49789

Решение методами Эйлера и Эйлера модифицированным задачу Коши для дифференциального уравнения первого порядка на отрезке с шагом и начальным условием

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

В данной работе поставлена задача решить дифференциальное уравнение с помощью двух методов: метода Эйлера и метода Эйлера модифицированного. Требуется написать программу на языке Visual Basic для решения и визуализации данного дифференциального уравнения первого порядка при помощи графика. В программе будут сравниваться эти методы и оценятся погрешности и правильность решения.

Русский

2016-08-04

268 KB

9 чел.

Министерство РФ по связи и информатизации

ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет

телекоммуникаций и информатики»

Уральский технический институт связи и информатики (филиал)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине информатика

Тема: Визуализация численных методов.

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений

Вариант 14

Факультет Телекоммуникации                                   Выполнил: студент группы ТЕ-81

Кафедра  Физики, прикладной                                    Кошкарёва Е.В.                математики и информатики

                                                                                      Проверил: доцент кафедры ИСиТ,

Дата защиты__________                                             кандидат педагогических наук                                                       

Оценка___________                                                     Минина Е.Е.

Екатеринбург

2009

Содержание

Введение

Дифференциальными называются уравнения, связывающие независимую переменную, искомую функцию и ее производные. Решением дифференциального уравнения называется функция, которая при подстановке в уравнение обращает его в тождество. Лишь очень немногие из таких уравнений удается решить без помощи вычислительной техники.

Если решить сложно или совсем невозможно, используют численные методы, то есть приближенные вычисления. В числовых методах обязательно используют начальные условия, чтобы исключить константу.

Численные методы позволяют построить интегральную кривую по точкам. В зависимости от того, сколько точек используется для расчета очередной точки и интегральной кривой, все численные методы делятся на одношаговые и многошаговые. В данной работе используется одношаговый метод.

Для визуализации численных методов используются языки программирования. Программирование в наши дни очень сильно развивается. Оно нужно для создания программ, расчета функций. Численные методы решения дифференциальных уравнений играют важную роль в практике инженерных расчетов.

В данной работе поставлена задача решить дифференциальное уравнение  с помощью двух методов: метода Эйлера и метода Эйлера модифицированного. Требуется написать программу на языке Visual Basic для решения и визуализации данного дифференциального уравнения первого порядка при помощи графика. В программе будут сравниваться эти методы и оценятся погрешности и правильность решения.

1 Постановка задачи

Чтобы решить обыкновенное дифференциальное уравнение, необходимо знать значения зависимой переменной и ее производных при некоторых значениях независимой переменной. Если эти дополнительные условия задаются при одном значении независимой переменной, то такая задача называется задачей с начальными условиями, или задачей Коши:

Пусть дано дифференциальное уравнение и начальное условие . Требуется найти функцию , удовлетворяющую указанному уравнению и начальному условию.

Численное решение задачи Коши сводится к табулированию искомой функции.

График решения дифференциального уравнения называется интегральной кривой.

Геометрический смысл задачи: - тангенс угла наклона касательной к графику решения в точке к оси ОХ, - угловой коэффициент.

Рисунок 1 - Геометрический смысл задачи Коши

Необходимо решить методами Эйлера и Эйлера модифицированным задачу Коши для дифференциального уравнения первого порядка на отрезке  с шагом и начальным условием .

Ответ должен быть получен в виде таблицы результатов:

...

...

...

...

 

где , – решения, полученные различными численными методами,

          – точное решение дифференциального уравнения.

Возможно представление результатов решения не в виде таблицы, а в виде списков.

Данные таблицы визуализировать на форме в виде графиков. Перед вычислением последнего столбца таблицы результатов необходимо из начальных условий вычесть значение коэффициента , используемого в общем решении.

2 Описание используемых методов

2.1 Метод Эйлера

 Этот  метод  называют   методом  Рунге-Кутта  первого   порядка точности.

Данный метод одношаговый. Табулирование функции происходит поочередно в каждой точке. Для расчета значения функции в очередном узле необходимо использовать значение функции в одном предыдущем узле.

       Для решения поставленной задачи выполняем следующие действия:

1) строим оси координат;

2) отмечаем точку A(0; 4) – первую точку интегральной кривой;

3)  ищем угол наклона касательной к графику в точке A:

4) строим касательную AB в точке А под углом ;

5) находим  по формуле , где  – шаг интегрирования:

;

6) проводим прямую   до пересечения с прямой AB, отмечаем точку ;

7) ищем :

Из прямоугольного треугольника ABC -

Следовательно, точка B имеет координаты (0.05; 4).

Следующую точку будем искать аналогичным способом по формуле расчета очередной точки интегральной функции:

Рисунок 2 - Метод Эйлера

2.2 Метод Эйлера модифицированный

Для уменьшения погрешности вычислений часто используется модифицированный метод Эйлера. Этот метод имеет также следующие названия: метод Эйлера - Коши или метод Рунге-Кутта второго порядка точности.

Для решения поставленной задачи выполняем следующие действия:

1) строим оси координат;

2) отмечаем точку А(0; 4) – первую точку интегральной кривой;

3) ищем угол наклона касательной к графику в точке A:

4) строим касательную AB в точке А под углом ;

5) находим  по формуле , где  – шаг интегрирования:

;

6) делим шаг интегрирования на два отрезка и отмечаем , проводим прямую из этой точки до прямой AB, отмечаем точку ;

7) ищем координаты точки В:

Следовательно, точка B имеет координаты (0.025; 4).

8) ищем угол наклона касательной к графику в точке B:

9) строим касательную BC в точке B под углом ;

10) проводим прямую  до пересечения с прямой BC, отмечаем точку C с координатами (x1; y1);

11) ищем :

Следовательно, точка C имеет координаты (0.05; 4.0049).

Следующую точку будем искать аналогичным способом по формуле расчета очередной точки интегральной функции: .

Рисунок 3 - Метод Эйлера модифицированный

3 Блок-схемы основных процедур

3.1 Решение методом Эйлера

 

3.2 Решение методом Эйлера модифицированным

3.3 Общая блок - схема

3.4 Блок - схема дифференциального уравнения

4 Виды формы проекта

4.1 Исходный вид формы программы

4.2 Итоговый вид формы программы

5 Листинг программы на языке Visual Basic.

Dim x(50) As Single, y(50) As Single, k(50) As Single, z(50) As Single, p(50) As Single

Private y0 As Single

Private x0 As Single

Private xk As Single

Private C As Single

Function f(х As Single, y As Single) As Single

f = 2 * x * y / x + 1

End Function

Private Sub Command2_Click()

x0 = Val(Text1.Text)

xk = Val(Text2.Text)

y(0) = Val(Text4.Text)

h = Val(Text3.Text)

p(0) = y(0)

z(0) = y(0)

n = Round((xk - x0) / h)

C = (y(0) * (x0 + 1) ^ 2) / Exp(2 * x0)

MSFlexGrid1.Rows = n + 2

MSFlexGrid1.Cols = 4

MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 0) = "X"

MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 1) = "P"

MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 2) = "Yэ"

MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 3) = "Yэм"

Max = y(0)

Min = y(0)

For i = 1 To n

x(i) = x0 + i * h

p(i) = Round(C * (x(i) * x(i) * x(i)), 4)

y(i + 1) = Round(y(i) + f(x(i), y(i)) * h, 4)

z(i + 1) = Round(z(i) + f(x(i) + h / 2, z(i) + h / 2 * f(x(i), z(i))) * h, 4)

If y(i) > Max Then Max = y(i)

If y(i) < Min Then Min = y(i)

MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 0) = Str(x(i))

MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 1) = Str(p(i))

MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 2) = Str(y(i))

MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 3) = Str(z(i))

Next i

Picture1.Cls

kx = (Picture1.Width - 1200) / (xk - x0)

ky = (Picture1.Height - 1200) / (Max - Min)

Label4.Caption = Str(Min)

Label5.Caption = Str(Max)

Label6.Caption = Str(x0)

Label7.Caption = Str(xk)

For i = 0 To n - 1

z1 = Round(720 + (x(i) - x0) * kx)

z2 = Round(5400 - (y(i) - Min) * ky)

z3 = Round(720 + (x(i + 1) - x0) * kx)

z4 = Round(5400 - (y(i + 1) - Min) * ky)

z5 = Round(5400 - (p(i) - Min) * ky)

z6 = Round(5400 - (p(i + 1) - Min) * ky)

z7 = Round(5400 - (z(i) - Min) * ky)

z8 = Round(5400 - (z(i + 1) - Min) * ky)

Picture1.Line (z1, z7)-(z3, z8), vbRed

Picture1.Line (z1, z2)-(z3, z4), vbGreen

Picture1.Line (z1, z5)-(z3, z6), vbBlue

Next i

End Sub

End

6 Решение задачи в MathCAD

Заключение

Литература


Eiler
()

tg (α) = f(x,y)

i=0,…,N-1

end

end

i=0,…, N-1

EilerM()

End

α

xi+1

α

Label7

Label6

Label5

Command1

Command2

PictureBox

MSFlexGrid

Text4

Text3

Text2

Text1

Label4

Label3

Label2

Label1

хi

0

x

yi

h

yi+1

y=y(x)

B

А

y

α1

α

ε

ε1

xi+1

xi

h

h/2

В

С

А

0

y=y(x)

x

y

f(x, y)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83174. History of Basketball 23.7 KB
  Basketball is an extremely popular all around the world. The object is to put a ball through a hoop, or basket, and thus score more points than the opposing team. Teams comprise of ten players, with a maximum of five on court at any one time. Substitutions are unlimited during the course of the game.
83175. Нормы международного таможенного права в правовой системе Российской Федерации 32.46 KB
  Таможенное право комплексная отрасль права представляющая собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности которые устанавливаются санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных отношений связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу взиманием таможенных...
83176. Развитие экономической теории в России 578.25 KB
  Успешное восстановление послевоенной экономики зависело не только от решения таких основных задач как собственно реконструкция восстановление разрушенного реконверсия перевод военного производства на выпуск гражданской продукции но и самого выбора варианта послевоенного хозяйственного развития страны.
83177. Сердечно – сосудистая система 606.63 KB
  В состав сердечно-сосудистой системы входит сердце орган который заставляет кровь двигаться нагнетая ее в кровеносные сосуды полые трубки различного калибра по которым она циркулирует. Кровь состоит из плазмы и приблизительно равного ей объема форменных элементов преимущественно красных клеток крови.
83178. Органы исполнительной власти Республики Беларусь 47.15 KB
  Исходя из данного определения - следующий уровень системы исполнительных органов – это республиканские органы государственного управления и иные государственные организации. Согласно Указу № 289 сюда входят министерства, государственные комитеты, являющиеся республиканскими органами государственного управления...
83179. Анализ природных ресурсов Кемеровской области 94.13 KB
  Кузнецкий бассейн расположен в Западно-Сибирском экономическом районе на территории Кемеровской области. Крайний юг области обширная территория средне-высоких гор Горной Шории. С 1943 центр Кемеровской области. Минерально-сырьевые ресурсы На территории области выявлены полезные ископаемые: уголь каменный бурый и горючие сланцы; чёрные металлы руда железная марганцевая; цветные и благородные металлы руда серебро ртуть свинец цинк медь барит бокситы нефелиновые руды...
83180. Несиметричні короткі замикання 71.15 KB
  Найбільш частим виглядом КЗ є несиметричні КЗ – однофазні, двофазні, двофазні на нейтраль. Вони є граничним випадком несиметричного навантаження. При несиметричних коротких замиканнях сталі струми короткого замикання досягають максимальних значень.
83181. Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха в производственных помещениях 68.08 KB
  Классификация систем кондиционирования. Вот некоторые задачи которые послужат для достижения этой цели: Выяснить значение кондиционирования воздуха. Классифицировать системы кондиционирования воздуха.
83182. Последствия советско-афганской войны 18.28 KB
  Военная служба была обязательна. У мальчиков, которые насчитали 18 или 19 лет возраста, не было выбора, кроме как служить в течение 2 - 3 лет. Новички для Афганистана получили бы 8-10 недели обучения прежде чем быть посланным в их отделения. Это обучение, конечно, не покрывало всю необходимую подготовку.