49917

Разработка элементов систем искусственного интеллекта с использованием логической модели представления знаний

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

По заданию было построено дерево родственных отношений, составлено 19 фактов и 13 правил, которые описывают родственные связи в моей семье. Используя язык логического программирования Prolog, написана программа, в которой отображаются все родственные отношения с помощью заданных правил и фактов. Использовались такие предикаты, как parent(string, string), man(string), woman(string), married(string ,string).

Русский

2014-01-12

320.9 KB

6 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Пояснительная записка к курсовому проекту

по дисциплине «Системы искусственного интеллекта»

на тему:

«Разработка элементов систем искусственного интеллекта с использованием логической модели представления знаний»

Вариант 25

Специальность     230102 – Автоматизированные системы обработки информации и управления

Факультет  информатики и робототехники

Кафедра            автоматизированных систем управления

Курс   5

Семестр            9

         Оценка ________________                             Исполнитель:

Консультант:                                            студ. гр. АСОИ-537

                         (зач. кн.075746)

 ___________Алыпов Ю.Е.                           _________Хисаев Р.М.

«___» ____________ 2012 г.             «___» ___________ 2012» г.

Уфа 2012

Задание 1

Задание:

Используя предикаты parent(symbol,symbol), man(symbol), woman(symbol), married(symbol,symbol), записать факты, описывающие Вашу семью. Записать 8 правил вывода для любых родственных отношений в Вашей (или вымышленной)семье (например: мать, отец, сестра, брат, племянница, племянник, тетя, дядя, внучка, внук, бабушка, дедушка, двоюродная сестра, двоюродный брат и т.д.).

Описание родственных связей:

13 вариант моя задача,20

Рис. 1. Дерево родственных отношений

Исходный текст:

predicates
parent(string,string)
man(string)
woman(string)
married(string,string)
plem(string,string)
mother(string,string)
father(string,string)
grandma(string,string)
grandfa(string,string)
son(string,string)
dauther(string,string)
brother(string,string)
sister(string,string).
print

clauses
man("Ravil").
man("Farit").
man("Gamil").
man("Anvar").

woman("Mynavara").
woman("Roza").
woman("Hariza").
woman("Aigul").


parent("Ravil","Farit").
parent("Ravil","Gamil").
parent("Mynavara","Farit").
parent("Mynavara","Gamil").
parent("Farit","Anvar").
parent("Roza”,"Anvar").
parent("Gamil","Aigul").
parent("Hariza","Aigul").

married("Ravil"," Mynavara").
married("Farit"," Roza").
married("Gamil","Hariza").

mother(X,Y):-parent(X,Y),woman(X).
father(X,Y):-parent(X,Y),man(X).
son(X,Y):-man(Y),parent(X,Y).
dauther(X,Y):-woman(Y),parent(X,Y).

grandma(X,Z):-parent(X,Y),parent(Y,Z),woman(X).
grandfa(X,F):-parent(X,Y),parent(Y,F),man(X).

brother(X,Y):-parent(Z,X),parent(Z,Y),man(X),X<>Y.
sister(X,Y):-parent(Z,X),parent(Z,Y),woman(X),X<>Y.  

plem(X,F):-parent(Z,F),man(F),parent(P,X),parent(P,Z),Z<>X. 

print:-mother(X,Y),write(X,"-mother-",Y),nl,fail.
print:-father(X,Y),write(X,"-father-",Y),nl,fail.
print:-son(X,Y),write(Y,"-son-",X),nl,fail.
print:-grandma(X,Z),write(X,"-grandma-",Z),nl,fail.
print:-grandfa(X,F),write(X,"-grandfa-",F),nl,fail.
print:-dauther(X,Y),write(Y,"-dauther-",X),nl,fail.
print:-brother(X,Y),write(X,"-brother-",Y),nl,fail.
print:-plem(X,F),write(F,"-plemannik-",X),nl,fail.
print.
GOAL
print,readln(I).

Результат работы программы:

Выводы: 

По заданию было построено дерево родственных отношений, составлено 19 фактов и 13 правил, которые описывают родственные связи в моей семье. Используя язык логического программирования Prolog, написана программа, в которой отображаются все родственные отношения с помощью заданных правил и фактов. Использовались такие предикаты, как  parent(string, string), man(string), woman(string), married(string ,string).

2 задание(6 задача).

Вычислить произведение двух целых положительных чисел (используя суммирование).

Исходный текст:

Пролог

PREDICATES

p(real,integer,real)

CLAUSES

p(_,0,0):-!.

p(A,B,C):-B1=B-1,p(A,B1,C1),C=C1+A.

goal

   write("A*B"),nl,

   write("A: "),readint(A),

write("B: "),readint(B),

   p(A,B,C),

   write("A*B: ",C).

Си++

#include <iostream>

using namespace std;

typedef unsigned short USHORT;

typedef unsigned short ULONG;

ULONG GetPower(USHORT n1, USHORT n2);

int main()

{

USHORT n1,n2;

   ULONG answer;

cout << "n1: " << endl;

cin >> n1;

cout << "n2:" << endl;

cin >> n2;

answer=GetPower(n1,n2);

cout<<n1<<"to the"<<n2<< "th power is" <<answer<<endl;

system("pause");

return 0;

}

2 задание(6 задача).

:  Написать программу, реализующую авиасправочник. В справочнике содержится следующая информация о каждом рейсе: номер рейса, пункт назначения, цена билета. Реализовать вывод всей информации из справочника, поиск пункта назначения по номеру рейса. Реализовать поиск по пункту назначения с указанием максимально возможной цены билета (должны быть выведены все рейсы, цена билета на которые ниже указанного значения). Для удобства работы реализовать меню с соответствующими пунктами.

Исходный текст:

                                                             Задание 3 (3)

У Ивана машина красная, у Петра – не черная, не синяя, не голубая, у Максима – черная и синяя. У Александра есть машины любого цвета (из перечисленных), у Бориса машины белого и синего цветов. У кого какого цвета машины, если все водители ехали на машинах разных цветов?

Исходный текст программы:

domains

s=symbol

slist=s*

predicates

colour(s)

colour_or_colour(s,s,s) % два цвета 

solve(s,s,s,s,s) % решить

print

clauses

colour("krasnii").

colour("chernii").

colour("goluboi").

colour("sinii").

colour("belii").

colour_or_colour(A,B,C):-C=A;C=B.

solve(Ivan,Petr,Maxim,Sacha,Boris):-Ivan=" krasnii ",                    

colour(Petr),Petr<>Ivan,Petr<>"chernii",Petr<>"sinii",Petr<>"goluboi",

colour_or_colour("chernii","sinii",Maxim),Maxim <>Ivan,Maxim<>Petr,    

colour(Sacha),Sacha<>Ivan,Sacha<>Petr,Sacha<>Maxim,colour_or_colour("belii","sinii",Boris),

Boris<>Ivan,Boris<>Petr,Boris<>Maxim,Boris<>Sacha.

print:-solve(Ivan,Petr,Maxim,Sacha,Boris),

write("Ivan car - ",Ivan,"\n","Petr car - ",Petr,"\n"," Maxim car - ", Maxim,"\n","Sasha car - ",Sacha,"\n","Boris car - ",Boris,"\n"),nl.

%-если убрать fail,то посчитает только один вариант! Если поставить то все возможныеgoal

goal

print

4 задача

Разработать программу поиска решения, предметная область произвольная, например, выбор сотового телефона, покупка автомобиля и т.п. В качестве примера можно использовать следующую программу на естественном языке  

Предметная область: Экспертная система породы дерева.

domains

database

xpositive(symbol,symbol)

xnegative(symbol,symbol)

predicates

do_expert_bird.

do_consulting

ask(symbol,symbol)

tree_is(symbol)

positive(symbol,symbol)

negative(symbol,symbol)

remember(symbol,symbol,symbol)

clear_facts

goal

do_expert_bird.

clauses

do_expert_bird:-

 makewindow(1,7,7,"Expert System",1,3,22,71),

 nl,write(" ---------------------------------------------------"),

 nl,write(" A Tree Expert "),

 nl,write("   "),

nl,write(" Please answer the questions 'yes' or 'no'."),

nl,write(" ---------------------------------------------------"),

nl,nl,

do_consulting,

write("Press space bar."),nl,

readchar(_),

removewindow,

exit.

do_consulting:-

tree_is(X),!,nl,

write("Tree ",X,"."),nl,

clear_facts.

do_consulting:-

nl,write("Sorry !"),

clear_facts.

ask(X,Y):-

write(" expert> ",X," ",Y," ?"),

readln(Reply),

remember(X,Y,Reply).

positive(X,Y):-

xpositive(X,Y),!.

positive(X,Y):-

not(negative(X,Y)),!,

ask(X,Y).

negative(X,Y):-

xnegative(X,Y),!.

remember(X,Y,yes):-

asserta(xpositive(X,Y)).

remember(X,Y,no):-

asserta(xnegative(X,Y)),

fail.

clear_facts:-

retract(xpositive(_,_)),

fail.

clear_facts:-

retract(xnegative(_,_)),

fail.

tree_is("Dub"):-

positive(tree,"Listvennaia"),

positive(tree,"Tverdaia"),

positive(tree,"Sero-Korichnevau"),

positive(tree,"Melkaia textura"),!.

tree_is("Buk"):-

positive(tree,"Listvennau"),

positive(tree,"Tverdaia"),

positive(tree,"Svetlo-Korichnevaia"),

positive(tree,"Krupnaia textura"),!.

tree_is("Osina"):-

positive(tree,"Listvennaia"),

positive(tree,"Mugkaia"),

positive(tree,"Svetlaia"),

positive(tree,"Melkaia textura"),!.

tree_is("Tis"):-

positive(tree,"Listvennaia"),

positive(tree,"Ochen tverdaia"),

positive(tree,"Temnaia"),!.

tree_is("El"):-

positive(tree,"Hvoinaia"),

positive(tree,"Mugkaia"),

positive(tree,"Svetlaia"),

positive(tree,"Smolistaia"),!.

tree_is("Sosna"):-

positive(tree,"Hvoinaia"),

positive(tree,"Mugkaia"),

positive(tree,"Svetlaia"),

positive(tree,"Ochen smolistaia"),!.

tree_is("Stolb"):-

positive(tree,"Ne derevo"),

positive(tree,"Ochen tverdii"),!.

Список литературы.:

  1.  И. Братко Программирование на языке Пролог для искусственного интеллекта: Пер. с англ.-М.: Мир, 1990.- 560 с.
  2.  Ин Ц., Соломон Д. Использование Турбо-Пролога. – М.: Мир, 1993. – 608 С.
  3.  Стерлинг Л., Шапиро Э. Искусство программирования на языке Пролог. – М.: Мир, 1990. – 235 с. 

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57718. Народна та професійна культура через призму історії України та української літератури першої половини ХІХ століття 128.5 KB
  Українська культура І половини ХІХ століття Художня культура. Народна та професійна культура Українська література. Шевченко - художник Музичні інструменти: кобза бандура Основні поняття: культура народна культура професійна культура етнографія...
57719. Натуральні числа. Геометричні фігури 45.5 KB
  Мета: навчальна закріпити поняття кут елементи кута рівні кути види кутів позначенням кутів; формувати в учнів вміння будувати кут; відпрацювати навички побудови кутів розрізняти кути на готових рисунках і позначати...
57720. Квадратична функція. Квадратні нерівності 462 KB
  Мета уроку: Сприяти узагальненню матеріалу, поглибленню знань. Розвивати мислення, кмітливість, цікавість, оперативність у виконанні вправ, інтерес до навчання. Виховувати вміння працювати колективно.
57721. Квадратні рівняння 72 KB
  Мета: навчальна: перевірити узагальнити систематизувати знання учнів з теми Квадратні рівняння усувати помилки які допускають учні під час розвязування вправ і задач які зводяться до квадратних рівнянь...
57723. Решение квадратных уравнений 169.5 KB
  Нужно знать: определение квадратного уравнения; виды квадратных уравнений; формулы для вычисления дискриминанта; формулы для нахождения корней квадратного уравнения; теорему Виета.
57724. Чарівний світ квадратних рівнянь 90.5 KB
  МЕТА: Узагальнити й систематизувати знання учнів з теми «Квадратні рівняння»; закріпити вміння та навички учнів розв’язувати рівняння різними способами, використовуючи основні формули, теореми Вієта, коефіцієнтів квадратного рівняння...
57725. Квадратні рівняння 151 KB
  Мета: узагальнити та систематизувати знання учнів про квадратні рівняння; продовжувати формувати вміння та навички розвязувати квадратні рівняння; розвивати творчі здібності учнів шляхом розвязування рівнянь різними способами...
57726. Квантовая физика с помощью компьютера. Обработка табличных величин 1.42 MB
  Названия химических элементов текстовая информация: барий вольфрам рубидий. Программы должна дать ответы на вопросы: Какой из химических элементов имеет большую работу выхода электронов...