49914

Методы фокус-групп для сбора социологической информации

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Место фокус-групп в системе социологических и маркетинговых методов Понятие метода фокус-групп Соотношение фокус-групп с групповыми методами и интервью Соотношение фокус-групп и наблюдения

Русский

2014-01-12

177 KB

31 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

[1] ВВЕДЕНИЕ

[2] 1. Место фокус-групп в системе социологических и маркетинговых методов

[3] 1.1. Понятие метода фокус-групп

[4] 1.2. Соотношение фокус-групп с групповыми методами и интервью

[5] 1.3. Соотношение фокус-групп и наблюдения

[6] 2. Принципы использования фокус-групп в социологическом и маркетинговом исследовании

[7] 2.1. Основные методологические принципы

[8] 2.2. Формирование группы и конфликт в группе

[9] 2.3. Групповое давление

[10] 2.4. Возраст и пол человека

[11] 2.5. Уровень образованности и социально-экономический статус людей в группе

[12] 2.6. Размер и организованность группы, осознавание цели и темы фокус-группы

[13] 2.7. Степень знакомства

[14] 3. Использование этнометодологии и этнографии в фокус-группах

[15] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[16] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа рассматривает методы фокус-групп, которые относятся к качественным или «мягким» методам сбора социологической информации. Обращение к данной теме связано прежде всего с интересом к этим методам, проявляемым в последнее время в ряде гуманитарных наук, дискуссией по поводу их теоретических оснований, методологических принципов, методик и техник.

Притом, что эти методы сейчас активно осваивается российским социологическим сообществом непосредственно в эмпирических исследованиях, преимущественно маркетингового характера, еще не достаточно полно раскрыты их познавательные возможности, сферы применения, а также методология и методика анализа получаемых данных. После первого описания данных методов Р. Мертоном и другими авторами в начале 50-х годов, последующие исследования не затрагивали его методологических принципов. В дальнейшем методы разрабатывались в системе маркетинговых исследований, параллельно к ним обращались социальные психологи, поскольку малые группы исторически являются одним из объектов данной науки.

В результате методы не получили должного теоретического обоснования, и его вклад в общественные науки скорее потенциальный, чем реальный. Успешная адаптация этих методов к российской специфике требует осмысления его основ и принципов, освоения истории возникновения, знания современного международного дискурса по поводу познавательных возможностей, нормативных требований его использования на различных этапах исследования, специфики взаимодействия с другими методами сбора и анализа эмпирической информации. Фокус-группы вызывают дискуссии и целый ряд вопросов по той причине, что с одной
стороны он связан с традицией неформализованных разновидностей опроса, а с другой — массовых опросов.

1. Место фокус-групп в системе социологических и маркетинговых методов

1.1. Понятие метода фокус-групп

Метод фокус-групп в отечественной социологии начинает свое становление, поэтому для наиболее полного раскрытия его потенциала используются знания социальной психологии, этнографии, этнометодологии, философии и других наук. Его основные методологические принципы: учет групповой динамики на этапе сбора информации и ее обработки; соблюдение равноправного характера взаимоотношений респондента и социолога; интерпретация вербальных и невербальных реакций; вычленение акта социального взаимодействия; включение элементов анализа на всех этапах, саморефлексия ученого.

Обращение к социальной психологии позволяет обогатить категориальный аппарат метода такими понятиями как групповая динамика, конфликт в группе, групповое давление и конформное поведение. Это, в свою очередь, позволяет оптимизировать ситуацию группового фокусированного интервью с учетом возраста, пола, уровня образованности и степени конформности.

Методическая процедура сбора данных фокус-групп по сравнению со сложившимися традициями и подходами в социологических исследованиях имеет свою специфику, которая состоит, например в отказе от выдвижения априорных гипотез, в иных принципах формирования группы и особенностях применения выборки, в подготовке исследовательской команды, новом решении проблемы репрезентативности.1

В соответствии с поставленной в данной работе задачей раскроем место фокус-групп в системе социологических и маркетинговых методов. Для этого сопоставим описываемый метод с другими групповыми методами, а также интервью и наблюдением.

1.2. Соотношение фокус-групп с групповыми методами и интервью

Рассмотрим место фокус-групп в системе других групповых методов, к которым относят номинальные, дельфийские группы и мозговую атаку (метод, используемый для выработки идей).  Фокус-группы отличаются от номинальных тем, что в последних не используется принцип групповой динамики. Номинальные группы проводятся в тех случаях, когда потенциальных участников сложно собрать в одно время и в одном месте для проведения исследования, а взаимодействие и обмен мнениями между ними осуществляется через исследователя, который суммирует ответы и сообщает их другим членам группы.

В отличие от фокус-групп, основная задача дельфийских групп (методика, в которой участники группы объединены общей целью, но разобщены территориально) —прогностическая, то есть сбор индивидуально составленных членами группы прогнозов, с указанными в них ошибками. Роль исследователя заключается не в управлении групповыми процессами и изучении установок людей, а также их мотивов, а в обобщении мнений и составлении прогноза.

Метод мозговой атаки направлен на выработку решения проблемной ситуации, тогда как в фокус-группе внимание участников акцентируется на важности индивидуальных мнений, а не на достижении взаимоприемлемого для всех решения.

Сравнение метода фокус-групп с другими групповыми методами демонстрирует, что в описываемых методах не используется групповая динамика, роль исследователя не всегда является значимой и важной, в них не ставится задача раскрыть мнения людей в рамках процесса их взаимного общения и создания естественных, близких к реальным  жизненным ситуациям, взаимодействий.2

Фокус группы имеют сходства как с групповым интервью (дельфийские и номинальные группы), так и с индивидуальным (глубинным, экспертным и нарративным интервью). Для сравнения метода фокус-групп и индивидуального интервью используют ряд критериев: глубина изучаемой проблемы, масштаб исследования, характер взаимодейсгвия интервьюера и респондента, подход к анализу данных и применение выборки. По степени формализованности и ряду других признаков глубинное интервью и метод фокус-групп имеют много общего. Например, благодаря наличию различных
степеней формализованности они позволяют получить наиболее полное мнение респондента, используя его язык, об изучаемой проблеме. Неформализованные техники с использованием плана дискуссии создают условия для обсуждения темы в привычных для респондента терминах.

По мнению некоторых исследователей, фокус-группы, по сравнению с глубинными интервью, более масштабные и позволяют узнать мнение значительного числа людей, но уступают последним по содержанию. Исходя из этих особенностей, исследователю необходимо руководствоваться целью исследования. Проект с использованием данного метода выгодно отличается от индивидуального интервью по количеству затраченного на него времени. В фокус-группе возможно опросить от шести до восьми респондентов за время, отведенное для индивидуального интервью. При этом объем полученной информации может быть богаче, чем в последнем.

С учетом реально моделируемой ситуации, где люди должны аргументировать свои мнения, и особенностей общения респондента и ведущего, динамика, как качество, присущее любым формам межличностного взаимодействия свойственна и фокус-группам, и глубинному интервью. Однако наличие в индивидуальном интервью отношений субординации между исследователем и респондентом не позволяет эффективно использовать динамику в изучении поставленных вопросов. 3

Основное достоинство данного метода — это возможность наблюдать процесс интеракции в ходе сбора данных. Взаимодействие участников позволяет получать спонтанные и аргументированные ответы, так как присутствие других людей оказывает стимулирующие действие. Более того, важное преимущество фокус-группы перед индивидуальным интервью ~ это взаимодействие респондента не только с модератором, а, что более важно, с другими участниками. При этом отношений подчиненности в ней нег, и контроль над исследованием сосредоточивается не только в руках исследователя, а частично передается группе. Другое достоинство заключается в том, что в фокус-группе исследователь получает больше информации по изучаемой теме, которая лежит вне рамок гипотез, чему способствует групповая динамика. Эта незапланированная информация расширяет его представления об изучаемой проблеме, при этом данные, по сравнению с результатами индивидуального интервью (формализованного и полуформализованного), сложнее анализировать. В этой связи нарративное (биографическое) интервью имеет много общего с описываемым методом. По сравнению с индивидуальным интервью, к исследованиям с использованием метода фокус-групп редко применяется выборка (абсолютное число участников фокус-групп в одном исследовании обычно незначительное), по этому отбор участников и обработку полученной информации нецелесообразно интерпретировать в традиционном понимании «выборки и репрезентативности». Фокус-группы позволяют сформулировать новые идеи и выдвинуть гипотезы, однако не дают возможность оценить степень распространенности полученных ответов среди респондентов.4

Таким образом, использование данного метода позволяет получать обширную информацию, лежащую вне рамок выдвинутых в начале исследования гипотез, чему в фокус группах, в отличие от интервью) способствует групповая динамика. Кроме того в данном методе нет присущих индивидуальному интервью отношений субординации, что способствует более полному раскрытию мнений участников.

1.3. Соотношение фокус-групп и наблюдения

В литературе помимо сопоставления фокус-группы с индивиду-
альными интервью, сравнивают с наблюдением. В сопоставлении с последним данный метод позволяет наблюдать взаимодействие людей в ограниченный отрезок времени, при этом исследователь контролирует сбор данных и сам процесс наблюдения. Подобный контроль ведущего дис-куссию имеет свои недостатки, так как в фокус-группах, в отличие от наблюдения, поведение участников не может быть полностью свободным и естественным из-за присутствия социолога, теряется часть информации о реальном взаимодействии респондентов, которая может быть получена только методом наблюдения в естественном для них окружении. При различии данных методов их сходство состоит, в частности, в получении и обработке невербальной информации.
5

В результате сопоставления фокус-групп с другими социологическими методами изучения социальной реальности, выявляются одновременно их достоинства и недостатки. Недостатки сглаживаются, а достоинства приумножаются при правильном использовании методов, а именно, их соответствии целям и задачам исследования.

2. Принципы использования фокус-групп в социологическом и маркетинговом исследовании

2.1. Основные методологические принципы

Основные методологические принципы метода фокус-групп - это групповая динамика, так как динамические процессы в силу следующих причин имеют большое значение в социологическом исследовании с применением описываемого метода. Во-первых, сбор данных происходит в ходе постоянного взаимодействия респондентов, где участники влияют друг на друга. Во-вторых, анализ данных и интерпретация результатов проводятся с учетом данного влияния. Один из подходов к определению данного метода основывается на этом принципе и фокус-группы — «это использование групповой динамики в проведении группы, а также обработка полученных результатов в контексте группового взаимодействия»6. В социологических теориях межличностное взаимодействие имеет различную значимость, и особое значение описываемый метод приобретает в рамках теории обмена,
где основной единицей анализа является социальное взаимодействие. По мнению Дж. Хоманса «институты и человеческое общество в целом складываются из действий человека и ничего более, поэтому они могут анализироваться в  терминах индивидуальных действий и могут быть объяснены на основе принципов индивидуального поведения»
7 Именно фокус-группа позволяет наблюдать взаимодействие респондентов, формирование мнений, которое обычно осуществляется в процессе общения с другими людьми.

В работах, посвященных интеракции между индивидами в малой группе, в области психологии имеется целый ряд важных для социологии концептуальных мостов. Наиболее плодотворными для метода фокус-групп оказались идеи о влиянии группы на человека и изменении его поведения в этой связи. Во-первых, это положение о том, что присутствие других людей в группе стимулирует включенность человека в процесс межличностного общения. Оно было обосновано в ходе социально-психологических экспериментов (Р. Барт (1921), Н. Чэпман (1973, 1974), P. Паулюс (1983), Г. Гин (1989) и др.), в которых сравнивалась эффективность действия, выполненного человеком в одиночку и в присутствии других. Во-вторых, положение о том, что, находясь в группе, человек совершенствует собственное поведение в целом. Изменение поведения в присутствии других людей связано с тем, что он соотносит себя с ними и критически оценивает, сравнивая в процессе саморефлексии свое поведение с существующими нормами и стандартами.

Для развития представлений о процессах, происходящих в фокус-группе, большое значение представляет анализ термина «групповая динамика». В рамках социальной психологии, по мнению Г.М. Андреевой, существует несколько его значений. Во-первых, это направление исследований малых групп; во-вторых, метод их изучения, т.е.особый вид лабораторного эксперимента; в-третьих, совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в определенную единицу времени. Групповая динамика — это процесс, уменьшающий напряжение, возникающее в результате взаимодействия между людьми и приносящий удовлетворение обоим сторонам8. Наиболее плодотворным для рассмотрения фокус-групп является последний из приведенных подходов к определению динамических процессов.

В фокус-группе из всего многообразия групповых процессов чаще всего встречаются группообразование, групповое давление, конфликт.

2.2. Формирование группы и конфликт в группе

В фокус-группе есть первичные элементы процесса группообразования, но они не получают дальнейшего развития из-за ограниченного времени, отведенного для дискуссии в социологическом исследовании. В ней происходит процесс коммуникативного взаимодействия, в ходе которого индивиды обмениваются мнениями, и формируют первое впечатление друг друга. Сообщение, передаваемое одним участником фокус-группы другому в процессе коммуникации, не имеет линейной направленности и может быть адресовано нескольким членам. Опыт применения данного метода, показал, что направленность сообщения определяется посредством анализа используемых выражений и невербальных реакций.

Помимо этого межличностная интеракция способствует выражению и формированию мнений индивидов, кроме того, респонденты высказывают и аргументируют мнения в фокус-группах благодаря тому, что постоянно существует обратная связь.

В ходе формирования фокус-группы важную роль играет процесс межличностного восприятия и оценки, который в социально-психологической литературе определяется как социальная перцепция. Под этим термином, по мнению Л.А. Петровской, понимается восприятие человеком самого себя через соотнесение с другими, восприятие себя другими, результатов собственной деятельности, внешнего облика и наблюдение переживаемых внутренних состояний. Пристальное внимание к данному процессу объясняется тем, что исходя из его механизма, а именно, восприятия индивидом других, самого себя и ситуации, в которой он находится, объясняют результаты фокус-групп. «От того, как люди отражают и интерпретируют облик, поведение и оценивают возможности друг друга, — по мнению А.Д. Бодалева, — во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности»9.

Для интерпретации социальной перцепции в фокус-группе целесообразно учитывать роль различных ее структурных элементов, а именно, субъекта и объекта, характеризующихся физическими и социальными параметрами, а также процесс межличностного восприятия. Под физическими параметрами подразумеваются внешность, манера поведения индивида; а под социальными — ролевые взаимоотношения, система диспозиций личности и т. д.

Более глубокому пониманию метода фокус-групп в социологии способствовали разработки в социальной психологии таких динамических процессов как конфликт и конформное поведение. Конфликтная ситуация и ее последствия в фокус-группе носят специфической характер. Например, конфликты бывают спонтанные, источники которых могут находиться как в рамках, так и вне самой группы; искусственные и спровоцированные исследователем. Столкновение взглядов респондентов является одним из способов проведения и сбора информации в фокус-группе.

В широком смысле конфликт имеет ряд последствий для группы, например, образование подгрупп, удаление или игнорирование инакомыслящих членов, выбор «козла отпущения», организационные изменения, смена руководителя, ее распад, поляризация и внутриличностный конфликт. В фокус-группе, которая является особой разновидностью малой группы, отсутствуют многие из вышеперечисленных процессов, что объясняется ограниченным временем ее функционирования, присутствием ведущего и целью социологического исследования в целом.

Поляризация в фокус-группе, как следствие конфликта, обычно происходит в процессе обсуждения очень значимых для респондентов тем. Для того чтобы избежать столкновений (конфликты, которые сложно регулировать), не спровоцированных социологом, а являющихся следствием различий во мнениях участников, в фокус-группы нужно набирать людей, имеющих ряд схожих характеристик. Кроме того, одна из основных задач модератора состоит в сохранении атмосферы дискуссии в группе и регулировании конфликтов с учетом того, что данный метод нс ставит своей целью достижения катарсиса или изменения установок людей.

2.3. Групповое давление

Наличие у исследователя представлений о конформном поведении дает возможность адекватно интерпретировать данные фокус-групп в социологии.

При описании процесса группового давления используются различные термины, например, «конформное поведение», «социальное влияние», «конформность», «идентификация» и т. д. В словаре по социологии конформность определяется как психологическая характеристика поведения человека, выражающаяся в его податливости «давлению группы», т.е. в ситуации конфликта между своими взглядами и позицией группы индивид формирует мнение, совпадающее с мнением большинства. Таким образом, конформность определяется как соглашение с большинством участников фокус-группы с целью достижения ценностного консенсуса.10

Конформное поведение в фокус-группе выражается в подчинении суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. То есть респондент в фокус-группе демонсгрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбрать мнение группы в ущерб собственному. Конформность зависит от значимости для человека высказываемого мнения, авторитетности людей, придерживающихся этих взглядов, размера группы, возраста, пола. Одной из форм конформизма является негативизм, что выражается в активном противостоянии индивида давлению группы. Конформное поведение в фокус-группе может быть результатом влияния на респондента групповых настроений и его (ее) индивидуально-психологических характеристик, а также определяться значимостью стимула или фокуса дискуссии. Под индивидуально-психологическими характеристиками понимается предрасположенность человека к конформному поведению, образование, черты характера.

В фокус-группе на конформное поведение влияет обсуждаемая проблема. Как показал опыт проведения социологических исследований, с ростом сложности проблемы повышается уровень конформизма членов фокус-группы. Это соответствует данным экспериментов, проводимым в социальной психологии. Число людей, соглашающихся с мнением группы, увеличивается, если тема дискуссии не ясна и двусмысленна. Очевидно, что когда у человека нет достаточной информации по данной проблеме, то он склонен полагаться на мнение других людей.

Под ситуацией понимается совокупность факторов, за исключением стимула (обсуждаемой проблемы в фокус-группе), влияющих на конформность индивида. В социологическом исследовании к ним относят размер и структуру группы, статус большинства ее членов и т. д. В ходе проведения фокус-групп было установлено, что конформность возрастает с размером группы. В группе, где принимает участие свыше 6-8 человек, некоторые респонденты оказываются вне дискуссии. С увеличением ее численности ослабляется уверенность индивида при ответе на сложный для него вопрос и укрепляется вера в мнение большинства, групповую норму.

Другим фактором, влияющим на степень конформности, являются межгрупповые взаимоотношения, определяемые композицией группы и идентификацией человека и т.д. Использование описываемого метода показало, что влияние группы на ее участников может быть различным. С одной стороны, группа может служить образцом и нормой для индивида, с другой — человек может использовать получаемую информацию для выработки собственного мнения. Чем сильнее члены группы идентифицируют себя с ней, тем выше уровень конформности. Кроме того, на данный тип поведения влияют уровень профессионализма и компетентности ее участников, а именно ее композиция (состав). Проведенные исследования продемонстрировали, что уровень конформности выше в смешанных, по сравнению с гомогенными, по признаку пола группах.

Специфика фокус-группы заключаешься в том, что ее участники ведут себя менее конформно (по сравнению с обычной малой группой), так как целью данного метода является получение спектра мнений по какой-либо теме, а не достижение группового консенсуса или принятие совместных решений и т.п. В этой связи основная задача социолога — способствовать выражению респондентами различных мнений и создавать атмосферу, в которой каждый человек, высказываясь, чувствует себя свободно. При этом в фокус-группе респондент может скрывать спое мнение из- за недоверия к лидеру, другим ее членам или неуверенности в конфиденциальности даваемой информации.

Однако конформность имеет двоякое, как позитивное, так и негативное значение для групповой динамики. С одной стороны, конформное поведение поддерживает функционирование группы, вносит определенный порядок в обсуждение проблем, способствует систематизации действий людей. С другой стороны, ее следствием является потеря индивидуальности, утрата творческой атмосферы дискуссии.

Было установлено, что неразделяемые другими участниками мнения имеют очень низкую вероятность быть высказанными. Исследователю целесообразно учитывать, что непроявившиеся в ходе дискуссии мнения могут быть связаны с расхождением позиции индивида с общим мнением группы. С учетом того, что основной целью данного метода является не получение консенсуса по изучаемой проблеме или мнения одного человека, а разброс индивидуальных мнений, то регулирование группового давления является одной из важнейших задач для ученого. 11

Для эффективного проведения фокус-группы исследователю необходимо знать переменные, влияющие на дискуссию. Они имеют много общего с аналогичными явлениями в малых группах. Их классифицируют, например, по уровню воздействия. На индивидуальном уровне влияют возраст, пол, индивидуально- психологические характеристики, уровень образованности, социально-экономический статус, характер информации о других членах фокус-группы и др., а на групповом —размер группы, понимание ее частниками цели своего присутствия и тема.

На динамику воздействует такие переменные, как признание авторитетов, самооценка, опыт участия в групповых дискуссиях, уровень информированности и знаний по обсуждаемой теме, причастность к ней, национальная и классовая принадлежность участников и исследователя, а также групповая сплоченность и единодушие дух соперничества, степень формализованности дискуссии и т. д.

2.4. Возраст и пол человека

В области социальной психологии было экспериментально и теоретически обосновано положение, имеющее большое значение для методики проведения и анализа результатов фокус-групп в социологии, об интенсивности интегрированности человека в группу и ее зависимости от возраста человека. Большая включенность в группу является результатом развития когнитивных навыков и моторной деятельности, большой частотой контактов с людьми и интеграцией в общественную жизнь. Более того, с возрастом характер социального взаимодействия усложняется, что связано с изменением образа взаимоотношений ребенка с окружающим миром в ходе взросления. Так, по мнению, К. Смита, с возрастом человек начинает внимательнее относится к другим. Индивид пользуется большим щаженном и имеет более устойчивую оценку со стороны других людей. По результатам наблюдения за малой группой, Р. Стогдил полагает, что часто лидерство в ней завоевывает человек cтарший по возрасту.

В качестве фактора, оказывающего влияние на поведение индивида в группе, называется пол респондента. Было установлено, что в разнополых фокус-группах женщины ведут себя более подавленно по сравнению с мужчинами. Частота использования визуального контакта, в качестве средства общения, выше у женщин. Они чаще, по результатам исследований И. Фрайз, соглашаются с мнением большинства12. Однако сделать выводы о подчиненном положении женщин в смешанных фокус-группах не представляется возможным по ряду причин. Во-первых, их место и роль в различных обществах и культурах неодинаковое. Во-вторых, степень участия женщин зависит от темы дискуссии. Опыт применения метода фокус-групп показывает, что для обсуждения деликатных и интимных тем нужно набирать гомогенные по признаку пола группы. В-третьих, различия в поведении мужчин и женщин в фокус-группе зависят и от возраста.

2.5. Уровень образованности и социально-экономический статус людей в группе

Для раскрытия характера взаимодействия респондентов в фокус-группе оказалось очень плодотворным выдвинутое и экспериментально проверенное положение о влиянии уровня образованности людей на межличностное взаимодействие. В ряде психологических исследований была зафиксирована положительная взаимосвязь между участием индивида в группе и интеллектуальным уровнем. Так, респонденты с высоким интеллектуальным уровнем активнее участвуют в процессе групповой дискуссии.

Интеллектуальный и общеобразовательный уровень индивида влияет не только на включенность в беседу, но и оказывает воздействие на конформность, то есть человек с более высоким интеллектуальным уровнем менее конформен, чем человек с низким интеллектуальным уровнем, но корреляция между степенью податливости и образованностью невысокая. Данный параметр определяет степень уверенности респондента в себе и образованный  человек обычно уверен в аккуратности своего высказывания и не испытывает необходимости в поддержке со стороны группы. Была установлена взаимосвязь между описываемой переменной и лидерством. Например, большая разница в интеллектуальном уровне лидера и других участников сказывается на эффективности групповой дискуссии.

Индивидуально-психологические особенности. На поведение человека в фокус-группе кроме пола, возраста и
уровня образованности, влияют также и индивидуально-психологические характеристики. Уровень самосознания влияет на восприятие оппонента, и связь эта двоякая, так как, по мнению Г. М. Андреевой, с одной стороны, «чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полным становится и представление о самом себе»
13.

Среди других индивидуально-психологических характеристик, влияющих на групповую динамику, М. Шоу выделяет пять основных, а именно, ориентацию на межличностное общение, которая может быть одобряющей, располагающей и избегающей; отзывчивость; желание доминировать, обычно обусловленное самооценкой индивида; зависимость и эмоциональную уравновешенность.

Для анализа результатов социологического исследования может использоваться связь между физиологическими характеристиками и стремлением к лидерству. Так, на стремление к лидерству, по мнению Р. Стогдила, оказывают воздействие рост, вес и т. п., но эта взаимосвязь носит неустойчивый характер. Эксперименты, проведенные В. Голдманом14, демонстрируют, что навыки общения оцениваются более высоко у людей, имеющих привлекательную наружность.

Взаимосвязь между социально-экономическим статусом членов группы и направлениями дискуссии, ее содержательностью имеют большое значение для ее проведения. Так, в фокус-группе, где ее участники имеют различный статус, общение обычно направлено на тех, кто имеет более высокое положение. При этом направляемая им информация содержательнее и ниже конфликтность. В группах, где респонденты имеют различный статус, увеличивается вероятность возникновения иерархических отношений, где кто-либо из членов группы выбирает подчиненную роль, отказывается от активного участия в дискуссии, умалчивает информацию, противоречащую высказанной лидером и тд. Человек с высоким статусом занимает большую часть времени в ходе фокус-группы и вклад других вследствие этого сокращается. С понижением статуса человека справедливо обратное. Взаимодействие с такими людьми, по сравнению с общением с коллегами и ровесниками, содержит меньше агрессивных выпадов, объем вербальной агрессии ниже, и больше содержательных высказываний.

В фокус-группе, где участники имеют одинаковый статус, дискуссия протекает успешно, так как присутствие других членов группы, имеющих схожие характеристики, дает респондентам ощущение безопасности и уверенности в собственных высказываниях. Также индивиды уверенно высказывают свои мнения, зная, что другие члены придерживаются подобной позиции. В случае расхождения у человека создается ощущение, что это не очень заметно и ответственность за высказанное мнение приписывается группе. Благодаря вышеприведенным качествам, данный метод некоторые исследователи используют в изучении
мнений и установок различных групп населения, например, детей, неграмотных или малообразованных людей.

Статус респондента в свою очередь влияет на степень доверия, оказываемого ему другими членами фокус-группы и исследователем. Например, бездомному человеку, находящемуся на низшей ступени экономического благосостояния, доверяют меньше, чем «добропорядочному», со средним достатком человеку.

Таким образом, для эффективного проведения фокус- групп целесообразно подбирать респондентов, имеющих одинаковый социально-экономический статус с тем, чтобы в ходе нее прозвучали различные и имеющие одинаковый вес, мнения.

2.6. Размер и организованность группы, осознавание цели и темы фокус-группы

Помимо факторов, влияющих на индивидуальном уровне, существуют те, которые оказывают воздействие на группу в целом. Экспериментально и теоретически обоснованное в социальной психологии положение о влиянии размера группы на ее деятельность позволяет определить оптимальное количество участников фокус-группы, а также интерпретировать данные, полученные в ходе нее.

С размером группы увеличивается вероятность того, что неразделяемые другими членами дискуссии суждения не будут высказаны. По мнению ряда ученых, отбор информации самими участниками осуществляется с пристрастием. Таким образом, в большой группе подавляются индивидуальные и не разделяемые большинством высказывания. Поэтому в фокус-группе, продолжительностью около двух часов, число участников должно не превышать восьми человек. В связи с тем, что конформность снижается с повышением степени организованности группы, ведущему нужно варьировать ее формализованности и вносить коррективы в сценарий.

Содержательность и направленность фокус-группы зависит
также от того, насколько респондентами правильно интерпретирована и адекватно понята цель групповой дискуссии. Часто в исследовании участники фокус-групп думают, что на каждый вопрос должен быть получен ответ путем взаимного соглашения. Практика использования метода показывает, что хотя фокус-группы не ставят целью поиск консенсусного решения, тем не менее, некоторые респонденты дают ответ, учитывая предшествующие мнения. Подобное стремление к взаимоприемлемому решению не только не способствует достижению цели исследования, а даже препятствует. Неправильное истолкование респондентами цели своего присутствия затрудняет процесс формулировки собственных мнений. В случае, когда участник фокус-группы не имеет еще своего мнения, поиск мнимого консенсуса может существенно повлиять на него.
15

Существует взаимосвязь между характером обсуждения, его эффективностью и степенью сложности поставленной темы. Так, активность аудитории возрастает во время выполнения сложных, а не простых задач. Применительно к фокус-группам это значит, что вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы вызывать интерес у участников и стимулировать творческий мыслительный процесс.

При проведении фокус-групп исследователю целесообразно учитывать тему и степень знакомства с ней индивидов, так как это в свою очередь влияет на характер обсуждения. Экспериментально было установлено, что хорошо информированный участник оказывает влияние на групповую динамику в тех случаях, когда пытается проецировать свои взгляды на других, и подчеркивает свою причастность к данной проблеме.

2.7. Степень знакомства

На раскрытие участников фокус-группы кроме характера сходства между ними влияет степень знакомства. По мнению ряда ученых, данному процессу способствует группа, состоящая из людей, прежде незнакомых друг другу, так как они наиболее полно открываются друг другу. Однако среди исследователей, работающих с описываемым методом, не существует единого мнения о том, как степень знакомства, гомогенность влияет на глубину получаемых данных.

Степень знакомства, иными словами, выражается в характере информации, которой располагает человек о своем собеседнике. Выделяют следующие ее основные типы общая, конкретная и ситуативная информация. Под общением понимается информация о внешних и внутренних особенностях другого человека, которая накапливается и сохраняется длительное время; под конкретной — знания о качествах человека и особенностях его поведения в определенной ситуации. Третий тип — это сведения, получаемые при взаимодействии с ним в конкретных условиях. В фокус-группах для повышения эффективности взаимодействия ее членов желательно, чтобы респонденты располагал третьим из описанных видом информации. Опыт проведения социологических исследований с использованием фокус-групп показывает, что степень знакомства, как факторов влияния, теряет свою значимость при участии в ней опыт него и высококвалифицированного ведущего. Итак, групповая динамика как методологический принцип метода фокус-групп оказывает следующие положительные воздействия на дискуссию:

1) способствует самораскрытию респондентов, так как присутствие других участников, имеющих схожие характеристики, дает им ощущение безопасности и уверенности в собственных высказываниях;

2) позволяет отслеживать когнитивные процессы;

3) помогает участникам сформулировать свою собственную позицию;

4) позволяет выявить неясность в вопросе и уточнить
соответствие понимания между интервьюером и респондентом;

5) заставляет респондентов (через вопросы и реплики
участников) давать подробные и аргументированные ответы;

6) конфликт делает фокус-группы более оживленными;

7) снимается противопоставление исследователя и респондента, так как влияние ведущего па дискуссию компенсируется групповой сплоченносгью;

8) снижается эмоциональное напряжение у участников
группы.

В фокус-группе проявляются многие достоинства межличностного взаимодействия, что позволяет социологу получать больший объем информации, раскрывающий проблему, по сравнению с суммированием реакций респондентов на отдельно взятую тему в индивидуальных интервью.

В традиции позитивизма метод фокус-групп рассматривается как ситуация группового интервью, а не дискуссия; без учета влияния групповой динамики на всех этапах исследования; а сам метод носит формализованный характер, с элементами субординации; результаты обычно используют для проверки заранее выдвинутых гипотез, где их анализ и интерпретация проводятся только с позиции исследователя. Таким образом, практически не принимается во внимание творческий характер дискуссии; главенствующая роль динамических процессов; отсутствие в цепочке исследователь-респондент четкого деления на субъект и объект; возможность выдвижения новых гипотез на основе полученной информации и т. д. Все это заставило нас обратиться к этнометодологии и этнографии.

3. Использование этнометодологии и этнографии в фокус-группах

По мнению Р. Бюргеса и А. Браймана, «подход, который использовался антропологами и этнографами, впоследствии был взят и разработан социологами, которые провели исследования, носившие этнографический характер, в школах, больницах, заводах и других социальных институтах»16. При этом, в социологических проектах использовались не положения этнографии как науки, изучающей примитивные общества, а дисциплины, направленной на анализ современных социальных групп, с самостоятельным по отношению к антропологии положением. В отличие от социологии эта наука  «сочетает в себе искусство и науку, в то время как первая больше сконцентрирована на научном подходе в исследовании»17

Традиция применение этнографических методов в социологии получила название этнометодологии. Под этнометодологией в социологии понимается область сравнительных исследований глубинных структур обыденных побуждений и поступков людей, принадлежащих к этническим общностям, также это теоретическое и методологическое направление, превращающее методы этнографии и социальной антропологии в общую методологию социальных наук.

Результатом применения положений этнометодологии и этнографии при проведении фокус-групп является изменение роли социолога, организации исследования и места программы в нем, характера взаимодействия ученого и респондента, процесса сбора, анализа и представления данных. Изменение роли социолога (исследователя) означает критическое осознание своих представлений о социуме;
изучаемой группе людей; используемых подходах; а также предполагает более глубокий анализ используемой терминологии. Так, по мнению С. Клайнмана, исторически сложилось, что «ученые, работающие в общественных науках, как и другие исследователи, научились прятать свои чувства и использовать язык, скрывающий их»
18. Процессы подготовки, сбора и обработки информации — это творческий акт, где исследователь является одним из актеров, не предопределяющим ход событий. Он также проводит и полевое исследование, и анализ данных, что связано с минимальным разделением исследовательского труда на выполнение отдельных задач между специалистами.

Этнометодология в свою очередь повлияла на организацию исследования) а именно на последовательность этапов в нем и на программу. Организация и следования меняется таким образом, что стадии его проведения не являются четко изолированными друг от друга, а о работка информации занимает центральное место. Одним из первых проблему анализа данных, понимаемую прежде всего как включенность исследователя в процесс их сбор расширил до качественно иной стадии Е Бюргес, поставивший вопрос об этих двух и других стадиях, предшествующих традиционно последней — обработке информации: «Анализ данных является не концом исследовательского проекта, скорее его центральной частью, так как мнения и наблюдения, сделанные во время проекта были самыми важными элементами для понимания социальных объектов»19.

С применением положений этнометодологии и этнографии меняется характер взаимоотношений исследователя с респондентом, снимается разделение на объект и субъект, а употребление в этнографическом исследовании слова «респондент» носит условный характер. Опыт проведения социологических исследований, продемонстрировал, что установление равноправных отношений и в проведении реального диалога создает основу для свободно дискуссии, и получения надежной и полной информации. Ведущий в такой фокус-группе использует только открытые вопросы по всем темам, а ее участники могут свободно высказывать свои опасения и соображения.

Кроме того, интерпретация и описание результате проводится с точки зрения респондента, а не исследоваться, где сама компетентность социолога подвергается критическому анализу.

Однако подобная форма проведения имеет ряд достоинств и недостатков: с одной стороны, следствие ее использования является установление неформализованного характера, а с другой — нерегламентированная форма ее создает проблему сопоставимости результатов на этапе обработки результатов.

Вносятся также изменения и в сбор данных. Исходя и особых отношений между исследователем и респондентом, иначе решается проблема постановки вопросов, особое значение приобретают вопросы, задаваемые респондентами, а не только те, на которые они дают ответы. На этой стадии ученому следует использовать наблюдение, так как фокус-группа не моделирует реальную ситуацию взаимодействия. Исследователю для понимания респондента необходимо критично отнестись к собственным взглядам и с этой целью нужно фиксировать информацию, получаемую от респондента, и отдельно описывать свое собственное восприятие результатов.

Анализ данных в связи с многообразием подходов, имеющихся в распоряжении исследователей, занимает особое значение. Использование положений этнометодологии и этнографии в качественном исследовании с помощью фокус-групп означает реконструирование событий, действий, взглядов с позиции респондентов, где смысл и значение изучаемой социальной реальности должны определяться и интерпретироваться индивидом. Перед социологом стоит задача не объяснить и поместить результаты в устоявшуюся систему взглядов, а увидеть проблему глазами респондента и зафиксировать видение и объяснение данной проблемы самим респондентом.

В исследовании, где источником информации может быть наблюдение, анализируют не только вербальные, записанные на магнитофон и расшифрованные реакции, а также невербальные, зафиксированные с помощью видео- камеры.

Интерпретацию результатов исследования целесообразно проводить с учетом социального контекста, который выступает, например, в виде культурного и языкового контекста. Это делается для наиболее полного представления изучаемого феномена, так как контекст (временной, социально-культурный и экономический) имеет такое же большое значение, как и само действие. Исследователь должен быть внимателен ко всем факторам, опосредующим процесс общения, учитывать несоответствие между действиями и словами и оценивать влияние на группу извне. Данный способ обработки результатов исследования под влиянием постмодернизма превратился в отдельное на-правление — дискурс-анализ. Для превращения в текст дискурс должен быть отделен от специфического речевого события и его автора. Итак, важно различать текст и дискурс, диалог и его интерпретацию.

Изучение группы в более широком социальном контексте позволяет увидеть взаимосвязь между социальными процессами и структурными взаимоотношениями. Особое внимание нужно уделять нс только содержанию беседы, но и обстановке, в которой она проходит (располагающая, во- одушевляющая и накладывающая ограничения), анализировать коммуникативные события, определить роль участников взаимодействия (получатели информации и те, кто ее передает) и используемые ими коды. Основным объектом анализа в подобном социологическом исследовании является коммуникация, ее типы, модели взаимодействия и обстановка.

Анализу результатов фокус-групп, проводимых с учетом положений этнометодологии и этнографии, присущи процессуальность, т.е. рассмотрение события в связи с другими явлениями; а также ограниченное использование теорий на ранних стадиях исследования с тем, чтобы информация, которая не укладывается в заранее разработанные схемы, была учтена. Особое внимание с процессе обработки уделяется языку. Это, по мнению Р. Тернера, необходимо потому, что «науки об обществе, которые не рассматривают язык в качестве основной темы, обречены на провал. И хотя речь насыщает повседневный мир и является основным источником информации для социолога, ее характер и атрибуты остаются почти неизученными»20.

Проводимый детальный анализ языка в фокус-группе имеет важное методологическое значение, так как высказывания выступают не только в качестве иллюстраций, а имеют собственное место и смысл. В процессе интерпретации исследователь должен пересмотреть то, что часто принимается на веру, более критично. По мнению современных ученых, нейтрального языка для описания не существует. В ходе эволюции социологии растет интерес к ее языку: «Этнометодология, структурализм, постсгруктурализм и феминизм — все они повлияли на «лингвистический переворот в восприятии нами социального и социологического»21 Используемый исследователями, язык — это не очевидное и понятное средство общения, а результат функционирования социальной среды. Использование положений этнографии в социологии выражается в детальном изучении текстов и социологу, по мнению Г. Гарфинкеля важно увидеть, что может быть сделано с текстом, или к чему приводит это
изменение.

В этой связи встает проблема несовпадения смысловых систем респондента и исследователя. Чем глубже социолог в качественных методах стремится изучить феномен, тем острее встает проблема языка, а при интерпретации данных ученый сознательно или неосознанно помещает информацию, получаемую от респондента, в систему понятий, принятую в данной науке.

Последний аспект, на который оказали влияние этнометодология и этнография — это представление данных исследования. Социологическими текст в этом отношении не является нейтральным, а обладает силой и действием. Существующие формы представления результатов В. Маанен разделяет на следующие типы: «реалистические», «тексты-исповеди» и «тексты в духе импрессионизма». Первый тип является наиболее распространенным и характеризуется отсутствием открыто выраженной позиции автора, безличностным нарративом, где исследователь «реалистической сказки... представляет объективные данные во взвешенной интеллектуальной манере повесгвования, который не связан с политическими предпочтениями или этическими суждениями». Нейтральность исследования — вот что характеризует реалистическую сказку. Следующий тип — это «тексты-исповеди», не являются безличностными, потому что в них социолог описывает собственный опыт и чувства, основываясь на реалистических представлениях. Последние — это тексты в духе импрессионизма. В них «явления представлены в том порядке, в котором они происходили ... Основная идея заключается в том, чтобы обратить внимание аудитории на незнакомый мир и дать увидеть, услышать и почувствовать то, что увидел, услышал и почувствовал исследователь»22 . Данные могут быть оформлены в виде распечатанных записей аудио- и видеокассет без комментариев. На наш взгляд, следует представлять результаты с комментариями исследователя или основные выводы с цитатами из фокус-группы. Таким образом, результаты представляют взгляд на мир приглашенных для исследования людей, который является наиболее полным, так как феномен воссоздается в рамках различных контекстов.

В заключение, положения этнометодологии и этнографии способствуют проведению фокус-групп и активизации их творческого характера; установлению более полного контакта с респондентами и получению богатых данных. В связи с этим возрастает роль исследователя, так как для проведения «творческой» фокус-группы важна личная заинтересованность и мотивация ведущего. На этапе сбора данных и проведения фокус-группы исследователю не следует связывать себя с теорией более, чем этого требует она сама, увеличивая тем самым свободу маневров во время интервью. Исходя из особого характера взаимоотношений респондента и социолога, нужно использовать различные стратегии и тактики взаимодействия для оптимизации сотрудничества, взаимного самораскрытия и поиска взаимопонимания. Анализ данных определяется конкретным контекстом и коммуникативным процессом, т.е. фокус-группа должна носить ситуативный характер. На всех этапах проведения важным элементом является саморефлексия исследователя, так как творчески относящийся к интервью исследователь, через осознание себя приходит к пониманию других людей. Роль ученого при написании отчета должна быть значительно сокращена, чтобы фокус-группы представляли широкий спектр взглядов респондентов по изучаемой проблеме. Проводимая с учетом вышеупомянутых положений фокус-группа делает исследования более полифоничными и представляет перспективу данной социальной группы; носит неформализованный и самодостаточный характер. Положения этнометодологии и этнографии могут применяться в различном виде к изучению поведения людей, в зависимости от дисциплины, в которой работают ученые, однако особое значение они имеют при проведении фокус-групп.

Итак, основными методологическими принципами проведения фокус-групп являются:

учет групповой динамики на этапе сбора информации и ее обработки;

соблюдение равноправного характера взаимоотношений респондента и социолога;

интерпретация вербальных и невербальных реакций;

вычленение акта социального взаимодействия;

включение элементов анализа на всех этапах;

саморефлексия ученого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении следует сказать, что применение описанных в работе методов фокус-групп позволяет получать богатые эмпирические данные. Этому способствует представленная респондентам возможность использовать свой язык при обсуждении проблемной ситуации; обстановка групповой дискуссии, которая дает участникам чувство безопасности и защищенности, делая их ответы более откровенными. Важным достоинством фокус-групп является моделирование ситуации социального взаимодействия, в ходе которого участники реконструируют свое отношение к поставленной проблеме. Таким образом, методы фокус-групп имеют большой познавательный диапазон, так как с их помощью возможно не только подтверждать имеющиеся гипотезы, но и получать новую информацию.

Метод фокус-групп успешно интегрируется в систему социологических методов в таких специальных социоло-гических теориях как социология здоровья и медицины, социология молодежи. Данный метод эффективно внедряется и в другие области, такие, например, как паблик рилейшнз, помогая идентифицировать целевую аудиторию, выявлять ее характеристики для последующей работы с ней и разрабатывать коммуникативные программы, направленные на изменение мнения данной группы и оценивать их эффективность.

В сфере маркетинговых исследований с помощью фокус-групп собирают информацию о поведении потребителей определенных товаров и услуг, изучают воздействие рекламных роликов на различные целевые группы потребителей и т.п. В настоящее время спектр применения метода фокус-групп расширяется до их использования при разработке социальных и политических программ, выработке имиджа политического лидера. Данный метод имеет свои особенности, которые определяются степенью формализованности. Наиболее полно возможности данного метода раскрываются в неформализованных фокус-группах, которые однако требуют особого методического мастерства от социолога.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб. 1999.
  2.  Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2000, С. 163-230, 265-278.
  3.  Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о “качественной социологии”// Социологический журнал, 2003, N 2, С. 28-42.
  4.  Белановский С.М. Методика и техника фокусированного интервью. - М., 2003.
  5.  Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М., 2002, С. 5-67.
  6.  Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях// Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для ВУЗов, М., 2002,С.193-196.
  7.  Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Групповая дискуссия// Социально-психологический климат коллектива, Под ред. Ю.М.Жукова, - М., 2000, С. 41-75.
  8.  Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: Спецпрактикум по социальной психологии. - М., 2002.
  9.  Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, - М., 2001,С. 4-21.
  10.  Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. Пер. с англ., - М. 2000.
  11.  Громова Е., Герасимова М. Возможности использования расширенных креативных фокус-групп как метода социологического исследования на этапе создания рекламных конструктов// Журнал о рекламе YES! N 3 (24), 1998, С.79-81.
  12.  Громова О.А. Возможности проективных методов в маркетинговых исследованиях. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2000, №N 4.
  13.  Гурджи И.А. Проективные методики в качественных исследованиях.//Практический Маркетинг, 2000, 1 (35).
  14.  Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998, с. 113-123.
  15.  Джэй Э. Эффективная презентация. Пер. с англ., Минск, 2001.
  16.  Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 2002, С. 20-4, 45-51.
  17.  Донцов А.И. О понятии “группа” в социальной психологии// Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999 С.175-182.
  18.  Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 2001.
  19.  Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Исследования малой группы в отечественной и зарубежной социальной психологии// Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999 С.209-229.
  20.  Левин К. Теория поля в социальных науках. Пер. с англ., СПб. 2000.
  21.  Майерс Д. Социальная психология, Пер. с англ. М., 2002, С. 269-398.
  22.  Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола)// Социология 4М, 2003, N 5-6, С.5-16.
  23.  Мельникова О.Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач// Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для ВУЗов, М., 2002, С.182-192.
  24.  Мертон Р.Л., Фиске М., Кендалл Р.З. Фокусированное интервью: Пер. с англ., М., 2000.
  25.  Методологические и методические проблемы контент-анализа, вып.1, 2. М.-СПб., 2001.
  26.  Петровская Л.А. Организация и проведение групповой дискуссии// Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киев, 2001.
  27.  Робер М.-А., Тильман Ф. Групповая динамика. Руководство и лидерство в малой группе// Хрестоматия по социальной психологии, М., 2002, С.142-156.
  28.  Фоломеева Т.В., Бартенева О.М. Опыт применения проективной методики “психологический рисунок” в исследовании восприятия социальных объектов// Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2000, N 2.
  29.  Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных// Социология 4М, 2003, N 1, с.14-31.
  30.  Якубович В.Б. Качественные методы или качество результатов// Социология 4М, 2003, N 5-6, С. 16-28.

1 Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М., 2002, С. 25

2 Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях// Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для ВУЗов, М., 2002,С.193

3 Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Групповая дискуссия// Социально-психологический климат коллектива, Под ред. Ю.М.Жукова, - М., 2000, С. 55

4 Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 2002, С. 20

5 Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М., 2002, С. 43

6 Робер М.-А., Тильман Ф. Групповая динамика. Руководство и лидерство в малой группе// Хрестоматия по социальной психологии, М., 2002, С.151

7 Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 2002, С. 45

8 Петровская Л.А. Организация и проведение групповой дискуссии// Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киев, 2001.- с. 127

9 Петровская Л.А. Организация и проведение групповой дискуссии// Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киев, 2001.- с. 154

10 Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М., 2002, С. 51

11 Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Групповая дискуссия// Социально-психологический климат коллектива, Под ред. Ю.М.Жукова, - М., 2000, С. 41.

12 Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 2002, С. 48

13 Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2000, С. 163

14 Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях// Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для ВУЗов, М., 2002,С.196

15 Громова Е., Герасимова М. Возможности использования расширенных креативных фокус-групп как метода социологического исследования на этапе создания рекламных конструктов// Журнал о рекламе YES! N 3 (24), 1998, С.79.

16 Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2000, С. 182

17 Робер М.-А., Тильман Ф. Групповая динамика. Руководство и лидерство в малой группе// Хрестоматия по социальной психологии, М., 2002, С.142

18 Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 2002, С. 52

19 Громова Е., Герасимова М. Возможности использования расширенных креативных фокус-групп как метода социологического исследования на этапе создания рекламных конструктов// Журнал о рекламе YES! N 3 (24), 1998, С.80

20 Громова Е., Герасимова М. Возможности использования расширенных креативных фокус-групп как метода социологического исследования на этапе создания рекламных конструктов// Журнал о рекламе YES! N 3 (24), 1998, С.81

21 Робер М.-А., Тильман Ф. Групповая динамика. Руководство и лидерство в малой группе// Хрестоматия по социальной психологии, М., 2002, С.156.

22 Петровская Л.А. Организация и проведение групповой дискуссии// Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киев, 2001.- с. 165


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17160. Лінійні динамічні системи. Диференційне рівняння системи. Передатна функція. Її властивості 70 KB
  Лекція 2.Тема. Лінійні динамічні системи. Диференційне рівняння системи. Передатна функція. Її властивості. План 1. Лінійні динамічні системи. 2.Диференційне рівняння системи. 3.Передатна функція. Її властивості. Лінійні динамічні системи. Динамічн...
17161. Імпульсна перехідна, одинична перехідна функції. Частотні характеристики стаціонарної безперервної динамічної системи 122 KB
  Лекція 3. Тема. Імпульсна перехідна одинична перехідна функції. Частотні характеристики стаціонарної безперервної динамічної системи. План 1. Імпульсна перехідна одинична перехідна функції. 2. Частотні характеристики стаціонарної безперервної динамічної системи...
17162. Поняття та умови стійкості. Критерій стійкості Михайлова, Гурвіца 79.5 KB
  Лекція 4. Тема. Поняття та умови стійкості. Критерій стійкості Михайлова Гурвіца. План 1. Поняття та умови стійкості. 2. Критерій стійкості Михайлова 3. Критерій стійкості Гурвіца. У процесі роботи системи автоматичного регулювання піддаються різним впливам щ
17163. Керування системами: введення категорій, терміни, означення 116 KB
  Лекція 5. Тема. Керування системами: введення категорій терміни означення. План 1.Поняття керування 2.Схема керування 3.Способи керування 4.Завдання керування 5.Використання ЕОМ в процесі керування 1.Поняття керування Керування це такий вхідний впл...
17164. Стохастичні системи 59.5 KB
  Лекція 6. Тема. Стохастичні системи. План 1.Поняття стохастичної системи. 2. Моделювання випадкових процесів з дискретним часом. 3. Марковська апроксимація випадкових процесів. 1.Поняття стохастичної системи. Динамічна система називається стохастичною я...
17165. Створення документів у програмі Word 158 KB
  Практична робота №9 Тема: Створення документів у програмі Word Мета: засвоїти технології введення форматування та редагування текстових документів засобами редактора Word. Навчитися створювати зберігати відкривати та проглядати файлидокументи. Обладнання: персо
17166. Створення стилю. Застосування готового шаблону і створення шаблону 57.5 KB
  Практична робота №12 Тема: Створення стилю. Застосування готового шаблону і створення шаблону. Мета: Навчитися створювати стилі і шаблони. Обладнання:: ПК текстовий процесор Word. Правила ТБ Методичні вказівки Стиль це іменований опис формату абз
17167. Разработка модуля питания и обработки сигнала гироскопа 15.53 MB
  Модуль гироскопа (МГ) предназначен формирования напряжений питания гироскопа, приёма и обработки сигналов гироскопа, входящего в состав изделия прибора панорамного наблюдения командира (ППНК).
17168. Створення шаблону і макросу 44 KB
  Практична робота №13 Тема: Створення шаблону і макросу. Мета: Навчитися створювати шаблони і прості макроси. Обладнання:ПК текстовий процесор Word. Правила ТБ Методичні вказівки Макроси Макрос це скорочена назва макрокоманди. Макрос це просто ...