49848

ИНФОРМАТИКА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Книга

Информатика, кибернетика и программирование

Информационные системы и технологии направлению подготовки дипломированного специалиста по специальности Информационные системы Общие положения Написание и защита курсовых работ важнейшая форма самостоятельной учебной и научной работы студентов осуществляемая под руководством преподавателя. Целью курсовой работы является подготовка студента к написанию и защите дипломной работы. Допускается вхождение курсовой работы в дипломную работу как в виде целостного раздела так и в виде отдельных фрагментов. Кроме того выполнение...

Русский

2014-01-10

130.5 KB

16 чел.

PAGE  6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по написанию, оформлению и защите курсовых работ по дисциплине: «Информатика»

основной образовательной программы по специальности

230201.65 Информационные системы и технологии

(направлению подготовки дипломированного специалиста по специальности 230200 Информационные системы)

Общие положения

Написание и защита курсовых работ – важнейшая форма самостоятельной учебной и научной работы студентов, осуществляемая под руководством преподавателя. Целью курсовой работы является подготовка студента к написанию и защите дипломной работы. Допускается вхождение курсовой работы в дипломную работу, как в виде целостного раздела, так и в виде отдельных фрагментов.

Тематика курсовых работ по дисциплине «Информатика» обусловлена исключительной важностью понимания студентами технологий представления, хранения и обработки информации в компьютере, а также необходимостью углубления и расширения знаний и выработке практических навыков студентов в области разработки программных продуктов. Кроме того, выполнение курсовой работы должно способствовать развитию у студентов определенных элементов самостоятельности и ответственности. На написание курсовой работы отводится 20 часов времени из бюджета самостоятельной работы.

В процессе подготовки и защиты курсовой работы студент расширяет, углубляет и систематизирует свои теоретические и практические знания по выбранной теме курсовой работы, а так же определяет собственную позицию по проблемам объекта исследования курсовой работы, совершенствует навыки разработки практических рекомендаций.

В курсовой работе студент должен показать, в какой степени он владеет специальными знаниями и умением их применять в процессе самостоятельного исследования конкретной темы.

В процессе подготовки курсовой работы студент имеет право на получение консультаций со стороны преподавателя.

Содержание курсовой работы должно соответствовать теме, выбранной студентом из утвержденного списка, представленного в данном методическом пособии.

Оформление курсовой работы должно осуществляться в соответствии с требованиями, изложенными в данном методическом пособии.

Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

Требования к содержанию курсовой работы

Темой курсовой работы является «Хранение и обработка данных с использованием линейных списков». Для этой темы задание формулируются на основе общего задания и индивидуального варианта темы курсовой работы.

Общее задание:

Разработать программу, которая организует с использованием линейного списка хранение последовательности указанной в таблице 1, а так же выполняет следующие операции с этой последовательностью:

  1.  Ввод-вывод членов последовательности (с использованием как клавиатуры и экрана, так и файлов).
  2.  Редактирование членов последовательности (вставка, удаление, замена).
  3.  Вычисление определенного значения или получение новой последовательности на основе исходной (согласно таблице 1).
  4.  Поиск заданного члена последовательности
  5.  Сортировка членов последовательности

Таблица 1 – Индивидуальные задания для курсовой работы

п/п

Примерная тематика курсовых работ

1

2

1

Даны натуральное число n, действительные числа x1, … , xn (). Получить последовательность . Для решения задачи полезен список:

Рис.1

2

Даны натуральное число n, действительные числа а1, ... , аn. Если последовательность a1, ... , аn упорядочена по неубыванию (т.е. если a1a2an), то оставить ее без изменения. Иначе получить последовательность аn, ..., а1

Для решения этой задачи полезен список, изображенный на рис. 2.

Рис. 2

3

Даны натуральное число n, действительные числа х1, ... , хn. Вычислить:

a)

б)

в)

Для решения этой задачи полезен список, изображенный на рис. 3.

Рис. 3

4

Даны натуральное число n, действительные числа а1, ... , а2n. Получить:

а)  

б)  

в)

г)

5

Даны натуральное число n, целые числа а1, ... , аn. Выяснить, имеются ли среди чисел а1, ..., аn совпадающие.

6

Даны натуральное число n, целые числа a1, ... , а3n. Выяснить, верно ли, что для всех a2n+1, ... , а3n имеются равные среди a1, ... , а2n.

7

Даны натуральное число n, действительные числа r1, ... , rn. Получить последовательность:

а) r1, … , rn, r1, … , rn;

б) r1, … , rn, rn, … , r1;

в) rn, … , r1, rn, … , r1,

г) rn, … , r1, r1, … , rn;

8

Даны натуральное число n, целые числа a1, ... , аn. Требуется получить последовательность x1, у1, х2, у2, ... , xk, yk, где х1, ..., хm — взятые в порядке следования четные члены последовательности a1, ... , an, а у1, ..., yi— нечетные члены,  .

1

2

9

Даны натуральное число п, целые числа а1, ... ,а2n. Выяснить, верно ли, что для i=l, ..., n выполнено:

а)

б)

в)

г)  

10

Даны натуральное число n, действительные числа а1, ... , аn. Преобразовать последовательность al, … , аn, расположив вначале отрицательные члены, а затем—неотрицательные. При этом:

а) порядок как отрицательных, так и неотрицательных чисел сохраняется прежним;

б) порядок отрицательных чисел изменяется на обратный, а порядок неотрицательных сохраняется прежним;

в) порядок отрицательных чисел сохраняется прежним, а порядок неотрицательных изменяется на обратный;

г) порядок тех и других чисел изменяется на обратный.

11

Даны натуральное число n, действительные числа a1, ... , аn. Вычислить , где а—среднее арифметическое чисел а1, ... , ап.

12

Даны натуральное число n, действительные числа x1, ..., хn, p1, ... , рn. Последовательности х1, ..., хn и р1, ... , рn определяют систему n материальных точек на прямой: xi—координата, рi—вес i-й точки (i = 1, ..., n), Указать номер точки, наиболее близко расположенной к центру тяжести системы. Если таких точек несколько, то взять любую из них.

13

Даны натуральное число n, действительные числа а1, ... , аn. Если в последовательности а1, ... , аn есть хотя бы один член, меньший, чем —3, то все отрицательные члены заменить их квадратами, оставив остальные члены без изменения; в противном случае домножить все члены на 0.1.

14

«Считалка». Даны натуральные n, m. Предполагается, что n человек встают в круг и получают номера, считая против часовой стрелки, 1, 2, ... , n. Затем, начиная с первого, также против часовой стрелки отсчитывается m-й человек (поскольку люди стоят по кругу, то за n-м человеком стоит первый). Этот человек выходит из круга, после чего, начиная со следующего, снова отсчитывается m-й человек и так до тех пор, пока из всего круга не остается один человек. Определить его номер.

Для решения этой задачи полезен список, соединенный в кольцо так, как показано на рис. 4.

Рис. 4

15

Даны натуральные числа n, m, символы s1, ... , sn (m< n). Получить последовательность символов

а) sm+1, sm+2, … , sn, s1, … , sm;

б) sm+1, sm+2, … , sn, sm, … , s1;

в) sn, sn-1, … , sm+1, s1, … , sm.

1

2

16

Даны натуральное число n, символы s1, ... , sn. Известно, что в последовательность s1, ... , sn входит по крайней мере один пробел. Пусть m таково, что sm—это первый по порядку пробел, входящий в s1, ... , sn (m заранее неизвестно). Выполнить преобразования а), б), в), сформулированные в предыдущей задаче.

17

Даны натуральное число n, символы s1, ... , sn. Получить те символы, принадлежащие последовательности s1, … , sn которые входят в эту последовательность по одному разу.

18

Даны натуральное число n, символы s1, ... , sn. Получить последовательность символов, содержащую только последние вхождения каждого символа с сохранением взаимного порядка этих вхождений.

19

Даны натуральные числа k, m, n символы s1, ... , sk, t1, ... , tm, u1, ... , un. Получить по одному разу те символы, которые входят одновременно во все три последовательности.

20

Даны символы s1, s2, ... Известно, что символ s1 отличен от точки и что среди s2, s3, ... имеется хотя бы одна точка. Пусть s1, ... , sn—символы, предшествующие первой точке (n заранее неизвестно). Получить:

а) последовательность sn, sn-1, ... , s1;

б) последовательность s1, s3, ... , sn, если n—нечетное, и последовательность s2, s4, ... , sn, если n—четное.

Пример задания для варианта 1

Задание на курсовую работу по теме

«Хранение и обработка данных с использованием линейных списков».

Вариант 1

Разработать программу, которая организует с использованием линейного списка хранение последовательности действительных чисел x1, … , xn, где n - натуральное число и n2, а так же выполняет следующие операции с этой последовательностью:

  1.  Ввод-вывод членов последовательности (с использованием как клавиатуры и экрана, так и файлов).
  2.  Редактирование членов последовательности (вставка, удаление, замена).
  3.  Получение новой последовательности x1xn, x2xn,...,xn-1xn.
  4.  Поиск заданного члена последовательности.
  5.  Сортировку членов последовательности.

Структура курсовой работы определяется индивидуальной целью исследования, выбранным объектом исследования и конкретной темой работы. Структура работы считается обоснованной в том случае, если в ее рамках логически возможно достигнуть полного раскрытия выбранной темы. При относительно свободном выборе структуры курсовой работы в ее состав в обязательном порядке должны быть включены следующие структурные элементы:

  1.  титульный лист;
  2.  задание;
  3.  содержание;
  4.  введение;
  5.  основную часть (не менее 2 разделов);
  6.  заключение;
  7.  список используемых источников;
  8.  приложение (исходные тексты программы).

Во введении указывается:

  1.  актуальность темы (например: насколько широко используются линейные списки при хранении и обработке данных; какие возникают проблемы в применении линейных списков);
  2.  цель работы (например: разработка программы с эффективным хранением и обработкой данных на основе линейных списков);
  3.  основные задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели (например: для поставленной цели необходимо решить следующие задачи: выбор реализации линейного списка для эффективного хранения данных; разработка и выбор эффективных алгоритмов обработки данных линейного списка; и т.д.).

В основной части приводится:

  1.  литературный обзор известных подходов и алгоритмов для решения задач поставленных во введении;
  2.  описание принятых решений и разработанных алгоритмов;
  3.  описание программы на псевдокоде;
  4.  краткое описание программы, реализующей выбранные решения и алгоритмы;
  5.  результаты работы программы и пояснения к представленным результатам.

Заключение должно содержать краткие выводы и рекомендации по результатам проведенной работы, отвечать на вопросы, поставленные во введении. Рекомендуемый объем заключения одна - две страницы.

Список используемых источников оформляется в соответствии с общепринятыми правилами и содержит ссылки на литературу, использованную при подготовке курсовой работы. При использовании источников из сети Интернет указывается полный электронный адрес источника (например: 1. Зверев, Г.Н. Теоретическая информатика и ее основания [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов втузов: в 2 т. / Г.Н. Зверев. - М.: Физматлиз, 2008.- Т.1,2. Режим доступа http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2386/.

В приложения выносятся материалы, которые имеют большой объем, вследствие чего включение их в текст работы нецелесообразно, либо содержат информацию, не имеющую принципиального значения, но могут использоваться для комментария к отдельным положениям работы. Приложение должно содержать листинг программы, а также CD, содержащий электронный вариант пояснительной записки и исполняемый модуль программы.

Требования к оформлению курсовой работы

Оптимальный объем курсовой работы 20-25 листов. Объем приложений не регламентируется, но приводимые приложения должны соответствовать теме курсовой работы.

Курсовая работа оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105 – 95. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. ЕДИНАЯ СИСТЕМА КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТОВЫМ ДОКУМЕНТАМ На его основе в ТГТУ издан «Стандарт предприятия СТП ТГТУ 07-97)».

Требования к порядку написания курсовой работы

1. Программа должна быть написана на языке С++.

2. В программе должна быть использована своя реализация списков, т.е. без использования классов или шаблонов классов из STL (библиотеки стандартных шаблонов). Допускается использование любых фрагментов из лабораторных работ, выполненных по этой теме.

2. Для используемых алгоритмов (модификации списка, сортировки, поиска, вставки ...) указать их эффективность для наихудшего, наилучшего случая и/или в среднем.

3. Программа должна иметь текстовое меню для выбора всех необходимых операций со списком.

4. Алгоритм модификации исходной последовательности (или вычисления определенного значения из исходной последовательности в зависимости от варианта задания) должен быть представлен и на псевдокоде.

Защита курсовой работы

На защиту представляются курсовые работы, отвечающие всем требованиям по содержанию и оформлению курсовых работ и имеющие заключение нормоконтролера  о допуске работы к защите. Защита курсовых работ производится индивидуально, до или в ходе зачетной недели в часы, установленные преподавателем.

На защите курсовой работы студент кратко, в течение 5 минут (максимум), докладывает об актуальности выбранной темы, предмете и объекте, целях и задачах исследования, основных выводах из проведенного анализа и рекомендациях по оптимизации функционирования объекта исследования.

Краткий доклад может быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует свободно, не зачитывая текст.

По окончании доклада студенту задаются вопросы по теме курсовой работы, а также по ее непосредственному содержанию. Отвечая на вопросы, студент должен давать короткие и исчерпывающие ответы.

Защита курсовой работы принимается преподавателем дисциплины, который оценивает

  •  совпадает ли предметная область курсовой работы с программой по данной дисциплине;
  •  соответствует ли объект и предмет исследования поставленной проблеме;
  •  содержаться ли во введении все необходимые элементы (актуальность, цель, задачи, объект, предмет);
  •  уровень работы с источниками и литературой: нормативными актами и статистическими данными, монографической и учебной литературой, периодической печатью и электронными ресурсами, документами финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  •  теоретический уровень работы;
  •  уровень анализа объекта исследования;
  •  отвечает ли заключение на все вопросы, поставленные во введении;
  •  соответствует ли оформление работы требованиям, предъявляемым ГОСТ;
  •  содержательность доклада студента и его ответов на вопросы.

Оценивается курсовая работа по 4-х бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Оценка фиксируется в ведомости и зачетной книжке студента (за исключением неудовлетворительной оценки).

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, представившего курсовую работу, отвечающую всем требованиям по содержанию и оформлению курсовых работ, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно излагающему ход проделанной работы, в ответе которого увязывается теория  с практикой, он показывает знакомство с монографической литературой, правильно обосновывает решение задачи.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, представившего курсовую работу, отвечающую всем требованиям по содержанию и оформлению курсовых работ, грамотно и по существу излагающему ход проделанной работы, который не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно обосновывает решение задачи.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, представившего курсовую работу, не в полной мере отвечающую всем требованиям по содержанию и оформлению курсовых работ, не всегда грамотно и по существу излагающему ход проделанной работы, допускающему в ответе неточности, недостаточно правильно обосновывающему решение задачи.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, представившего курсовую работу, не отвечающую всем требованиям по содержанию и оформлению курсовых работ, не способного грамотно и по существу изложить ход проделанной работы, допускающему в ответе ошибки, неправильно обосновывающему решение задачи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49894. Особливості лексичного складу у творі І.Котляревського «Наталка-Полтавка» 223.5 KB
  У лексиці зовсім інша ситуація: одні слова виходять з ужитку назавжди або згодом повертаються набувши нового значення інші зявляються як питомі або запозичені. Активна лексика часто вживані загальновживані слова. До активної лексики належать такі семантичні групи: назви спорідненості назви частин організму людини тварин назви свійських і широковідомих диких птахів назви риб рослин явищ природи часових понять жител та їх частин предметів і процесів харчування одягу взуття почуттів кольору смаку розміру чисел...
49895. Система мотивації та оцінка організаційної поведінки 272 KB
  Методи поліпшення параметрів роботи. Технології роботи за персоналом. Протягом історії намагаються віднайти шляхи оптимізації використання людських ресурсів шляхом залучення інтелектуального психічного і фізичного потенціалу кожного окремого індивіда до роботи над досягненням цілей встановлених спільнотою людей залежно від домінуючих в даній спільноті потреб і мотивів які є рушійною силою її розвитку. Результати такої оцінки та прогнозування можуть виступити основою технологій роботи з персоналом які переслідують мету певним чином...
49896. Строение барабанной перепонки и ее роль в слуховой функции. Особенности барабанной перепонки у ребенка 13.66 KB
  Барабанная перепонка отделяет наружный слуховой проход от среднего уха и представляет собой тонкую упругую пластинку, покрытую со стороны слухового прохода тонким наружным слоем кожи (эпидермисом), а со стороны среднего уха — слизистой оболочкой.
49897. Организация и тактика тушения пожара на объекте оптовой торговой базы площадью 10000 м2 2.64 MB
  Прогнозирование возможной обстановки и расчетсил и средств для ограничения развития пожара8 Расчет сил и средств для тушения пожара. Исходные данные: Вариант 103 Номер учебного дела 5 Номер варианта расписания выезда 3 Номер варианта водоснабжения 3 Разряд СПТ 1 Место возникновения горения 17 Время возникновения пожара τ1 17:24 ч мин Время сообщений о нём в пожарную охрану τ2 17:39 ч. мин Площадь...
49898. Вырожденные случаи в бинарном поиске 134.5 KB
  тобы найти элемент 4 в таком дереве нужно пройти по всему дереву. Очень остроумное решение поддержания бинарного дерева в удобном для поиска виде было предложено в 1962 г. двумя советскими математиками Адельсоном-Вельским и Ландисом. Метод требует лишь добавления одного поля в каждый узел и никогда не использует более
49899. Нарушения нервно-мышечного механизма голосообразования. Параличи и парезы лицевых и гортанных мышц 14.63 KB
  Выпадение функции групп мышц (чаще парных) обычно является следствием перенесенных острых воспалительных процессов слизистой гортани, в которые был вовлечен и мышечный аппарат. Больные жалуются на повышенную утомляемость голоса.
49900. Расчет потенциометрических датчиков 610.5 KB
  Основными этапами расчета по этой методике являются: I Определение основных конструктивных параметров каркаса и обмотки; 2 Расчет электрических параметров обмотки; 3 Расчет температурного режима датчика. К схемным или электрическим параметрам относятся: U напряжение питания датчика; Rn общее сопротивление обмотки потенциометра; удельное сопротивление материала провода; lmx максимальная относительная погрешность нагруженного датчика. Названные параметры связаны между собой следующими соотношениями: Для инженерных расчетов...
49901. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СРЕДНЕЙ СТОИМОСТИ ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОСЕТИ 382.5 KB
  Принципы и методы прогнозирования и оценки недвижимости. Методы оценки недвижимости основанные на сравнении рыночной информации Методы оценки недвижимости основанные на анализе затрат.
49902. Искусственный нейрон. Алгоритм обратного распространения 467.33 KB
  Нейронные сети обратного распространения – это мощнейший инструмент поиска закономерностей, прогнозирования, качественного анализа. Такое название – сети обратного распространения (back propagation) они получили из-за используемого алгоритма обучения, в котором ошибка распространяется от выходного слоя к входному, т.е. в направлении...