49848

ИНФОРМАТИКА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Книга

Информатика, кибернетика и программирование

Информационные системы и технологии направлению подготовки дипломированного специалиста по специальности Информационные системы Общие положения Написание и защита курсовых работ важнейшая форма самостоятельной учебной и научной работы студентов осуществляемая под руководством преподавателя. Целью курсовой работы является подготовка студента к написанию и защите дипломной работы. Допускается вхождение курсовой работы в дипломную работу как в виде целостного раздела так и в виде отдельных фрагментов. Кроме того выполнение...

Русский

2014-01-10

130.5 KB

16 чел.

PAGE  6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по написанию, оформлению и защите курсовых работ по дисциплине: «Информатика»

основной образовательной программы по специальности

230201.65 Информационные системы и технологии

(направлению подготовки дипломированного специалиста по специальности 230200 Информационные системы)

Общие положения

Написание и защита курсовых работ – важнейшая форма самостоятельной учебной и научной работы студентов, осуществляемая под руководством преподавателя. Целью курсовой работы является подготовка студента к написанию и защите дипломной работы. Допускается вхождение курсовой работы в дипломную работу, как в виде целостного раздела, так и в виде отдельных фрагментов.

Тематика курсовых работ по дисциплине «Информатика» обусловлена исключительной важностью понимания студентами технологий представления, хранения и обработки информации в компьютере, а также необходимостью углубления и расширения знаний и выработке практических навыков студентов в области разработки программных продуктов. Кроме того, выполнение курсовой работы должно способствовать развитию у студентов определенных элементов самостоятельности и ответственности. На написание курсовой работы отводится 20 часов времени из бюджета самостоятельной работы.

В процессе подготовки и защиты курсовой работы студент расширяет, углубляет и систематизирует свои теоретические и практические знания по выбранной теме курсовой работы, а так же определяет собственную позицию по проблемам объекта исследования курсовой работы, совершенствует навыки разработки практических рекомендаций.

В курсовой работе студент должен показать, в какой степени он владеет специальными знаниями и умением их применять в процессе самостоятельного исследования конкретной темы.

В процессе подготовки курсовой работы студент имеет право на получение консультаций со стороны преподавателя.

Содержание курсовой работы должно соответствовать теме, выбранной студентом из утвержденного списка, представленного в данном методическом пособии.

Оформление курсовой работы должно осуществляться в соответствии с требованиями, изложенными в данном методическом пособии.

Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

Требования к содержанию курсовой работы

Темой курсовой работы является «Хранение и обработка данных с использованием линейных списков». Для этой темы задание формулируются на основе общего задания и индивидуального варианта темы курсовой работы.

Общее задание:

Разработать программу, которая организует с использованием линейного списка хранение последовательности указанной в таблице 1, а так же выполняет следующие операции с этой последовательностью:

  1.  Ввод-вывод членов последовательности (с использованием как клавиатуры и экрана, так и файлов).
  2.  Редактирование членов последовательности (вставка, удаление, замена).
  3.  Вычисление определенного значения или получение новой последовательности на основе исходной (согласно таблице 1).
  4.  Поиск заданного члена последовательности
  5.  Сортировка членов последовательности

Таблица 1 – Индивидуальные задания для курсовой работы

п/п

Примерная тематика курсовых работ

1

2

1

Даны натуральное число n, действительные числа x1, … , xn (). Получить последовательность . Для решения задачи полезен список:

Рис.1

2

Даны натуральное число n, действительные числа а1, ... , аn. Если последовательность a1, ... , аn упорядочена по неубыванию (т.е. если a1a2an), то оставить ее без изменения. Иначе получить последовательность аn, ..., а1

Для решения этой задачи полезен список, изображенный на рис. 2.

Рис. 2

3

Даны натуральное число n, действительные числа х1, ... , хn. Вычислить:

a)

б)

в)

Для решения этой задачи полезен список, изображенный на рис. 3.

Рис. 3

4

Даны натуральное число n, действительные числа а1, ... , а2n. Получить:

а)  

б)  

в)

г)

5

Даны натуральное число n, целые числа а1, ... , аn. Выяснить, имеются ли среди чисел а1, ..., аn совпадающие.

6

Даны натуральное число n, целые числа a1, ... , а3n. Выяснить, верно ли, что для всех a2n+1, ... , а3n имеются равные среди a1, ... , а2n.

7

Даны натуральное число n, действительные числа r1, ... , rn. Получить последовательность:

а) r1, … , rn, r1, … , rn;

б) r1, … , rn, rn, … , r1;

в) rn, … , r1, rn, … , r1,

г) rn, … , r1, r1, … , rn;

8

Даны натуральное число n, целые числа a1, ... , аn. Требуется получить последовательность x1, у1, х2, у2, ... , xk, yk, где х1, ..., хm — взятые в порядке следования четные члены последовательности a1, ... , an, а у1, ..., yi— нечетные члены,  .

1

2

9

Даны натуральное число п, целые числа а1, ... ,а2n. Выяснить, верно ли, что для i=l, ..., n выполнено:

а)

б)

в)

г)  

10

Даны натуральное число n, действительные числа а1, ... , аn. Преобразовать последовательность al, … , аn, расположив вначале отрицательные члены, а затем—неотрицательные. При этом:

а) порядок как отрицательных, так и неотрицательных чисел сохраняется прежним;

б) порядок отрицательных чисел изменяется на обратный, а порядок неотрицательных сохраняется прежним;

в) порядок отрицательных чисел сохраняется прежним, а порядок неотрицательных изменяется на обратный;

г) порядок тех и других чисел изменяется на обратный.

11

Даны натуральное число n, действительные числа a1, ... , аn. Вычислить , где а—среднее арифметическое чисел а1, ... , ап.

12

Даны натуральное число n, действительные числа x1, ..., хn, p1, ... , рn. Последовательности х1, ..., хn и р1, ... , рn определяют систему n материальных точек на прямой: xi—координата, рi—вес i-й точки (i = 1, ..., n), Указать номер точки, наиболее близко расположенной к центру тяжести системы. Если таких точек несколько, то взять любую из них.

13

Даны натуральное число n, действительные числа а1, ... , аn. Если в последовательности а1, ... , аn есть хотя бы один член, меньший, чем —3, то все отрицательные члены заменить их квадратами, оставив остальные члены без изменения; в противном случае домножить все члены на 0.1.

14

«Считалка». Даны натуральные n, m. Предполагается, что n человек встают в круг и получают номера, считая против часовой стрелки, 1, 2, ... , n. Затем, начиная с первого, также против часовой стрелки отсчитывается m-й человек (поскольку люди стоят по кругу, то за n-м человеком стоит первый). Этот человек выходит из круга, после чего, начиная со следующего, снова отсчитывается m-й человек и так до тех пор, пока из всего круга не остается один человек. Определить его номер.

Для решения этой задачи полезен список, соединенный в кольцо так, как показано на рис. 4.

Рис. 4

15

Даны натуральные числа n, m, символы s1, ... , sn (m< n). Получить последовательность символов

а) sm+1, sm+2, … , sn, s1, … , sm;

б) sm+1, sm+2, … , sn, sm, … , s1;

в) sn, sn-1, … , sm+1, s1, … , sm.

1

2

16

Даны натуральное число n, символы s1, ... , sn. Известно, что в последовательность s1, ... , sn входит по крайней мере один пробел. Пусть m таково, что sm—это первый по порядку пробел, входящий в s1, ... , sn (m заранее неизвестно). Выполнить преобразования а), б), в), сформулированные в предыдущей задаче.

17

Даны натуральное число n, символы s1, ... , sn. Получить те символы, принадлежащие последовательности s1, … , sn которые входят в эту последовательность по одному разу.

18

Даны натуральное число n, символы s1, ... , sn. Получить последовательность символов, содержащую только последние вхождения каждого символа с сохранением взаимного порядка этих вхождений.

19

Даны натуральные числа k, m, n символы s1, ... , sk, t1, ... , tm, u1, ... , un. Получить по одному разу те символы, которые входят одновременно во все три последовательности.

20

Даны символы s1, s2, ... Известно, что символ s1 отличен от точки и что среди s2, s3, ... имеется хотя бы одна точка. Пусть s1, ... , sn—символы, предшествующие первой точке (n заранее неизвестно). Получить:

а) последовательность sn, sn-1, ... , s1;

б) последовательность s1, s3, ... , sn, если n—нечетное, и последовательность s2, s4, ... , sn, если n—четное.

Пример задания для варианта 1

Задание на курсовую работу по теме

«Хранение и обработка данных с использованием линейных списков».

Вариант 1

Разработать программу, которая организует с использованием линейного списка хранение последовательности действительных чисел x1, … , xn, где n - натуральное число и n2, а так же выполняет следующие операции с этой последовательностью:

  1.  Ввод-вывод членов последовательности (с использованием как клавиатуры и экрана, так и файлов).
  2.  Редактирование членов последовательности (вставка, удаление, замена).
  3.  Получение новой последовательности x1xn, x2xn,...,xn-1xn.
  4.  Поиск заданного члена последовательности.
  5.  Сортировку членов последовательности.

Структура курсовой работы определяется индивидуальной целью исследования, выбранным объектом исследования и конкретной темой работы. Структура работы считается обоснованной в том случае, если в ее рамках логически возможно достигнуть полного раскрытия выбранной темы. При относительно свободном выборе структуры курсовой работы в ее состав в обязательном порядке должны быть включены следующие структурные элементы:

  1.  титульный лист;
  2.  задание;
  3.  содержание;
  4.  введение;
  5.  основную часть (не менее 2 разделов);
  6.  заключение;
  7.  список используемых источников;
  8.  приложение (исходные тексты программы).

Во введении указывается:

  1.  актуальность темы (например: насколько широко используются линейные списки при хранении и обработке данных; какие возникают проблемы в применении линейных списков);
  2.  цель работы (например: разработка программы с эффективным хранением и обработкой данных на основе линейных списков);
  3.  основные задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели (например: для поставленной цели необходимо решить следующие задачи: выбор реализации линейного списка для эффективного хранения данных; разработка и выбор эффективных алгоритмов обработки данных линейного списка; и т.д.).

В основной части приводится:

  1.  литературный обзор известных подходов и алгоритмов для решения задач поставленных во введении;
  2.  описание принятых решений и разработанных алгоритмов;
  3.  описание программы на псевдокоде;
  4.  краткое описание программы, реализующей выбранные решения и алгоритмы;
  5.  результаты работы программы и пояснения к представленным результатам.

Заключение должно содержать краткие выводы и рекомендации по результатам проведенной работы, отвечать на вопросы, поставленные во введении. Рекомендуемый объем заключения одна - две страницы.

Список используемых источников оформляется в соответствии с общепринятыми правилами и содержит ссылки на литературу, использованную при подготовке курсовой работы. При использовании источников из сети Интернет указывается полный электронный адрес источника (например: 1. Зверев, Г.Н. Теоретическая информатика и ее основания [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов втузов: в 2 т. / Г.Н. Зверев. - М.: Физматлиз, 2008.- Т.1,2. Режим доступа http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2386/.

В приложения выносятся материалы, которые имеют большой объем, вследствие чего включение их в текст работы нецелесообразно, либо содержат информацию, не имеющую принципиального значения, но могут использоваться для комментария к отдельным положениям работы. Приложение должно содержать листинг программы, а также CD, содержащий электронный вариант пояснительной записки и исполняемый модуль программы.

Требования к оформлению курсовой работы

Оптимальный объем курсовой работы 20-25 листов. Объем приложений не регламентируется, но приводимые приложения должны соответствовать теме курсовой работы.

Курсовая работа оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105 – 95. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. ЕДИНАЯ СИСТЕМА КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТОВЫМ ДОКУМЕНТАМ На его основе в ТГТУ издан «Стандарт предприятия СТП ТГТУ 07-97)».

Требования к порядку написания курсовой работы

1. Программа должна быть написана на языке С++.

2. В программе должна быть использована своя реализация списков, т.е. без использования классов или шаблонов классов из STL (библиотеки стандартных шаблонов). Допускается использование любых фрагментов из лабораторных работ, выполненных по этой теме.

2. Для используемых алгоритмов (модификации списка, сортировки, поиска, вставки ...) указать их эффективность для наихудшего, наилучшего случая и/или в среднем.

3. Программа должна иметь текстовое меню для выбора всех необходимых операций со списком.

4. Алгоритм модификации исходной последовательности (или вычисления определенного значения из исходной последовательности в зависимости от варианта задания) должен быть представлен и на псевдокоде.

Защита курсовой работы

На защиту представляются курсовые работы, отвечающие всем требованиям по содержанию и оформлению курсовых работ и имеющие заключение нормоконтролера  о допуске работы к защите. Защита курсовых работ производится индивидуально, до или в ходе зачетной недели в часы, установленные преподавателем.

На защите курсовой работы студент кратко, в течение 5 минут (максимум), докладывает об актуальности выбранной темы, предмете и объекте, целях и задачах исследования, основных выводах из проведенного анализа и рекомендациях по оптимизации функционирования объекта исследования.

Краткий доклад может быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует свободно, не зачитывая текст.

По окончании доклада студенту задаются вопросы по теме курсовой работы, а также по ее непосредственному содержанию. Отвечая на вопросы, студент должен давать короткие и исчерпывающие ответы.

Защита курсовой работы принимается преподавателем дисциплины, который оценивает

  •  совпадает ли предметная область курсовой работы с программой по данной дисциплине;
  •  соответствует ли объект и предмет исследования поставленной проблеме;
  •  содержаться ли во введении все необходимые элементы (актуальность, цель, задачи, объект, предмет);
  •  уровень работы с источниками и литературой: нормативными актами и статистическими данными, монографической и учебной литературой, периодической печатью и электронными ресурсами, документами финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  •  теоретический уровень работы;
  •  уровень анализа объекта исследования;
  •  отвечает ли заключение на все вопросы, поставленные во введении;
  •  соответствует ли оформление работы требованиям, предъявляемым ГОСТ;
  •  содержательность доклада студента и его ответов на вопросы.

Оценивается курсовая работа по 4-х бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Оценка фиксируется в ведомости и зачетной книжке студента (за исключением неудовлетворительной оценки).

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, представившего курсовую работу, отвечающую всем требованиям по содержанию и оформлению курсовых работ, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно излагающему ход проделанной работы, в ответе которого увязывается теория  с практикой, он показывает знакомство с монографической литературой, правильно обосновывает решение задачи.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, представившего курсовую работу, отвечающую всем требованиям по содержанию и оформлению курсовых работ, грамотно и по существу излагающему ход проделанной работы, который не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно обосновывает решение задачи.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, представившего курсовую работу, не в полной мере отвечающую всем требованиям по содержанию и оформлению курсовых работ, не всегда грамотно и по существу излагающему ход проделанной работы, допускающему в ответе неточности, недостаточно правильно обосновывающему решение задачи.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, представившего курсовую работу, не отвечающую всем требованиям по содержанию и оформлению курсовых работ, не способного грамотно и по существу изложить ход проделанной работы, допускающему в ответе ошибки, неправильно обосновывающему решение задачи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27754. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 46.16 KB
  В свою очередь для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта предмета анализа задач исследования совокупности исследовательских средств необходимых для их решения а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач. Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе...
27755. Сущность социальной педагогики 18.67 KB
  Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах то есть социальная педагогика выступает и как наука и как область практической деятельности нацеленная на преобразование окружающей среды создание гуманных воспитывающих отношений в социуме поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные в том числе кризисные ситуации социальной действительности. Мудрик считает что социальная педагогика это отрасль педагогики рассматривающая социальное воспитание...
27756. Принцип. Основные принципы и их применение 26.32 KB
  Человек природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Сущность принципа заключается в том что отношение к человеку должно быть как к природному существу а точнее социальноприродному. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социальнопедагогической работы общих законов развития природы другими словами естественных возможностей человека. Основные требования это: знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствии с ними всю...
27757. Принцип гуманизма 16.95 KB
  Гуманность человечность идеал различных направлений гуманизма его целью является развитие ценностных способностей чувств и разума человека высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру. Понятие гуманизация широко используемое в наше время подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения признание ценности человека как личности его права на свободное развитие и проявление своих способностей...
27758. Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода) 13.72 KB
  Сущность принципа заключается в том что социальнопедагогическая деятельность ориентируется строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта его социальной обусловленности и в его интересах. Этому способствует начальная первичная диагностика стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;...
27759. Принцип социальной обусловленности 13.81 KB
  Данный фактор имеет место при:организации социально-педагогической деятельности любая деятельность осуществляется на определенном фоне; социально-педагогической экспертизе работы учреждения в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой;социально-педагогической экспертизе технологии ее соответствия требованиям учреждения;социально-педагогической оценке деятельности специалиста с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении; экспертизе...
27760. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 20.86 KB
  в книге Теория социализации употребил его в значении близком к современному развитие социальной природы или характера индивида подготовка человеческого материала к социальной жизни. говоря о социализации почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость. Анализ многочисленных концепций социализации показывает что все они так или иначе...
27761. Человек как объект социализации 18.04 KB
  Каждый человек особенно в детстве отрочестве и юности является объектом социализации. Об этом свидетельствует то что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины полоролевая социализация создал прочную семью семейная социализация мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни профессиональная социализация был законопослушным гражданином политическая социализация и т. Следует иметь в виду что требования к...
27762. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями 19.29 KB
  Структура современной социальнопедагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России имеет многопрофильный характер представленный следующим образом. Основное положение современной системы социальнопедагогической помощи утверждение приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству. Содержание работы социального педагога включает следующие направления: ♦ формирование гуманных отношений в социуме; ♦ содействие саморазвитию личности ребенка; ♦ оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации выпускников; ♦...