5008

Анализ стилевых особенностей и имиджа менеджера

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Общество представляет собой сложную, многоуровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Неотъемлемым атрибутом любой системы – является управление, которое обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаи...

Русский

2012-12-01

309 KB

31 чел.


Введение

Общество представляет собой сложную, многоуровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Неотъемлемым атрибутом любой системы – является управление, которое обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение целей. На данном этапе политические и экономические преобразования в нашем обществе повлекли за собой большие изменения в сфере управления. Одной из важных частей в нём является вопрос о необходимых, как руководителю, так и остальным сотрудникам  качествах.

         Основой любой организации является человек. В свою очередь основу менеджмента, как науки управления организацией, так же составляет человеческий фактор, заключенный в знании руководителем своего дела, в умении организовать собственный труд  и целенаправленную работу коллектива, в заинтересованности к саморазвитию и творческой деятельности. Центральной фигурой менеджмента выступает профессионал - управляющий, способный видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение для достижения поставленной цели. В этой связи менеджер должен обладать определенным профессиональными и личными качествами: высокой компетентностью, гибкостью мышления, умением идти на риск, реализовывать намеченные планы, быть лидером в коллективе.

           Деловые отношения, возникающие между менеджерами и внешним миром, являются важным фактором благополучного социально-психологического климата и успешного существования организации в целом, и наиболее серьёзную роль в них играет эмоциональный компонент, оказывающий воздействие на формирование в сознании образа партнёра по общению. Основой же для создания образа является восприятие. Восприятие человека человеком является обязательным условием любой совместной деятельности людей. Этот динамичный процесс обусловлен многочисленными психологическими и социально-демографическими характеристиками общающихся между собой людей. При этом мы всегда ненамеренно или намеренно оказываем определённое воздействие на окружающих своими поступками, поведением и просто внешним видом.

   В этой связи большое значение приобретает такой социально-психологический и управленческий феномен как имидж и стиль. В науке имидж рассматривается как эмоционально окрашенный образ, имеющий характер стереотипа и формируемый, как правило, стихийно. Имидж во многом зависит как от личных психологических качеств человека, так и от умения соответствовать ожиданиям окружающих. Имидж формируется благодаря многим факторам. Это наши личностные психологические особенности, это и влияние на нас нашего собственного или коллективного опыта, это и результат преднамеренного воздействия, как самих людей, так и СМИ.  Имидж связан и с таким социально-психологическим явлением как общественное мнение. С одной стороны,  формирование имиджа  происходит с учётом тенденций общественного мнения, сформированного в обществе, т.к. это способствует завоеванию доверия и достижению согласованности в восприятии образа человека. С другой - имидж играет значительную роль в формировании общественного мнения.

   Таким образом, имидж - это важный социально-психологический фактор, который может оказывать влияние на внутренний мир человека, а как следствие участвовать в управлении людьми, в достижении успешной и максимально продуктивной деятельности организации.

Целью данной курсовой работы являются: проведение обстоятельного анализа понятия «имидж» и теоретических аспектов процесса его формирования, наблюдение за реализацией этого процесса в конкретной организации, вывод основных его закономерностей,  составление универсальных приемов создания имиджа и стилевых особенностей.  

Структура курсовой работы включает в себя решение следующих задач:

  1.  изучение реальных фактов и анализ теоретического материала, связанного с формированием имиджа и стиля.
  2.  выделение наиболее важных и существенных особенностей.
  3.  предоставление характеристики организации и выявление степени развития рассматриваемого элемента в ней.
  4.  выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию форм использования имиджа, разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организации.

В первой главе курсовой работы раскрыто понятие имиджа, приведены основные составляющие имиджа, выделены факторы влияющие на самоимидж и подходы к формированию имиджа руководителя. Также здесь отдельно рассматривается понятие «стиля», приводится классификация стилей управления и эффективность каждого из них.

Для того чтобы получить адекватное представление об имидже и сделать выводы о необходимости каких-либо изменений, необходимо рассмотреть структуру и жизнедеятельность конкретной организации, деятельность конкретного руководителя. Поэтому вторая глава работы посвящена анализу характеристик конкретной организации – компании «Студия Артемия Лебедева».

Наконец, в третьей главе курсовой работы анализируется степень влияния  имиджа менеджера на функционирование организации, рассмотренной в третьей главе. Так же здесь приводятся  основания и правила по формированию имиджа руководителя.


  1.  Теоретические основы формирования стиля и имиджа руководителя 
    1.  Исследование понятия «имидж» 

   Под имиджем обычно понимают сформировавшийся образ делового человека, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определённое воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нём окружающими.

   При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают определённую симпатию, и, напротив, труднее принимают позицию человека, отношение к которому эмоционально – негативное. Многие от природы обладают привлекательным имиджем, наделены обаянием. В значительной степени наше первоначальное впечатление о других людях складывается по их внешним данным. Однако отсутствие внешней привлекательности не должно мешать созданию благоприятного имиджа.

   Обретение привлекательного имиджа не самоцель, однако, овладение им составляет очень существенную личностную и профессиональную характеристику. От делового имиджа во многом зависит желание сотрудничать с конкретным человеком или фирмой. Привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех.

   Деловой имидж не является чем-то однажды заданным, сформированным. Это динамичное явление, атрибуты которого постоянно преобразуются, видоизменяются. Имидж успешного делового человека пластичен, он оперативно изменяется, реагируя на экономические, психологические и социальные условия. Для привлекательного имиджа важно всё: культура речи, манера одеваться, интерьер офиса. Бизнесмены всего мира практически единодушны относительно трёх наиболее предпочтительных, позитивных свойств делового партнёра. Этими основными свойствами являются компетентность, порядочность и надёжность, так как именно они обеспечивают главное в деловых отношениях: предсказуемость, возможность опереться на партнёра, уверенность в его обязательности.[2.C107] 

   Во многих случаях имидж – это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, правильного выбора модели поведения. Модель поведения, в свою очередь, - это целостный комплекс знаков, направленных на создание некоторого образа.

   Современное определение имиджа характеризует его как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов в области политической психологии, психологии рекламы, маркетинга и т. д.

Итак, имидж - в широком смысле – распространённое представление о характере того или иного объекта; в более узком (применительно к пропаганде, рекламе, «массовой культуре» и т.п.) - обозначает целенаправленно сформированный образ-представление, который с помощью ассоциаций наделяет объект (явление, личность, товар и т.п.) дополнительными ценностями (социальными, политическими, социально-психологическими, эстетическими и т.д.) и благодаря этому способствует более целенаправленному и эмоциональному его восприятию. Те ценности, которыми имидж дополняет объект, могут и не иметь основания в его реальных свойствах, но в то же время обладать определённой значимостью для воспринимающего его.

Первоначально имидж начали изучать на Западе (главным образом в США), как основное средство психологического воздействия на потребителя в сфере предпринимательства. Проблемой имиджа, его использования заинтересовались многие исследователи из различных сфер деятельности и в первую очередь, занимающиеся коммерческой и политической рекламой. «Создание имиджа стало в США обязательной частью деятельности не только работников связанных с рекламой, но и всей американской пропаганды. Производство иллюзий, питающих жизненный опыт, стало бизнесом Америки. «Имидж» - не есть вещь, а лишь впечатление о вещи».
Главной особенностью зарубежных исследований является то, что понятие «имидж» используется в специфическом значении -
«imagebuilding» для указания особого вида образов-представлений, широко используемых различными общественными институтами, формирующими установки в массовом сознании. Известный американский экономист К.Боулдинг рассматривает имидж, как универсальный механизм, участвующий в управлении социальными процессами.[3.С127] Иначе говоря, большинство зарубежных авторов определяют имидж как способ психологического воздействия на мотивацию поведения, как механизм управления массовым и индивидуальным сознанием или освещают его практическое применение в области пропаганды и рекламы.

   В отечественной науке изучение данного явления началось значительно позже, что было связанно с существованием командно-административной системы хозяйствования, отсутствием здоровой конкуренции, как в экономике, так и в политике и вследствие этого осуждением рыночных механизмов управления в целом.
Только в последние два десятилетия стали появляться сначала статьи в периодической печати, а позже и работы по проблеме имиджа.

   Различные авторы дают самые разнообразные определения понятию «имидж».
Специалист в области имиджелогии В. М. Шепель даёт следующее определение данному явлению: «Имидж - собирательное понятие. Это облик, то есть та форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики. Среди них приоритетными следует признать воспитанность, эрудицию, профессионализм».[14.С213] Согласно его представлению - это явление охватывает все стороны жизни человека. Имидж, по мнению В.М.Шепеля, возникает как результат работы каждого человека не только над своим внешним обликом и поведением, но и как результат преобразования своего духовного мира, обретение качественно нового состояния.

   В отличие от В.М.Шепеля, авторы работы «Имидж лидера» характеризуют данное явление как влияние, которое заключается в подчинении воли одного человека воле другого, когда один человек заставляет другого что-то делать в соответствии со своими намерениями и целями. [13.С213] Такое влияние основывается на власти. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что, по мнению авторов, влияние имиджа базируется на престиже социального статуса и авторитете власти, которой обладает данный человек. Следовательно, подобный имидж предполагает его намеренное создание для достижения определённых целей, в данном случае - совершения политической карьеры.

   Гуревич П.С. в своей книге рассматривает имидж как естественную часть облика человека. Он характеризует его с точки зрения философской антропологии, как феномен, вбирающий телесность, психологию, социально-культурные факторы. «Понятие имидж (синонимичное «персонификации», но более обобщённое, включающее не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные) связанно как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества».[5.С98]

   Точка зрения О.А.Феофанова отличается от мнения предыдущих авторов. В его работе «Агрессия лжи» имиджу посвящена глава. Он определяет имидж как «образ-представление», методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями (социальными, психологическими, эстетическими и т.д.), не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего такой образ. «Имидж» блокирует рациональное познание объекта и в то же время своим внушающим воздействием создает специфическую социально-психологическую установку действия». Исследователь рассматривает это явление как способ манипулирования сознанием, поступками людей и основным средством воздействия определяет внушение.[16.С384.]

   Таким образом, имидж наделяет человека, явление, предмет свойствами и характеристиками, возможно, ранее им и неприсущими, но при этом превращая их в основные качества. В результате представление об объекте радикально изменяется. Можно убедиться в том, что существует множество определений данного понятия, которые определяют имидж как единство персональных психологических характеристик, социальных характеристик и внешнего облика.

  1.  Структура и база формирования имиджа 

   Важно отметить, что многие исследователи, занимающиеся проблемой имиджа, стремились выделить составляющие его элементы. Ещё Н. Макиавелли указывал на то, что «правителю» прежде всего необходима «личина» (имидж) и среди качеств составляющих её назвал милосердие, благоразумие, откровенность, благочестие, дальновидность, верность своему слову, способность обдумывать свои слова и действия, стремление ко всеобщему уважению, умение завоевать и удержать расположение.
Естественно, что любой человек обладает присущим только ему определённым набором черт и особенностей. Однако, по нашему мнению, имидж в целом и делового человека в частности представляет собой не просто набор нескольких важных качеств, а взаимосвязанную систему характеристик.

   При рассмотрении феномена образа Е.В. Егорова-Гантман выделяет три составляющих его элемента[6.С243]:

  1.  Образ-знание, выступающий в форме зафиксированного знания, то есть как отражённая субъектом картина существующей реальности.
  2.  Образ-значение, задающий для нас значение объекта (человека, группы, события, факта реальности, предмета и т.д.), встраивая конкретный объект в нашу ценностно-смысловую систему. Образ-значение создаёт личностный смысл объекта, обеспечивает нам возможность выбора действий по отношению к нему.
  3.  Образ потребного будущего. Человек прогнозирует возможные изменения, предвидит возможные события, которые могут быть значимыми для него.

   Существование у человека или группы образа какого-либо объекта не всегда предполагает наличие всех трёх его форм. Но обязательным является существование образа-знания. В таком случае можно оказывать воздействие на активность человека, влияя на образ-знание при одновременном конструировании образа-значения.
Учитывая всё вышеописанное,
подход к процессу формирования имиджа, с моей точки зрения, должен осуществляться с трёх основных позиций.

   Во-первых, каждый человек индивидуален по своей сути. Индивидуальность заключается в своеобразии психики и физических свойств человека. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процесс воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Таким образом, индивидуальность это единство свойств и качеств человека, радикально отличающих его от других людей. В природе нет абсолютно одинаковых людей, но тем не менее, для того, чтобы выделиться из массы необходимо подчеркивать свою неповторимость. Процесс создания имиджа и есть способ акцентирования своей индивидуальности.

   Во-вторых, человек - это общественное существо, которое не может жить вне социума. Потребность человека в общении имеет специфический характер и выражается в двух противоположных тенденциях. Первая связана с тем, что у человека существует потребность в социализации, социальном научении, в результате которого поведение человека становится адекватным требованиям общества. Социальный опыт человек усваивает в процессе деятельности и общения. Перенимая социальный опыт, человек тем самым приспосабливается к обществу, что является главным условием его позитивного сосуществования с другими его членами. Учитывая данный факт, следует сделать вывод, что обеспечивает это существование превращение человека в личность.

   Таким образом, можно прийти к выводу о том, что личность - это «психическое образование, программирующее поведение человека в соответствии с требованиями культуры данного сообщества. Если социализация - усвоение норм, принципов, верований, правил поведения данной культуры, то можно сказать, что функция личности состоит в обеспечении поведения, соответствующего результатам социализации».[12.C512]
               Другая тенденция выражается в том, что каждый человек воспринимает себя как нечто самостоятельное, автономное. Он противопоставляет свое «Я» всему обществу, тем самым, выделяя себя из окружающей социальной среды. Это явление проявляется в процессе индивидуализации личности, которое состоит в осознании своего собственного «Я», создания своего «Я»-образа. Каждый человек познаёт свои возможности, устремления, интересы и реализует их в своём собственном индивидуальном опыте. Человеку важно знать, что он из себя представляет, так как личная определённость является важной основой жизнедеятельности человека. Эта определённость позволяет человеку занять конкретную нишу в обществе.

   Таким образом, в процессе сопоставления себя с другими, реализуется возможность осознания человеком себя в качестве самостоятельной личности. Продолжением процесса индивидуализации является процесс утверждения человека в обществе, завоевание уважения, авторитета. В результате общественной деятельности человек совершает социально значимые поступки, приобретая в глазах окружающих социальный вес. Общественная деятельность является наиболее эффективным способом  удовлетворения человеческой потребности в персонализации.

  1.  Факторы, влияющие на формирование имиджа

Образ, представляемый человеком окружающему миру, нередко воспринимается другими людьми как отражение уровня его самооценки. Проявление интереса к самосовершенствованию, выражающееся в желании получить ясное представление о собственной психологии или стремлении подкорректировать свою самопрезентацию показывает, что человек достиг определенного уровня самоуважения, состоялся как личность и имеет потенциал для роста и совершенствования.

Умение подать себя включает в себя умение по достоинству оценивать свои положительные стороны и понимать, в чем заключаются слабые места. То, что конкретный человек может ощущать как недостаток, вовсе не обязательно является таковым для окружающих. Например, если встречаются два застенчивых человека, их робость помогает им проникнуться симпатией друг к другу. Человек может иметь лишний вес и стесняться своих размеров. Но полный человек, принимающий свои комплексы как должное, здоровый и бодрый, одевающийся со вкусом и осознающий, что любит общаться, может иметь вполне привлекательный имидж.

Самоимидж подвержен всевозможным видам влияния, и наиболее сильное влияние оказывает  жизненный опыт. Многие люди, всего лишь однажды испытав неприятное переживание при выступлении перед аудиторией, считают себя совершенно непригодными для публичных выступлений. Неодобрительные замечания окружающих только укрепляют их в этом мнении. Если изо дня в день человек познает на собственном опыте и по реакции окружающих, что его не ценят, то самооценка может быть для него слишком тяжелой. Противовесом этому может быть только достаточный запас самоуважения и осознания своих достижений.

При слишком низкой самооценке улучшение «внешнего» имиджа даст лишь ограниченный эффект. В этом случае проблему следует решать с помощью профессионального консультанта, психотерапевта или психоаналитика.

Уровень самоуважения можно повысить, поработав над представлением имиджа в целом. Например, если человек научился преодолевать нервозность во время выступления на публике, окружающие заметят его уверенность и начнут реагировать соответственно. Аудитория будет с нетерпением ждать, что он скажет дальше. Если человек заботится о своей внешности, окружающие делают вывод о том, что он уважает и ценит себя как индивидуума, а поэтому способен ценить других.

В основе оценки людьми внешности, высказываний и поведения других людей лежат две основных потребности – отождествление и выражение индивидуальности. Люди нуждаются в сопричастности и отождествлении с себе подобными, и вместе с тем, они ощущают потребность в утверждении своей индивидуальности. Всем людям присущи обе эти потребности. Они оказывают определяющее влияние на стремление человека подать себя и его взаимодействие с окружающими. [2.C65]

К двум основным потребностям примыкают и другие фундаментальные потребности. Сила стремления снискать одобрение и признание со стороны других людей, желание адаптироваться к их нуждам связана с потребностью в принадлежности и отождествлении. С желанием подчеркнуть индивидуальность связаны такие задачи, как выделение себя, акцентирование своих успехов и демонстрация наличия собственного аргументированного мнения.

  1.  Необходимые компоненты имиджа менеджера 

Часто под имиджем понимают исключительно его внешнюю сторону – манеру одеваться, прическу и т.п. Притом, что внешность действительно определяет имидж человека, понятие имиджа значительно шире. Ниже рассмотрены основные составляющие имиджа.

  •  Внешний вид

Одежда и прическа играют весьма существенную роль в создании имиджа. Каждый человек, как бы уподобляясь производителям товаров, стремится «подать» себя в определенной «упаковке», чтобы привлечь внимание к себе, к своему внутреннему миру и способностям. Известно, что внешнему виду сознательно уделяется больше внимания, чем другим компонентам имиджа. Мода, индустрия косметики и здоровья дают большое количество информации и предлагают колоссальное количество разнообразных товаров и услуг, которые помогают улучшить внешний вид. Журналы и газеты полны советами, посвященными одежде и прическе, косметики и т.п.

Наблюдательный человек может по одежде и прическе сделать вывод о внутреннем имидже, о личностных ценностях и даже о подсознательных решениях.

.

Если человек имеет ухоженный вид, то есть чисто вымыт, волосы аккуратно подстрижены, кожа чистая, а руки и зубы выглядят привлекательно, то он словно излучает положительную самооценку.

  •  Тактика общения

Тактика делового общения реализуется через следующие механизмы психологического воздействия: [10.C148]

Привязанность, которая является результатом привыкания людей друг к другу. За годы совместной работы складываются добрые взаимоотношения, разрыв которых нередко бывает болезненным.

Симпатия – это эмоциональная расположенность, направленное влечение к кому-либо. В коллективе, в котором ярко проявляются симпатии, создается необычайно теплый психологический фон, а следовательно и комфортность отношений, где нет места конфликтам.

Доверие. Если привязанность и симпатия являются неосознанной (эмоциональной) ориентацией на кого-то, то доверие выступает как вера в конкретного человека (партнера) или в какие-то его качества. Доверие – это сгусток чувств и оценочного отношения (подсознательного и сознательного). Надежность отношений решающим образом зависит от баланса доверия, которое сложилось между партнерами.

Уважение –это добровольное признание личности занимаемого ею статуса. Претензия на уважение должна быть подкреплена наличием незаурядных данных у тог, кто его добивается.

Манеры делают человека таким, что он становится признаваемым людьми (партнерами). В манерах воссоздается образ человека, зрительно проявляются те его качества, которые оцениваются людьми (позитивно или отрицательно). Манера общения есть не что иное, как визуально доступная информация к восприятию.  Позитивные манеры способствуют достижению целей, поставленных перед собой. М.С. Щепкин сказал: «успех манер общения объясняется тем, что благодаря им человек становится тем, кого признают люди. Конечно, многое зависит от природного дарования. Однако решающим образом эффект манер определяет специальная тренированность».

  •  Деловой этикет

Взаимодействие людей, в том числе и деловое, в различных ситуациях издавна регулировалось и упорядочивалось нормами и правилами этикета. [10.C163]

Этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеру и одежду). Этикет, как и общение, можно условно разделить на деловой и неофициальный. Говоря об имидже делового человека, я хочу сделать акцент именно на деловой этикет, который регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Но хочу отметить, что современный деловой человек должен знать и следовать принципам, как делового, так и неофициального (светского) этикета, смотря в какой обстановке он находится.

  1.  Понятие «стиля» в управлении 

Слово «стиль» греческого происхождения, означает стержень или почерк. Отсюда можно считать, что стиль руководства - это своего рода «почерк» в действиях менеджера. Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль - это система постоянно применяемых методов руководства.

Более полное определение стиля руководства: относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений. [4.С528] 

Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных качеств (уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе). Поэтому, если можно выявить у себя эти качества, то возможно их развитие позволяющее в будущем стать хорошим руководителем.

Однако изучение только личных качеств дало противоречивые результаты. Обнаружилось, что “человек не становится руководителем только благодаря тому, что обладает некоторым набором личных свойств”, а “структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных”.

В дальнейшем возник другой, поведенческий подход, который создал основу для более точного определения:

Стиль управления - это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждения их к достижению целей организации. [11.С185]  Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

Согласно поведенческому подходу к руководству, по способу и методу отношения к подчиненным, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. А каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стиль руководства должен быть соотнесен с какой-то позицией руководителя.

  1.  Классификация стилей управления

По  классификации Курта Левина стиль является одномерным и может быть авторитарным,  демократическим или либеральным. [8.C475]

Было установлено, что автократическое руководство обеспечивало более высокую продуктивность деятельности, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократическое. Исследование Левина дало основу для поисков другим ученым методов повышения производительности труда и высокой степени удовлетворенности.

Руководитель с авторитарным стилем управления обладает достаточной властью, навязывает свою волю исполнителям,  единолично принимает и отменяет решения, не дает возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Все новое воспринимается таким руководителем с осторожностью, или вообще не воспринимается,  в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами.. Даже размещение сотрудников в процессе проведения совещания ориентировано на постоянный контроль их деятельности (Рис. 1(а)). Это создает напряженную обстановку,  подчиненные в этом случае сознательно или интуитивно стремятся избегать тесного контакта с таким руководителем.

Как правило, руководитель становится автократом тогда, когда он по своим деловым качествам стоит ниже подчиненных, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру. Такой стиль руководства не стимулирует инициативу подчиненных, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Этот руководитель навязывает неукоснительное соблюдение большого количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.

Руководитель, использующий преимущественно демократический стиль, стремится  решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, правильно реагировать на критику. В общении с подчиненными он вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет подчиненным. Требователен, но справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие члены коллектива. Демократичный менеджер при проведении деловых совещаний размещается, как правило, в середине групп. Это создает непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации (рис. 1 (б)).

Место расположения руководителя при проведении деловых переговоров:

  

Рис.1

Руководитель с либеральным  стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить принятое им ранее решение, особенно если это угрожает его популярности  (См. таблицу 2 в Приложении):

Влияние стилей управления на эффективность работы групп в течение продолжительного времени исследовали и  немецкие ученые. Было установлено, что результативность труда постоянно повышалась  у коллектива, где преобладал демократический стиль руководства, снижение эффективности – у коллектива с либеральным и авторитарным стилем.

Группа научных сотрудников из Мичиганского университета во главе с Ренсисом  Лайкертом ни сравнивая группы с высокой и с низкой производительностью труда в различных организациях,  пришла к выводу что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Оказалось, что  стиль управления, сосредоточенный на человеке, из-за характера ситуации часто не  способствовал повышению производительности труда и не всегда являлся оптимальным поведением руководителя.

Сравнение эффективности различных стилей управления

Рис.2

Итак, рассмотрев разные стили руководства, можно лишь отметить, что каждый стиль подбирается под конкретную ситуацию. Невозможно выделить «универсальный» стиль. Можно лишь подобрать наиболее подходящий стиль руководства для конкретной организации.

  1.  Характеристика компании «Студия Артемия Лебедева»
    1.  Общие сведения о компании «Студия Артемия Лебедева»

«Студия Артемия Лебедева» – одна из самых известных и самых крупных российских дизайнерских компаний.

Студия основанна Артемием Андреевичем Лебедевым в 1995 году.  На ее счету – разработка многочисленных сайтов, фирменных стилей, знаков, логотипов, графических и физических интерфейсов; объекты промышленного и графического дизайна. С работами студии  сталкивался абсолютно каждый пользователь Рунета: студия Лебедева разрабатывала (и продолжает это делать) дизайн страниц поисковой системы Яндекс.

Среди заказчиков студии – крупнейшие российские и иностранные компании, такие как Samsung, Nokia, Efes Pilsener, «Альфа-Банк», «Старый Мельник» и другие. По утверждению самого Лебедева, его дизайнерская студия единственная в России, имеющая представительства заграницей (Латвия, Украина; создаются в США, Франции и Германии). Самого Артемия Лебедева называют одним из самых успешных менеджеров в возрасте до 30 лет включительно. Таким образом, сейчас «Студия Артемия Лебедева» имеет полторы тысячи реальных работ в портфолио.

Девиз компании: «Дизайн спасёт мир».

По данным за 2007 год в студии Артемия Лебедева работает более 170 сотрудников. Из них пять арт-директоров:

- Артемий Лебедев;

- Рома Воронежский;

- Илья Михайлов;

- Людвиг Быстроновский;

- Олег Пащенко.

Наиболее известные проекты: Клавиатура Оптимус

«Оптимус» — серия клавиатур, разработанная Артемием Лебедевым, в которой поверхности клавиш представляют собой OLED-дисплеи, на которые могут выводиться разные раскладки клавиатур, или различные пиктограммы, специфичные для каждого из приложений.

Миссия компании, причина существования заключается в следующем: найти наиболее удобный, простой и красивый способ преобразить окружающий мир, не потеряв по дороге смысл.

Поставщики Студии Лебедева

«Мы предоставляем своим клиентам услуги только высшего качества. Во многом это возможно благодаря нашим поставщикам - компаниям, которые обеспечивают наш ежедневный быт и коммуникации».

- Хостинг: GoldenTelecom, Rinet, «МТУ-информ»;

- Выделенные линии в Интернет: Cable & Wireless, Caravan, GoldenTelecom;

- Компьютеры: Deep Apple, Market24;

- Телефония: Caravan, МГТС, Comstar;

- Сотовая связь: BeeLine;

- Мобильные телефоны: Nokia;

- Банковские услуги: Внешторгбанк;

- Мебель: IKEA, «Кабинет»;

- Почтовые услуги: Pony Express, IPS, «Курьерская служба 2000»;

- Авиабилеты: Bilet.ru, «Ист Лайн»;

- Канцелярия: RPI;

- Носители информации: Ergodata;

- Водопровод, ремонт: «Альтерпласт»

Студия славится своими демократическими традициями, но одновременно и жесткими требованиями к профессионализму и бережным и внимательным отношением к своим сотрудникам.

Каждый сотрудник Студии с момента приема на работу чувствует свою принадлежность к организации, испытывает дух сплоченности и разделяет корпоративные ценности, поскольку они четко обозначены, приемлемы и обсуждаются с первого момента знакомства соискателя на вакансию в Студию.

Ценности компании описываются в Корпоративном кодексе Студии – так называемом «Основном законе». Я приведу лишь некоторые наиболее ключевые позиции:

  1.  Студия Лебедева является Центром Вселенной со своим флагом, гимном и логотипом. Внутренняя политика Студии направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие сотрудников.
  2.  Студия гарантирует равенство прав и свобод сотрудника независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, используемой операционной системы, длины волос, мнения о последнем альбоме Земфиры, пирсинга различных частей тела, а также других обстоятельств.

  1.  Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни сотрудника Студии Лебедева без его согласия не допускаются. Со своей стороны, Студия Лебедева рассчитывает на лояльность сотрудников и настоятельно просит не собирать, не хранить, не использовать и не распространять информацию о частной жизни Студии за ее пределами. Если сотрудника что-то не устраивает, он может рассказать все руководству, и оно постарается помочь.

  1.  Каждый сотрудник Студии Лебедева имеет право на 12-, 14- и 16-часовой рабочий день.

  1.  Каждый сотрудник Студии Лебедева имеет право на шестидневную рабочую неделю.

  1.  Каждый сотрудник Студии Лебедева имеет право оставаться работать на ночь.

  1.  Сотрудники Студии, независимо от физиологического возраста, профессионального опыта и прочих отличительных особенностей, ходят по офису как братья и сестры и обращаются друг с другом уважительно, но без пафоса. Поощряются короткие волосы, пирсинг, банданы, майки с вызывающими надписями, тапочки с помпонами, длинные волосы и все такое.

  1.  Сотрудник Студии Лебедева — это звучит гордо. Сотрудник Студии Лебедева — всем ребятам пример. Студия вправе требовать от каждого сотрудника профессионализма всегда, везде и во всем.

Данный Кодекс выражает взгляды основателя студии – как творческой команды и успешной бизнес-единицы, а также привлекает сотрудников и партнеров, по принципу «подобное притягивает подобное», и решает одновременно непростой для любого руководства вопрос совместимости, социально-психологических установок и профессиональных требований.

Название соответствующего раздела о сотрудниках приведено в соответствии с  имиджем студии:

Диаграмма 1. Возраст, пол и профессии сотрудников Студии Лебедева

 

Один квадратик — женщина или мужчина, в центральных осях указан возраст, фоном отмечен диапазон основных возрастов

Отсюда видно, что организационную структуру компании можно отнести к так называемым бригадным структурам (Рис. 3):

Рис.3

Данная форма организационной структуры очень эффективна в организации с высоким уровнем квалификации специалистов и при их хорошем техническом оснащении, в особенности в сочетании с управлением по проектам.

  1.  Факторы оптимизации производства в Студии

Одним из главных объектов менеджмента в «Студии Артемия Лебедева» является оптимизация производства, которая включает в себя поиск эффективных способов управления трудом, активизации человеческого фактора.

Перечень предоставляемых  услуг «Студии Артемия Лебедева» (рис.4):

  •  создание сайтов;
  •  графический дизайн (знаки и фирменные стили, книги и журналы, киноплакаты, плакаты, печатная реклама, каталоги и буклеты, компакт-диски, пластиковые карты);
  •  промышленный дизайн;
  •  проектирование и дизайн интерфейсов;
  •  дизайн среды, системы навигации и ориентирования;
  •  создание презентаций и видео.

Рис.4

Рассмотрим три основных фактора, характеризующие производство с точки зрения его сложности, ценности и необходимости.

Разнообразие умений и навыков персонала. Этот фактор характеризует степень, в которой работа в студии требует разнообразных действий при ее выполнении и которая предусматривает использование различных навыков и талантов работников.

Целостность и важность работы. Под этим параметром понимается завершенность рабочей операции как целой и определенной части работы, т.е. выполнение работы от начала и до конца с видимым результатом. С этим понятием тесно связана определенность задания со стороны менеджера. Понятие важности тесно связано с системой ценностей исполнителя. Работа может быть интересной и захватывающей, но люди будут оставаться неудовлетворенными до тех пор, пока они не почувствуют, что их работа представляет важность и ее необходимо выполнить.

Существенным здесь является последовательное определение подпроцессов  производства (в данном случае – разработка дизайна):

Граф взаимосвязи задач процессов производства

  1.  Проведение предпроектных исследований (базовая информация о товаре или услуге, определение целевой аудитории, мониторинг рынка конкурентов)
  2.  Разработка концепции дизайна данного товара или услуги (идеология и стиль)  
  3.  Техническая разработка дизайна (непосредственная реализация идеологии и стиля )
  4.  Тестирование и корректировка разработанного дизайна.

Обратная связь. Обратная связь обеспечивает получение работниками информации о качестве выполняемой ими работы. Важность обратной связи очевидна. Люди должны знать, насколько хорошо они выполняют свою работу. Менеджеры в студии являются важным источником подобной обратной связи.

Работа, удовлетворяющая всем описанным факторам, внутренне мотивирует работников, обеспечивает хорошее качество выполненного задания, приносит удовлетворение, способствует повышению производительности. Только такая работа дает возможность человеку к самовыражению.

  1.  Аналитическое исследование  особенностей имиджа менеджера и стратегии по его формированию
    1.  Анализ влияния имиджа Артемия Лебедева на производительность труда в Студии

Формируя собственный имидж, Артемий Лебедев организует и имидж студии в целом, ее корпоративную культуру. Основная цель корпоративной культуры, – помочь сотрудникам более продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение. А это в свою очередь приводит к улучшению показателей экономической эффективности деятельности организации в целом, в основе которого лежит специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п.

Грамотно поставленная кадровая работа, развитая корпоративная культура и система мотивации сотрудников повлияли на производительность труда в компании. Как видно из таблиц 3 и 4 (См. в Приложении) среднемесячная производительность труда на предприятии в 2005 году по сравнению с 2004 годом снизилась на 3,52%, а соответственно  и объем реализованной продукции на 0,53%. Это связано с тем, что общая  численность сотрудников Студии до 2005 года неуклонно росла. Прибыль возросла в связи со снижением себестоимости продукции и  ростом темпов сбыта – реализации проектов. Кроме того, доля руководящего состава в общей численности составляет достаточно высокий процент (Диаграмма 1).

Можно сделать вывод, что управленческий состав обладает необходимыми знаниями, навыками управления и анализа в современных условиях. Это объясняется в свою очередь тем, что основную часть руководителей составляют основатели Студии.

В 2006 г. по сравнению с 2005 напротив, среднемесячная выработка увеличилась на 163,75% в связи с уменьшением общей численности работников, повышение доли специалистов на предприятии из-за реструктуризации производства (для улучшения деятельности структурных подразделений), унификации технологического процесса для некоторых номенклатурных позиций, что позволило снизить время производства в рамках проектов и уменьшить их себестоимость.

Соответственно возрос и объем реализованной продукции на 155,82%, не смотря на рост себестоимости, связанный с повышением стоимости рекламы и материалов.

Все это позволяет сделать вывод: в 2006 г. деятельность Студии Артемия Лебедева была более эффективной и рентабельной по сравнению с предыдущими годами в связи с адаптацией, стабилизацией и мотивационной эффективности персонала в рамках реализации корпоративной культуры.

                               

  1.  Анализ влияния имиджа Артемия Лебедева на успешное функционирование организации

Рассмотрев характеристики компании «Студия Артемия Лебедева» и проанализировав продуктивность ее деятельности, я сделала следующие выводы:

  •  Имидж основателя компании, главного менеджера Артемия Лебедева тесно связан и проецируется на образ всей организации в целом; организуя себя, руководитель организует и корпоративные ценности в своей компании.

  •  Возможность отвечать за свою работу имеет огромное значение для Лебедева, как менеджера высшего звена.

Он готов отказаться от количественного развития компании только для того, чтобы иметь возможность самостоятельно контролировать работу. При этом идет постоянное качественное развитие компании.

По словам самого Артемия Лебедева студией его управляют три человека: один занимается деньгами, другой технологиями, а третий, то есть он - дизайном. И тот, кто занимается дизайном, - главный хотя бы потому, что его именем названа студия. Лебедев рассказывает, что менеджеры в компании нужны, но бизнес не может повелевать дизайнерами. При этом большинство людей боятся полагаться на себя, свою фантазию, свой взгляд на мир и свои идеи. И создавая что-то, предпочитают опереться на крепкое плечо авторитета.

«Нужно всегда делать своё, - считает Артемий. – Пусть 10 раз будет ошибка. Но один раз обязательно сработает, и потом можно накапливать успехи».

«Единственное, что имеет ценность, - считает Артемий, - это люди, с которыми пришлось поработать».

  •  В компании Лебедева идеально выстроен маркетинг.

Как утверждает классик маркетинга, Филипп Котлер, основная цель маркетинга заключается в том, чтобы добиться такого положения вещей, при котором товар будет сам себя продавать, и менеджеры по продажам даже не потребуются. Артемий Лебедев этой цели достиг. Не имея в компании ни одного менеджера по маркетингу и ни одного менеджера по продажам, отрицая сам по себе маркетинг, его компания не занимается поиском клиентов. Потому что клиенты занимаются поиском компании.

 

  •  Имидж руководителя и компании в целом участвует в мотивации персонала.

            Хотя  слова «мотивации персонала» запрещены в компании Лебедева: «У нас нет замотивированного персонала…». Но, в «Судии Артемия Лебедева» работают люди, которым интересно работать. Артемий принципиально против того, чтобы пытаться мотивировать человека, которому изначально не интересно. Нужно просто сразу брать людей, увлеченных своим делом.

            Если это бухучет – тогда тех, кто получает удовольствие от работы с цифрами. Если юриспруденция – тех, кто жизнь отдаст за возможность копаться в юридических формулировках. Такие люди есть, и найти их очень просто. Нужно только задаться именно этой целью, а не «мотивацией персонала». Например, для того, чтобы искать таких людей, Лебедев рекламирует свою компанию, как место, где «эксплуатируют труд людей, где им не доплачивают и заставляют тяжело работать». Поэтому люди, которые хотят получать большую зарплату, к нему даже не идут. А идут люди, которым очень интересно работать.

Таким образом, хотя «мотивация персонала» - запрещенное словосочетание, цель мотивации достигнута: люди хотят работать в его компании.

  •  Артемий Лебедев есть успешное воплощение руководителя с либеральным стилем управления.

             «Большего маразма, чем отслеживать дисциплину в компаниях, и держать, например, журнал, где учитывать время прихода-ухода, пока еще никто не придумал», - считает Артемий. Сделать это очень легко, и можно добиться выдающихся результатов: стопроцентной явки без опозданий. Вот только толку от этого не будет никакого. Люди не станут по этой причине работать лучше.

Существует единственный критерий оценки человека: «Плохо работаешь? – До свидания! Хорошо работаешь? – Добро пожаловать! Всё!»

В чем цель отслеживания дисциплины в компании?.. Очевидно, в том, чтобы повысить производительность труда. «Студии Артемия Лебедева» не нужна дисциплина, потому что они итак имеют мощнейшую производительность труда.

Если человек не хочет работать, его могут лишить премии, и, зная это – он вынужден работать. Он хотел бы опаздывать и пораньше уходить, чтобы меньше работать, но не может, потому что есть «трудовая дисциплина».

Если бы все люди всегда хотели работать, то трудовая дисциплина не существовала бы в природе. Так вот, у Лебедева – все люди всегда хотят работать. Он таких изначально принимает на работу.

  1.  Основания и правила  формирования имиджа 

Чаще всего человек задумывается о том, как его воспринимают окружающие, когда в его жизни предстоят те или иные перемены, или когда он преднамеренно их вызывает. Например, мы заканчиваем учится, и наша цель — найти работу. В этом случае студенты быстренько переодеваются из свитеров в костюмы или хотя бы приобретают папку, рубашку и галстук. Кто-то стремится выдвинуться из сотрудников в руководители, кто-то хочет утвердить себя в новом коллективе, или в старом коллективе, но в новом качестве, кто-то наконец-то отважился взять свою судьбу в руки и решить свои личные проблемы или завести знакомства, обрасти связями.

 Сознательная работа над имиджем в любом случае будет строиться на трех основаниях:

Во-первых, надо четко понимать ту жизненную роль, которую мы хотим исполнять, и ту жизненную цель, которую мы перед собой ставим. Так как для одной цели потребуется костюм, для другой — платье, а для третьей — платье с разрезом.

Во-вторых, надо перестать бояться себя и взглянуть правде в глаза, т. е. рассмотреть последовательно и внимательно все свои комплексы и защиты, чтобы, приближаясь к заветной цели, не оторвать слишком сильно свой внешний план от реальности, чтобы добиться признания других, а не просто их насмешить.

И в-третьих, сознательная работа над своей внешностью предполагает сознательную работу над своей личностью. Все очень хорошо знают, насколько велика роль первого впечатления для дальнейшего развития взаимоотношений. Но если за первым впечатлением ничего не стоит, то рано или поздно придется платить: окружающие не любят, когда их проводят на мякине. Не хочешь уподобляться — нечего вводить в заблуждение других. Сойти за своего — это только начало пути. Та сиюминутная выгода, которая может быть получена от демонстрации чистого образа, может обернуться потерей долговременных отношений. Быть честным иногда бывает значительно выгодней. Имидж предполагает гармонию внутреннего содержания и внешнего вида. Имидж не сложно сознательно «сформировать», значительно сложнее придать ему внутреннюю силу.

 Успех фирмы  в целом является слагаемым множества факторов.  Он зависит, в том числе, и от сложившегося или формируемого имиджа фирмы. В настоящее время реальной становится потребность выделиться в массе себе подобных, завоевать определенную известность, приобрести репутацию.

  Бизнесмены стремятся привлечь к себе внимание конкретных адресных групп: инвесторов акционеров, партнеров, потребителей и другие жизненно важные группы общества. И не случайно слово «имидж» у всех на слуху. Имиджи входят в сознание людей, заполняют все сферы человеческой деятельности и во многом управляют поведением людей.

 Так или иначе имидж, как социально психологический феномен, затрагивает жизнь любой организации. Имидж всегда социально обусловлен, оказывает активное воздействие на общественное мнение, кардинально влияет на результаты деловой активности. Отдельных слов заслуживает понятие обратной связи в процессе построения имидж. Необходимо, чтобы  между представлением, которое компания хочет создать о себе у потенциального клиента, и представлением о компании, которое существует у потенциального клиента, было как можно меньше различий.

Самым трудным здесь является определение стандартов совершенства, разработка всестороннего плана по созданию имиджа и выполнение его в определенные сроки. Вы не ошиблись, именно плана, ибо, если вы думаете, что положительный, прибыльный и привлекающий внимание имидж в традиционном понимании (создаваемый через рекламу, средствами связей с общественностью и т.д.) может сам по себе изменить качество вашего товара, услуг, скорее всего, вы ошибаетесь. Даже если это и случится само по себе, то займет годы. Стратегия по построению имиджа может сократить этот срок наполовину:            

  1.  Представление о компании.

Первый шаг в выполнении плана по созданию имиджа - закладка его фундамента: определение ценностей, целей, принципов и философии, на которых будет покоиться все здание плана. Без поддержки прочными балками, закрепленными в надежном фундаменте, план обречен на неудачу. Без фундамента все остальное не имеет смысла. Чтобы здание выдержало сильное землетрясение, оно должно составлять неразрывное целое с прочным фундаментом. Чтобы выжить в самых трудных ситуациях, бизнес, корпорация, страна должны покоиться на надежном основании –принципах, корпоративной философии и целях компании.

              Пожалуй, ни одна потребность сотрудника не имеет такого значения для поднятия морального настроя и укрепления преданности компании, как желание работников быть в курсе деятельности своей компании. Одной из основных обязанностей руководства должно стать постоянное ознакомление сотрудников с концепцией развития компании.

  1.  Соответсвие компании высоким стандартам

Принадлежность к компании с высокими стандартами внешнего вида и поведения поднимает моральный настрой персонала. Но некоторые руководители опасаются, что поддержание высоких стандартов внешнего вида и поведения может отрицательно сказаться на качестве труда сотрудников. Ничего подобного - как раз наоборот. Сам факт того, что компания нанимает на работу только хороших работников и тем самым поддерживает высокие стандарты, увеличивает ее привлекательность в глазах кандидатов на вакантные места. И конечно, укрепляет командный дух тех, кто уже там работает.

  1.  Создание документации

Изложение четких стандартов поведения и внешнего вида в письменном виде значительно облегчает решение проблем. Инструкция с изложенными в ней стандартами поможет вам начать любой разговор такого рода. Прекрасно, если разработка стандартов, должностных инструкций ведется одновременно с созданием компании, еще до приема на работу первого сотрудника. Предварительная работа укрепляет имидж компании и в будущем экономит время при решении проблем, связанных с сотрудниками. Многие из нас знают, насколько скучны бывают инструкции, поэтому свод правил компании должен быть

  Например, в правилах может говориться, что сотрудники должны брать отпуск в определенный период времени. Можно изменить стиль такого высказывания на более позитивный и написать, что компания предлагает своим сотрудникам брать отпуска летом, чтобы они могли лучше отдохнуть. Попробуйте включить в такую брошюру несколько относящихся к делу карикатур, и тогда она будет выглядеть значительно привлекательнее, ее прочтут куда охотнее. Когда новые сотрудники ознакомятся с должностными инструкциями, станет ясно, кто хочет работать в компании с определенными стандартами и целями, а кто не желает преодолевать поставленную планку.

  1.  Качество выпускаемой продукции

Также как и другие факторы на формирование имиджа может повлиять  качество выпускаемой продукции. Это единственный производственный фактор, влияющий на репутацию имиджа организации, - качество продукции и качество предоставляемых работ и услуг. Необходимо следить за качеством продукта и много и упорно работать. Тем не менее, если вы упустите из виду внешний имидж, вы обречены на неудачу. Большинство потребителей при первой покупке незнакомого товара оценивает его по тому, как он выглядит и как упакован, а если Вы не заставите покупателя купить Ваш товар первый раз, то второго можете и не дождаться. Для достижения долгосрочного успеха необходимо как качество продукта, так и внешний имидж.

  1.  Разработка правил  формирования имиджа  менеджера

Подводя итог вышесказанному, имиджем  менеджера является сформировавшийся образ с определенными ценностными характеристиками и чертами, оказывающими определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими. В связи с этим, можно сформулировать правила формирования имиджа руководителя, выделяя его основные компоненты:

1. Внешний облик (манера одеваться);

2. Тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т.д.);

3. Деловой этикет и протокол.

4. Этика делового общения.

  1.  Внешний облик.

Необходимо помнить, что одежда отражает и подчеркивает индивидуальность, характеризует делового человека как личность. Внешний облик делового человека – это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнер костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успеха в делах. Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров богатством своего облика: имитация богатства считается весьма неэтичным явлением в западном бизнесе.

Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешнему облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие – «деловой костюм». Он, конечно, учитывает последние веяния и тенденции в моде, но при этом остается в определенной степени строгим и консервативным. Осуществляя подбор костюма в широком смысле (т. е. учитывая все сопутствующие компоненты), деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами:

  •  единство стиля;
  •  соответствие стиля конкретной ситуации;
  •  сопоставимость цветов в цветовой гамме;
  •  совместимость фактуры материала;
  •  сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды;

соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, портфеля и т. п.) качеству основного костюма.

 Необходимо отметить, что главное правило, которое нужно выполнять, подбирая деловой костюм во всех его компонентах – общее впечатление опрятности, аккуратности и элегантности в одежде. Это должно заставить его партнера думать, что он столь же аккуратен будет в делах.

В последнее время такие аксессуары, как часы, очки, ручки, стали не столько «средствами производства» делового человека, сколько символами его благосостояния; однако они не должны отвлекать партнера  от общего восприятия вашего облика как квалифицированного специалиста и приятного собеседника.

Если талантливый мужчина может сделать карьеру, даже имея неудачный имидж, то для женщины это практически невозможно. Ключевыми факторами, которые производят положительное впечатление на окружающих, являются:

  •  элегантная одежда;
  •  привлекательная прическа;
  •  умелый макияж;
  •  впечатляющие аксессуары.

Таким образом, внешний облик менеджера является наглядной многомерной информацией: об экономических возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отношению к окружающим людям и т.д. Одежда является своеобразной визитной карточкой. Она оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко предопределяя их отношение друг к другу.

2. Тактика общения.

Для имиджа делового человека очень важна тактика общения, к которой предъявляются следующие требования:

1. Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и уметь оперативно пользоваться ими.

2. В деловом общении не следует допускать какой-либо конфронтации, а тем более конфликта. Однако по принципиальным позициям, возможны споры и расхождения. Главное, чтобы противостояние не переросло в личную неприязнь.

3. Умело использовать механизмы психологического воздействия: привязанность, симпатия, доверие, уважение и манеры.

Таким образом, можно сказать, что требования, предъявляемые к тактике общения, вполне осмыслены и при умелом их использовании деловой человек всегда будет достигать поставленных перед собой целей. Однако необходимо помнить о том, что эти требования нельзя рассматривать изолированно друг от друга, отдавая предпочтение одному, игнорируя остальные.

3. Деловой этикет и протокол.

Важную роль в современном деловом этикете играют визитные карточки – это небольшой лист тонкого картона (или плотной бумаги высокого качества), на котором напечатаны основные сведения о ее владельце. Обмен визитными карточками – обязательный атрибут первой личной встречи с деловыми партнерами. 

Этикет приветствий и представлений – совокупность правил и первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям. В современном деловом этикете выработаны некоторые правила относительно знакомства и приветствий в зависимости от пола, возраста и должности контактирующих людей, а также от того, находятся ли они в группе или в одиночку. Свод этих правил предполагает несколько основных качеств этики взаимоотношений: вежливость, естественность, достоинство и тактичность.

 Вежливость включает в себя такие важные элементы как: приветствие (в том числе рукопожатие) и представление, которые представляют собой особую форму взаимного уважения, и требует выполнения следующих правил:

  •  В любой ситуации приветствие должно показывать вашу расположенность и доброжелательность, т.е. на характере приветствия не должно сказываться ваше настроение или негативное отношение к другому человеку.
  •  В процессе взаимоотношений могут складываться различные ситуации, имеющие специфику приветствия, представления друг другу или рукопожатия. Эта специфика выражается главным образом в том, кто обладает правом или обязан быть первым в указанных действиях. Для наглядности отображения права или обязанности «первого шага» кого-либо из сотрудников в некоторых наиболее характерных ситуациях приведена таблица 1 в (см. Приложение).

Кроме этикета процедуры знакомства и приветствия, существуют еще и правила вербального этикета, связанного со стилем речи, принятым в общении деловых людей. Например:

  •  Вместо обращения по половому признаку часто используют слова «дамы», «господа» или «судари», «сударыни».
  •  При приветствии и прощании, кроме слов «Здравствуйте», «Добрый день» и «До свидания», желательно присоединение имени и отчества собеседника, особенно, если он занимает по отношению к вам подчиненное положение.
  •  Если позволяют условия и время беседы, возможен обмен нейтральными фразами: «Как дела?» – «Спасибо, нормально. Надеюсь, что и у Вас все обстоит хорошо» – «Спасибо, да».
  •  Допускается применение психологических приемов, таких как,   например, форм напутствия и краткой оценки общения. Это словесные обороты типа: «Удачи Вам», «Желаю успеха», «Приятно было встретиться».

Опыт показывает, что для обеспечения нормальных отношений с деловыми партнерами далеко не достаточно одних правовых норм. Очень важно еще и соблюдение определенных протокольных правил и обычаев, которые представлены в деловом протоколе.

Деловой протокол – свод правил, в соответствии, с которыми регулируется порядок различных церемоний, формы одежды, официальной переписки и т. д. Любое нарушение этих правил создаст трудности для стороны, допустившей нарушение, т.к. она должна будет принести извинения и найти способ исправить ошибку. Необходимость соблюдения деловыми людьми протокола заключается в следующем:

  •  Протокол, соблюдаемый при переговорах, подготовке различных договоров и соглашений, придает своей торжественностью большее значение и большее уважение к содержавшимся в них особо важным положениям.
  •  Протокол помогает создать дружественную и непринужденную обстановку на встречах, переговорах, приемах, что способствует взаимопониманию и достижению желаемых результатов.
  •  Хорошо поставленный и соблюдаемый церемониал и протокол – это, образно говоря, та «смазка», которая позволяет нормально, без помех, работать отлаженному механизму деловых отношений.

4. Этика делового общения.

Формирование у деловых людей соответствующих нравственных качеств и правил профессиональной этики является необходимым условием их повседневной деятельности. Как говорил наш великий русский писатель А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно -  и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Этику делового общения можно определить, как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».

Это правило применимо и к деловому общению по отношению к отдельным его видам:

  1.  «сверху – вниз» (руководитель – подчиненный),
  2.  «снизу – вверх» (подчиненный – руководитель),
  3.  «по горизонтали» (сотрудник – сотрудник))

  В деловом общении «сверху – вниз», это правило можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». 

Отношение руководителя к подчиненному влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируется в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения, в том числе и выбор форм распоряжения таких, как: приказ, просьба, вопрос так называемый «доброволец».

Приказ – чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.

 Просьба – используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности.

 Вопрос–«Если смысл заняться этим?» или «Как мы должны это сделать?» - Лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны быть инициативными и достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости.

 «Доброволец» («Кто хочет это сделать?») – подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но, тем не менее, она должна быть сделана. В этом случае доброволец надеется, что его энтузиазм будет соответствующем образом оценен в дальнейшей работе.

В деловом общении «снизу-вверх» общее этическое правило можно сформулировать следующим образом: «Относись к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать его своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать его своим недоброжелателем.

  •  Общий этический принцип общения «по горизонтали» можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Таким образом, хорошее знание и выполнение норм и правил делового этикета, протокола и этики являются одной из важных составляющих привлекательного имиджа менеджера, которые помогут ему добиться больших успехов в сфере управления и в деловой карьере.


Заключение

Основу любой организации составляет человеческий фактор, заключенный в знании субъектом управления своего дела, в умении организовать собственный труд  и работу коллектива, в заинтересованности, к саморазвитию и творческой деятельности. Центральной фигурой менеджмента выступает профессионал - управляющий, способный видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение для достижения поставленной цели. В этой связи менеджер должен обладать определенным профессиональными и личными качествами: высокой компетентностью, гибкости мышления, умением идти на риск, реализовывать намеченные планы, быть лидером в коллективе. Все сказанное выше можно совместить в двух словах – формирование имиджа.

Имидж — это регулярная работа над своей внешностью, направленная на приближение жизненных планов: выдвинуться в руководители, утвердиться в коллективе, решить личные проблемы или завести знакомства.

Формирование имиджа руководителя организации связанно как с объективными факторами (личностные качества, поведение, результаты деятельности), так и с субъективными (особенности индивидуального восприятия). Имидж делового человека и деловые взаимоотношения являются важными показателями социально-психологического климата коллектива и непосредственно взаимосвязаны друг с другом.

Имидж руководителя формируется как отдельно, так и в совокупности с созданием корпоративных ценностей и имиджа организации в целом.

   Основной целью формирования имиджа является моделирование способа восприятия руководителя подчиненными, при котором он органично вписывается в систему ожиданий подчиненных, соответствующую сложившемуся типу корпоративной культуры.

 Главная функция имиджа — приведение действий руководителя в соответствие с  ожиданиями подчиненных. Эта функция следует из простейшего требования объяснимости действий человека для окружающих. То есть, чем однозначнее интерпретируются действия человека, чем легче их объяснить, тем больше степень понимания и, следовательно, положительной оценки этих действий. Зарождения энтузиазма у персонала, поддержания желания эффективно трудиться есть наиболее ответственная и сложная цель деятельности менеджера. В связи с этим грамотное формирование своего имиджа и стиля являются основным инструментом в решении следующих задач:

  •  заинтересовать каждого работника в повышении своей квалификации, используя индивидуальный подход к каждому члену коллектива, позволяющий максимально использовать его потенциал ;
  •  создание здорового психологического климата в коллективе.
  •  умение найти необходимый инструмент, средство воздействия на коллектив и каждого его члена.

В данной курсовой работе мной было проведено обширное и всестороннее исследование понятий «имидж» и «стиль руководства», проанализированы их аспекты на примере «Студии Артемия Лебедева». Рассматривая эту компанию и имидж ее создателя, я убедилась, что встречается достаточное количество лиц, которые специально не заботятся о своем имидже, тем не менее, в силу собственного природного чутья, этот имидж имеют.

Имидж призван сделать человека выделяющимся, отличающимся от окружающих. Хотя иногда приходится решать и противоположные задачи: «сливаться с местностью» и создавать ничего не выражающий имидж, как, например, психологу на консультации или частному предпринимателю перед походом в налоговую инспекцию.

Имидж — это всегда, с одной стороны, свертывание информации о себе, а с другой стороны — выпячивание отдельных сторон личности.

Имидж — это символ, который без слов сообщает окружающим, на какой социальной ступени мы стоим, какой профессиональной группе принадлежим, какой у нас характер, вкус, семейное положение и главное — намерения в жизни.

Если выразиться более полно, то имидж — это наша регулярная работа над своей внешностью, направленная на приближение наших жизненных планов.


Список литературы

  1.  Анри Файоль. «Генеральный и промышленный менеджмент». – М., 2003 г.
  2.  Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб.: Питер Пресс, 2000.
  3.  Боулдинг, К. Общая теория систем - скелет науки // Исследования по общей теории систем. — М.: Наука, 1969.
  4.  Виханский О. С., Наумов А. И. В41 Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002.
  5.  Гуревич П.С. Философия человека. - Ч. 2.   М.: Наука, 2001.
  6.  Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. Политическое консультирование. – Питер, 2005 г
  7.  Магура М.И., Курбатова Е.Б. Современные персонал-технологии. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003
  8.  Мескон М. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1999.
  9.  Психология: Словарь. – М.: Наука, 1998.
  10.  Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
  11.  Радугин А.А. «Основы менеджмента», Москва, Центр, 2001.
  12.   Ромашев О.В., Социология и психология управления. – М.: Норма, 2002.
  13.  Сестры Сорины (Коробцева Н.А., Петрова Е.А.;)  «Истоки имиджа»; М.;«Гном-Пресс»; 1999.
  14.  Сестры Сорины; «Необходимый имидж»; М.; «Гном-Пресс»; 1999.
  15.  Таранов П.С. Приемы влияния на людей. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
  16.  Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. Питер, 2004 г.
  17.  http://www.azart.az/forum/showthread.php?t=107
  18.  http://www.artlebedev.ru/studio/
  19.  http://publicweb.ru/2007/11/21/39
  20.  http://subscribe.ru/archive/economics.school.speak/200712/11122305.html
  21.  http://www.marketing-ua.com/articles.php?articleId=381
  22.  http://evartist.narod.ru/text3/11.htm
  23.  http://www.rb.ru/biz/companies/show/7157

 

Приложение

Таблица 1

Правила приветствия

Ситуация

или вариант встречи

сотрудников

Должен быть первым при:

приветствии

рукопожатии

представлении

Мужчина

Женщина

+

+

+

Старший по возрасту

Младший по возрасту

+

+

+

Старший по должности

Младший по должности

+

+

+

Проходящий мимо группы

Стоящий в группе

+

+

+

Входящий в комнату

Находящийся в комнате

+

+

+

+

Обгоняющий идущего

+

Руководитель делегации,

входящий в комнату

Руководитель делегации, находящийся в комнате

+

+

+

 Знаком «+» обозначен первый из сотрудников, производящий действие в                 рассматриваемой ситуации

Таблица 2

Стиль управления

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Сущность стиля

Сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя

Личное установление целей и выбор средств их достижения

Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у руководителя

Принятие решений разделено по уровням на основе участия

Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях

Снятие менеджером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации

Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме

Коммуникации строятся в основном по горизонтали

Сильные стороны

Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата

Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении

Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства менеджера

Слабые стороны

Сдерживается индивидуальная инициатива

Требует много времени на принятие решений

Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства руководителя


Анализ производительности труда в Студии Артемия Лебедева

Таблица 3

Основные технико-экономические показатели Студии Артемия Лебедева в   2004-2006 гг.

Показатели

2004 г.

2005 г.

Рост к 2005г.

2006 г.

Рост к 2006 г.

Абсолютный

Относительный

Абсолютный

Относительный

Объем реализованных проектов, услуг, т.р.

118536

117911

-625

99,47

301643

183732

255,82

Себестоимость проектов, услуг, т.р.

108794

106387

-2407

97,79

264626

158239

248,74

Численность , чел.

2319

2393

74

103,19

2320

-73

96,95

Фонд оплаты труда, т.р.

35383

47212

11829

133,43

67089

19877

142,10

Среднегодовая заработная плата одного работника,т.р.

152,4

196,8

4,44

129,13

289,2

9,24

146,95

Среднемесячна заработная плата, т.р./мес.

12,7

16,4

0,37

129,13

24,1

0,77

146,95

Cреднегодовая выработка

51,12

49,32

-1,8

96,48

130,08

80,68

263,75

Среднемесячная выработка

4,26

4,11

-0,15

96,48

10,84

6,73

263,75

Опережение темпа роста з/пл. над темпами выработки

-32,65

116,80

Прибыль от реализации проектов, т.р.

9742

11524

1782

118,29

37017

25493

321,22

Рентабельность продаж, %

8,22

9,77

1,55

118,85

12,27

2,50

125,59

Таблица 4

Структура численности персонала Студии Артемия Лебедева

Показатели

2004 г.

2005 .

Рост к 2005 году

2006 г

Рост к 2006 г

Абсолютный

относительный

Абсолютный

Относительный

Среднесписочная численность работников,чел.

2319

2393

74

103,19

2320

-73

96,95

рабочие

1530

1595

65

104,25

1533

-62

96,11

Удельный вес в общем составе, %

65,98

66,65

0,67

101,02

66,08

-0,57

99,14

служащие

47

33

-14

70,21

32

-1

96,97

Удельный вес в общем составе, %

2,03

1,38

-0,65

67,98

1,38

-

-

Специалисты

360

383

23

106,39

383

-

-

Удельный вес в общем составе, %

15,52

16

0,48

103,1

16,51

0,51

103,18

Руководители

382

382

-

-

372

-10

97,38

Удельный вес в общем составе, %

16,47

15,96

-0,51

96,90

16,04

0,08

100,5

Автократичный

Либеральный

Демократичный

Стили руководства

4

3

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45642. Схема маркетингового исследования и его этапы 33 KB
  Схема маркетингового исследования и его этапы. Схема маркетингового исследования Причины возникновения и актуальности проведения маркетинговых исследований: Возросла конкуренция в неценовых позициях; Конкуренция на уровне потребностей; Международные рынки. подготовка отчета о результатах исследования КОТЛЕР 1. Цель исследования зависит от фактически сложившейся рыночной ситуации.
45643. Маркетинговые исследования в рекламе 33.5 KB
  Обычно используются следующие разновидности тестов. Парные сравнительные тесты. Этот тест гораздо точнее предыдущего. Копитест или театральный тест.