50010

Оператор ввода-вывода в Pascal

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Составной оператор служит для записи в свое тело других операторов, последовательность которых рассматривается в данном случае как один оператор. Этим оператором начинается и заканчивается раздел выполнения основной программы, подпрограммы, функции. После последнего оператора END основной программы ставится точка.

Русский

2014-01-14

75 KB

2 чел.

PAGE  3

Лабораторная работа № 4

Оператор ввода-вывода в Pascal.

Описание некоторых стандартных типов данных и встроенные операции и функции, применимые к ним.

Оператором называют специальную совокупность служебных слов, идентификаторов и специальных знаков, выполняющих определенные действия. Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой ";". Операторы Pascal:

Оператор присваивания: (:=). Оператор присваивания служит для присваивания значений переменным, например: x:=1; a:=5. 02; b:= 32*a+Sin(x); S:= 'Иван Иванович';

Составной оператор: Begin <операторы>; End;

Составной оператор служит для записи в свое тело других операторов, последовательность которых рассматривается в данном случае как один оператор. Этим оператором начинается и заканчивается раздел выполнения основной программы, подпрограммы, функции. После последнего оператора END основной программы ставится точка.

Операторы ввода/вывода данных.

Для выполнения операций ввода-вывода служат четыре оператора:

Read, ReadLn, Write, WriteLn. Оператор чтения (Read) обеспечивает ввод числовых данных, символов, строк и т.д. для последующей их обработки программой.

Формат: Read (X1, Х2, .. , Хn), где X1, Х2, .. , Хn - переменные допустимых типов данных;

Значения X1, Х2, .. ,  Хn набираются минимум через один пробел на клавиатуре пользователем и высвечиваются на экране. Значения переменных должны вводиться в строгом соответствии с синтаксисом языка. Если в программе имеется несколько операторов Read, данные для них вводятся потоком, т. е. после считывания значений переменных для одного оператора Read данные для следующего оператора Read - набираются на той же строке, что и для предыдущего до окончания строки, затем происходит переход на следующую строку. Оператор чтения ReadLn аналогичен оператору Read, единственное отличие заключается в том, что после считывания последнего в списке значения для одного оператора ReadLn данные для следующего оператора ReadLn будут считываться с начала новой строки.

Оператор записи (Write) производит вывод данных.

Формат: Write (X1, Х2, .. , Хn), где X1, Х2, .. , Хn - выражения типа integer, byte, real, char, Boolean и т.д.

Пример: Write (125); (выражение представлено значением) Write (А+В-С); {выводится результат выражения).

Оператор Write дает возможность выводить значения переменных следующими способами.

1. Вывод десятичного представления величины I начиная с позиции расположения курсора (I):

Значение I

Выражение

Результат

134

Write(I)

134

5671

Write(I)

5671

287

Write(I, I, I)

287287287

2. Вывод десятичного представления величины I в крайние правые позиции поля шириной р (I:р):

Значение I

134

5

Выражение 

Write(I:6)

Write(I:10)

Результат

 ...134

 ………5

312

Write(I+I:7)

....624

Где . – пробел.

3. Вывод десятичного представления величины I в крайние правые позиции поля шириной р и дробной части числа шириной q (I:р:q):

Значение I

Выражение

Результат

511.04

Write(I:8:4)

511.0400

-46.78

Write(I:7:2)

.-46.78

-46.78

Write(I:9:4)

.-46.7800

Оператор записи WriteLn аналогичен оператору Write, но после вывода последнего в списке значения для текущего оператора WriteLn происходит перевод курсора к началу следующей строки. Оператор WriteLn, записанный без параметров, вызывает перевод строки.

При недостатке количества позиций для вывода число или текст выводятся полностью, а формат игнорируется, кроме формата вывода дробной части числа. Если формат вывода не задавать, то значения целых и строковых переменных выводятся полностью, а вещественных – в экспоненциальной форме с количеством цифр, соответствующих типу переменной, например, оператор Writeln('а=', a); выведет на экран надпись: a=5.0200000000E+00.

Стандартные типы данных

К стандартным относятся целочисленные, действительные, логический и другие типы.

Целочисленные типы определяют константы, переменные и функции, значения которых реализуются множеством целых чисел,  допустимых в данной ЭВМ.

Тип

Диапазон значений

Требуемая память

Shortint

-128 .. 127

1 байт

Integer

-32768 .. 32767

2 байта

Longint

-2147483648.. 2147483647    

4 байта

Byte

0 .. 255

1 байт

Word

0 .. 65535

2 байта

Пример описания:

VAR   n1, n2: Integer ; n3, n4 : Word; n5, n5 : Byte;

Над целыми операндами можно выполнять следующие арифметические операции:

сложение, вычитание, умножение, деление, целочисленное деление, получение остатка от деления и др. Знаки этих операций:

  

+ – * / div mod

   

Результат арифметической операции над целыми операндами есть величина целого типа, кроме операции деления /, результат деления всегда имеет вещественный тип. Результат выполнения операции целочисленного деления div целых величин есть целая часть частного. Результат выполнения операции  получения остатка от деления mod – остаток от деления чисел. Например:

  

       17 div 2 = 8,     3 div 5 = 0.

       17 mod 2 = 1,   3 mod 5 = 3.

  

Операции отношения,  примененные к целым операндам, дают результат логического типа TRUE или FALSE (истина или  ложь).

В языке ПАСКАЛЬ имеются следующие операции отношения: равенство =, неравенство <>, больше или равно >=,  меньше или равно <=,  больше >,  меньше < .

К аргументам целого типа применимы следующие стандартные (встроенные) функции, результат выполнения которых имеет целый тип:

  

Abs(X) – абсолютное значение, модуль Х;  Sqr(X) – Х в квадрате; Succ(X) – следующее значение (X+1);   Pred(X) – Х-1.

  

Следующая группа стандартных функций для аргумента целого типа дает вещественный результат:

  

Sin(X), Cos(X), ArcTan(X), Ln(X), Exp(X), Sqrt(X).  

Эти функции вычисляют синус,  косинус и арктангенс угла, заданного в радианах, логарифм натуральный, экспоненту и корень квадратный соответственно.

Результат выполнения функции проверки целой величины на нечетность Odd(X) имеет значение истина,  если аргумент нечетный,  и значение ложь, если аргумент четный:

  

       X=5    Odd(X)=TRUE ;    X=4    Odd(X)=FALSE.

  

  Для быстрой работы с целыми числами определены процедуры:

   Inc(X) X:=X+1

   Inc(X,N)  X:=X+N

   Dec(X) X:=X-1

   Dec(X,N) X:=X-N

Действительные (вещественные) типы определяет те данные, которые реализуются подмножеством действительных чисел, допустимых в данной ЭВМ.

  

Тип

Диапазон значений

Количество цифр

Требуемая память (байт)

Real

2.9e-39 .. 1.7e+38   (10-39..+38)

11

6

Single

1.5e-45 .. 3.4e+38

7

4

Double

5.0e-324 .. 1.7e+308

15

8

Extended

3.4e-4932 .. 1.1e+4932

19

10

Comp

-9.2e+18 .. 9.2e+18

19

8

Пример описания:

VAR   n1, n2, n3, n4 : Real;

Над вещественными операндами можно выполнять следующие арифметические операции, дающие вещественный результат:

  

   сложение + ,  вычитание ,  умножение * ,  деление / .

  

К величинам вещественного типа применимы все операции отношения, дающие булевский результат.

Один из операндов, участвующих в этих операциях, может быть целым.

К вещественным аргументам применимы функции, дающие вещественный результат:

Abs(X), Sqr(X), Sin(X), Cos(X), ArcTan(X), Ln(X), Exp(X), Sqrt(X), Frac(X), Int(X), Power(x,y).

Функция Power(X,Y) возвращает X в степени Y.

Функция Frac(X) возвращает дробную часть X, функция Int(X) – целую часть X.

К аргументам вещественного типа применимы также функции Trunc(X) и Round(X) дающие целый результат. Первая из них выделяет целую часть действительного аргумента путем отсечения дробной части, вторая округляет аргумент до ближайшего целого.

Стандартные константы

Pi –  тип real – возвращает значение  3.14159265358979.

MaxInt –  тип integer возвращает  максимальное значение типа integer: 2147483647.

MaxReal –  тип real – возвращает максимальное значение типа real: 1.7E308.

MinReal – тип real – возвращает минимальное положительное значение типа real: 4.94065645841247E-324

ЛОГИЧЕСКИЙ тип (Boolean) определяет те данные, которые могут принимать логические значения: False (ложь) или True (истина).

Примеры описания:

VAR

 b1, b2, b3, b4 : boolean;

Примеры присвоения значения:

b1 := True; b2 := False; b3 := not b1;

  К булевским операндам применимы следующие логические операции:

    not     and      or     xor.

   

Логический тип определен таким образом, что FALSE < TRUE. Это позволяет применять к булевским операндам все операции отношения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78483. Обратимая бронхиальная обструкция: бронхиальная астма (БА). Критерии постановки диагноза и тактика ведения больных при интермиттирующем и персистирующем течении БА 132 KB
  Бронхиальная астма (БА) - хроническое персистирующее воспаление бронхиального дерева с преобладающей ролью эозинофилов и тучных клеток, ведущее к гиперреактивности бронхов с их транзиторным спазмом, отеком слизистой оболочки, гиперсекрецией вязкой мокроты, обструктивными нарушениями
78484. Необратимая бронхиальная обструкция: хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). Основные причины развития ХОБЛ. Критерии постановки диагноза с учетом фенотипических различий ХОБЛ 124.5 KB
  Основные причины развития ХОБЛ. Критерии постановки диагноза с учетом фенотипических различий ХОБЛ синего и розового типа. Хроническая обструктивная болезнь легких ХОБЛ это собирательное понятие объединяющее хронические воспалительные заболевания респираторной системы с преимущественным поражением дистальных отделов дыхательных путей с необратимой или частично обратимой бронхиальной обструкцией которые характеризуются постоянным прогрессированием и нарастающей хронической ДН.
78485. Игра в обучении детей младшего дошкольного возраста 43.04 KB
  Игра в обучении детей младшего дошкольного возраста Отечественные учёные рассматривают игру как своеобразную форму деятельности детей дошкольного возраста. Игра занимает важное место в педагогическом процессе ДОУ и как одна из форм организации жизни детей может определять и развивать другие виды их деятельности обучение труд. Гипотеза исследования: дидактические игры и игровые упражнения повышают уровень эффективности процесса формирования словаря детей 34 лет. Совместные самостоятельные игры детей создают условия для...
78486. Педагогические условия организации сюжетно-ролевой игры в старшей возрастной группе ДОУ 42.49 KB
  Педагог учит их осуществлять игровые действия с предметами строить ролевые взаимоотношения развивать сюжетную линию игры. На современном этапе данная проблема широко рассматривается на страницах периодической печати где авторы раскрывают педагогические условия формирования сюжетноролевой игры у дошкольников. сама по себе игра и ребенок без...
78487. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с многозначным словом 60.56 KB
  Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с многозначным словом В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Объектом исследования является процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования ознакомление детей старшего дошкольного возраста с многозначным словом. Гипотеза исследования: Понимание и точное словоупотребление в речи смысловых оттенков слов в...
78488. Развитие речи как основа формирования культуры речевого общения старших дошкольников 44.25 KB
  Развитие речи как основа формирования культуры речевого общения старших дошкольников Культура речевого общения это такой отбор и организация языковых средств которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в определенной сфере речевых коммуникаций с непременным учетом литературных норм. На современном этапе проблемой изучения разных направлений развития речи стало рассмотрение вопроса воспитания культуры речевого общения в дошкольном детстве М. Формирование...
78489. Специфика организации труда детей в старшей возрастной группе ДОУ 52.44 KB
  Специфика организации труда детей в старшей возрастной группе ДОУ Организация трудовой деятельности в старшей возрастной группе ДОУ одна из важных актуальных проблем на сегодняшний день в дошкольной педагогике и психологии. На современном этапе дошкольная педагогическая наука продолжает разрабатывать вопросы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Цель исследования рассмотреть специфику организации труда детей старших дошкольников в ДОУ. Предмет исследования: изучение формирования трудовых навыков и умений у детей...
78490. Формирование культуры движений средствами аэробики у детей седьмого года жизни 39.56 KB
  Выполнение общеразвивающих движений: с высоким уровнем развития не выявлено ни в экспериментальной ни в контрольной группе. Со средним уровнем в экспериментальной группе 80 в контрольной группе 70 с низким уровнем в экспериментальной 20 контрольной 30. Развитие гибкости при подсчете общего среднего показателя выявлено в экспериментальной группе 2 25 см в контрольной группе 23 см. В экспериментальной группе он составил 22 балла в контрольной группе 2 балла.
78491. Сотрудничество ДОУ и семьи как основа формирования здоровья детей старшего дошкольного возраста 58.67 KB
  Сотрудничество ДОУ и семьи как основа формирования здоровья детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. На современном этапе проблемой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с привлечением родителей занимаются В. Была сформулирована цель исследования создание теоретически обоснованной и экспериментально апробированной модели процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей с целью формирования здоровья растущего ребенка на...