49974

Общая структура программ в Pascal

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

F1 обратиться за справкой к встроенной справочной службе Help помощь; F2 сохранить редактируемый текст в файл; F3 открыть текст из файла в окно редактора; F4 пользуется в отладочном режиме: начать или продолжить исполнение программы и остановиться перед исполнением той ее строки на которой стоит курсор; F5 отобразить скрыть окно на вывода; F7 используется в отладочном пошаговом режиме: выполнить следующую строку если в строке есть обращение к процедуре функции войти в эту процедуру и остановиться перед исполнением...

Русский

2014-01-13

65.5 KB

1 чел.

Лабораторная работа № 3

Общая структура программ в Pascal.

Функциональные клавиши

Функциональные клавиши используются для управления средой Паскаля. Они обозначаются  Fl, F2, ..., F12  и располагаются  в  самом верхнем ряду клавиатуры. С каждой из этих клавиш связывается некоторая команда меню. Действие почти всех функциональных клавиш можно модифицировать тремя особыми клавишами: Alt (от ALTernative  дополнительный), Ctrl (ConTRoL управление)  и  Shift  (SHIFT  сдвиг). Нужно нажать на одну из них и затем, не отпуская ее, нажать функциональную клавишу. Например, Alt F3 означает, что вместе с клавишей Alt необходимо нажать клавишу F3,  Ctrl F9  – вместе с  Ctrl нажимается клавиша F9 и т.д.

F1 – обратиться за справкой к встроенной справочной службе (Help – помощь);

F2   сохранить редактируемый текст в файл;

F3 – открыть текст из файла в окно редактора;

F4 – пользуется в отладочном режиме: начать или продолжить исполнение программы и остановиться перед исполнением той ее строки, на которой стоит курсор;

F5 – отобразить/скрыть окно на вывода;

F7 – используется в отладочном (пошаговом) режиме: выполнить следующую строку если в строке есть обращение к процедуре (функции), войти в эту процедуру и остановиться перед исполнением первого ее оператора;

F8 – используется в отладочном режиме: выполнить следующую строку программы; если в строке есть обращение к процедуре (функции), исполнить ее и не прослеживать ее работу;

F9 – компилировать и выполнять программу;

F10 – перейти к диалоговому выбору режима работы с помощью главного меню.

Общая структура программ в Pascal

Как видно из рис. 3.1, любую программу, написанную на языке Pascal, можно условно разделить на три основные части: 1 – раздел объявлений и соглашений (декларационная часть), 2 – раздел текстов процедур и функций, 3 – раздел основного блока.

РАЗДЕЛ ОБЪЯВЛЕНИЙ И СОГЛАШЕНИЙ

PROGRAM Заголовок программы;

{$ ... } Глобальные директивы компилятора;

USES Подключаемые библиотеки;

LABEL Подраздел объявления глобальных меток;

CONST Подраздел объявления глобальных констант;

ТУРЕ Подраздел объявления глобальных типов;

VAR Подраздел объявления глобальных переменных;

РАЗДЕЛ ТЕКСТОВ ПРОЦЕДУР И ФУНКЦИЙ

PROCEDURE

(FUNCTION) Заголовок процедуры (функции);

LABEL Подраздел объявления локальных меток;

CONST Подраздел объявления локальных констант;

TYPE Подраздел объявления локальных типов;

VAR Подраздел объявления локальных переменных;

BEGIN Основной блок процедуры или функции;

END;

РАЗДЕЛ ОСНОВНОГО БЛОКА ПРОГРАММЫ

BEGIN Основной блок программы;

END.

Рис 3.1 Структура программ Pascal


Раздел объявлений и соглашений

В первой части программы программист сообщает компилятору, какими идентификаторами он обозначает данные (константы и переменные), а также определяет собственные типы данных, которые он в дальнейшем намеревается использовать в данной программе.

Заголовок

Строка заголовка состоит из зарезервированного слова PROGRAM и имени программы. В Pascal эта строка не обязательна и ее можно без ущерба исключить. Но правила хорошего тона в программировании требуют задания некоторого имени программы, чтобы уже при первом знакомстве можно было получить хоть какую-нибудь информацию о ее назначении.

Примечание:

Следующее за оператором PROGRAM имя является идентификатором и обладает всеми его свойствами. В частности, внутри тела программы не могут быть объявлены объекты, имя которых совпадает с именем программы.

Глобальные директивы компилятора

В этом разделе программы компилятору можно дать указания, определяющие режимы его работы при трансляции последующей программы. Эти указания оформляются в тексте программы как комментарии, начинающиеся парой символов ({$) и заканчивающиеся символом (}). Такие указания могут содержать "заказы" на включение в текст программы фрагментов других программ (из соответствующих файлов), информацию для отладчика или сведения о необходимости использования арифметического сопроцессора.

Оператор USES

Оператор USES играет важную роль в подключении к тексту программы системных модулей из библиотек. В этом операторе Вы указываете компилятору, из какой библиотеки использует модули данная программа, чтобы компилятор выбрал соответствующие модули из этой библиотеки и включил их в текст программы. Каждый модуль представляет собой программу, включающую декларации типов и переменных, процедуры и функции.

Примечание:

Оператор USES может быть использован в программе только один раз, при этом у него есть свое четко определенное место (он предваряет все прочие операторы и разделы).

Названия библиотек, подключаемых к программе с помощью оператора USES, должны разделяться запятой. Например:

USES Crt, GraphABC,  Sounds;

Объявления глобальных меток, констант, типов и переменных

Следом за строкой, содержащей оператор USES, идут строки объявляющие:

  •  метки (LABEL) (хотя их использование противоречит Паскаль-парадигме программирования);
  •  константы (CONST);
  •   определенные пользователем типы данных (TYPE);
  •  переменные (VAR).

В Pascal жесткое соблюдение именно такого порядка объявлений не требуется. В этом отношении данный диалект весьма "либерален". На практике в большинстве программ часть, заключающая в себе объявления глобальных объектов, непосредственно предшествует основному блоку программы.

В разделе описания меток LABEL содержатся перечисленные через запятую имена меток переходов. Следует помнить, что имена меток переходов не должны дублировать друг друга. Имя метки перехода может представлять собой целое число (от 0 до 9999), строку символов или символьно-цифровую конструкцию. Например:

LABEL 1,  5,   9999, h2,   4t32e , metka_l

В разделе CONST содержатся перечисленные через запятую константы, используемые в программе. Например:

CONST

Year=1995;

Month='№onb';

Day='Понедельник';

Раздел описания типов TYPE позволяет программисту определить новый тип в программе. В данном разделе могут быть использованы ранее определенные в разделе CONST константы.

В разделе описания глобальных переменных VAR содержится список переменных, используемых в программе, и определяется их тип.

Например:

VAR *

А, В,С:INTEGER; {Переменным А, В и С присваивается тип INTEGER}

DDT:REAL;   {(целое число), а переменной DDT присваивается тип}

{REAL  (вещественное число)}

Примечание:

Разделы LABEL, CONST, TYPE и VAR могут располагаться в произвольном месте программы.

При этом каждый из этих разделов может встречаться в программе несколько раз или вообще не встречаться в ней.

Процедуры и функции

"Процедура" и "функция" – термины, применяемые в Паскале для обозначения специальным образом оформленной последовательности команд (подпрограммы). Доступ к такой подпрограмме может быть осуществлен из любого места основного блока Вашей программы, а также из любой процедуры или функции, описание которых следует ниже.

Основной блок программы

Основной блок программы состоит из последовательности операторов, причем работа программы начинается именно с первого оператора основного блока программы. Тело основного блока программы ограничено операторами BEGIN и END. Обратите особое внимание на наличие точки после оператора END. Одна из наиболее характерных особенностей классической Паскаль-программы – малый размер основного блока программы, который играет роль координатора и только вызывает несколько подпрограмм (процедур и функций), выполняющих все необходимые действия.

Примечание:

При конструировании программ Вы должны неукоснительно соблюдать следующее правило: метки, константы, типы и переменные могут использоваться в программе только в том случае, если они были определены выше по тексту.

Комментарии

Как уже отмечалось, в тексте программы могут присутствовать комментарии. Они очень важны для документирования (пояснения) программы. В комментариях указывается вся та информация, которая призвана в будущем служить более глубокому пониманию программы и упорядочению программного текста. К такой информации можно отнести следующую:

  •  имя файла, в котором хранится программа,
  •  краткое описание назначения программы,
  •  авторские права,
  •  используемый язык программирования и версия компилятора,
  •  версия программы и дата последнего изменения,
  •  пояснение назначения переменных,
  •  замечания о назначении операторов и частей программы.

Старайтесь писать комментарии с таким расчетом, чтобы, взяв свою программу через полгода, Вы смогли понять, как она работает. Не экономьте на комментариях. Комментарии большого размера не ухудшают качества программы.

Комментарии в Паскаль-программах представляют собой произвольный текст, ограниченный с двух сторон парой символов { и } – фигурными скобками. Необходимо внимательно следить за парностью скобок, т.к. наличие только открывающей скобки и отсутствие закрывающей представит весь последующий текст программы как комментарий, что может привести к игнорированию его транслятором.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82982. Основні права та обов’язки громадянина 159.5 KB
  Формувати правові знання учнів; дати загальне поняття про моральні норми загальнолюдські цінності; виховувати пошану до законів України; виховувати громадянські почуття; формувати правову свідомість молодших школярів.
82983. Традиції харчування 141.5 KB
  Очікувані результати: учні повинні знати чотири групи їжі; учні повинні вміти визначати корисні продукти харчування дотримуватись правил поведінки за столом та не забувати місцеві традиції харчування. Обладнання і матеріали: підручник мяч дзеркало малюнки із зображенням продуктів харчування...
82984. Позакласне читання. Урок-гра «Країна Казки» 275.5 KB
  Мета: навчальна - поглибити знання учнів про казку як вид усної народної творчості активізувати читацьку память; корекційно розвивальна удосконалювати навички виразного читання збагачувати словниковий запас розвивати творчі здібності коригувати логічне мислення...
82985. Первый раз в первый класс! 156 KB
  Цель: знакомство детей с учителем и между собой; развивать речь, внимание, память, наблюдательность, согласованность действий, расширять кругозор; воспитывать любовь к школе, желание учиться. Оборудование: макет школы на доске, карточки – цветы, пазлы с изображением животных, микрофон.
82986. Небезпека від вогню. Причини виникнення пожежі. Ситуаційна гра «Дії під час пожежі» 317 KB
  Мета. З’ясувати причини виникнення пожежі. Продовжувати навчати учнів правил протипожежної безпеки, правильно діяти під час виникнення пожежі та евакуації з приміщення, знаходити зв’язок: причина – наслідок. Розвивати увагу, мислення, зв’язне мовлення. Виховувати повагу до професії пожежника.
82987. Не дикі, але небезпечні 38 KB
  Мета: ознайомити учнів з правилами безпечної поведінки у спілкуванні із свійськими тваринами; формувати відповідальне відношення до особистої безпеки; розвивати у молодших школярів санітарно–гігієнічні навики; виховувати доброзичливе ставлення до тварин.
82988. Додавання і віднімання трицифрових чисел в межах тисячі на основі обчислення виразів 2.49 MB
  Мета: закріпити вміння усного додавання і віднімання трицифрових чисел в межах тисячі на основі обчислення виразів, розв’язування задач, вдосконалювати навички порівняння числових виразів, розв’язування рівнянь на основі взаємозв’язків між компонентами дій, формувати операції аналізу...
82989. Закріплення вимови і написання слів з апострофом. Звуко-буквений аналіз слів з апострофом 152 KB
  Мета: закріпити навички вимови читання та написання слів з апострофом виробляти уміння робити звукобуквений аналіз таких слів поповнювати словниковий запас учнів вчити працювати над прислівями та приказками; розвивати вміння порівнювати пізнавальну активність спостережливість вміння узагальнювати...
82990. Понятие об архитектуре 642.5 KB
  Сформировать представление об архитектуре как об особом виде изобразительного искусства который рассматривается только в связи с другими видами изобразительного искусства. Оборудование и материалы: плакаты и репродукции с изображением видов архитектуры; презентация...