответы: 1. б):   2. б);   3. г);   4. г);   5. г);   6. в);   7. а);   8. в);       9. а) 2500 ед.; б) 5 ед.;  в) +5 ед.; г) 0,235;   10. S = 5 ед.;   11. а) 450; б) 500; в) 5;   12. а) 1400; б) 2.

Тема 7. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

1. Деньги: определение, функции.

2. Предложение денег, основные агрегаты.

3. Банковская система: характеристика и функции банков первого и второго уровня, их инструменты.

4. Кредитно-денежная политика: цели, прямые и косвенные инструменты.

Категории и термины

Деньги как единица учета, средство сбережения; символические деньги, внутренняя стоимость, чековый депозит, сберегательные учреждения, «почти деньги», депозитный счет. Спрос на деньги, как на активы. Спрос на деньги для совершения сделок, совокупный спрос на деньги, денежный рынок, банковская система частичных резервов, резервная норма, банковская система, центральный банк, коммерческие банки.

Методические указания

В данной теме необходимо рассмотреть проблемы функционирования денежного рынка в экономике. В связи с этим важно проанализировать такие понятия, как деньги, денежный оборот, кредит; дать анализ финансово-кредитной системы, где раскрыть сущность основных финансово-кредитных институтов, которые подразделяются на: центральные банки, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения. В ходе обсуждения должно быть ясно, что представляют собой методы денежно-кредитной политики.

Цель данного занятия исследование сущности и эффективности денежного рынка, финансово-кредитной системы и денежно-кредитной политики, определение форм и методов, с помощью которых реализуются эти аспекты экономики.

Теоретическая часть

Рефераты

1. Современные российские банки.

2. Формирование единой системы государственного финансового контроля.

3. Вопросы денежной и курсовой политики в России.

4. Электронные деньги.

Библиографический список

1. Арсланов Э.Ф. Ресурсная база российских банков // ЭКО. 2007. №2.

2. Бурлачков В. Денежное предложение: теория и организация // Вопросы экономики. 2005. №3.

3. Городецкий А., Морукова А. Формирование единой системы государственного финансового контроля // Вопросы экономики. 2004. №3.

4. Дробышевский С., Кадочников П. Некоторые вопросы денежной и курсовой политики в России в 20002006 годах на ближайшую перспективу // Вопросы экономики. 2007. №1.

5. Зражевский B. Сегодня и завтра российской банковской системы // Вопросы экономики. – 2006. №10.

6. Ковзанадзе И. Особенности развития банковских систем бывших социалистических стран // Вопросы экономики. 2004. №5.

7. Рогова О.Л. Антиинфляционный синдром бюджетной и денежно-кре-дитной политики // ЭКО. – 2007. №1.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое денежная масса и какие агрегаты в нее включаются?

2. Дайте определение денежной базы и покажите ее отличие от денежной массы.

3. Как государство может влиять на объем денежной массы в экономике?

4. Изобразите график предложения денег.

5. Как записать функцию спроса на деньги и изобразить ее графически?

6. В чем сущность денежного мультипликатора? Как и почему он влияет на объем денежной массы в экономике?

7. Нарисуйте график равновесия денежного рынка и объясните условия сохранения этого равновесия.

8. Предположим, что денежный рынок находится в состоянии равновесия. Центральный банк принимает решение сократить предложение денег и проводит это решение в жизнь. Как будут развиваться события на денежном рынке (как изменится процентная ставка, курс облигаций и так далее)?

9. Если наличность изымается из обращения и вкладывается в банк, означает ли это, что предложение денег сокращается? Какая дополнительная информация необходима для однозначного ответа на этот вопрос?

10. Альтернативной стоимостью хранения денег в виде наличности считается рыночная процентная ставка. Будет ли справедливо это утверждение, если вместо наличности мы возьмем сберегательные депозиты? Если нет, то как в этом случае изменится исходное утверждение?

11. Перечислите несколько факторов, влияющих на соотношение «наличность депозиты». Если предположить, что перед Новым годом люди держат на руках больше наличности, чтобы приобрести новогодние и рождественские подарки, повлияет ли это на объем предложения денег в экономике?

12. По каким причинам банки могут держать избыточные резервы (т. е. хранить деньги сверх суммы, предписанной ЦБ, не используя их для получения дохода)?

Практическая часть

Тесты и задачи

1. Если количество денег в обращении возрастает, то это результат:

а) увеличения денежной базы;

б) снижения нормы обязательных резервов;

в) уменьшения избыточных резервов КБ;

г) сокращения доли наличных денег в общей сумме платежных средств селения;                                                                                                    

д) всего, что перечислено выше.

2. Спрос на деньги зависит:

а) пропорционально от динамики уровня цен;

б) обратно пропорционально от динамики реального ВВП;

в) обратно пропорционально от рыночной процентной ставки;

г) положительно от динамики уровня цен и одновременно отрицательно от рыночной процентной ставки;

д) от других причин, кроме перечисленных выше.

3. Реальный годовой объем производства составляет 640 млрд руб., а скорость обращения денег равна 4. В этом случае масса реальных денег в экономике достигнет величины (в млрд руб.):

а)  100;   б)   120;   в)   160;   г)   240.

4. Предположим, что депозиты КБ возросли на 250 млн руб. Норма обязательного резервирования на этот момент составляла 20%. Каково максимальное увеличение предложения денег (в млн руб.)?

а)  500;   б)   1000;   в)   750;   г)   1500.

5. Если коэффициент депонирования денег с увеличивается, а норма резервирования депозитов r и денежная база Н остаются неизменными, то:

а) нельзя определить, увеличивается или уменьшается предложение денег;

б) предложение денег увеличивается;

в) предложение денег уменьшается;

г) предложение денег не изменяется.

6. Рассчитайте денежный мультипликатор для следующих значений коэффициента депонирования с и нормы резервирования r :

а) с = 0,5;   r = 0,25;

б) r = 1,0;   с  любая величина меньше единицы.

Объясните ответ.

7. При норме резервирования депозитов 0,35 и коэффициенте депонирования 0,3:

а) рассчитайте величину денежного мультипликатора;

б) если ЦБ решает увеличить предложение денег на 350 млн руб. с помощью операций на открытом рынке, на какую сумму он должен закупить государственные облигации?

8. Предположим, что вы можете обратить свое богатство в облигации или наличные деньги и в данный момент (руководствуясь кейнсианской концепцией спроса на деньги) решаете держать свое богатство в форме наличности. Это означает, что в момент принятия вами решения процентная ставка была:

а) низкой и вы ожидали ее повышения;

б) высокой и вы ожидали ее понижения.

9. При увеличении нормы обязательных резервов с 20 до 30% оказалось, что система КБ испытывает нехватку резервов в размере 60 млн руб. Если сумму резервов увеличить невозможно, то денежную массу следует сократить на (в млн руб.):

а)  60;   б)   180;   в)   200;   г)   300.

10. Вычислите величину денежного мультипликатора при условии, что денежная база Н = 300, обязательные резервы R = 130, денежная масса М = 960, депозиты D = 790.

Ответы: 1. а);   2. г);   3. в);   4. б);   5. в);   6. а) 2, б)1;    7. а) 2, б) 350 млн;    8. а);   9. в);   10. 3,21.

Тема 8. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

1. Сущность и функции финансов.

2. Понятие и структура финансовой системы. Финансовая политика.

3. Государственный бюджет.

Категории и термины

Сущность и функции финансов. Финансовые отношения. Финансовая система. Типы финансовых систем. Финансовая политика. Государственный бюджет. Бюджетная система. Государственные бюджетные и внебюджетные фонды. Структура госбюджета. Формы финансовой политики.

Методические указания

Цель данной темы дать общую характеристику важнейшим понятиям финансовой системы и финансовой политики: финансы, государственный бюджет, налоги, систем налогообложения, банки, кредитная политика, инфляция и др. Раскрыть сущность и значение финансов в государстве, рассмотреть структуру финансовой системы и фискальной политики.

В связи с этим необходимо осветить вопросы, связанные с основными направлениями финансовой политики, бюджетного дефицита и государственного долга, проблемами, возникающими в результате инфляции. Рассмотреть особенности финансовой системы, политики налогообложения антиинфляционных мер в Российской Федерации.

Теоретическая часть

Рефераты

1. Управление сбалансированностью Федерального бюджета.

2. Модернизация государственных финансов.

3. Межбюджетные отношения в России на современном этапе.

Библиографический список

1. Архипов А. Вопросы кредитной деятельности // Экономист. – 2007. – №3.

2. Афанасьев М., Кривогов И. Управление сбалансированностью Федерального бюджета: иностранный долг перед Россией // Вопросы экономики. – 2005. – № 4.

2. Афанасьев М., Кривогов И. Модернизация государственных финансов // Вопросы экономики. – 2006. – № 9.

4. Гаиукин В. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат // Вопросы экономики. – 2005. – №2.

5. Климанов В., Лавров А. Межбюджетные отношения в России на современном этапе // Вопросы экономики. – 2004. – №11.

Вопросы для обсуждения

1. Кредитная политика России.

2. Проблемы управления сбалансированностью Федерального бюджета.

3. Модернизация государственных финансов.

4. Новации в бюджетном процессе.

5. Межбюджетные отношения в России на современном этапе.

Практическая часть

Задачи, упражнения, тесты

1. Программист Сидоров, зарабатывавший в месяц 15 тыс. руб., решил открыть свое дело и вложил в него имевшиеся сбережения в сумме 300 тыс. руб. Ожидаемая ставка дохода должна составить 50%. Ставка налога равна 15% полученной прибыли. Альтернативная стоимость денег составляет 22%. Правильное ли решение принял г-н Сидоров, занявшись предпринимательской деятельностью?

2. Пенсионерка М. планирует заняться продажей деловых журналов «Эксперт» по 3,5 руб. за штуку. Она может приобретать журналы у оптовиков по 2,1 руб. и возвращать непроданные журналы за полную стоимость. Аренда палатки обойдется  700 руб. в неделю.

Ответьте на следующие вопросы.

а) Каков предел продаж для рентабельности ее бизнеса?

б) Каким будет предел продаж для рентабельности, если арендная плата повысится до 1050 руб.?

в) Каким станет предел рентабельности, если удастся увеличить цену реализации с 3,5 до 3,85 руб.?

г) Каким будет предел рентабельности, если закупочная цена журналов повысится с 2,1 до 2,38 руб.?

д) Сколько журналов должно быть продано для получения прибыли в сумме 490 руб. в неделю?

е) Если пенсионерка М. пожелает продавать два вида товара: 400 шт. обычных деловых журналов «Эксперт» (цена реализации 3,5 руб., закупочная цена 2,1 руб.) и 500 шт. журналов для женщин (цена реализации 6,0 руб., закупочная цена 3,92 руб.), то чему будет равна прибыль от ее бизнеса?

3. Фирма Z, специализирующаяся на производстве продуктов питания для кошек, выпускает консервы «Вискас». Структура затрат фирмы следующая: аренда здания 120 тыс. руб. в месяц; амортизация оборудования 20 тыс. руб. в месяц; расходы жести на 1 консервную банку 1,5 руб.; этикетка 0,5 руб.; фонд зарплаты директора, бухгалтерии и отдела кадров вместе с отчислениями на соцстрах 100 тыс. руб. в месяц; затраты на оплату труда вместе 2 тыс. руб. при производстве первой тысячи с отчислениями на соцстрах рабочих банок; 8 тыс. руб. при производстве второй тысячи; при производстве третьей на 4 тыс. больше, чем второй тысячи; при производстве четвертой на 2 тыс. больше; пятой на 6 тыс. больше; шестой на 10 тыс.; седьмой на 14 тыс.; восьмой на 34 тыс.; девятой на 54 тыс.; десятой на 74 тыс. больше, чем предыдущей.

Затраты на содержание здания завода и заводоуправления составляют 30 тыс. руб. в месяц.

Цена килограмма сырья для производства консервов 16 руб. Прибыль составляет 20% бухгалтерских издержек. Учитывая, что емкость консервной банки составляет 250 г, а предприятие действует в условиях чистой конкуренции, дайте ответы на вопросы:

а) сколько тысяч банок консервов должна произвести фирма Z, чтобы при цене 20 руб. за банку получить максимальную прибыль?

б) при какой цене фирма получит нулевую экономическую прибыль? Какой объем производства этому соответствует?

Ответы: 1. нет;    2 а). 500;    2 б). 750;    2 в). 400;     2 г). 625;       2 д). 850;    2 е).  900 руб.;    3 а).  4 тыс. шт.;   3 б). 13,9 руб.

Тема 9. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

1. Экономический рост: понятие, измерение.

2. Факторы экономического роста.

3. Пути обеспечения экономического роста.

Категории и термины

Экономический рост, факторы предложения, фактор спроса, фактор эффективности, производительность труда.

Методические указания

Проблемы экономического роста представляют собой наиболее актуальную сферу исследований в силу сложившихся условий отечественной экономики. В связи с этим на данном занятии внимание должно быть сосредоточенно на следующих экономических понятиях и категориях,  таких  как  экономический рост, факторы предложения, фактор спроса, фактор эффективности, производительность труда. На данном занятии целесообразно затронуть также следующие моменты, касающиеся вопросов, связанных с экономическим ростом – влияние различных фондов страны на темпы экономического роста, взаимосвязь экономического роста с важнейшими экономическими показателями, такими как бедность, социальное неравенство, безработица, инфляция и др.

Теоретическая часть

Рефераты

1. Стабилизационный фонд РФ.

2. Социальное неравенство, бедность и экономический рост.

3. Экономический рост и социальное неравенство территорий.

Библиографический список

1. Афанасьев М. Инструментарий стабилизационного фонда: опыт и перспективы // Вопросы экономики. 2004. №3.

2. Аренд Р. Источники посткризисного экономического роста в России // Вопросы экономики. 2005. №1.

3. Красильников А. Эволюционные модели в теории экономического роста // Вопросы экономики. – 2007. №2.

4. Котырло Е.С. Экономический рост и социальное неравенство территорий // ЭКО. – 2007. №2.

5. Симагина О. Вопросы качества экономического развития // Экономист. – 2007. №2.

6. Шевяков А. Социальное неравенство, бедность и экономический рост // Общество и экономика. 2005. №3.

Вопросы для обсуждения

1. Чем можно объяснить существование различных теорий экономического роста?

2. Какие проблемы выдвигаются на первый план в теориях экономического роста?

3. Что лежит в основе разграничения стадий роста в историко-социологической концепции У. Ростоу?

4. Определите основные черты и отличительные особенности неокейнсианских моделей экономического роста.

5. Какую роль играет коэффициент «капитал-продукт» в неокейнсианских моделях роста?

6. Что общего и в чем различия между моделями экономического роста Е. Домара и Р. Харрода?

7. В чем состоит двойственная роль инвестиций в модели Е. Домара?

8. Как достигается сбалансированный темп экономического роста в модели Е. Домара?

9. Что такое акселератор и как он используется в модели Р. Харрода?

10. С какой целью Р. Харрод ввел в анализ понятия фактического, гарантированного и естественного темпов экономического роста?

11. Что такое устойчивое динамическое равновесие в модели Р. Харрода и как оно достигается?

12. Как процесс амортизации (выбытия) капитала сказывается на темпах экономического роста?

13. Охарактеризуйте неоклассические модели экономического роста и покажите их отличие от неокейнсианских моделей.

14. Как норма сбережений влияет на темпы роста в моделях ХарродаДомара и Р. Солоу?

15. Если в модели Р. Солоу численность рабочей силы увеличивается, то как это отражается на экономическом росте?

16. Обоснуйте условие непрерывного роста уровня жизни в модели Р. Солоу.

17. От чего зависит устойчивый темп роста дохода на одного работника в модели Р. Солоу?

Практическая часть

Тесты и задачи

1. В теориях экономического роста:

а) показывается, какими темпами должны развиваться разные группы стран богатые, среднеразвитые и бедные;

б) объясняется, как достигается полная занятость труда, капитала и природных ресурсов;

в) раскрываются причины отклонений от траектории устойчивого равновесного роста экономики;

г) исследуются факторы, обеспечивающие совместимость динамического равновесия с полной занятостью;

д) показывается и объясняется то, что описано в пунктах а) и б);

е) объясняется и исследуется то, что указано в пунктах б) и г).

2. Неокейнсианские модели роста отличаются от неоклассических тем, что в них:

а) экономический рост обеспечивается лишь полной занятостью ресурсов;

б) коэффициент капиталовооруженности труда является постоянным;

в) экономический рост характеризуется неустойчивостью;

г) экономический рост обеспечивается лишь полной занятостью ресурсов и характеризуется неустойчивостью;

д) коэффициент капиталовооруженности труда постоянен и экономический рост неустойчив.

3. В модели Е. Домара главная роль в обеспечении экономического роста отводится:

а) инвестициям как фактору спроса;

б) инвестициям как фактору предложения;

в) сбалансированному росту национального дохода;

г)  организации производства как фактору роста;

д) факторам, описанным в пунктах в) и г);

е) другим факторам, кроме указанных в пунктах а) д).

4. В модели экономического роста Р. Харрода в отличие от модели Е. Домар:

а) величина капиталовооруженности постоянна;

б) темп роста дохода имеет устойчивую равновесную траекторию;

в) объем инвестиций определяется в зависимости от уровня национального дохода;

г) используется стабильный уровень цен.

5. В модели Р. Харрода под естественным темпом роста понимается:

а) темп, при котором достигается полная занятость;

б) темп, необходимый для поддержания динамического равновесия экономической системы с учетом прироста трудовых ресурсов и технического прогресса;

в) совпадение гарантированного темпа роста с фактическим;

г) темп, при котором инвестиции совпадают со сбережениями.

6. В неоклассических моделях роста главный упор делается:

а) на труд как фактор роста;

б) капитал как фактор роста;

в) эффективное сочетание труда и капитала;

г) экономию факторов производства и улучшение организации производства.

7. В модели Р. Солоу устойчивый рост объема выпуска в расчете на одного занятого объясняется:

а) техническим прогрессом;

б) ростом нормы сбережений;

в) ростом населения;

г)  техническим прогрессом и ростом населения.

8. При устойчивом уровне запаса капитала по «золотому правилу» будет выполняться следующее условие:

а) MPK = d – n + g;

б) MPK = d – n g;

в) MPK d= n + g;

г)  MPK = n + g.

9. В модели Р. Солоу с темпом роста населения n и трудосберегающим темпом технического прогресса g темп прироста выпуска на одного работающего в устойчивом состоянии равен:

а)  0;   б)  и;   в)  n;   г)   n + g;   д) n  g.

10. Предположим, что производственная функция имеет вид Y = =AK0,4L0,6.

Рассчитайте темп роста объема производства, если общая производительность факторов растет с темпом 1,5% в год, размер капитала увеличивается с годовым темпом 3%, а численность занятых растет с темпом 2% в год.

11. В модели экономического роста А. Льюиса главный упор делается:

а) на импорт технологий развивающимися странами;

б) мероприятия по ограничению рождаемости населения;

в) перераспределение части трудовых ресурсов из сельскохозяйственного сектора в промышленность;

г) мероприятия, указанные в пунктах б) и в).

Ответы: 1. г);    2. д);    3. в);    4. в);    5. б);    6. в);    7. а);    8. в);    9. г);    10. 3,9%;    11. в).

Тема 10. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

1. Мировая экономика.

2. Международная торговля.

Категории и термины

Международная торговля. Экономическая основа торговли. Трудоемкие товары. Землеемкие товары. Капиталоемкие товары. Три основных типа международного разделения труда. Сравнительные преимущества как ориентир для специализации. Условие торговли.

Методические указания

Тема посвящена сложной и многоаспектной проблеме международной экономике. В условиях глобализации и широкого вовлечения России в мировые мегаэкономические процессы данная тема приобретает особую актуальность. Рассмотрение данной темы является логическим продолжением изучения макроэкономических процессов и закономерностей.

Важнейшими формами международных экономических отношений выступают: мировая торговля, интеграционные процессы, международное движение капталов, международная миграция рабочей силы, деятельность транснациональных корпораций и международные валютные отношения. Этим определяется перечень и содержание основных вопросов, предназначенных для изучения.

Изучение данной темы должно дать обучаемым представление как об общих основах международных экономических отношениях, так и о проблемах и перспективах участия России в них.

Теоретическая часть

Рефераты

1. Развивающиеся страны в мировой экономике: тенденции и проблемы.

2. Особенности международной, национальной и глобальной безопасности.

3. Европейский союз и Россия.

4. Информационные технологии в современной экономике.

Библиографический список

1. Василевский Э. Информационные технологии: масштабы и эффективность использования // МЭ и МО. – 2006. – №5.

2. Ганчев П. Европейский союз и Россия // МЭ и МО. – 2006. – №1.

3. Косолапов Н. Безопасность международная, национальная, глобальная: взаимодополняемость или противоречивость? // МЭ и МО. – 2006. – №6.

4. Мазин А. Ресурсы и конфликты // МЭ и МО. – 2006. – №8.

5. Эльянов А. Развивающиеся страны в мировой экономике: тенденции и проблемы // МЭ и МО. – 2007. – №2.

Вопросы для обсуждения

1. Информационные технологии: масштабы и эффективность использования.

2. Проблемы взаимодействия России и Европейского союза.

3. Мировые ресурсы и конфликты.

4. Развивающиеся страны в мировой экономике: тенденции и проблемы.

5. Особенности мирового рынка.

6. Россия и ВТО.

Библиографический список

Основной

1. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика / У. Базелер, З. Сабов, Й. Хайнрих, В. Кох. СПб.: Питер, 2000.

2. Борисов Ф. Экономическая теория. М.: Юрайт, 2002.

3. Добрынин А. И., Журавлева Г. П. Общая экономическая теория: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2000.

4. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. М. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2006.

5. Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров: АСА, 2005.

6. Курс экономической теории / Под ред. Л. П. Куракова, Г. Е. Яковлева. М.: Гелиос АРВ, 2005.

7. Экономика: Учебник / Под ред. А. И. Михайлушкина, П. Д. Шимко. М.: Высшая школа, 2006.

8. Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. М.: Экономисть, 2005.

9. Экономическая теория / Под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачевой. М: Юрайт, 2005.

10. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой, Г. М. Казахмедова, М.: ЮНИТИ, 2006.

Дополнительный

1. Бузгалин А. В. Переходная экономика: Курс лекций по политической экономии. М.: Таурус, Просперус, 1994.

2. Иохин В. Я. Экономическая теория. М.: Юристъ, 2000.

3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики: В 2 т. М.: МП «Эконов», 1993.

4. Курс экономической теории / Науч. ред. А. В. Сидорович. М.: ДИС, 1997.

5. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс. – М.: Инфра, 2004.

6. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. Т. 13.

7. Мэнкъю Н. Грегори. Принципы экономики. СПб.: Питер, 2004.

8. Пегги В. Трактат о налогах и сборах. Антология экономической классики: В 2 т. М.: МП «Эконов», 1993.

9. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Антология экономической классики: В 2 т. М.: МП «Эконов», 1993.

10. Самуэльсон Д. Пол, Нордхаус Д. Вильям. Экономика. М.: БиномКноРус, 1997.

11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики: В 2 т. М.: МП «Эконов», 1993.

12. Стиглиц Ю. Дж. Экономика государственного сектора. М.: МГУ; Инфра-MГУ, 1997.

13. Теория переходной экономики / Под ред. В. Ц. Герасименко.  М.: Теис, 1997. Т. 1, 2.

14. Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993.

15. Ховард К., Журавлева Г. Л. Принципы экономики свободной рыночной системы (экономикс): Учебник. М.: Златоуст, 1995.

16. Экономика для инженера / Под ред. Д. Пальмерио, Ю. А. Комарницкого. М.: Доброе слово, 1998.

17. Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2006.

18. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. СПб.: Питер, 2005.

19. Экономическая   теория   /   Под   ред.   В. И. Видяпина,   А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. М.: Инфра-М, 2006.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55696. ФОРМУВАННЯ ПРОФЕСІЙНОЇ КУЛЬТУРИ МАЙБУТНЬОГО ВЧИТЕЛЯ МУЗИКИ В ПОЗАНАВЧАЛЬНІЙ ДІЯЛЬНОСТІ ВНЗ 389 KB
  Студенти учасники ансамблю краще проводять заняття педагогічної практики у дитячому садку та школі бо їхнє тонке чуття музичних творів передається дітям а хвилювання яке притаманне студентам-практикантам під час проходження...
55697. Формування і розвиток комунікативної компетентності молодших школярів 244.5 KB
  Наше завдання полягає в тому щоб: а удосконалювати вміння правильно відповідати на поставлені запитання ставити запитання іншим вступати в розмову; б збагачувати мовлення дітей формулами мовленнєвого етикету...
55698. Використання інтерактивних технологій як засобу продуктивного навчання учнів початкових класів 338 KB
  Від якості навчання і виховання залежить формування культурних цінностей. Тому реформування загальної освіти супроводжується введенням нових спеціальних форм організації пізнавальної діяльності які мають конкретну мету –- створити такі умови навчання за якими би кожен учень міг успішно навчався...
55699. Участь студентів у позанавчальній роботі – необхідна передумова формування професійної компетентності випускника ВНЗ 2.16 MB
  На нашу думку поєднання аудиторної та позанавчальної роботи з додаткової спеціалізації Керівник дитячого хореографічного колективу яке реалізується у ВНКЗ Білгород-Дністровське педагогічне училище Одеської області через діяльність Народного ансамблю танцю Бессарабський сувенір сприяє...
55700. Самооцінювання учнів – один із способів розвитку їхньої пізнавальної самостійності і творчої активності на уроках математики 593 KB
  Навчальна мета уроку: Активізувати пізнавальну діяльність учнів; познайомити учнів з поняттями: пропорція члени пропорції; правильна і неправильна пропорція; з основною властивістю пропорції.
55701. Самостійна робота як засіб навчання, виховання і розвитку учнів 228 KB
  Успішне його виконання багато у чому залежить від методики навчання яка дає змогу озброїти учнів глибокими знаннями навчити їх працювати зацікавлено й самостійно. Методику сучасного уроку характеризує система самостійних робіт учнів. В цій статті описується певною мірою методи самостійного навчання учнів.
55702. Види диктантів і методика їх проведення 120 KB
  Текстуальні диктанти. Специфіка диктантів та класифікація їх видів Диктант -– це такий прийом організації навчальної діяльності на уроці в процесі якої учні відтворюють письмово сприйнятий ними на слух текст.
55703. Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы 124.5 KB
  Приобщая школьников к наиболее высоким достижениям мировой культуры и литературы учитель литературы воспитывает общую культуру развивает художественно-образное мышление формирует творческую личность.