49917

Разработка элементов систем искусственного интеллекта с использованием логической модели представления знаний

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

По заданию было построено дерево родственных отношений, составлено 19 фактов и 13 правил, которые описывают родственные связи в моей семье. Используя язык логического программирования Prolog, написана программа, в которой отображаются все родственные отношения с помощью заданных правил и фактов. Использовались такие предикаты, как parent(string, string), man(string), woman(string), married(string ,string).

Русский

2014-01-12

320.9 KB

6 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Пояснительная записка к курсовому проекту

по дисциплине «Системы искусственного интеллекта»

на тему:

«Разработка элементов систем искусственного интеллекта с использованием логической модели представления знаний»

Вариант 25

Специальность     230102 – Автоматизированные системы обработки информации и управления

Факультет  информатики и робототехники

Кафедра            автоматизированных систем управления

Курс   5

Семестр            9

         Оценка ________________                             Исполнитель:

Консультант:                                            студ. гр. АСОИ-537

                         (зач. кн.075746)

 ___________Алыпов Ю.Е.                           _________Хисаев Р.М.

«___» ____________ 2012 г.             «___» ___________ 2012» г.

Уфа 2012

Задание 1

Задание:

Используя предикаты parent(symbol,symbol), man(symbol), woman(symbol), married(symbol,symbol), записать факты, описывающие Вашу семью. Записать 8 правил вывода для любых родственных отношений в Вашей (или вымышленной)семье (например: мать, отец, сестра, брат, племянница, племянник, тетя, дядя, внучка, внук, бабушка, дедушка, двоюродная сестра, двоюродный брат и т.д.).

Описание родственных связей:

13 вариант моя задача,20

Рис. 1. Дерево родственных отношений

Исходный текст:

predicates
parent(string,string)
man(string)
woman(string)
married(string,string)
plem(string,string)
mother(string,string)
father(string,string)
grandma(string,string)
grandfa(string,string)
son(string,string)
dauther(string,string)
brother(string,string)
sister(string,string).
print

clauses
man("Ravil").
man("Farit").
man("Gamil").
man("Anvar").

woman("Mynavara").
woman("Roza").
woman("Hariza").
woman("Aigul").


parent("Ravil","Farit").
parent("Ravil","Gamil").
parent("Mynavara","Farit").
parent("Mynavara","Gamil").
parent("Farit","Anvar").
parent("Roza”,"Anvar").
parent("Gamil","Aigul").
parent("Hariza","Aigul").

married("Ravil"," Mynavara").
married("Farit"," Roza").
married("Gamil","Hariza").

mother(X,Y):-parent(X,Y),woman(X).
father(X,Y):-parent(X,Y),man(X).
son(X,Y):-man(Y),parent(X,Y).
dauther(X,Y):-woman(Y),parent(X,Y).

grandma(X,Z):-parent(X,Y),parent(Y,Z),woman(X).
grandfa(X,F):-parent(X,Y),parent(Y,F),man(X).

brother(X,Y):-parent(Z,X),parent(Z,Y),man(X),X<>Y.
sister(X,Y):-parent(Z,X),parent(Z,Y),woman(X),X<>Y.  

plem(X,F):-parent(Z,F),man(F),parent(P,X),parent(P,Z),Z<>X. 

print:-mother(X,Y),write(X,"-mother-",Y),nl,fail.
print:-father(X,Y),write(X,"-father-",Y),nl,fail.
print:-son(X,Y),write(Y,"-son-",X),nl,fail.
print:-grandma(X,Z),write(X,"-grandma-",Z),nl,fail.
print:-grandfa(X,F),write(X,"-grandfa-",F),nl,fail.
print:-dauther(X,Y),write(Y,"-dauther-",X),nl,fail.
print:-brother(X,Y),write(X,"-brother-",Y),nl,fail.
print:-plem(X,F),write(F,"-plemannik-",X),nl,fail.
print.
GOAL
print,readln(I).

Результат работы программы:

Выводы: 

По заданию было построено дерево родственных отношений, составлено 19 фактов и 13 правил, которые описывают родственные связи в моей семье. Используя язык логического программирования Prolog, написана программа, в которой отображаются все родственные отношения с помощью заданных правил и фактов. Использовались такие предикаты, как  parent(string, string), man(string), woman(string), married(string ,string).

2 задание(6 задача).

Вычислить произведение двух целых положительных чисел (используя суммирование).

Исходный текст:

Пролог

PREDICATES

p(real,integer,real)

CLAUSES

p(_,0,0):-!.

p(A,B,C):-B1=B-1,p(A,B1,C1),C=C1+A.

goal

   write("A*B"),nl,

   write("A: "),readint(A),

write("B: "),readint(B),

   p(A,B,C),

   write("A*B: ",C).

Си++

#include <iostream>

using namespace std;

typedef unsigned short USHORT;

typedef unsigned short ULONG;

ULONG GetPower(USHORT n1, USHORT n2);

int main()

{

USHORT n1,n2;

   ULONG answer;

cout << "n1: " << endl;

cin >> n1;

cout << "n2:" << endl;

cin >> n2;

answer=GetPower(n1,n2);

cout<<n1<<"to the"<<n2<< "th power is" <<answer<<endl;

system("pause");

return 0;

}

2 задание(6 задача).

:  Написать программу, реализующую авиасправочник. В справочнике содержится следующая информация о каждом рейсе: номер рейса, пункт назначения, цена билета. Реализовать вывод всей информации из справочника, поиск пункта назначения по номеру рейса. Реализовать поиск по пункту назначения с указанием максимально возможной цены билета (должны быть выведены все рейсы, цена билета на которые ниже указанного значения). Для удобства работы реализовать меню с соответствующими пунктами.

Исходный текст:

                                                             Задание 3 (3)

У Ивана машина красная, у Петра – не черная, не синяя, не голубая, у Максима – черная и синяя. У Александра есть машины любого цвета (из перечисленных), у Бориса машины белого и синего цветов. У кого какого цвета машины, если все водители ехали на машинах разных цветов?

Исходный текст программы:

domains

s=symbol

slist=s*

predicates

colour(s)

colour_or_colour(s,s,s) % два цвета 

solve(s,s,s,s,s) % решить

print

clauses

colour("krasnii").

colour("chernii").

colour("goluboi").

colour("sinii").

colour("belii").

colour_or_colour(A,B,C):-C=A;C=B.

solve(Ivan,Petr,Maxim,Sacha,Boris):-Ivan=" krasnii ",                    

colour(Petr),Petr<>Ivan,Petr<>"chernii",Petr<>"sinii",Petr<>"goluboi",

colour_or_colour("chernii","sinii",Maxim),Maxim <>Ivan,Maxim<>Petr,    

colour(Sacha),Sacha<>Ivan,Sacha<>Petr,Sacha<>Maxim,colour_or_colour("belii","sinii",Boris),

Boris<>Ivan,Boris<>Petr,Boris<>Maxim,Boris<>Sacha.

print:-solve(Ivan,Petr,Maxim,Sacha,Boris),

write("Ivan car - ",Ivan,"\n","Petr car - ",Petr,"\n"," Maxim car - ", Maxim,"\n","Sasha car - ",Sacha,"\n","Boris car - ",Boris,"\n"),nl.

%-если убрать fail,то посчитает только один вариант! Если поставить то все возможныеgoal

goal

print

4 задача

Разработать программу поиска решения, предметная область произвольная, например, выбор сотового телефона, покупка автомобиля и т.п. В качестве примера можно использовать следующую программу на естественном языке  

Предметная область: Экспертная система породы дерева.

domains

database

xpositive(symbol,symbol)

xnegative(symbol,symbol)

predicates

do_expert_bird.

do_consulting

ask(symbol,symbol)

tree_is(symbol)

positive(symbol,symbol)

negative(symbol,symbol)

remember(symbol,symbol,symbol)

clear_facts

goal

do_expert_bird.

clauses

do_expert_bird:-

 makewindow(1,7,7,"Expert System",1,3,22,71),

 nl,write(" ---------------------------------------------------"),

 nl,write(" A Tree Expert "),

 nl,write("   "),

nl,write(" Please answer the questions 'yes' or 'no'."),

nl,write(" ---------------------------------------------------"),

nl,nl,

do_consulting,

write("Press space bar."),nl,

readchar(_),

removewindow,

exit.

do_consulting:-

tree_is(X),!,nl,

write("Tree ",X,"."),nl,

clear_facts.

do_consulting:-

nl,write("Sorry !"),

clear_facts.

ask(X,Y):-

write(" expert> ",X," ",Y," ?"),

readln(Reply),

remember(X,Y,Reply).

positive(X,Y):-

xpositive(X,Y),!.

positive(X,Y):-

not(negative(X,Y)),!,

ask(X,Y).

negative(X,Y):-

xnegative(X,Y),!.

remember(X,Y,yes):-

asserta(xpositive(X,Y)).

remember(X,Y,no):-

asserta(xnegative(X,Y)),

fail.

clear_facts:-

retract(xpositive(_,_)),

fail.

clear_facts:-

retract(xnegative(_,_)),

fail.

tree_is("Dub"):-

positive(tree,"Listvennaia"),

positive(tree,"Tverdaia"),

positive(tree,"Sero-Korichnevau"),

positive(tree,"Melkaia textura"),!.

tree_is("Buk"):-

positive(tree,"Listvennau"),

positive(tree,"Tverdaia"),

positive(tree,"Svetlo-Korichnevaia"),

positive(tree,"Krupnaia textura"),!.

tree_is("Osina"):-

positive(tree,"Listvennaia"),

positive(tree,"Mugkaia"),

positive(tree,"Svetlaia"),

positive(tree,"Melkaia textura"),!.

tree_is("Tis"):-

positive(tree,"Listvennaia"),

positive(tree,"Ochen tverdaia"),

positive(tree,"Temnaia"),!.

tree_is("El"):-

positive(tree,"Hvoinaia"),

positive(tree,"Mugkaia"),

positive(tree,"Svetlaia"),

positive(tree,"Smolistaia"),!.

tree_is("Sosna"):-

positive(tree,"Hvoinaia"),

positive(tree,"Mugkaia"),

positive(tree,"Svetlaia"),

positive(tree,"Ochen smolistaia"),!.

tree_is("Stolb"):-

positive(tree,"Ne derevo"),

positive(tree,"Ochen tverdii"),!.

Список литературы.:

  1.  И. Братко Программирование на языке Пролог для искусственного интеллекта: Пер. с англ.-М.: Мир, 1990.- 560 с.
  2.  Ин Ц., Соломон Д. Использование Турбо-Пролога. – М.: Мир, 1993. – 608 С.
  3.  Стерлинг Л., Шапиро Э. Искусство программирования на языке Пролог. – М.: Мир, 1990. – 235 с. 

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79325. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПОСТИНСУЛЬТНЫМИ БОЛЬНЫМИ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА 5.53 MB
  Подготовка медицинских сестер по уходу за постинсультными больными. Внедрение новой документации для медицинских сестер по уходу за постинсультными больными. определены условия для оказании медицинской помощи и увеличения роли среднего медицинского персонала в реабилитационных мероприятиях...
79326. МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ 866 KB
  Целью данного научно-методического исследования является изучение содержания и разработка путей социально-психологической коррекции личности безработных. Объектом исследования является динамика изменения содержания личности безработных в процессе проводимой с ними коррекционно-развивающей работы.
79327. ЭТНОКУЛЬТУРАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ИНВАЛИДИЗИРУЮЩИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ 5.9 MB
  В динамике заболеваемости детского населения отмечается такая неблагоприятная тенденция, как увеличение числа детей-инвалидов вследствие значительного удельного веса детей, рожденных с травмами и патологией центральной нервной системы; высокой частотой врожденных и наследственных заболеваний...
79328. Разработка практических рекомендаций по повышению эффективности молокоперерабатывающих предприятий на основе совершенствования управления затратами 3.83 MB
  Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие по поводу повышения эффективности молокоперерабатывающих предприятий на основе совершенствования управления затратами. Объектом исследования являются молокоперерабатывающие предприятия Белгородской области.
79329. Стратегическое планирование и управление малым бизнесом на примере ООО «Статус-плюс» 305.25 KB
  Анализ деятельности общества с ограниченной ответственностью «Статус плюс», общая характеристика деятельности предприятия, проведены и представлены результаты маркетингового исследования по созданию нового бизнеса.
79330. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 211 KB
  Все изменения в технологии производства и управления осуществляются в рамках инновационного процесса ИП т. процесса внедрения новшеств в силу этого интенсификация развития означает формирование характеристик процесса внедрения новшеств обеспечивающих практическую реализацию требования интенсификации.
79331. ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ КАЧЕСТВ ВЫПУСКНИКОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.71 MB
  Актуальность темы обусловлена также спецификой процессов адаптации, относящейся к сфере профессионального образования. В ходе профессионального обучения формируется опыт, который в процессе жизнедеятельности используется индивидом в социальной адаптации.
79332. Обоснование и разработка эффективных методов лекарственного обеспечения на уровне высокоспециализированной медицинской помощи 2.27 MB
  Цель исследования: научно-методологическое обоснование совершенствования и управления лекарственным обеспечением в организациях здравоохранения, оказывающих высокоспециализированную медицинскую помощь в условиях внедрения формулярной системы.
79333. ТОЕРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ 309 KB
  В воспитании подрастающего поколения общеобразовательная школа играет ведущую роль поэтому вопросы совершенствования подготовки педагогических кадров приобретают в настоящее время особую актуальность. Это делает проблему совершенствования подготовки студентов к воспитательной работе в целом и патриотическому воспитанию в частности особенно важной.