49963

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Лекция

Военное дело, НВП и гражданская оборона

Качественной особенностью современных форм ведения войны является выход из строя на территории очага массового поражения основного числа медицинских учреждений, органов управления, разрушение стройной системы оказания помощи населению.

Русский

2014-03-20

85 KB

14 чел.

11

ГОУ ВПО «ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ

КАФЕДРА ВОЕННОЙ И ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

                      «УТВЕРЖДАЮ»

НАЧАЛЬНИК   КАФЕДРЫ   В   и   ЭМ   ИвГМА

полковник мед. службы                  Ю. ТОРОНОВ

«___»_______________________________ 2005 г.

ТЕМА № 6 «МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ

                               ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ

                               ОБОРОНЫ»

ЛЕКЦИЯ

                                                                                                       Обсуждено на заседании

                                                                                         кафедры В и ЭМ ИвГМА

«__»___________ 2005 г.

Протокол №___________

г. Иваново, 2005 г.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

  1.  Изучить организацию медицинского обеспечения гражданского населения при угрозе нападения противника.
  2.  Изучить основные принципы и порядок развертывания сил и средств медицинской службы гражданской обороны.
  3.  Изучить порядок эвакуации лечебно-профилактических учреждений.  

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1.  Медицинское обеспечение гражданского населения при угрозе нападения противника.
  2.  Развертывание сил и средств МС ГО. Эвакуация лечебно-профилакти-ческих учреждений.

ВРЕМЯ:  90 минут

ЛИТЕРАТУРА:

  1.  Лобанов А.И. Организация медицинского обеспечения населения в военное время. – Новогорск, МЧС России, 2000;
  2.  Организация медицинской службы Гражданской обороны РФ / под ред. Ю.И. Погодина, С.В. Трифонова – М.: Медицина для Вас, 2003;
  3.  Сахно И.и., Сахно В.И. Медицина катастроф: Учебник. – М., 2002;ъ
  4.  ФЗ «Об обороне» 1996 г;
  5.  ФЗ «О гражданской обороне» 1998 г.;
  6.  ФЗ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» 1994 г.;
  7.  Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» № 1113 от 1995 г.;
  8.  Постановление Правительства РФ №620 от 1999 г. «Положение о гражданских организациях гражданской обороны»;
  9.  Постановление Правительства РФ № 457 от 1994 г. «Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБСПЕЧЕНИЕ:

А) Наглядные пособия

  1.  Таблица «Санитарно-гигиенические нормы убежищ»
  2.  Схема «Простейшее укрытие (щель)»
  3.  Схема «Организация медицинского обеспечения населения при эвакуации и рассредоточении»
  4.  Таблица «Лечебно-эвакуационные показатели пострадавших с психическими расстройствами в очагах применения противникам современных средств поражения»

Б) Технические средства обучения

Диапроектор,  слайды по гражданской обороне.

 

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

 Проблема организации медицинской помощи  гражданскому населению, пострадавшему от оружия противника, перед здравоохранением возникла в начале ХХ века. Ранее население тыла страны, как правило, не несло потерь от непосредственного воздействия оружия, имевшего незначительный радиус поражения. В настоящее время, при использовании современных средств поражения и доставки обычных средств и широком использовании высокоточного оружия эта проблема стала весьма актуальной. И тем более ее актуальность возрастает при использовании противником любой формы и вида оружия массового поражения.  Качественной особенностью современных форм ведения войны является  выход из строя на территории очага массового поражения основного числа медицинских учреждений, органов управления, разрушение стройной системы оказания помощи населению.  Условия для оказания в очагах поражения одномоментно  исчерпывающей медицинской помощи практически отсутствует.  Перемещение к району очага лечебно-профилактических учреждений практически нереально.  На первое место в комплексе проводимых мероприятий выходят меры по раннему, заблаговременному оповещению гражданского населения, выводу, вывозу его из района предполагаемого нанесения удара противником, организация эвакуации и рассредоточения населения в загородной зоне, организация медицинского обеспечения как в период эвакуации, так и в последующий период пребывания населения в загородной зоне.

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ УГРОЗЕ НАПАДЕНИЯ

ПРОТИВНИКА.

Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения (мед. обеспечение) при угрозе возникновения нападения противника является оповещение.

Оповещение -  это экстренное доведение органов управления, сил РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о ЧС (нападении противника).

Сигналы оповещения и информация о складывающейся обстановке передаются с помощью систем централизованного оповещения, базирующихся на сетях связи проводного, радио- и телевизионного вещания и специальной аппаратуре, а также с помощью электросирен, звучание которых означает сигнал « ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» и предваряет сообщения по радио и телевидению. Этот сигнал подается для привлечения внимания людей в предвидении или при угрозе нападения. По этому сигналу необходимо немедленно включить все технические средства информации (телевизор, радиоприемник и т.п.) и ожидать сообщения органов местной исполнительной власти.

На каждый конкретный случай разрабатываются варианты сообщений. Например: При опасности воздушного налета :

« ВНИМАНИЕ ! ВНИМАНИЕ ! ГРАЖДАНЕ! ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА!

Отключите газ, свет, воду. Возьмите документы, запас продуктов и воды, средства индивидуальной защиты. Предупредите соседей и, при необ-ходимости, окажите помощь больным и престарелым. Как можно скорее укройтесь в защитных сооружениях. Соблюдайте спокойствие и порядок. Следите за дальнейшими событиями.»

Оповещение должно отвечать следующим требованиям:

  •  быть своевременным (дать время на подготовку населения);
  •  исключать возникновение паники (четкость и организованность);
  •  быть достоверным (подтверждение есть об угрозе нападения);
  •  быть централизованным ( органы местной власти проводят).

При получении сигнала «Воздушная тревога», находясь дома, следует:

  •  выключить приборы электро-, газо- и водоснабжения;
  •  взять приготовленные заранее предметы первой необходимости, документы, средства индивидуальной защиты и запаса продуктов, закрыть квартиру;
  •  быстро следовать в ближайшее убежище (укрытие).

Находясь на рабочем месте, следует:

  •  выключить станок (прибор), отключить электро-, газо- и водоснабжение рабочего места ;
  •  привести в положение «наготове» средства индивидуальной защиты;
  •  быстро следовать в убежище (укрытие).

Оказавшись на улице, следует:

  •  выйти из наземного общественного транспорта;
  •  согласно указаниям следовать в ближайшее убежище (укрытие), станцию метро;
  •  использовать в случае необходимости кюветы, канавы, щели, подземные переходы, трубы и т.п.

При сигнале «Отбой воздушной тревоги» (ОВТ) рабочие и служащие предприятий, население районов и городов, которые не подвергались нападению противника, выходят из защитных сооружений и возобновляют работу.

В районах и городах, по которым противнику удалось осуществить удар, принимаются меры по ликвидации нападения; по средствам связи, радио и телевидению передаются указанию о режимах поведения и другая информация для населения. По указанию органов ГО в зависимости от обстановки люди могут оставаться в защитных сооружениях или выходить из них с соблюдением необходимых мер предосторожности. Выходить из защитных сооружений можно только по указанию органов ГО после уточнения обстановки.

После объявления сигнала ОВТ население должно находиться в готовности к повторному нападению, соблюдать правила и выполнять распоряжения на период угрозы нападения противника.

При сигнале «Радиационная опасность» (РО) необходимо надеть респиратор ПТМ-1 или ватно-марлевую повязку, а при их отсутствии противогаз. Взять документы, подготовленный запас продуктов и воды, средства индивидуальной защиты, предметы первой необходимости и уйти в противорадиационное укрытие (убежище), где и находиться до особого указания органов ГО.

При сигнале «Химическая тревога» (ХТ) следует быстро укрыться в убежище или надеть противогаз и средства защиты кожи (плащи, резиновые сапоги и резиновые перчатки). Необходимость надевания именно противогаза, а не респиратора или ватно-марлевой повязки диктуется тем, что сигнал ХТ является единым и для случая применения ОВ, и для случая использования бактериальных аэрозолей. Поскольку для уточнения вида примененного средства массового поражения необходимо некоторое время, расчет ведется на наиболее опасное и быстродействующее средство поражения – ОВ, которое не задерживается респираторами.

Если позволяет обстановка, то после надевания соответствующих средств защиты следует быстро выйти из очага химического поражения (зоны химического заражения) в направлении одной из сторон, перпендикулярной направлению ветра.

На предприятиях в зависимости от обстановки и указаний администрации работа может продолжаться. Работающие должны обязательно использовать средства защиты.

В укрытиях противогазы должны быть надеты обязательно, а в убежищах можно находиться без них.

При появлении первых признаков поражения ОВ нервно-паралитического действия следует немедленно принять (использовать) антидот из аптечки АИ-2, при попадании капельно-жидких ОВ на кожу или одежду немедленно обработать эти участки (провести частичную санитарную обработку) тампонами, которые смачивают жидкостью из ИПП-8 или мыльной (щелочной) водой.

После выхода за пределы зоны заражения поверхность одежды, обуви и средств защиты в той или иной степени всегда заражена парами ОВ, поэтому средства защиты, особенно противогазы, без команды снимать не следует.

Медицинское обеспечение населения включает в себя :

  •  проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий /прежде всего контроль и надзор за питанием, водоснабжением, размещением и т.п. );
  •  содействие в обеспечении индивидуальными средствами профилактики поражения (специальная обработка, антидоты и т.п.), медицинскими препаратами для оказания первой медицинской помощи;
  •  психологическая подготовка населения;
  •  организация и соблюдение санитарного режима на этапах медицинской эвакуации.

РАЗВЕРТЫВАНИЕ СИЛ И СРЕДСТВ  МСГО. ЭВАКУАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Развертывание сил и  средств МСГО происходит в зависимости от обстановки, сложившейся на данный момент. Санитарные дружины и санитарные посты (объектовые силы и средства МСГО) используются в соответствии с планами штабов по делам ГО ЧС.

За их формирование, экипировку и оснащение несут ответственность руководители объектов совместно с организациями общества Красного Креста, а за медицинскую подготовку – горздрав. Территориальные формирования МСГО работают в зависимости от   поставленных перед ними задач.

Наряду с организацией медико-санитарного обеспечения населения большое значение придается планированию и организации передислокации лечебных учреждений и медицинских формирований из крупных городов. Эвакуации лечебно-профилактических учреждений имеет целью защиту больных, персонала лечебно-профилактических учреждений, личного состава медицинских формирований, членов семей персонала, а также защиту и сохранение медицинского и санитарно-хозяйственного имущества.

Своевременная эвакуации лечебно-профилактических учреждений  позволяет развернуть на территории вне района чрезвычайной ситуации сеть больниц совместно с местными лечебно-профилактическими учреждениями и обеспечить оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным и необходимую медицинскую помощь эвакуируемому и постоянно проживающему населению.

Эвакуация может осуществляться автомобильным, железнодорож-ным и водным транспортом. Ответственным за эвакуацию лечебно-профилактического учреждения  является главный врач. Для планирования, организации, осуществления эвакуационных мероприятий и заблаговременной подготовки места размещения лечебно-профилактического учреждения  в загородной зоне приказом главного врача создается рабочий орган – объективная эвакуационная комиссия (ОЭК).

Руководитель лечебно-профилактического учреждения  и председатель ОЭК должны заранее знать конечный пункт эвакуации, маршрут следования, порядок получения и выделения транспорта, отведенные помещения в загородной зоне, а также задачи медицинского учреждения в районе размещения. При необходимости с местными органами власти составляют планы приспособительных работ в отведенных помещениях.

Эвакуации подлежат медицинский и обслуживающий персонал вместе с нетрудоспособными членами их семей, транспортабельные больные, а также медицинское имущество, твердый и мягкий инвентарь первой необходимости. Очередность эвакуации, функциональные обязанности медицинского персонала в этот период, необходимость транспортных средств и ряд других вопросов должны быть отражены в соответствующих разделах плана действий больницы в чрезвычайной ситуации мирного и военного времени.

В плане должен быть отражен порядок подготовки лечебно-профилактического учреждения  к эвакуации и определено его дальнейшее предназначение.

Для планирования органы управления здравоохранением каждому лечебно-профилактическому учреждению  выдают план-задание, в котором указывается профиль развертываемого лечебного учреждения, количество коек, перечень медицинских формирований для работы вне больницы (поликлиники), место размещения эвакуируемого учреждения, необходимое количество помещений. Кроме того, указываются данные о видах и количестве предоставляемого транспорта, а также наименование организаций, выделяющих автотранспортные средства для эвакуации, с указанием сроков их прибытия.

Эвакуация больницы может быть полной или частичной. При частичной эвакуации происходит эвакуация больных и персонала. Полная – эвакуация персонала и материальных средств. Заданием определяется порядок финансирования мероприятий по подготовке и работе больницы в чрезвычайной ситуации.

При эвакуации лечебно-профилактического учреждения  железнодорожным и водным транспортом руководитель учреждения получает информацию о местах погрузки и разгрузки до места постоянного размещения.

Органы здравоохранения сообщают, на какое количество суток следует иметь запас продуктов питания для обеспечения эвакуируемых и размещенных в убежищах нетранспортабельных больных.

При планировании  эвакуации лечебно-профилактического учреждения  штабом ГО объекта производится ряд расчетов. Определяется численность врачей, среднего и обслуживающего персонала, подлежащего выделению в распоряжение органов здравоохранения, для медицинского обслуживания нетранспортабельных и для развертывания больных вне зоны чрезвычайной ситуации. При проведении расчетов учитывается, что медицинский персонал, закончивший работу в мед. формированиях, вернется в свои учреждения. Определяется число врачей, среднего обслуживающего персонала, эвакуируемого вместе с лечебно-профилактическим учреждением  (необходимо уточнить численность семей, подлежащих эвакуации).

Из числа эвакуируемого персонала выделяются медицинские работники для сопровождения транспортабельных больных и в оперативную группу (3-4 человека: врач, медсестра, член эвакуационной комиссии и др.). Оперативная группа создается для заблаговременного направления на новое место размещения лечебно-профилактического учреждения  в период его эвакуации с целью подготовки к приему и распределению прибывающих по подразделениям в соответствии с планом развертывания лечебно-профилактического учреждения.

Рассчитывается число больных различных категорий (в стационарах и дома). Определяется число больных, которые могут быть выписаны на амбулаторное лечение, эвакуируемые больницей и оставленные в городе.

Транспортабельные, находящиеся дома, должны быть доставлены в больницу и эвакуированы с лечебно-профилактическим учреждением. Нетранспортабельные, находящиеся дома, доставляются в стационар. Определяется способ их транспортировки (лежа, сидя) для определения количества автомобилей.

Все больные, находящиеся на лечении, делятся на группы.

А) Больные, не нуждающиеся в дальнейшем продолжении стационарного лечения и подлежащие выписке (50%). Они следуют до места жительства самостоятельно, при необходимости обеспечивают медикаментами на 2-3 дня, а дальше вместе со всем населением.

Б) Транспортабельные больные, которые по состоянию здоровья не могут быть выписаны (45%) Убывают с учреждения.

В)  Нетранспортабельные, не способны без ущерба для здоровья перенести эвакуацию (5%). Оставляются в городе и укрываются в специально оборудованных помещениях лечебного типа. Нетранспортабельность определяется «Перечнем неотложных форм и состояний», утвержденных Минздравом России.

Производится расчет и распределение медикаментов, перевязочного материала, медицинского, санитарно-хозяйственного имущества, в том числе для обеспечения нетранспортабельных и комплектования сумок неотложной помощи (для оказания медицинской помощи на эвакопунктах и сопровождении больных).

Для расчета потребности в транспорте необходимо определить тоннаж и объем имущества лечебно-профилактического учреждения. Транспортные средства для эвакуации учреждения рассчитываются в машино-рейсах (следования туда и обратно). Время на путь следования определяется из расчета средней скорости движения в колонне-25-30 км/ч. При недостатке транспорта определяются порядок и последовательность эвакуации несколькими рейсами. Рассчитывается время необходимое на эвакуацию всего лечебно-профилактического учреждения.

Проводится расчет количества помещений для размещения больных в загородной зоне и потребность для укрытия нетранспортабельных в лечебном стационаре, необходимое количество персонала (медицинского и обслуживающего), обеспечение лекарственными средствами.

Заблаговременно в каждом отделении лечебно-профилактического учреждения назначаются лица, ответственные за выписку, подготовку к эвакуации и перемещению нетранспортабельных больных. В истории болезни делаются записи: «Эвакуируется с больницей» - для транспортабельного и «Остается в больнице» - для нетранспортабельного.

История болезни подписывается врачом, зам. главного врача по медицинской части, а для нетранспортабельных заверяется круглой печатью больницы. Амбулаторным больным выдается справка на руки, в которой заносятся сведения о проведенных исследованиях и лечении.

На основании расчетов разрабатываются документы :

  •  схемы оповещения для сбора персонала лечебно-профилактического учреждения;
  •  обязанности персонала на период подготовки и проведения эвакуации лечебно-профилактического учреждения;
  •  распределение медицинского персонала по подразделениям и по предназначению;
  •  план размещения нетранспортабельных больных и список выделенного медицинского и обслуживающего персонала;
  •  расчет распределения медицинского  и санитарно-хозяйственного имущества;
  •  схема эвакуации учреждения с указанием порядка и последовательности эвакуации больных, персонала и имущества;
  •  тематика и график проведения тренировочных занятий с медицинским и другим персоналом;
  •  план проведения учений по эвакуации лечебно-профилактического учреждения.

При поступлении распоряжения на эвакуацию руководитель обязан:

  •  оповестить личный состав;
  •  направить оперативную группу в загородную зону;
  •  организовать выписку больных (амбулаторных);
  •  разместить нетранспортабельных, оставив для их обслуживания медицинского персонал;
  •  организовать эвакуацию медицинских формирований, созданных на базе лечебно-профилактического учреждения, в намеченные районы;
  •  последовательно эвакуировать транспортабельных больных, персонал, членов семей, запасы питания и воды, медицинское и санитарно-хозяйственного  имущество.

При проведении эвакуации инфекционной больницы соблюдается санитарно-эпидемический режим. Психиатрическая больница и диспансеры имеют свои особенности в планах эвакуации. Конечный этап любой эвакуации лечебно-профилактического учреждения  – это консервация здания и сдача его под охрану.

При подготовке больницы к эвакуации в загородную зону предусматриваются: очередность погрузки в зависимости от выделяемых транспортных средств,  определение мест погрузки персонала, больных и имущества по подразделениям, согласование с органами управления гражданской обороны маршрута выдвижения, решение вопроса вывоза членов семьи персонала, формирование погрузочных команд.

Не допускается перевозка персонала и больных на неприспособленном транспорте (самосвалы, прицепы, фургоны). На каждой машине назначается старший, который обязан хорошо знать маршрут выдвижения к месту размещения больницы в загородной зоне, место расположения медицинских учреждений на маршруте выдвижения, строго выполнять правила техники безопасности.

Нерационально вывозить больницу железнодорожным транспортом, особенно на небольшие расстояния (до 100-150 км). Много времени при этом затрачивается на погрузочно-разгрузочные мероприятия и требуется выделять автотранспорт до станции погрузки и от станции выгрузки в загородной зоне.

Больницы и другие объекты здравоохранения при их эвакуации в загородную зону относятся к числу продолжающих работу. Они вывозят необходимое оборудование, без которого не в состоянии организовать работу.

Больница в загородной зоне развертывается в приписанных общественных зданиях (пансионаты, школы и т.п. с круглогодичным функционированием).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, становиться ясно, как важно заблаговременно предупредить население о возможности применения противником оружия массового поражения, обучить население правильным, грамотным действиям при угрозе воздушного, ядерного, химического и биологического нападения, использования обычных средств поражения. Наиболее важны эти мероприятия в первые минуты возможного нападения, что позволяет значительно снизить величину санитарных потерь.

Большой проблемой является своевременная эвакуация гражданского населения в загородную зону, организация его медицинское обеспечения как в период эвакуации и рассредоточения, так и в период длительного пребывания в загородной зоне.

НАЧАЛЬНИК ЦИКЛА – СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЦИКЛА ОТМС

подполковник медицинской службы                        П. КОЛЕСНИЧЕНКО


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77168. ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 707 KB
  Действительно будущему кандидату необходимо трезво оценивать свои возможности по финансированию избирательной кампании а также планировать возможность привлечения внешних источников пополнения избирательного фонда.
77169. Создание кафе-ресторана с караоке в Центральной части города Москвы 688.5 KB
  Деятельность создаваемого предприятия направлена на оказание услуг в сфере общественного питания для людей с уровнем дохода средним и выше среднего. Данный проект планируется реализовать без образования юридического лица для уменьшения налогообложения и упрощения финансовой отчетности.
77170. Психологические аспекты адаптации персонала во время испытательного срока 588 KB
  Ежедневно в жизни многих людей происходят события, которые можно отнести к слову – «новое». Где-то рождается новый человек, создается новая семья, осуществляется новое открытие в какой-либо сфере или отрасли человеческой деятельности, наконец, новый работник приходит в новый для себя трудовой коллектив.
77171. Event как инструмент PR 496 KB
  Актуальность темы в том, что в современные корпоративные праздники вкладываются большие средства, силы, к их подготовке привлекаются специалисты различных отраслей и сфер деятельности.
77172. Бизнес-план агентства наружной рекламы 464.5 KB
  Наружная реклама ( Outdoor advertising) - одно из основных средств рекламы, носители которого размещаются вне помещений. Данный вид рекламы является наиболее эффективным и перспективным. К основным видам наружной рекламы относят: перетяжки, щиты, суперсайты и брандмауры...
77173. PR И РЕКЛАМА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА 398.5 KB
  Актуальность выбранной темы определяется также тем, что усиливается необходимость анализа некоторых аспектов деятельности коммерческих банков, нацеленных на вхождение России в мировое хозяйство.